Например, в книге Г. Чепмена «Пять языков любви», относящейся к жанру популярной психологии, вы можете узнать о том, какие есть способы выражения любви к другим людям. Особенно актуальна эта книга при работе над отношениями с близкими: супругами, родителями, детьми. Я рекомендую прочесть ее для совершенствования архетипической стратегии Берегини.
В художественной литературе наиболее яркие образы, отражающие архетипическую стратегию Берегини, это образ Джейн Эйр из романа Ш. Бронте, образ бабушки из романа Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», образ Аннет из романа «Очарованная душа» Р. Роллана (последняя ярко выражает две архетипические стратегии – Берегини и Охотницы).
Большое количество женских образов с проявлением качеств Берегини мы наблюдаем в различных сказках народов мира. Например, «Золушка» – это история про девушку скромную и с любящим сердцем, которое делает ее особенной, выделяет из толпы. Во французской сказке «Красавица и чудовище» (русский вариант сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова) главная героиня за счет качеств Берегини – способности безусловной любви – снимает заклятье с заколдованного принца. Это очень символично, поскольку любящее и жертвенное сердце поистине способно преобразовывать и трансформировать недостатки других людей в достоинства, настоящая любовь способна преобразовывать и исцелять.
Художественные фильмы: фильмы о сострадании и безусловной любви могут служить настройкой на состояние Береги-ни. Но особенно рекомендую те картины, в главных героинях которых образ Берегини читается особенно хорошо:
• «Однажды двадцать лет спустя» 1980 г. В сюжете фильма главная героиня Надежда Круглова – многодетная мама, у которой десять детей, – попадает на встречу выпускников. Каждому из выпускников нужно ответить на два вопроса: «Что было самым главным в вашей жизни?» и «Чего еще вы ждете от жизни?» Слушая рассказы одноклассников, Надежда вспоминает свои будни многодетной матери и понимает, что для нее в этих буднях всё главное – быть мамой для нее призвание. А на второй вопрос она отвечает «Я жду ребенка»;
• «Джейн Эйр» – все экранизации романа о самоотверженной Джейн и ее безусловной любви и сострадании к мистеру Рочестеру;
• «Королевское Рождество» 2015 г., где заботливая Элли попадает на работу в королевскую резиденцию в качестве гувернантки для юной королевской особы. Элли находит подход к девочке, у которой весьма сложный характер, и, сама того не ведая, покоряет сердце ее отца, принца;
• «За бортом» 1987 г.: главная героиня – капризная и привыкшая к роскоши светская дама – теряет память и попадает в совершенно другую атмосферу, превращаясь в «многодетную мать». Ей приходится учиться качествам Берегини, что кардинально поменяет ее личность, и она уже не сможет стать прежней.
• «Отпуск по обмену» 2006 г.: обе героини в ходе развития сюжетной линии начинают проявлять качества Берегини и обретают личное счастье.
Различные экранизации вышеупомянутых сказок – «Красавица и чудовище», «Золушка» – прекрасно помогают настроиться на образ. В фильме «Малифисента» 2014 г. проявление главной героиней, помимо качеств Колдуньи, безусловной любви Берегини станет тем чудом, которое спасет принцессу.
Фильм о необычной Мэри Поппинс 1984 г. (также вмещающей в свой образ черты Колдуньи и Берегини), а также «Мария Магдалина» 2018 г., «Святая Джуди» 2018 г. и др.
Атмосфера: Берегиня создает атмосферу уюта, теплоты и душевности, в ее окружении и ее пространстве всегда чувствуешь себя в безопасности, чистоте и комфорте. Она заботливо поправит одеяло, укроет пледом, принесет теплый ароматный чай, выслушает и утешит, если нужно.
Для проявления стратегии Берегини не нужно практически ничего, кроме желания делиться своей энергией и заботиться. Однако для настройки на образ, возможно, будут полезны какие-либо предметы интерьера, делающие его особенно уютным. Например, пледы, диванные подушки, полезные напитки, гостевые принадлежности, которые будут говорить о вашем желании проявить заботу. Возможно, вы любите травяные чаи и сами собираете сборы. Предложив приехавшему гостю с дороги такой полезный напиток, вы окажете ему заботу, и он будет тронут вашим вниманием.
