Книга Разум, религия, демократия - читать онлайн бесплатно, автор Деннис Мюллер. Cтраница 12
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Разум, религия, демократия
Разум, религия, демократия
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Разум, религия, демократия

62

Liberman (1975, 1984), Donald (1991, pp. 115–119, 204–208).

63

Donald (1991, p. 210).

64

Donald (1991, p. 219).

65

Donald (1991, p. 285).

66

Donald (1991, ch. 8).

67

Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1966. С. 171. – Прим. перев.

68

См.: Boyer (1994, pp. 146–147).

69

В пользу существования Высшего существа. – Прим. перев.

70

Юм Д. Диалоги о естественной религии // Юм Д. Сочинения: в 2 т. 2-е изд. Т. 2. С. 414–415. – Прим. перев.

71

Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1964. С. 134–135. – Прим. перев.

72

Африканское племя фанг верит, что у некоторых людей есть внутренний орган, «эвур», с помощью которого они могут совершать невидимое нападение на других людей (Boyer, 2001, pp. 66–67).

73

Гоббс Т. Левиафан. С. 135–136. – Прим. перев.

74

Гоббс Т. Левиафан. С. 139. – Прим. перев.

75

Boyer (2001, p. 203).

76

Boyer (2001, p. 227).

77

Boyer (2001, ch. 5).

78

Бойер (Boyer, 2001, pp. 195–196) оспаривает мнение, согласно которому понятие случайности недоступно пониманию племенных обществ: «Антропологам известно, что по всему миру люди довольно точно подмечают статистические закономерности в окружающей их среде». Однако затем он приводит примеры, показывающие, что отдельные сообщества на самом деле не понимают, что такое чистая случайность. Например, люди африканского племени фанг понимают, что смерть наступает от биологических причин, скажем от туберкулеза, но допытываются, почему для смерти от этой болезни «был выбран» данный конкретный человек (Boyer, 2001, p. 196). Деннетт (Dennett, 2006) указывает, что людям вообще сложно уяснить понятие чистой случайности.

79

Harris (1989, p. 415); Boyer (2001, p. 230).

80

Harris (1989, pp. 418–419, 422–425).

81

Harris (1989, pp. 428–436).

82

Детальные материалы приводит Бойер (Boyer, 2001, ch. 7). Он отмечает (2001, рр. 238–239) сходство поведения, предписанного религиозными ритуалами, с поведением людей, одержимых навязчивыми идеями (как не вспомнить Джека Николсона в фильме «Лучше не бывает»). И тут и там мы часто наблюдаем крайнюю боязнь осквернения и ритуальное мытье рук, безотчетное повторение определенных действий, предощущение большой опасности в случае ненадлежащего выполнения действий, скажем, коза не обмыта трижды или человек, одержимый навязчивой мыслью, не обходит трещины на тротуаре.

83

Harris (1989, pp. 411–412).

84

Boyer (1994, p. 5).

85

Старк (Stark, 2004, ch. 1) обсуждает различные определения религии и выбирает значение более узкое, чем то, которое предлагаю я; тем самым он не уделяет достаточного внимания объяснительной функции сверхъестественного в религии.

86

Амазонское племя агуаруна верит, что некоторым камням присущи волшебные свойства: одни приносят удачу на охоте, другие в любви, третьи на войне и т. д. Если кто-то, имея камень, приносящий удачу на войне, вдруг получает небывалую добычу на охоте, он может переклассифицировать его в «йуку», – камень, приносящий удачу на охоте (Boyer, 1994, pp. 142–146).

87

См.: Quigley (1979, pp. 176–177).

88

Boyer (1994, ch. 8; 2001, ch. 7).

89

Boyer (1994, p. 240).

90

Фактор неверифицируемости приравнивает религию к товару со свойствами, «принимаемыми на веру». См.: Ekelund and Tollison (2008) и Ekelund, Tollison and Vasilescu (2008).

91

Приведено в: Klausen (2005, p. 210).

92

См.: . Фэлуэлл подвергся жесткой критике и принес извинения за свои высказывания.

93

Деннетт (Dennett, 2006, p. 164) подчеркивает, что для религии особенно важны те суждения, которые невозможно опровергнуть.

94

Материалы см. в: Boyer (2001, p. 141).

95

Подробнее см. в: Boyer (2001, ch. 8).

96

Экелунд, Хеберт и Толлисон (Ekelund, Hébert and Tollison, 2006) подробно описывают, какие методы Католическая церковь, некогда занимавшая монополистическое положение, использовала для сдерживания конкуренции. См. также: Ekelund and Tollison (2008) и Ekelund, Tollison and Vasilescu (2008).

97

В некоторых религиях священник обязательно должен быть мужчиной.

98

В V книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адам Смит (Smith, 1776) обсуждает методы, использовавшиеся религиями для сохранения рыночной силы религиозных монополий и цен на их услуги для общества. Дополнительные материалы см. в: Ekelund, Hébert and Tollison (2006, p. 14 ff.).

99

Economist, Janury 28, 2008.

100

Stark (2004, p. 19).

101

Обзор вопроса и литературу см. в: Dennett (2006, pp. 190–191, 225–226).

102

Мансур Олсон (Olson, 1982) характеризует касты как формы гильдий.

103

Все ссылки на страницы в этом разделе, кроме особо оговоренных, относятся к статье Хортона.

104

Более подробное обсуждение рациональности подобных представлений см. в: Sperber (1982).

105

Юм Д. Сочинения: в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М., 1996. С. 65. – Прим. перев.

106

Ряд исследователей подчеркивают важность предприимчивости, проявленной апостолами и священниками при распространении христианства. См.: Ekelund and Tollison (2008), Ekelund, Tollison and Vasilescu (2008).

107

Economist, August 7, 2004. Все даты в данном и трех следующих разделах относятся к эпохе до нашей эры.

108

См.: Finer (1997, pp. 111–112) и приведенные там ссылки на литературу. Хаас (Haas, 1982) также предлагает интересный обзор этой дискуссии, причем описывает ее как полемику между либералами (консервативными антропологами) и марксистами.

109

Данный и следующий подразделы основаны на материалах Файнера (Finer, 1977, pp. 104–131) и Макнила (McNeill, 1963, pp. 18—166).

110

Бэрзел (Barzel, 2002) считает, что рыночный обмен возникает на ранних стадиях формирования государства; однако в Шумере мы этого не наблюдаем.

111

Donald (1991, p. 285).

112

Finer (1997, pp. 99, 127–128).

113

Roux (1980, p. 91); цит. по: Finer (1997, р. 115).

114

Finer (1997, p. 247).

115

Обзор темы см. в: McNeill (1963, pp. 158–162).

116

Finer (1997, pp. 272–273).

117

Finer (1997, p. 468).

118

Finer (1997, p. 524).

119

Finer (1997, p. 442).

120

Donald (1991, p. 295).

121

Pagden (2008, pp. 298–302).

122

Так, в частности, его определяет Хортон (Horton, 1982).

123

Фукидид II 40,1–3. Цит. по: Фукидид. История. Л., 1981. С. 81. – Прим. перев.

124

Kitto (1957, p. 7).

125

Kitto (1957, p. 11).

126

Kitto (1957, pp. 171–172).

127

Все даты истории Греции, упомянутые далее в этой главе, относятся к периоду до новой эры.

128

См.: Fleek and Hansen (2006).

129

Литткенс (Lyttkens, 2006) подчеркивает важность возникновения территориальных границ и территориального самосознания для развития юридических и политических институтов в древнегреческих полисах.

130

Donald (1991, p. 342).

131

Kitto (1957, p. 178).

132

Kitto (1957, pp. 179–180).

133

Goldstein (1995, p. 49).

134

Kitto (1957, p. 176).

135

Goldstein (1995, p. 54).

136

Finer (1997, p. 328).

137

Donald (1991, p. 342).

138

Фукидид II 44,1. Цит. по: Фукидид. История. Л., 1981. С. 83. – Прим. перев.

139

См.: Finer (1997, pp. 330–331).

140

Kitto (1957, pp. 131–132).

141

Kitto (1957, p. 106).

142

Finer (1997, p. 344).

143

См.: Hornblower (1992, p. 9).

144

Pagden (2008, pp. 17–18).

145

Hornblower (1992, p. 8).

146

Kitto (1957, p. 176).

147

См.: Kitto (1957, pp. 7–9), Finer (1997, pp. 354–357).

148

Farrar (1992, p. 17).

149

Следующие несколько параграфов основаны на материалах Эренберга (Ehrenberg, 1969, pp. 38–48) и Макдауэла (MacDowell, 1978, pp. 67–83). См. также: Kitto (1957).

150

Isocrates (1929, VII 13–14).

151

Фукидид II 37, 1–3. Цит. по: Фукидид. История. Л., 1981. С. 80. – Прим. перев.

152

Thucydides (1943, p. 113).

153

Finer (1997, pp. 367–368).

154

Madison (1937, p. 58).

155

Finer (1997, pp. 364–365).

156

Finer (1997, pp. 347–348, 367–368).

157

Kitto (1957, pp. 106–107).

158

Более детальный анализ связей между оптимизмом и либерализмом, пессимизмом и консерватизмом см. в: Mueller (1990, pp. 423–427).

159

Карл Поппер (Popper, 1945) особенно ярко изображает авторитаризм Платона; однако нужно принимать во внимание, что на объективность Поппера повлияли события, во время которых он это писал.

160

Файнер (Finer, 1997, pp. 385, 432–435) принимает эти даты. В дальнейшем я основываюсь на его материалах.

161

Finer (1997, p. 397).

162

Finer (1997, p. 392), Pagden (2008, p. 61).

163

См.: Finer (1997, pp. 388, 396–398, 413).

164

Finer (1997, p. 389).

165

Pagden (2008, pp. 89–94).

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги