Одежда для плавания
Ребёнок приступает к занятиям в специальном подгузнике для плавания или специальных трусиках (дети до полутора лет), в плавках или купальнике (более старшие дети). Из спортивной одежды на пловце должны быть шапочка и очки, которые стоит надевать уже в 4 месяца.
Шапочки из прорезиненной ткани или просто резиновые лучше надевать на ребят постарше – они смогут адекватно реагировать на случайный захват волос. А самым маленьким пловцам подойдёт обычная тканевая шапочка.
К выбору очков нужно подойти внимательно. Подойдут прозрачные стёкла, без пластиковых вставок и зеркальных покрытий. Перед покупкой очки обязательно надо примерить. Хорошо подобранный вариант – это когда очки удобно «сидят», не протекают и не оставляют красных глубоких линий вокруг глаз.
Этика общения с родителями
При первом контакте с новым пловцом будьте тактичны и внимательны. Представьтесь. Спросите, как зовут малыша, узнайте имена пришедших: родителей, бабушек, няни.
Не теряя контакта с ребёнком, задайте вопросы родителям малыша и внимательно выслушайте ответы.
Строго и аргументированно определите место, где во время проведения занятия будут находиться сопровождающие ребёнка лица. Иногда их необходимо попросить покинуть помещение бассейна, чтобы пловец не отвлекался. В некоторых бассейнах предусмотрены экраны, на которых близкие ребёнка могут наблюдать за ходом занятия.
Вопросы, которые нужно задать родителям
— Подскажите, пожалуйста, плавал ли малыш раньше с тренером?
Здесь стоит уточнить такие детали:
– в ванной или в другом бассейне;
– с погружениями под воду или без них;
– был ли перерыв в плавании до того, как пришли сюда.
— Чего бы хотелось? Каким вы видите результат занятий?
Иногда малыша ведут в бассейн по рекомендации врачей. Иногда для общего физического развития. Кто-то видит ребёнка в профессиональном плавании.
— Имеется ли какая-то дополнительная информация о здоровье и особенностях малыша, которая поможет в работе?
Задавать этот вопрос и принимать ответ нужно спокойно, без эмоций. Чаще всего вам будут говорить, что никаких проблем по здоровью нет. Но порой сообщают про кривошею, тонус, дисплазию, неврологию, ортопедию. Это важно знать, чтобы скорректировать рабочий процесс.
— С чем ребёнок играет дома? Что ему нравится? Что любит смотреть?
Это включающие вопросы. Родители начинают рассказывать про увлечения малыша: игрушки, мультики, песенки, любимые бытовые предметы. Так тренер узнаёт о том, что может помочь в работе и увлечь ребёнка в воде (лейка, мячики, машинки, посудка).
Часто задаваемые вопросы (ЧаВо) от родителей
— Как давно вы тренируете?
Если вас не спрашивают про ваш опыт, то и не надо о нём говорить. Покажите на деле то, что умеете. Если же вопрос прозвучал, говорите правду прямо и уверенно. Ответив, переключайте внимание на ребёнка.
Родители хотят убедиться, что малыш в надёжных руках. И если они видят, что тренер не тушуется и работает профессионально, вопрос об опыте отпадает сам собой.
— Мой малыш плачет. Почему? Что случилось?
Комментарий тренера должен соответствовать ситуации. Нельзя молчать! Опираясь на свой опыт работы, важно пояснить, с чем может быть связан плач малыша, и успокоить родителей!
Здоровый ребёнок в возрасте до года может плакать по разным причинам:
– он хочет есть или спать;
– режутся зубки;
– давят очки;
– погода влияет на самочувствие;
– его нервирует излишняя суета родителей;
– ребёнку где-то больно или неприятно.
Возможно, малыш испугался резких движений, громкого голоса, чужих рук. Нужно проанализировать ситуацию и дать пояснение родителям.
— Каких результатов ожидать от грудничкового плавания?
Иногда родители приходят на занятие «вслепую». Их либо направили врачи, либо порекомендовали плавание знакомые, сказав что-то общее, вроде «это полезно». Таким клиентам стоит дать больше информации. Детально она расписана в этой методичке (раздел «необходимая теория»), кратко ответить можно следующим образом.
Важно научить ребёнка правильно плыть: с головой, опущенной в воду. И правильно дышать при плавании: над водой делать вдох, а под водой – выдох. Чтобы к этому прийти, с раннего возраста нужно тренировать нырки под воду. Это развивает навык задержки дыхания.
Дополнительно активизируются опорно-двигательная, нервная, сердечно-сосудистая и другие системы органов малыша. Как итог, ребёнок не только самостоятельно плывёт, но и гармонично развивается. А это значит, вовремя научится переворачиваться, ползти, сидеть, стоять, ходить. Будет крепче физически, более развитым интеллектуально.
Эффект достигается при одном обязательном условии – регулярности занятий. Малыши быстро осваивают, но и быстро теряют. Пока навык не привит окончательно, не стоит останавливаться.
— Мы собрались на море. Как там купаться? Покупать ли круги, нарукавники?
– На море вам понадобится хорошее настроение и больше ничего, – обычно отвечаю я, как тренер.
Хотя в бассейне в качестве поощрения за хорошее занятие можно изредка использовать круг, нудл, плотик и иные приспособления (ключевое слово здесь «изредка»). Цель этого игрового момента – вызвать приятные, положительные эмоции.
– Когда малыш поплывёт сам?
Если пловец начал заниматься в 1—2 месяца, то при условии регулярных тренировок с года до двух малыш должен поплыть, а к двум годам самостоятельно переплыть детский бассейн.
— В вашем бассейне чистая вода?
Бассейн работает согласно Санитарным правилам СП 2.1.3678—20. Рассказать о них клиенту можно следующим образом.
В бассейне используется многоступенчатая европейская система очистки. Она включает в себя песчаные фильтры, УФ-обработку и химреагенты на основе хлора. Система равномерно дозирует химию согласно требованиям СП. За одно занятие проходит полный круг водообмена. Полный слив воды и дезинфекция чаши бассейна происходит 1 раз в год.
— Кто может заниматься у вас в бассейне?
Принимаются дети от одного месяца до семи лет. Дальше ребёнку дорога в большой бассейн со «взрослыми» тренерами.
— Как проходит занятие?
Тренер работает один на один с ребёнком. Занятие состоит из комплекса специальных упражнений в воде. Во время тренировки инструктор общается с ребёнком, применяет игрушки, проговаривает забавные стишки, потешки, напевает песенки. С ребятами постарше в игры вплетаются элементы техники, налаживается тренировочный процесс, где на первое место постепенно выходит обучение четырём основным стилям плавания.
— Как часто надо посещать занятия?
При желании можно хоть каждый день! Важно понимать, что если пловец занимается в бассейне один раз в неделю, то тренер вынужден только поддерживать те навыки, что уже сформированы у пловца на данный момент. Прогресс будет, но очень медленный.
А вот два-три раза в неделю – рекомендуемая частота посещений. Так достигается наибольший эффект. Маленькие детки гораздо быстрее привыкают к нагрузкам и легче их переносят, если тренировки вписаны в еженедельный режим жизни ребёнка.
— Зачем шапочка и очки? Какие лучше выбрать?
Шапочкой нужно прикрыть волосы – это простейшая гигиена. Глазки тоже надо беречь, поэтому как можно раньше их нужно защитить очками. В шапочке и очках занимаются пловцы уже с 4 месяцев.
— Надо ли как-то защищать уши после бассейна?
Тренер может посоветовать после плавания задержаться в бассейне на 15 минут. На это время надо положить малышу в каждое ушко пучок мягкой ваты, не проталкивая внутрь. Не надо торопиться: пусть кожа и слизистые оболочки успокоятся. Перед выходом надо убрать вату, надеть лёгкую шапочку, закрывающую ушки от ветра и холода. И можно спокойно выходить на улицу.
В некоторых случаях (при травмах, ушных болях или отитах) стоит купить резиновую шапочку, плотно закрывающую ушки, и не нырять на глубину более 0,6 метра.
— Если на улице очень холодно, идти ли в бассейн?
Приходите и спокойно занимайтесь. В холодное время года самое главное – после занятия побыть в раздевалке 15—20 минут. Ополоснуться, высушиться, дать ребёнку восстановиться, аккуратно протереть ушки. Затем укутать малыша и идти домой.
— Мой ребёнок будет заниматься только с девушкой (мужчиной).
Решение за родителями.
— У меня проблемный ребёнок.
Тренер должен спокойно принять информацию об особенностях малыша, при необходимости задать уточняющие вопросы. Дать понять родителям, что тренировка будет скорректирована под особенности ребёнка.
Завтра в воду. Поговорим о первом занятии
Перед первым занятием родителям пловца обязательно надо задать три ключевых вопроса, описанных в разделе «Этика общения с родителями». Напомним их:
1. Плавал ли малыш раньше?
2. С какой целью пришли в бассейн?
3. Какие имеются отклонения по здоровью?
Первое занятие. Общее для малышей до 1 года 10 месяцев
Напоминаю, деление по возрастам имеет условный характер. Помним про «возрастной ползунок».
Спокойный заход в воду
Тренер встречает пловца в центре бассейна. Берёт ребёнка, когда всё спокойно, нет суеты и постороннего шума. Не надо суетиться, хватать пловца.
Круг доверия
Это ритуал начала и завершения занятия. При заходе в воду родитель держит малыша так, что тот смотрит на родителя. А тренер нежно берёт ребенка, прижимает спиной к себе и бережно опускает в воду. Первый «полукруг» создан. В конце занятия тренер улыбается малышу и передаёт родителю, держа лицом к себе. Родитель нежно укутывает его в полотенце, а тренер улыбается малышу, хвалит и машет. Круг замкнулся.
Где мама?
Если родитель выходит из комнаты и ребёнок начинает провожать его взглядом, то задача тренера отвлечь малыша – увлечь его игрушками и голосом, перевести внимание.
Про подгузник
Необходимо периодически проверять подгузник (вдруг форс-мажор). После занятия тренер снимает с ребёнка плавательный подгузник, передаёт ребёнка родителю без него.
«Квадрат поведения» на первом занятии
Некоторые дети, независимо от возраста, спокойно заходят в воду и нормально себя чувствуют на руках у тренера. Другие же начинают сразу плакать, пугаться, кричать и вырываться из тренерских рук.
Ниже представлены четыре наиболее характерные модели поведения детей на пробном занятии. Вот этот «Квадрат поведения»:
Рис. Квадрат поведения
Расшифровка «Квадрата поведения»
Поведение №1. Мне хорошо
Часто характерно для детей в возрасте до 7—8 месяцев. Понять, что пловец находится именно в этом секторе квадрата, можно по поведению. Малыш спокоен, заинтересован. Первая встреча в этом случае может проходить по следующей схеме.
Две-три минуты тренер общается, знакомится с малышом. Пока мама или папа держат ребёнка на руках, тренер может погладить его ручки, ножки. Нужно заглянуть в глаза малышу, почувствовать обратный отклик. После чего смело забирать пловца в воду.
Во время занятия тренер катает малыша, делает комплексы упражнений, разговаривает, поёт, читает стишки. Постоянно двигается в воде, часто меняет позу. Важно наладить контакт с ребёнком. Найти игрушки, которые ему понравятся, за которыми он следует глазками, тянется ручками и хочет схватить. Несколько раз можно выполнить гимнастику, упражнения для спинки, слегка попрыгать в стойке. Стоит провести эксперимент с поливаниями из стаканчика: пару раз облить, проверить реакцию. Можно полежать на спинке. 5-6-месячного ребёнка уже разрешается взять за пальчики рук, покатать самолётиком, дать ему повисеть на кольцах. Можно «
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги