Иногда простого ухода недостаточно, и вещам нужно перезагружаться более основательно. Такое бывает, если вы носили предмет ежедневно более недели, вернулись после очень неприятного события, мероприятия или разговора, а также при покупках на ресейл-платформах без посредников, которые проводят физическую обработку и выступают энергетически буферной зоной. Простейшим ритуалом психообновления выступает проветривание (идеально на морозном воздухе) и отдых без носки хотя бы пару дней. Более серьезно работает химчистка и отвешивание вещи на пару недель. Ювелирные украшения стоит промыть водой с обычным мылом и замочить в слабом солевом растворе хотя бы на пару суток. После чего просушить и тоже отложить в темное место на несколько дней. На обнуление работают стихии: воздух (проветрить), вода (стирка, промывание), огонь (сушка, в редких случаях материал позволяет вещь прокалить над огнем), земля (упаковка в вакуум, складывание плотными стопками в темном месте).
Старение предмета или близость
Итак, живет в вашем гардеробе вещь месяц, год, два. В какой момент вы начинаете ее реже носить? Ведь это же не только физический износ, тем более что его критерии, благодаря эстетике разрушения, тоже весьма условны. Я выделила вот такие типы отношений с постаревшей вещью.
Равномерное ношение. Вот есть такие люди, у которых есть пара джинс, они их носят попеременно года четыре, независимо от погоды и внутренних процессов. У такого человека вещь – это просто вещь, она не может быть счастливой и приносить удачу или наоборот роковой, притягивающей неприятности. Отношения с людьми тоже ровные, без пиков и спадов. Обычно у таких людей небольшой и не слишком разнообразный гардероб. Я не личностный типаж описываю, а этап поведения, хотя есть цельные люди, для которых гармоничен такой сдержанный стиль «по делу». Однако значительно больше тех, кто еще не изучил свой диапазон, не разрешил себе увидеть душу в вещи и свои меняющиеся эмоциональные состояния, позволяющие через предметы проживать психологические блоки и решать проблемы с людьми сначала на плане вещей, а потом переносить нового себя в межличностные отношения.
«Люблю-ненавижу». Такого человека вещь будоражит, порой он демонизирует «пиджак, несущий горе» (реальная фраза с консультации, причем горем была просьба руководителя проверить данные по проекту), даже может мстить одежде за что-то не сложившееся с людьми или возводить простое платье до божественного статуса. В отношениях с вещами не бывает ровных моментов, каждая деталь что-то значит и интерпретируется соответственно. Один раз я даже видела, что еще на этапе покупки человек покупает «жертвенную овцу» – такое платье, которое будет регулярно носиться и получать порцию критики за плохую ткань, цвет и посадку. Понимаю, что некоторым читателям такие отношения с вещами кажутся дикими, у меня тоже порой оторопь. Но, знаете, это лучше, чем никак. Такие полярные и нервные мысли в отношении предметов говорят о пробуждающемся чувстве, начальном видении того, что каждая вещь всегда больше, чем кусочки сшитой ткани.
Партнерское общение. Одежда у таких людей выступает помощником, она поддерживает, успокаивает, когда нужно радует и вселяет уверенность. На нее не возлагаются сверхожидания, но при хороших условиях вещь получает благодарность и внимание. У таких владельцев одежда и аксессуары со временем становятся только лучше: красиво протертая кожа, ткань пальто адаптируется к движениям тела, шарф вбирает тонкий аромат любимого парфюма. Здесь считается нормальным отнести вещь в ателье, чтобы ее починили и восстановили износившиеся части. С людьми у такого человека тоже со временем будет нарастать глубина общения, желание оберегать и заботиться о том, кто ценен и важен в окружении. Тут важно только вовремя поймать момент правильной точки завершения. Чтобы ни вещь, ни друг не задерживали на старом уровне только из-за ценности того, что было в прошлом.
Вечнозеленые. Тут изначально качественные вещи вне времени носятся бережно, уход получают своевременный, и для каждой вещи есть свое особенное состояние, ситуация, эмоция, цель общения. Такие вещи никогда не выходят из моды, не надоедают и не изнашиваются физически. Да, в результате прохождения кризисных трансформаций или резкой смены деятельности, климата, веса с таким гардеробом прощаться труднее всего, потому что он великолепен. Но зато эти вещи несложно продать (в том числе детально описать цепляющее за душу описание) на всевозможных ресейл-платформах. Психологически о таком человеке можно сказать, что он хорошо знает себя, чувствует свои актуальные потребности, видит их широту разнообразия, а также возможности других людей и никогда не выжимает все соки, давая партнеру или сотруднику восстановиться.
Прощание с вещью и потери
В нулевых считалось нормальным выбросить вещь после одного выхода, это был такой подтип роскошного образа жизни. Сейчас весь мир стал более осознанно относиться к ресурсам, понимая, что каждую футболку кто-то произвел, потратил на нее куболитры воды и километры для доставки в наш шкаф. Выбирать надо тщательнее и использовать долго. Самое экологичное потребление – носить те вещи, которые у нас уже есть. Поэтому если раньше я считала свою работу по разбору гардероба сделанной, когда на выходе стояли три черных мешка с одеждой, то сейчас пытаемся вписать в комплекты максимум вещей, а для того, что не удалось, выдаю список ресейл-платформ, которых сейчас очень много.
Как вообще к человеку приходит понимание, что пора прощаться с вещью? Где эта граница перехода: еще вчера мы носили эту юбку, а сегодня она уже не то. Светлана рассказывает, что у нее сначала вещь выходит из активного ношения и используется раз-два в год, а когда она при очередном сезонном пересмотре гардероба ее обнаруживает, то понимает, что больше не наденет. У Елены с внутренним пониманием нет контакта, поэтому она получает сигналы от других людей: фотограф спросил, нет ли чего-то поярче в кадр, муж предложил заменить куртку на новую, в магазине посмотрели косо. И только тогда Елена понимает, что пора искать замену, только после покупки новой вещи может отпустить старую. Анна без сожалений складывает в утиль вещи-«предатели»: шлица на юбке порвалась в момент выхода для доклада перед советом директоров, или вот сапоги промокли по дороге в гости. Чинит только то, что вышло из строя «тихонько, без подставы» – такой у нее принцип. Инга перекладывает ответственное решение «судить кому жить, а кому умирать» на меня, до этого был другой стилист. У нее есть идея, что, как наказывать детей должны посторонние, а не родители, так и «портить отношения» с ее вещами не следует. Тем более у меня и любого другого стилиста всегда много идей, как вещь исправить в ателье или сочетать по-новому, что и выбрасывать не придется.
Тем не менее прощание с вещами, прожившими с нами часть жизни, рано или поздно наступает, и давайте посмотрим, как оно проходит у разных людей.
Наташа – сторонник передаривания, как-то я попыталась намекнуть, что подарки, мол, лучше другие дарить, но оказалось, что это отработанная схема, и у нее целая очередь желающих из родственников, помощников, помощниц по хозяйству и нянечек. Причем они сами выбирают, что им взять, а от чего отказаться. Ну и прекрасно, если дар в радость и по свободному выбору. Думаю, этот путь подойдет людям с широкими социальными связями и желанием в каком-то смысле еще прочнее породниться с теми, кто заберет вещи себе.
Стелла просто вынесла пакеты к мусорным бакам в своем доме. На пакет прикрепила записку, что там одежда и аксессуары женщины 46 российского размера. Через два часа пакетов не было, недавно она увидела жилет, сшитый по ее заказу в ателье на парне-бариста в кофейне их района. Этот способ хорош для людей, которые проходят сложный период в жизни и избавляются от ненужных вещей, как от балласта. Если пристраивать свою одежду нет ни времени, ни сил, не мучайтесь чувством вины. Случайные пути перехода артефактов вашего гардероба могут быть очень любопытны.
Антон отдал в чистку ненужные ему вещи и привез в офис кронштейн с вешалками. Каждый мог подойти и примерить, и забрать что-то из его бывшей коллекции. Стоимость была на усмотрение нового владельца, ее следовало перевести в приют бездомных животных. Это щедрый путь мудрого руководителя, который прославился в офисе человеком с хорошим вкусом и теперь на силе своей репутации может помогать другим. Однако выбрать такой путь нужно осознанно, закладывая бюджет на транспортировку и химчистку. В эту же категорию, но менее рискованную, я бы предложила провести онлайн-аукцион ненужных вещей.
У Марины очень приятный и нейтральный гардероб, раньше ей это отчасти соответствовало, но теперь совсем нет. Мы пошли в сторону провокации, и после полугода отложенных бежевых свитеров» на всякий случай» моя клиентка пригласила фотографа, все отсняли, нашли чеки с суммами и опубликовали вещи для продажи. За 30 дней выручили сумму, позволившую Марине с двумя детьми и мужем съездить к океану посреди зимы. Приятно! Этот путь подходит тем, у кого вещи дизайнерских брендов в превосходном состоянии или такого производителя, который обеспечивает стремящийся к вечности уровень материалов и пошива.
Пытаться продать изношенный масс-маркет даже за небольшие деньги – увы, малоперспективная затея. Вообще, само понятие вещь-«инвестиция» относится, возможно, только к ювелирным украшениям. Одежда и даже сумки Hermes имеют шанс быть проданными за цену покупки только неношеные или с невероятной звездной историей.
Павел просто убирает на антресоли. Он не может себя заставить отпустить вещь, с которой связаны жизненные события и воспоминания. При этом мы оба знаем, какой он модник, и носить эти вещи точно не будет. Но заявляет «пусть лежит, сыну передам по наследству». Ну, конечно, сын-двухлетка уже мечтает о твоем фиолетовом джемпере с вытянутыми рукавами и заношенных джинсах прямого кроя! Из вещей, которые можно попробовать оставить для наследников (не факт, что понравится, но все же) я бы выделила часы, украшения, головные уборы, шелковые шарфы и верхнюю одежду. Все. Вот такой короткий перечень.
Людмила с детства любила меняться с подружками платьями и поэтому, когда у нее накапливается штук десять предметов, с которыми хочется попрощаться, она объявляет стильную вечеринку в своих соцсетях, и к ней на дачу приезжают подружки с едой, напитками и своими нарядами для обмена. В итоге польза у всех: пообщались, отдохнули, обзавелись новыми вещами. Мне этот подход нравится своей стильной ответственностью. Вот бы в магазине, прежде чем купить платье, представить, как его примеряют мои хорошие, умные, роскошные подруги и высказывают мнения?.. Мой гардероб был бы однозначно более элегантным и эффектным.
Эльвира устраивает костер. Мои аргументы об устойчивом потреблении ее не слишком заинтересовали. Уничтожить свои вещи не запрещено законом, значит, и такой вариант приемлем для тех, кто не хочет, чтобы их вещи носили другие люди. У нее ежегодно проходит целый ритуал сжигания на пустыре в окружении сугробов с приговариванием слов на приход в жизнь нового. Этот путь психологически подойдет людям, которые верят в мистику и действительно чувствуют периоды полнолуний и новолуний, интересуются движениями планет и могут войти в состояние шамана, который огнем очищает пространство для нового в жизни.
Еще я слышала, что есть люди, которые относят выстиранные и отутюженные вещи в церковь, передают курьеру благотворительных организаций и отправляют в детские дома. По поводу храмов, насколько знаю, там все хорошо – их раскладывают недалеко от входа, и нуждающиеся могут взять себе. По поводу благотворительных организаций – хороший путь, но тоже важно передать им вещи в хорошем состоянии, выстиранные, с пришитыми молниями и пришитыми пуговицами. По поводу детских домов, насколько я уточняла, отказ. Туда берут только новые вещи, и это требование чисто гигиенически мне понятно. Но возможно в то время, когда вы будете читать эту книгу, что-то изменится. Этот подход, как мне кажется, выбирают люди, которые еще не определились: с одной стороны, жалко тратить много времени (и зачастую денег) на адресный поиск нового владельца, с другой стороны, не хочется просто взять и выбросить.
Есть еще одна группа людей на этом финальном этапе. Они никогда не расстаются с вещами, переделывая их, соединяя две вещи в одну, превращают в уникальные экземпляры. Мне это чем-то напоминает круг реинкарнаций. Среди клиентов у меня таких не было, но вот студентка о себе рассказывала, что и в жизни такой типаж людей не отпускают. Отец работает директором в их магазине, бывший муж – водитель, одноклассница – консультант в магазине и прочее-прочее. На мой взгляд, это путь к по-настоящему аутентичным вещам, но главной мотивацией здесь не должно являться «сделаю что угодно, лишь бы не выбросить».
А еще иногда бог случайности забирает наши вещи, и мы их просто теряем. Впервые задуматься глубже об этом, казалось бы, простом событии меня заставила книга Зигмунда Фрейда «Психопатология обыденной жизни», впоследствии наблюдение за собой и рассказы клиентов дополнили и скорректировали идеи основоположника психоанализа. Итак, значение утрат можно разделить на три группы.
Из-за того, что человек не дорожит потерянным предметом – купил, потому что надо, но не нравится или получил в подарок от кого-то не вызывающего симпатию. Если бы импульс неприязни был осознанным, то еще в момент покупки вы бы поняли, что покупаете вещь не оттого, что она вам приятна, а потому что она в списках базового гардероба стилиста N? или вам навязал ее консультант магазина. В женской группе в «Фейсбуке» была любопытная тема: девушка сокрушалась, что повесила пальто в кофейне на общую вешалку, а когда собралась уходить, оказалось, что вместо него висит другое – тоже черное, такого же размера и похожего кроя, но другой, значительно более дешевой марки. Между комментариями о невнимательности дамы, которая ушла в чужом пальто, и советами просмотреть камеры, я увидела вопрос о том, сохранился ли чек на пальто. Оказалось, что нет, ведь это был подарок бывшего мужа, с которым на неделе подписали все бумаги о разводе.
К другой группе относится потеря вещей, связанных с делами, которыми не хочется заниматься, или ситуациями, в которые не хочется попадать. До сих пор помню, как мама ругала меня в восемь лет за потерянную в начале учебного года спортивную форму и обувь. Я действительно не помнила, в какой момент и где осталась эта сумка, но уже тогда втайне радовалась, так как недолюбливала школьный спорт. Много есть историй о том, как женщины, предпочитающие быть дома, теряют именно вечерние нарядные аксессуары, или мужчины, желающие избавиться от корпоративной работы, теряют папки для документов, запонки, зажимы для галстуков (и сами галстуки тоже), зонты, с которыми надо сквозь дождь идти на работу.
И заключительная группа причин связана с древним культом жертвоприношения темным силам. Сначала меня удивило это замечание Фрейда, но сейчас я с этим соглашусь. По многочисленным рассказам получается, что, когда вы теряете вещь, которая служила вам долго, была любимой и даже стала своего рода талисманом, значит, скоро в жизни произойдет важное событие, за которое вы «заплатили» этой потерей. Цитирую рассказы моих читательниц в «Инстаграме» про потери украшений.
Дарья:
«У меня есть сережки, ничего такого, посеребренная медь, куплены в магазине для танца живота, но идут мне очень, люблю их. Долго носились, потом сломались и лежали, никак не могла починить несколько лет. Этой осенью починила, надела, вышла в них и потеряла одну. Ну, думаю, все, нечего было и чинить. Через месяц муж как-то утром шлет мне фото, где на ладони у него эта сережка. Оказалось, что я потеряла ее на территории детского сада, она пролежала на улице, никто ее не подмел, не поднял, а мужу она подмигнула, что ли».
Елена:
«Однажды в Париже потеряла любимое янтарное кольцо на ровном месте. Подумала, что это как монетка, чтобы вернуться. Замену нашла с трудом. Такое же, по сути, но не с плавными, а с жесткими линиями. Сначала была недовольна. Потом решила, что это повод быть жестче».
Валентина:
«Когда женились лучшая подруга и друг, которых я сводила, у меня пропало обручальное кольцо. Прямо накануне их свадьбы. Через месяц нашлось. Дома. Спустя 5 лет, то есть сейчас, кольцо пропало снова. Оно стоит достаточно дорого. В жизни начались перемены, и, выходит, это жертва, которую пришлось заплатить, чтобы получить больше?»
Екатерина:
«У меня был очень красивый и любимый крестик, купленный после долгого выбора в Питере, и вместе с ним на цепочке висел оберег, тоже христианской темы. Легла однажды спать – они были на мне. Проснулась утром – цепочка порвана, лежит рядом на простыне, а ни крестика, ни оберега я так и не нашла. Испарились. Через некоторое время я стала встречаться с мужчиной и получила предложение руки и сердца от моего нынешнего мужа».
Елена:
«У меня дома много сережек в одном экземпляре. Регулярно теряла одну сережку. Раньше не знала, что с ними делать, а теперь комбинирую с другими или по одной ношу. Заметила, что сережки для меня – про позволение наряжаться. Весной купила себе дорогие сережки, и, когда надела, началась боль в голове. Ехала, помню, и в машине разговаривала сама с собой – “позволяла себе”».
Тамина:
У меня все происшествия с вещами и драгоценностями связаны с заключительным пунктом, после потери нахожу еще ценнее. Поэтому спокойно отношусь, когда что-то исчезает.
* * *Запускать новые осознанные процессы в жизни можно с анализа личного на уровне вещей гардероба. Когда мы меняем отношения с вещами, в жизнь приходят перемены. У меня не было задачи с помощью этой схемы рассказать о психологии каждого шага. Это то, что нужно раскрывать в индивидуальных разговорах. Здесь показана схема и приведены примеры, которые помогут вам заметить, на какие процессы в гардеробе следует обратить внимание, так как они символичны. У каждого человека на каждом этапе будут свои смыслы, которые стилист может распаковать через психологию. Очищение – это не безусловная ценность, например, при соприкосновении с чем-то легендарным люди могли неделями не мыть руку, чтобы продлить ощущение контакта.
Психология предметов одежды
У каждой вещи в нашем гардеробе есть свои родовые характеристики, то есть, какой бы короткой или длинной, декорированной или ровной она ни была, все равно существует главное предназначение этого предмета. Можно, конечно, продолжать микроскопом колоть орехи и думать, что через это выражается ваша индивидуальность, но лучше подобрать в свою творческую лабораторию инструменты, которые будут идеально работать на ваше развитие и проявление через образ.
Порядок описания предметов от верхнего слоя к внутреннему подобен тому, как при знакомстве мы узнаем друг друга лучше. Сначала идет внешний слой – там пальто, шубы и контур аксессуаров от головных уборов до обуви. Это все то, что надевается сверху. После него рассказываю про средний слой с жакетами, свитерами и украшениями – в теплое время года он принимает на себя роль внешнего. Затем подробный рассказ об очень важном внутреннем слое, где вы найдете платья, рубашки, юбки и джинсы. И в конце обсудим психологический смысл нижнего белья, колготок и домашней одежды – интимный слой образа.
Внешний слой
То, что предъявляется обществу. Чем меньше на человеке слоев и/или чем более они однообразны, тем ближе социальное Я к истинному Я. Душевный дискомфорт от пребывания в группе людей в минимальном одеянии говорит о дисгармонии названных аспектов. Сомнение такого плана: окружение мне не подходит, или я недостаточно хороша для этих людей? Чем сложнее внутренняя организация человека, тем, как правило, в его персональном стиле будет больше слоев, оберегающих тонкую внутреннюю структуру. Этот же прием интуитивно используют костюмеры в кино, чтобы показать дискомфортную среду для героя. И еще ремарка для рукодельниц: вещи этого слоя я бы рекомендовала покупать, а не создавать самостоятельно. Хотя бы объединиться со шьющей подругой и сшить по обмену. Тем самым мы запускаем взаимообмен с социумом, а не помещаем себя в автономное пространство.
Пальто, накидки и куртки
Верхняя одежда, которую снимают в помещении, отражает нашу роль в социуме и отношение к огромному количеству незнакомых и никак прямо не связанных с нами людей. Прохожие, сограждане страны, электорат (для политиков), попутчики в поезде и самолете. Почему этот фактор важен? Потому что чем выше роль человека в обществе, с одной стороны, и чем более уважительное гибкое его отношение к другим, тем выше социальный статус и доход. Потому что за счет хороших отношений только с родственниками и друзьями не стать популярным, богатым и влиятельным.
▶ Пальто ниже колена на языке психологии стиля означает человека, который передает для служения обществу свое целостное Я. Если внутри разделенные предметы (свитер и джинсы или юбка и блуза), то внешняя целостность, скорее всего, является набором убеждений, защищающим от опасных в обществе эмоций и мыслей, а не истинным проявлением. Этот же смысл будет у удлиненных пуховых курток, плащей и шуб, но из-за различия фактур и кроя тут окажутся задействованы разные оппозиции.
▶ Куртка до середины бедра и выше соответствует человеку, который не хочет всего себя посвящать общественным задачам. Показывает: вот тут я для вас, а здесь для себя. Это значение относится к джинсовым курткам, пуховым и кожаным.
▶ Накидка, кейп, пончо единым полотном обнимает все тело, предоставляя все, что из себя представляет человек, в распоряжение общества. Значение усиливается в длинных накидках с капюшоном, так как, покрывая голову, еще и ее включает в целостное поле накидки.
Расскажу несколько примеров гардеробов с верхней одеждой из практики с клиентами.
Одно серенькое пальто на осень и одна куртка на зиму. При этом в остальной одежде и аксессуарах есть разнообразие, и финансово наш герой не стеснен. Куртка эта живет уже много лет, поизносилась, возможно, у нее где-то внутри порван кармашек или отвалилась кнопка. Это говорит о том, что человек не считает нужным преподносить себя как-то обществу, быть гибким в разных ситуациях и заявляет, что его надо принимать таким, как есть.
Много качественной верхней одежды, она разнообразная по цвету и крою, при этом 90 % шуб и пальто – для формально-деловых ситуаций, и одна-две простые спортивные куртки – для свободного времени. Такой случай возможен, когда человек считает, что имеет ценность для общества только как сотрудник, профессионал, работник. Свою частную жизнь и отдых не считает достойным времяпрепровождением и, возможно, даже винит себя за безделье и расточительство времени.
Верхняя одежда – центральная часть ансамбля, броский принт на пальто, роскошная по фактуре шуба, богатая вышивка на кимоно, непрактичный крой и необычный цвет куртки. Когда верхней одежды действительно много и она является вашей стилистической гордостью, в то время как другая одежда сравнительно нейтральная, это неслучайно. У человека, который еще никак не проявил себя в том, что важно для общества – бизнесе, творчестве, детях, эта особенность означает стремление громко заявить о себе, жажде популярности любой ценой, о нежелании кропотливым трудом завоевывать уважение. У того, кто социально реализован, такая обстановка в гардеробе говорит о готовности брать на себя повышенную социальную ответственность, символически выражаясь в желании становиться в центр сцены под софит, о готовности и желании быть примером определенных жизненных ценностей и вести людей за собой.
Головные уборы
Голова на уровне психологии стиля, с одной стороны, самая духовная часть человека, удаленная от земли, вмещающая высшие чакры. С другой стороны, голова связана с нашим рацио, мыслительной машиной, которая анализирует, сопоставляет и выбирает. При этом не будем забывать, что голова это и самая социальная часть – узнаем мы друг друга в лицо, используем портретное фото на документах, именно голову отсекали при казни.
Все то, что закрывает голову, отражает один из трех символов: дух, мысли или социум. Самыми первыми «шапками» были шлемы воинов, оттого выражение «закидать шапками» – это реальная угроза смерти. Отсюда пошел запрет для мужчины находиться в храме, а впоследствии и в любом помещении, в головном уборе. Тем самым он показывал свои добрые намерения. Защитная роль шапки сохранилась и сейчас: от снега/холода, от посторонних глаз «надвинуть шапку».
Платок, закрученный как чалма, по психосмыслу является шапкой, а вот платок, который надет «а-ля бабУшка» (представьте сейчас французский акцент) уже отчасти перекликается со смыслом шарфов, о которых поговорим в одном из следующих разделов. Равно как и шапка-балаклава.
Шляпа еще более символична из-за значительно меньшей функциональности, потому она ассоциируется со статусом и уважением. Объяснение тут довольно эзотерическое: солнечные, социально проявленные люди получают энергию (информацию) от неба и отдают туда же, вверх, в виде текстов, музыки, законов. Надевая и снимая шляпу, человек пользуется ею как крышкой, регулируя процесс поступления чистого и светлого импульса и отправки обогащенных своим опытом и чувствами мыслей. Тот, кто в шляпе, постоянно кажется более самодостаточным и значимым. При этом младенец, рождающийся с открытым родничком, беззащитен и полностью открыт для «загрузки данных». Основное значение бейсболки и шляпы-цилиндра будет одинаковым, но на уровне оппозиций психологии стиля, которые описаны далее в книге, окажутся серьезные различия.