banner banner banner
Приключения истории человечества за семь тысячелетий
Приключения истории человечества за семь тысячелетий
Оценить:
 Рейтинг: 0

Приключения истории человечества за семь тысячелетий

«Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто её говорит». Джордж Оруэлл.

Ну, а если захотите на эту тему повеселиться, см. Филдинг Г. «Судья в ловушке». Радиоспектакль.

3 шаг. Реформа системы образования. Формирование нового человека.

Великим завоеванием советского периода считается создание системы народного образования. Это, безусловно, так. Но давайте проанализируем, к чему вела система всеобщего обязательного среднего образования, исходя из того, что в бесклассовом обществе всё должно происходить безнасильственно?

Заранее прошу меня извинить за гиперболизацию, использую её для большей доходчивости при объяснении проблемы.

Всеобщее обязательное среднее образование подобно заводскому конвейеру, на котором мы своих любимых, бесценных чад 10, потом 11, далее собирались 12 лет (введите в поисковик «Концепция реформы среднего образования») штампуем и клеймим, штампуем и клеймим, а в завершение процесса подвергаем шоковой терапии выпускных экзаменов, а теперь – ЕГЭ во имя дальнейшей их эксплуатации в пользу олигархического класса. Инструментом штамповки при этом является неукоснительная для всех, хотя все мы разные, школьная программа, а инструментом клеймения – школьная оценка. Каждая поставленная учителем оценка является приговором, который обжалованию не подлежит. (См. «Учителей превратили в рабов, а раб воспитывает только раба…»).

Вся система народного образования рассматривалась как некая «кузница кадров» для строительства не коммунистического общества, что, собственно, было главной идеей революции, а всего лишь переходного периода к такому строительству.

Когда в 1984г. я, будучи директором умирающей вечерней школы рабочей молодёжи, по наивности писала Ю.В. Андропову о необходимости школьной реформы, то приводила сравнение с прокрустовым ложем, на которое мы «кладём каждого ученика», стараясь подогнать его под стандартные размеры.

(Если кто-то хочет знать, как работала образовательная система до революции, очень интересно и познавательно ознакомиться: Анна Энгельгардт – вторая жена поэта Серебряного века Николая Гумилёва «Очерки институтской жизни былого времени»).

Но исходя из принципа «От каждого – по способностям» приоритет в образовательной системе должен быть отдан развитию индивидуальных способностей каждого ребёнка. Способности – величина случайная и переменная. В математике такие величины описываются как нормальное распределение или распределение Гаусса. Графиком его является универсальная кривая, похожая на улитку без ракушки, или колокольчик. Прошу картинки найти в интернете самостоятельно. (См. «Нормальное распределение. График»).  Гауссовы функции появляются во многих контекстах в естественных науках, социальных науках, математике и инженерии. (Из интернета).

Современная школьная программа рассчитана на некий средний уровень и делает упор на развитие интеллектуальных способностей в большой ущерб физическим и практически игнорируя духовные, душевные в силу идеологически сложившегося восприятия мира. Нынешней системой школьного образования предусмотрены спецшколы для детей с ограниченными возможностями и школы для одарённых детей. Но этого недостаточно. Чем дальше будет развиваться общество, тем больше степеней свободы будет предоставлять школьное образование, да и общество в целом для развития ребёнка и взрослого человека. При этом развитие должно происходить в равной степени в трёх направлениях:

1. Духовное. Этика, эстетика, искусство, культуры разных времён и народов мира, психология, конфликтология, философия и пр. и желательно ежедневные хороводы учеников вместе с учителями, создающие ощущение братского единения, и заряжающие энергией коллективизма и взаимной поддержки, сопровождающиеся пением, потому что песня, которую мы тоже умудрились коммерциализировать, – душа народа. Хоровод – это не просто танец, не бессмысленное веселье. Хоровод – это ритуал, который символизирует: «Я – часть единого целого. Что бы ни случилось, мы – взаимная помощь и поддержка друг другу». Не зря на Руси испокон веков хороводы были традиционным способом коллективного проведения досуга людьми всех возрастов, но особенно молодёжи. Такие хороводы, кстати, могут послужить хорошим аналогом практиковавшейся одно время в советских школах утренней зарядке, с которой начинался учебный день, и которые могут проводить школьные психологи, потому что зарядка нужна не только для тела, но и для души. (Это предложение было написано ещё до нашествия пандемии коронавируса. Кому-то оно может показаться вздорным, но, как мне кажется, в нём есть рациональное зерно. Потому решила его оставить на рассмотрение общественности). Весьма полезными в новых программах были бы такие новые курсы, как «Русская словесность», которая обучает не только правописанию и грамотности, но и пониманию смысловой наполненности слов, в то время, как сама азбука является информационным носителем нравственности человеческого общества (см. «Славянская азбука. Значение букв»), а также, начиная с начальной школы, курс или предмет «Мудрость поколений», в котором изучались бы легенды, мифы, сказания всех времён и народов, а также пословицы, поговорки и притчи, например, «Мудрость поколений. Притчи. Мини рассказы», «Смысл жизни. Притчи о смысле жизни человека», «Как реагировать на оскорбления. Притчи о обидах, гневе, оскорблениях и прощении» и т.д. Хотя уже и сейчас советовала бы своим коллегам, особенно классным руководителям во внеклассной работе использовать притчи. Это облегчило бы воспитательную работу со школьниками.

2. Физическое (общественно-полезный труд в широком спектре, танцы – язык тела – народов мира, спортивные и бальные, физкультура, спортивные состязания, командные игры и пр.). Физическое развитие помимо физической культуры должно включать в себя обучение разнообразным трудовым навыкам и участие в посильной трудовой деятельности в соответствии с возрастом учащихся.

3. Интеллектуальное. Думаю, что за составление новых программ с огромным удовольствием возьмётся наша молодёжь от науки, искусства, спорта и прочих проявлений человеческой деятельности (см., например, «Концепция образования современной школы» Рина Светлова).

Однако, относительно учебных дисциплин хотелось бы высказать некоторые свои соображения. Сейчас учебные предметы преподносятся как некие научные знания в отрыве от тех, кому они преподносятся. Мне кажется, было бы целесообразнее отправной точкой для обретения Знания делать самих учеников и соответствующим образом писать все учебники.

Ведь объективная реальность существует вне и не зависимо от нашего сознания. Например, на каждой из планет Солнечной системы происходят какие-то процессы, которые из-за отсутствия на них живых форм материи там воспринимать и осознавать некому, а знаем мы о них только от астрономов, ведущих наблюдения с помощью соответствующей аппаратуры.

Так же и ученики весь окружающий мир, в том числе научный, накопленный предшествующими поколениями, познают через транслятор (учителя и учебники). Воспринимать эти знания будет намного проще и легче, если каждый ученик будет ощущать себя «приёмником», а не посторонним предметом, которого трансляция мало касается или не касается вовсе. Для этого в основу любой отрасли науки должен быть поставлен Человек, и любая научная ветвь (математика, история, физика, химия, литература и т. д., и т. д.) должна быть, прежде всего, привязана к «приёмнику», т. е. обоснована тем, какое значение она имеет для существования, жизни самого ученика и всех подобных ему существ – людей. Ведь только пройдя через человеческое сознание (призму) белый луч Научного Знания, существующего вне и не зависимо от нашего сознания, может заиграть всеми цветами радуги. (Например, при изучении химии начинать, по-моему, следует с того, какие химические процессы обеспечивают человеческую жизнедеятельность и влияют на его состояние. А потом уже всё остальное. Но это предложение – также на рассмотрение общественности). Вот выдвинула сомнительное даже для самой себя предложение, а теперь нашла для него подкрепление: смотрите «Вселенная, Квантовая физика и Биоцентризм», а также «Тайна реальности: что такое пространство и время – где находится Вселенная».

На мой взгляд, занятия по первым двум направлениям всестороннего гармонического развития личности (духовному и физическому) должны иметь безоценочный характер. Для осуществления обратной связи с преподавателем и родителями, может быть, уместно ведение дневниковых записей о впечатлениях, переживаниях, мыслях, возникающих во время или после занятия. Короче, такой дневник должен предоставлять ребёнку возможность душу излить, если он почувствует в этом потребность. А показателем качества работы по физическому воспитанию должно служить состояние здоровья ребёнка и его индивидуального физического развития, а также успешность обретения трудовых навыков. С интеллектуальным развитием всё более или менее понятно, хотя содержание и структура программ требуют серьёзной реконструкции.

И ещё я бы предложила новую методику оценки знаний, которая сейчас является очень неэффективной. Роль учителя должна быть сведена к тому, что он – носитель знаний и способов их добывания из информационного пространства. А вот роль контролёра за усвоением полученных знаний я предлагаю передать самим ученикам (каждый учитель знает: нельзя научить, можно только научиться, конечно, лучше под мудрым руководством). Скажем, на опрос во время урока учитель спланировал 15 мин. За отведённое на опрос время каждый ученик должен побывать и в роли ученика, и в роли учителя. Соседи по парте по очереди тихим голосом, не мешая другим (этому не трудно детей научить) отвечают друг другу на поставленный учителем вопрос. При этом «учитель» имеет право пользоваться учебником и интернетом (это – на перспективу), а «ученик» – нет. При постановке учителем следующего опросного задания они меняются ролями. Чтобы тандемы не были постоянными, учитель имеет право пересаживать учеников по своему усмотрению. «Учитель» имеет право на выставление оценки. Но эта оценка не является приговором. Если «ученик» не согласен с оценкой, они договариваются о пересдаче данного учебного материала в любое удобное для обоих время. Учитель в этом процессе выступает только арбитром, а в конце урока он вносит в журнал оценки учеников, оставляя пробелы там, где «учитель» и «ученик» не пришли к согласию. Этот пробел будет заполнен на следующем уроке. Такой подход, уверена, позволит значительно повысить ответственность учащихся за учёбу, а соответственно и уровень знаний. (Это предложение было сделано на начальной стадии написания «Сказки». Позднее я пришла к мнению, что оценка знаний в цифровой форме вообще не нужна, т. к. она противоречит заповеди «Не судите, да не судимы будете». Над этим надо ещё думать и не только мне).

Так же я предлагаю возродить в школах практику шефства учащихся старших классов над младшеклассниками: 7 над 2, 8 над 3, 9 над 4, 10 над 5, 11 над 6. Первоклашки имеют свой временной режим, и за ними пусть лучше взрослые присматривают. Практически семиклассники, получая в подшефные второклашек, сопровождают их до своего окончания школы и перехода своих подопечных в статус шефов. При этом шефы должны, по сути, на время пребывания в школе подменять родителей, контролируя и заботясь о подопечных. Это позволит детям не в теории, а на практике учиться строить взаимоотношения и приобретать навык ответственности за других людей. Школа должна формировать живое, а не сложноподчинённое общение. Это, конечно же, не снимает ответственности с классных руководителей, а наоборот, удваивает её, но при этом многократно увеличивает эффективность их работы. Тем, кто опасается, что старшеклассники могут малышей плохому научить, хочу напомнить, что бытиеопределяет сознание. Если будет меняться нынешнее бытие, то будет меняться и сознание.

Надо не забывать народную мудрость: «посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Школа должна стать нивой, на которой из детских поступков будут вырастать счастливые человеческие судьбы.

Ведь что такое наши дети? Мне импонирует позиция арабского – точнее, ливанского и американского – философа Халиля Джебрана, который писал, что наши дети – это не наши дети, а стрелы, выпущенные нами в будущее…(См., например, Жорж Сименон «Часовщик из Эвартона»). А у нас сейчас ненавязчиво внедряется крайне деструктивная позиция «я за своего ребёнка пасть порву, моргалы выколю» (кинофильм «Джентльмены удачи») в противовес позиции советских времён «нет уз святее товарищества» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»). Школа на какой-то период времени утратила свою воспитательную функцию, плоды чего мы сейчас и пожинаем. Из сознания постепенно вытравливаются понятия «уважение», «достоинство», «честь», «совесть», «братство», приобретшее совершенно иную ассоциацию с деструктивными организациями, «товарищество», ставшее с очень ограниченной ответственностью и масса других высоких понятий. И хорошо, если остатки института семьи успевают привить детям эти понятия, потому что дети на самом деле принадлежат родителям только до начала пубертатного периода, во время которого ребёнок сознанием своим начинает уходить в социум. Не зря говорят, что до начала этого периода дети – ангелы. И дело тут не только в физиологии, но, главное, в изменении сознания, когда уже не родители, а бытие начинает его определять. А какое же бытие имеем мы на данный период времени? Мама и папа уже не авторитеты, и остаётся от них только то, что было заложено, пока ребёнок «поперёк лавки лежал». А уж как на него социум будет действовать? Отсюда и извечный конфликт поколений. Однако, у этого конфликта может быть не только социологическая, но и психологическая подоплёка, например, когда по итогам какого-нибудь противоречия флегматик или меланхолик впадает в депрессию, а холерик в истерику, и они не могут найти между собой общего языка, даже если это родные, любящие друг друга люди. Есть и ещё одна причина, состоящая в том, что дети с их малым опытом жизни воспринимают родителей не как, например, духовных наставников, а только как носителей денег и других материальных средств для удовлетворения сначала детских, а потом взрослых потребностей. Это суждение, конечно же, среднестатистическое, потому что, как мы знаем, нет семей, так же, как людей, абсолютно одинаковых, могут быть только похожие и непохожие. Функцию духовного наставничества раньше выполняла церковь, а в советские времена – октябрятская, пионерская, комсомольская организации. И, надо сказать, очень неплохо выполняли. Лично я, например, да и, знаю, многие мои ровесники и люди чуть помоложе до сих пор несут в своих сердцах комсомольский задор: «Не расстанусь с Комсомолом, буду вечно молодым!».

Сейчас по инициативе родителей тоже можно бы было создавать детские организации, целью которых была бы не просто передача каких-то знаний, но и духовное воспитание по Законам Добра, Справедливости и Совести, о которых речь пойдёт позднее. Найдутся такие инициаторы? Но пока на этих вопросах останавливаться мы не будем. Нельзя объять необъятное. Ой, извините, я, кажется, увлеклась, вернёмся к школе.

В количестве же преподаваемых предметов должно быть такое разнообразие, которое позволит удовлетворить любые познавательные потребности учащихся. Здесь огромную помощь (но может и помеху, это уж от самих людей зависеть будет, потому что всем известно, что «Каждая палка – о двух концах») интернет окажет. Я думаю всё же, что пользы от интернета несравнимо больше, чем вреда. Интернет позволяет иметь в числе друзей не только ближних, но и Великих. Он же позволит сделать всеобщим достоянием уроки М.С. Казиника, В.В. Сундакова, В.А. Чудинова, а так же Шалвы Амонашвили (найдите в интернете – не пожалеете) и других уникальных педагогов, у которых каждому человеку, в том числе и взрослому, есть чему поучиться.

На днях обнаружила очень интересные и правильные соображения по поводу переустройства школы в коротком вступлении клекции «Славянские мифы» из цикла «Уроки истории с Тамарой Эйдельман». Поинтересуйтесь, если хотите.

Школа должна стать самым живым и подвижным организмом в обществе. Продолжительность возможности пребывания ребёнка в школе должна немного превышать продолжительность рабочего времени родителей, что позволит обеспечить постоянный надзор взрослых за детьми. Но при этом всё время пребывания в школе должно быть для него не только полезным, но обязательно интересным, увлекательным, наполненным положительными эмоциями. Должно быть хорошо продуманное чередование умственных, физических и рекреационных занятий с песнями, танцами, подвижными и ролевыми играми, просмотром кинофильмов и телевизионных программ учебного и познавательного характера. При этом школа будущего должна постоянно формировать понимание радости служения людям, а потому общественно полезному труду будет отдаваться в школьной программе всё большее количество времени по мере взросления учащихся. «Назначение разума служить людям. В том весь ужас, что его употребляют на служение себе… Человек отдаётся иллюзии эгоизма, живёт для себя и страдает. Стоит ему начать жить для других, и страдание облегчается, и получается лучшее благо мира: любовь людей».(Л.Н. Толстой. Дневники. Изд. Москва, «Художественная литература». 1985г., т. ХХII, стр. 94., и ещё огромное множество мудрейших мыслей). От себя хочу добавить: самое большое счастье в этой жизни – нести радость, счастье другим людям, только счастье не в своём собственном понимании, а в понимании тех людей, которых Вы им хотите одарить (каждому – по потребности).

Экзамены в школе вообще не нужны, потому что они не имеют никакой объективности и реального здравого смысла, и представляют собой только унижение человеческого достоинства и полное издевательство над психикой ребёнка и его родственников. (Поднимите-ка руку, кому оценки в школьном аттестате оказали какое-нибудь влияние на дальнейшую жизнь, кроме как при поступлении в ВУЗ, обучение в котором в новых условиях должно быть доступно каждому желающему? Что-то не вижу я поднятых рук. А что при поступлении в ВУЗ важнее: оценки в аттестате или протекционизм, льготы для отработавших до поступления в ВУЗ два годи на производстве и забывших за это время половину школьной программы, или отслуживших после окончания школы в рядах Советской Армии, как это было в советские времена, или банальная по нынешним временам денежная оплата?.. Вот то-то и оно… А кому по жизни пригодился вкладыш с оценками в диплом о высшем образовании? Так в какие же игры мы играем? Кому нужны такие издевательства?). Для оценки знаний остаются только текущие оценки, в основном отличные, самостоятельные и контрольные работы, олимпиады, конкурсы и прочие соревновательные мероприятия, проводимые, лучше всего, в развлекательной форме, по которым сам ребёнок и его окружение смогут судить о направленности и мере его способностей. По окончании школы выпускник получает аттестат, в котором просто перечислены дисциплины, которые он успел освоить в меру своих способностей за время пребывания в школе, и награды, полученные им в соревновательных мероприятиях. Хотя насчёт соревновательности я, пожалуй, погорячилась. Ведь она ведёт к таким порокам, как зависть, зазнайство, неадекватная самооценка и пр. Так что над этим надо ещё хорошенько подумать. Но это я уже оставляю молодым коллегам, которые непосредственно пребывают в профессии.

Да, но у нас же квест! Так давайте все вместе подумаем: чего больше несут мероприятия соревновательного и конкурентного характера – пользы или вреда?

Содержимое аттестатов, как, впрочем, и сейчас, будет у всех разное, но сейчас – по оценкам, а тогда – по предметам. К тому же, аттестаты сохранятся только на первых порах школьной реформы. В дальнейшем обучение перестанет ограничиваться сроком или возрастом. Каждый человек получит возможность овладевать всё новыми и новыми знаниями, умениями и навыками по мере собственной заинтересованности, совмещая учёбу с работой.

А если уж и останутся какие-то экзамены, то только квалификационные, и проводиться они должны только по желанию самого человека при допуске к той или иной ответственной работе, требующей высокой квалификации и обширных знаний. Экзамены в школе будущего из всеобщего поголовного издевательства превратятся в способ удовлетворения потребности отдельных индивидов убедиться в собственной готовности к выполнению таких видов деятельности, которые подвластны не каждому, и заручиться общественным признанием этих своих способностей. При этом сам факт владения индивидом выдающимися, исключительными возможностями не будет давать ему никакого материального превосходства над остальными, а только раздвинет границы возможности творения Добра на пользу всего общества и, соответственно, общественного признания.

И вообще, главное предназначение школы состоит не в том, чтобы научить детей чему-то конкретному (хотя это тоже нужно), а в том, чтобы научить их самостоятельно мыслить (логика), не зависимо от указаний партии, правительства или церкви; общаться (риторика) и учиться, а также привить желание к познанию, чем человек и будет заниматься всю оставшуюся жизнь параллельно со своей трудовой деятельностью. «Правильно мыслить более ценно, чем много знать». Джон Локк. Ведь нынешняя методика обучения учит не столько разговаривать, сколько молчать. Потому я и предлагаю другую методику проверки и закрепления знаний. «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других». Нет, это не про всеобщее обязательное среднее образование. Это слова Конфуция (Кун Фу-Цзы), жившего за 2,5 тысячелетия до нас. Интересно, какие же времена он считал древностью, уж не период ли строительства Вавилонской башни, о котором мы ещё поговорим позднее. Вот ещё его высказывание: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта – это путь самый горький».

А вот самое заветное для учителей: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

А эта мысль ближе к современности: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт жизнь, считая себя дурой». А. Эйнштейн.

Ещё одно важнейшее предназначение школы, как и всего общества в целом, – формирование сознания ответственности каждого человека за свои действия и поступки, и за всё происходящее.

Всё время пребывания в школе должно стать для каждого ребёнка временем познания той необходимости, которая в дальнейшем приведёт его к свободе.

(По определению, которое нам давали в институте на лекциях по философии, и в котором ясильно сомневалась и много его обдумывала даже за пределами студенческого возраста, пока не поняла его неполноты: «Свобода – это познанная необходимость (синоним – потребность) и действие в направлении этой необходимости». Так вот, физика, как наука точная, требует добавления в этом определении: «в каждый момент времени». Эта весьма существенная деталь долгое время скрывалась от непосвящённых. А вот сознательно или бессознательно – на этот вопрос у меня нет ответа).

Тогда выбор точки приложения своих сил в деятельности на пользу общества будет не случайным, как это сейчас, в основном, происходит, а вполне осознанным. И происходить он будет по велению души и потребности общества в разные периоды времени и в разных жизненных ситуациях, но всегда на пользу, а значит и в радость, а не по необходимости обеспечивать себя и свою семью средствами к существованию. «Выбери себе работу по душе и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». (см. Конфуций. Самые гениальные цитаты. Заставляет задуматься).

«Цель человеческого развития – свобода, свобода каждого, а «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» (броуновское движение молекул воды в безнасильственной среде). Маркс К., Энгельс Ф., которых теперь клеймят все …, кому не лень, «Манифест коммунистической партии» (Соч. т. 4, стр. 447).

Через три года работы по написанию этой сказки у меня, наконец, сложилось собственное видение (ударение на первом слоге) системы образования в будущем.

Чтобы не быть голословной критиканкой, позвольте мне представить его на суд общественности.

В коммунистическом (шарообразном по строению) обществе коренным образом изменится система ценностей и место основных ценностей займут Знания, Умения и Навыки в отличии от основной ценности любого пирамидального, классового общества при любой общественно-экономической формации с узаконенной какими-то людьми частной собственностью – капитала, материальных средств. Причём, знания тут имеются ввиду не какие-то тайные, секретные из библиотеки Ватикана, из нерасшифрованных египетских свитков или от монахов Тибета, за которыми охотилась фашистская организация «Аненербе», да и экспедиция Якова Блюмкина в первой половине ХХ века с результатами, проданными потом немцам. Знания, умения и навыки в отличии от капитала, относятся к понятиям, не имеющим измерения, не осязаемым, хотя не могу утверждать, что не ощущаемым.

(Мучает – ого-го, как! Муки творчества не поддаются словесному описанию. Понять их можно только на основе собственных переживаний, но следует отметить, что муки эти имеют сладковатый привкус, способный в некоторых случаях привести к состоянию катарсиса. Творческие муки коренным образом отличаются от мук совести, которые всегда имеют горький привкус, и избавиться от которых можно только путём искреннего раскаяния и покаяния путём исповедания, т. е. надо просто кому-то об этом рассказать – излить душу. Этим Знанием обладает Церковь, практикуя его в своей деятельности и обещая прощение за покаяние. Такому Знанию нет места в диалектическом материализме, основанном только на явных проявлениях действительности, ярые сторонники которого признают постулат: «Кто не с нами, тот против нас», а значит это – враги, которых нужно истреблять. Один из таких ярых сторонников коммунистического строительства «подложил крупную свинью» под его теорию и практику в силу собственной … и недальновидности по принципу «Заставь … Богу молиться, он и лоб расшибёт». Извините за очередное отступление).

Вот почему для осознания понятия «коммунистическое общество» необходим не арифметический, а интегральный уровень мышления, если не всех представителей общества, то хотя бы большинства, и, в первую очередь, тех, кто осуществляет управленческие функции. Общественное самоуправление, которое должно прийти на смену разного рода монархиям и всяким де…мократиям, никак не отменяет необходимости самого управления, призванного не навязывать массам удовлетворение прихотей правящей верхушки под прикрытием заботы о всеобщем благе, а координировать деятельность участников процесса перестройки и дальнейшего существования общества по принципу «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

Когда, и если, случится так, что на смену государственным властям придёт общественное самоуправление в результате постепенного демонтажа государственных машин и стирания государственных границ, а основной общественной ценностью станет Знание, Школе (системе образования) придётся играть главенствующую роль в жизни общества. Школьное образование будет предоставляться всем без исключения людям на протяжении всей жизни в зависимости от их собственных способностей и потребностей без какой бы то ни было обязаловки. Если в советские времена существенной преградой к равноправному доступу к образованию служили отличия между городом и деревней, то теперь эти препятствия могут быть значительно снижены благодаря интернету.

Образование должно осуществляться в трёх основных направлениях: 1) научное, 2) ремесленное или прикладное и 3) духовное – ни одно из которых не должно иметь приоритета над другими. В этом и будет заключаться гармоническое развитие личности. В осуществлении духовного образования значительная роль отводится церкви, при условии, что она очистится от многотысячелетнего налёта необходимости делать из людей рабов Божьих и от лишней ритуальности и помпезности, как время от времени приходится очищать океанские лайнеры от налипающих на днище ракушек, кораллов, водорослей и прочего налёта. Вот вам и получится святая троица: Бог-отец – научная теория, Бог-сын – её порождённое теорией практическое применение и Бог-святой дух – нравственно-этическая основа человеческих взаимоотношений и всей человеческой деятельности, т. е. понимание того, что и зачем ты делаешь, хорошо или плохо то, что ты делаешь, для тебя самого и для окружающих.

Образование в сочетании с общественным трудом будет сопровождать каждого человека на протяжении всей его жизни, но в разных пропорциях: по мере освоения знаний будет увеличиваться доля его участия в созидательном труде.

Привлечение учащихся к общественным работам должно начинаться с малолетства сначала в кругу семьи по уходу за жилищем и обеспечению семейных нужд, а по мере взросления – к ремесленным работам, не требующим высокой квалификации. Доступ к профессиям, требующим специальных знаний, должен производиться через экзамены и, возможно, испытательный срок, проходящий под руководством и наблюдением наставников. Участие в любых экзаменах должно быть исключительно добровольным выбором каждого человека, желающего освоить ту или иную профессию или повысить свою квалификацию, что позволит повысить ему свой авторитет, но никак не повлияет на уровень доходов, которые до исчезновения необходимости в деньгах будут у всех равными независимо от общественного положения.

Экзамены должны проводиться экзаменационной комиссией, состоящей из людей, уже доказавших свою компетентность в определённой сфере деятельности. Их результаты должны определяться тайным голосованием членов комиссии по каждому претенденту без выставления баллов, потому что оценка себе подобных, как я уже говорила, противоречит одной из фундаментальных заповедей человеческого сосуществования «Не судите, да не судимы будете», о которой подробный разговор впереди. В данном случае оправданием служит то, что обсуждению подлежит не личность человека, а лишь его готовность к выполнению той или иной производственной функции или вида деятельности.

Метод голосования будет применяться и при выборе управленцев, призванных координировать действия отдельных структур. Но принимать участие в выборах будут только непосредственно заинтересованные люди, знающие этих претендентов по их деловым и человеческим качествам.