62
Liberman (1975, 1984), Donald (1991, pp. 115–119, 204–208).
63
Donald (1991, p. 210).
64
Donald (1991, p. 219).
65
Donald (1991, p. 285).
66
Donald (1991, ch. 8).
67
Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1966. С. 171. – Прим. перев.
68
См.: Boyer (1994, pp. 146–147).
69
В пользу существования Высшего существа. – Прим. перев.
70
Юм Д. Диалоги о естественной религии // Юм Д. Сочинения: в 2 т. 2-е изд. Т. 2. С. 414–415. – Прим. перев.
71
Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1964. С. 134–135. – Прим. перев.
72
Африканское племя фанг верит, что у некоторых людей есть внутренний орган, «эвур», с помощью которого они могут совершать невидимое нападение на других людей (Boyer, 2001, pp. 66–67).
73
Гоббс Т. Левиафан. С. 135–136. – Прим. перев.
74
Гоббс Т. Левиафан. С. 139. – Прим. перев.
75
Boyer (2001, p. 203).
76
Boyer (2001, p. 227).
77
Boyer (2001, ch. 5).
78
Бойер (Boyer, 2001, pp. 195–196) оспаривает мнение, согласно которому понятие случайности недоступно пониманию племенных обществ: «Антропологам известно, что по всему миру люди довольно точно подмечают статистические закономерности в окружающей их среде». Однако затем он приводит примеры, показывающие, что отдельные сообщества на самом деле не понимают, что такое чистая случайность. Например, люди африканского племени фанг понимают, что смерть наступает от биологических причин, скажем от туберкулеза, но допытываются, почему для смерти от этой болезни «был выбран» данный конкретный человек (Boyer, 2001, p. 196). Деннетт (Dennett, 2006) указывает, что людям вообще сложно уяснить понятие чистой случайности.
79
Harris (1989, p. 415); Boyer (2001, p. 230).
80
Harris (1989, pp. 418–419, 422–425).
81
Harris (1989, pp. 428–436).
82
Детальные материалы приводит Бойер (Boyer, 2001, ch. 7). Он отмечает (2001, рр. 238–239) сходство поведения, предписанного религиозными ритуалами, с поведением людей, одержимых навязчивыми идеями (как не вспомнить Джека Николсона в фильме «Лучше не бывает»). И тут и там мы часто наблюдаем крайнюю боязнь осквернения и ритуальное мытье рук, безотчетное повторение определенных действий, предощущение большой опасности в случае ненадлежащего выполнения действий, скажем, коза не обмыта трижды или человек, одержимый навязчивой мыслью, не обходит трещины на тротуаре.
83
Harris (1989, pp. 411–412).
84
Boyer (1994, p. 5).
85
Старк (Stark, 2004, ch. 1) обсуждает различные определения религии и выбирает значение более узкое, чем то, которое предлагаю я; тем самым он не уделяет достаточного внимания объяснительной функции сверхъестественного в религии.
86
Амазонское племя агуаруна верит, что некоторым камням присущи волшебные свойства: одни приносят удачу на охоте, другие в любви, третьи на войне и т. д. Если кто-то, имея камень, приносящий удачу на войне, вдруг получает небывалую добычу на охоте, он может переклассифицировать его в «йуку», – камень, приносящий удачу на охоте (Boyer, 1994, pp. 142–146).
87
См.: Quigley (1979, pp. 176–177).
88
Boyer (1994, ch. 8; 2001, ch. 7).
89
Boyer (1994, p. 240).
90
Фактор неверифицируемости приравнивает религию к товару со свойствами, «принимаемыми на веру». См.: Ekelund and Tollison (2008) и Ekelund, Tollison and Vasilescu (2008).
91
Приведено в: Klausen (2005, p. 210).
92
См.:
93
Деннетт (Dennett, 2006, p. 164) подчеркивает, что для религии особенно важны те суждения, которые невозможно опровергнуть.
94
Материалы см. в: Boyer (2001, p. 141).
95
Подробнее см. в: Boyer (2001, ch. 8).
96
Экелунд, Хеберт и Толлисон (Ekelund, Hébert and Tollison, 2006) подробно описывают, какие методы Католическая церковь, некогда занимавшая монополистическое положение, использовала для сдерживания конкуренции. См. также: Ekelund and Tollison (2008) и Ekelund, Tollison and Vasilescu (2008).
97
В некоторых религиях священник обязательно должен быть мужчиной.
98
В V книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адам Смит (Smith, 1776) обсуждает методы, использовавшиеся религиями для сохранения рыночной силы религиозных монополий и цен на их услуги для общества. Дополнительные материалы см. в: Ekelund, Hébert and Tollison (2006, p. 14 ff.).
99
Economist, Janury 28, 2008.
100
Stark (2004, p. 19).
101
Обзор вопроса и литературу см. в: Dennett (2006, pp. 190–191, 225–226).
102
Мансур Олсон (Olson, 1982) характеризует касты как формы гильдий.
103
Все ссылки на страницы в этом разделе, кроме особо оговоренных, относятся к статье Хортона.
104
Более подробное обсуждение рациональности подобных представлений см. в: Sperber (1982).
105
Юм Д. Сочинения: в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М., 1996. С. 65. – Прим. перев.
106
Ряд исследователей подчеркивают важность предприимчивости, проявленной апостолами и священниками при распространении христианства. См.: Ekelund and Tollison (2008), Ekelund, Tollison and Vasilescu (2008).
107
Economist, August 7, 2004. Все даты в данном и трех следующих разделах относятся к эпохе до нашей эры.
108
См.: Finer (1997, pp. 111–112) и приведенные там ссылки на литературу. Хаас (Haas, 1982) также предлагает интересный обзор этой дискуссии, причем описывает ее как полемику между либералами (консервативными антропологами) и марксистами.
109
Данный и следующий подразделы основаны на материалах Файнера (Finer, 1977, pp. 104–131) и Макнила (McNeill, 1963, pp. 18—166).
110
Бэрзел (Barzel, 2002) считает, что рыночный обмен возникает на ранних стадиях формирования государства; однако в Шумере мы этого не наблюдаем.
111
Donald (1991, p. 285).
112
Finer (1997, pp. 99, 127–128).
113
Roux (1980, p. 91); цит. по: Finer (1997, р. 115).
114
Finer (1997, p. 247).
115
Обзор темы см. в: McNeill (1963, pp. 158–162).
116
Finer (1997, pp. 272–273).
117
Finer (1997, p. 468).
118
Finer (1997, p. 524).
119
Finer (1997, p. 442).
120
Donald (1991, p. 295).
121
Pagden (2008, pp. 298–302).
122
Так, в частности, его определяет Хортон (Horton, 1982).
123
Фукидид II 40,1–3. Цит. по: Фукидид. История. Л., 1981. С. 81. – Прим. перев.
124
Kitto (1957, p. 7).
125
Kitto (1957, p. 11).
126
Kitto (1957, pp. 171–172).
127
Все даты истории Греции, упомянутые далее в этой главе, относятся к периоду до новой эры.
128
См.: Fleek and Hansen (2006).
129
Литткенс (Lyttkens, 2006) подчеркивает важность возникновения территориальных границ и территориального самосознания для развития юридических и политических институтов в древнегреческих полисах.
130
Donald (1991, p. 342).
131
Kitto (1957, p. 178).
132
Kitto (1957, pp. 179–180).
133
Goldstein (1995, p. 49).
134
Kitto (1957, p. 176).
135
Goldstein (1995, p. 54).
136
Finer (1997, p. 328).
137
Donald (1991, p. 342).
138
Фукидид II 44,1. Цит. по: Фукидид. История. Л., 1981. С. 83. – Прим. перев.
139
См.: Finer (1997, pp. 330–331).
140
Kitto (1957, pp. 131–132).
141
Kitto (1957, p. 106).
142
Finer (1997, p. 344).
143
См.: Hornblower (1992, p. 9).
144
Pagden (2008, pp. 17–18).
145
Hornblower (1992, p. 8).
146
Kitto (1957, p. 176).
147
См.: Kitto (1957, pp. 7–9), Finer (1997, pp. 354–357).
148
Farrar (1992, p. 17).
149
Следующие несколько параграфов основаны на материалах Эренберга (Ehrenberg, 1969, pp. 38–48) и Макдауэла (MacDowell, 1978, pp. 67–83). См. также: Kitto (1957).
150
Isocrates (1929, VII 13–14).
151
Фукидид II 37, 1–3. Цит. по: Фукидид. История. Л., 1981. С. 80. – Прим. перев.
152
Thucydides (1943, p. 113).
153
Finer (1997, pp. 367–368).
154
Madison (1937, p. 58).
155
Finer (1997, pp. 364–365).
156
Finer (1997, pp. 347–348, 367–368).
157
Kitto (1957, pp. 106–107).
158
Более детальный анализ связей между оптимизмом и либерализмом, пессимизмом и консерватизмом см. в: Mueller (1990, pp. 423–427).
159
Карл Поппер (Popper, 1945) особенно ярко изображает авторитаризм Платона; однако нужно принимать во внимание, что на объективность Поппера повлияли события, во время которых он это писал.
160
Файнер (Finer, 1997, pp. 385, 432–435) принимает эти даты. В дальнейшем я основываюсь на его материалах.
161
Finer (1997, p. 397).
162
Finer (1997, p. 392), Pagden (2008, p. 61).
163
См.: Finer (1997, pp. 388, 396–398, 413).
164
Finer (1997, p. 389).
165
Pagden (2008, pp. 89–94).
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги