Книга Страх. Мышление. История - читать онлайн бесплатно, автор Олег Иванович Урсан. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Страх. Мышление. История
Страх. Мышление. История
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Страх. Мышление. История

Известный факт, что именно в Римской империи зародилось христианство как мировая религия. Оно возникло около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. В начале нашей эры в Палестине было много людей, которые называли себя пророками. За основу они взяли положения Библии (Старого Завета) и иудаизма, однако многое трактовали по-своему. Часто римляне казнили таких «учителей», но не из-за веры, а из-за страха восстания и сепаратизма. Одним из таких пророков был Иешуа из Назарета, ученик Крестителя, позже известный как Иисус Христос.

Отметим, что римский историк Тацит, живший на рубеже I и II столетий, упоминает Христа в своей книге «Анналы»: «…Нерон… предал изощрённым казням тех… кого толпа называла „христианами“. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат…». Так, власть сознательно вызывала страх перед новой религией, боясь ее распространения среди народа. Повсеместное победоносное шествие христианства могло поставить под сомнение власть императоров, что вызывало страх в свою очередь у них самих[29]. Страх власть имущих людей, а также страхи и невежество античного общества привело к тому, что Иисус Христос был распят на кресте и принял мучительную смерть. Иисуса Христа распяли в пятницу, третьего апреля 33 года нашей эры на горе Голгофе между двумя преступниками. Смерть на кресте в древнем мире считалась рабской, позорной, жестокой и мучительной. Распятые испытывали страшную боль и жажду и медленно задыхались, потому что вес собственного тела сдавливал легкие и сердце. Когда Христос умер, по церковному преданию, небо померкло, а в храме Иерусалима разодралась надвое завеса[30].

Стоит также затронуть тему о бесстрашии, которым, вероятно, обладал распятый Иисус. Как известно, он был распят посреди двух разбойников по имени – Дисмас и Гестас, получивших прозвища благоразумного и безумного. В писании от Луки 23:32–43 сказано, что один из разбойников принял это наказание, т. е. осознал свои действия и покаялся. Иисус убедил его в прощении грехов и в том, что отныне он будет с ним в Раю.

Кстати, исходя из того, что сегодня, спустя более 2000 лет, существует христианство, мы можем сказать, что страх после смерти Христа стал рассыпаться в обществе. Вместо него ежедневно, ежегодно формировалась уверенная идея о величии и истинном божественном предназначении распятого на кресте главного учителя христианства. Это привело к созыву римским императором Константином Великим Первого Никейского собора в 325 году, установившего основные догматы христианской веры. Позже Фессалоникийский эдикт 380 года утвердил никейское христианство в качестве государственной религии Римской империи.

Также стоит отметить, что последователи Христа обладали бесстрашием, зная о наказаниях, которых их ожидают. Все 12 апостолов умерли в ужасающих мучениях, но вероятно с уверенностью, что после смерти окажутся в окружении Иисуса. Симон Петр был распят на кресте, только с ногами вверх, по его желанию, так как не считал себя достойным быть распятым, как Христос. Апостол Андрей после долгих пыток и бичевания был привязан к кресту, по другой версии к деревянному столбу. Иоан Богослов умер в изгнании на греческом острове Патмос, что находится на Юго-Востоке Эгейского моря. Апостол Иаков был убит мечом Ирода, о чем свидетельствует источник из Деяний 12:1–2. Апостола Варфоломея убили бичеванием, практически содрав с него всю кожу. Апостол Филипп был распят на кресте в Египте. Апостол Фома был убит мечом во время своего служения христианству в Индии. Последователь Христа Матфей был убит также в период своего служения христианству на территории современной Эфиопии. Апостол Яков также был распят на территории Египта, обвинен в распространении христианства. Иуду распяли на территории Армении, но значительно позже других апостолов, поэтому он десятки лет проповедовал христианство на этой территории. Симон Зилот был распят в Эдессе. Иуда, который предал Иисуса (от Матфея 27:3–5), осознав последствия содеянного, отдал 30 серебряников первосвященникам и старейшинам, удавился недалеко от храма. По одной из версий, его убили во дворе по настоянию старейшин и первосвященников.

Существует много теорий о смерти апостолов, но независимо от источников и вариативных рассказов суть жестокой расправы над последователями Христа не меняется. Также бытует идея, что Иисус сам, по своему желанию и требованию, просил Иуду рассказать о его местонахождении воинам, служителям первосвященников и фарисеям в Гефсиманском саду. Так появился новый образ Иуды, переходящий от предателя до послушного последователя, выполнившего свой долг и просьбу своего учителя. Эта идея принадлежит автору книги «Иуда», Озу Амосу.

Роль религии в формировании и распространении страха

Интерес к религиозной морали и истинному предназначению не утихает даже в XXI веке. В эпоху современного мышления человечество не раз пересматривало религиозные постулаты. Увеличиваются сомнения, а сопоставление фактов и событий меняет образ института религии. На данный момент, если так можно выразиться, именно религия в большей степени является одним из виновников порождения и дальнейшего распространения страха в мире. Уместно процитировать слова римского поэта, Цецилия Стация о том, что «Страх – вот кто первым богов сотворил».

Рудольф Отто более ста лет тому назад в работе «Идея Святого»[31] доказал всем глубоко верующим и не принимающим конструктивную критику в адрес богословов, что каждая религия существуют благодаря страху, используя принцип mysterium tremendum[32]. Оскар Пфистер в книге «Христианство и страх» и вовсе обозначил идею того, что вместо распространения любви в обществе, церковь и священнослужители преднамеренно распространяли страх, формируя в человеке чувство ничтожности, слабости и тотальной зависимости от церковных правил и таинств. История христианской церкви – это постыдная цепь догматических споров и дикого фанатизма, перешедших в варварские войны за веру и гонения еретиков, охоты на ведьм и других искажений святого писания[33].

Традиционно известно, что христиане считают свою религию воплощением гуманности, терпения, прощения и человеколюбия. Но те же христианские источники противоречат этому постулату. Например, так называемая готовность глубоко верующих прощать грехи своих обидчиков, сочетается с местью: «Если враг твой голоден; накорми его, если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (от Римлян,12, 20). Другой пример наличия жестокой мести и устрашений в изречениях самого Христа: «Врагов же моих, тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (от Луки, 19, 27), «Ибо я пришёл рассорить сына с отцом его, и дочь с матерью, и невестку со свекровью» (От Матфея, 10:35), «Если вы не изменитесь и не станете как дети, вы никогда не войдёте в Небесное Царство» (от Матфея 18:3), «Если рука твоя или нога тебя вводит в грех, отруби её и отбрось. Лучше тебе войти в жизнь одноруким или хромым, чем с обеими руками и обеими ногами быть брошенным в огонь» (от Матфея 18:8).

В Первой книге Царств 15:3 описывается наставление на безжалостное убийство: «Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что есть, и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». В Библии оправдывается даже детоубийство: «Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев о камень» (Псалтырь: 136: 9–9). А также напутствия Моисея: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исход, 22:8).

Попытка человека к саморазвитию и формированию критического мышления запугивается духовенством. В современных храмах часто цитируется фраза: «Потому что во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь» (книга Екклесиаста 1,18); «И сказал человеку: вот страх Господень, есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов., 28:28). Также актуально подчеркнуть отношение к статусу и гендерному положению женщины в церкви: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор., 14, 34–35).

Попытка человека осознать свободу своей личности и саморазвития не является приоритетной с точки зрения христианских законов: «Наведи Господи страх на них; да знают народы, что человеки они»; «Начало мудрости – страх Господень» (Притч., 1:7); «То уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге» (Притч., 2:5); «Страх Господень учит мудрости, и славе предшествует смирение» (Притч., 15:33); «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» (Притч., 22:4); «Горе вам книжники и фарисеи…» (Мф 23:23).

Результат влияния религии на человеческое мышление описан в книге «Христианство и страх», цитируя исследования испанского философа Ортега-и-Гассета: «личностное мышление прекращается, критика и логика отходят на второй план, слабеет стремление выяснять причины и доводы; мысли, вдолбленные толпой, принимаются на веру»[34]. Такой человек лишен морального чувства, ибо оно по сути своей есть чувство подчинения и осознания служения и долга. Любовь к ближнему регрессивно сокращается до мышления толпы, а мораль теряет свою гуманность[35]. Следовательно, личность впадает в примитивизм и инфантилизм. Во имя правил и внутренней жизни толпы претерпевает убыток в своём мышлении, чувствовании и волевых желаниях[36].

Влияние религии на разум человека специфический, с использованием психологических атак: страх перед грехом, страх перед смертью, страх обидеть Бога, святых и блаженных, страх перед Сатаной, страх попасть в ад. После качественной обработки разума человека ему предлагают нить спасения, которая состоит из нескольких волокон: смирение, терпение, покорность, пожертвования и др. Так формируется статус «покорного слуги», мысли которого априори переполнены страхом[37].

Особого внимания стоит работа Оскара Пфистера «Христианство и страх». В ней автор высказал идею о том, что «Церковь должна была озаряться духом христианской любви, её призвали напоить людей этой любовью, но на деле в её истории след подобных стараний почти ничтожен»[38]. Стоит еще упомянуть о так называемой «Святой инквизиции», также именуемой «Святым отделом расследования еретической греховности»[39].

В Библии слово «страх» встречается 103 раза, и чаще всего с целью навязать людям это чувство, распространять его из поколения в поколения: «С сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя (Втор 2:25); «Да нападёт на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей, да онемеют они как камень (Исх., 15:16)»». Чаще всего страх принимает форму благоговения и почитания Бога (Притч., 1:7).

Заметим, что до внедрения специфической методологии по распространению страха в обществе о дьяволе, чистилище, грехопадении и Аде, велась политика религиозного зомбирования и священнослужителей, особенно в католических церквях. К примеру, идея «безбрачие выше брака», цитируемая устами апостола Павла. Позже, в период 1545–1563 гг., Тридентский Собор решил нанести анафему на всех тех, кто отрицал, что целибат и девственность лучше брака, мотивируя тем самым монашеский обет в католических церквях. Также, согласно канону 1394 Кодекса Канонического права, священник, желающий заключить брак, подвергается церковной суспенсии (отстранению). Также католическим богословам категорически не разрешается критиковать Библию.

В библейских сказаниях присутствует и страх чудотворения: «Когда же он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына матери; И подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и он сказал: юноша! Тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; И всех объял страх» (Мф., Гл. 7, 12–16).

Известно, что по христианству, истинный смысл жизни состоит не в земной жизни и жизнелюбии, а в спасении для вечной блаженной жизни после самой смерти. Например, «Блаженны нищие, ибо их есть Царство Божие; Блаженны скорбящие, ибо они утешатся; Блаженны алчущие, ибо они не будут насыщены» (Мф., 5:3-12). Поэтому тема потустороннего мира актуальна в поиске источника страха в религиозном контексте. По христианским канонам душа неверующего попадает в Ад якобы в образе человека сознательного. И обязательно с сохранением своей памяти для того, чтобы вспомнить о своих грехопадениях. После суда пред Белым престолом человек попадает в «огненное озеро», также называемой Геенной (Откровение, 20:13–15), на муки вечные (Мф., 25:46). При этом не стоит забывать двоякое значение слов, что «Бог есть Бог любви, а также Бог есть прощение». Как в этой системе взаимоотношений между Богом и человеком имеет место отсутствие прощения и некое обречение на вечные терзания и страдания? А что же будет с теми, кто никогда не слышал о христианской Библии или Коране?

Образ Ада в христианстве описывается больше вне Библии. Данте Алигьери, вдохновленный древнегреческой идеей «adikia» (несправедливость), создал некую иерархию в Аду: 1-й круг, называемый «Лимб», предназначен для некрещенных младенцев и нехристиан, которые обречены на безмолвную скорбь; 2-й круг «Минос» предназначен для прелюбодеев и страстных любовников; «Цербер» – 3-й круг, в котором вечно будут находиться чревоугодники и обжоры; в 4-й круг, в котором царствует Плутос, попадают скупцы и расточительные личности; Флегий, отвечающий за 5-й круг Ада, принимает всех, кто был при жизни ленивым, гневным и унылым; злостные женщины – фурии, будут наказывать в 6-м кругу Дантевского Ада всех еретиков и лжеучителей; Минотавр отвечает за 7-ю ступень всей иерархии, наказания здесь предусмотрены всем, кто совершил насилие (разбойники, грабители, самоубийцы, богохульники, содомиты и др.); 8-й круг состоит из десяти рвов, в которых ожидают сводников, духовенство, торговавшее при жизни церковными должностями, колдуний, лицемеров, лукавых советчиков, зачинщиков ссор, лжесвидетелей и фальшивомонетчиков; завершающий адскую иерархию 9-й круг называется «Коцитом», также «Ледяным озером», попавшие сюда предатели Родины, родных и близких обречены на вечные муки холодом. Стоит отметить, что такие персонажи как Иуда (предатель Христа) и Брут (предатель Цезаря) по Данте заняли «достойно» 9-й круг Инферно.

В Божественной комедии описываются четыре категории, по которым будут наказывать согрешивших: pecato – грех, colpa – вина, vizio – порок, cattivo – плохой/порочный. Эти искусственно созданные ступени грехопадения якобы позволяют «справедливо» наказывать оступившихся от библейских законов[40]. В историческую литературу по праву внесена идея «Дантовский Ад» как видение автора о самосуде души и не только.

Стоит отметить, что Данте руководствовался уже сформировавшейся идеей о вечных наказаниях Аристотеля – порок, невоздержанность, зверство – а также идеями эльзаской монахини Геррады Ландсбергской из рукописи «Сад утех» (Hortus deliciarum) 1175 года. А также преобразил геоцентрическую систему Птолемея, которая делится на следующие сферы: сфера Луны, сфера Меркурия, сфера Венеры, сфера Солнца, сфера Марса, сфера Юпитера, сфера Сатурна, сфера неподвижных звёзд. Известный астрофизик Стивен Хокинг писал, что «христианская церковь приняла Птолемееву модель Вселенной, как не противоречащую Библии». Эта модель была хороша тем, что оставляла за пределами сферы неподвижных звёзд много места для ада и рая»[41]. Исходя из этого, предполагается, что Северное полушарие Данте Алигьери ассоциирует с Инферно, а Южное полушарие с местом, называемое Раем. В связи с этим автор «Божественной комедии», вероятно, руководствовался космологией, нежели религиозным видением эволюции Вселенной в целом.

Ад в исламе представляет 7 кругов, состоящих из многочисленных орудий пыток и методов вечных истязаний посредством: огня, котлов с кипящей смолой, змей и скорпионов, специальных щипцов для вырывания мяса из тела грешника и др. Прямых свидетельств в Коране о потустороннем мире, конечно, нет. Представления мусульман сформировались в основном благодаря традиционным поверьям арабов-язычников о загробном мире, а также влиянию христианских рассказов, переполненных негуманными историями, лоббирующими повсеместный и вечный страх.

Отдельное место в исламских поверьях занимает культ добрых ангелов и злых демонов. Ангел по имени Джабраил (библейский архангел Гавриил) передаёт повеления самого Аллаха. Микаил (библейский архангел Михаил) упоминается в Коране и Сунне в качестве помощника пророка, ангела милосердия, выполняющего также функцию смотрящего за Вселенной. Исрафил, также бестелесное существо, который возвестит о воскрешении мёртвых для страшного суда. По древним поверьям ангел Исрафил четыре раза в сутки плачет над мучениями грешников в аду[42]. Азраил – ангел смерти. По традиционным рассказам Азраил острым мечом приводит в исполнение божественный приговор о смерти и выпускает душу из тела[43]. Интересный факт, что ангел Азраил соответствует ангелу Эсраилу из тайных текстов «Апокалипсиса Петра» и «Откровения Павла». Также Чувашская религия, которая представляет собой комплекс языческих поверий и ряд мифологических воззрений, именует своего ангела смерти – «Эсрель». Чтобы задобрить духа смерти, ему приносили в жертву чёрных баранов[44]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Гольбах, П. Цитаты. Мысли www.citaty.ru

2

Кьеркегор, С. Понятие страха. Москва, Академический проект, 2020, стр. 60–61.

3

Liebeck, O. Das Unbekannte und Angst. Leipzig, 1928, p. 67.

4

Архипова, А., Кирзюк, А. Опасные советские вещи: городские легенды и страхи СССР. Москва, 2021, стр. 9-224.

5

Бердяев, Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. Москва, 1993, стр. 253–357.

6

Фраза принадлежит прокурору СССР в период 1935–1939 гг., Вышинскому Андрею Януарьевичу. Он был одним из организаторов массовых репрессий и антидемократическим государственным деятелем. В интервью газете «Бульвар Гордона» № 49, от 09.12.2008 года, Валерия Чкалова рассказала о том, что эту фразу сказал прокурор Вышинский, её отцу Валерию Чкалову в начале 30-х гг. Долгое время, фраза приписывалась Сталину.

7

Настольная книга атеиста. Под ред., С.Д. Сказкина. М: Политиздат, 5-е издание, 1974. С. 375.

8

Мысли великих людей на латинском с переводом. О жизни. О смерти. www.wikiqoute.com

9

Пичугин В. Когда появился страх у людей? // http://www.nlplife.ru/articles/stat/kogda-pojavilsja-strah-u-ljudej

Класен М. «Популярное Изложение»: Темнота, высота и пауки. Как эволюция сформировала страхи человека // https://concepture.club/post/nauka/evolution-and-human-fears

10

Пичугин В. Когда появился страх у людей? // http://www.nlplife.ru/articles/stat/kogda-pojavilsja-strah-u-ljudej

11

Мюллер М. Жизнь после смерти // https://history.wikireading.ru/95674

12

Настольная книга атеиста. Под ред., С.Д. Сказкина. М: Политиздат, 5-е издание, 1974. С. 375.

13

Религии мира. Под ред., Е. Макаревич. М: Махаон, 2003. С.67.

14

Там же, С.73.

15

Там же, С.79.

16

Классики мирового религиоведения: Лекции о религии семитов. www.gumer.ifo.com

17

Религия древних германцев www.religion.historic.ru от 25.11.2021.

18

Sjoestedt, M. Gods and Heroes of the Celts. Berkeley: TIF, 1982, P. 17.

19

Никулицэ, И. История румын. Древний период. Кишинев: Cartdidact, 1999, С.42.

20

Перевод работы древнеримского писателя Валерий Максим, впервые был сделан в 1703 году, под названием «Приклады, памяти достойные». Позже, в 1772 году, вышел перевод Алексеева И. «Валерия Максима изречений и дел достопамятных книг девять».

21

Религии мира. Под ред., Е. Макаревич. М: Махаон, 2003. С.102.

22

«Боялись так же и того же»: страхи античных времен и почему тревожность так трудно контролировать https://theoryandpractice.ru

23

Платон «Апология Сократа» www.http://rushist.com

24

Мифы Древней Греции // https://www.grekomania.ru/articles/mythology

25

Эпос (др. – греч. «слово», «повествование») – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. То же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (например, былины). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Относится к эпосу как к роду, нежели как к жанру. Эпос – эпическая поэма. Источник ее сюжета – народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная, например, «Илиада» Гомера.

26

Военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. Греко-персидские войны иногда называют Персидскими войнами, и выражение это обычно относится к походам персов на Балканский полуостров в 490 году до н. э. и в 480–479 годах до н. э.

27

Почему гонец пал замертво после марафонского пробега? // SPQR | Древний Рим и Древний Мир https://zen.yandex.ru

28

Величайшее в древности и третье по счёту восстание рабов. Последнее восстание рабов в Римской республике датируется обычно 74–71 гг. до н. э. Восстание Спартака было единственным восстанием рабов, представлявшим прямую угрозу центральной Италии. Окончательно подавлено, в основном, благодаря военным усилиям полководца Марка Лициния Красса. В последующие годы оно продолжало оказывать косвенное воздействие на политику Рима.

29

История христианства: как появилась мировая религия? // Мир истории https://zen.yandex.ru

30

Сивашенкова Д. Теологи отвечают: Христа распяли в пятницу // ttps://www.pravda.ru/faith/1116419hrist_geo/

31

Otto, R. The Idea of Holy, 1917. 255 P.

32

В дословном переводе «тайна повергающая в трепет» и некое чувство непостижимой тайны, что может вызвать как восхищение, так и страх.

33

Пфистер, О. Христианство и страх, Москва, 2019, стр. 39.

34

Там же, стр.117.

35

Там же, стр. 118.

36

Там же, стр. 137.

37

Урсан, О. Мозг. Мышление. История. Лиссабон: Графика 99, 2021, С110.

38

Пфистер, О. Христианство и страх. Москва, 2019, стр.30.

39

Лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, термин появившийся в XII веке и поддерживаемый римским папой Луцием III, в розыске людей распространяющих антихристианскую ересь для дальнейшего применения над ними жесточайшими пытками.

40

Назаров, В.В. Этическая структура и моральная символика в «Божественной комедии» Данте. Этическая мысль, 2017. Т 17, № 2, С. 91–106.

41

Ушканова, Р.Д. Роль философии в «Божественной комедии» Данте. Концепт: философия, религия, культура. Т4 № 1(13) 2020 www.researchgate.net от 10.11.2021.

42

Гладкий, В.Д. Исрафил. Древний мир. Энциклопедический словарь. Т 1–2. М.: Центрполиграф, 1998.

43

Настольная книга атеиста. Под ред. С.Д. Сказкина. Политиздат, 5-е издание, 1974. С.192.

44

Сбоев В.А. Чуваши в бытовом и религиозном отношениях: Их происхождение, язык, обряды, поверья, предания. М.: Типография Орлова, 1865, С. 126–191.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги