Изливание чаши третьим ангелом в реки и источники вод: превращение воды в кровь, как возмездие за пролитую кровь святых.
Изливание чаши четвертым ангелом на Солнце: нещадный огонь палит людей, продолжающих злословить против Бога.
Изливание чаши пятым ангелом на престол зверя: помрачение его царства, люди, кусавшие языки от нестерпимых страданий.
Излияние чаши шестым ангелом в реку Евфрат: иссыхание вод в ней, что давало возможность царям идти по высохшему руслу.
Из уст дракона, зверя и лжепророка исходят три бесовские духа, направившиеся к царям земли, собирать их на битву с Богом.
Сбор войска для великой брани у места Армагеддон.
Излияние чаши седьмым ангелом: раздался громкий голос «Свершилось!», началось небывалое землетрясение, великий город распался на три части, все языческие города пали, град величиной с талант обрушился на людей.
Один из семи ангелов повел Иоанна показать ему суд над великою блудницей.
Блудница сидела на водах на багряном звере с семью головами и десятью рогами, была облачена в царскую одежду, украшена драгоценными камнями, а в руках держала золотую чашу, наполненную мерзостями ее блудодейства.
С ней блудодействовали цари земные, и люди упивались ее вином.
На челе было написано тайное имя блудницы – Вавилон великий, являвшийся матерью всего земного блуда.
Блудница пила кровь святых и свидетелей Иисусовых.
О звере было сказано, что «он был, и нет его, и явится».
Ангел дает Иоанну разгадку символов: семь голов есть семь гор, на которых сидит блудница, и семь царей, из которых пять уже пали, шестой правит, а седьмой еще не пришел, но будет править недолго; зверь есть восьмой из числа семи, который придет снова; десять рогов есть десять царей, еще не получивших царство, которые придут со зверем, но на один час, передав зверю свою власть и силу; воды, на которых сидела блудница, – племена и народы мира; сама блудница – город, которому подчиняются все цари мира.
Победа Агнца в великой битве.
Десять рогов восстанут против блудницы, разорят, разорвут на части и съедят ее.
Провозглашение ангелом гибели Вавилона, плач по нему блудодействующих с ним царей и торговавших с ним купцов, радость святых в связи с низвержением города разврата.
Прославление громким голосом Бога Вседержителя.
Появление Бога Вседержителя на белом коне и мечом в устах под именем «Слово Божие» во главе с небесным воинством.
Зверь и лжепророк были схвачены и брошены живыми в огненное озеро, а их сторонники перебиты мечом Сидящего на коне, став пищей птицам.
Сошедший с неба ангел, имевший ключи от бездны, сковал дьявола цепями на тысячу лет.
Оживление всех погибших за Иисуса, всех, не принявших образа зверя, царствование их вместе со Христом тысячу лет.
Прочие же люди до истечения тысячелетия не были оживлены.
Освобождение дьявола из темницы, обольщение им народов на четырех углах земли, сбор на брань Гога и Магога, число которых, как песок.
Окружение воинством дьявола стана святых и города возлюбленного.
Нисхождение с неба Божественного огня, пожравшего воинство дьявола.
Низвержение дьявола в озеро огненное к зверю и лжепророку, обречение их на муки во веки веков.
Восстание всех мертвых, которые были судимы по книге жизни, сообразно с делами каждого.
Все, чьи имена отсутствовали в книге жизни, были брошены в озеро огненное, куда низверглись ад и смерть.
Создание нового неба и новой земли.
Нисходящий с неба на землю новый Иерусалим, провозглашение его совместной обителью Бога с человеком, слова, что отныне Господь будет с людьми, и они станут народом его.
Отсутствие в будущей жизни смерти и страданий.
Один из ангелов показывает Иоанну невесту агнца, которая есть новый Иерусалим.
Описание Иерусалима, созданного из золота и драгоценных камней, не запираемые никогда ворота города, отсутствие ночи.
В новом Иерусалиме не будет храма, поскольку сам Господь, пребывающий вместе с народом, будет храмом его.
Воды жизни и деревья жизни, плодоносящие 12 раз в год, плоды которого служат исцелением человечества.
Иоанн хотел преклониться перед ангелом, но тот наставлял, чтобы он не делал того и преклонился бы перед Богом.
Слова о грядущем скором пришествии Иисуса Христа.
Безусловно, Откровение не может рассматриваться с позиций исторической хронологии. Видения вряд ли вообще возможно структурировать на основе линейки времени. В такого рода текстах, как Апокалипсис, время трансцендентно, а потому исторический подход к нему не работает. Тем не менее определенную последовательность версии истории от Иоанна Богослова можно все-таки определить.
Первая священная битва происходит при рождении Иисуса Христа на небесах. Божье воинство архангела Михаила побеждает дьявола и бесов, которые низвергаются на землю. Низверженные на землю, они в ярости обрушиваются на святых и искушают людей так, как не искушали прежде. Однако Христос, приняв мученическую смерть на Голгофе, побеждает духом зло и открывает человечеству путь к спасению. Возникают семь церквей Христовых, с разной степенью верности, служившие Богу, часть из которых отпала от него в искушениях. Средоточием мирового зла становится город Вавилон – блудница, – с которым блудодействуют все мировые цари и через который ведется вся мировая торговля.
На этапе будущего приходит вначале Зверь, царь в череде семи царей, который погиб, но снова пришел. С ним выступят десять царей, передавшие ему свою власть и силу. После Зверя приходит лжепророк, творящий чудеса, внешне похожий на Агнца, или Зверь малый. Он установит почитание Зверя большого, запечатлев принудительно на каждом его изображение. В изображение Зверя был вселен дух, и тот, погибший было, ожил. Столкнувшись с сопротивлением меньшей части человечества, Зверь и лжепророк собирают силы и ведут их на поле брани к месту Армагеддон. В решающий момент битвы появляется Христос во главе с ангельским воинством, и силы зла были разбиты. Зверь и лжепророк будут низвергнуты в огненное озеро на вечные мучения. Дьявол же будет скован цепями и заточен до времени в темнице бездны.
После Армагеддона устанавливается царствие Христово, которому суждено продлиться тысячу лет. По истечении тысячелетия дьявол освободится из своего заточения и станет собирать воинство с четырех углов земли. Им будут подняты народы Гога и Магога, направленные против святых последователей Христа. Город Христов окажется окружен силами дьявола бессчетного числа. Однако огонь, сошедший с небес, пожрет все силы зла. Дьявол будет схвачен и брошен в огненное озеро к Зверю и лжепророку.
После этого восстанут все мертвые, и состоится суд по делам каждого. Будут созданы новые земля и небо, исчезнут смерть и страдание. С небес на землю низойдет новый Иерусалим, в котором Бог будет пребывать с человечеством.
Откровение Петра
Откровение Иоанна Богослова являлось единственным эсхатологическим текстом, включенным в каноническую версию Нового Завета. Но он не был единственным текстом, представленным в жанре раннехристианских свидетельств о конце света. Существа, не вошедшие в Новый Завет, – эсхатологические апокрифы, наиболее известный из которых – Откровение Петра. Составление Откровения Петра принято датировать II веком. Первоначально оно входило в канонический набор ветхозаветных книг. Подлинным Откровением признавал его, к примеру, Климент Александрийский. Оказавшийся в IV веке в статусе подложного писания, текст потерял прежнюю популярность, хотя связанные с ним образы сохранились в христианской традиции эсхатологической рефлексии. Фрагмент текста Откровения Петра на греческом языке был обнаружен только в конце XIX века, что имело для библеистики характер сенсации. В 1910 году уже на эфиопском (коптском) языке оказалась найдена полная версия книги. Между греческой и эфиопской версией имелись значительные противоречия.
Прочтение Откровения Петра дает понимание, почему оно не было признано каноническим. Книга акцентирована на описании мучений грешников после свершения Страшного суда. Детализация описания их истязаний, вероятно, вступала в определенные противоречия с евангельским пафосом любви21.
Тем не менее в устных преданиях в качестве системы устрашения грешников использовались образы Страшного суда в свидетельствах апостола Петра. По каждому виду греха устанавливались в Откровении свои наказания, приводимые в исполнение ангелами Эсраилом и Уриилом. Описывались истязания следующих категорий грешников: идолопоклонники; убийцы и их сообщники; прелюбодеи и побуждающие к прелюбодеянию; колдуны и колдуньи; женщины, зачавшие детей вне брака; женщины, совершившие аборты и их мужья, допустившие эти действия; преследовавшие праведников и предававшие их; хулители христиан; ложные свидетели; обладатели богатств, полагавшиеся на них и не оказывавшие помощи бедным; ростовщики; гомосексуалисты и лесбиянки; бывшие христиане, отступившие от пути Божьего; отрекшиеся от отца и матери; не почитавшие старших и не слушавшиеся родителей; лишившиеся девства до вступления в брак; рабы, непокорные своим господам. Стоит ли говорить, что современное постмодернисткое общество должно было бы содрогнуться при выстраивании системы морали на основе видения Страшного суда ранними христианами.
