Книга Избранные статьи экспертов Русской Школы Управления. 2021–2022 - читать онлайн бесплатно, автор Сборник
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Избранные статьи экспертов Русской Школы Управления. 2021–2022
Избранные статьи экспертов Русской Школы Управления. 2021–2022
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Избранные статьи экспертов Русской Школы Управления. 2021–2022

Избранные статьи экспертов Русской Школы Управления. 2021–2022

© Русская Школа Управления, 2023

Уважаемые читатели!

Перед вами книга, в которую вошли лучшие экспертные статьи Русской Школы Управления. Мы выпустили ее в непростое для российского бизнеса время, когда компании противостоят вызовам, с которыми никто ранее не сталкивался.

Постпандемийный эффект, беспрецедентное санкционное давление вынуждают быстро принимать решения в условиях неопределенности и рисков на разных уровнях управления. Горизонт планирования сжался до минимальных значений. Но даже в этих сложных обстоятельствах компании продолжают разрабатывать инновационные методы, пересматривают бизнес-модели, ищут источники развития, тестируют уникальные инструменты.

На уровне работы с людьми происходят перенастройка коммуникаций и поиск мотивационных опор и смыслов. То, что откладывалось на ближайшие несколько лет, обрело актуальность именно сейчас. То, что казалось второстепенным, стало приоритетным.

Сегодня каждая компания погружена в новую реальность со своей уникальной наработанной базой лайфхаков и со своим видением ближайшего будущего. Не на все вопросы еще найдены ответы – приходится балансировать, адаптироваться и учитывать много разных факторов. Очевидно только одно: бизнесу нужно стойко держать удар, поддерживать своих сотрудников и в то же время опираться на них.

За двадцать с лишним лет работы в сфере бизнес-образования мы накопили большую экспертизу, которой делимся в учебных программах и статьях. В новой реальности по-особому звучат темы, которые мы осветили в этом сборнике лучших материалов нашего медиапортала:

Лидерство. В неспокойные времена усиливается значение лидера. Именно он поддерживает сотрудников, влияет на рост производительности и выступает залогом успешности бизнеса. Можно ли стать лидером или ими только рождаются? Какими компетенциями обладает сильный лидер?

Деловые коммуникации. Это основа производительности команды. Если с ними все в порядке, важные данные не теряются, а благоприятный климат в коллективе способствует росту мотивации и производительности.

Карьерное продвижение и саморазвитие. Во время кризиса многие компании сокращают персонал, а на рынке труда растет спрос на специалистов, способных совмещать несколько функциональных обязанностей и приносить деньги бизнесу. Какие компетенции для этого нужны? Как их развить?

Менеджмент. Теперь недостаточно разбираться в азах управления. Руководитель, который не использует лучшие практики для повышения производительности, во время кризиса рискует первым остаться без работы.

Управление персоналом. Кризис всегда ассоциируется с экономией бюджетов, сокращениями и приостановкой рекрутинга. Как мотивировать сотрудников на развитие, сократить затраты и сохранить темпы роста?

Маркетинг. Это направление всегда в авангарде бизнеса, поэтому в сложных условиях оно страдает первым. Что делать, когда бюджеты на продвижение сокращаются, а требования к эффективности, наоборот, возрастают? Какие инструменты и практики применять?

Бизнес-образование. Очевидно, что с кризисом эта сфера будет меняться. Опыт подсказывает: в нестабильных условиях компании сразу сокращают бюджеты на обучение персонала. Но требования к знаниям и навыкам, которые диктует время, только растут. Как своими силами развивать компетенции команды? Как организовать этот процесс и сэкономить деньги?

В 2021–2022 годах мы подготовили около 2 тыс. статей. В эту книгу вошли наиболее актуальные. Читайте, применяйте советы на практике и добивайтесь успехов!

Иван Ильин, главный редактор Русской Школы Управления

Часть 1

Лидерство

Как поддержать команду в нестандартных обстоятельствах

Какие инструменты помогут работодателю создать атмосферу стабильности и проконтролировать уровень тревожности в коллективе

Василиса Тарунова, автор медиапортала Русской Школы Управления

Согласно данным совместного исследования сервисов «Работа. ру» и «Ясно» осенью 2022 года количество запросов от бизнеса на психологическую помощь для сотрудников выросло в 7–8 раз. Отмечается, что 52 % респондентов из-за постоянного стресса не могут сконцентрироваться на работе, 35 % – выполняют задачи медленнее, а 15 % – принимают необдуманные решения.

По подсчетам ВОЗ, европейская экономика теряет ежегодно около 140 млн долл. из-за снижения производительности, вызванного депрессией и тревожными расстройствами. А потери мировой экономики по этим же причинам Gallup оценивает в 8,1 трлн долл. в год.

Информирование

Утаивать проблему бессмысленно, если кризисные обстоятельства очевидны для большинства сотрудников. Недостаток официальной информации может привести к стремительному распространению слухов и общему смятению.

Ситуация может стабилизироваться, если команда узнает, какие шаги запланировал работодатель для выхода из непростой ситуации и каковы перспективы сотрудников в этом процессе. Может быть, дела в компании не так уж и плохи, но пугающая неизвестность заставляет людей додумывать события по самым плохим сценариям. Этим легко спекулировать, чтобы разжечь панику еще сильнее.

Эмпатия

Если стало понятно, что без сокращений не обойтись, то лучше не затягивать эту процедуру, предложить сотруднику справедливую материальную компенсацию, а также помощь с дальнейшим трудоустройством. Например, организовать консультацию HR-специалиста или рекомендовать специалиста на вакансию в другой компании. Коллеги отметят, что даже в критических обстоятельствах руководство внимательно к чувствам подчиненных и заботится об их самоуважении.

Чекап лидерских качеств

По мнению специалистов, одно из важных качеств лидера – умение контролировать свои эмоции. В сложных ситуациях подчиненные эмоционально ориентируются на руководителя. Поэтому на его плечи ложится не только сохранение бизнес-компетенций команды, но и психологическая адаптация людей, которые в него верят.

Прежде чем разговаривать с подчиненными о проблеме, лидеру необходимо выработать баланс между двумя крайностями: токсичным позитивом и жалобами на обстоятельства. С одной стороны, он не должен делать вид, что ничего не произошло, а с другой – показывать свою неуверенность в будущем. Умение учитывать состояние сотрудников не в ущерб потребностям бизнеса поможет поддержать эффективную работу команды в трудной ситуации.

Стратегическая сессия

Известно, что первый шаг к решению проблемы – признание того, что она существует. Если четких планов выхода из кризисной ситуации пока нет, то можно организовать встречу, на которой сотрудники поделятся своими ощущениями и сомнениями, выскажут идеи, получат поддержку. Например, вместе разработать план действий по трем сценариям развития кризисной ситуации: позитивному, нейтральному и негативному. Этот подход конкретизирует размытые перспективы.

Стратегическая сессия поможет показать, что руководители и подчиненные играют в одной команде, а стресс – реакция, которой не надо стесняться.

Психологическая помощь

Инициированные и оплаченные работодателем групповые сеансы с профессиональным психотерапевтом в рабочее время помогут сотрудникам адаптироваться к переменам. Такие встречи покажут сочувствие нанимателя и его стремление вникать в проблемы работников.

Кроме того, психолог даст эффективные инструменты для управления массовым страхом. Ведь нередко панические настроения развиваются по цепной реакции.

Контроль споров

Испытывая стресс, люди часто разговаривают на повышенных тонах и с трудом контролируют эмоции. Чтобы поддерживать стабильность в коллективе, необходимо оперативно пресекать публичные громкие и острые дискуссии, травлю, дискриминацию и другие проявления нетерпимости. А уже за закрытыми дверями разобрать вместе с участниками сложившуюся ситуацию и найти оптимальное для всех решение.

Медицинская страховка

Стресс нередко приводит к появлению новых и обострению хронических заболеваний. Оформление полисов дополнительной медстраховки или расширение уже действующих программ может повысить уровень доверия сотрудников к компании. Согласно исследованию hh.ru 76 % работодателей считают ДМС наиболее востребованной и ценной опцией социального пакета.

Гибкий график

Некоторые сотрудники остро нуждаются в перерыве, чтобы собраться с мыслями. Нескольких рабочих дней из дома или небольшого внеурочного отпуска может оказаться достаточно, чтобы человек почувствовал себя лучше. Справляться со стрессом многим помогает общение с близкими.

Удаленный формат работы поддержит и тех, кому трудно выставить личные границы и не поддаваться коллективной тревоге. Такой таймаут сработает эффективнее, если не требовать от сотрудников быть онлайн в нерабочее время и в выходные.

Актуализация стратегии и KPI

Многим в кризисных условиях кажутся туманными перспективы, прежние цели теряют смысл. Из-за стресса команда испытывает проблемы с мотивацией. Переориентация с глобальных ориентиров на небольшие и легковыполнимые задачи сократит горизонт планирования и поддержит ощущение контроля над рабочими процессами. Для этого можно воспользоваться методом SMART, согласно которому цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и иметь четкие сроки завершения.

Кроме того, снизить уровень стресса поможет временный отказ от столь востребованной многозадачности. Исследователь Джоэнн Дек (Dr JoAnn Deak) заметила, что выполнение нескольких проектов сразу может привести к двукратному росту сроков выполнения задачи и удвоению количества ошибок в них.

Одобрение

Сотрудники чувствуют себя увереннее, если их работа и достижения замечены коллегами и руководством. Грамотное и своевременное одобрение напоминает о полезности выполняемой работы для бизнеса или общества.

Комната для отдыха

Иногда приступ паники может охватить прямо в рабочее время. Люди прячутся в туалетах и курилках, чтобы скрыть неловкость и собраться с мыслями. Если обстановка в офисе слишком накалилась и сотрудникам нужно побыть в одиночестве, то им можно предложить отдельное комфортное помещение для таких случаев.

Как руководителю вести себя в новом коллективе

Как завоевать авторитет в коллективе новому руководителю среднего звена? Алгоритм поведения в первый месяц работы

Юлия Жижерина, преподаватель Русской Школы Управления, бизнес-тренер по трудовому праву и управлению персоналом

Первый месяц работы особенно важен для руководителя среднего звена – начальника отдела, департамента, подразделения, группы. Как все будет на новом месте, как сложатся отношения с начальником, коллегами и подчиненными? А если это первая руководящая должность, как побороть неуверенность в своих силах?

Основная задача на этом этапе – наладить отношения со своим начальником, коллегами (равными по статусу) и организовать управление подчиненными. Адаптироваться на новом месте поможет алгоритм поведения руководителя в новом коллективе, который был разработан психологом М. Е. Литваком и опробован на практике многими экспертами.

Как влиться в новый коллектив: отношения с начальником

Новый руководитель в коллективе должен наладить отношения с непосредственным начальником. Это основная задача. Как это сделать? Слушаться его. Ведь вы пришли к нему работать, потому что понравились друг другу. У него было много кандидатов, но он выбрал вас – не разочаровывайте его, подчиняйтесь. Лучше сохранить обращение на «вы», даже если он разрешил перейти на «ты», ведь это человек другого статуса.

Отношения с коллегами

Не менее важно сформировать равноправные отношения с равными по статусу. Постарайтесь в первую неделю познакомиться и побеседовать с каждым из начальников отделов, с которыми вам предстоит работать. Ведите себя с ними на равных. Если для них это приемлемо, можно перейти на «ты».

В отношениях с коллегами равного статуса нужно показать, что они не уполномочены давать вам указания. Если они пытаются это сделать, можно вежливо, но твердо сказать: «Я вас понял (поняла). Мне нужно проконсультироваться с моим руководителем, Петром Петровичем».

Алгоритм управления новыми подчиненными

С подчиненными не нужно налаживать отношения, ими надо управлять (в том числе и увольнять при необходимости). И если это не получается делать эффективно, следует продолжать нарабатывать управленческие навыки.

1. Постарайтесь узнать заранее, сколько у вас будет подчиненных, как их зовут, соберите другие данные о них (например, спросите в отделе кадров). Изучите как можно больше информации о компании.

2. В первый день работы в новом коллективе оденьтесь в деловом стиле.

3. Когда зайдете в отдел, поздоровайтесь и предложите собраться на несколько минут, чтобы представиться коллективу. Коротко расскажите о себе – о вашей карьере и специализации, коснитесь личных вопросов, чтобы не было сплетен и выдумок. Например, если вы приступили к работе директором по персоналу, можете рассказать о себе так: «Меня зовут Марина Юрьевна, я ваш новый руководитель. Я живу в Москве, работаю в сфере управления персоналом более 10 лет, замужем, есть ребенок».

4. В первый же день определите, как следует к вам обращаться и как вы будете обращаться к подчиненным. На мой взгляд, к подчиненным следует обращаться на «вы». Обращаясь на «ты», вы ставите их на свой уровень, а вы не равны по статусу. Поэтому и им следует обращаться к вам на «вы», вы ведь не друзья, это поможет сохранить иерархию. Обращайтесь к ним на «вы», по имени и отчеству, если только они не попросят называть их по имени.

5. Попросите каждого из работников вашего отдела рассказать то же самое о себе. Позже обязательно подробно изучите резюме и личное дело каждого подчиненного.

6. Скажите сотрудникам, чтобы они продолжали работу в прежнем порядке. А вы пока будете за работой наблюдать. Можно сказать так: «Коллеги, прошу вас продолжать свою работу в обычном режиме. Я буду наблюдать за работой и осваивать специфику деятельности компании и нашего отдела. Позже мы обсудим мои наблюдения и выводы».

7. Если после вашего предшественника остались неразобранные документы, разберите их в первые же дни. Попросите подчиненных помочь вам и добейтесь, чтобы все бумаги были разобраны и подшиты в папки. Ничто не угнетает так, как горы чужих бумаг непонятного назначения.

8. Первое время наблюдайте за происходящим, постарайтесь вникнуть в бизнес-процессы подразделения. Воздержитесь от посторонних, тем более личных разговоров как с подчиненными, так и с руководством.

9. Изучите внутренние документы, локальные нормативные акты, регламенты, нарисуйте для себя схемы взаимодействия.

10. Постарайтесь определить слабые места в бизнес-процессах. Поговорите с каждым подчиненным, поймите их взгляд на ситуацию, их готовность работать, желание что-то улучшить. Наблюдайте за их поведением, чтобы разобраться в групповой динамике: на какие группы разделен сложившийся коллектив, какая группа доминирующая, есть ли антилидеры, которые будут угрожать вашему управлению коллективом.

Первые две недели в новом коллективе прошли. Что новому руководителю делать дальше?

Первые две недели прошли, вам уже кое-что понятно. Соберите совещание (и в дальнейшем собирайте их регулярно):

· расскажите, как вы видите работу отдела;

· какие хотели бы ввести правила;

· что и как подчиненные должны с вами согласовывать;

· когда они могут действовать самостоятельно.

После совещания поговорите с каждым подчиненным. Лояльных похвалите за хорошую работу. Тем, кто не проявлял лояльности, можно сказать так: «Мария Ивановна, я вижу, что я вам не нравлюсь как руководитель, не так хорошо руковожу, не те указания даю. Если я вам не нравлюсь, я не против, чтобы вы поискали другого, лучшего руководителя».

Такой разговор дисциплинирует. Если не помогло, будете готовиться к тому, чтобы расстаться с сотрудником. Ведь вам важно сохранить ваше психологическое здоровье, а этого сложно добиться, если приходится постоянно бороться с непослушным подчиненным.

Стоит ли заводить друзей среди подчиненных? На наш взгляд – нет. Не ходите с ними на обед, пусть обсудят вас за вашей спиной, не ведите с ними разговоры о жизни, не делитесь личными секретами. Помните – предают преданные люди.

Итак, запомните:

· Руководитель в новом коллективе должен помнить о важности первого месяца работы. Адаптироваться поможет алгоритм, предложенный известным психологом М. Е. Литваком.

· Основные задачи первого периода – налаживание отношений со своим начальником, коллегами (равными по статусу) и управление подчиненными.

· Начальника нужно слушаться, с коллегами сформировать равноправные отношения, подчиненными – управлять.

· Изучите подчиненных.

· В первый день соберите всех, расскажите о себе, попросите их сделать то же самое.

· Определите формат общения. Лучше обращаться на «вы».

· Попросите продолжать работу по-прежнему. Наблюдайте.

· Изучите внутренние документы, локальные нормативные акты, регламенты, вникните в бизнес-процессы, подготовьте для себя схемы взаимодействия.

· Определите групповую динамику, выявите неформальных лидеров.

· После двух недель работы соберите совещание. Похвалите лояльных сотрудников, побеседуйте с нелояльными. Расскажите, как вы видите работу подразделения в дальнейшем.

· Не заводите друзей среди подчиненных, иначе будет сложно добиться авторитета в новом коллективе.

Как повысить самооценку и уверенность в себе

Современный мир сильно влияет на нашу уверенность, начиная от идеальных картинок в социальных сетях и заканчивая глобальными и резкими переменами в жизни. Мы собрали семь простых советов, которые помогут поверить в свои силы даже в самые сложные времена

Светлана Каприелова, автор медиапортала Русской Школы Управления

Уровень самооценки формируется еще в детстве, но с возрастом она может измениться. Представьте ситуацию: вы отучились, получили красный диплом, молоды и уверены в своих силах. Устроились на работу мечты, но ваш начальник оказался тираном. Он спрашивает с вас больше, чем с других, и всегда недоволен работой. Так может пропасть уверенность в своих силах, а если это длится долго, то и самооценка может скатиться вниз.

Самооценка, в свою очередь, влияет на уверенность в себе. Неуверенность мешает строить карьеру и достигать успеха. Если на собеседование придут два человека – один с большим опытом и знаниями, а другой уверенный в себе, то с большей вероятностью возьмут второго. Он будет быстрее достигать поставленных целей и не испугается трудностей.

Над повышением самооценки и уверенности в себе можно и нужно работать. Это важные составляющие для достижения успеха в жизни.

В чем разница между самооценкой и уверенностью в себе

Самооценка и уверенность – разные понятия, но они тесно связаны между собой.

Самооценка определяет уровень отношения к себе. Это личная субъективная оценка своего внешнего вида, убеждений и достижений, которая формируется в сравнении себя с другими. Уверенность в себе – отношение к своей способности выполнять различные функции и задачи.



Оба показателя могут меняться в зависимости от ситуации. Например, вы получили хороший отзыв от клиента, это придало сил, и на какое-то время вы почувствовали повышение самооценки. Или, наоборот, вы получили негативный комментарий по работе, это негативно повлияло на веру в свои силы.

Семь способов повысить самооценку и уверенность в себе

Методов повышения самооценки много: одни направлены на долгосрочную перспективу, другие нацелены на результат в моменте. В обоих случаях важны регулярность и постоянная работа над собой.

Уделяйте больше времени физическому состоянию

Во время занятия спортом вырабатываются гормоны хорошего настроения – окситоцин, дофамины и эндорфины. Настроение улучшается, что отражается на отношении к себе. Кстати, спортивные достижения тоже повышают уверенность.

Кроме этого, регулярные физические нагрузки приводят тело в хорошую форму, включая осанку. Обращали внимание, как ходят уверенные в себе люди? Всегда с ровной спиной, а не зажато.

Следите за дисциплиной

Умение планировать и выполнять задачи – полезный навык. Когда человек действует хаотично, он, во-первых, не успевает отслеживать и оценивать важность проделанной работы. Во-вторых, часто берет на себя больше, чем может выполнить. От этого делает плохо или не делает совсем.

Найдите для себя удобный планировщик: приложение на телефон, ежедневник или даже обычный лист из тетради – и запишите список дел на день. Затем посмотрите на него и оцените трезвым взглядом, все ли задачи можно выполнить сегодня.

Сосредоточьтесь на сильных сторонах

Быстрый способ повысить самооценку – похвалить себя. Чтобы знать, за что хвалить, выпишите свои сильные стороны. Не нужно искать в себе сверхспособности, вполне подойдет умение делать вкусный кофе по утрам или сразу вставать после звонка будильника.

Перечитывайте список регулярно и не забывайте себя хвалить за то, что все это вы умеете делать.

Анализируйте достижения

Научитесь анализировать свои достижения и извлекать из них пользу. Например, вы первый раз выступили с презентацией перед коллегами. Польза: теперь есть опыт выступления на публике. Этот пункт можно добавить в перечень ваших сильных сторон. Анализируя достижения, вы осознаете, что действительно становитесь сильнее.

Извлекайте пользу из неудач

Неудачи – один из факторов, который сильно влияет на уверенность в себе, поэтому важно научиться с ним работать. Не нужно воспринимать неудачу негативно, лучше извлечь из нее урок. Например, вы несколько месяцев готовились к тендеру: изучали информацию, много анализировали, составляли презентации. По итогам результата вы не получили проект.

Плохой вариант действий: расстроиться и больше никогда не соглашаться на участие в тендерах. Хороший вариант: проанализировать, почему вам отказали. Извлечь выгоду: во время подготовки я узнал полезную статистику, которая пригодится в работе, еще раз «прокачался» в области выступлений и защиты своей работы.

Не медлите

Неуверенные люди с низкой самооценкой часто подолгу принимают решения: их терзают сомнения. Попробуйте использовать правило пяти секунд. Оно состоит в том, что за любую идею, которая пришла в голову, нужно браться незамедлительно.

Если вы все-таки упустили момент и начали размышлять над другими решениями, то всегда выбирайте первый вариант. Со временем вы перестанете сомневаться.

Следите за внешним видом

Трудно чувствовать себя уверенным, когда на вас мятая рубашка или пятно на брюках. Отражение в зеркале должно вас вдохновлять, поэтому не поленитесь с утра уделить больше времени уходу за своей внешностью. Ухоженный и стильно одетый человек часто получает комплименты, которые тоже влияют на самооценку.

Как отбить у сотрудника желание работать

Шесть способов быстро и эффективно демотивировать подчиненных. Вредные советы для руководителя

Роман Казаков, автор медиапортала Русской Школы Управления

Отсутствие мотивации у сотрудников вредит бизнесу: снижается продуктивность, появляется токсичная культура общения, увеличивается текучесть кадров. Только в США в 2014–2019 годах борьба с последствиями демотивации на рабочем месте обошлась бизнесу в 223 млрд долл. Демотивированные сотрудники отсутствуют на работе без уважительных причин на 37 % чаще, чем мотивированные. А производительность труда у них, по данным Института Гэллапа, ниже на 18 %.

На мотивацию сотрудников в первую очередь влияет их непосредственный руководитель. Мы выяснили, что менеджеры делают, чтобы демотивировать подчиненных, и как это сказывается на эффективности бизнеса.

Вредный совет № 1. Подмените своей мотивацией мотивацию сотрудников

Не существует какой-то универсальной системы мотивации, считает преподаватель Русской Школы Управления Ксения Рзаева. Например, по данным HeadHunter, люди в основном работают за деньги, но 44 % участников опроса также сказали, что еще их привлекает интересный опыт, а 43 % заявили, что работают ради самореализации. Важно понимать, что в разное время каждого мотивируют разные факторы.