Книга Дикая Волшебная Душа: раскрепости свой дух и соединись с мудростью природы - читать онлайн бесплатно, автор Моника Кроссон. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Дикая Волшебная Душа: раскрепости свой дух и соединись с мудростью природы
Дикая Волшебная Душа: раскрепости свой дух и соединись с мудростью природы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Дикая Волшебная Душа: раскрепости свой дух и соединись с мудростью природы

Испокон веку деревья участвовали в ритуалах инициации. Во многих европейских странах существовала традиция высаживать деревья перед домами молодоженов, что символизировало защиту семейного счастья, а в некоторых регионах Азии на свадебной церемонии молодые ходили вокруг дерева, чтобы причаститься его производительной силы.

Иногда деревья высаживали в честь рождения наследника, на удачу, а во многих культурах покойников вместо погребения помещали на деревья – считалось, что так гарантируется перерождение души. В некоторых странах Европы, когда молодой человек, став взрослым, покидал родную деревню, он наказывал родным ухаживать за посаженным им деревом, и пока это дерево-хранитель было здорово, близкие знали, что с человеком все хорошо, а если начинало болеть, это означало и болезнь того, кто сейчас далеко.

На деревья, столь почитаемые нашими предками, в современном мире смотрят утилитарно – как на ресурс. Эти ресурсом распоряжаются зачастую бесцеремонно, забывая о том, что именно леса в значительной степени обеспечивают равновесие в глобальной экосистеме, частью которой является и человек. Без них, поглощающих углекислый газ, мы лишились бы кислорода, необходимого для дыхания, а в отсутствие вечнозеленых лесов нас ждут засухи, изменения в движении воздушных масс и водных течений, то есть нарушение глобального климатического равновесия.

Входите в лес с открытым сердцем, позвольте его древним воспоминаниям потревожить ваш покой и откройте в себе столь долго дремавшую способность понимать природу.

Я всегда считала, что идти сквозь лес – значит вступать в тесный контакт с Зеленым Богом. Его послания можно услышать в шепоте старых деревьев, в голосах птиц и других лесных обитателей, в журчании ручьев – все это звуки, сообщающие об умиротворении, стабильности и единении с Матерью-Землей. Но чтобы лучше понять этот язык, нужно приблизиться к деревьям – поэтому, если вы готовы, предлагаю вам как в сказке переступить порог и пойти вглубь леса, где покрытые мхом ветви старых исполинов поведают нам древние предания.

Дерево прошептало – беги!

Количество и свойства влажных осадков в штате Вашингтон очень зависит от времени года: летом это в основном влажные туманы, от которых холодеют щеки и вьются волосы, а зимой сильные ливни с градом, жалящим, как миллионы маленьких стрел. Помню, была середина ноября, и дождь лил стеной – в такую погоду большинство нормальных людей стараются остаться в теплом сухом доме и радоваться огню в камине, чашке чая в руке и коту, свернувшемуся калачиком рядом.

Но только не я: мне как раз потребовалось выйти из повседневной жизни в магическую. В лесу рядом с моим домом есть одно место, куда я всегда прихожу, когда голоса из потустороннего мира тревожат мне душу. Я иду на берег реки Саук, в полутора милях от моего дома, где два клена, сплетенных ветвями, образуют естественную беседку рядом с проселочной дорогой.

В тот день, когда казалось, что дождь не кончится никогда, я вошла в этот лес как обычно, спокойно и с сердцем, открытым посланиям природы. Ветви могучих елей и кедров, а именно из этих деревьев в основном состоит наш лес, частично защищали от дождя, я сняла тяжелый шерстяной свитер и положила на покрытый мхом пень.

