25
Князь Владимир Андреевич Старицкий – внук великого князя Московского Ивана III Васильевича, двоюродный брат первого царя Ивана IV Грозного. Единственный сын удельного князя Андрея Ивановича Старицкого (ум.в 1537) и святой княгини Евфросиньи Андреевны Старицкой (Хованской). Удельные князья – это прямые родственники и престолонаследники (помимо сыновей) ныне властвующего государя.
26
нарочный – гонец, посланец, курьер.
27
швец – портной
28
ферязь – длинная верхняя одежда боярского сословия, шилась из дорогой ткани, украшалась вышивкой, жемчугом, золотом, мехами. Рукава ферязи походили до пола, имели прорези на уровне локтей для рук, и могли подбираться в складки, удерживаемые на запястьях браслетами, или завязывались за спиной.
29
бекеша – короткий тёплый кафтан на меху. Качество ткани и меха определялось достатком и положением. Обычно так, по моде, одевалась "продвинутая" дворянская молодёжь в Москве.
30
Посте́льничий – старинная должность придворного, в обязанности которого входило следить за чистотой, убранством и сохранностью царской постели. Постельничими обычно назначались самые близкие к царю бояре. При царе Иване III постельничими служили сыновья боярские: Еропкин, Карпов (ставший затем известным дипломатом). Дипломатические миссии в Литве выполнял вплоть до гибели там в плену и постельничий князя Василия III Данила Андреевич Басманов-Плещеев.
При вступлении в должность постельничий присягал хранить государеву постель от колдовства и волшебства. Постельничие ведали спальниками и всеми людьми, служившими при государевой спальне. Постельничие получили определенное место на лестнице придворных чинов и точнее урегулированное ведомство, состоявшее, кроме ведания постели, в заведовании всей "постельной казной" князя (иконы, кресты, посуда золотая и серебряная, платье и т. п.), а также шитьем платья и белья, вследствие чего в ведомстве постельничего находились мастера этого дела и мастерская палата. Постельничий был ближайшим слугой государя, пользовался его особым доверием; он спал с ним в одной комнате (либо в смежных), ходил с ним в баню, сопровождал его в торжественных выходах, наблюдая, чтобы стул, скамеечка под ноги и другие необходимые государю вещи всегда были к его услугам. Если сам постельничий не мог следовать за государем "со стряпнёй", то назначался иной чин, но с оговоркой, что он идет "стряпнёй вместо постельничего". В распоряжении постельничего состояли стряпчие ("со стряпней") и спальники. Если кратко, "расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать"(c).
31
Комната – комнатой называлось жилое помещение в русском боярском доме, расположенное на первом этаже, над подклетями ( в основном, хозяйственными помещениями, в виде полуподвального цокольного этажа), в мужской половине, где хозяин дома, глава семьи, занимался делами. Сейчас это называется кабинетом. «Кабинетом» же (на английский манер) назывался предмет дорогой мебели, в виде шкафа со множеством ящиков и полок для бумаг, книг, и мелочей. Находился, понятно, в комнате.
32
Братина – традиционная русская столовая посуда для напитков. В царском обиходе были братины из золота и серебра, в виде разнообразнейших широких кувшинов, имитирующих фантастических и реальных птиц, зверей и рыб.
33
Удами мериться – буквально, сравнивать размеры членов (образно же обозначает непристойные грубоватые мальчишеские игры, весьма распространённые испокон веков в мужских компаниях).
34
Амигдал – миндаль. Само собой, считалось лакомством.
35
Кравчий – придворный чин при Московских царях и царевичах. Он служил царю за столом на торжественных приёмах, в его обязанностях было следить за подачей блюд и напитков, причём напитки царю он подносил лично. Также он разносил по гостям от имени царя жалованные блюда и кубки, и развозил царские подарки по домам отличившихся по разным поводам. Кравчий, в ведении которого находился весь штат столовой прислуги всех рангов, вся посуда, отвечал за здоровье царя, за качество его яств и питья, и, наряду с постельничими, был первым буквально физически приближенным к государю лицом. Эта почётная должность давалась представителям знатных родов, и являлась высшей ступенью перед окольничеством, которое давало обладателю его право заседать в Думе.