Об общем пафосе представления картины Страшного суда в Откровении Петра можно получить представление, в частности, по следующему фрагменту текста: «И будет в день суда тем, кто отпали от веры в Бога и сотворили грех: огненные водопады польются, тьма и мрак наступят и оденут и окутают собою весь мир, и воды обратятся в пылающие угли, и все на земле будет гореть, и море станет огнем, и под небом будет пламя жестокое, которое не погаснет, но хлынет к суду гнева. И звезды расточатся от пламени огненного, словно бы и не были они сотворены, и тверди небесные прейдут от недостатка воды и станут как несотворенные. И будут молнии на небе, и колдовство их испугает мир. И дух трупный будет им подобен и станет по велению Бога пламенем. И когда все творение уничтожится, побегут люди, что на востоке, на запад, а те, что на западе, – на восток; а те, кто на юге, побегут на север, те же, кто на севере, – на юг, и повсюду встретит их гнев ужасного огня. И погонит их пламя неугасимое, и принесет их к суду гнева ручьем неугасимого пламени, что течет и одновременно огонь в том ручье пылает; и оттого, что разойдутся в кипении волны его, великий скрежет зубов будет у сынов человеческих». Видя мучения грешников, Петр говорит, что лучше бы они не рождались и вовсе. Но Христос поправляет его за эти слова, указывая на недопустимость вступления в спор с Богом, которому одному известна цель рождения каждого человека.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. М., 1995.
2
См.: Булгаков С. Апокалипсис Иоанна. – М.,1991; Эсхатологический сборник / отв. ред. Д. А. Андреев, А. И. Неклесса, В. Б. Прозоров. – СПб.: Алетейя, 2006.
3
См.: Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. – Новосибирск, 1988; Антихрист (Из истории отечественной духовности): Антология. – М., 1995; Русь перед вторым пришествием. – Житомир, 1995; Авель (Семенов), иеродиакон, Дроздов А. Ю. Знамение пререкаемо. – М., 2003; Тимофей, священник, Дионисий, иеромонах. О Церкви, православном царстве и последнем времени. – М., 1998; Иоанн (Снычев). Битва за Россию. – Саратов, 1993; Молчанов Б., протоиерей. Антихрист. – Джорданвиль, 1976; Конец Света (эсхатология и традиция). – М., 1997.
4
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995; Коран. – М.: РИПОЛ классик, 2004; Танах. – Иерусалим, 2011.
5
Стефан (Ляшевский), протоиерей. Библия и наука о сотворении мира // Православие и современность. Электронная библиотека URL.: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lashevsky/science/science.pdf; Мень А. Шестоднев URL.: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lashevsky/science/ science.pdf
6
См.: Еврейская энциклопедия. Т. 8. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. – М.: Терра, 1991; Иерусалим в веках: в 12 ч. – Тель-Авив: Открытый университет, 1997; Шталь А. Иерусалим сквозь окна истории. – Эвен Йехуда: Рехес, 1995.
7
http://www.evangelie.ru/forum/t79619.html
8
Комментарий к литургии Рождества Христова – месса днем. URL: http://praedicatores.ru/index.php/articles/101-massgiorno
9
Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. – Киев, 1901. – С. 428–443; Карташев А. В. Судьбы «Святой Руси» // Православная мысль. Труды Православного Богословского института в Париже. – Париж, 1928. – Вып. 1. С. 141; Кириллов И. А. Третий Рим. – М., 1996; Клибанов А. И. Духовная культура Средневековой Руси. – М., 1996.
10
См.: Ульянов Н. Комплекс Филофея // Вопросы истории. – 1994. – № 4.
11
Мухаммад Бакир ас-Садр, Махмуд, Хакими Али Махди. Акбар Велаяти. Имам – Спаситель человечества. – М., 2010.
12
Dhammacakkappavattana Sutta: Setting in Motion the Wheel of Truth. URL: http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/sn/sn56/sn56.011.piya.html
13
Арвон А. Буддизм. – М., 2005; Гийон Э. Философия буддизма. – М.: АСТ; Астрель, 2004.; Касевич В. Б. Буддизм. Картины мира. Язык. – СПб., 1996; Островская В.П., Рудой В. И. Классическая буддистская философия. – М.; СПб., 1999; Лепехов С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. – Улан-Удэ, 1999; Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. – СПб., 2002; Буддийский взгляд на мир. – СПб., 1994.
14
Арья Шура. Гирлянда Джатак, или Сказания о подвигах Бодхисаттвы. – М.: Вост. лит., 2000; Жизнь Будды / сост. С. А. Комиссаров. – Новосибирск: Наука, 1994.
15
Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. – М.: МЦР, 2001.
16
Генон Р. Рождение Аватара // Конец Света (эсхатология и традиция). – М., 1997. С. 98.
17
Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии: http://www.magister. msk.ru/library/bible/comment/areopag/areopag1.htm
18
Спафарий Николай. Книга о сивиллах, сколько их было и каковы их имена и о предсказаниях их // Николай Спафарий. Эстетические трактаты. – Л., 1978. URL: https://studopedia.ru/18_65244_sakralnaya-geometrii-biblii.html
19
См.: Ольшевская Н. Большая книга нумерологии. – М.: АСТ, 2009. 710 с.
20
Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: в 24 словах и 72 главах. – М.: Сибирская Благозвонница, 2016. – 347 с.
21
Откровение Петра // Апокрифические Апокалипсисы / пер., сост., вступ. статья: М. Г. Витковская, В. Е. Витковский. – СПб.: Алетейя, 2001. – С. 186–199.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги