Всегда любопытно, для каких ситуаций выбираются вещи в первую очередь, например, пришли за вещами на работу, а смотрим что-то для выходных и поездки в отпуск. Если вы были в такой ситуации, скорее убегайте из магазина и ищите время для отдыха. С таким настроем хорошего шопинга не получится или покупки окажутся бездушными, заточенными исключительно на «так надо».
Интерес к бренду, его истории и личной жизни дизайнера когда-то мне казался фу-фу-фу и логоманией, но сейчас я вижу в этом стремление покупать вещи не у компании, а у человека. Понимать, был ли счастлив тот, кто придумал мое платье, что носил тот, кто продвигал дизайн моей сумочки, какие личные ценности и представления о жизни у этого человека. Порой расположение к дизайнеру является аргументом приехать в магазинчик на окраине города и заплатить за вещь втридорога, но приобщиться к автору или его помощникам, продолжающим философию.
В тему людей в ауре бренда. В индустрии моды есть много историй о том, как бренды открещиваются от сотрудничества с актерами, певцами или иными публичными личностями, так как те не соответствуют их философии. Есть и другая точка зрения, что любой пиар хорош. А насколько для вас значимо, что вещи вашей любимой марки начинает носить дама Х? Или так: было ли такое, что вы обращали внимание на дизайнера, услышав в инфополе историю коллаборации со знаменитостью? Если что-то из этих предположений про вас, возможно, ваша стратегия первичного отбора в том, чтобы составить свой список людей, с которыми можете ассоциировать себя по любому признаку от цвета глаз и фигуры до общих любимых фильмов и взгляда на семейное счастье, и, уже ориентируясь на то, что выбирают в свой гардероб они, собирать и для себя идеи. Не слушайте тех, кто говорит, что нельзя смотреть на других. Можно! Все великие художники начинали с копирования, а потом вырабатывали свой уникальный стиль. А я здесь даже предлагаю не копировать, а только вдохновляться людьми, которых вы чувствуете как себя, и поглядывать на то, что они носят. Всего-то!
Покупка случилась, идем в гардероб
Для тех, кто делает возвраты: купленная вещь, которую вы позже вернули – не оказывается на этой стадии, ее нужно рассматривать на предыдущем этапе отбора. Вообще, большое количество возвратов свидетельствует о том, что вы торопитесь перескочить на этап владения, а следует задержаться чуть дольше на предыдущем этапе. Возможно, выработать у себя дополнительные важные для вас критерии оценки вещи до ее оплаты. Например, моя клиентка Лиза показывала виртуозную технику раздвигания пальцев ног и изгиба подъема, которые помогают ей понять, будет ли обувь комфортна в носке.
В этом разделе обсуждаем вещи, по которым принято решение, что они остаются. Как проходит ваш первый вечер с обновками? По моим наблюдениям, если вещь не хочется рассматривать или примерять в первую неделю после приобретения и посмотреть на то, как она будет смотреться в сочетаниях с другими, то, скорее всего, она не будет носиться. Поэтому лично я очень благодарна законодательству, позволяющему без объяснения причин вернуть не ношенную с бирками вещь обратно в магазин. Кстати, по поводу возвратов, у стилистов есть практика использовать вещи на съемках, а потом возвращать их в магазин, мне кажется, это неправильно по отношению к магазину и покупателям. Перед съемкой, где у нас есть купленные на этот случай вещи, я предупреждаю клиента и фотографа, что мы сможем вернуть то, что не надевалось. Ведь обычно предметов берется сильно больше, чем нужно. А вот то, в чем прыгали, бегали и сидели на полу, нужно будет выкупить в свою коллекцию. Кстати, чаще всего эта одежда, даже использовавшаяся на арт-съемках, становится маркером нового уровня стиля и долго с удовольствием носится в жизни.
Рассмотрим, как разные люди общаются со своими приобретениями. Аделина долго крутится перед зеркалом в обновке, смотрит на посадку, хотя она еще в магазине была понятна, прикладывает одежду, которая давно в гардеробе, фантазирует о том, в каких ролях может быть, надевая эту вещь.
В отношениях Мария влюбчивая и иногда довольно долго пребывает в иллюзиях по поводу своих друзей и партнеров, пока не случается поворотное событие, вынуждающее разочароваться в человеке или вещи. Вещи тоже берет быстро, порой без примерки, даже не зная, что можно заранее подумать, куда носить. Иногда полезно не так активно включаться в новые отношения, а дать партнеру раскрыть себя. Я встречала такие случаи, что человеку трудно придумать сочетания новой вещи с теми, которые уже есть в гардеробе. С другими новинками да, легко, ведь они появились в том же настроении, на этом же этапе жизни, а вот старые вещи – «они же совсем про другое». Не знаю, у меня нет ответа – поддерживать эту идею у себя или пытаться изменить. Возможно, это и неплохая фишка, подобно художникам, собирать гардероб то желтого, то голубого периодов.
Ольга после каждого шопинга берет выходной, чтобы завезти покупки в ателье и там все доделать. Робкий вопрос нашей общей знакомой «а почему ты не купила то, что тебе сразу подойдет», не получил ответа. У мужчин зачастую брюки продаются вообще без подгибки, и в магазине работает портной, который бесплатно подворачивает штанины и красиво их пришивает без дополнительной оплаты. В ситуациях с женским гардеробом тоже порой бывает, что настолько узкая талия или маленький рост, что без корректировки не обойтись. Но в большинстве случаев можно потратить больше времени на этапе отбора, познакомиться с марками, которые создают лекала специально для вас или принять легкую неидеальность посадки вместе с несовершенством мира. Так как стремление переделывать вещи, которые и так неплохи, чаще всего встречается у тех, кто и окружающих людей тоже любит «хорошенько отредактировать».
Первое желание отрезать лейблы, постирать, отутюжить, выделить приятное место на плечиках в шкафу показывает материнское отношение к вещам. Когда выбор был совершен правильный, то это прекрасный путь «адаптации новичка», но, если вы еще плохо себя знаете и вещь может не подойти, имейте в виду, что одежду сложнее будет пристроить в чужие руки без этикеток. Не всегда правильно сжигать за собой мосты и в конечном итоге выбрасывать вещь, которая была столь стремительно подселена в гардероб.
Была у меня клиентка Нина, которая рассказывала свой способ: после покупки она вешает одежду на видное место, например, на дверцу шкафа или ставит сумку себе на стол и потом смотрит, как у нее будет «цепляться глаз» о покупку. Будут ли внутри «просыпаться светлячки» или, скорее, возникнет раздражение. Как будет меняться ее восприятие утром и вечером, иногда выясняется, что красивый цвет под лампами магазина в естественном дневном освещении оказывается неподходящим. Иногда вещи требуется отвисеться, и тогда можно будет ее полноценно примерить, рассмотреть со всех сторон. Проверить, не слишком ли она похожа на то, что уже есть в гардеробе. Удостовериться, что сочетания получаются с имеющимися предметами и выглядят они здорово. Вы можете подумать, что это этап сомнений и выбора оставлять или возвращать/продавать. Нет, далеко не всегда. Чаще всего на этой стадии мы даем себе время присмотреться к характеру своего приобретения, получше понять, чего именно от него ждать и как с ним обращаться.
В результате первичного контакта вещь в гардеробе получает роль: помощник (брошь, приносящая удачу) или злодей (галстук, который надо по дресс-коду надевать). Желательно, чтобы это была деятельная харАктерная роль, а не просто декор-украшение или чистая функция, как плащ от дождя. Не бойтесь здесь немного пошалить с преувеличениями, пусть предмет почувствует себя очень важным, желанным и совершенно необходимым в вашем шкафу.
Первый выход, инициация новичка
Это мой любимый и самый недооцененный этап. Для каждой вещи нужно выбрать правильный момент первого выхода. Универсально позитивная ситуация – пойти туда, где вас ждут приятные занятия, люди, сонастроенные с нами, где можно быть собой и при этом проявляться так, как хочется. Идеальная среда интенсивная, но позитивная, например, встреча в новом интересном месте с любимой подругой для поздравлений друг друга с праздниками. Для религиозных людей хорошо подходит выйти в то место, которое для вас священное и важное. Открытие выставки, премьера в театре, выступление перед знакомой аудиторией с хорошо прочувствованной вами темой. Если вы инициируете недавно купленный интимный предмет – от скрытого украшения до домашней одежды, то нужно выбрать момент уединения, когда вы в хорошем ресурсном состоянии, восстанавливаетесь или занимаетесь тем, что вас развивает, радует. Не советую надевать новую вещь в ситуацию неопределенности, например, в путешествие, для выступления перед неизвестной аудиторией или на первое свидание. Потому что в первый выход новая вещь не работает на нас как помощник. Мы не можем рассчитывать на ее поддержку с полуслова, так как тело еще не привыкло к крою, материалам, взгляд цепляется за цвет и выдает гамму эмоциональных и физических ощущений.
Попробуйте вспомнить свои моменты первого выхода в тех вещах, которые вам приятно надевать. Насколько быстро после покупки это было? Решение «выгулять обновку» было принято случайно или вы думали, куда и когда надеть? Была ли какая-либо реакция от других людей в тот день?
Моя клиентка Кира, с которой доводилось работать только по Zoom, рассказывала, что было время, когда она покупала вещь и прямо в туалете магазина переодевалась в нее, выбрасывая туфли или кардиган, в котором пришла, прямо там. Мы попытались проанализировать, что еще было в это время стремительных инициаций, и обнаружили «синдром шпиона». Она тогда очень интенсивно обучалась и уже работала по специальности, но чувствовала себя самозванцем, были опасения, что она занимает чужое место и вскоре ее выгонят как с работы, так и с учебы. Поэтому надо было срочно менять облик, чтобы проскочить строгих цензоров. А вспомнилась эта модель поведения, так как накануне нашей конференции она чуть не сделала то же самое из мотивации, что не хочется таскать старую куртку. Но рука остановилась над мусорным баком, и после нашей встречи Кира решила отнести надоевшую куртку в хорошем состоянии в химчистку, а потом продала на сайте объявлений и написала мне, что счастливые глаза покупательницы помогли ей начать потихоньку принимать ценность своего прошлого опыта. Каким бы он ни был.
Особенно важен первый выход для вещей, которые вы создавали себе сами или шили на заказ. Поэтому очень прошу с вниманием отнестись к среде, в которую вы выводите свои неокрепшие творения. Один косой взгляд, неумное замечание, порыв холодного ветра… оставляют красивый предмет, который вы с теплом придумывали и воплощали, пылиться в шкафу навсегда. Первый выход является тестовым для вещи, дает уровень понимания, на что способна эта вещь психологически, эмоционально и физически. Порой оказывается, что вещь требовательна и «слишком хороша» для образа жизни человека. В моменте первого выхода чувствуется, как она хочет подчинить себе нового владельца, заставить терпеть дискомфорт и лишение чего-то значимого. Иногда это тонизирует, и вещь помогает выйти на новые орбиты, а иногда такое надо срочно пресекать, чтобы не потерять свой стержень в тисках «хищной» обновки.
Обратите внимание, что в комиссионках есть три группы продаж: новое с биркой – вещь, которая не прошла этап адаптации в гардеробе, ношеное, но в хорошем состоянии и то, что было надето 1–2 раза – это те вещи, которые не прошли инициацию, и, по моим наблюдениям, их большинство.
Повреждения недавно купленных вещей
Например, купили сумку, которая очень нравится, носите ее бережно и вдруг звонит телефон, вы хотите ответить и прижимаете сумку к фактурной колонне… поставили царапину. Или заказали платье в ателье, тщательно выбирали ткань, ездили на примерки и вдруг ни с того ни с сего дернули карман и оторвали внутреннюю кнопку. Притом что эти вещи вы позже с удовольствием носили, и дальше за многие годы с ними ничего не случалось.
Примеров можно приводить много, общее одно: вещь не утратила своих ключевых свойств, но стала «травмированной» – затяжка на незаметном месте шарфа, прожженная сигаретой подкладка, пятно краски на обуви. Так как вещь хорошая и ценная для вас, вы продолжаете ее носить, несмотря на несовершенство, и через некоторое время понимаете, что именно после этого события стали пользоваться ею по-настоящему.
У того, для чего такое происходит с едва купленной хорошей вещью, есть два объяснения. Первое: вы считаете себя недостойной этого предмета, может быть, эта покупка была слишком дорогой, слишком статусной, слишком красивой для вас. Таким образом, ваше напряженное состояние приводит к повреждению, после которого наступает расслабление, и чувство вины испаряется. Подсознание говорит вещи «теперь мы равны, ты теперь не лучше меня». Второе объяснение более мистическое: большинство вещей, которые мы покупаем, – продукты массового производства либо сделаны с чертами души автора. Повреждая безликий или чужой предмет, вы посвящаете в свою жизнь, делаете индивидуальным, очеловеченным и только вашим. Его теперь сложнее продать, но зато у него есть история, и кто знает, к каким удивительным поворотам судьбы приведет отсутствующая кнопка или дырочка.
Взаимодействие с привычной вещью
Психологи всего мира сейчас исследуют теорию привязанности, которая показывает, как формируется наше доверие к миру в детском возрасте. Первые наблюдения в этом направлении сделал английский психиатр Джон Боулби. Понять уровень вашего доверия пространству можно по отношениям с вещами. Если желание носить вещь не угасает после пары выходов, а нарастает – это добрый знак. Когда вы придумываете новые и новые сочетания с обновкой, стилизуете ее, подворачивая, завязывая узлами, надевая асимметрично, находите у нее дополнительные свойства и возможности, придумываете неожиданные ситуации ношения и получаете от других людей обратную связь в том или ином виде.
В случае если для вас нет ничего лучше, чем обновка, и в идеальном мире вы бы хотели надевать вещь однажды, а потом, открывая утром шкаф, находить там уже нечто новое, тогда стоит поработать с психологом на тему вашего доверия миру и себе. Вы же сами выбрали этот предмет, может быть, слишком поспешно решили или критерии выбрали пустые для себя, и теперь это не вещь с маленькой, но душой, а просто тряпка? Да, для доверия нужно время. Как вы обращаетесь с людьми, которые работают кассирами, курьерами, водителями? Есть ли и там желание при малейшем недоразумении поскорее одного поменять на другого, «правильного»?
В теме привязанности появились новые работы, в частности Клаудии Голд «От разногласий к близости», где показано, что подлинно теплые отношения формируются через череду конфликтов по принципу кардиограммы – то вверх, то вниз. С одеждой все то же самое! Если вы ее слишком бережете на особый случай и после выхода сразу аккуратно снимаете, засовывая в чехол, не позволяя проявить себя как «настоящий друг», то в вашей истории отношений не будет достаточного числа провалов, чтобы сформировалась глубокая привязанность.
Многое говорит о человеке обращение с вещью в процессе носки. Люди, которые в хорошем контакте со своим телом, даже без знаний стилистических приемов чувствуют, как нужно подвернуть штанину, как приподнять рукав жакета, куда заправить трикотажный топ, чтобы создать более выигрышные пропорции, как расположить узел на платке, чтобы создать иллюзию более длинной шеи. Креативные, напротив, минимально заботятся о телесной эстетике, но способны придумать множество приемов надевания: от ношения кардигана пуговицами сзади до сцепки двух разных шарфов, чтобы выглядеть интереснее. При этом есть люди стильные и тонко чувствующие, которые вообще ничего не делают с вещью, носят ее как есть – это люди аккуратные, наблюдательные и собранные. Они настолько осторожно подходят к покупкам, что в их гардеробе оказывается только то, что уже хорошо, и «не нужно чинить то, что не сломано»” – их выражение. Замечала еще такой подход к манипуляции предметами: искать идеи на подиуме, внимательно смотреть, как одет манекен на витрине магазина, где покупается предмет, в том числе в каталоге марки и слушать консультантов, чтобы стилизовать вещь и комбинировать ее с другими именно так, как задумал дизайнер. Мне видится в таком подходе большое восхищение и уважение к команде, которая создала надеваемые вещи. А ведь то, чем мы восхищаемся, и носить приятнее.
Еще я всегда смотрю, насколько разнообразны сочетания с вещью. Бывает, что вроде бы гардероб небольшой, но так много пересечений: одна и та же юбка с восьмью верхами выдает разные образы, а эти восемь топов с джинсами – еще вариации. А бывает иначе: куплена вещь с компаньоном и так до полного износа они и надеваются друг с другом. Платье А только с жакетом В, а платье В с жакетом В не встречаются. Бывает еще, что сочетаний вроде бы много, но они однотипные, например, три темные юбки-карандаши сочетаются по-разному с тремя светлыми блузами. И в итоге все 9 образов психологически считываются одинаково. Тут для решения есть две точки входа: покупать изначально отличающиеся вещи (если узкая юбка уже есть, купить силуэт с запАхом, или если бежево-серая есть, вторую взять темную или с узором) и на этапе сочетаний сразу брать других партнеров: с компактной рубашкой джинсы уже надевали, теперь соединим их с объемным свитером, это попробовали, теперь возьмем футболку и жакет к этим же джинсам. Так получатся три комплекта с принципиально разным настроением. Если вы не стилист по профессии, может быть, непросто отойти от привычных рамок и придумать новые сочетания, особенно, если у вас эти вещи как будто бы из разных ситуаций. Но можно выделить день, с большим гардеробом – побольше, и отобрать ваши любимые низы (юбки, брюки, шорты, джинсы) и перемерить их со всеми (!) верхами, делая фотографии. Вот прямо-таки запретите себе думать: о нет, это точно не будет сочетаться. Попробуйте!
Кстати, найти свою формулу тоже может быть стильным решением, например, я пару лет носила кожаные брюки с шелковым топом и строгими жакетами. При этом брюки у меня были трех цветов, жакеты совершенно разных материалов и узоров, а топы отличались отделкой, тоном и декором. В результате формула одна, стиль поддерживается, но образы не считываются как каждый день в одном и том же.
Эффект «купила зеленую пуговку»
В моей семье по женской линии было такое выражение, означавшее, что приобрели вещь, которая настолько не подходит всему остальному, что теперь под нее одну надо покупать весь гардероб. Так бывает. Иногда это признак ошибок на этапе выбора, когда мы поддались эмоциям или низкой цене на распродаже и, не подумав о том, с чем сочетать, купили вещь-«чужака». В таком случая я бы рекомендовала попрощаться с ней, вернув обратно или продав на сайтах-комиссионках.
Второй случай – вещь-«шанс», свет в конце тоннеля и все другие метафоры, которые придут вам на ум, когда мы думаем о том, как перейти на новый уровень или выбраться из кризиса. Согласитесь, трудно вот так взять и сказать себе: начинаю новую жизни, пойду в магазин и куплю пальто, пару обуви, сумку, шарф, кардиган, пару блуз, трикотажный джемпер, юбки, брюки, платье еще надо, ах да, и украшения для новой меня… Другое дело – поддаться сиюминутному просветлению и купить серьги. Вот понравились! Но серьги «просят» какой-то верх, которого у нас нет. Что-то загадочное и при этом повседневное, черный с искрой пайеток. Все обыскали и нашли: не черный, а ночной темно-синий, не с пайетками, а вплетенной серебряной нитью – даже лучше. Надели, шикарно! Но оказывается, что с джинсами и горнолыжными штанами все это как-то не смотрится. Нужна юбка… И вот так постепенно у вас собирается целая гардеробная капсула, и так она идеально вписывается в жизнь, такую дает веру в себя и удовольствие, что постепенно эта стилистика заменяет все то, что было в гардеробе ранее. Плавно и естественно, так как это мы всегда стараемся делать в психологии стиля. Потому что эффектные преображения «было-стало» хороши только в сказке про Золушку или в ТВ-шоу, где на оглушенную героиню вываливают гору одежды. В жизни нужно время врасти в новый стиль, почувствовать себя в новой оболочке и проживать образ как собирание уникальной коллекции капля по капле.
Как происходит уход за вещью
За долгую практику разные ситуации бывали, однажды я даже была в одной квартире в интервале 4 лет. С одной хозяйкой дом и вещи цвели продуманным комфортом, а с другой те же самые шкафы, диваны и рейлы для одежды (это была съемная квартира, и обстановка там не менялась кардинально) воспринимались небрежными и потерянными в тусклом свете пары лампочек. Но это не потому, что одна умница, а другая – неряха. Психологически мы по-разному воспринимаем материальную обстановку, и для кого-то естественно заниматься уходом за домом и одеждой, а для других – это непосильный труд и потеря самоидентичности.
Человек, который получает удовольствие от стирки, глажки и работы роликом для ворсинок и машинкой для снятия катышков, имеет хорошую связь с реальностью, стиль для него подобен второй коже, и потому уход за вещами воспринимается как уход за собой. В ванной комнате у представителя ощущающего сенсорного типа стоит много разных средств для стирки – это для белого, здесь бальзам для шерсти и шелка, вот бутылка пятновыводителя, это порошок для цветного. Все режимы в стиральной машине изучены досконально, но имеется еще и тазик – «иногда ручная стирка надежнее». При этом у такого человека может быть много дел, и вещи копятся в корзине для стирки, но когда приходится отвлечься на быт, этот мужчина или женщина будет кайфовать от процесса.
За химчистку, паровой шкаф, равно как и за посудомойку люди мыслительного типа готовы поставить памятник создателям. Смысл в том, что, не трогая руками воду и моющие средства, не вникая в тип и степень загрязнения, в итоге получается значительно более высокий профессиональный результат. Загрузка посудомойки – это конструкторская задача, передача вещей в химчистку – управленческая. Как итог – сотрудник сервиса с улыбкой возвращает отутюженные вещи как новые на вешалках и с бирками. С развитием технологий, думаю, что дождемся еще более демократичных цен на эти действия с вещами.
Когда я пересматриваю вещи при разборе гардероба или приезжаю, чтобы составить два-три десятка комплектов на месяц, то обращаю внимание на торчащие нитки, царапины, дырочки или пятна в глубине подкладки. На что мои интуитивные клиенты чаще всего реагируют «а, ну и ладно, меня это не смущает». Если повреждение серьезное, то вещь отправляется в мешок или коробку для починки и может пролежать там пару лет. Однажды мы смеялись на эту тему с Илоной, которая часто шьет для себя и семьи. Она сказала, что ей проще сшить вещь целиком, чем пришить оторванную пуговицу или сделать пару стежков для прорехи в кармане. Причем самые отъявленные экспериментаторы с нарушением рекомендаций на вшивных этикетках – это тоже они. Эдакая гиперболизация контакта с реальностью, чтобы ее получше понять.
Про эмоциональный тип сложно сказать нечто определенное в плане ухода за вещами, так как их действия зависят от эмоциональной включенности в предмет. От сдувания пылинок и любовного отпаривания до того, чтобы бросить в угол и забыть. Имеет значение, для кого и в какие ситуации этот предмет надевается. Среди актеров и моделей много таких людей, и вы могли видеть в «желтых» газетах фотографии, на которых идеально выглядящие на кинофестивалях звезды пойманы в измятом и не очень чистом тренировочном костюме. Если в месте, для которых подбирается одежда, значимые люди, то и вещи будут поддерживаться в превосходном состоянии, причем психология нам говорит, что важный человек может быть исключительно внутренней фигурой, например, в виде заветов бабушки о том, что на улицу нужно выходить в пальто идеальной посадки и отутюженном шарфике.
Здорово, когда человек так хорошо знает свой стиль и возможности ухода за вещами, что делает из него часть креативного процесса по созданию вещи. Например, у меня была клиентка, которой мы покупали яркие футболки, но она их стирала при высоких температурах, чтобы цвет побледнел и появился бохо-эффект потертости и поношенности. Другая купила себе три листа наждачной бумаги с разным зерном и превратила стандартную джинсовую куртку в винтажный экземпляр. О вышитом вручную орле с розами я не буду рассказывать, мы же про уход говорим. Но спина была невероятно роскошной!
Как предсказать поведение вещи в носке?
Читатели блога часто жалуются на то, что покупаешь хорошую вещь, ухаживаешь за ней, как рекомендует производитель, а она через 2–3 месяца выглядит так, что приходится выбросить: затяжки, выгоревший цвет, вытянутые колени, растянутый ворот.
Вместо того чтобы сокрушаться о качестве, можно научиться видеть такие нюансы. И для этого необязательно изучать материаловедение на курсе дизайна и технологии одежды. Самый простой способ: пройтись в недели распродаж по вашим любимым магазинам. Особенно хорошо, если в этом магазине политика «все размеры в зале» – это значит, что если вещь привезли в апрельской поставке, то она так и висит до августа. Ее примеряет и трогает множество людей, на нее светит солнце из окон. Даже если вы принципиально ничего не покупаете во время сейлов – это бесплатная возможность увидеть, что происходит с разными вещами за 3–6 месяцев в торговом зале. Например, глиттер, стразы и пайетки ведут себя со временем совершенно по-разному. Хотя на новых вещах сверкают одинаково – глиттерные поверхности чаще более стойкие, пайетки тускнеют и становятся более благородными, даже если отрываются, то это не так ужасно, как отвалившиеся стразы, после которых остаются белые кругляши. Вы увидите, что не вся синтетика закатывается, а вот тонкие вискозные переливающиеся кофточки и юбочки из масс-маркета практически всегда в затяжках. Увидите, что будет, если толстый свитер держать на плечиках, и тут же дома сложите свои свитера на полки стопками. Обнаружите, как выгорает замша на обуви, и насколько красиво выглядит кожа на сумках вашего любимого бренда в царапинах, которые могут быть прекрасными и ужасными. И многое-многое другое…