В парадигме философии литературы рассматриваются повести Н.С. Лескова 1870-х годов, в которых актуализированы проблемы онтологии человеческой жизни, художественной антропологии, деятельностной природы человека, его способов отношения к миру, формирования личности как процесса самопроектирования и самоактуализации. Жанровая поэтика философских повестей «Смех и горе», «Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых. (Из записок княжны В.Д.П.)», «Детские годы. (Из воспоминаний Меркула Праотцева)» анализируется с точки зрения типологии повести данной жанровой разновидности и эстетического своеобразия произведений, структурные компоненты которых, ассоциирующиеся в системе взаимосемантизации, фиксируют познавательное качество жанра указанной стадии его исторической эволюции. Онтологический потенциал хронотопа философской повести Н.С. Лескова в корреляции с многосубъектностью повествования объективируется в особом типе сюжета, являющимся олицетворением авторской мысли. Контекстуальный и комплексный подходы реализуются в процессе изучения функциональной роли философской повести Н.С. Лескова в литературном процессе. Этой цели подчинено рассмотрение стратификации человеческого измерения как системообразующего фактора нарративных феноменов рядом протекающей литературной деятельности писателя.