Книга Цитаты учат жить. Основы цитатотерапии для повседневной жизни - читать онлайн бесплатно, автор Александр Викторович Киселев. Cтраница 9
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Цитаты учат жить. Основы цитатотерапии для повседневной жизни
Цитаты учат жить. Основы цитатотерапии для повседневной жизни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Цитаты учат жить. Основы цитатотерапии для повседневной жизни


Несмотря на то, что я в какой-то степени отошел от своих взглядов о радикальном эгоцентризме в человеческой природе (а вернее смягчил их и сделал более умеренными), все равно жизнь преподносит множество примеров, где он проявляется в полной красе. У меня есть знакомая с ярко выраженной эгоцентрической установкой. Она добра, иногда помогает другим людям, но в самовосприятии по наивному, по детскому мило остается на эгоцентричных позициях. Мне кажется, она даже не всегда замечает это в себе. Например, она в большинстве случаев будет звонить и общаться с человеком только в том случае, если ей что-то от него понадобится, а не просто так для поддержания отношений. Даже в формулировках фраз в ее речи все подчинено фокусу на себя. Помню, как мы с ней впервые познакомились. Это было более десяти лет назад. Я пришел на позицию линейного руководителя в одну из организаций. Она была молодым начинающим специалистом, выполняющим однообразные рутинные операции, в другой функции смежного подразделения. Нас не объединяло ничего, кроме единого большого кабинета, где размещалось еще человек десять-двенадцать. Подойдя ко мне как к новому сотруднику, пройдя через весь кабинет (даже наши рабочие места находились отнюдь не рядом), она сказала: «Здравствуйте! Вы теперь будете со мной работать?». Заметьте она не спросила: «Вы будете работать в нашей организации?» или «В нашем коллективе?» или на худой конец «В нашем кабинете?». Нет! Несмотря на то, что нас не объединял ни рабочий процесс, ни подразделение, ни должностной уровень, ни что иное из формальных признаков, она сказала «со мной!». Этот первородный эгоцентризм, оценка мира исключительно через свой взгляд на мир и через свою позицию были настолько естественны и конгруэнтны, что вызвали у меня улыбку и умиление.


Мы действительно в массе своей очень зациклены на себе. Меня не перестает удивлять поведение части религиозных и стремящихся к духовному росту людей. Все их верования предписывают им, да и сами они в своих речах декларируют ценность Другого, помощь другим, альтруизм, братскую любовь, самоотрешение и самоотречение ради другого. Но стоит открыть для всеобщего обозрения и преклонения какую-либо важную для их духовного направления святыню или иную значимую символическую вещь, как они локтями готовы распихивать стоящих в очереди ближних своих, чтобы только самому скорее эгоцентрично к ней приложиться и получить личную благодать. То же самое про тематику и мотивы обращений к высшим сущностям в молитвах и прочих воззваниях. В большинстве своем человек один на один с собой в таких практиках просит о пользе себе в чем-то, а не о благодати для всего мира. Аналогично и про очередь к прозорливым старцам – нас тянет скорее узнать, что-то про себя, про свое будущее и как наилучшем образом «соломки подстелить». Если подумать, то все это звучит действительно очень эгоцентрично. Меньшинство, по моим представлениям, составляют те, кто молится бескорыстно, ничего не прося для себя. И их, пожалуй, можно назвать истинно соответствующими ценностям того духовного направления, которое они исповедуют.


Любовь и взаимоотношения – еще одна сфера, где примеры нашего эгоцентризма способны пробиваться через красоту романтизма и идеализированных возвышенных чувств. Бывает так, что один человек говорит другому, что любит его больше жизни, самоотверженно и бескорыстно. Но, например, второй в силу каких-либо объективных причин не может быть с ним. Чтобы сделал тогда искренне и бескорыстно любящий? Скорее всего, он бы принял ситуацию как есть, оплакал бы, но признал ситуацию, в которой им невозможно быть вместе, но при этом в фокусе внимание у него было бы счастье любимого, он бы продолжал бы его любить также безвозмездно, как и раньше, но уже на расстоянии. Это вовсе не означает, что он должен был бы жертвовать своей жизнью в этом случае, речь здесь совсем не про это. Но что мы видим в реальности? Подобные примеры наблюдаются крайне редко. Чаще всего при невозможности быть вместе и единолично владеть любимым любовь не сохраняется с принятием этой данности, а как-то стремительно растворяется. Вот и скажите, чего там было больше бескорыстной любви с пожеланием истинного счастью другому человеку или эгоцентризма с желанием удовлетворения своих личных потребностей? Это не плохо, и не хорошо. Это данность. Просто желательно хотя бы самому себе на такие вопросы отвечать по-честному, избегая самообмана.


Как говорится в рассматриваемой цитате в основном мы действительно эгоцентрично превозносим свою боль, генерализируя ее до космических и вселенских масштабов. Порой даже треснувший ноготок или царапинка становятся для нас настоящей трагедией. И мы, в большинстве своем, менее отзывчивы к печалям других. Действительно, кого колышет чужое горе? Нет, мы, конечно, посочувствуем другому, повздыхаем и может даже поможем. Все это будет искренне. Но скоро про другого мы забудем, потому что видим мир только своими глазами, потому что сфокусированы только на себе и на своих проблемах. Это и есть действие эгоцентризма. У другого может быть в ноге дырка. Мы, естественно, поофигиваем от этого, но через какое-то время царапина на том же месте, но на своей ноге будет привлекать гораздо больше внимания, потому что она ежедневно с нами, оттого она и опаснее и больнее. Просто потому что это наша личная боль, а не чья-то еще. Парадоксально, но в обратную сторону, когда мы говорим о счастье, богатстве, изобилии и избытке, этот механизм не работает или, вернее, работает не так. Личное благополучие в отличие от боли мы, напротив, не считаем величайшим. Мы как будто прибедняемся, полагая, что у других есть что-то лучшее. Не знаю, почему так. Возможно, это просто наша зависть или неумение ценить то, что имеем, стремление всегда к большему и идеальному. Мы бываем неблагодарными, нам кажется, что нас все время обделяют. Это как в популярном анекдоте. Жила–была слепая девочка. Каждый раз за обедом девочка долго ощупывала содержимое тарелки руками и ныла: «Ну вот, как всегда мне меньше всех положили! Раз ничего не вижу – значит и обделить можно! Жмоты…». Маме все это надоело и решила она проконсультироваться с психологом. На что тот дал ей такой совет: «Вы, – говорит, – сварите целый тазик пельменей. Она поймет, что их невероятно много, ей жаловаться не на что будет». На следующий день мама накрывает на стол и ставит перед девочкой целый таз пельменей. Девочка садится за стол, двигает к себе пельмени, долго ощупывает содержимое руками и в итоге произносит: «Представляю, сколько вы тогда себе нахреначили…».


Какие же выводы из всего этого? Про свой эгоцентризм как про неотъемлемое свойство человеческой природы надо просто знать. Его не надо душить и пытаться спрятать. С ним надо подружиться и научиться выражать в социально приемлемых формах. Кроме этого, можно попытаться найти баланс между своим эгоцентризмом и желанием прийти на помощь другому, встать в его положение, прочувствовать то, что он сейчас чувствует. Надо пытаться проявлять альтруизм, любить других бескорыстно, пробовать помогать искренне, а не по системе «экономических взаиморасчетов». Если есть понимание, что эгоцентризм превалирует, то даже в этом можно найти мотивацию помощи другим, пусть и эгоцентрическую. Например, можно включить мышление в логике «не помогу я сейчас – не помогут мне потом» или (в зависимости от верований) «не помогу сейчас – меня потом накажут за неоказание помощи ближнему или лишат меня каких-то важных преференций в будущем». В общем как и политика, жизнь – это искусство возможного. Для эффективного функционирования нам необходимо постоянно искать баланс между своими эгоцентрическими потребностями и пользой для общества, ибо одни мы не способны выжить, мы нуждаемся в других, в их помощи и в контакте с ними. А значит и сами должны им помогать, чтобы надеяться на взаимность. Пусть звучит эгоцентрично, зато вполне действенно!

О синдроме самозванца

Цитата:


«Когда они, наконец, обнаружат, что я, по сути, мошенник и отберут у меня все?»


(Том Хэнкс)


Личное:

Согласитесь, немного странно слышать такое от всемирно известного актера, получившего на тот момент (интервью проводилось в 2016 году) две премии «Оскар» и снявшегося в более чем 70-ти фильмах и сериалах? На самом деле ничего удивительного. Это значит лишь то, что от риска быть подверженным «синдрому самозванца» не застрахован никто, даже люди с реально выдающимися достижениями. Мы настолько не уверены в себе и в своих силах, что даже не смотря на колоссальный труд и всеобщее общественное одобрение не верим, что мы сделали что-то важное и полезное. Мы не верим в то, что мы как-то сильно экспертны и можем многое знать. Мы считаем, что нас хвалят зря. И если мы чего-то достигаем, то нередко расцениваем это не как собственную заслугу, а как чистую случайность. Мол, нам просто повезло. На нашем месте мог быть кто-то другой, более достойный, более знающий, более заслуживающий, более трудолюбивый, по-настоящему талантливый и т.д. Если с нами происходит что-то хорошее, мы ощущаем что-то вроде дереализации (нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный), как будто все это происходит не с нами, мы как будто мультяшные герои, случайно попавшие в чей-то чужой сон. Из-за этого мы чувствуем себя обманщиками. Нас хвалят, а мы искренне не понимаем за что, мы думаем, что мы этого недостойны, и нас вот-вот разоблачат. «Синдром самозванца мешает людям верить в себя, и чем больше их успех, тем хуже они себя чувствуют. Не признавая своих достижений и положительных качеств, они не могут насладиться плодами своих дел.»22, – пишет Джессами Хибберд в своей книге «Синдром самозванца. Как вырваться из ловушки токсичного мышления».


Впервые термин «синдром самозванца» появился в 1979 году в статье Паулины Клэнс и Сьюзан Аймс, называвшейся «Феномен самозванца среди высокодостигающих женщин». Из-за этого долгое время считалось, что этим синдромом в наибольшей степени страдают женщины. Однако современные исследования показывают, что жизнь мужчин не в меньшей, а порой и в большей степени может быть отравлена из-за «синдрома самозванца». Просто мужчины очень стесняются возникающих при этом чувств и предпочитают ни с кем не разговаривать о том, что они на самом деле переживают относительно имеющейся неуверенности в себе. По данным научных обзоров, в настоящее время около 70 % населения Земли в той или иной степени определяет у себя «синдром самозванца». В своем первом описании синдрома Клэнс и Аймс выделили следующие стадии так называемого «цикла самозванца»: 1) Человек не ожидает, что добьется успеха; 2) Человек с удивлением отмечает, что добился неплохих результатов; 3) Возникает внутренний конфликт: человек знает, что успешен, но чувствует, что не заслуживаете успеха (это называется когнитивным диссонансом, то есть это то чувство психического дискомфорта или стресса, которое испытывает личность при одновременном наличии у нее двух противоречивых убеждений); 4) Чтобы устранить этот диссонанс, человек приписывает успех внешним и временным факторам (например, удаче), а не внутренним и стабильным причинам (например, собственным способностям или усилиям). Иными словами, резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что у «синдрома самозванца» три характерные особенности: 1.) Вера в то, что окружающие переоценивают наши способности или навыки; 2) Страх «разоблачения»; 3) Постоянное приписывание успеха внешним факторам, таким как удача, а не собственным талантам и способностям в сочетании с напряженным трудом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Брезгин О.П. Сергей Дягилев. – М.: Молодая гвардия, 2016., с. 113

2

Буш К. Неслучайная случайность: Как управлять удачей и что такое серендипность. – М.: Альпина Паблишер, 2022., с. 270

3

Буш К. Неслучайная случайность: Как управлять удачей и что такое серендипность. – М.: Альпина Паблишер, 2022., с. 270-271

4

Манн С. Синдром самозванца: как перестать обесценивать свои успехи и постоянно доказывать себе и другим, что ты достоин. – Москва: Эксмо, 2021., с. 132

5

Зима В.В. Инструменты руководителя. Понимай людей, управляй людьми. – СПб.: Питер, 2022., с. 34

6

Эдмондсон Э. Работа без страха. Как создать в компании психологически безопасную среду для максимальной командной эффективности. – М.: «Альпина Диджитал», 2019., с. 9

7

Шмеман А. Д. Дневники. 1973 – 1983. – М.: Русский путь, 2017., с. 604

8

Хайдеггер М. Заметки I-V (Черные тетради 1942-1948). – М.: Издательство Института Гайдара, 2022., с. 337

9

Данилин А.Г. Ключи к смыслу жизни. – М.: Исолог, 2010., с. 175

10

Манн С. Синдром самозванца: как перестать обесценивать свои успехи и постоянно доказывать себе и другим, что ты достоин. – Москва: Эксмо, 2021., с. 154-155

11

Данилин А.Г. Ключи к смыслу жизни. – М.: Исолог, 2010., с. 211-212

12

Холлис Дж. Под тенью Сатурна: Мужские психологические травмы и их исцеление. – М.: «Когито-Центр», 2009., с. 174

13

Манн С. Синдром самозванца: как перестать обесценивать свои успехи и постоянно доказывать себе и другим, что ты достоин. – Москва: Эксмо, 2021., с. 155

14

Манн С. Синдром самозванца: как перестать обесценивать свои успехи и постоянно доказывать себе и другим, что ты достоин. – Москва: Эксмо, 2021., с. 133-134

15

Данилин А.Г. Ключи к смыслу жизни. – М.: Исолог, 2010., с. 171

16

Данилин А.Г. Ключи к смыслу жизни. – М.: Исолог, 2010., с. 168

17

Данилин А.Г. Ключи к смыслу жизни. – М.: Исолог, 2010., с. 166-167

18

Дуэк К. Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013, с. 185

19

Иванов А.В. Тобол. Много званых: роман-пеплум – М.: Издательство АСТ, 2019., с. 38-39

20

Иванов А.В. Тобол. Много званых: роман-пеплум – М.: Издательство АСТ, 2019., с. 43

21

Эллиот К. Переходи на темную сторону! Как превратить запретные желания подсознания в источник внутренней Силы. – М.: Издательство АСТ, 2021., с. 45

22

Хибберд Д. Синдром самозванца. Как вырваться из ловушки токсичного мышления. – «Библос», 2019., с. 17

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги