Книга Дикая Волшебная Душа: раскрепости свой дух и соединись с мудростью природы - читать онлайн бесплатно, автор Моника Кроссон
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дикая Волшебная Душа: раскрепости свой дух и соединись с мудростью природы
Дикая Волшебная Душа: раскрепости свой дух и соединись с мудростью природы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дикая Волшебная Душа: раскрепости свой дух и соединись с мудростью природы

Моника Кроссон

Дикая Волшебная Душа: раскрепости свой дух и соединись с мудростью природы

Monica Crosson

Wild Magical Soul: Untame Your Spirit & Connect to Nature’s Wisdom


Перевод с английского Екатерины Бормотовой


Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA, www.llewellyn.com


© 2020 by Monica Crosson

© Перевод на русский язык, издание на русском языке. ОАО «Издательская группа «Весь», 2020



Уважаемый читатель!

Искренне признателен что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.

Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.

Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.

Искренне Ваш,

Владелец Издательской группы «Весь»

Пётр Лисовский


Посвящение

Хлое и Мишель. Всегда сохраняйте в себе любопытство и способность меняться к лучшему и идти вперед на голос своей дикой волшебной души

Как услышать голос души

Следуя древнему ритму, который зовет меня в зачарованный мир, постигая тайную мудрость, я услышу голос души, что вложила в меня Мать-природа.

Об авторе


Моника Кроссон – ведьма, которая более тридцати лет учит своему мастерству, автор нескольких книг и множества статей для издательства «Ллевеллин».


Другие книги автора

The Magickal Family

Summer Sage

Предупреждение

Издатель и автор не несут ответственности за вред, который может причинить себе читатель, если решит воспользоваться информацией из этой книги. Такого рода решение является делом личного осознанного выбора. Со своей стороны можем лишь посоветовать руководствоваться здравым смыслом, применяя в жизни знания, о которых пойдет речь.

Благодарности

Спасибо всем, кто поддерживал меня, пока я писала эту книгу, особенно моей бесконечно терпеливой семье: мужу Стиву и детям Джошу, Элайдже и Хлое. Сердечное спасибо вам, родные, вы помогаете мне вести жизнь моей мечты. Хотелось бы также выразить благодарность Майклу и Марди МакЛаски, Иоланде Аллард, Джошу Кроссону и Джулиет Хиндсли, которые внимательно слушали, как я читала главы из этой книги каждый вторник в нашем литературном кружке. Друзья и наставники, ваши советы, одобрение и просто крепкие объятия очень важны для меня. Отдельно хочу поблагодарить Марди МакЛаски, мою близкую подругу и сестру-ведьму. Марди, ты показала мне, что такое настоящее мужество воина. Большое спасибо Лорин Хайнеман, Эльсии Галло, а также всем другим сотрудникам издательства «Ллевеллин», которые помогали мне в работе над этой книгой. Она, безусловно, результат нашего общего с вами труда.

Введениe

Это не бегство. это возвращение домой


Мы стояли на открытой всем ветрам вершине того самого холма, на котором так часто бывали в детстве и юности. Его высота около полутора тысяч метров, поэтому среди других гигантов Северных Каскад он смотрится весьма скромно. Зато он умеет молчать и хранить тайны. А ведь ему было, что сказать: этот холм видел, как в двенадцать лет мы с лучшей подругой прокололи пальцы, соединили руки и на крови поклялись, что будем вместе навсегда. И он видел, что мы нарушили эту клятву. Но он не осудил нас. Взрослея, я часто приходила поплакать в его тени о своих неудачах и разочарованиях. А сейчас мы с той подругой снова были вместе. Мы встретились спустя много лет, чтобы прийти сюда и вспомнить, кем были когда-то.

С этой вершины нам открывался вид на верховья долины Скагит, от древних лесов, окружавших ее, до возделанных полей, раскинувшихся на западе как огромное лоскутное одеяло, до самого моря Селиш.

«Вооон там». Подруга показала на клочок земли, который с того места, где мы стояли, казался крохотным пятнышком на теле Матери-Земли – но в детстве для нас это был целый мир, наша Нарния, наш Эдем, наш дом. «А помнишь, как мы вдвоем скакали на твоей лошади через лес? – спросила она, толкнув меня в плечо. – Я видела, как у тебя горели глаза, и понимала, что надо держаться крепче».

«Да уж… Отчаянные были, чего там», – сказала я в ответ.

«Это да …» Она замолчала и с удовольствием стала вдыхать свежий горный ветер. Немного погодя она сказала: «Знаешь, ты меня иногда пугала».

«Правда? Хм… Мне казалось, было весело».

«Мы мчались через лес, хорошим таким галопом, а лес был довольно густой… Помню свист веток у самого лица и то, как ты каждые две секунды выкрикиваешь хулиганское ругательство, а потом смеешься».

«Это была рисковая и глупая затея, что тут скажешь».

«Глупая? Пфффф… Глупая… Глупая, это, знаешь ли, не совсем то слово. Убиться могли, вот что. Упасть и расшибиться насмерть. Ну, или еще что».

«Но ведь в детстве не думаешь об опасности». Я подняла с земли камушек, форма которого напомнила мне фигурку женщины, и сунула в карман.

«А помнишь, как ты не заметила ту ветку?» – снова с усмешкой спросила подруга.

«О да! Кедр. Это был он. Хааа-рошая была ветка! Большая! Я ударилась об нее грудью, и мы обе свалились с лошади».

«И ты ничего не видела несколько минут. Вообще ничего. Господи, у тебя, наверное, было сотрясение мозга! И ты запретила мне потом об этом рассказывать, сказала: “Чтоб никому ни слова”».

«Да, как-то так… Может, кстати, и было. Ну, это. Сотрясение».

«Да не может, а было».

«Ну, было. Скорее всего. А реку вон ту ты видишь? Вон там, гляди. Помнишь то место? То самое, где ты надумала поплавать во время ледохода? Было дело?»

Закрыв лицо руками, она помотала головой: «Не напоминай».

«А я бросилась тебя спасать, и, если мне не изменяет память, мы обе чуть не утонули».

«Я помню. Прости». Она улыбнулась. «Как думаешь, наши дети тоже творят… такое. И потом помалкивают, ничего нам не говорят?»

«Даже и не сомневаюсь. И, если честно, правильно делают, что помалкивают. Ну, ты понимаешь… Не хотела бы я об этом знать, вот прямо знаешь, вот совсем».

«Да уж!» – засмеялась она.

Мы не спеша спустились по крутой тропинке, и перед нами раскинулись ярким ковром альпийские луга. Лиловые люпины источали волшебно-сладкий запах – было почти слышно, как звенят колокольчики фей в их гуще, хмельной аромат валерианы успокаивал, а ярко-красные цветы водосбора, разбросанные по каменистым краям тропинки, вселяли бодрость.

И всюду сияли белые облака дикого флокса, цветка, который мы с подругой считали символом родства и единства наших душ. Я взглянула на эту теперь уже взрослую женщину, которая увлеченно фотографировала, и подумала: мы не виделись почти тридцать лет, но наша связь не прерывалась, дух этого места поддерживал ее.

Вернувшись к отелю, мы пошли прогуляться по окрестным полям и лесам, так знакомым с детства, и, подойдя к тому месту, где начинался особенно глухой, темный лес (когда-то мы называли его лесом Гензеля и Гретель), я остановилась и спросила:

«Помнишь?»

«Как же можно забыть», – улыбнулась она.

«Сделаем это?»

«Что?»

«Забыла! Забыла! Ну, это», – я показала на свои ступни.

«О нет! Я с детства не ходила по сосновым иголкам босиком».

«А сегодня пойдешь!»

Смеясь, мы сняли обувь и носки. «Давай наперегонки до Мамы-Кедра?» – предложила я и тут же стартовала с места в разбег. Почти мгновенно чаща скрыла меня.

«Эй-эй! Полегче! Подожди! Я боюсь заблудиться!» – кричала оставшаяся позади подруга.

Я дождалась ее, и мы углубились в лес, снова превратившись в девчонок с растрепанными волосами и исцарапанными коленками, которые верили, что желания сбываются – если верить достаточно сильно.

Усталые, но довольные, мы добрались наконец до массивного упавшего кедра. Он был весь покрыт мхом и папоротником, из ствола росли молодые деревья – корни их уходили глубоко в огромное мертвое тело дерева, питая новую поросль.

«Привет, Мама-Кедр!» – подруга присела на наше любимое место, где мы рассказали друг другу столько тайн и волшебных историй, и закрыла глаза.

Вокруг стояла благодатная лесная тишина. В плавном бесшумном движении ветвей на ветру, в далеком стуке дятла слышалось биение живого сердца Матери-Природы, а мягкий мох, на котором мы сидели, был сама ее забота.

«Спасибо», – прошептала подруга.

«Что вытащила тебя сюда? Не за что. Согласись, здорово вот так вот взять и сбежать от суеты. Вместе».

«Нет, это не бегство, – сказала она задумчиво, – это возвращение домой».

Я улыбнулась: «Ну да, так вот подходишь к кассе и говоришь: „Мне билет до дома, пожалуйста, билет до меня самой, я хочу к себе вернуться“».

«Да, как-то так… Это не просто прогулка в горах, это возможность снова увидеть родину, увидеть… дом». И тут я увидела слезы в глазах подруги. Она крепко сжала мою руку. «Я тридцать лет строила карьеру, я искала себя – но я себя потеряла, вот здесь, в этом самом лесу. Потеряла в себе ту девочку, которая тихо сидела вот тут, – она похлопала ладонью по мягкому мху. – И если бы ты не настояла на этой прогулке, я отправилась бы обычной проторенной тропой за покупками в торговый центр. И не нашла бы… вот это вот все. То, что нашла. Спасибо тебе!»

Я вынула из кармана камешек, который подняла в горах, и протянула ей: «Вот. Смотри. Это андезит. Считается, что он помогает научиться отличать главное от суеты. Всякий раз, как тебя все достанет в большом городе, смотри на него и вспоминай настоящую себя».

«Обещаю, – она взяла камень и спрятала в карман рубашки, – Я больше не хочу забывать, какая я настоящая. А если забуду, так вспомню».

Душа, вложенная в нас природой

«Разве я сам не часть природы – листвы деревьев и даже плесени на овощах?» Таким вопросом задавался Генри Торо в своей книге «Уолден, или Жизнь в лесу», в которой он описывает два года своей жизни, проведенных на берегу озера Уолден в штате Массачусетс[1].

Я прочла эту книгу еще в колледже, и она произвела на меня сильное впечатление. Меня увлекли идеи Торо о простой и благоразумной жизни. Книга помогла мне осознать, что современный человек как никогда далек от природы, и совершенно забыл о том, насколько мы зависим от сложных взаимодействий живых систем, окружающих нас. К сожалению, как мои друзья, так и коллеги, практикующие магию, придерживались идеи о том, что люди – это высшие существа, что мы – главные на этой планете. А ведь у Матери-Природы много детей, и все мы в ее глазах равны, все одинаково нужны и важны. Мы родня и вóрону и ветру, и если мы чтим нашу общую Мать, то должны также и признавать и чтить равенство всех субстанций и существ, рожденных ею.

Наше представление о природе крайне искажено и ограниченно. Только парки и зоопарки отчасти напоминают нам о ней. Да еще каменные изваяния в музеях этнографии и интерьере некоторых готических замков – отголоски древних верований, изображения мифологических существ, бывших частью природы, плоть от ее плоти.

Я устала жить в обществе, утратившем тесную связь с природой. Я решила, что мой духовный путь будет заключаться в восстановлении этой связи, что я соединю и скреплю оборванные нити, когда-то соединявшие все существа и сущности Земли, а моя магия впитает в себя знания и мудрость, которыми обладают даже самые тихие и незаметные дети нашей Матери-Природы.

Итак, что я сделала? Я выпустила на волю девочку, плененную внутри. Я сняла обувь и стала танцевать босая на земле, на иголках и хвое, в моем любимом лесу, забыв, что так не делают взрослые приличные женщины. Я познакомилась с духами Земли. Я вплела в свою магию то, о чем они мне нашептали. И с тех пор, читатель, я живу по-другому. Я живу разумно и просто, в полном слиянии с землей, травой и небом, со всем, что меня окружает.

Я называю себя и своих духовных сестер ведьмами. Но вообще у людей для нас много имен, одно из которых – природные маги. Я не против. Мне в целом все равно, пусть мы будем маги. По крайней мере, в ближайших нескольких строках. Сейчас я коротко расскажу о нас.

Природный маг использует в своих ритуалах элементы шаманских практик, находится в гармонии со всеми четырьмя стихиями, доверяет своим друзьям – животным и растениям и уважает духов. Природный маг свободно перемещается между мирами природы и человека и знает, что так называемые «сверхъестественные» способности – это естественные дары природы, которыми надо лишь научиться пользоваться. Такой маг черпает из древней мудрости Матери-Земли и знает, как получить подпитку от ее силы.

Догадываюсь, о чем вы сейчас подумали. Но – нет. Я не призываю вас жить в лесной чаще, как Радагаст Бурый. Конечно, если вам очень хочется носить птичье гнездо под шляпой, то, что называется, всегда пожалуйста, кто запретит, но я не об этом. Я просто призываю вас вспомнить, откуда родом ваша душа. Просто вспомнить. Не знаете, с чего начать? Вот несколько советов.

• Учитесь полностью присутствовать в настоящем моменте. Столь многие из нас живут в дебрях воспоминаний, отчаянно пытаясь реанимировать прошлое. Другие с тревогой смотрят в будущее, опасаясь того, что может произойти. Пришло время учиться жить настоящим. Ведь лишь так можно по-настоящему быть живым. Остановись и вдохни аромат роз – знаете такое выражение? Так вот, самое время так и сделать.

• Будьте готовы с радостью принимать дары природы: начать нужно с общения с природными духами. Помните, что, работая с этими энергиями, мы открываем для себя их мудрость, их знания о невиданном и неслыханном, и следует с благодарностью принимать эти знания, поскольку они помогают обрести нашу собственную мудрость. Если вы будете к этому готовы, природа откроет вам тайны глубоких связей, испокон веку существующих между человеком и окружающим миром – не удивляйтесь, если со временем у вас усилится способность к интуитивному и сверхчувственному восприятию.

• Учитесь менять угол зрения: способность смотреть на мир другими глазами может показать вам много нового. Это приблизит вас к тому, чтобы видеть не фрагмент картины, а всю картину целиком. Как выглядит мир глазами койота, стоящего на краю леса? Ласточки, ищущей подходящее место для гнезда? Земляного червя, для которого почва дом родной, а все, что не почва – чужое и угроза? Дуба на заднем дворе? И не придирайтесь, что у червя и дуба нет глаз, вы поняли, что я хочу сказать.

Если у вас есть дети, попробуйте поиграть с ними в эту игру, предложите им взглянуть на мир глазами лисенка, мышонка, вообще любого живого существа. Прекрасный способ развития эмпатии, причем не в отношении кого-то одного, а эмпатии как она есть.

Еще один отличный способ увидеть мир под другим углом – это разбудить своего внутреннего ребенка. Помните того малыша, кем вы были когда-то? Который смотрел вокруг себя широко открытыми глазами, и для которого все было чудо, все загадка. Шлепать босиком по грязи – это как, надо попробовать. И куда это полетела та бабочка? И что там по другую сторону холма? Да и холм ли это? Может, дом волшебницы? Вот и попробуйте поехать куда-нибудь на природу и повести себя как ребенок: снимите обувь, вспомните, как это – ходить босиком, да не бойтесь наступить в грязь. Пробегитесь за бабочкой. Сходите в разведку по ту сторону холма. Острого детского любопытства вам, разумеется, уже не испытать, но тем не менее какие-то ощущения будут, вот и прислушайтесь к себе – что это за ощущения. Если что-то новенькое – отметьте это.

• Проводите больше времени на воздухе: чаще выходите на свежий воздух, лучше в одиночестве. Ходите, гуляйте, прислушивайтесь к звукам жизни вокруг вас – очень полезно для душевного здоровья. Согласно исследованию, проведенному Национальной Академией естественных наук, люди, у которых есть возможность проводить время на природе, меньше переживают о различных проблемах, менее тревожны в целом, более довольны жизнью, у них лучше память[2].

Совершайте магические ритуалы на свежем воздухе: если у вас есть возможность делать это в условиях дикой природы, прекрасно, но задний двор или парк тоже подойдут. Сам факт удаленности от вещей, созданных человеком, уже обеспечит вам необходимый контакт с силами природы. Проникнитесь чувством земли под босыми ногами, позвольте ветру дуть вам в лицо, обвевать вас со всех сторон, прочувствуйте жар костра, вслушайтесь в шум водопада.

• Узнавайте о Богах и Богинях, в которых верят и которых чтят в мире людей: в этой книге я расскажу вам о многих из них. Я также расскажу о духах, обитающих в ином, потустороннем мире. Прежде чем приступать к работе с энергиями всех этих существ, познакомьтесь с ними поближе. И не забывайте всякий раз, перед отправлением ритуала, проявить к ним уважение, в том числе представиться им.

Итак, к чему терять время. Прямо сейчас мы скинем обувь и побежим мшистой, нагретой солнцем тропой навстречу незримому. Мы побежим свободно, с непокрытой головой, с распущенными волосами, откинутые назад, они будут биться на ветру. Встретив препятствие, например, мирскую суету, мы поведем себя как сильные воины и не позволим нас остановить. Мы овладеем тайнами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Мы сполна насладимся теми дарами, что может дать нам природа. Мы взглянем на привычный мир новыми глазами. Мы будем необузданны и свободны.

Часть 1

Лес (земля)

Глава 1

Вперед, в леса


Ребенком я часто уходила в лес, начинавшийся сразу за нашим домом. Я любила сидеть среди выступающих наружу, поросших мхом корней большого клена. Под сенью густой листвы я распевала песни, шептала заклинания и свои детские молитвы. Среди этих древних корней я ощущала близость к иным корням, невидимым – тем, что связывают меня с моими далекими предками, когда-то жившими в глухих в лесах северо-запада тихоокеанского побережья.

В лес я обычно отправлялась после школы, особенно если день выдался так себе: кто-то дергал меня за волосы, говорил что-то обидное, подсовывал в учебник жука, или я оказывалась на скамье запасных в спортивных играх – все эти маленькие неприятности детской жизни растворялись под покровом леса, где я чувствовала себя как дома. Каждый день из стеснительной девочки со странностями я таким образом превращалась в волшебницу, которая умеет общаться с духами природы (хотя я еще не понимала этого) и понемногу приближается к тому, чтобы овладеть магическими практиками, которые спустя годы станут ее ремеслом.

«Пойдем домой, дочка, – мама всегда знала, где меня найти, – пора ужинать».

«Можно я еще полчасика погуляю? Обещаю, я вернусь до темноты. Ну пожааалуйста», – обычно просила я.

«Ладно, еще полчасика», – мама улыбалась и оставляла меня наедине с моими волшебными играми.

Став взрослой, я все равно часто бываю в этих лесах. Они уже не такие таинственные, какими были в пору моего детства. И все же в них я нахожу уединение, защиту и отдых, там прихожу в равновесие и принимаю важные решения. Там я совершаю свои магические ритуалы. Снова и снова я пропадаю в этих лесах, как в детстве.

Первое дерево

Можно представить, какой сакральный трепет должны были испытывать наши далекие предки перед громадными, отдельно стоящими деревьями. Для обожествления были причины. Деревья – любые, даже простые и ничем не выдающиеся, являлись тем, что обеспечивает выживание. В самые древние времена они были домом: ночью в их ветвях можно было укрыться от хищников. Когда люди научились добывать огонь, они стали тем, что этот огонь поддерживает – топливом. Их плоды были пищей, листья – лекарством. Не удивительно, что дерево, отличавшееся от своих лесных собратьев внушительными размерами, становилось объектом поклонения. Мне вспоминаются невероятные старые вечнозеленые леса северо-запада тихоокеанского побережья, где среди красных кедров, пихт и секвой можно встретить отдельные экземпляры, достигающие более сотни метров в высоту, с диаметром ствола до шести метров[3]. Эти прекрасные гиганты древних времен теперь редко встречаются в прибрежной зоне, и большинство из них находятся под охраной государства и окружены специальной оградой с платным входом. Только так теперь можно ощутить вблизи их величие.

Прогуливаясь по тропинкам в лесу неподалеку от дома, я вижу тут и там среди молодых деревьев огромные старые пни, которые рассказывают истории из прошлого – о том, как их сразила молния или огонь. Глубокие трещины на древних стволах помнят пионеров, что пришли осваивать эту землю, ресурсы которой казались неистощимыми, и страдания аборигенов, чьи священные земли были захвачены и разграблены. Тот горький стон и сетования чуткое ухо до сих пор может услышать в шуме листвы, распознать в молчании поднимающегося от земли утреннего тумана.

С начала времен деревья считались священными, возможно, еще и потому, что, подобно людям, они стоят прямо, ногами на земле, с головами, устремленными в небо, и циклы их жизни напоминают человеческие. Как и мы, деревья обладают памятью – по кольцам на их пнях можно многое узнать об их прошлом. Как бы то ни было, в легендах и мифах культур всех народов мира прослеживается почтительное отношение к деревьям.

Наверняка вы слышали о христианском Древе познания в Эдемском саду, чьи плоды даровали человеку знания о добре и зле, знакомы с древнегреческим мифом о Дафне, обращенной в лавровое дерево своим отцом, речным богом, чтобы защитить ее от преследований Аполлона. Скандинавский Один по легенде девять дней висел на Древе мира Иггдрасиль, неотрывно глядя в темную воду, чтобы получить руны для блага человечества. Будда обрел просветление под деревом Бодхи, а еще в Индии верили в существование космического дерева, Ашваттха, что уходит корнями в небо, а его ветви растут вниз, покрывая всю землю. В любой мифологии деревья обеспечивали связь между мирами людей и богов: представители высших сил или их посланники перемещались из одного мира в другой по стволам и ветвям.

Если одно дерево могло символизировать ось, связующую небо и землю, то что же древние думали о целых лесах?

Пересекая грань

Когда-то почти всю территорию Центральной и Западной Европы покрывали девственные леса. В некоторых лесных массивах, таких, например, как в Германии Шварцвальд (в переводе с немецкого это означает Черный Лес), деревья стояли так плотно, что сквозь их кроны никогда не проникали солнечные лучи. Там было по-настоящему опасно: одинокому путнику легко можно было заблудиться, стать жертвой разбойников или добычей диких зверей. Для людей, живших неподалеку от Шварцвальда, это было и место мистическое.

Входя в лес, мы символически пересекаем границу миров – так душа вступает в мир неведомого, царство смерти, природы или духов; человеку иногда необходимо пересечь эту грань, чтобы понять или обрести что-то важное для себя. Многие сказки братьев Гримм и других авторов начинаются похоже. Вспомните «Красную Шапочку», «Гензель и Гретель», «Белоснежку», «Машу и медведей», или, например, «Румпельштильцхен» – что их объединяет? Верно – герои отправляются в глубь леса. В паутине ветвей, темноте и неизвестности, они прокладывают себе путь, справляясь с трудностями, подстерегающими тут и там – и выходят обновленными.

Во многих культурах древнейшими святилищами были рощи или леса деревьев с раскидистыми кронами – дубовые, тисовые или сосновые. Эти святилища посвящались определенным божествам, в честь которых под деревьями проводились празднества с экстатическими танцами, там же люди входили в контакт с духами Земли. С приходом христианства эти первые храмы, служившие местом единения человека с природой, стали частью окружения уже других храмов, рукотворных, посвященных христианскому богу. Однако старые боги и богини не покинули свои лесные дома – следы их присутствия до сих пор видны в тайнописи изломов и трещин коры старых деревьев, хитросплетениях корней и лоз на останках поверженных гигантов.