36
Гоститво – пир, большое застолье с гостями.
37
Вестно – публично, принародно, по всеобщему оглашению ( известию).
38
Баня Пакибытия – церковный обряд, таинство Святого Крещения, в котором мы омываем свой первородный грех и возрождаемся к новой, благодатной христианской жизни. Василий Грязной употребил этот термин в иносказательном, издевательском значении, конечно же.
39
Велесово колесо – древний славянский символ Солнца, вечного круга и бега жизни. Оно же – древнейший вид того, что называют сейчас свастикой. В этом колесе бывает четыре и восемь «спиц», загнутых на концах под прямым углом, имеющие вид «ноги».
40
Машкера – маска, личина, атрибут многих языческих ритуалов, и просто традиционного русского гуляния. Исходит их древнего обычая людей притворяться духами или демонами, чтобы тех отвадить, как бы приняв их облик и лишив их “роли”. Древнеславянская богиня Макошь (или Мокошь), супруга бога Велеса, олицетворяет силы природы, покровительствующие женской половине мира, хозяйству, а также являлась и грозной Повелительницей Судьбы. Не угодить ей, отказаться от даров жизни, когда они предлагаются – значило обидеть Макошь, и гнев её суров, человек навсегда лишается возможности счастья. Маска-личина в виде ярко накрашенного женского лица в кокошнике и с четырьмя косами олицетворяла Макошу на традиционных застольях-весельях, связанных с календарными народными праздниками.
41
«Ключнику приказ как пир лучится» – статья 50 из Домостроя, вполне сравнимого смыслом с Торой или Кораном в их «гражданской», бытовой части. Подробный свод правил, обязанностей и предписаний поведения, бытового и межличностного, для всех сословий тогдашнего русского общества. Создание этого монументального и очень важного труда, строго и весьма целесообразно практически обосновывающего до мелочей поведение каждого человека, имеющего целью как можно лучше упорядочить взаимодействие всех аспектов жизни людей в сообществе зарождающегося единого русского государства, приписывают Сильвестру, монаху, иконописцу и литератору, долгое время бывшему помощником и советником молодого царя Иоанна. Но присущий Сильвестру религиозный фанатизм со временем стал помехой начинаниям и замыслам государя. Расхождение их мнений по вопросам внутренней политики в итоге привели к окончательному их разрыву, опале для Сильвестра и отсылу его от двора во всё то же Белозёрье. Есть предположение о насильственной смерти монаха в той обители, но это доподлинно никому не известно, и, скорее всего, является поздними вымыслами недругов царя Иоанна.
42
Дмитрий Годунов – талантливый во многих областях человек и удачливый царедворец, военный и государственный деятель, двоюродный брат Бориса и Ирины Годуновых, опекать которых взялся по ранней смерти их родителей. Был ближним царю Иоанну стольником, одно время и постельничим, попутно исполняя обязанности личного секретаря, охранника (как любой в личной свите царя), и успешно пристроивший своих (на сей момент ещё малолетних) знаменитых позднее родичей сперва ко двору царевича Фёдора, а после – и царя Иоанна.
43
осифлян с нестяжателями – В 1503 г., в связи с назревшим кризисом внутри самой Русской Церкви и множащейся ереси жидовствующих, был созван церковный собор, который коснулся всех больных сторон церковного быта, служивших для еретиков поводом к нареканиям на Церковь. Были осуждены плата за поставление в священники и беспутная жизнь вдовых священников, пьянство духовенства, в т. ч. и накануне совершения Божественной Литургии, непорядки в монастырской жизни, главными из которых были пренебрежение обязанностями служения Богу, излишества в питье и еде и содомия. Собор вплотную подошел к вопросу об отношении к монастырскому вотчинному землевладению. На арене этого собора выступили крупнейшие церковные деятели того времени – игумен Волоколамский (Волоцкий) Иосиф (Санин) и игумен Сорский (на р. Сорке, около Белоозера) Нил (Майков).
Нил Сорский стремился осуществить на Руси большую реформу и иночества, и всего церковного быта православия. Главной целью этой реформы было освобождение иночества от каких бы то ни было экономических забот. Появление на Руси еретиков и их упорные гонения на Церковь Нил и его ученики, называемые «нестяжателями», объясняли, как и многие другие в то время, падением нравов и авторитета Церкви. Но причину этого падения они видели в обремененности землевладением и крупным хозяйством.
И вот против этого предложения восстал, как записано, весь собор, точнее – почти все традиционное большинство. Среди последнего доминировал голос наиболее продумавшего этот вопрос и подготовившего всю аргументацию «стяжательской» стороны Волоколамского игумена Иосифа. Но суть спора была куда круче, конечно, имущественного вопроса. Это был вопрос разногласия во внутренней политике, и церковные иерархи делил тут свою власть точно так же, как мирские бояре и князья. Государство имело в Церкви постоянную и очень мощную опору, по множеству исторических и этических причин сложились определённые вековые традиции сосуществования народа и Церкви, и роль государя в этой системе, какой видел её Иоанн Грозный, конечно, была неразрывно связана с судьбой русской Церкви, в которой Иоанн желал видеть стопроцентного защитника, союзника и опору власти. В итоге победил здравый практицизм Иосифа Волоцкого, разумеется, рассматривающего свою миссию патриарха православия как служение государству, то есть социуму, и государю прежде всего. При этом сам он вёл исключительно праведный образ жизни, но не был мистиком, был человеком практического склада ума. После смерти обоих радетелей за судьбы Руси канонизировали, таким образом признав правоту обоих в чистом виде, в стремлении возвысить и укрепить самостоятельный путь Руси, пусть и столь разными методами.
44
столец – предмет мебели для сидения, разновидность табурета с откидной низкой спинкой.
45
Ласковое – озеро в рязанском имении Басманова.
46
чувяки – разновидность домашней мягкой обуви без пятки, вид шлёпанцев. Позаимствовано из восточных традиций. Женский вариант дополнялся каблучками и богатой вышивкой с бусами.
47
Юстианова книга – сочинение римского императора Юстиана, из которого было почерпнуто многое, что Иоанн Васильевич вложил в основу созданного им первого русского Судебника – т.е. говоря современно, Уголовного Кодекса, единого свода законов для жителей государства. Надо заметить, что изучение трудов Юстинана, как и основных мыслителей античности, было обязательным для детей дворянского сословия. Ещё в отрочестве все будущие отечественные «силовики и администраторы» довольно полно и обстоятельно знакомились и с Аристотелем, и с Платоном, Плинием, Тацитом и Геродотом. Прекрасно знали мифологию древнейших. Не говоря уж о "Наставлениях" Владимира Мономаха, которые были практически букварём и настольной книгой «на вырост» каждого, не обделённого интеллектом дворянина и боярина.
48
Вяземский и Зайцев – в первые полгода экстренного создания опричнины самые близкие доверенные люди царя занимались лично проверкой и тщательным отбором людей в личную государеву гвардию, в «первую тысячу». Это был особый комитет, возглавляли его Басманов-старший, Вяземский-младший, и Михаил Зайцев, из незнатных дворян, но человек исключительных способностей как в военном, так и в административном деле, и беспредельно преданный государю.
49
ирха – кожа козлёнка или ягнёнка, белая замша особой выделки для дорогой обуви и одежды.
50
лал – или благородный шпинель, драгоценный камень, относится к рубиновым. Помимо дивной красоты цвета, по преданию, обладает рядом магических свойств: камень очень сильный, способен коренным образом изменить в лучшую сторону судьбу человека. В его силе соединяются Солнце, Юпитер и Венера. Кроме прочего, снижает уносящего его чувство жажды.
51
солонка – высшим знаком царского расположения была поднесённая его кравчим гостю солонка с царского стола. Вторым по значимости даром была чаша вина. Прочие блюда считались рядовым проявлением обычного вежливого внимания государя к гостю. Князь Мстиславский, кому адресовалось подношение, был славным деятелем и защитником государева права. Во многом благодаря его профессионализму и верности государь не так беспокоился за жизнь и здоровье царевичей, а позднее, уже в 1565, Мстиславский возглавил всю т.н. земщину, умудряясь балансировать между двух огней. Что, с учётом обстоятельств, был подвиг немалый.
52
Лад – древний славянский бог, в самом имени которого заключается его суть и роль. Считается двойником богини Лады, покровительницы красоты, любви, плотского наслаждения, утех семейной жизни и чувственной радости. Поскольку всего этого хотят люди вне зависимости от пола, то в пантеоне славян появился мужской вариант Лады. Лад, или Лель, воплощение юности и силы любовной, иногда изображается в андрогинном виде и девичьем одеянии. Так как Лада является женой Свиборга, или Марса, бога войны, то в мужской ипостаси, в виде Лада, божество может быть очень воинственным, поражая отступников от «ладного пути», отвергающих радости любви по неуважительным причинам. Также именно Лад ведает вратами Нави – входом в потусторонние миры, подобно Аиду.
53
Василек на Руси издавна считался символом неопытности юноши. Как известно, у юного от каждого ветерка возбуждение, и выплеск невоздержанности случается почти без помощи рассудка. Наверное, поэтому бабки рекомендовали его в разных видах молодым людям перед ответственным свиданием (на самом деле настойка из василька может помочь от ускоренного семяизвержения. Она содержит центаурин – вещество, которое замедляет наступление оргазма у мужчины и продлевает любовные утехи). Венок из васильков на голове юноши – демонстрация его неискушённости (и для избранницы это было понятным знаком).
54
«Сердце царёво в руце Божией!» – библейское изречение, тема одной из главных фресок в росписи главной "непокоевой"( т.е. нежилой) палаты Кремля, сюжеты к которой выбирал сам Иоанн Васильевич по взошествии на престол. Примерами мудрых и благочестивых правителей он почитал царей Давида и Соломона, и сюжетами из их жития украсил своды Золотой палаты. Эти фрески – одни из немногих, уцелевших в первоначальном варианте. Царь Иоанн Грозный был верующим, и мистиком, и был убеждён, что миссия править государством даётся человеку свыше, с Божьего благословения. Но и спрашивается с такого ставленника Божьего куда более, чем с простого смертного, оттого и сердце его – во власти высших сил.
55
Аргамак – конь верховой чистокровной породы, арабской или ахалтекинской, очень ценящейся за красоту и необычайную выносливость. В те времена такого коня мог себе позволить только очень богатый человек.
56
Государева тысяча – буквально тысяча избранных из дворянского сословия после очень тщательного "экзамена" на пригодность и благонадёжность воинов, зрелых и молодых людей, из лучших семей бояр и детей дворянских, которые и составили по сути первый эшелон личной царской гвардии, позже названной опричной. Из них формировался командный состав опричного войска.
57
Опричнина – одно из значений этого слова – самая вкусная и изысканная часть трапезы, которая остаётся после общего застолья только для самых близких хозяевам гостей, которые задерживаются разделить её.
58
«Канон Ангелу Грозному» – название произведения, без преувеличения поэтического, написанного царём Иоанном в форме личного послания Архангелу Михаилу с покаянием в грехах и ошибках, и просьбой о высочайшей милости и помощи в главном для государя деле – борьбе за своё государство. В окончательном виде было оформлено Иоанном в 1573 году.
59
Печалование – то есть, заступничество от имени Церкви перед царским судом за осуждённых. В прежние времена, как правило, великие князья не могли отказать в печаловании, если уж в дело вмешивался сам митрополит. Но Иоанн Грозный сумел и тут увеличить свои властные привилегии, постепенно сведя такие опротестования своих решений к минимуму.
60
«Я и предки мои служили всегда с пользою государю, а ты служишь гнусностью!» – сакраментальная фраза, кочующая из воспоминаний одного иностранного авантюриста в России к другому, и с удовольствием цитируемая множеством псевдоисториков, забывающим обычно прибавлять к скандальной байке о стычке Басманова с Оболенским, что это сочинение не имеет никаких документальных подтверждений, кроме более поздних переводов, и первого письма беглого князя Андрея Курбского к бывшему другу и государю Иоанну, где он приводит в доказательство грехов последнего ещё и потакание порокам юного Басмановым, из расположения к которому царь, якобы, губил людей по его навету.
61
Шелеп – кнут, плеть; плести шелеп – сочинять небылицу, врать.
62
Рты – лыжи, или снегоступы. Широко использовались в походных зимних условиях.
63
Фёдор Михайлович Юрьев – принадлежал к числу ближайших советников царя, двоюродный брат царицы Анастасии, один из членов боярского клана Захарьиных, возвысившегося после первого брака Ивана IV. Уже в первой половине 50-х годов он зарекомендовал себя как администратор (дворецкий Тверского дворца), дипломат и воевода. Удаленный от дел во второй половине 50-х годов XVI века, он вернулся в близкое окружение царя после ухода Сильвестра и Адашева. По записи 1561 года, в случае смерти царя он должен был входить в состав регентского совета при малолетнем наследнике.
64
Велесов (или Голосов) овраг – историческое удивительное место силы в окрестности Москвы. С этим местом связано множество древнейших и современных преданий, поверий и легенд. Всё, что описано кратко в этой главе о загадочных свойствах его родников и ручья, актуально и на сегодняшний час. Откуда древние славянские племена знали о «множественности миров», и почему всем и каждому тогда было известно, что Голосов овраг – это врата в иные измерения, мы не знаем точно. Но знание такого – Ведание – порядка имеют источником некие высшие энергии, высшие силы, управляющие вселенной, их нельзя и нелепо пытаться вписать в какие-то таблицы религиозных сводов и логики упрощённого типа, как это постоянно пытаются сделать современные толкователи и исследователи. Во времена жёстких гонений на исконную славянскую систему верований – условно и неверно называемую «язычеством» – любое упоминание имён славянских божеств и обрядов преследовалось и изживалось официально принятой религией Руси – христианством. (Конечно, нам, к счастью, бесконечно далеко до системы инквизиции). Из-за этого овраг переименовали позже в Царский, по расположению близко от царской резиденции Коломенского. Но это не прижилось. К слову, и христианство-то на Руси приняло аутентичный вид особенного «православия», восприняв почти полностью черты исконного стиля народного верования и духа. То же мы можем наблюдать в культурах народов Африки и Центральной Америки, которым никакие миссионеры не смогли изменить сознание, и культы древности в их обиходе прочно соседствуют с нововведённой традицией поклонения Христу и Деве Марии.
65
тиун – старорусское название управляющего, распорядителя чего-либо. Дворецкий, эконом и устроитель мероприятий в одном лице. Главный распорядитель дома знатного человека.
66
«тепло, как в Кремле» – Сохранение тепла в полугодовой зимний сезонный период в России – это основная задача жизнеобеспечения, и тогда это тоже все понимали. Кремль отапливался гениально и масштабно, точно так, как в то же время обогревали дворцы и простые жилища в Китае и Японии. По керамическим трубам и обширным вертикальным дымоходам, расположенным под полами и внутри широких стен обогреваемых помещений, шёл горячий воздух от расположенных в нижних этажах отопительных систем, печей. Такой же столб мощного тепла проходил по шахтам в центральных опорных кубических колоннах больших приёмных дворцовых палат. В России было не модно страдать от мороза и сквозняков дома, и болеть от этого, как это было принято в обманывающей саму себя показной набожностью (в целях экономии буквально всего, а главное – дров) в каменных мешках своих замков Европе.
67
братщина-Никольщина – или «братчина»– это что-либо, сделанное вскладчину, общиной. В данном случае – общими усилиями собранное угощение в честь праздника. Братчины устраивали во многих избах или на открытом воздухе, и принимали за стол по обычаю любого гостя, даже и недруга, потому что, если он принимал братчину и садился за стол, то с этого времени враги мирились. Хозяев, уклоняющихся от участия в братчине, после высмеивали целый год.
68
поршни – очень грубого прямого кроя сапоги из сыромятной кожи, вроде бахил, которые удерживались на ноге с помощью бечёвки, крест-накрест обвивающей голенища до колена. Дешёвый, но качественный вид обуви по хлябям нашим осенним в старину.
69
юфть – вид выделанной кожи, козловой или коровьей, шла на сапоги, чувяки и туфли, и была в цене, потому что сапоги вообще мог позволить себе далеко не каждый. Голенища тогда называли халявой. Когда начисто истиралась подошва, кожа голенищ оставалась почти нетронутой, и, подновив её, можно было приторочить к ним новые подмётки. Такие сапоги, пришитые на халяву, стоили значительно дешевле новых. Вот откуда пошло нынешнее расхожее выражение «на халяву», те есть почти даром.
70
«прощением грехов» – государь Грозный имел в виду практику индульгенции, принятую в средневековой современной ему Европе тогда, что, конечно, не лезет ни в какие ворота с т.з. благоверности и набожности православного человека, да и человека вообще. За определённое число монет каждый мог получить официальное, подписанное Папой Римским прощение греху, а вот набор прощаемого определялся платёжеспособностью прихожанина. Гениально! Иоанн оценил ноухау коллег-врагов, но его глубокая душа испытала естественное к нему отвращение.
71
коловорот Велесова Пути – о, тут тоже автор может разойтись на отдельную лекцию с практикой традиционных медитаций. Велесов путь – вид традиционного славянского духовного опыта, учение о самопознании и саморазвитии личности, воспитание в себе и усиление до полного совершенства всех наивысших качеств, присущих человеческой и божественной природе существа на Земле. Конечно, такого рода практика требует определённого уровня развития. Так же коловоротом – или превращением, перерождением, возвращением – именуется смена времён года, умирания и возрождения всего живого, годовой цикл жизни, являющийся основой всего бытия славян северо-востока. Ответственность за это вечное движение возлагается на Вещего (то есть Мудрого) Бога Велеса. Велес, двуединый со своей женой Макошью, весьма сходен по сути своей с одним из аспектов верховной Божественной силы другой древнейшей ведической культуры – Шивой, из пантеона индуизма.
72
творимое серебро (золото)– драгоценный порошок, производная от сусального золота и серебра, то есть раскатанных в исключительно тонкие листочки драгоценных металлов, которыми умельцы покрывали не только купола храмов, но и оклады икон, и многие предметы высокого искусства. Творимое – порошкообразное, растворимое то есть в льняном масле или воде – золото и серебро служило красками для иконописи. Разные примеси могли дать имитацию серебра или золота (медь, олово…), но оно со временем тускнело от окисления воздухом и влагой, холодом и совокупностью переменных черт нашей погоды. Вот почему «купола на Руси кроют золотом», как сказал Высоцкий, чистым и без обмана, ибо облезает всякая подделка тут.
73
вапница – старорусское название ёмкости для разведения красок, лексикон иконописцев (поскольку иного вида живописи в те времена не существовало).