Образы и прототипы: Культ Великой Матери, Дева Мария, Принцесса Диана, Мать Тереза, жены декабристов, Золушка.
Одежда и внешность: с классической женственностью ассоциируются мягкие линии и приятные мягкие фактуры, кардиганы, шали, платки, шарфы, свитера, юбки свободного кроя, тона приглушенные, неброские. Также в прическе и макияже присутствует естественность и натуральность (примеры выражения архетипического образа приведены в иллюстрациях, рис. 1–7).
Рис. 1. Образ Берегини читается в заботливой, нежной женственности.
Рис. 2. Сердце женщины-Берегини способно оберегать других…
Рис. 3. Нежность, забота и любовь. Материнство раскрывает в женщине дар Берегини.
Рис. 4. Для настройки на образ Берегини подходят мягкие силуэты, струящиеся ткани, подчеркивающие женственность.
Рис. 5. Берегиня несет свою энергию в мир, проявляя любовь ко всему живому.
Рис. 6. В лице женщины, проявляющей архетипическую стратегию Берегини, всегда читается открытость и готовность выслушать и утешить.
Рис. 7. Женщина-Берегиня отзывчива ко всем, кто ее окружает. Ее дар окутывать своей мягкой энергией, как покрывалом, ощущают все, в том числе животные.
2. Архетипический образ Девочка
(Непосредственный Ребенок, Подросток, Принцесса)
2.1. Описание архетипического образа Девочки
Этот архетипический образ олицетворяет энергию детства и юности, весны, легкости, праздника, беззаботности, веселья и живости. Главная цель у этой архетипической стратегии – принимать дары от мира, принимать заботу о себе от других людей.
Вечная юность характерна для женщин, проявляющих стратегию Девочки. Всегда готовая к приключениям, легкая, позитивная, с хорошим чувством юмора, склонная к мечтам и фантазиям, выдумщица. Она может подобно ребенку выражать нетерпение получить что-то, что принесет ей радость, и зачастую ждет от других людей подарков или поощрений, искренне выражает свои чувства, открыта другим людям. Стратегия Девочки выражается по-разному: она может быть спокойной и послушной, а может – непоседой и «торопышкой».
Архетип Девочки способен снимать напряжение и наполнять жизнь красками! Он, так же как и архетип Берегиня, важен в близких отношениях, поскольку эти две архетипических стратегии помогают установить близость. Например, если между супругами присутствует дух игры, милых шалостей, совместных развлечений – в их союзе будут легко преодолеваться трудности и жизненные невзгоды.
Также архетип Девочки – это то, что очень ценят дети в своих матерях. Когда мама может беззаботно резвиться и играть в салочки, поддерживать разные бесшабашные идеи – это истинное счастье и самые яркие и запоминающиеся моменты для ребенка. В этот момент мама ассоциируется с подружкой, сверстницей.
Архетип Девочки может иметь разные аспекты выражения:
– Непосредственный Ребенок – олицетворяет радость от контакта с миром и людьми, общительный, позитивный, познающий мир тактильно. Радость и веселье здесь происходит от прикосновения к вещам, предметам, людям, то есть от тактильных ощущений, поглаживаний. Этому проявлению Ребенка соответствует жизнерадостность, наивность, невинность, непосредственность (можно сравнить это состояние с периодом раннего детства);
– Принцесса – олицетворяет активное воображение, радость от состояния игры, способность что-то выдумывать, фантазировать, делать сюрпризы. Можно провести параллель с возрастом от 5 лет, когда у ребенка активно включается воображение и самую главную радость в этом возрасте он получает от выдумывания игр и от самого процесса игры. Например, девочка представляет, что она принцесса, а шкаф – это тайная комната, сад – это заколдованный лес и т. д. Здесь основные проявления – это мечтательность, фантазии, игривость.
– Девочка-Подросток – юный исследователь, «дочь полка», «пацанка». Здесь присутствуют прежние детские цели – испытать радость, получить удовольствие от жизни. Только, аналогично с подростком, данному проявлению архетипа Девочки радость доставляют уже не игры с воображением, а более активные, спортивно-соревновательные игры (как у подростков дворовые «вышибалы» или «лапта», например). Также за счет более развитого мировоззрения этот аспект Ребенка стремится к расширению собственных границ, открытию и познанию новых территорий, приключениям, его тянет делать шаги в неизведанное. Девочке-Подростку интересно ходить туда, где она еще не была, открывать новые маршруты, узнавать новых людей и т. д. То есть она проявляет детское любопытство с целью получить удовольствие от жизни благодаря новым впечатлениям.
Очень часто Девочка в аспекте Подростка проявлена в женщинах, в ведущих архетипических стратегиях которых прослеживается образ Охотницы, поскольку она придает женщине дух соревновательности и самостоятельный, независимый характер.
Женщина может использовать в своей жизни все аспекты архетипического образа Девочки. Однако чаще бывает так, что больше проявлен какой-то один аспект. По моему мнению, неважно, какие аспекты архетипа женщина использует, важен сам факт его использования и способность проживать свойственные ему состояния. Без проявления архетипа Девочки мир кажется скучным и неинтересным, жизнь безрадостна, отношения безвкусны, дела слишком серьезны.
2.2. Теневые аспекты проявления архетипического образа Девочки
Тень архетипа Девочки может быть выражена в следующих паттернах поведения.
1. Гиперфункция архетипического образа Девочка приводит к отсутствию ответственности за слова и поступки, эгоизму, самовлюбленности, инфантильности, наивности, доверчивости, податливости, виктимности. Девочка зависит от людей и от мнения о себе, излишне мечтательна, и ее фантазии часто оторваны от жизни (не хватает реального взгляда на вещи). Ей свойственно додумывание фактов и историй. У нее может присутствовать склонность приврать или приукрасить события, чтобы выставить их в нужном свете, а также манипулирование своим слабым и зависимым положением. Кроме того, имеет место постоянный поиск новых впечатлений, приводящий к зависимости от ярких эмоций. Причем не обязательно этот поиск будет вести к алкоголю и наркотикам. Это может выражаться в пристрастии к еде (например, к сладкому), к шопингу (спонтанные покупки), к постоянной смене обстановки. Например, регулярное хождение по тренингам личностного роста тоже может быть проявлением Девочки, когда целью является развлечение, а не использование полученных знаний в жизни.
Ярким прототипом теневого проявления архетипического образа Девочки является стрекоза из басни И. Крылова – та, что «лето красное пропела», а по пришествии зимы постучалась к трудолюбивому муравью. Или похожая на стрекозу Ольга Ивановна из повести А.П. Чехова «Попрыгунья»: «Для него, простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил…», – говорит она о своем муже. Или: «Пусть осуждают там, проклинают, а я вот на зло всем возьму и погибну, возьму вот и погибну… Надо испытать все в жизни. Боже, как жутко и как хорошо!» Так ярко и образно демонстрируют эти фразы Ольги Ивановны теневую сторону Девочки, которая думает только о своих развлечениях и удовольствиях, капризна и эгоцентрична, невнимательна к другим людям.
В состоянии Девочки мы очень часто позволяем себя обманывать, додумывая, достраивая образ человека, на самом деле не обладающего теми качествами, которыми мы его наделили, будучи увлеченными фантазиями. Но достаточно включить логику, и становится очевидным, что на самом деле мы просто поддались созданной своим воображением иллюзии, а человек на самом деле действует совершенно иначе, порой вразрез с нашим вымышленным представлением о нем.
Так, одна из моих клиенток несколько лет проживала историю патологической влюбленности в одного мужчину. Это были отношения на расстоянии. Он жил в другом городе, и их общение сводилось к переписке раз в неделю и крайне редким звонкам. Но каждый раз ее воображение достраивало обрывки фраз и прибавляло к ним несуществующие порывы со стороны мужчины. Таким образом, за несколько лет фантазии девушки построили целую вымышленную историю о любви и даже вымышленный персонаж – своего возлюбленного. Каково же было ее разочарование, когда по прошествии времени она узнала о настоящей истории, о настоящем человеке, качества личности которого шли вразрез с ее идеалом, а в отношении нее никаких серьезных намерений вовсе не существовало. Она осталась наедине со своим вымышленным героем, сетуя на потраченные годы и мечты о несбывшейся любви. Достаточно было немного проанализировать его поведение, его редкие звонки, долгие ответы на сообщения, в конце концов, его нежелание пригласить ее в свою жизнь – и стало бы абсолютно понятно, что он не имеет никаких намерений строить с ней совместное будущее.
Помимо этого, теневая сторона архетипа Девочки может проявляться в двух мощных комплексах: в комплексе «хорошая девочка», или в комплексе «девочка-проказница».
Социально одобряемое проявление архетипического образа Девочки – это образ хорошей, послушной девочки, которая все делает так, как ей скажут взрослые. И нередко эти ожидания накладывают на девочку сильнейший отпечаток и формируют в ее сознании целый комплекс. Так, она, уже будучи взрослой женщиной, продолжает жить с синдромом «хорошей девочки», боясь сделать что-то не так, обидеть кого-то и ожидая порицаний за «плохое» поведение. При этом, когда все в жизни женщины идет в спокойном ритме и она не сталкивается с ситуациями, порочащими комплекс «хорошей девочки», то этот комплекс не вызывает трудностей. Но как только ситуация провоцирует ее стать для кого-то плохой – ее жизнь начинают отравлять сильные эмоциональные переживания.
Женщины с комплексом «девочки-проказницы» пытаются все время кому-то что-то доказать, выделиться, продемонстрировать миру, что они не такие, как все. Это позиция протеста. И выражается она преимущественно в социально неодобряемом поведении. Словно девочка, которую наказали за плохое поведение, решила, что «раз уж я плохая, то буду вести себя соответствующе!» И это решение не быть больше хорошей девочкой она забирает с собой во взрослую жизнь. Этот комплекс ведет к существенным трудностям во взаимодействии с другими людьми и с обществом в целом. Все время идти против течения, чтобы не быть «послушной девочкой», – достаточно трудная задача.
2. Еще один теневой аспект архетипа Девочка проявляется, когда архетип присутствует в жизненной стратегии женщины, но он подавлен и травмирован. Тогда Девочка превращается в ноющее, подверженное страхам, ночным кошмарам и неврозам существо. Это запуганный ребенок, и его воображение направлено уже не на игры, фантазии и познание мира, а является мощным источником страхов и страданий. Присутствует заниженная самооценка, глубоко укорененное чувство вины, стеснительность, неудовлетворенность своей внешностью, нелюбовь к телу, взгляд на мир сквозь призму недоверия и страха, ощущение, что никто не способен полюбить запуганного ребенка, чувство ничтожности и никчемности, беспомощности и одиночества. Такое мироощущение зачастую приводит к различным заболеваниям и психосоматическим синдромам. Например, бессонница, ночные кошмары, панические атаки могут быть вызваны таким некорректным проявлением архетипической стратегии Девочки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Юнг, К. Г. Человек и его символы [пер. с нем. ] / К. Г. Юнг, Д. Л. Хендерсон, М.-Л. фон Франц. – М.: Серебряные нити, 1997. – 336 с.
2
Сергеева, А. А. Дорога в Тридесятое царство: славянские архетипы в мифах и сказках /А. А. Сергеева. – М.: София, 2016. – 368 с.
3
Боханов, А. Н. Александра Федоровна / А. Н. Боханов. – М.: Вече, 2008. – 384 с. – (Императорская Россия в лицах).
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги