74
«огурцы»– рисунок на ткани, условное обозначение характерного типа узора, перенятого русскими художниками от древнеиндийского традиционного узора на тканях, привозимых оттуда, символизирующего вечное вращательное движение вселенной в бесконечности его разнообразия. Фрактальные узоры, или высшая математика вселенной в визуальной форме, интуитивно понятной каждому существу.
75
подорожные – то есть, напутствия на дорогу, под ноги, уходящему, уезжающему. Как и всё в быту наших предков, эти слова имели сакральное и традиционное значение. Дорога – это всегда риск, и сейчас тоже, и от того, что тебе пожелали, как, с какими чувствами, многое иной раз зависит.
76
Родович – т.е. последователь Рода, у славян – Бога всего сущего, в частности – всех родов людских.
77
Скотий Бог – буквально, покровитель домашнего скота и пастухов. У Велеса вообще полно функций. Он ещё и покровитель торговли, и скоморошества (кстати!), и лесного зверья и птицы, и растений. Но понятие «скотий» гораздо шире, как водится в столь сложных миропостроениях. Велес – Хозяин всего животного в себе, победитель всего низшего (скотского, бессознательного, зверского) в человеке. Путь Велеса в одном из проявлений этапом имеет как раз битву Велеса с внутренним зверинцем в Яви, то есть в обычной земной мирской жизни… То, что показывалось людям на уровне детской и понятной всем забавы, притчи, имеет ещё и глубочайший духовно-философский смысл. Битвы же Велеса со Змеем и Хозяином Смерти происходят уже в Нави – в потустороннем мире, мире духов и мёртвых, иных существ, и там уже происходит переплавка личности Велеса высшего уровня. У скандинавов, и в ирландской мифологии есть аналоги этому. ( Подобная переплавка личности и возрождение в новом высшем качестве произошла с Гендальфом, в ходе битвы с Барлогом в знаменитом творении Дж.Р.Р. Толкина). На Юге аналогом Велеса полноправно можно назвать Шиву, также обитающего на границе миров – Яви(нашей реальности) и Нави(мира потусторонних сил).
78
Каинов путь – как известно из Библии, Старого Завета, Каин – первый сын изгнанных из рая Адама и Евы – убивает своего единственного брата Авеля. Из зависти. Царская доля всегда и во все века во всех землях была схожей. Либо их пытались убить родственники ради престола, либо им приходилось убирать не согласных на мирное прожитьё. И Александру Невскому довелось хлебнуть этого полной мерой – ну не хотели родные жить мирно. А на троне не может быть двоих. Кронова жертва – здесь тоже метафора царского жребия. Из всех наследников – детей – всегда приходится выбирать самого достойного. Человеческие чувства тут приходится отсекать. И принимать жёсткие решения относительно их судьбы, если они противятся воле государя-отца. В данном контексте ещё и указывает на потери государя-отца, происходящие из-за его положения в социуме. Крон – Хронос – Время (см.др.греческую мифологию) пожирал своих детей-титанов, ибо они преждевременно пытались свергнуть его, и мир мог погрузиться в Хаос.
79
алкота – голод, физический или духовный
80
князь Василий Серебряный – воевода главного управленческого военного корпуса, после обострения отношений с Литвой и поражения русских при Уле, в 1564-м в числе ещё восьми воевод оказался дипломатическим пленным, и был возвращён на родную землю спустя несколько месяцев, но… Но Иоанн требовал поручительства морального и денежного, от соратников-бояр пленённых воевод, очень приличного, за каждого такого человека, памятуя о многочисленных перебежчиках и изменниках. На то были резонные основания – любого более-менее значимого человека в плену обязательно обрабатывали, то есть склоняли к сотрудничеству против русского царства, а конкретно – царя, и некоторые принимали эти условия, рассчитывая на обещанные преференции, ну или банально ради сохранения своей жизни, и вели в России после некую такую резидентскую жизнь. Так вот, чтобы обелить возвращенца, государь получал ручательства как минимум троих бояр из Думы и 10-25 тысяч рублей серебром от порученцев (по сути, очень солидную сумму), верил, верил, да. Идите обратно и служите государю и земле. Серебряного он принял тогда в Москве, и назначил воеводой в Полоцке. Логично и разумно, ведь он был опытным в пограничный с Ливонией делах. И дело не в том, что Иоанн патологически никому не верил… В этом была и доля хитрости, потому что государство остро нуждалось в средствах на те перемены, которые были насущными.
81
лютень – ветер в мороз
82
протальник – март
83
вталь – наст
84
ногавки – некие обмотки на самых тонких и уязвимых частях лошадиных ног, выше копыт. Призваны предохранить ноги коня от растяжения и ран.