Я шла по той же тропинке, что и всегда – она ведет вниз, вдоль мшистого берега реки с редкими кустами папоротника, к дереву туи, нависающему над рекой Саук, дереву, чьи наземные корни искривлены и перекручены изменчивым потоком воды – Саук нередко вырывалась из русла и подмывала почву. Недалеко от основания этого дерева, где несколько валунов, заросших кустиками черники, держат дерево с ослабевшими корнями и не дают ему окончательно упасть в воду, есть небольшая ложбина. Туда я обычно и забираюсь, чтобы оказаться под защитой мощной очистительной энергии туи.

Туя, или западный красный кедр – была одним из самых почитаемых деревьев у племен, населявших когда-то тихоокеанское побережье. Из его листвы делали средство для лечения простуды и других хворей, из коры – амулеты для защиты и процветания; внутренние волокна использовались для изготовления одежды, одеял и подстилок для сна. Из туи строили дома, выдалбливали лодки, из корней плели корзины; тотемы, маски и другие ритуальные принадлежности также вырезали из этого дерева, кору его измельчали и использовали в качестве благовоний, для этого же шли в ход пучки его веток – ничто не пропадало зря. Туя, как и все кедры вообще, символизирует защиту, очищение и процветание, а многие племена верили, что в этих деревьях живут духи предков.

Как любитель проводить время в лесу, я была очень хорошо знакома с защитной энергией кедра, и хотя сейчас я умею работать с энергиями многих деревьев, именно к кедру меня тянет в особенно уязвимом состоянии. И вот, пока дождь продолжал заливать все вокруг, я в своем укрытии зажгла простую белую свечку, подожгла курительную палочку с ароматом бергамота и приступила к медитации. Как всегда, я почувствовала себя так, словно ко мне потянулись тончайшие нити из потустороннего мира – это защитная сущность кедра окутывала меня своим покоем. Но тут произошло что-то странное – что-то, что напугало меня. Меня вдруг пронзила внезапная тревога, и одно слово отчаянно зазвенело в голове: беги! Это прозвучало так неожиданно и настойчиво, что я не стала тратить время на сомнения, быстро потушила свечу и палочку и побежала обратно к берегу реки, забыв на пне свой свитер.

Снова оказавшись на дороге, я остановилась перевести дух. Что это было? – спрашивала я себя. В этот момент где-то неподалеку хрустнула ветка. Я обернулась и краем глаза заметила что-то похожее на промелькнувшую человеческую фигуру. Не показалось ли мне это? Услышав хруст веток снова, я уже не стала любопытствовать, чем он вызван, – я побежала со всех ног домой, а это, напомню, полторы мили, и уже в безопасности, у дверей своего дома я услышала вой сирен и, затаив дыхание, наблюдала, как мимо пронеслись две полицейские машины.

Через пару дней я узнала, что полиция разыскивала наркомана, которого подозревали в совершении убийства и серии ограблений. Чем закончилась бы наша встреча в лесу? Кто знает. Но я более чем уверена, что ничем хорошим. Как уверена и в том, что дух дерева тогда защитил и спас меня.

Даже в современном мире, где постоянно растущие города и потребности в сельскохозяйственных угодьях уже уничтожили огромное количество лесов, духи деревьев до сих пор живы – в старом дубе на вашем заднем дворе, в прибрежных зарослях ольхи, чьи веточки треплет ветер, в соснах, хранящих прохладу в вашем любимом парке. Взаимодействуя с их могучими энергиями, мы обретаем силу и причащаемся древней мудрости. Все это доступно в любой момент каждому из нас. Стоит лишь захотеть.

Общение с духами деревьев

Тациту, римскому автору II века, приписывают слова: «Мудро прислушиваться к голосам деревьев, ибо они говорят о том, о чем мы иначе бы забыли». Почти два тысячелетия спустя это до сих пор актуально. К сожалению, мы живем в мире, где отчуждение от природы все больше становится нормой. Как пишет Ричард Лув, автор книги «Последний ребенок в лесу», все больше исследований подтверждают связь душевного и физического здоровья и регулярного общения с природой[4]. Не знаю, как вы, но если я не провожу достаточно времени на природе – работая в саду, прокладывая новые тропинки в лесу или общаясь со своим любимым деревом – я чувствую себя эмоционально опустошенной.

У наших предков была прямая связь с природой: они жили и работали на земле и видели единство всего сущего, которое им при этом открывалось, они чтили это единство, отражая его в танцах, песнях, сказках и ритуалах. Они умели прислушиваться к тому, о чем шумят листья на ветру и быстрые ручьи. Анимизм (вера в то, что у каждого предмета есть душа или дух) возник еще в эру палеолита, и с тех пор жив в мифах, легендах и сказках всего мира.

Когда почувствуете, что готовы к общению с духами деревьев (или любых других природных существ), не ждите, что получится прямо сейчас – вот так просто подойти к ближайшему дереву и начать разговор. Нет. Но если для начала вы станете чаще выходить, выезжать на природу, будет уже хорошо. Что еще можно сделать:

• Читайте книги по теме: полезно узнавать то, что знали наши предки об общении с духами природы. Когда-то такое общение было в порядке вещей. Люди легко вступали во взаимоотношения с феями, водяными и прочим лесным народом, и те тайные знания, которые при этом получали, передавали из поколения в поколение.

• Изучайте фольклор – рассказы о женах-деревьях и болотных девах, о мудрости Матери Всего Сущего и таинствах дриад. В сказках больше правды, чем может показаться на первый взгляд. И не забывайте больше узнавать о самих деревьях: когда в следующий раз отправитесь на прогулку, возьмите с собой справочник натуралиста. Можете захватить также и книгу, где говорится о магических свойствах того или иного дерева. Это поможет познакомиться с личностью ваших будущих собеседников, коли уж вы решились на такое общение.

Например, если вы хотите начать что-то новое в жизни, поищите березу – это дерево излучает свет и жизнь. Его планетой-управителем является Венера, и дух этого дерева пробуждает красоту и любовь. А если чувствуете себя эмоционально опустошенными, то вам нужно дерево, которое поделится с вами силой. Обратитесь к могучему дубу, который ассоциируется с богами грома, мощью, смелостью и ясностью мысли.

Познакомьтесь с ближайшим к вам лесом, прочувствуйте его: невозможно войти в эту сень и не плениться всей этой красотой. Как плавно раскачиваются ветви деревьев, как танцуют солнечные блики на траве. Как все шумит, колышется и дышит. Раскиньте руки и почувствуйте, как энергия леса входит в вас, наполняя покоем, исцеляя. Подольше побудьте рядом с деревом, которое вас чем-то привлекло – почитайте или просто посидите, подумайте о своем. Что вы чувствуете, находясь вблизи?

Общайтесь с деревом, как ребенок: помните свое любимое дерево в детстве? Большинство из нас не забыли, как, играя, лазали по его веткам, строили там дома и штабы, или просто сидели в тени какого-нибудь большого дерева и секретничали с подружкой, не понимая тогда, что у этих детских секретов есть еще один слушатель, старый и мудрый. Попробуйте сейчас, взрослым человеком, пообщаться с деревом с той детской верой в чудеса, которая когда-то позволяла вам маленькому услышать, как ветви шепчут ваше имя.

Будьте терпеливы: не ждите, что вам сразу удастся завязать разговор. И вообще не думайте, что это будет разговор в буквальном смысле. Большинство тех, кто практикует такое общение, контактируют с духами деревьев посредством медитации – и это требует навыка, как любое другое занятие.

Лесные духи

Бывают времена, когда все почему-то становится труднее, чем раньше – то, что еще недавно было комфортно и легко, сегодня лишает сил. Я помню, около десяти лет назад, когда у меня было ощущение потери себя, ореховое дерево помогло мне понять, что делать дальше.

Это было так. Моя дочь Хлоя протянула мне маленький орех: «Мама, феи дали мне это и сказали, что это для тебя». Ей было шесть лет, она сжимала в руках орешек и три крошечные незабудки, и ее глазки светились радостью.

