Книга Теория социальной экономики - читать онлайн бесплатно, автор В. С. Соловьев. Cтраница 18
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Теория социальной экономики
Теория социальной экономики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Теория социальной экономики

– перерасход средств, выделяемых по утвержденным сметам на капитальное строительство в несколько раз[302];

– нарушение сроков строительства из-за проблем с финансированием строящихся объектов и разрушением строительной отрасли, в связи с прекращением промышленного строительства и деятельности предприятий отрасли строительных материалов и конструкций;

– порождение массы коррупционных схем на всех стадиях использования бюджетных средств и, соответственно, их воровства в огромных количествах;

– искусственное банкротство банков в результате хищения денежных средств и мошеннических схем увода денег за границу;

– мошенничество в сфере жилищного ипотечного строительства с безнаказанным банкротством подрядчиков и посредников[303];

– рост числа задолжников и сумм задолженности банкам из-за невозврата кредитов;

– безнаказанность за нарушения в банковской сфере породила всеобщую вседозволенность всех участников финансовых операций[304];

– введение системы строительных тендеров, включая электронные торги, что породило не только беспрецедентную систему коррупции, взяточничества, систему так называемых откатов, но и искусственный выбор неквалифицированных безответственных генподрядных организаций, заинтересованных только в получении любой ценой огромных бюджетных средств[305].

Кредиты на инвестирование капитального строительства – это всегда финансирование создания овеществленных материально-технических условий для будущей жизнедеятельности общества. С этих позиций кредитная деятельность априори имеет сугубо социальный характер. К сожалению, кредитная деятельность всегда была реализована на антигуманных, самых изуверских принципах ростовщичества, корнями уходящими в рабовладельческий и феодальный строй. «Благоприятная» конъюнктура, сложившаяся в строительной отрасли, в результате почти полного разрушения промышленного и гражданского строительства, позволила создать негативную по своим социальным последствиям кредитно-финансовую систему в форме ипотечного кредитования жилищного строительства. Одной из причин этого являлось то обстоятельство, что правительство до сих пор, не может создать государственную финансовую систему, способную инвестировать жилищное строительное производство за счет бюджетных средств.

В экономике России финансовая политика носит антигосударственный, антисоциальный характер, и вся прибыль, получаемая в нефтегазовом комплексе – одном из основных источников пополнения государственного бюджета – вкладывается в государственные облигации США. Все это позволило создать антисоциальную систему ипотечного кредитования, направленную, с одной стороны, на получение максимально возможных прибылей банковским сектором при гарантированном возврате кредитных средств за счет кабальных условий кредитного договора, вплоть до изъятия построенного жилья в пользу банков без всяких компенсаций. С другой стороны, подобная система была выгодна и строительным организациям, так как позволяла без особого ущерба нарушать сроки, сметную стоимость строительства[306] и другие обязательства перед заказчиком ввиду его безнаказанности и полной зависимости от строительной организации. Более того, для быстрого получения беспрецедентно высоких прибылей строительные организации для своих работ стали использовать буквально за гроши дешевую рабочую силу из государств Средней Азии бывшего СССР, Молдавии, Украины, Турции, завышая при этом сметную стоимость строительства, так как к тому времени все государственные (советские) строительные нормы и расценки были упразднены и заменены на временные технические условия, далекие от государственных стандартов.

Быстрый и огромный приток больших сумм неконтролируемых денежных средств, естественно, породил массу различных спекулятивных и мошеннических схем, привел к росту криминализации в строительной отрасли. Более того, этот процесс сопровождался отсутствием со стороны государства какого-либо контроля, этому способствовала и соответствующая нормативная база. Плюс ко всему отсутствие у людей свободных денежных средств и непомерная стоимость жилья привели к тому, что реально отдать средства за платное жилье население могло с трудом при кабальных условиях только через десятки лет. Подобное положение привело к нереальным срокам ипотеки в 20–25 лет. Такой длительный срок кредитования, хотя и вселял надежды, однако нестабильность экономического положения страны, неуверенность в завтрашнем дне в реальности привели к печальным результатам. При таких условиях ипотеки, естественно, нарушались сроки строительства, деньги использовались не в соответствии с целевыми взносами и разворовывались. Как результат – огромные долги, армия обманутых дольщиков, пострадали миллионы людей. Одновременно с этим сложилась неблагоприятная картина в отношении выплаты по долговым обязательствам ипотечных договоров. Для решения этой проблемы появилась система «физического выбивания» долгов застройщиков за счет организаций-коллекторов[307].

Кроме того, неблагоприятная ситуация сложилась и в бюджетном финансировании регионов, которое направлено на бюджетное «выравнивание» условий жизни за счет регионов-доноров. По существу, подобная процедура практически не имеет смысла, так как большинство регионов – дотационные, а только за счет Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких регионов этого сделать практически невозможно. Это обстоятельство обусловлено тем, что промышленная основа почти всех регионов утрачена (разрушена градообразующие производства почти всех урбанизированных поселений), а у правительства РФ на инвестиционное развитие регионов нет финансовых средств и экономическая политика социально-экономического развития страны просто-напросто отсутствует. Необходима коренная, научно обоснованная перестройка стратегии социально-экономического развития страны. Однако по этому поводу при антигосударственной финансово-денежной системе нет даже теоретических подходов к решению данной проблемы.

На основании изложенного, можно констатировать следующее:

– пока существует основа неравноправного устройства общества – частная собственность, социальное напряжение в обществе будет только нарастать за счет увеличения разрыва между бедными и богатыми;

– негативные антисоциальные результаты монетаристской экономики наиболее ярко проявляются в бедных странах, где финансовые институты неразвиты и все принципы монетаризма вообще неприменимы, а реальное производство продуктов потребления не развито. Это порождает массовые миграционные потоки беженцев в развитые западные страны, которые в результате проводимой политики толерантности и мультикультурализма не только теряют свою национальную идентичность, но и за счет иждивенчества и паразитического образа жизни мигрантов в районах по типу гетто, порождают целую гамму негативных проявлений поведения, обусловленных низкой культурой, религиозными пристрастиями, безработицей и т. п. (бандитизм, воровство, изнасилования, социальная нетерпимость к коренному населению, к его культуре, традициям, моральным ценностям и т. п.). В связи с тем, что численность мигрантов в крупных городах Европы постоянно увеличивается, соотношение складывается не в пользу коренного населения, в связи с этим создается реальная угроза полной утраты западной цивилизации;

– монетаристская система экономики построена таким образом, что она автоматически порождает антисоциальные условия жизнедеятельности, замещая реальное производство различными видами квазидеятельности, позволяющими беспредельно повышать финансовое благополучие буржуазно-олигархической верхушки и власть предержащих в виде фантомных (пустых) денег;

– основные «жизненные» установки монетаризма «нажива любой ценой» и «деньги делают деньги» губительны для разумного общества, так как при этом объективно происходит целенаправленная деградация личностного развития людей и превращение их в общество потребителей, ориентированных на удовлетворение низменных физиологических инстинктов;

– извращенные потребности олигархической верхушки точно также ведут к нравственному упадку общества (как в Римской империи);

– огромные массы пустых, фантомных средств и ориентация на дальнейшее получение сверхприбылей приводят к постоянным непрекращающимся превентивным войнам в разных частях земного шара и геноциду малоразвитых народов.

Возникает вполне закономерный вопрос: почему существовавшая тысячелетия денежная система в настоящее время оказалась в критической ситуации? Переход к массовому индустриальному производству сделал невозможным определение стоимости, а точнее, совокупных трудозатрат огромного количества работников, занятых на этом производстве. В сфере торговли, как и во всех остальных сферах жизнедеятельности, произошло разделение и специализация труда, торговля стала многоуровневой, появилось огромное количество непосредственных участников и одновременно посредников-перекупщиков, целью которых явилась обогащение за счет спекуляции. Одновременно с этим деньги превратились тоже в специфический товар наряду с реальными товарами – продуктами потребления. В результате всего этого истинный смысл торговой деятельности, ради которой она создавалась – доставка товаров от производителя к потребителю с целью обеспечения населения продуктами потребления, – была полностью утрачена и заменена на соответствующую монетаристской идеологии цель – нажива любыми возможными способами. При этом все производственные организации превратились в коммерческие, главной целью которых стало «производство» прибыли. Таким образом, во всей цепочке – от производителя до потребителя основой стало лишь одно – получение прибыли. Учитывая огромное количество звеньев, каждое из которых было заинтересовано только в этом – цены на товары стали устанавливаться волюнтаристски, исходя из частнособственнических интересов участников, в десятки и сотни раз превышающие реальные затраты. При этом научно-обоснованное и осмысленное понятие прибыли отсутствует, как и установленные нормы, принципы и методы ее определения и расчета. При такой системе организации экономики все нравственные нормы, естественно, не имеют смысла. То есть деньги в реальном секторе экономики потеряли свою ценность, а с учетом увеличения в структуре экономики отраслей квазидеятельности, производящих только фантомные (пустые деньги), социальное значение последних как всеобщего универсального эквивалента утратило всякий смысл.

Основной вывод, который можно сделать, заключается в том, что фантомная финансово-денежная система исчерпала свои возможности и не отражает реального положения дел в экономике страны и не может использоваться в дальнейшем, особенно при переходе к разумному обществу ноосферы. Она должна быть заменена на совершенно другую социальную нравственно-этическую основу, с использованием, во-первых, научно обоснованного определения оценки результатов совокупного труда и готовой продукции, но без использования показателей фантомной денежной стоимости и, во-вторых, критериев социально-экономической и социально-экологической эффективности при формировании экономики и стратегии социально-экономического развития государства.

При этом в целях обоснования социально-экономической эффективности системы финансового обеспечения необходимо кардинальным образом перестроить финансово-кредитные отношения, превратив их из антисоциальнцых и фантомных в подлинно государственную общественную систему, с ориентацией ее на решение государственных и социальных вопросов, прежде всего, грамотную стратегическую инвестиционную бюджетную политику по социально-экономическому развитию страны. Применительно к финансово-кредитной деятельности, основной проблемой является переориентация ее основных финансовых институтов – банков с потребительской парадигмы получения максимальной прибыли путем спекуляций и ростовщичества на социально ориентированные интересы с позиций социальной экономической эффективности.

Подводя краткие итоги, можно сделать следующие выводы.

Отсутствие научно обоснованных понятий «стоимость», «деньги», «стоимость денег», «денежная стоимость», «прибыль», «капитал» и всех остальных, использующих стоимостную характеристику, делают современную финансово-денежную систему бессмысленной, точно так же как и монетаристскую экономику в целом. Отсутствие методологии, схем расчета, принципов и расчетных формул определения стоимости трудозатрат, сырья, материалов, готовой продукции, научно обоснованных размеров прибыли, налогов, государственных сборов, штрафов, пени, процентов на капитал, курса валют, ставок по кредитам и других параметров финансово-денежной системы делают ее практически абсолютно бесполезной и непригодной для употребления. Подобная бессмысленная с разумной точки зрения финансово-денежная система, используемая для построения современной монетаристской экономики свободного рынка, является антисоциальной, антигуманной, т. к. не может отражать реальных экономических взаимоотношений и является разрушительной для общества. Применение ее на практике неизбежно повлечет гибель Человечества и экосистемы планеты Земля.

Раздел 2. Основные предпосылки перехода к социально-ориентированной экономике

2.1. Особая роль россии в общественном переустройстве миропорядка, экономики и управления

Сложившийся к настоящему времени в мире кризис общественного устройства, экономики и управления и проявляющаяся в результате этого кризиса тенденция безрассудного самоуничтожения Человечества и планеты Земля могут быть преодолены только за счет кардинальной революционной переориентации экономики общества с частнособственнических интересов индивидуального материального потребления и бессмысленного накопления богатства на социальную ориентацию духовного развития каждого человека на подлинно гуманистических началах и принципах общества ноосферы. Однако подобная перестройка не может произойти одновременно во всех государствах. Это, безусловно, потребует определенного времени и, более того, для этого нужна определенная революционная ситуация, т. е. с одной стороны, предпосылки, которые сформируют необходимость коренных преобразований общества в сложившейся структуре государств, а с другой – наличие необходимых потенциальных возможностей, средств и условий для реализации подобных революционных преобразований. В настоящее время критичность создавшейся ситуации и неотложность преобразований в обществе, к сожалению, не осознается.

Насущная необходимость преобразований заключается в том, что в настоящее время системный кризис общественного устройства, экономики и управления во всех сферах жизнедеятельности, особенно в системе воспитания и образования, сопровождаемый упадком культуры и деградацией общества наиболее ярко проявляется в Российской Федерации. Парадокс сложившейся ситуации состоит в том, что именно особенности русского характера: работоспособность и скромность в потребностях, терпеливость к лишениям, вера в истинно справедливое, доброе и прекрасное начало, доверчивость к разумности и справедливости власть имущих, высокая духовность жизни привели к самым страшным потерям – резкому сокращению словаря и утрате смысла обще потребительских слов самого богатого и образного языка в мире. С одной стороны, это обстоятельство объективно обусловлено достижениями научно-технического прогресса в области информационных технологий и компьютерной техники, использующих символический примитивный цифровой язык программных информационных технологий, и вытесняющих человека из всех видов не только механического, функционального труда, но и из сферы творческой когнитивной деятельности. Это обстоятельство развращает человека и физиологически и психически, разрушает его созидательную, деятельностную, творческую натуру, и, естественным образом, приводит к деградации человека и разрушению социума. С другой стороны, этому способствует абсолютная безграмотность и бездарность государственной власти, начиная с 60-х годов XX в., сущность которой, ориентированная на пустую фразеологическую партийную идеологию, свелась к борьбе за власть вместо управления экономикой и государством. Здесь наиболее полно и ярко проявилась психология масс и толп, которая была заложена после революции коммунистической пропагандой в советское общество[308]. Именно утрата смысла и образности русского языка и замена его на примитивный вульгарный английский и формальные символические языки программирования в сочетании с массовым внедрением мобильных средств связи и компьютерных устройств, которые заменили живое общение виртуальным и неизбежно привели к аутизации и дебилизации населения. Экономические взаимоотношения на всех уровнях превратились в игровые операции с пустыми фантомными бумажками, называемыми деньгами, а информационное пространство заполнили пустые демагогические декларации и рекламные ролики без всякого смысла. Реальная экономика по массовому производству продуктов личного и индивидуально-социального потребления в настоящее время реализуется в основном за счет безлюдных технологий при минимальном использовании живых людей, а подавляющую часть экономики монетаристского толка и «свободного» рынка составляет квазидеятельность, которая направлена на решение только одной задачи – парадигмы животного существования – безрассудного накопления классом буржуазии и олигархов фантомных «денежных» средств («капитала»), обозначаемых «богатством». Даже сугубо прагматический здравый смысл жизни утрачивается и подменяется на примитивное животное существование, ограниченное неуемным потреблением и бессмысленной жаждой наживы, удовлетворением низменных вкусов в духовной сфере. Это не только приводит к утрате разумного смысла жизни, но и разрушению самой сущности, основ общества – совместной жизнедеятельности. Это обстоятельство объективно обусловлено существующим во всех странах неравноправным общественным строем, в основе которого лежит частная собственность, не позволяющая реализовать разумное управление государством. Однако абсурдность сложившейся ситуации и неизбежность конца не ощущается и не осознается ни населением, ни органами власти всех уровней, ни так называемой элитой общества. Господствующая в обществе безумная идея наживы и накопительства приводит к тому, что ради наживы происходит хищническое использование природных ресурсов и загрязнение атмосферы и территории, что грозит экологической катастрофой и уничтожением планеты Земля. Возможный распад российского государства и утрата русской культуры может оказать катастрофическое влияние на существование всего Человечества на разумной и нравственной основе, в связи с особой миссией и предназначением России в существовании и развитии мировой Цивилизации.

В качестве возможных средств и условий революционных преобразований можно, прежде всего, рассматривать высочайший достигнутый уровень научно-технического развития производительных сил и уровень материального благосостояния общества. Естественно, на роль революционного гегемона могут претендовать только экономически развитые государства. Кроме этого, в качестве необходимых условий переустройства общественного строя и экономики с целью апробации разнообразных форм территориальной и производственной организации жизнедеятельности общества можно выделить следующие:

– относительно большой размер территории и численности населения, которые определяют место и значение государства в мировой экономической системе и Цивилизации;

– геополитическое значение (роль, «авторитет») государства на мировой арене в международном сообществе;

– разнообразие системы геобиотехносоциоценоза, природно-климатических, ландшафтных условий хозяйствования и жизни для апробации всех возможных форм и условий организации жизнедеятельности общества;

– наличие разнообразных жизненно необходимых запасов природных ресурсов, способных обеспечить относительно автономное независимое существование государства;

– исторически сложившийся устоявшийся нравственно высокий образ жизни, стандартов потребления, нравов, обычаев в зависимости от региональной специфики в местах компактного проживания различных народов и национальностей.

Однако уровень экономического развития и другие факторы могут быть с успехом использоваться только при наличии соответствующего менталитета населения этого государства, уровня общественного сознания населения страны, определяемого мировоззрением, основанным на высоком уровне культуры и нравственно-этических норм, исторически сложившихся в обществе. С этой точки зрения небольшие по размеру территории и численности населения экономически развитые государства Европы и Великобритания не могут выступать в качестве ведущих инициаторов революционных преобразований общества. США, хотя и являются экономически наиболее развитым государством, однако менталитет, общественное сознание и уровень культуры народов, населяющих это государство, в принципе не может стать авангардом разумного развития Человечества. Аналогичная картина по странам Юго-Восточной Азии. Япония и Китай – самые экономически развитые государства по характеристикам человеческого ресурса и уровню развития культуры не могут претендовать на ведущие роли в развитии мировой Цивилизации.

Всем этим требованиям в наибольшей степени удовлетворяет Россия. Именно в такой уникальной стране, как Россия, с громадной территорией[309], расположенной одновременно в десяти часовых поясах в Европы и Азии, обладающей огромными запасами природных ресурсов (более одной трети мировых запасов ресурсов леса, пахотной земли, пригодной для сельскохозяйственного производства, полезных ископаемых, пресной воды и т. п.), где в суровых природно-климатических условиях проживает более 70 народов и национальностей, организация жизнедеятельности может быть перестроена на принципах равноправия, общественной принадлежности всех естественных природных объектов и ресурсов, антропогенной и искусственной среды техноценоза урбанизированных и сельских поселений и всех результатов человеческого труда при социальной ориентации экономики в целях полного удовлетворения разумных материальных потребностей всех категорий населения и обеспечения индивидуального, свободного и беспредельного духовного личностного развития как общества ноосферы[310]. То есть все разнообразие и особенности реализации социально ориентированной экономики и равноправного общественного устройства наиболее полно могут быть апробированы и реализованы именно в Российской Федерации.

Самое главное, что необходимо отметить это своеобразие менталитета русского народа, который отличается высоким уровнем культуры в литературе, музыке, живописи, в народном творчестве. Только в русской литературе и поэзии проявляются и сочетаются высокая нравственность, романтизм и гражданская позиция. Характерной чертой русского человека является стремление к гармонии и прекрасному, наиболее ярко проявляющееся в песнях и танцах-хороводах, в одежде. Основу характера русского человека составляют доброжелательность, доброта, толерантность, общинность, взаимопомощь, сексуальная чистота (в определенной степени патриархальность, консервативность и пуританство в интимных отношениях), уважительное отношение к женщине, скромность, интеллигентность, творческий характер воображения, семейственность, нравственные семейные (родовые) устои, умеренность в потреблении. Ну и, необходимо подчеркнуть трудолюбие русского человека, которое объективно обусловлено достаточно суровыми условиями жизни.

С одной стороны, все указанные факторы, возможно, несколько преувеличены и излишне оптимистичны, но с другой стороны, учитывая критичность сложившейся ситуации, других, более приемлемых, вариантов в мире просто нет. «На безрыбье и рак – рыба» – гласит мудрая русская пословица. Иначе будет поздно, потому что деградация общества, к сожалению, идет ускоряющимися темпами, и если не принять срочных мер, то можно вообще потерять человеческое общество.

Прежде чем говорить о реализации теории социальной экономики применительно к Российскому государству, необходимо определиться о месте России в мировой цивилизации, потому что Россия, как уникальная страна почти по всем жизненно важным характеристикам, имеет исключительно большое значение в становлении и развитии мировой цивилизации. Во все времена подспудно в России всегда существовала национальная русская идея о роли России в мировой истории и даже были робкие попытки ее каким-то образом сформулировать.

Собственно, национальная русская идея вырабатывалась на протяжении нескольких столетий и определяющее значение на ее формирование оказывал именно противоречивый характер русской души. Отметим, что в ее формирование внесли вклад такие люди, как инок Филофей, со своей идеей о Москве, как третьем Риме, Чаадаев, славянофилы Киреевский, Аксаков, Хомяков, великие русские писатели Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, философы Леонтьев, Розанов, Соловьев и другие. «Русскую идею» как особую миссии России в мировом устройстве, как идею богоизбранности русского народа впервые выдвинул русский философ Соловьев В. С. