Классика раннего плавания
Александр Щепин
Редактор Елена Сташкова
Корректор Анастасия Спицына
Дизайнер обложки Кристина Козлова
Фотограф Алёна Мамонтова
Ребёнок на обложке Михаил Федюшкин
© Александр Щепин, 2023
© Кристина Козлова, дизайн обложки, 2023
© Алёна Мамонтова, фотографии, 2023
ISBN 978-5-0059-7838-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
МНЕНИЕ ВРАЧА
Автор данного методического пособия демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения на грудничковое и детское плавание. Следует отметить, что Александр не скрывает отсутствие у него медицинского образования, а также не претендует на титул разработчика уникальной методики проведения упражнений на воде. В то же время им проведена серьёзная работа по обобщению и структурированию существующих знаний о грудничковом и детском плавании с учётом богатого личного опыта тренерской и организаторской работы в данной сфере. Благодаря этому книга, местами напоминающая автобиографию, написана доступным языком и может быть рекомендована для широкого круга читателей.
Галина Вьюрова,врач высшей квалификационной категории по специальности «Функциональная диагностика», врач ЛФК и спортивной медициныМНЕНИЕ СПОРТСМЕНА
Достойный труд, написанный тренером-практиком. Видно, что материал – техники и упражнения – отработан и отшлифован годами реальной практики. Это мне понятно и знакомо.
Александр довольно чётко очерчивает границу между ранним прикладным плаванием и спортивным. Я не увидел противоречий со спортивной школой плавания. Считаю, что для тренеров, работающих с детьми до 7 лет, это – хорошая книга-тренер.
Евгений ЕлисеевМСМК по плаванию, 12-кратный чемпион России, чемпион Европы, первый в истории России победитель заплыва через БосфорНЕОБХОДИМАЯ ТЕОРИЯ
Как, зачем и для кого
Главная цель методики:
дать теоретический и практический материал по обучению плаванию детей, не достигших восьмилетнего возраста. И упаковать его в строгий и сжатый формат методички.
Кто находится в центре внимания:
ребёнок, не имеющий противопоказаний, с наличием справки от детского педиатра, разрешающей плавание. Ему от 1 месяца до 7 лет. Он здоров или имеет незначительные отклонения от нормы.
Методика не заменяет врача!
Методика не описывает работу с тяжёлыми диагнозами, такими как сложные формы ДЦП, проблемы с опорно-двигательным аппаратом или ментальным состоянием.
Я не имею медицинского образования. Медицинские термины, описания болезней, а также рекомендации действий при тех или иных заболеваниях ребёнка в рамках данной методики носят исключительно информационный характер. Методика не может заменить квалифицированную медицинскую помощь там, где это необходимо.
Данная методика адресована:
– инструкторам по грудничковому и дошкольному плаванию;
– директорам детских бассейнов;
– родителям, желающим самостоятельно обучить своих детей плаванию.
Планируемые цели и результаты
Внимание! Обязательное условие для обучения в рамках методики – это регулярные занятия в бассейне, не реже двух раз в неделю.
Только в этом случае можно будет достичь следующих результатов:
1. Научить ребёнка элементам четырёх стилей плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.
2. Убрать страх воды у ребёнка, привить любовь к водной среде, научить малыша самостоятельно держаться на воде и плыть.
3. Значительно улучшить общее физическое состояние ребёнка, в том числе стимулировать правильное развитие мышечной системы тела и позвоночника.
4. Повысить общий уровень умственного развития ребёнка через передачу новых для него знаний и навыков.
5. Помочь ребёнку стать победителем!
Исследования о пользе раннего плавания
1971 год стал отправной точкой для официального признания пользы раннего плавания в мире. Медицинский комитет Международной федерации плавания (ФИНА) тогда утвердил два важных тезиса:
1. Считать плавание для детей грудного возраста важным дополнительным источником здоровья, доступным и эффективным средством физического воспитания ребёнка.
2. Рекомендовать медицинским комитетам всех национальных федераций плавания включиться в работу по массовому развитию плавания среди детей грудного возраста. Организовать в своих странах широкую популяризацию (через прессу, радио, телевидение) значения этого действенного оздоровительного средства.
Далее подключились учёные разных стран. Исследования, проведённые в Норвегии, показали, что малыши, плавающие с рождения, по сравнению со сверстниками обладают лучшей координацией движений и большей цепкостью рук.
Также группа зарубежных учёных под руководством Рут А. Бреннер резюмирует в своём исследовании, что грамотное обучение плаванию с раннего возраста способно снизить риск утоплений среди детей от одного до четырёх лет на 88%.
Научные исследования Кёльнского спортивного колледжа в Германии также привели к положительным результатам. Пловцы, круглогодично занимающиеся плаванием с самого рождения, имеют ряд преимуществ:
– они более выносливые и обладают лучшей координацией;
– выигрывают в интеллектуальном плане, в умении быстро находить решение проблемы, что даёт преимущество и в академической успеваемости;
– обладают развитой самодисциплиной и самоконтролем, а также повышенным стремлением стать успешными в своей жизни;
– в социуме достигают большой степени независимости и высокого уровня личного комфорта.
Четырёхлетний исследовательский проект в области раннего плавания, охвативший 45 школ по плаванию в трёх странах мира: Австралии, Новой Зеландии и США, доказал, что регулярно занимающиеся плаванием дети в возрасте до пяти лет более любознательны и лучше развиты физически, чем не плавающие дети этого же возраста.
В Мельбурнских исследованиях зафиксировали более высокий уровень интеллекта среди регулярно плавающих детей до пятилетнего возраста.
В России на базе образовательных и научных учреждений существуют кафедры гидрореабилитации и гидрокинезотерапии, где эту тему изучают уже на протяжении многих лет.
Обобщим результаты исследований
При регулярных занятиях плаванием у детей до семи лет наблюдается:
1. Более динамичное психомоторное развитие, включающее двигательные навыки, развитие памяти и мышления, способность рассматривать, распознавать, слышать, а также психологическая устойчивость.
2. При регулярных ранних занятиях плаванием с аккуратным погружением под воду снижается тонус в сгибательных мышцах, характерный для малышей первых месяцев. Это снижает нагрузку на все системы внутренних органов младенца и способствуют развитию его двигательных навыков.
3. Движение – жизнь. Лёгкие физические упражнения в воде увеличивают объём лёгких у ребёнка. Кровеносная система активнее обогащает организм кислородом.
4. Вода расслабляет и успокаивает малыша, массирует кожу.
Воздействие плавания на основные системы организма
Дыхательная система
Давление воды на грудную клетку способствует глубокому выдоху, за которым идёт хороший глубокий вдох. Глубокое дыхание – мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. У пловцов расправляется грудная клетка, что в будущем формирует красивый торс.
Выдохи и вдохи выталкивают мокроту, упражнения в воде стимулируют полезное отхаркивание и откашливание.
При нырянии и сопутствующей задержке дыхания у пловца стимулируется кровообращение мозга, что способствует интеллектуальному развитию.
Система кровообращения
Горизонтальное положение тела во время плавания – это приятное состояние невесомости. Оно активизирует кровоток, укрепляет и развивает сердечно-сосудистую систему. Давление воды благоприятно действует на кровеносные сосуды, облегчает кровообращение и деятельность сердца.
Опорно-двигательная система
За счёт преодоления сопротивления воды укрепляется опорно-двигательный аппарат пловца. В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру и стимулируются её динамические компоненты. Это полезно для общего развития организма, служит одной из форм предупреждения астенизации (повышенной утомляемости, утраты способности к продолжительному физическому труду).
Выделительная система
Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, улучшается кожное дыхание. Во время сеанса плавания увеличивается приток крови к периферическим органам, ускоряется метаболизм. Происходит естественное очищение организма.
Портрет инструктора по плаванию
Судьба стать тренером
Методику, предложенную в этой книге, способен освоить каждый психологически уравновешенный человек, владеющий грамотной речью и любящий детей.
Приветствуются люди с высшим образованием: педагогическим, психологическим или в области физической культуры.
Легко осваивают это направление бывшие пловцы, прошедшие школу в рамках Всероссийской федерации плавания (ВФП). Плюсом для тренера будет наличие знаний в области детской психологии, владение методиками раннего развития.
Приветствуется опыт работы, связанной с детьми: воспитатель, аниматор, преподаватель, просто хорошая мама или хороший папа.
Ключевым же фактором будет умение ладить с ребёнком. Умеете ли вы играть в простые игры по возрасту малыша? Сможете ли найти к нему подход, наладить контакт? Эти умения крайне необходимы на протяжении всей траектории обучения пловца. И глядя, как начинающие тренеры только на этом «вывозят» первые занятия, понимаешь: «Вот же дано! Вот кому судьба!».
Закон тренера
Доверять — уважать — требовать
Главные задачи тренера на первоначальном этапе:
– Заслужить доверие! То есть найти контакт с ребёнком. Включиться в его игры, найти то, что начинающему пловцу нравится, и активно использовать это на первоначальном этапе.
– Уважать друг друга! Уважение может быть только взаимным. Это означает не идти на поводу у малыша, не реагировать на попытки манипуляции взрослым. Но договариваться, быть спокойным и уверенным в себе.
– Требовать! От занятия к занятию тренер играет ведущую роль. Он даёт понять, что знает, куда ведёт ребёнка. И последовательно требует выполнения тех или иных заданий.
Выиграть должны оба. Тренер отслеживает динамику развития ребёнка. Пловец крепнет физически и эмоционально, зреет в технике плавания.
Роли тренера в зависимости от статуса бассейна
Бассейны бывают разные. И роль инструктора по плаванию в них может отличаться.
В дорогом спа-центре с общей для всех аквазоной тренер – это «вечный веселящий аниматор». Не входит в задачи тренера строго учить чему-то. Важно, чтобы ребёнку было весело. Здесь бывает много случайных разовых занятий с клиентами. Они пришли отдохнуть и на 30—45 минут отдают пловца, чтобы занять его. В итоге тренер скорее играет роль «водной нянечки».
В детском бассейне тренер – это «в меру строгий аниматор». Главное, чтобы пловец не «сел вам на шею» – и большинство клиентов будет довольно.
В грудничковом бассейне тренер – «надёжная, бойкая бабушка». Цель-минимум занятия: лишь бы пловец не плакал.
Свой стиль работы
У каждого взрослого человека уже сформировано мировоззрение, имеется свой набор жизненных ценностей. Этот багаж и определяет стиль работы тренера в воде. Не нужно выворачиваться наизнанку. Ни к чему начинать с чистого листа. Важно выстраивать работу с учётом своих способностей, сильных и слабых сторон.
Бывают спокойные тренеры, бывают эмоциональные, требовательные и даже жёсткие. Другие – мягкие и нежные, но умеют мотивировать улыбкой и заботой. Главное – зрелость и понимание принципа «не навреди». Всё вместе станет вашим личным стилем работы. Это притянет маленьких пловцов и их родителей.
Форма одежды тренера
Рабочая смена тренера длится до 6 часов. Средняя глубина в чаше бассейна 1,1—1,3 метра. Тренер стоит по пояс в воде. За полную смену при работающей приточно-вытяжной вентиляции тренер замерзает. Для занятий рекомендуется закрывать верхнюю часть тела гидрофутболкой спокойных цветов из специальной ткани, вроде неопрена, или работать в гидрокостюме. Присмотритесь к моделям с раздельным верхом и низом, с молнией спереди. Костюм будет согревать, телу будет комфортно. Не экономьте на «гидрике».
Начинающему тренеру на первое время подойдёт плотная футболка или водолазка. Удобно и безопасно для кожи стоп и ног работать в специальных аквабутсах или гидроносках.
Календарь раннего развития детей
Возрастной «ползунок»
Возможные несоответствия методики возрасту ребёнка
Биологический и календарный возраст ребёнка – не одно и то же. Те же «годовастики» могут сильно отличаться по таким характеристикам, как речь, двигательные навыки, зрение, мелкая моторика. В итоге игровые техники или упражнения, которые сделает один пловец, другой не сможет повторить. Было бы проще подобрать методику к каждому возрасту. Но нет! Необходимо смотреть на навыки, учитывать возрастной «ползунок».
Развитие и навыки ребёнка – кратко:
– в 2 месяца плохо держит голову;
– а в 3 месяца – уже хорошо. До 4 месяцев у малыша сохраняется повышенный тонус, особенно в ножках. В этот период тренеру нужно делать акцент на расслабляющих упражнениях. Важно беречь малыша, учитывать травмоопасные зоны (например, зону плечевого сустава – до 4 месяцев малышу не стоит висеть на пальцах ручек);
– в 4 месяца ребёнок начинает присаживаться. Это возрастной период, когда малыш может всё первое занятие проплакать;
– в период 5—6 месяцев малыш учится переворачиваться со спины на живот. Пока не окрепла спина, где-то до 6 месяцев, ребёнка нельзя усаживать даже в воде. Гипертонус в ножках обычно к этому времени уходит;
– с 6 до 9 месяцев малыш ползёт. В этом же возрасте угасает рефлекс задержки дыхания, если он до этого не поддерживался;
– с 7 месяцев до года ребёнок встаёт и делает первые смелые шаги;
– с года до двух лет – всё понимает, но сказать не может;
– с двух до трёх лет – все понимает и может сказать;
– с трёх лет – говорит, понимает и может повторить.
Подробнее о развитии и навыках малышей
Любой ребёнок растёт с уникальным набором физико-психологических данных. Чтобы изучить каждого, потребуются годы работы и горы книг по анатомии и физиологии. Бессмысленно пытаться объять необъятное. Поговорим об усреднённых показателях.
Дети до полугода
Двухмесячный ребёнок из-за слаборазвитых шейных мышц удерживает голову лишь несколько секунд. Поэтому тренер работает в воде крайне осторожно. Обе руки практически непрерывно контролируют шейный отдел на протяжении всех подныриваний и других двигательных упражнений, чтобы не позволять голове запрокидываться. Будьте внимательны! (Подробнее смотрим в разделе «Поддержки для малышей»).
Малыши в 2—3 месяца слабенькие, малоподвижные, быстро устают.
До 4 месяцев часто можно наблюдать повышенный тонус мышц, особенно в ножках. В этом возрасте лучше не поднимать ребёнка над водой хватом за его кисти и не использовать гимнастические кольца.
К четвёртому месяцу ещё сохраняется рефлекс задержки дыхания. В этом же возрасте всплывают проблемы со здоровьем: гипер- и гипотонус, дистония, дисплазия тазобедренного сустава, кривошея. Тренер акцентирует своё внимание на том, как гнутся ноги. Отмечает: сжаты ли пальчики, плачет ли ребёнок после погружения, как ощущает себя малыш в той или иной позе, при поддержке, в движении?
Ребёночек ещё пугливый – инстинкты «бегут» впереди сознания. Пока лежал на руках у мамы, укутанный в полотенце – был милый и спокойный. Полезли в воду – сразу заплакал. Тренер не должен стоять в воде как истукан! Температура купания дома 36—37 градусов. Вода в бассейне на 3 градуса ниже. Для первого контакта с такой «холодной» водой требуется более энергичное занятие. Можно катать малыша по воде. Покачивать. Поливать воду на спинку и животик. Менять позы, не застревая на одном месте. Нужно предчувствовать момент, после которого малыш может заплакать.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок хлебал воду. Даже случайно. Начинающие тренеры попадаются на этот «крючок». Например, пробуют работать ножкой, держа ребёнка под грудь. В это время пловец от усталости роняет голову прямо в воду: пугается, открывает рот и захлёбывается. Необходим контроль и ещё раз контроль!
Тренер может подходить к родителям во время занятия, давать им возможность взять малыша за ручку или погладить по голове. В этом возрасте для малыша это важно.
Тренеру во время занятия обязательно нужно разговаривать с пловцом, вести беседу с мамой и папой. Ребёнку дискомфортно в тишине.
Дети от 6 месяцев до года
В период с 6 до 9 месяцев угасает рефлекс задержки дыхания. Для восстановления этого навыка можно использовать поливания из ковшика и короткие по времени ныряния под воду.
У пловца начинают резаться зубки: выделяется слюна, ни с того ни с сего поднимается температура. Малыш всё тянет в рот. Можно использовать в занятии грызунки или прорезыватели.
Дети с года до двух
Здесь включается множество умений и навыков. Ребёнок всё понимает, слышит взрослого. Он готов показать предмет, о котором ведётся речь. Малыш произносит разные звуки, подражая взрослым. Пловец способен собрать простенькую пирамидку, дотянуться до игрушки, взять и перенести её с места на место.
Это довольно сложный возраст для начала обучения. Проявляется характер малыша. Особенно важно первое занятие. Если сразу опускать ребёнка в воду или нарушать принцип Закона тренера, то можно попасть в неприятную ситуацию: ребёнок испугается и будет плакать на протяжении всего занятия. При работе с детьми этого возрастного диапазона важно быть спокойным, участливым. Не идти на поводу, а быть уверенным и убедительным в общении и с родителями, и с ребёнком.
Дети от двух лет
Фаза от 2 до 3 лет наиболее благоприятна для пловца и инструктора. Это период быстрого интеллектуального развития ребёнка. У малыша увеличивается словарный запас, с пловцом уже можно вести диалог. Любое задание или игру можно донести до понимания ребёнка. С двухлеткой во время занятия можно учиться говорить, различать цвета, собирать башни или пазлы. Добавив активное свободное плавание, получаем хорошее комплексное занятие.
В возрасте от трёх лет можно считать, что перед нами взрослый, созревший и умный ребёнок, и его просто необходимо учить! Малыш готов к осознанному освоению элементов стилей плавания.
Показания и противопоказания к плаванию
Внимание! Требуется дополнительная консультация лечащего врача.
Противопоказания к плаванию:
– врождённые пороки сердца (с тяжёлым течением);
– пневмония;
– ОРВИ с лихорадкой;
– различные виды кожных инфекций (контагиозный моллюск, стрепто- и стафиллококодермия и др.);
– неврологическая патология, которой сопутствует судорожный синдром, эпилепсия;
– серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей (если съёмные лангетки – плавать можно), остеомиелит конечностей.
Показания к плаванию
Раннее плавание рекомендовано всем здоровым детям, включая и тех, кто боится воды. Также врачи специально направляют малышей в бассейн при следующих отклонениях:
– гипертонус;
– гипотонус;
– мышечная кривошея;
– дисплазия тазобедренного сустава;
– недоношенность;
– недобор по весу;
– болезни позвоночника;
– нарушения осанки;
– гиперактивность;
– склонность к простудным заболеваниям.
ПЕРЕХОДИМ К ПРАКТИКЕ
Организация рабочего пространства
Чистота бассейна
Чаша бассейна – это «рабочий стол» инструктора по плаванию.
В обязанности тренера может входить чистка ватерлинии и той части лестницы, что находится под водой. А также чистка дна бассейна с помощью специального пылесоса.
Согласно СП 2.1.3678—20, частота санитарной обработки чаши регламентируется документом «График ухода за бассейном». В нём должны быть указаны ответственные за уборку каждой чаши и регулярность, с которой необходимо проводить чистку.
Периодичность уборки бассейна определяется опытным путём. Видно невооружённым глазом, что ватерлиния потемнела и ей пора заняться. Также легко определить, как часто нужно пылесосить бассейн.
В случае форс-мажорных ситуаций (загрязнения фекалиями или рвотными массами) обязательна внеочередная чистка пылесосом.
Полный слив воды и санобработка чаши бассейна также прописаны в документации и контролируются руководством.
Игрушки
На «рабочем столе» должен быть порядок. После использования игрушек воду из них необходимо вылить, выдавить. Пазлы собрать. Тематические игрушки разложить по полкам. Важно проводить регулярную дезинфекцию игрушек силами технического персонала.
Минимум плавинвентаря
Список инвентаря для плавания. Варианты его применения
Ковш
Для занятий подойдёт любой ковшик. Он необходим для работы на старте обучения, чтобы сформировать у пловца базовый навык задержки дыхания.
Колобашка
Колобашка (поплавок в форме восьмёрки из пористого материала) зажимается между бёдер. Предназначение колобашки – помочь удерживать ноги на плаву.
Возможные варианты применения колобашки:
– для поддержки на стадии формирования правильных движений рук, при тренировке согласованного действия рук и ног;
– вместо доски для плавания. За колобашку держатся вытянутыми руками с целью уменьшения площади опоры;
– для плавания с двумя колобашками: одна в руках, другая в ногах.
Детские колобашки в продаже встречаются нечасто. Но можно взять взрослую колобашку и, разрезав её вдоль, получить две детские.
Доска для плавания
Назначение стандартной твёрдой детской доски для плавания – удерживать верхнюю часть туловища ребёнка на плаву. С досочкой проще работать ногами и «дышать в воду» (вдох на поверхности, выдох под водой).
Как держать доску для плавания? Есть два основных варианта:
– ближний хват. Досочку удерживаем за передний край таким образом, чтобы предплечья легли на неё;
– дальний хват. Держим доску за заднюю часть вытянутыми руками. Будьте внимательны! При верном выполнении упражнения выпрямляется позвоночник. Тело принимает наиболее правильное положение в воде. А нагрузка ложится не только на ноги, но и на мышцы живота и спины.
Варианты дальнего хвата:
а) руками держимся за бока доски;
б) руками держимся за середину доски;
в) доску разворачиваем широкой частью к себе и держимся за середину.
Ласты
Обратите внимание, что ласты не являются обязательным инвентарём при обучении плаванию детей дошкольного возраста.
Также важно понимать, что тяжёлые или не подходящие по размеру ласты заставят ребёнка излишне напрягать ноги, а это категорически противопоказано! Нужно либо подобрать лёгкие гибкие мягкие ласты нужного размера, либо не заниматься с ластами совсем.
Ласты для детей до 3,5 лет
При обучении плаванию малышей ласты могут использоваться для того, чтобы придать телу пловца правильное горизонтальное положение. Это рекомендуется в тех случаях, когда во время занятий тело ребёнка принимает форму буквы «Г»: попа остаётся наверху, а ноги падают и работают под водой в таком положении.
Если малыш правильно лежит на воде и технически верно плывёт, то ласты использовать не стоит, как бы ни хотелось прибавить пловцу скорости или похвастаться перед клиентом мнимыми достижениями ребёнка в самостоятельном плавании.
Однако можно включить ласты в работу с детьми, чтобы разнообразить процесс обучения. Рекомендованная частота: по 5—10 минут в ходе двух-трёх занятий подряд. С последующим перерывом на 20—30 занятий.
Детские ласты для детей от 3,5 до 7 лет
Классические ласты российского производства типа «Малютка» и «Золотая рыбка» или аналоги с закрытой пяткой и носком можно применять для отработки «дельфиньих» движений ног как элемента стиля «баттерфляй».