«Какая прелесть!» Я рассматривала орех, держа его на ладони. Он был гладким и идеальной формы. Я поняла, что он станет прекрасным дополнением к моему магическому арсеналу, и припрятала его. Но потом, каюсь, я про него забыла. Несколько дней спустя, когда я работала в саду под нежным сентябрьским солнцем, в лимонно-желтых лучах которого растворялась моя печаль, я вспомнила о подарке фей.

Конечно, я знала, что орех ассоциируется с мудростью, вдохновением и потусторонним миром, но что он значил именно для меня, и именно в тот момент жизни? Я подошла к дочери, в естественной способности которой общаться с духами природы никогда не сомневалась – я и сама ребенком могла видеть то, что не видят другие, – и спросила, показав ей орех: «А откуда ты знаешь, кошечка моя, что феи дали это для меня?»

Почти не отвлекаясь от расписывания любимой куклы шариковой ручкой, дочь ответила: «Я просто поняла». И, помолчав, добавила: «Мне как будто ветер сказал, мама».

Я улыбнулась – мне было хорошо понятно, что она имеет в виду.

Когда мне было девять лет, я рассказала родителям, что в лесу со мной говорили феи, и что их голоса доносил ветер – после чего меня повели к детскому психиатру. К счастью, он оказался умен и смог успокоить моих взволнованных папу и маму, сообщив, что я не шизофреничка, а просто, вероятно, обладаю развитым воображением. Я тоже оказалась умна и сделала выводы: впредь я буду о таком помалкивать. Но свою дочку я растила иначе.

Возвращаясь к ореху. Я решила, что как бы то ни было, это знак, и однажды вечером отправилась на поиски ответа на вопрос, как этот знак следует понимать. Уже смеркалось, когда на берегу реки я нашла орешник, растущий в окружении шиповника, тополя и ольхи. Прислонившись к его тонкому стволу, я призвала стихии помочь мне в моем внутреннем путешествии и, окутанная успокаивающей энергией дерева, погрузилась в медитативное состояние.

Я увидела себя идущей лесной тропинкой в таком густом тумане, что с трудом различала, что впереди, но по мере моего движения туман медленно рассеивался, обнажая красоту леса, очень похожего на тот, в котором я находилась наяву, только еще более красивого. В конце тропинки, по которой я шла, под ветвями ореха, чья листва шумела и ветви двигались без всякого ветра, стояло существо. Оно молчало, и я не могла понять, женского оно рода или мужского.

Это было, судя по характеру движений, эфирное существо, и я сразу почувствовала себя легко в его присутствии. Дух приблизился ко мне, сел и протянул вперед руки, в каждой из которых было что-то зажато. Я инстинктивно поняла, что нужно выбрать одну из рук, что я и сделала. Когда пальцы существа разомкнулись, я с некоторым разочарованием увидела на его ладони такой же орех, как у меня, но на этот раз на скорлупе светилось мое имя. Я была в замешательстве, поскольку лесной дух показывал мне тот же самый орех, значение которого я пыталась выяснить – и это мне ни о чем не говорило. Однако затем существо раскрыло вторую ладонь – в ней оказался кокон, из которого как будто кто-то пытался выбраться. Я посмотрела в лицо духа, который улыбнулся мне и кивнул, и у меня все сошлось. Это я была тем, кто пытается выбраться на свободу из кокона, и орехом была тоже я. Послание означало, что мне нужно больше доверять своей интуиции и мудрости, не позволяя другим (и себе) сомневаться в своих способностях, и не препятствовать необходимым переменам. Не заключать саму себя в скорлупу, в неволю, в тюрьму.

Как только я это поняла, я увидела, как из кокона выбралась голубая бабочка и быстро улетела. Существо снова улыбнулось и кивнуло. Я поблагодарила лесного духа, повернулась и пошла обратно в туман. Я не раз убеждалась, что подобные внутренние путешествия помогают воспринимать мир по-новому: благодаря им мы узнаем себя и понимаем, что изменения – необходимая часть жизни.

Но кто же эти природные существа, которые посещают нас во снах и во время медитации – и которых иногда можно видеть и ощущать наяву?

Ответов на этот вопрос так же много, как и форм, которые могут принимать духи природы. Невозможно сказать определенно, но я убеждена, что они живут в параллельном мире, который тесно сплетен с миром человеческим. Эти существа были известны во все времена и почитаемы во многих культурах. Некоторые из них доброжелательны к людям, другие же, скажем так… немного зловредны. Вот список моих любимчиков.

Болотные девы: существа из немецкого фольклора. Их руки, напоминающие ветви клена, покрыты мхом и лишайником. Это не особенно красиво, но зато девы добры и всегда готовы помочь любому человеку, уважающему их дом. В магии болотных дев призывают для исцеления ран. Раны, нанесенные Матери-Природе, они тоже залечивают.

Каноти: в фольклоре индейцев сиу это древесные духи, которые являют себя в виде прозрачных существ или карликов. Эти духи любят посещать человека во сне. Призывайте каноти для гаданий и толкования сновидений.

Кодама: японские духи деревьев, которые (духи, а не деревья) умеют перемещаться по лесу. Это согласно одним легендам. Другие же, напротив, говорят о том, что дух кодама тесно связан с одним конкретным деревом. И что если человек срубит или покалечит это дерево, он будет навеки проклят тем духом. Голоса кодама можно услышать в эхо, раздающемся в горах и долинах. В магии кодама призывают для защиты домашнего очага и в других целях, так или иначе связанных с безопасностью семьи и жилищ.

Лесидхе: ирландский лесной дух-оборотень, способный принимать вид любого животного и растения в лесу. Лесидхе бывают зловредны и мешают путнику найти дорогу. На людей они не нападают и вообще в случаях прямого причинения человеку вреда не замечены. И все же считается, что они не любят людей за безответственное отношение последних к природе. Поэтому общаться с этими духами нужно с учетом данного обстоятельства. Как минимум для этого необходимо с глубоким и искренним уважением относиться к Матери-Природе. В магических практиках лесидхе призывают в случаях, когда человек решил кардинально поменять свою жизнь. Ну и, разумеется, когда требуется помощь самой Матери-Природе.

Лунантиши: эти ирландские духи-лунопоклонники охраняют кусты терновника (поэтому называются еще терновыми духами) – и очень ответственно относятся к своим обязанностям. Поэтому могут ущипнуть человека, посягнувшего на их подопечных. Лунантиши призывают для лунной магии, исцеления и обретения силы.

Нимфы: эти приятные во всех отношениях духи природного мира живут в деревьях и любят поговорить, как и многие женщины. Их голоса можно расслышать в ветре и трепете весеннего цветка, в каплях дождя на поверхности озера, шуме летней листвы.

Пакваджи: в индейском фольклоре пакваджи – это хитроумные лесные духи, которые могут превращаться в животных и, согласно некоторым легендам, обладают запахом – источают сладкий цветочный аромат. В целом эти существа добры к людям, но могут вызывать забывчивость или сглазить человека. Поэтому если вам кажется, что вы видите или чувствуете пакваджи, лучше не искать с ними общения и оставить их в покое.

Скиаши: эти ирландские лесные духи защищают леса и не очень доброжелательны к людям на своей территории, однако охотно делят жизненное пространство с другими лесными жителями – зверями и птицами, а также со своими собратьями-духами. К себе скиаши допустят только человека, который глубоко уважает лес. Этих духов вызывают для защиты, помощи в построении отношений и восстановлении связи с миром природы.

Хульдра: это лесной дух женского пола в скандинавской мифологии; ее можно назвать лесной сиреной. Она привлекает заплутавших путников своим обольстительным пением и приводит к гибели. Скорее всего, с ней связан образ Госпожи Метелицы. Хульдра считается защитницей леса и диких животных. В магических практиках к ней обращаются, когда нужно совершить ритуал, который защитит женщину и поможет ей обрести независимость.

Наверно, самыми известными среди своих сестер являются греческие дриады: гамадриады – это нимфы отдельных деревьев, обычно дубов и тополей; мелии – нимфы ясеня, ореады – сосновые нимфы. Есть еще мелиады, они живут во фруктовых деревьях, а в рощах и долинах обитают альсеиды. Несмотря на то, что образы нимф так женственно-романтичны и придают волшебный флер любому лесу, не стоит обольщаться насчет этих существ и относиться к ним легкомысленно. Это настоящие защитницы своего родного дома, и, если ему угрожает опасность, могут быть свирепы. В магии к нимфам обращаются, когда нужна помощь природе, для любовных приворотов, для исцеления от болезней, развития творческих способностей, а также во многих других случаях, так или иначе связанных с красотой, гармонией и обретением свободы.

Мать-бузина

Проходя вдоль живой изгороди вечерней порой, когда ветерок вдруг донесет терпкий запах жимолости, пробуждая в душе волшебные чувства, поравнявшись с деревом бузины, не забудьте выразить богине почтение. Она сурова. Одно из ее воплощений – Старуха-зима, присутствие которой можно ощутить в дыме костра и рисунках на листьях, тронутых первым морозцем. Эта богиня, при условии, что вам удастся с нею поладить, поможет вам собрать воедино ту энергию, что живет внутри вас, сжать ее в кулак. Наши предки относились к бузине со всем почтением. Как писала Шарлотта София Берн в 1914 году в своей книге о фольклоре, ни один лесник не осмеливался отломить ветку бузины, не испросив разрешения у Богини[5].

Считалось, что бузина связана с Белой Богиней Зимы, которую в скандинавском фольклоре зовут Хель, в германском – Хольда или Берта, а в британском Хольде. Это богиня обновления и трансформации; это наша темная мать, которая держит нас за руку, когда мы заглядываем в кипящий котел своей души, понимая, что для начала новой жизни необходимо сначала умереть, хоть бы даже и символически.

Бузина – небольшое дерево, которое часто встречается вдоль проселочных дорог и в живых изгородях. Бузина европейская (Sambucus nigra) обычно вырастает выше (до шести метров), чем ее американская родственница (Sambucus canadensis), но обе они весной покрываются гроздьями белых цветов со сладким запахом, а в конце лета и начале осени на месте цветов созревают массивные грозди темно-синих ягод. Существует также красная бузина (Sambucus racemosa), ягоды которой ядовиты, и, конечно, еще огромное количество разновидностей, которые можно найти в ближайшем питомнике или специализированном торговом центре. Есть сорта, выведенные исключительно для красоты, то есть декоративного оформления садового участка, есть и такие, которые высаживают, чтобы собрать богатый урожай ягод.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Henry D. Thoreau, Walden; or, Life in the Woods (Boston, MA: Ticknor and Fields, 1854), 150.

2

Gregory N. Bratman, J. Paul Hamilton, Kevin S. Hahn, et al., “Nature Experience Reduces Rumination and Subgenual Prefrontal Cortex Activation,” Proceedings of the National Academy of Sciences 112, no. 28 (July 2015): 8567–8572, doi:10.1073/pnas.1510459112.

3

Roy F. Douglass, “Silvical Characteristics of Redwood (Sequoia sempervirens [D. Don] Endl.),” US Forest Service Research Paper PSW-RP-28 (Berkeley, CA: Pacific Southwest Forest & Range Experiment Station Forest Service, 1966), 10, https://www.fs.usda.gov/treesearch/pubs/28694.

4

Richard Louv, Last Child in the Woods: Saving Our Children from Nature-Deficit Disorder (Chapel Hill, NC: Algonquin Books, 2005).

5

Charlotte Sophia Burne, The Handbook of Folklore (London, UK: Sidgwick & Jackson: 1914), 34, https://archive.org/details/cu31924009657283/page/n8.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов