В 2003 году была издана «Новая энциклопедия масонства». Её автор – американский масон Артур Эдвард Уайт. Он был «Великим смотрителем Айовы» и прочая, и прочая…, автором «колоды Таро»; в числе его титулов – «Великий историограф». И, действительно, как написано в аннотации: «Книга Уайта с точки зрения широты охвата материала и компетентности превосходит всё, что до сих пор издавалось на тему масонства». И это действительно так.
В статье «Масонская хронология» он, в частности, пишет: «Следует понимать, что я не могу гарантировать точность тех дат, которые не могут быть проверены с помощью доступных источников, тогда как материалы, оказавшиеся в моих руках, не только склонны к неточностям, что понятно, но зачастую представляют собой полную неразбериху. Даты событий, происходивших на континенте (То есть в Европе. – А.С.), особенно сомнительны. Многие пункты принадлежат больше масонскому преданию и весьма предположительны; гораздо больше необходимо рассматривать [их] как приблизительные; наконец, некоторые, без сомнения, ложны, что мною и отмечено. Необходимо так же помнить, что огромное количество дат повторяется от автора к автору, в то время как первоначальный источник сведений утерян (То есть переписывают друг у друга, а кто придумал – неизвестно. – А.С.)».
Далее А. Э. Уайт приводит даты, начиная с 926 года и комментирует их так: «Предание»; «Сомнительно»; «Ложь»; «Относится к области предания и не ясно»; «Предполагается»; «Предположительно»; «По словам». Например: «1254. Св. Людовик, король Франции, учредитель Королевской Арки Братства Священной Гробницы. Ложь» [11].
А в статье «Материалы древних лож» А. Э. Уайт пишет: «Прискорбно, что старые протоколы слишком разрозненны, но я почти уверен, что до 1717 г. протоколы – если они вообще существовали – масонских собраний и в «Кубке и Виноградной Кисти», и в таверне «Яблоня» с фактической точки зрения были значимы только для того времени. Не стоит так же искать дух масонства и в протоколах символических лож: они не являются, как некоторые предполагают, анналами розенкрейцерского Дома Святого Духа. При всём этом они, конечно, представляют определённый интерес». То есть Уайт честно привёл легендарные даты истории масонства, но указал, что до XVIII века масонства не существовало. А все эти «протоколы» есть вымысел в целях создания «древности рода».
Вот мы подходим к 1717 году – году «рождения» (как считается) масонства в Лондоне. «1717. Со встречи некоторых лож в таверне «Яблоня» возродились ежеквартальные совещания, и они сами учредили Великую Ложу по должной форме, постановив «устраивать ежегодную ассамблею и праздник, а затем выбирать Гроссмейстера из своих членов, пока они не будут во главе своей иметь благородного брата». Эта запись была сделана 21 год спустя этого события Андерсоном, и число им не указано».
И далее: «1717. Германский историк Финдель утверждает, что в этом году была «лишь одна степень посвящения». Спорно» и т. п. комментарии в нижеследующих статьях; «1725. В Париже была основана первая ложа во Франции – Джеймсом Ратклиффом и другими британскими якобитами. Также утверждается, что Чарльз Радклифф (или Ратклифф), будучи тогда графом Дервентуотерским, был избран Гроссмейстером Великой Ложи Франции. Путано и относится к области басен».
Но вот что интересно. Многие события до конца XVIII века происходят два или три раза. Уайт никак это не комментирует и даже не обращает на это внимание. Это понятно: в его время (20–30‐е гг. XX в.) о фальсификации истории путём дублирования и удревнения событий было неизвестно.
Вот, например. Учреждение Великой Ложи в 1717 году и «1779. Раскол в Ложе Древности и основание Великой Ложи Англии к югу от Трента (даже не в Лондоне. – А.С.)».
«1786. Состоялось учреждение Великого Востока Франции»; «1795. Основание нового французского Великого Востока» [12]. И т. д. И постоянно: ложа возникла – запретили – возродилась. Из хронологии Уайта можно сделать вывод, что масонство появилось в 50–80‐х годах XVIII века.
А была ли родиной масонства Англия? Ведь сам термин «франкмасон» французский и означает «вольный каменщик». Если бы ложа была учреждена англичанами, то и название общества было бы английское. Возможно, первая ложа была основана в Англии выходцами из Франции, а затем ложи стали появляться почти каждый год – как грибы после дождя.
Согласно хронологии, первыми масонами были представители цеха настоящих каменщиков, но, к XVIII веку масонство вдруг преображается, в ложи обычных каменщиков и строителей ни с того ни с сего приходят аристократы: Уайт пишет о принцах, герцогах, баронах… «Герцог Норфолкский был провозглашён Гроссмейстером»; «Герцог Лоррейнский стал масоном»; «Герцог Монтегю назначил комиссию из 14 братьев»; «Граф Сен-Жермен», «Герцогом Уортонским в Мадриде была основана первая ложа»; «Кронпринц Прусский, впоследствии Фридрих Великий, был посвящён»; «барон фон Хунд»; «Принц Луи де Бурбон был избран Гроссмейстером после герцога д’Антенна»; «Принц Карл Стюар даровал патент»; «Принц Камбассерский стал Гроссмейстером в провинции Бургундия»; «В Париже состоялось посвящение Аскери-хана»; «Утверждение Гроссмейстером принца Уэльского, впоследствии Эдуарда VII»; «Прусский принц Фридрих Леопольд стал покровителем трёх лож», и т. д.
А так как «древнее масонство», «цеховики» есть сказки, то, следовательно, масонство сразу возникло в среде высшей аристократии. И стало распространяться не снизу-вверх, а только по горизонтали, среди аристократии. И только много позже в масонство стали вербовать представителей средних слоёв общества – так сказать, приближали выходцев из народа к власти.
В 1786 году была основана ложа «Великий Восток Франции» («ВВФ»).
К середине XVIII века почти все западноевропейские ложи возглавили либо сами монархи, либо их родственники. Почему? Ведь все монархи считались и считаются христианами – католиками и протестантами, но христианами?
Ответ может быть только один. Христианство было создано теми же людьми, кто основал и масонство, а до этого они были тамплиерами.
Но для чего цари и их «министерства пропаганды» запудрили подданным мозги? Взяли бы – и провозгласили «Великого Архитектора Вселенной» богом, а циркуль и наугольник – символами религии. Но зачем-то «придумали» жизнь Христа, «какие-то» послания и притчи. Может, представители нескольких династий считали себя «высшей кастой» и соответственно, у них была особая религия, а народ – пусть верит в Христа, в жизнь вечную, в покаяние и воздаяние. А «наши» попы пусть проповедуют покорность монархам, ибо они – наместники Бога на Земле. Не просто же так основное в христианстве – послушание воле Божьей и, соответственно, воле монархов и митрополитов.
Вполне вероятно, так и было. Ведь сегодня мы видим именно это: короли и президенты в ложах и всяких «Бильдербергах» и «Богемских рощах» молятся «своим» богам, а народ – Христу; позже христианство даже разделили – а люди-дураки пусть воюют.
Действительно, посмотрите на историю XIX–XX веков: много ли представителей «элитных» семей Ольденбургов, Романовых, Габсбургов, Глюксбургов, Альба и др. погибли в войнах, в которых, по легенде, они были по разные стороны? Ни одного! Так что это было?
В Интернете я прочитал такие слова о войне: «На войне люди, которые не знакомы друг с другом, убивают друг друга, а руководят ими люди, хорошо знающие друг друга и не собирающиеся друг друга убивать». Что, не правда? Вон, возьмите, например, Первую и Вторую мировые… В Первой мировой вообще все цари были родственниками.
В XIX веке масонство стало «модным». А одним из его популяризаторов стал Александр Дюма. Возьмём, например, известный роман о трёх мушкетёрах. В романе, да и в фильме, мушкетёры представлены героями, а король и, особенно, кардинал Ришелье – воплощением зла. Предлагаю перечитать роман и пересмотреть любой из снятых по нему фильмов с несколько иной точки зрения.
Роман был написан в 1844 году и описывает события 1620‐х гг., период войны католиков с гугенотами. Д’Артаньян приехал в Париж в 1625 году и поступил на службу к королю Людовику XIII.
Гугеноты – это название французских протестантовкальвинистов. Но были ли эти «религиозные войны»?
Александр Дюма написал, кроме «Трёх мушкетёров» и их продолжений, такие исторические произведении: «Генрих III» (как тут не вспомнить Шекспира с его «генрихами»); «Галлия и Франция»; «Изабелла Баварская»; «Людовик XIV»; «Наполеон»; «Карл Смелый»; «Последний король французов»; «Галлия и Франция»; «Людовик XIV и его век»; «Генрих IV»; «Дорога в Варенн»; «Драма 93‐го года»; «Жанна д’Арк»; «Людовик XVI и революция»; «Медичи»; «Робин Гуд в изгнании»; «Стюарты»; «Цезарь»; «Робин Гуд»; «Людовик XV и его двор»; «Регентство», и др.
В них А. Дюма описывает приключения вымышленных героев на фоне исторических событий. Мол, главные герои – да, вымышленные, но события-то и «генрихи» были!
Но в том-то и дело, что событий не было, а Дюма писал роман «История Франции».
Незадолго до Александра Дюма в расположенной рядом Великобритании работал другой «историк» – Вальтер Скотт, который, как пишут, «создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного». Самый известный его роман – «Айвенго», где действие происходит во время короля Ричарда Львиное Сердце. Или роман «Пуритане», в котором изображено восстание 1679 года против Стюартов. А в 1818 году Скотт написал в «Британскую энциклопедию» статью «Рыцарство». Роман «Талисман» – эпоха Крестовых походов; «Квентин Дорвард» – события во Франции в период правления Людовика XI, и т. д. Излишне говорить, что и герои, и события были придуманы. И Дюма, и Скотт выполняли госзаказ. Создавали для королей «древность рода».
В России такого «историка» – романиста не было, но был масон Карамзин, который «открыл древнюю Русь», а затем появилась целая стая «историков» типа Соловьёва или Костомарова.
Но вернёмся к Дюма. Он жил в эпоху первых лет существования масонства, сам был масоном, и в «Трёх мушкетёрах» мы видим его (масонства) популяризацию. Согласно роману, масонство было сильно ещё в те далёкие времена, т. е. задолго до его учреждения, как считается, в 1717 году.
Вначале – о моральном облике героя. Приехав в Париж, д’Артаньян останавливается у галантерейщика Бонасье. Он влюбляется в его жену и сдаёт сыщикам Бонасье, а потом «и не вспоминал о нём, а если и вспоминал, то лишь для того, чтобы мысленно пожелать ему, где бы он не находился, оставаться там, где он есть». И всё это ради того, чтобы «любить» его жену! «Благородный» поступок. Затем Констанция ворует деньги у мужа и отдаёт их д’Артаньяну. А благодарный мушкетёр изменяет Констанции сначала с миледи, потом с её служанкой Кэтти. Да и другие герои не лучше… Это, будем считать, их личное дело. Но все они были государственными деятелями. Посмотрим, как стояли они на страже Франции.
Красной нитью через роман проходит идея братства, которое не знает государственных границ и государственных интересов. Причём масонами, как это показано в романе, были и три мушкетёра, и д’Артаньян, и Бэкингем, даже Констанция, и многие другие персонажи. Вот, например, когда Констанция тайно провела в королевский дворец Бэкингема, д’Артаньян, вместо того, чтобы задержать министра враждебного государства, сам сопровождает их до дворца.
Вообще, почти все «герои» занимаются только тем, что решают свои личные проблемы, а государственными делами занимается только один всем (т. е. масонам) ненавистный кардинал Ришелье. Кардинал единственный, кто печётся о благе государства.
Ришелье фактически в одиночку (король полностью под его контролем, а королева – изменница: письмо, изъятое у неё, содержало призывы к Испании и Австрии напасть на Францию) боролся против целого союза государств – Австрии, Испании, Англии и Лотарингии, направленного против Франции. Он подсылает убийцу к Бэкингему, врагу Франции (в романе и фильмах этот поступок осуждается).
Как видим, основной целью масонского романа было высмеять и представить в образе «тиранов» короля и кардинала, т. е. власть царскую и власть церковную. И, конечно, воспеть масонское братство. И Англию, чей король поддерживал масонство.
Тамплиеры и масонство
Происхождение масонство от тамплиеров считается легендой. И это так, ибо все события, примерно до середины XVIII века, были придуманы. Этому есть много доказательств.
Через всю «древнюю» и «средневековую» историю красной нитью проходит вопрос: как? Как люди убивали животных, готовили еду, строили без подъёмного крана огромные соборы, и т. д. Как люди сделали первые шаги (буквально) без ботинок? Ведь чтобы сделать ботинки, надо (далее следует инструкция на десяток страниц, и при каждой операции вновь возникает вопрос «как?»). Что, не правда? Тогда проведите эксперимет – пойдите в лес, разденьтесь (как древние люди) и проведите там хотя бы день; попробуйте найти еду, сделать дом и т. п.
Так как это рыцари, без сотен тонн еды, пошли куда-то на Восток, чтобы что-то захватить? Все эти «крестовые походы» были придуманы в целях создания «древности рода». На самом же деле «Орден» возник в… А до этого – д аже не легенда, а сказка. Но на ней, как на фундаменте, основан миф о тамплиерах. Но, стоит копнуть, и выясняется, что фундамент сделан из песка.
А. Уайт так же сомневается в древности «рода» тамплиеров. В статье «Тамплиерские Гроссмейстеры» он пишет: «Список тамплиерских Гроссмейстеров, который никто в Англии не видел, ничем не хуже списка масонских Гроссмейстеров Джеймса Андерсона; общая тамплиерская претензия Строгого Послушания – правдоподобная романтическая история, если поставить её с той несказанной ложью, которую в Англии в XVIII веке называли истинной историей Цеха, не говоря уже о поддельных документах, как, например, о хартии Кёльна и иже с ней. Верно, что обман с одной стороны не извиняет его с другой, но те масонские писатели, которые обвиняли Строгое Послушание во всех грехах, должны помнить, что с самого его начала, во всех его обрядах и системах современное масонство укоренено в исторической лжи» [13]. И о тамплиерах – всё. То есть вся история тамплиеров есть ложь.
По легенде, якобы, в 1118 году Великим магистром «Ордена тамплиеров» был избран Гуго де Пайен, а фактически этот «Орден» был основан на соборе в Труа, якобы, в 1128 году. Устав поручили разработать священнику Бернару Клервосскому (о списках магистров – см. выше у А. Уайта). Устав состоял из 72 статей. Устав разделял членов «Ордена» на рыцарей и служащих. Возраст вступавших должен был быть таков, чтобы они могли держать в руках оружие. На территории «Ордена» не должны были проживать женщины, так как «враг рода человеческого многих сбил с пути истинного с помощью женщины».
«Орден тамплиеров [храмовников]» создаётся для охраны паломников, идущих к Гробу Господню. Символом чистоты помыслов и отказа от прежней жизни был белый цвет. «Всем рыцарям мы предлагаем носить белые одежды, чтобы, оставив прежнюю, полную тёмных соблазнов жизнь, имели бы возможность осознать своё единство друг с другом и с Создателем. Ведь белый цвет – символ чистоты помыслов и здоровья плоти». Братья – служители носили чёрные или коричневые плащи. Женатые так же могли вступить в «Орден», но белые плащи с красными крестами не могли носить.
Печать тамплиеров была двухсторонней. На одной стороне были изображены два рыцаря верхом на одной лошади. Этот рисунок на печати символизировал братство и клятву нестяжания, даваемую членами «Ордена». На другой стороне – х рам. Что это за храм, где он сейчас? Снесён?
Главой «Ордена» был Великий магистр. Далее шли Великие приоры, которые возглавляли местные капитулы. Рыцари вербовались из знатных семей и образовывали офицерский корпус ордена (носили белые плащи с красным крестом). Среднюю военную группу сержантов составляли выходцы из семей без дворянских титулов (носили чёрные или коричневые мантии). Затем шли оруженосцы, слуги и работники, которые обслуживали замки и имущество тамплиеров [14].
Рыцари, вступающие в «Орден тамплиеров», должны были подарить ордену свои имения, другое недвижимое имущество. Эти имения, как собственность ордена, не облагались налогами. После смерти имущество тамплиеров переходило в собственность «Ордена». Так же «Орден» получал разные пожертвования. Вскоре «Орден» превратился в крупного и богатого собственника, но был освобождён от уплаты десятины, ибо считался церковной организацией [15].
Сложилась интересная ситуация, когда члены «Ордена» были формально бедными, так как все свои поместья они отдали «Ордену», а «Орден тамплиеров» в целом – богатая организация. Например, «Орден» одолжил «Людовику VII» 30 000 солидов. А в 1190 году (якобы) «Филипп II» отдал распоряжение, чтобы все подати, собранные в королевском домене, поступали на хранение тамплиерам Парижа. Разве мог король доверить сбор дани антихристианской и сатанинской организации, каковой сегодня представляют «Орден тамплиеров»?
Папа «Иннокентий III» издал буллу, запрещающую оскорблять тамплиеров, требовал не причинять ущерба их собственности [16].
По легенде, в 1177 году в монастыре Святого Леонарда в Акре Болдуин, король Иерусалима, издаёт указ о создании «Ордена тамплиеров».
Тамплиеры спокойно существуют и сегодня, но считается, что «Орден» был уничтожен в 1307 году королём Франции Филиппом IV и Папой Римским Клементом, а гроссмейстер Жак (Якоб) де Моле был сожжён и перед смертью проклял убийц. Об этих событиях снято много фильмов, написаны романы. Ясно, что в их основе – не документы и воспоминания, а вымысел.
6 марта 1314 года Жак де Моле и Жоффруа де Шарне были сожжены. Отмечу, что не существует достоверных портретов магистра, короля и папы.
Филипп IV умер в ноябре 1314 года, точно в срок, предсказанный де Моле. Он был растерзан кабаном на охоте. Климент умер в апреле 1314 года, тоже в срок, предсказанный де Моле (ну прямо Ванга!)
А был ли процесс над «Орденом»? Судя по тому, что «Орден» действует и сегодня – никакого процесса не было.
А вот о современных тамплиерах – ни слова, как будто «Орден» был уничтожен тогда – и всё.
Кстати, обвинения тамплиеров в богохульстве так и остались не доказанными (даже в легенде). Так что ни о каком «сатанизме» тамплиеров говорить не приходится. Зачем же понадобилось придумывать эту легенду о «сатанизме»? Видимо, чтобы простолюдины, ставшие христианами, не стремились попасть в тайный «Орден» аристократов – мол, сатанинский он, кругом антихристы… Это же относится к масонству.
Герб Жака де Моле. Кресты, а не символы сатанистов
А. Уайт прямо пишет об «исторической лжи» истории тамплиеров. Для чего это понадобилось? Не знаю. Видимо, тогда было выгодно отправить «Орден» в древность, где его и уничтожить (на бумаге), и придумать «Ордену» красивую историю. Зачем? Видимо, чтобы скрыть «вчерашнее» происхождение «Ордена».
Итак, в 1177 году в монастыре Святого Леонарда в Акре Болдуин, король Иерусалима, издаёт указ о создании «Ордена тамплиеров». Но вот в 1791 году в Лондоне был учреждён «Великий Конклав Ордена Рыцарей Храма». И отсюда он стал распространяться по Европе, а затем проник и в Америку.
Нет, бесспорно, «Орден» только «возродился». Спустя 486 лет после его запрещения?!
Очередное «возрождение античности». Нет, «Орден» был впервые создан в 1791 году Вольфрам фон Эшенбах в романе «Парсифаль» пишет, что хранителями Грааля и Семьи Грааля были тамплиеры [17]. Девизом рыцарей Грааля был «Darch Мitleid Wissen» («Через сострадание – к знанию!») [18]. На немецком языке. Так кто носил псевдоним «Эшенбах»? Но жил этот человек в Германии в конце XVIII века.
Одним из покровителей «Ордена» считается Соломон, ведь у него хранилась Чаша Граля…
Розенкрейцеры
Кроме тамплиеров есть ещё и розенкрейцеры.
По поводу происхождения названия «розенкрейцеры» (переводится как «украшенный розами крест») в Требнике розенкрейцеров указывается: роза есть эмблема сына Господа, которого евангелисты сравнивают с этим цветком. Опять мы видим «Орден», основанный христианами. И здесь – «древность рода».
По легенде, основал «Орден» Христиан Розенкрейц. Он, якобы, родился в Германии в аристократической, но обедневшей семье. В пять лет его отдали на воспитание в монастырь. Юный Христиан отправился с одним монахом в Святую землю. Монах умер в пути.
Позже Розенкрейц обнаружил большие способности к медицине и целительству. Он сам много путешествовал по Востоку и мудрецы, никогда прежде его не видевшие, называли его по имени и приветствовали. Эти мудрецы познакомили его с магией и мистикой, от них он узнал тайну продления жизни: он умер в возрасте 150 лет, но не от старости, а потому, что ему надоела жизнь [19].
Когда он вернулся в Германию, у него появились ученики. Он передал мудрость трём своим ученикам. Когда число учеников увеличилось до восьми, они пошли в разные страны проповедовать учение Розенкрейца. Ученики решили собираться каждый год в Доме Святого Духа, чтобы делиться знаниями и принимать новых членов. Паролем «Ордена» стали слова «Роза и Крест» («Rosa e Crucis») [20].
Когда же был основан «Орден»?
В 1887 году известный оккультист Папюс вступил в Теософское общество, в 1888 году вышел из него, создав собственное общество, основанное на принципах мартинизма. В том же году стал, вместе с известным оккультистом Станисласом де Гуайтой, основателем «Каббалистического Ордена Розы и Креста»; в 1891 году в Париже был создан Верховный Совет Ордена, а Папюс стал его Великим мастером. Видимо, все «древние книги» и были тогда же и написаны.
В 1907 году немецким эмигрантом Карлом ван Грассхофом было учреждено «Розенкрейцерское товарищество» в Лос-Анжелесе (США).
В 1909 году в Сан-Хосе (Калифорния, США) был основан «Древний Мистический орден Розы и Креста». Его «императором» стал Х. Спенсер Льюис, практикующий оккультист. Он утверждал, что учился и получил посвящение во Франции. После его смерти в 1939 году его дело продолжил сын Ральф, принявший титул «Верховного самодержавного владыки». После его смерти в 1987 году эстафету руководства принял его протеже Гэри Стюарт.
Организация Спенсера остаётся самым крупным обществом розенкрейцеров в наши дни. По некоторым оценкам, её численность составляет примерно 60 000 членов в 100 американских и 26 зарубежных ложах. Штаб-квартира этого «Ордена» расположена в Розенкрейцерском Парке в СанХосе и занимает целый квартал с садами, ансамблем зданий с египетскими мотивами и статуями сфинксов. Там есть Египетский музей и Художественная галерея, Музей нации, планетарий, лаборатории [21].
Эмблемами розенкрейцеров являются: (1) Крест, посредине которого изображена пятиконечная звезда, на лучах креста надпись «Ихух» еврейскими буквами и (2) Роза, обвивающая крест. Как тут не вспомнить герб Мартина Лютера! На нём изображены Роза и Крест – символ «Ордена розенкрейцеров». Это ещё раз доказывает, что «Лютер» – орденское «имя», псевдоним (если такой человек вообще существовал). Была ли связь Лютера с розенкрейцерами?
Герб Мартина Лютера
Священным словом «Ордена» является слово «INRI». Но оно означает не то, что у христиан – «Иисус Назорей Царь (Rex) Иудейский», а «Природа восстановляет посредством возрождающего огня» (Igne Natura Renovatur Integra) [22].
Вскоре (считается, что в начале XVII в., но, видимо, в XIX в.) произошло слияние английских «вольных каменщиков» с «Орденом розенкрейцеров». Их совместные собрания происходили в лондонских масонских ложах. Член «Ордена розенкрейцеров», основатель Оксфордского музея Э. Эшмол составил для масонов «новый ритуал», который был принят всеми английскими ложами.
Актом замены прежнего ритуала «каменщиков» «новым ритуалом» розенкрейцеров было положено начало всемирному масонству [23].
О символе G и других символах масонства
А. Уайт пишет, что масонство тесно связано с каббалой, из которой – большинство символов, в частности, колонны Боаз и Иахим, треугольная дельта со Всевидящим Оком Иеговы. Да и само наложение символов – угольника и циркуля – есть шестиконечная звезда. Но не все символы – из каббалы.
В этом разделе я хочу сказать об одном из основных символов масонства – пламенеющей звезде, в центре которой изображена буква G. Причём звезда может быть как шестиконечная, так и пятиконечная (чаще). Этот символ является принадлежностью каждой ложи и находится на видном месте. Что же он обозначает?
Пятиконечная звезда или пентаграмма у каббалистов является знаком могущества Разума. Звезда лучом вверх символизирует микрокосм, Вселенную в миниатюре и уходит корнями в культ Сириуса (знак Сириуса). Иными словами, она связана со звёздными дохристианскими культами, а не с иудаизмом.