85
Евфросинья–княгиня Евфросинья Андреевна, в девичестве Хованская, мать великого князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Иоанна, которого постоянно пихали на престол мамаша и родичи. Не вполне понятна степень активности самого князя Владимира в этом стремлении, был ли он инициатором совместно со сторонниками матери, или как бы заложником положения. В 1563 году за враждебные действия оказалась в опале, была отправлена решением Иоанна в монастырь, чтобы ограничить ей слишком большую свободу действия, на виду у всех в Думе. И не оставляла замысла свергнуть Иоанна и посадить на трон своего сына.
86
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове -
в храме Иоанна Предтечи прекрасная акустика, и в частности это обусловлено наличием в купольной части голосников. Голосники представляют из себя глиняные кувшины различного объема, встроенные в стену открытым горлышком наружу, и расположенные таким образом внутри помещения, что их пустоты создают резонанс звуков особой чистоты и силы. Здесь голосники расположены в три ряда. Интересно: чем выше – количество голосников меньше, но по объему они больше. Вот в самом верхнем ярусе голосники – это кувшины объемом примерно на сто литров. И есть несколько точек в храме, где образуется особенно хороший звук. Иоанн любит этот храм за бесподобные чувства при пении в нём.
87
Апокриф – (от греч. – скрытый, сокровенный, тайный) – то есть нечто, не вошедшее в каноническое описание, повествование. Изначально апокрифом назывались в христианском вероучении главы, не вошедшие в официальное евангелие, считающиеся как бы ересью. И то, и другое писано людьми примерно в одно историческое время, но то, что считать каноном, а что – апокрифом, решалось, само собой, по слову тех, кто на момент составления канона оказался в большинстве и силе. В нашем случае – это некие моменты всем известной начальной истории опричнины, о которых нигде не написано, кроме… апокрифа памяти.
88
Имеется в виду библиотека, привезённая бабкой царя, византийской принцессой Зоей (Софьей) Палеолог в качестве приданого в Москву. О Либерии ходит множество предположений и легенд, никто не уверен, существует ли она на настоящий момент, и если да – то где спрятана Иваном Грозным, по предположению унаследовавшим эти сокровища византийской мудрости, и увезшим их из строго охраняемого подземного хранилища Кремля при переезде в Александровскую слободу в 1564 году.
89
Иваныч – все помнят, что князя Охлябинина звали Иваном Петровичем. Но по специфике простого разговорного стиля общения мужчины часто обращались ( и общаются) друг к другу по некому прозванию, совмещающему их имя-отчество, чтобы подчеркнуть теплоту и близость душевную.
90
"перед сукою-Курбским вроде как извиняется!" – имеется в виду знаменитая на весь мир переписка Грозного с Курбским. Аккуратные литовцы (спасибо им за то!) всё сохранили в архиве столичной ратуши, и по сопоставлению этих источников и того, что осталось у нас, было сложено очень хорошее представление об истине, которой, как известно, двух не бывает. Было два обвинительных послания беглого князя к царю, с промежутком в несколько лет, и два его пространных на то ответа. Бесценные документы эпохи. Было ещё и самое последнее, третье, столь абсурдное по смыслу претензий к Грозному, что он даже не стал на него отвечать.
91
Лицевой летописный свод XVI века – единственный в своём роде, самый крупный в средневековой Руси памятник книжного летописно-хронологического искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, мировых и Российских, а также по форме представления материала – “в лицах”, то есть, в сопровождении тоже рукотворных иллюстраций – не имеющий аналогов. Лицевой летописный свод создавался по заказу Ивана IV в период 1568–1576 гг. в книжной мастерской Александровской слободы, где над этим трудился целый штат царских книгописцев и художников. Лицевой свод, называемый также Царь-книгой, дошёл до наших дней в 10 томах, находящихся в разных древлехранилищах: Библиотека Российской Академии наук и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге и Государственный Исторический музей в Москве.
Царь на протяжении всей нелёгкой жизни самолично редактировал записи. Но, надо сказать, ему хватало дальновидности не кроить их безбожно, когда его милость к кому-то сменялась гневом, а лишь расставлять некоторые акценты, и потому, не смотря на поздние исправления, мы имеем достаточно достоверный перечень основных событий тех лет.
92
опричниной на Руси называлась часть имущества, территория проживания, наследуемая вдовой после смерти мужа, и переходящая ей в собственность. Александровская слобода с прилегающими сёлами и охотничьими угодьями служила загородной резиденцией великого князя Василия III, и матери царя Иоанна во время её вдовства.
93
поршни и коты – разновидность демисезонной обуви, самой простой по крою.
94
Алконост – библейская мистическая птица, с головой прекрасной девы, но, в отличие от птицы Сирин (птицы Радости), поющая о Печали. Метафора предвестия несчастья.
95
Гой-да! – ничего особенного и страшного не означает, просто такой вот боевой клич, от древнеславянского "Гой" – будь здрав, да здравствует, ура. Ну, понятно, в “корнях” слова – фаллический символ победоносного значения.
96
Кученей – имя, данное при рождении дочери кабардинского князя Темрюка Айдаровича, которая, после договора отца с Иоанном Грозным о свадьбе, приняла крещение в православие, имя Мария и титул царицы в неполные шестнадцать.
97
Заключив мирный долгосрочный договор с высшей знатью региона, в грубом приближении ныне именуемого Кавказом, и взяв в жёны дочь самого крутого их правителя, царь Иоанн поимел совершенно независимую от остального боярства русского прекрасную гвардию в лице боеспособной части множества соседствующих народов – черемисы, ногайцы, башкиры, чуваши, мордва, татары Горной страны. Они крайне редко продавались, и были отличными воинами. Луговые черемисы, правда, устраивали время от времени бунты и акты неповиновения, но их усмиряли присягнувшие Иоанну войска тамошних князей.
98
– то окружение царя в “опричной столице”, что постоянно цитируются на основании немногих источников ранней стадии опричнины и слободской жизни. Некий особый контингент, с которым, якобы, царь закатывал крутые гулянки. На самом деле, это – говоря современным языком – был высший офицерский состав войска царя, избранный не случайно, а строго по личным и боевым качествам. Люди это были по большей части молодые, из боярско-дворянкой среды, очень перспективные, уже себя зарекомендовавшие хотя бы в одном походе, стычке или сражении, ну и, так или иначе, выгодные Иоанну в его невероятно сложной внутренней политике. Бывало, что царь брал в личную гвардию парней из семей, где были прежде казнённые или ссыльные. Прощение и доверие со стороны власти их отпрыскам – это тоже часть политики. Людей способных, необходимых для успешного командно-административного дела, было не так уж много.
99
речь тут о трагическом моменте нашей истории, когда, в битве с войском Великого княжества Литовского на реке Уле, в начале 1564-го, главнокомандующий, князь Пётр Шуйский, не смог скоординировать действия своих воевод, и полностью проиграл сражение… Сам он погиб, погибло несколько тысяч русских воинов, а его ведущие воеводы тогда попали с отступающим обозом в ливонский плен. Государь, крайне мучительно переживающий всё, связанное с Ливонией, и только что перенесший страшный удар в лице предавшего его Курбского, естественно, относился с крайним недоверием ко всем, кто побывал по ту сторону границы, опасаясь их перевербовки. Но тут дело было особое… Под предлогом этого недоверия царь собрал 26 подписей-поручительств от ведущих князей и дворян, и – очень большие деньги под залог – чтобы вернуть ценных пленников. Опалы на них никакой не было, но… Дело принципа и целесообразности.
100
однорядка – тип одежды, как домашней, так и выходной. Длиннополая безрукавка, с застёжкой посередине переда. Носили как мужчины, так и женщины. Удобно на рубаху. И красиво. В женском варианте поверх ещё и душегреечка. Это такая кокетливая вещь, имеющая целью зрительно придать пышность женской или девичьей груди. Ну, помимо чисто функциональной обязанности согревать грудь и поясницу в холодное время.
101
бить – кусочки блестящих металлических пластинок, или крохотные зеркальца, оправляемые в рельефную вышивку. В сочетании с низовым (т.е. нанизанным на нити, из которых выкладывался узор), стеклярусом, перламутром и бисером получаются поразительные, роскошные драгоценные изделия уникального декора. Ведь ни одна вышивка не повторялась в точности.
102
суета, возня.
103
Радогора – разновидность русского славянского боевого искусства, когда один сражается сразу со многими нападающими. Подобные виды ближнего боя есть у разных народов мира. (Не известно точно, как это называлось в древности, но сейчас используется и такое название, и автору оно нравится). Оружие может быть самым разнообразным, от двух лёгких мечей или сабель в обеих руках до заборной слеги или оглобли. Эффект достигается скоростью реакции бойца и его умением создавать вокруг себя непроходимую для противников смертоносную зону из непрерывно вращающихся во взаимоперекрывающих плоскостях защитно-поражающих предметов. Один такой мастер мог, врубившись в строй врагов, проложить широкую просеку для основного конного отряда, в течение нескольких минут сверхинтенсивного боя уничтожить (или нейтрализовать) до нескольких десятков нападающих, и позволить своим вклиниться в строй неприятеля и получить преимущество, или спасение. Случалось, что подобные единичные атаки прямо влияли на положение в противостоянии сил. Нередко радогорцы шли на этот отчаянный поединок, практически жертвуя собой, когда положение казалось безнадёжным, и использовалось как бы последнее средство, и способ умереть со славой, унеся с собой множество недругов.
104
По дворцовому чину царского кравчего прилюдно, на собраниях, все обязаны были называть по имени и отчеству, вне зависимости от знатности и возраста.
105
прачечная, в данном случае – централизованная войсковая
106
подлайка – вид собаки, не отличающейся особой породистостью. Дворные – дворняги, то есть, и подлайки были издавна известны на Руси как сторожа, скорее. Отец Грозного, князь Василий, начал планомерное (заводческое) дело по скрещиванию собак с особыми качествами, пригодными для охоты на крупного зверя, которую он обожал. Тогда при дворе появились не только роскошные конюшни, но и псарни, где уже были русские гончие и борзые. Церковь очень не одобряла кровавые потехи государя Василия, но это – страсть, которую он передал сыну Иоанну.
107
зернь – игра в кости, аналог современной. Считалась азартной, часто бывала причиной разорения игроков и конфликтов с дракой и поножовщиной, потому осуждалась церковной и общественной моралью. Впрочем, церковь и шахматы не жаловала.
108
злоба на волка – система дрессуры охотничьих собак, когда их учат гнать и травить крупного зверя, уже довольно хорошо начавшая развиваться в то время на Руси. Царь был страстным охотником, и обожал всё, с этим делом связанное. В частности, в Слободе был организован первый серьёзный питомник для выведения гончих и борзых, а также служебных больших собак для особых целей
109
Соборный суд – собрание боярской думы, на котором рассматривались судебные дела по итогам проведённого расследования и выносились приговоры по ним. В особенности когда это касалось обвиняемых из высших сословий. Государь, заявив единоличное право на это действие, всё же ставил в известность думный совет о своих решениях, в большинстве случаев демонстрируя их обоснованность.
110
херики-оники – крестики-нолики, точь в точь как сейчас
111
Пётр Наумов, близкий к Афанасию Вяземскому, боярин и окольничий, был избран в ходе учреждения опричнины постельничим государя. Очевидно, пользовался доверием. Также в ближних стольниках государя числился брат Петра, Василий
112
Беклемишева башня (по имени боярина Беклемишева, чей дом и двор был здесь в 15 веке), одна из башен Московского Кремля, угловая в конце Васильевского спуска к Москве-реке. Со времён Василия III была кремлёвской дворцовой тюрьмой. Боярин этот был влиятелен, но слишком невоздержан на язык, клок в речах и неугоден великому князю, за что впал с немилость и потерял практически всё.
113
княжата – среднее и мелкое дворянство, добровольно поступающее на службу к князю. Устраняя покровителя в лице князя, либо отсылая его подальше, государь дробил могущество его группировки, которая также подвергалась тщательному "перебору" по степени благонадёжности
114
разгонный пряник – буквально, прянички, подача которых к столу означала вежливый сигнал закругляться с гуляньем, на завершение пира, на "разгон" гостей. Пряники были разные и небольшие, их можно засунуть в поясной кошель или за пазуху и отнести как гостинчик домочадцам. В обычае тех лет было также, что государь посылал "через своё повиновение" на столы присутствующих и лакомства: свежие и засахаренные фрукты, сладкие вина, мед, орехи, мармелад и пастилу. Причём, он лично указывал, где именно или возле кого надлежит поставить гостинчик. Этим в течение застолья занимался как раз кравчий
115
в середине 16-го века в обиходе самых знатных домов появляются лимоны, экзотическое дополнение к кухне от восточных купцов.
116
жильцы – так назывались люди, обслуга в основном, постоянно живущие на территории Кремля и дворцовых покоев и исполняющие самые разные обязанности, от чёрной ежедневной работы до личной тайной охраны государя и его семьи
117
ирха – так называли замшу, выделанную из козьей или овечьей кожи. Сапоги из самой тонкой и нежной ирхи, вышитые бисером, жемчугом и канителью, являлись признаком высшего социального статуса. По сути, это было сродни шику топить ассигнациями, ибо такая обувь для мужчины вне дома, выезжающего по службе во всякую погоду, была почти "одноразовой", и, конечно, такое надевалось исключительно напоказ
118
«Государева светлость Опричнина» – так новая государственная формация именовалась в ряде официальных документов того времени
119
Никита Романыч – родной брат Анны Романовны Захарьиной-Юрьевой, супруги князя Сицкого, старшей сестры первой жены царя Иоанна Васильевича, Анастасии. По ряду источников, в семье князя В.А. Сицкого были и сыновья, Юрий, Василий, Фёдор и Иван, помимо дочери Варвары
120
окончина – оконный переплет из узких полос (обычно железных), вставленных концами в деревянную раму и служащих опорой для кусочков слюды, которые закреплены замазкой и оловянными бляшками разной формы («денежки», «репейки», «орлики»). Заполнение окончин, как правило, в боярском доме было из природной слюды, иногда чередуемой с цветными стёклышками. Полностью заполнить стеклом сегменты оконных рамочек было очень дорого, и даже в царском дворце это бытовало в ограниченном количестве
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги