Книга Страх. Мышление. История - читать онлайн бесплатно, автор Олег Иванович Урсан. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Страх. Мышление. История
Страх. Мышление. История
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Страх. Мышление. История

Религиозные верования семитов унаследовали прежнюю традицию культа семьи, преклоняясь Богу Элу, богу грозы Баал и богине плодородия Астаре. Для того, чтобы угодить богам, семиты приносили в жертву верблюдов и баранов. Культ камней, политеизм стали базовыми характеристиками верования. Специалист в области истории религий Смит Р. писал, что «верования семитов не несут на себе печати индивидуального сознания и не базируются на авторитете личности. Семитская идеология предусматривает веровать и поступать так, как делали раньше их отцы, ибо любая существующая религия не может начаться с tabula rasa»[16].

История религиозных видений Древней Греции начинается с устрашающего образа Горгоны и заканчивается страхом перед богами, усмирить которых можно было только частыми жертвоприношениями. История возникновения вселенной начинается с рассказа о том, что изначально повсюду царила пустота и мрак. Затем боги производили на свет других богов, отвечающих за всё, что окружает человека на земле, и всё, что находится под ней, и на небе. Олимпийские боги, имеющие антропоморфные черты, являлись повелителями всех физических, климатических и окружающих людей явлений. Помимо богов, у древних греков особое положение имели и герои, родившиеся по преданию от связей богов со смертными девушками.

Религия древних греков насыщена историями борьбы, противостояний и даже спорами между богами. Например, известная история о споре Афродиты, Афины и Геры о превосходстве красоты. Бог Парис выбрал Афродиту, чем вызвал гнев со стороны оставшихся двух. Коварность и свирепость бога войны Ареса, чудовищный образ змееволосой Медузы устрашали древнегреческий народ с целью усмирения, преклонения и принесения многочисленных жертвоприношений. Дары богам были различными, от животных до вина, мёда, цветов и др. Часть из них съедалась, другая часть сжигалась.

Состоящие из тысячи богов хеттские верования были переданы протохеттами и заимствованы от других древних индоевропейских культур. С гендерной точки зрения стоит отметить наличие как мужских, так и женских богов. Особый статус имела Богиня-мать Ма. В некоторых хеттских повествованиях упоминается история о Всемирном потопе, вероятно перенятом из богатой культуры Месопотамии. Хеттская «Поэма о царствовании на небесах» описывает образы богов стихий и важность жертвоприношений.

Известно, что образ жизни народов «диктовал» образ богов. Народы, проживающие в горах, представляли себе богов-властителей гор, а также в образе орлов, коршунов. Жители Египта полностью зависели от реки Нил. Благодаря основному источнику воды, флоры и фауны они создали Бога Хапи – покровителя урожая и ежегодных разливов. Скифские народы не исключение. Они сформировали богов, покровительствующих земле, солнцу, воде и огню. Главным божеством была Богиня Табити, которая приносила людям свет. Страх перед смертью отсутствовал в силу воинственного характера скифов и уверенности в существовании загробного мира.

О верованиях славян известно не так много в силу отсутствия письменных источников. В результате археологических изысканий на евроазиатском континенте удалось найти схожие по образу божества, высеченные из дерева и камня. Историки считают, что славянские народы преклонялись силам природы, обожествляя деревья, животных и камни, что в принципе характерно для многих народов древности. Боги славян изображались часто с двумя и более головами. Например, бог западных славян Святовит изображался с 4 головами. Возможно, это связано с представлениями славян об основных стихиях природы: вода, земля, воздух и огонь. По другим соображениям, указывались географические координаты севера, юга, запада и востока в силу миграции и частого переселения. Страх перед болезнью, неудачей и смертью возлагался на утешение со стороны колдунов, которые также выступали в качестве основных знахарей.

Религиозные представления древних германцев частично описаны в древнеисландских источниках. По всей видимости, на них повлияла скандинавская мифология. Априори у германцев не было единой религии, так как каждое племя, географически и с точки зрения культуры, сформировало свои видения о бытии. В религии древних германцев также отмечаются следы архаичной формы верований, как тотемизм, особенно в названиях племён: херуски от hirch (олень), эбуроны от eber (кабан) и др.[17]. Весомое место занимали гадания по полёту птиц и по поведению животных, особенно лошадей.

Кельтский политеизм был распространен от Иберийского полуострова до Британских островов, а также Балканских и островов Малой Азии. Божества древних кельтов изображались с двумя и более головами. Например, найденный в 1867 году в Париже барельеф показывает трёхглавое божество. Верования кельтов основывались на почитании деревьев, гор и скал, а также героических воинов. Самым важным божеством был Бог Луг, покровительствовавший ремеслу и свету. Тиранис, бог грома и духовного мира, а также Бог Огмиос, бог войны. Важно отметить, что в отличие от локальных верований древних германцев, кельты имели более унитарные и общие религиозные видения, что позднее способствовало быстрому сплочению и созданию общей нации. Например, богиня-мать в Ирландии называлась Дану, а в Уэльсе – Дон, богиня воды в Галии называлась Секвена, а в Британии – Сулис. После завоевания римлянами кельтских земель все стали отождествлять общих богов с общими названиями. Такой феномен вошёл в историю как «римская интерпретация», то есть процесс отождествления единых богов с единой религиозной атрибутикой, но с сохранением локальных обозначений богов.

Религия кельтов была переполнена заклинаниями и проклятиями. Например, в обращении к богам кельты выражали не только свой страх, но и готовность принять все тяжести наказания грехопадения: «Если я нарушу свою клятву, то пусть Земля откроется чтобы проглотить меня, море подымется, чтобы утопить меня и небо упадёт на меня»[18]. Из поэмы «Битва деревьев» можем резюмировать, что страх перед смертью не был выражен, так как кельты верили в жизнь после смерти, а также в то, что душа человека находится в голове, поэтому особое место занимало сохранение черепа умершего. Дикий кабан олицетворял духовную власть, поэтому убийство воспринималось тяжким грехом.

О религиозных представлениях фракийцев известно очень мало, так как отсутствовала письменная культура. Общие представления черпаются из греческих источников Страбона и Геродота. Боги фракийцев соответствовали древнегреческим: Артемида, Арес, Дионис и Гермес. Мифология фракийцев также повествует о наличии культа нимф-русалок и культа жертвоприношений. Упоминаемый в исторических источниках Залмоксис был не только реформатором, разделившим фракийские народы, но и божеством у гето-даков. По преданиям, геты верили в вечность души после смерти, которая будет жить в загробном мире Залмоксиса. Помимо преподношения даров, геты практиковали человеческие жертвоприношения: человека подбрасывали на поднятые вверх копья, в случае, если человек сразу умирал, считалось, что Залмоксис принял его, если нет, то обвиняли его в греховных поступках[19].

Религиозное видение этрусков испытало существенное влияние древнегреческой и римской культур. Они преклонялись практически идентичным богам с определенными искажениями в названиях. Например, богиня Менрва, богиня мудрости и покровительница ремесленников, соответствовала римской богине Минерва с той же атрибутикой; Бог Геркле/Херкле, по преданию прародитель рода этрусков, соответствовал не только греческому Гераклу, но и по свидетельствам Геродота, скифскому богу Гераклу/Хераклу и римскому Богу Геркулесу/Херкулесу. Со всех языков Геракл/Херакл переводился как «слава Гере/Хере», то есть слава воинствующему.

Особый статус имели провидцы. Предсказатель, осматривая внутренности животных, в основном печень, часто толковал волю богов, а также ожидаемые изменения в жизни человека и общества в целом. Поэтому предсказатель имел статус государственной важности, советника правителя. Этрусские пророки, вероятно, переняли от древних германцев практику предсказания по полёту птиц. Знания этрусков в области гаданий и пророчества описаны в Etrusca Disciplina, которая была написана древнеримским историком и поэтом Валерием Максимом (лат. Valerius Maximus), опубликована в инкунабуле 1471 года «Valeri Maximi Factorvm et dictorvm memorabilivm libri novem»[20] в городе Майнц.

Изначально страх перед смертью и грехопадением практически отсутствовал, так как этруски верили в продолжение жизни души после смерти. Загробный мир представлялся в образе большой пещеры, в которой происходили пиршества и игры[21]. Но после завоевания римлянами и галлами религиозные представления резко стали насыщаться устрашающими историями загробной жизни, ожидающими наказаниями в Аду.

Древний Рим поэтапно перешёл от обожествления природных сил до создания сложной системы религиозных взглядов и формирования самой институции. Во главе пантеона находились дети Сатурна: Юпитер – бог грома и молний, Юнона – богиня семьи и брака, Нептун – бог морей и океанов, Церера – богиня плодородия, Веста – богиня семейных традиций и Плутон – повелитель мёртвых, олицетворяющий богатство.

Независимо от социального статуса, римляне сооружали в своих домах алтарь для проведения ритуалов. Жертвоприношения приносились часто во имя исполнения людских потребностей, развития страны и даже расширения римских границ. Жречество отвечало за соблюдение «мира богов», часто приписывая им устрашающие образы в случае отступления людей от установленных правил преклонения, почитания и жертвоприношения.

Древние римляне верили в загробный мир. По преданию, богиня смерти Морс отбирала жизнь у человека, Бог Цекул закрывал глаза усопшему, а Бог Видуус забирал душу. В представлениях римлян души делились на хорошие и плохие. Первых называли манами, они защищали душу умершего и весь человеческий род. Сохранившиеся записи на могилах «Dis manibus sacrum» (священным манам) просят защитить в царстве мёртвых, А злым душам, называемым лемурами, дары не преподносились.

Резюмируя вышесказанное, можно определить общие черты верований народов в древний период, от поклонения природе и веры в сверхъестественное родство между племенем и тотемом до развития символических знаний в области магии и веры в существование души и духов, обладающих сверхъестественной силой. На раннем этапе не существовал страх перед смертью, так как разум человека не осознавал вероятную дальнейшую судьбу души после смерти. Позднее представления о загробном мире будут восприниматься как продолжение новой жизни души. И только с появлением так называемых пророков, занимающих также государственный пост, стали появляться устрашающие истории о загробном мире, о зверских наказаниях, что обязало человека при жизни следовать сформировавшимся правилам подчинения, усмирения и обязательных жертвоприношений.

Страх в обществе античности

Древнегреческие философы пытались осмыслить страх, его причины и следствия. Единой точки зрения о феномене страха у античных философов не было, однако все они противопоставляли эмоции (страсти, чувства) разуму, в котором видели истину. В трактате «Никомахова этика» Аристотель решил реформировать общепринятую систему понимания добра и зла, хорошего и плохого, и заменить ее троичной. Обычно мужество противопоставляется трусости, щедрость – жадности и т. д. Аристотель же говорил, что избыток мужества тоже становится пороком, безрассудством и дерзостью. «…Добродетель – нечто среднее, некий баланс между двумя полюсами…». Страх Аристотель определяет как душевную боль от ожидания зла, но также отмечал, что страх бывает и позитивным – например, «следует бояться позора…»[22].

Платон писал, что Сократ не боялся смерти, а боялся лишь позора и малодушия. Платон отмечал, что убийство Сократа страшнее вдвойне для его убийц, нежели для него самого, ведь «едва ли после его смерти найдут человека, так яро проповедовавшего стремление к истине. Сократ не учил, но позволял задавать себе вопросы, и сам задавал вопросы людям. Это было поручено ему Богом»[23].

Общим для культур древних цивилизаций и Античности является тотальность мифа. Греческая мифология складывалась в течение нескольких веков, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение. К нам мифы дошли уже в поэзии Гесиода и Гомера, а также в произведениях греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и других. По мифам Древней Греции можно воссоздать картину мира, каким его видели древние жители, а также их представления о страхе. Так, согласно греческой мифологии, мир населяли чудовища и великаны: гиганты, одноглазые циклопы (киклопы) и могучие Титаны – грозные дети Земли (Геи) и Неба (Урана). В этих образах греки олицетворяли стихийные силы природы, которые были покорены Зевсом (Диасом) – Громовержцем и Тучегонителем, установившим порядок в мире и ставшим владыкой Вселенной[24].

Опора на представления о том, что всякому злу и опасности, темным и страшным силам противостоят благие и добрые силы и боги, помогали древним грекам справляться со страхами. Именно в поклонении им они находили свою безопасность перед стихийными бедствиями, катастрофами, войнами, а также другими коллективными и личными страхами.

В представлении древних греков Олимпийские боги были похожи на людей, а их истории – на отношения в обычном обществе: они боялись и проявляли смелость и храбрость, ссорились и мирились, завидовали и вмешивались в жизнь людей, обижались, принимали участие в войнах, радовались, веселились и влюблялись. Каждый из богов имел определенное занятие, отвечая за конкретную сферу жизни и помогая справляться с определенными факторами страха. Так, в частности Зевс (Диас) – властитель неба, отец богов и людей, помогал справляться со страхом небесной стихии и многими другими жизненными страхами. Гера (Ира) – супруга Зевса, покровительница семьи, помогала справиться со страхами развода, потери близких людей. Посейдон – владыка морей, избавлял от страха перед штормом, бурей, потопами и другими угрозами со стороны морей и водоемов. Гестия (Эстия) являлась в Древней Греции защитницей семейного очага. Деметра (Димитра) – богиня земледелия, помогала от страха неурожая, то есть, голода.

Именно в Афинах появляется первая демократия, что означает «власть народа». Ученые признают, что демократия эта была не полная, так как рабы и женщины не имели в ней права голоса. С другой стороны, город-государство Спарта являлась полной противоположностью Афинам. Это было государство воинов, в котором не было места демократии. Каждый мужчина в Спарте с детства обучался военному мастерству, которое продолжал совершенствовать всю жизнь. В результате спартанская армия была самая сильная и выносливая в Древней Греции. В историческом контексте развития этих двух городов-государств наблюдаются разные уровни страха – страх военный и страх политический. Военный страх проявляется в неудачах наступательной и оборонительной политики. Быть поверженными в этом противостоянии было позором, который прочно укоренился в античной культуре и стал ведущим фактором страха.

Для обуздания страха перед противником, а также для поддержания среди общества атмосферы патриотизма и величия собственной культуры, в Древней Греции культивировался героический эпос[25]. Подвиги Геракла, героические приключения Одиссея, все эти истории пропагандировали мужество, стойкость для мужчин, а также отсутствие страха под защитой надежного покровителя-мужчины для женщин.

Важным испытанием для греческих городов-государств были многочисленные войны, которые они должны были вести для собственной защиты от соседних государств и экспансии их земель. Древние греки воевали с македонцами, персами, римлянами и т. д. И многие бесстрашные и мощные противники внушали настоящий страх греческому обществу и даже греческим воинам. Так, во время греко-персидских войн[26], греческая армия вела множество сражений с сильным соперником и под угрозу было поставлено существование того или другого государства. Одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 года до н. э. неподалёку от греческого города Марафон, приблизительно в 42 километрах от Афин – Марафонская битва. В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение. Под руководством Мильтиада союзным войском афинян и платейцев была уничтожена бо́льшая часть армии противника. Для эллинов сражение стало первой победой над войском империи Ахеменидов.

Исход битвы афиняне ждали со страхом. Известие о победе или поражении должно было решить многое, и поэтому история с прибытием участника битвы стала легендарной. Как лучший бегун, незадолго до битвы, Фидиппид был направлен в Спарту с просьбой прислать спартанское войско на помощь в случае поражения. Выбежав утром, он менее чем за сутки одолел бегом по горным дорогам более 230 км, достигнув цели «рано на заре следующего дня». Не получив вразумительного ответа, он вернулся обратно. Грекам стало ясно, что помощи не будет и проигрывать битву нельзя. Не имея достаточного времени на отдых, Фидиппид, как и все мужчины, принял участие в жестокой 6-часовой битве с десятикратно превосходящим по численности противником. Сразу после победы, раненый и обессиленный, он побежал в Афины, где женщины и дети со страхом ожидали решения своей участи.

Право принести весть о победе считалось у греков почётной наградой, достойной героев, и мужественный Фидиппид заслуженно потребовал это право. Весть в Афины несли несколько бегунов, но не привыкший проигрывать Фидиппид и в тот раз приложил все силы, чтобы быть первым. По легенде, добежав до Афин без остановок, он только успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и тут же упал, умерев от истощения[27]. На одной из картин, изображающих легендарный подвиг Фидиппида, на лицах афинян виден одновременно страх и ужас от пережитого и уже осознание чувства победы и триумфа.

Походы Александра Македонского привели Грецию к зениту славы, после чего последовал спад могущества греческой эпохи. Именно Македонскому принадлежали слова: «Один грек стоит тысячи варваров». Как известно, учителем Александра Македонского был известный философ Аристотель. Именно он обучал будущего полководца искусству управления государством, политике, метафизике, этике, риторике, а также литературе, медицине, физике и географии. Особенно юному Александру нравилась «Илиада» Гомера и поэзия Пиндара. Военной подготовкой Александра лично занимался его отец – Филипп II. Первую свою военную кампанию будущий правитель организовал против фракийцев. Когда Александру было 10 лет, он сумел приручить весьма строптивого жеребца по кличке Буцефал (Бычеголовый), укротить которого до этого не удавалось никому.

Александр Македонский вел успешную военную кампанию на протяжении 15 лет, в результате его завоеваний территория Македонской империи простиралась от современной Греции до северной части Африки, включала Египет, а также значительную часть Азии. По некоторым историческим источникам, бесстрашный воин все же имел слабость: Александр Македонский панически боялся кошек, ничто не наводило на него такой ужас, как эти существа. Так, именно бесстрашие, отвага и доблесть позволили Александру Македонскому прославить свое имя и свою родину, а также создать могущественную империю. В дальнейшем героизация имени Македонского служила образцом для подражания и борьбой со страхами и малодушием у многих поколений юношей, будущих воинов Древней Греции.

Вершина подъема античной культуры – Древний Рим. После кризиса греческой цивилизации подъем Рима означал рождение нового общества, новых форм управления, новых достижений, а также новых коллективных и индивидуальных страхов. Устройство Римской республики было схоже с греческими городами-полисами, но имелся и ряд различий. Так, все население древнего Рима делилось на две большие группы: патрициев (аристократов, занимавших главенствующее положение) и плебеев, состоявших из рядовых граждан. Главный законодательный орган Римской республики – сенат, который состоял исключительно из представителей богатых и знатных патрициев. Разумеется, римская аристократия находилась под постоянным страхом потери своей власти и влияния. Тем более, что в Риме всегда шла борьба за власть и развивались внутриполитические интриги. Страх и беспокойство патрициям добавляли и плебеи, которым совершенно не нравилось своё подчиненное положение, и не раз молодую Римскую республику сотрясали плебейские восстания, с требованиями расширения прав плебеев. Одно из наиболее мощных восстаний бесправных слоев римского населения – восстание Спартака[28].

С самого начала политического и экономического возвышения Рима страх у его граждан стали вызывать набеги соседних варварских племен. Самыми опасными противниками древнего Рима были этруски и самниты, а также ряд греческих колоний на юге Италии. Но в этом страхе была и обратная сторона – зачастую побежденные племена были вынуждены подчиняться воле Рима, или на правах союзников, или полностью входя в состав древнеримского государства. Нередко покоренное население не получало прав римских граждан, а порой и вовсе обращалось в рабов. Такой сценарий становился причиной страха у других племен – сдаться Риму без боя и остаться свободными, или обороняться, но проиграв, стать зависимыми. Это был нелегкий выбор, благодаря которому римская стратегия опиралась на страх своих врагов, и подчиняла себе соседние государства.

Повинуясь страху перед богами и заимствовав частично греческую культуру, римляне обезопасили свою повседневную жизнь. Они взяли прототипы греческих богов, но переименовали их на свой лад. Так, греческий Зевс стал римским Юпитером, Арес – Марсом, Гермес – Меркурием, а богиня Афродита стала Венерой. Войны стали мейнстримом древнеримской истории. Одни из самых известных – Пунические войны с Карфагеном, бывшей финикийской колонией. После поражения карфагенский полководец Ганнибал Барка, начав Вторую Пуническую войну, высадился на испанском побережье, а затем с союзными иберийскими и галльскими племенами совершил переход через Альпы, вступив на территорию непосредственно римского государства. Именно здесь он нанес ряд сокрушительных поражений Риму, чем поверг римских граждан в страх и ужас. Однако Рим они взять не смогли, а бесстрашный римский полководец Сципион смог нанести поражение карфагенской армии.

Уже Третья пуническая война позволила римлянам взять власть над Карфагеном. Эта триумфальная победа укрепила бесстрашие в римских войнах и среди римских граждан, что позволило побороть страх перед новыми битвами и быстро завоевывать все новые и новые земли, укрепляя могущество будущей империи. Однако именно рост могущества Римского государства сыграл с ним злую шутку. Контролировать огромные завоевания становилось сложно, а внутри Рима быстро росли социальные противоречия. Череда неудачных реформ (в том числе реформ братьев Тиберия и Гая Гракхов) привела к гражданской войне в Римской республике – войне патрициев и плебеев.

Для наведения порядка полководец Сулла установил в Риме настоящую диктатуру, безжалостно расправляясь с неугодными и несогласными гражданами с помощью своих проскрипционных списков. Именно эти списки стали основным фактором страха для римлян – причем из разных социальных слоев, от самых бедных плебеев до верхушки аристократии. Но в конечном счете этот страх и помог навести порядок в Риме и сохранить империю. Конец республике в Риме положил полководец Гай Юлий Цезарь. После ряда успешных походов он приобрел популярность в обществе как триумфатор, а затем и захватил власть в государстве и положил начало Римской империи. Хотя Цезарь побеждает своего противника Помпея, ему суждено будет самому погибнуть от рук заговорщиков, среди которых был его близкий друг Брут. Так, в истории осталась известнейшая фраза по теме предательства «Et tu, Brute?». Этот факт вызвал новый страх среди правителей Римской империи – страх погибнуть в результате заговора, в который могут быть замешаны даже самые близкие люди и преданные сановники.

После убийства Цезаря римское общество охватила новая гражданская война, спровоцированная борьбой за власть нескольких группировок аристократии. Упадок Римской империи начинается после правления императора Марка Аврелия. При императоре Диоклетиане произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. А вскоре постоянные нашествия варваров и внутренний кризис привели к падению некогда легендарного Рима в 476 году. Большую роль в этом сыграл в том числе страх – страх рядовых солдат идти на войну против варваров, страх целой череды императоров потерять свою власть и тем самым узурпацию престола, страх аристократии потерять богатства, и, как следствие, предательства собственного народа и государства. Не исключаем также и атмосферно-географические причины, такие как засуха, которая совпала с периодом политико-экономического кризиса. Все эти факторы стали благоприятными для частых и крупных набегов варваров, особенно гуннов.

Стоит отметить, что нападения варваров на Рим были страшными и безжалостными, что усиливало страх среди римских граждан. Эти захваты сопровождались массовым грабежом и разрушением некогда великой столицы античного мира. Многие знатные римляне погибли или были взяты в плен и проданы в рабство, кому-то из них удалось бежать в Северную Африку и Азию. В истории Рима были и другие факты, которые вызывали страх у современников. Одним из таких событий стала гибель римского города Помпеи. 24 августа 79 года произошло извержение Везувия. Оно было настолько сильным, что полностью уничтожило сразу три города: Помпеи, Геркуланум и Стабии. Они исчезли с лица Земли. Многие жители погибли в жестоких мучениях, а их дома оказались погребенными под многометровым слоем камней и вулканического пепла.