Берегиня же любит искренне и всеобъемлюще, со всеми достоинствами и недостатками. Мужчины неосознанно ищут образ Берегини в той женщине, которую выбирают в спутницы жизни. Каждому мужчине важно быть принятым любым: и с поражением и провалами, и с победой – то есть быть любимым безусловной любовью, несмотря ни на что. Быть для женщины все время только героем и победителем ни один мужчина не сможет. Поэтому для женщин так важен архетипический образ Берегини – он помогает создать семью и построить гармоничные и счастливые отношения с мужчиной.
Так, одна из моих клиенток, рассказывала, что мужчины не воспринимают ее как жену. Мужчины или открыто говорят ей, что она не для семьи, или строят отношения с ней таким образом, чтобы не подходить к вопросу узаконивания отношений. Она долгое время не могла понять, что же с ней не так, почему ее изначально рассматривают только как подругу или любовницу. Нам удалось выяснить, что девушка имеет легкий и покладистый характер (ведущий архетип Девочка). Ей свойственно получать от мужчин заботу и внимание, но сама она заботу проявлять не умеет. На бескорыстное служение семье она не настроена, а брак в ее понимании является чем-то романтическим и идеальным. Впоследствии, осознанно работая с архетипом Берегини, девушка начала замечать те моменты, когда она проявляет теневые аспекты этого архетипа. Также она привнесла в свою повседневную жизнь привычки проявления заботы и внимания к другим людям. Самым сложным для нее было не само проявление заботы о других людях, а бескорыстность в этом вопросе. Ей сложно было не ждать ничего в ответ на свою заботу, ей хотелось как минимум похвалы, поощрения своего поведения (это тоже стратегия Девочки). Все же она стала более трезво смотреть на отношения с мужчинами, не строя иллюзий. Впоследствии она вышла замуж и продолжает работать с аспектом Берегини в уже созданном союзе.
2. Второй теневой аспект Берегини – когда архетип выражен слишком сильно. Данная архетипическая стратегия становится подавляющей, что приводит к неумению говорить «нет» (и, как следствие, к истощению жизненных ресурсов).
Женщина может отдавать энергию бесконтрольно, при этом сильно истощая свои жизненные ресурсы. Взвалив на себя все хозяйство, домашние дела, воспитание детей, заботу о домочадцах и при этом не оставляя в своей жизни места для самой себя, женщина теряет свою целостность, истощается и духовно, и физически. Впоследствии неумение отказывать в помощи и говорить слово «нет» может привести к различной психосоматике, затаенной обиде на тех, кому женщина «служит», к невыраженному гневу или к потере смысла и к депрессии. Накопленные внутри негативные эмоции могут вырываться наружу спонтанно, превращаясь в неуправляемую разрушительную силу, и обрушиваться на тех, о ком женщина заботится, поскольку они в ее подсознании превращаются в истощающих ее жизненные ресурсы врагов. Хотя на самом деле причины такого состояния – в неумении вовремя остановиться и не доводить себя до крайности.
Одна из моих клиенток, не имея помощи в домашних делах и являясь молодой мамой, пыталась самостоятельно справляться с воспитанием ребенка, домашним хозяйством, быть заботливой женой – и делать все это в лучшем виде. Она не говорила замечаний дочери, желая оставаться исключительно доброй матерю, и практически потеряла над ней влияние. Она не просила помощи у супруга в домашних делах. В конце концов в ней стала копиться агрессия и раздражение, ибо она начала чувствовать себя служанкой, от которой все хотят только выполнения ее обязанностей по хозяйству. Агрессия начала прорываться неконтролируемыми вспышками эмоций, которые обрушивались на ребенка и супруга и за которые ей впоследствии становилось стыдно. Однако такая стратегия не конструктивна. Женщине в подобной ситуации важно научиться просить помощи, уметь отказывать во внимании и бережно относиться к своим жизненным ресурсам.
Очень важно вовремя понять, что на свете есть человек, которому жизненно необходима ваша забота и внимание, – это вы сами. Никто, даже самый близкий и любящий человек, никогда не сможет оценить, в каком состоянии вы находитесь, нужна ли вам помощь, поддержка или нет. Поэтому так важно вовремя проявлять заботу о себе и озвучивать близким свои просьбы, рассказывать о своих потребностях.
3. Кроме потери энергии и истощения, еще одним аспектом некорректного проявления архетипа является излишнее зацикливание на тех, кому мы служим. Смыслом жизни в таком случае становится любимый мужчина или дети. Выражаться это может в излишней опеке и (или) тотальном контроле. Это также очень опасный поведенческий паттерн, связанный с гиперфункцией архетипа Берегини, который приводит к деструктивным состояниям, разочарованиям. В такой ситуации женщина может испытывать сильную ревность к мужу или к детям, так как они являются олицетворением смысла ее жизни, и ее будет преследовать страх потерять этот смысл.
Матери, уходящей с головой в ребенка, будет сложно адаптироваться в условиях, когда ребенок вырастет и начнет принимать самостоятельные решения, а впоследствии и вовсе перестанет нуждаться в материнской заботе. Возникнет чувство пустоты, которое трудно будет чем-то восполнить, чувство разочарования, неоправданных ожиданий и отсутствия «отдачи» от вложенных трудов.
Что касается отношений с мужчинами, то в случае, если архетипическая стратегия Берегини слишком сильно выражена и направлена на мужчину, он может увидеть в женщине свою мать. Это может или привлечь, или напугать (особенно если мужчина испытал на себе, что такое контролирующая мать, и носит в себе неосознанное желание от этого контроля вырваться на свободу). Но в любом случае для женщины быть матерью своему мужчине – не самая лучшая роль. Мы должны быть Берегинями, но не заменять мужу мать и не ставить его в положение сына. Даже проявляя о нем заботу, относясь к нему с теплотой и вниманием, нам важно оставаться его вдохновением, любимой женщиной, спутницей жизни, любовницей – то есть играть для него не одну роль, а сразу несколько. Тогда отношения будут гармоничными.
Возможны и такие теневые проявления архетипического образа, когда сильно выраженная Берегиня в женщине направлена только на мужа, хотя у женщины есть дети. Или, напротив, только на детей, а мужу забота и ласка жены не достаются вовсе. Или же женщина с нежностью и любовью относится к своим детям, но к чужим не испытывает никаких теплых чувств и может даже быть холодной и жестокой. То есть энергия Берегини в таких случаях раздается выборочно, что тоже требует коррекции. Проявлять энергию Берегини следует в отношении всех окружающих понемногу, но не душить в своих объятиях кого-то одного.
1.3. Коррекция теневых проявлений архетипического образа Берегини
1. Если Берегиня слабо выражена, полезно дать себе возможность осознанно с помощью Ритуалов Силы архетипа, впустить его энергию в свою жизнь: учиться проявлять заботу, не требуя ничего взамен, учиться безусловной любви. Важно ощутить состояние изобильной женщины, которая отдает другим от избытка. Ибо только через действия и состояние приходит понимание могущественной силы архетипа. Ритуалом Силы я называю действия, активирующие данную архетипическую стратегию.
Например, придумать и начать ежедневно выполнять ритуал проявления заботы о ком-то, который не требует много времени и внимания, но тем не менее подключает нужное состояние. Готовить вкусные и полезные завтраки для близких, если раньше вы этого не делали, помочь пожилой женщине донести сумки из магазина и т. д. Вариантов Ритуала Силы множество для данного архетипа.
Я приведу ниже примеры Ритуалов для проявления Берегини, из них можно выбрать один или несколько, которые вы сможете выполнять систематически какое-то время. Сразу хочу отметить, что применять архетипические стратегии на близких людях бывает сложно. Если в вашем случае это так, начните практиковать настройку на нужную вам архетипическую стратегию на друзьях или коллегах, либо неперсонифицированно (в списке Ритуалов вы найдете такие примеры). Помимо этого, легче всего начинать проявлять заботу о птицах, животных, растениях и о детях, поскольку от них вы точно ничего не ждете взамен. А в отношении взрослых людей – и особенно родственников – как правило много ожиданий. И пока вы от этих ожиданий не избавитесь, будет довольно сложно познать бескорыстную заботу и любовь.
Помимо этого, я рекомендую своим клиенткам смотреть фильмы, в главных героинях которых архетип проявлен наиболее ярко. Это очень хороший способ настройки на архетипический образ. При этом образ актрисы и ее роль должны быть приятны вам, чтобы возникло желание примерить образ на себя.
2. Для тех, у кого теневой аспект Берегини состоит в гиперфункции архетипа и выражен в неумении говорить «нет» и в бесконтрольном расходовании энергии, необходимо переключить архетипическую стратегию Берегини на саму себя, вовремя проявлять о самой себе заботу, стать для себя любящей Берегиней-матерью и самым лучшим другом.
Когда женщина умеет о себе позаботиться, она не доведет себя до истощения, она сможет вовремя остановиться и побеспокоиться о том, чтобы быть в наполненном и бодром состоянии тела и духа, – так она сможет нести дальше в мир свои благодатные дары.
Также необходима работа с подключением других архетипических стратегий, особенно Девочки, поскольку в состоянии Девочки мы принимаем от мира помощь, энергию, дары. Таким образом, возникает баланс давать-брать, и вы уже не только бесконечно дающая женщина, но и принимающая благодарность от других людей и от мира, то есть гармоничная женщина.
Также в случаях, когда стратегия Берегини гипервыражена, важно умение выстраивать личные границы, создавать свои правила в быту, в семье и в любых отношениях, что возможно благодаря использованию архетипической стратегии Королевы. Королева учит социальной дистанции и самодостаточности, без этого навыка сложно сохранять свой энергетический ресурс.
3. Если архетипический паттерн выражен в чрезмерном контроле и навязывании помощи и внимания, то тогда на место контролирующей тени Берегини мы учимся ставить любящую и заботливую по отношению к другим людям Берегиню, которая помогает по зову сердца, не навязывает себя никому и принимает в других людях несовершенство. Важно также сместить внимание с «объекта служения» (мужа, детей, племянников и т. д.) на саму себя, на внимание и заботу о себе, на свою ценность, свои интересы, увлечения, хобби и т. д. Необходимо чаще задавать самой себе вопросы: чего я хочу для самой себя? если я не буду контролировать других, то во что тогда я буду вкладывать свое время, силы и энергию? в чем еще моя ценность, кроме заботы о других? что я могу делать исключительно для самой себя?
Необходимо осознанно делать усилие, чтобы отпустить контроль в некоторых ситуациях, особенно в тех, где решение должен принять другой человек и ему важно сделать это самостоятельно, даже если это ваш ребенок (речь, конечно, не о малолетних детях). Дети больше всего страдают от вмешательства матерей с паттерном усиленного контроля, поскольку они не имеют возможность вовремя научиться принимать решения, а во всем следуют за матерью. Последняя же часто получает обвинения от уже взрослых детей в том, что не давала им в детстве права выбора.
Как только вы понимаете, что вновь хотите держать ситуацию под контролем, внутренне говорите самой себе: «Я отпускаю ситуацию и понимаю, что она сложится наилучшим образом без моего вмешательства». В таком случае ревность и попытки все контролировать отступают. Для работы с данным теневым аспектом архетипа Берегини нам также необходимо будет привлечь стратегии других архетипических образов: Музы, Королевы, Девочки.
Стратегия Музы необходима, чтобы переключить внимание с близких людей на саму себя, свои интересы, хобби, саморазвитие. Стратегия Королевы поможет выстроить личные границы и не сливаться с близкими людьми, не пытаться жить за них их жизнь и делать так, чтобы они жили вашей жизнью. Стратегия Девочки же поможет относиться ко всему легче, радоваться мелочам, не быть слишком серьезной и научит доверять окружающему миру.
1.4. Материалы для настройки на архетипический образ Берегини
Живая, изобильная, дарующая свою любовь, светящаяся изнутри своим непрерывным потоком света.
Разве оскудеет твой источник оттого, что ты подаришь свою улыбку?
Разве ты потеряешь что-то, если протянешь руку помощи?
Разве отнимет силы твоя открытость объятиям?
Разве ты ослабеешь от молитвы вместо битвы?
Вот истинная сила Берегини.
Мы воюем с другими, пытаясь изменить их, и забываем, что можем изменить лишь себя.
Никто не станет другим, только потому что нам так хочется. Другой человек может измениться, только когда созреет для этого, когда у него появятся внутренние силы для перемен, когда возникнет истинная потребность в этом и когда эти перемены уже невозможно будет сдерживать.
Не воюйте с близкими, убеждая их стать лучше. Мягкая сила Берегини способна творить чудеса. Попробуйте прочувствовать ее, женщину-берегиню. Попробуйте отыскать эту силу, этот свет в своей душе.
Она не самоутверждается за счет других: «Вот, я же тебе говорила!» Не душит своими наставлениями. Она смотрит спокойно, с печальной улыбкой, позволяя другому человеку проходить его путь ошибок. Она знает, что каждый, пройдя этот путь, становится взрослее, мудрее, чище и ближе к своей сути. Она заботится о близких без вмешательства в этот сакральный процесс и в эти сакральные отношения между человеком и его судьбой.
Она как путеводная звезда. Освещает путь, но не толкает в спину. Ее свет не слепит и не обжигает, не гонит вперед, но открывает глаза тем, кто идет в темноте.
Поскольку архетипический образ Берегини, как я уже писала, находит наибольшее социальное одобрение в нашем обществе, то у многих возникает недоумение относительно того, зачем нужно учиться заботиться о других, – это же и так очевидно. Однако я в своей практике неоднократно сталкиваюсь с ситуациями, когда женщине трудно проявить заботу о ком-либо. Берегиня остается забытой стратегией, и женщина не понимает, почему ей сложно строить отношения с другими людьми. Присутствует страх отдавать свои силы, страх, что, отдав другим, она сама останется без жизненных ресурсов. Возможно, многие женщины видели примеры, когда их матери или бабушки, растворяясь в заботе о близких, ничего социально значимого в своей жизни не добились: остались на всю жизнь домохозяйками или устроились на работу не по призванию, а по необходимости. Однако этот страх – иллюзорный: отдавая кому-либо частицу своей теплоты, мы обретаем. А чтобы не раствориться в служении другим, мы будем работать с разными архетипическими стратегиями и стремиться к гармоничному их сочетанию в своей жизни.
Ярким литературным примером проявления архетипического образа Берегини является образ Джейн Эйр из одноименного романа Ш. Бронте. Образ сам по себе чрезвычайно богатый. Джейн проявляет и стойкость характера, силу духа и временами даже бунт (Охотница), и приверженность правилам и стержню своей личности (Королева), и мечтательность (Девочка), и способность предвидеть события во снах (Колдунья). Но мы видим главную мотивацию Джейн – служить другим, заботиться о людях, которую она проявляет, уже будучи ребенком (момент, где она остается рядом с умирающей подругой). Сент-Джон убеждает Джейн, что она обладает качествами, необходимыми для жены миссионера («Вы прилежны, понятливы, бескорыстны, правдивы, постоянны и бесстрашны») и выражает мысль о том, что ее душа «испытывает наслаждение в возбуждающем пламени жертвы». Это связано с отношением Джейн к доставшемуся ей наследству, которое она разделила между Сент-Джоном и его сестрами. И когда Джейн соглашается выйти замуж за своего возлюбленного, но уже слепого калеку Рочестера, последний говорит, что она «находит радость в жертве».
Общечеловеческими яркими примерами проявления стратегии архетипа Берегини являются различного рода благотворительные организации и фонды, занимающиеся помощью бедным, больным, жертвам катастроф, эпидемий и войн, а также организации и общественные движения по защите и сохранению окружающей среды. Ибо это такое же выражение миссии Берегини, только в лице организаций. И часто люди, работающие в таких организациях или имеющие отношение к подобного рода деятельности, также служат миссии Берегини.
Такими организациями можно назвать Международный комитет Красного Креста, Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, Международную Ассоциацию милосердия, международную неправительственную экологическую организацию «Гринпис» и др.
Из личных примеров женщин, движимых миссией Берегини, можно назвать Маргарет Браун, получившую прозвище Непотопляемая. Она одна из выживших пассажиров «Титаника», которая во время катастрофы предпринимала активные меры по спасению других людей. Впоследствии вся ее жизнь была связана с благотворительностью, актами добродетели и служением другим людям.
Также своим личным подвигом сострадания прославилась англичанка Флоренс Найтингейл – сестра милосердия и общественный деятель, организовавшая за свой счет военно-полевой госпиталь в период Крымской войны. Она родилась в богатой аристократической семье, но свое главное предназначение видела в избавлении людей от болезней и смерти. В 20 лет решила стать сестрой милосердия, но мечта ее смогла осуществиться только через 13 лет, так как родители и близкие были категорически против такого решения – профессия не соответствовала ее положению в обществе. Преодолев сопротивление семьи, Флоренс получила сестринское образование и в октябре 1854 года, в период Крымской войны, Флоренс вместе с 38 помощницами, среди которых были монахини и сестры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Стамбуле, а затем в Крыму. Крымская война сделала Флоренс национальной героиней. Вернувшиеся с фронта, солдаты рассказывали о ней легенды, называя ее «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она сама обходила палаты с больными.
Немало примеров женских добродетелей в нашей истории. Так, например, великие русские княгини занимались созданием и развитием подобных организаций в Российской Империи.
Великая княгиня Елена Павловна в 1853–1856 годах выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами. Ею было обнародовано воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненым. В распоряжение общины, под склад вещей и медикаментов, были предоставлены помещения Михайловского замка. Вопреки нравам общества, не одобрявшего такого рода деятельность женщин, великая княгиня ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны.
Пример женской храбрости и добродетели нам известен в лице Даши Севастопольской (Дарья Лаврентьевна Михайлова). Во время Крымской войны и обороны Севастополя восемнадцатилетняя Дарья Михайлова, не имевшая медицинского образования, в числе первых среди «севастопольских патриоток» – жен, сестер, дочерей участников обороны – оказывала помощь раненым и больным защитникам Севастополя. На свои средства она оборудовала первый походный перевязочный пункт. У нее в повозке нашлось белье для перевязки, уксус и вино, которое она раздавала для подкрепления ослабевших. Как и Крестовоздвиженская община сестер милосердия, Дарья Михайлова стоит в ряду всемирно знаменитых подвижниц.
Императрица Александра Федоровна была примером безусловной любви и сострадания. Ее облик олицетворяет и любящую жену, и мать (она родила 5 детей своему возлюбленному супругу), и хранительницу духовных традиций. Сквозь личную переписку императорской четы струится небывалая нежность и любовь даже спустя 20 лет совместной жизни. В 1915 году в разгар Первой мировой войны Александра Федоровна вместе с дочерями Ольгой и Татьяной прошла обучение сестринскому делу у княжны Веры Гедройц, а затем они ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестер.
Александра Федоровна писала своему супругу, Государю, на фронт в 1914 году: «Ухаживать за ранеными – мое утешение, вот почему даже в прошлое утро я ходила в госпиталь, пока у тебя был прием, чтобы окончательно не упасть духом и не расстроить тебя. Пусть и немного уменьшится их страдание – это помогает тоскующему сердцу. Кроме всего, через то, что я прохожу с тобой и нашей любимой страной и людьми, я страдаю и за мою «старую маленькую родину», за ее войска, за Эрни и Ирэн и многих скорбящих там друзей – но сколько людей проходят через то же самое?
…Скоро 20 лет, как я принадлежу тебе, и каким блаженством быть твоей верной женушкой. Как хорошо, что ты увидишь милую Ольгу (сестра Государя; она была на фронте сестрой милосердия – прим. авт.). Это и ее подбодрит, и тебе будет приятно. Я дам тебе для нее письмо с благодарностями для раненых.
…Мы всегда ставим свечи перед тем, как идти в госпиталь, и я с любовью молюсь Богу и Пресвятой Богородице, чтобы они благословили нашу работу и наши руки принесли исцеление больным.
Мне кажется, что это одна из наших главных женских обязанностей – пытаться приблизить людей к Богу, заставить их понять, что Он нам близок и доступен и ждет, что мы с любовью и доверием обратимся к Нему… Я принимала искалеченных мужчин с ужасными ранами… даже было страшно смотреть, насколько они изранены… У меня болит сердце за них – я не буду больше описывать подробности, это так грустно. Я им особенно сочувствую, как жена и мать».
В собственном Ее Величества Императрицы Александры Федоровны лазарете находились не какие-то титулованные и привилегированные больные, а обычные офицеры и солдаты, которых с поля боя привозили санитарные поезда Императрицы. Она практически всех знала в лицо и поименно. Пролежавший целый год в этом лазарете офицер пулеметной команды С.П. Павлов позднее вспоминал, что Государыня в общении была проста и сердечна: «Она говорила с нами почти обо всем. Каждый пустяк Ее интересовал. Часто она, например, раненого расспрашивала о его домашней жизни, о том, где он ранен, есть ли у него родные и как живут. И сама часто делилась своими личными и мыслями и думами»[3]. Она была «матерью милосердия» по зову своей души и стремилась в госпиталь, несмотря на большое количество других обязанностей, соответствующих ее статусу.
В истории много других случаев женской безусловной любви и готовности принести себя в жертву ради других. Например: подвиг жен декабристов, легендарная благотворительница XX века Мать Тереза, знаменитая Принцесса Диана и другие великие женщины. Я думаю, вы тоже знаете немало историй женщин с любящими и открытыми миру сердцами. Я призываю восхищаться и вдохновляться их примером и использовать в своей жизни силу мощного, древнего и щедрого архетипического образа Берегини!
Примеры Ритуалов Силы Берегини:
• земледелие, уход за растениями, посадка деревьев или перевод средств в лесничество, где на ваши средства посадят деревья и вышлют вам отчет;
• письма с открытками, отправленные в дом престарелых к празднику;
• подарки детям-сиротам или инвалидам, помощь детскому дому или помощь творческому детскому кружку;
• благотворительность в любом другом виде, например, в виде дарения вещей или покупки вещей многодетным или нуждающимся, посильная помощь пожилым соседям;
• забота о птицах и животных, посещение и оказание помощи приютам для животных, питомникам, лесничествам, любые виды волонтерства;
• организация домашних праздников и почтение семейным традициям. Очень важную роль в создании атмосферы Берегини играет совместное времяпровождение с близкими. Вы можете придумать свои праздники, свои семейные традиции. Например, сделать традицией устраивать вечера для душевных бесед и воспоминаний, отмечать важные семейные даты и т. д. Вы – Берегиня вашего рода и ваших семейных ценностей; самые простые домашние обряды Берегини – это осознанная и бескорыстная забота о домочадцах. Это подручный и в то же время самый сильный Ритуал Берегини! Заботиться о животных и растениях или оказывать помощь людям опосредованно (как в случае с материальной помощью детскому дому) порой намного легче, чем позаботиться о родном человеке. Это происходит в силу возникающих в близких отношениях ожиданий относительно поведения тех, о ком мы заботимся. И все же приготовление еды, устройство пространства, врачевание, создание атмосферы уюта и доброжелательности для близких – это те способы настройки на образ Берегини, которые всегда доступны. Основное, что отличает Берегиню, – она делает это с удовольствием и искренним желанием сделать приятное своим близким.
Литература для изучения образа Берегини
Для настройки на архетип Берегини я рекомендую читать литературу, которая способствует погружению в соответствующее этому архетипу состояние и проникновению в суть данной архетипической стратегии. Это может быть как художественная, так и научно-популярная литература. Невозможно ограничить способы познания архетипов!