Книга Авиация России и санкции - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Николаевич Хурсевич. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Авиация России и санкции
Авиация России и санкции
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Авиация России и санкции


171Суть этого тезиса легче всего можно проиллюстрировать на примере применяемых в США подходов к определению составных частей расходов на военную авиационную технику (рисунок 2.18):

–«flyaway cost» – стоимость производства одного самолёта с учётом всех необходимых материалов, трудозатрат и стоимости производственной линии;

–«weapon cost» (в более широком смысле – «procurement cost») – общая стоимость боевой системы, равная «flyaway cost» + стоимость вспомогательного оборудования и инструмента, идущего в комплекте с самолётом + техподдержка изготовителя и базовый комплект запчастей. «Weapon/procurement cost» на 40% больше «flyaway cost»;

–«program acquisition cost» – общая стоимость разработки и создания авиационного комплекса, с учётом стоимости всех НИОКР, постройки прототипов и затрат на прохождение заводских и государственных испытаний (обычно – половина стоимости всей программы. Учёт «program acquisition cost» увеличивает «Weapon/procurement cost» вдвое;

–«life cycle cost» – стоимость всего жизненного цикла системы, которая включает производственные расходы, затраты на НИОКР, модернизацию, запчасти, топливо, подготовку и содержание пилотов, утилизацию по окончанию срока службы.

В нашем случае обоснование и финансирование практически всех проектов ориентировано на «flyaway cost», что позволяет создать иллюзию возможности дешёвого и быстрого решения задач бюрократических структур, финансирующих проект. В дальнейшем идёт ползучее увеличение стоимости длительности осуществления проекта вплоть до «life cycle cost». По мотивам предотвращения потери аппаратного веса и должности, а также для исключения угрозы негативных уголовно-правовых последствий лица, принимающие решения, крайне редко закрывают неудачные проекты, даже если провал этих проектов был обусловлен объективными обстоятельствами и стал очевиден. Как рыночные, так и административные инструменты управления при этом применяются взаимопротиворечиво и неэффективно.

Суть укоренившегося в российском авиапроме «самолёт оцентричного»/ «вертолётоцентричного» подхода состоит в том, что ключевая задача авиастроения – разработка и производство летательного аппарата (агрегата, устройства, системы), тактико-технические и финансово-экономические характеристики интуитивно устраивают отдельного функционера или функционеров:

–главный критерий успеха – валовое производство летательных аппаратов, при ответственности эксплуатанта за организацию их применения, подготовку персонала, формирование ремонтно-сервисной сети и обеспечение рентабельности;

–допустимой практикой является мелкосерийное производство авиатехники, её узлов и агрегатов, в том числе на условиях, исключающих окупаемость проекта;

–инновационность отрасли обеспечивается преимущественно бюджетными НИОКР, ориентированными на получение нового летательного аппарата, а не критически важных, но менее перспективных для публичной демонстрации компонентов (двигателя, авионики и т.п.).

Данный подход радикально отстаёт от тенденций развития мировой авиации, в соответствии с которыми время, когда ключевой частью авиатранспортной системы являлось воздушное судно и все усилия были сосредоточены на улучшении его потребительских и эксплуатационных качеств, безвозвратно прошло. Сегодня ключевой задачей является оптимизация и улучшение авиатранспортной системы как среды функционирования воздушного судна и все усилия должны быть сосредоточены на улучшении управляемости системы в целом, повышении её безопасности, доступности и качества услуг, снижении экологического ущерба172.

«Самолётоцентричный» / «вертолётоцентричный» подход может существовать лишь в том случае, если государство в одном лице является заказчиком, изготовителем, и потребителем авиатехники, способным сконцентрировать все ресурсы национальной экономики на решении поставленных задач, не считаясь с издержками. В этом контексте на второй план отходят вопросы:

–организации технического обслуживания и ремонта (далее— ТОиР), равно как и формирование всей системы послепродажного обслуживания (далее – ППО);

–маркетинга и продвижения продукции, которые раньше на внутреннем рынке решались распределением через органы государственного планирования, а на внешнем – профильными союзными ведомствами и органами СЭВ;

–взаимодействия с финансовой системой.

Последствия искажённого понимания продукта авиастроения можно про-иллюстрировать на примере проекта создания и продвижения на рынок ближнемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта Russian Regional Jet (RRJ60/75/95), получившего с 17 июля 2006 г. название Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100)173 (далее по тексту – «SSJ-100»), который стал первым пассажирским самолётом, разработанным в постсоветский период.

Многие особенности проекта были революционны. До его реализации отрасль не только находилась вне международных воспроизводственных цепочек за пределами стран социалистического лагеря, но даже не двигалась в направлении выстраивания кооперационных связей с лидерами мирового рынка. Единственным заказчиком гражданской авиатехники было государство, которое определяло техническое задание на производство самолётов, организовывало их обслуживание и сбыт за рубеж.

Проект создания SSJ-100 был начат на пороге 2000-х годов в период реализации в отечественном авиастроении «Стратегии рыночного фундаментализма» – 1991–2006 гг., предполагавшей практически самостоятельную интеграцию конкурентоспособных предприятий в мировой рынок.

I.Бизнес-модель создания SSJ-100 полностью соответствовала лучшим мировым стандартам, с использованием, согласно национальным традициям, ресурсов военного самолётостроения (как кадровых, так и прибыли от контрактов по военно-техническому сотрудничеству):

1.Для решения задач маркетинга, формирования конкурентной системы поставщиков и продвижения проекта, с учётом практически полного отсутствия опыта в этих сферах у отечественных авиастроителей, была привлечена компания Boeing. Эта же фирма стала главным консультантом проекта;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Липман М., Петров Н. Россия–2020: сценарии развития // https://carnegieendowment. org/files/WP1–2012_2020_Rus.pdf

2

Божьева О. Старые самолёты миротворцев: мятеж в Казахстане обнажил проблемы российского авиапрома // https://www.mk.ru/politics/2022/01/12/starye-samolety-mirotvorcev-myatezh-v-kazakhstane-obnazhil-problemy-rossiyskogo-aviaproma.html?from=main_omk

3

См.,например,Рогуленко Т.М., Торпашов В.С. Краткий очерк становления современной отечественной авиаотрасли и роль государства в её развитии // Тенденции развития науки и образования. https://elibrary.ru/item.asp?id=26337225

4

См., например, https://naukatehnika.com/slovar-ponyatij.html

5

https://gosniias.ru

6

См., например, ГОСТ Р 57258–2016 Системы беспилотные авиационные. Термины и определения. Утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 ноября 2016 г. № 1674.

7

Справочник по терминологии в оборонной сфере https://dictionary.mil.ru/folder/123087/ item/129930/

8

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55585–2013 «Воздушный транспорт. Система уп-равления безопасностью полётов воздушных судов. Термины и определения» (утв. прика-зом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2013 г. № 1143-ст).

9

Авиапром России в эпоху перемен (1991–2016). – М.: ОАО «Авиапром», 2017. С. 12.

10

Схема составлена на основе данных: История авиационной промышленности России.

МАП СССР (1946–1991). – М.: ОАО «Авиапром», 2016. С. 653–658.

11

Торкунов А.В. Современные международные отношения. – М.: РОССПЭН, 2001. С. 52.

12

Масловский Л. Легендарный СЭВ: как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха // https://tvzvezda.ru/news/qhistory/content/201710310838-ykvg.htm

13

Шапкин В., Кан А. Развитие авиатранспортных систем: мировые тенденции и российские перспективы. АвиаСоюз № 2 (85) апрель-май 2021 // http://www.aviasouz.com/85.pdf

14

Положение о Министерстве авиационной промышленности СССР (МАП СССР).Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 2 октября 1969 г. № 783.

15

Положение о Министерстве гражданской авиации СССР (МГА СССР). Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1984 г. № 735.

16

История авиационной промышленности России. МАП СССР (1946–1991). – М.: ОАО

«Авиапром», 2016. С. 700.

17

История В/О «Авиаэкспорт» // http://www.aviaexport.com/about/history/

18

Авиапром России в эпоху перемен (1991–2016). – М.: ОАО «Авиапром», 2017. C. 792, 23, 604.

19

История авиационной промышленности России. МАП СССР (1946–1991). – М.: ОАО

«Авиапром», 2016. С. 24.

20

Постановление Госсовета СССР от 14 ноября 1991 г. № ГС-13 «Об упразднении министерств и других центральных органов управления СССР».

21

Резникович А. Монополистическое отечество в опасности // https://www.kommersant. ru/doc/22647

22

Перечисленные стратегии в представленном виде не декларировалась и не формулировалась. Тем не менее, как будет показано ниже, именно эти стратегии реализовывались на практике.

23

История авиационной промышленности России // http://newsruss.ru/doc/index.php

24

Авиапром России в эпоху перемен (1991–2016). —М.: ОАО «Авиапром»,2017.С.700–701.

25

Авиапром России в эпоху перемен (1991–2016). – М.: ОАО «Авиапром», 2017. С. 21.

26

Хроника пикирующего авиапрома // https://kapital-rus.ru/articles/article/hronika_ pikiruyuschego_aviaproma/

27

Авиапром России в эпоху перемен (1991–2016). – М.: ОАО «Авиапром», 2017. С. 33.

28

Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.) » утверждена постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 г. № 713, Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиатехники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» утверждена постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 г. № 728.

29

Указ Президента РФ от20 февраля 2006 г. № 140 «Об открытом акционерном обществе «Объединённая авиастроительная корпорация».

30

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии».

31

Сергей Чемезов. На базе авиакластера мы создаём полноценного игрока мировой авиационной арены // https://www.vedomosti.ru/partner/characters/2021/07/12/877735-mi-sozdaem-polnotsennogo-igroka-mirovoi-aviatsionnoi-areni?utm_campaign=vedomosti_ teaser_300x600&utm_medium=teaser&utm_source=vedomosti.ru

32

Алексей Фёдоров. Не идти вперёд – значит двигаться назад // https://www.aex.ru/ fdocs/2/2007/11/30/15492/print/

33

Грицкова А. A350 пролетит мимо ОАК // https://www.kommersant.ru/doc/913456

34

Авиапром России в эпоху перемен (1991–2016). – М.: ОАО «Авиапром», 2017. С. 61.

35

http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/46589

36

Air transport, passengers carried. World bank // https://data.worldbank.org/indicator/IS.AIR. PSGR?+view=chart&end=2018&start=1970

37

https://www.levada.ru/2016/04/26/nalichie-zagranpasporta-i-poezdki-za-rubezh/

38

Стратегия свёртывания региональных и местных авиаперевозок никогда и никем не декларировалась и, скорее всего, не формулировалась. Тем не менее, как будет показано ниже, именно эта стратегия жёстко реализуется регулятором на практике без сколько-нибудь существенных отклонений на протяжении, как минимум, последних 10–15 лет.

39

Руководитель Росавиации Александр Нерадько: «О состоянии и перспективах развития гражданской авиации России» // https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=7427

40

Проект Стратегии развития региональных и местных авиаперевозок в Российской Федерации на период до 2035 года // АЮ-Д1–22/1232 от 31.01.2020 г.

41

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до

2035 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября2021 года № 3363-р.

42

https://www.britannica.com/technology/aerospace-industry/Aerospace-products-manufac-turers-and-markets#ref225642

43

https://www.britannica.com/technology/aerospace-industry/Aerospace-products-manufac-turers-and-markets#ref225642

44

Диаграмма составлена на основе данных: WORLD AIR FORCES 2021 // https://www. flightglobal.com/download?ac=75345

45

World air forces 2021 // https://www.flightglobal.com/download?ac=75345

46

https://www.britannica.com/technology/aerospace-industry/Aerospace-products-manufac-turers-and-markets#ref225642

47

Size of aircraft fleets by region worldwide in 2019 and 2039 // https://www.statista.com/statis-tics/262971/aircraft-fleets-by-region-worldwide/ Popkova E., Bruno S., Volgina N., Kidun E. Global Civil Aircraft Industry: Modern Trends // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7972281/

48

Диаграмма составлена на основе данных: Popkova E., Bruno S., Volgina N., Kidun E. Global Civil Aircraft Industry: Modern Trends // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7972281/

49

Popkova E., Bruno S., Volgina N., Kidun E. Global Civil Aircraft Industry: Modern Trends // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7972281/

50

Диаграмма составлена на основе данных: Транспорт в России 2020. Статистический сборник Москва 2020 // https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/UbzIvBZj/Transport_2020.pdf

51

Расчёты выполнены на основе данных: Air transport, passengers carried. World bank // https://data.worldbank.org/indicator/IS.AIR.PSGR?+view=chart&end=2018&start=1970; Перевозки пассажиров в России – итоги 2019 года // https://www.aviastat.ru/statistics/12-perevozki-passazhirov-v-rossii-itogi-2019-goda

52

Диаграмма составлена на основе данных: https://www.boeing.com/resources/boeingdot-com/market/assets/downloads/2020_CMO_PDF_Download.pdf

53

Рынок авиаперевозок. Стратегический отчёт // http://ar2019.aeroflot.ru/reports/aeroflot/ annual/2019/gb/Russian/2020/.html

54

См., например, Aerospace manufacturing attractiveness rankings // https://www.pwc. com/us/en/industrial-products/publications/assets/pwc-aerospace-manufacturing-attractive-ness-rankings-2018.pdf, PwC. Aerospace manufacturing attractiveness rankings 2019// https:// industrytoday.com/wp-content/uploads/2019/09/Aerospace-Mfg-Index-2019_Final-v2.pdf, 2020 Aerospace manufacturing attractiveness rankings A geographic assessment for aerospace manu-facturing investments // https://www.pwc.com/us/en/industries/aerospace-defense/assets/pwc-ffg-aerospace-defense-manufacturing-annual-report-2020.pdf

55

Global aerospace and defense // https://www.pwc.com/us/en/industrial-products/publica-tions/assets/pwc-aerospace-defense-annual-industry-performance-outlook-2021.pdf

56

Салихов М.Р., Кондратьев С.В. Импортная продукция: доля в розничных продажах // https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/530397994.pdf

57

Товарные знаки в цене // https://www.kommersant.ru/doc/5158278

58

2021 Global 250: The World's Largest Patent Holders // https://www.ificlaims.com/rankings-global-assets-2021.htm

59

Приворотская С.Г. Факторы конкурентоспособности на международном рынке авиастроения // Transport business in Russia https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-konkurentosposobnosti-na-mezhdunarodnom-rynke-aviastroeniya/viewer (с. 112–114).

60

Книвель А.Я. ИКАО, безопасность полётов и конкурентоспособность российской авиации на мировом рынке // https://www.aex.ru/docs/4/2019/12/2/2986/

61

«Большие вызовы» для авиации, авиастроения и развития новых технологий. Ис-следование НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» // https://www.i-mash.ru/materials/ opinions/93499-bolshie-vyzovy-dlja-aviacii-aviastroenija-i.html

62

Шапкин В., Кан. А. Развитие авиатранспортных систем: мировые тенденции и российские перспективы. АвиаСоюз № 2 (85) апрель-май 2021 // http://www.aviasouz.com/85.pdf

63

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р.

64

Расчёты выполнены на основе данных Росстата https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1

http://www.autotruck-press.ru/articles/997/

65

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р.

66

Диаграмма составлена на основе: Данные по годам и объёмам выпуска воздушных судов // https://russianplanes.net/prodyears

67

Диаграммы составлены на основе данных: Нерадько А.В. Через 10 лет задачи усложнились многократно // https://favt.gov.ru/novosti-novosti?id=5307; Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р.

68

Диаграммы составлены на основе данных: Нерадько А.В. Через 10 лет задачи усложнились многократно // https://favt.gov.ru/novosti-novosti?id=5307; Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать? https://zen.yandex.ru/media/letaem_vmeste/aviapark-rossii-na-chem-letali-na-chem-budem-letat-5e902b1c40d28e0a64d32e04

69

Небо общего назначения: почему малая авиация спасёт страну от коллапса// Известия // https://iz.ru/870081/ignat-shestakov/nebo-obshchego-naznacheniia-pochemu-malaia-aviatciia-spaset-stranu-ot-kollapsa

70

Диаграмма составлена на основе данных: Транспорт в России 2020. Статистический сборник Москва 2020 // https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/UbzIvBZj/Transport_2020.pdf

71

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р.

72

Юферев С. Крутое пике. Российское авиастроение сокращает объёмы выпуска // https:// topwar.ru/157031-krutoe-pike-rossijskoe-aviastroenie-sokraschaet-obemy-vypuska.html

73

Вертолётная отрасль на пороге перемен – кратчайший путь к успеху обсудили на пленарной сессии HeliRussia 2021 // https://news.rambler.ru/weapon/46596552/?utm_content=news_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

74

Статистика и диаграмма сформированы на основе данных: Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р.

75

Богинский А. Пандемия не может замедлить устаревание техники // https://www. kommersant.ru/doc/4917552

76

Диаграмма составлена на основе данных: Нерадько А.В. Через 10 лет задачи усложнились многократно // https://favt.gov.ru/novosti-novosti?id=5307; Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать? https://zen.yandex.ru/media/letaem_vmeste/aviapark-rossii-na-chem-letali-na-chem-budem-letat-5e902b1c40d28e0a64d32e04

77

Востребованность и необходимость развития авиации общего назначения в России // http://www.flarf.ru/uploads/-849719597.pdf

78

Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации // https://favt.gov.ru/opendata-table?id=2500

79

Диаграмма и расчёты выполнены на основе данных: Доклад «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2020 году, основных задачах на 2021 год и среднесрочную перспективу» // https://favt.gov.ru/o-rosaviacii-kollegija-materially/?id=7579

80

Научно-технический отчёт Межотраслевого аналитического центра № 01–19/ААП от 27.12.2019 г. С. 30

81

См., например, Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утверждённая распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. 2600-р.

82

Проект Приказа Министерства промышленности и торговли РФ «Об утверждении Положения о методическом совете экспериментальной авиации по лётным испытаниям» (подготовлен Минпромторгом России 23.11.2016 г.) // internet.garant.ru/#/document/56692604

83

Положение «Об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации» // Постановление Правительства РФ от26 июня 1998 г. № 655.

84

См., например, Перечень поручений по итогам проверки исполнения поручений Президента по вопросам повышения транспортной доступности, развития малой авиации, утв. Президентом РФ 26 июля 2017 г. № Пр-1449), Подпрограмма «Малая авиация» Государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» // Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. 2509-р, Нераскрывшиеся крылья Родины // https://profile.ru/society/neraskryvshiesya-krylya-rodiny-193395/ и др.

85

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года // https://internet.garant.ru/#/document/72116310

86

Наставление по производству полётов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85), утверждённое приказом МГА СССР т 8 апреля 1985 года № 77.

87

Мал золотник, да дорог // https://www.aviaport.ru/digest/2012/08/04/238513.html

88

Минигулов С. Сегодня АОН России держится исключительно на энтузиастах // http:// www.flarf.ru/uploads/-849719597.pdf

89

Глава Росавиации Александр Нерадько о национальных интересах, сертификатах и фантиках // https://www.kommersant.ru/doc/4172112

90

ВзК РФ, ст. 8.

91

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года // утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р.

92

Нерадько А.В. Региональные авиаперевозки, минуя Москву, с 2000 года выросли в

3,5 раза // https://aviation21.ru/a-neradko-regionalnye-aviaperevozki-minuya-moskvu-s-2000-goda-vyrosli-v-35-raza/

93

По данным: Региональная авиация России и СНГ // Центр стратегических разработок в гражданской авиации // http://aviacenter.org/d/166600/d/o-perspektivah-razvitiya-rossiyskoy-grazhdanskoy – aviacii-i-samoletostroeniya-v-segmente-maloyaviac_9.pdf (дата обращения: 03.02.2020); О целевых показателях и Подпрограмме развития малой авиации // АОПА Россия (https://aopa.ru/assets/files/2018–12–19_Razvitiemaloi%CC%86-aviacii.pdf).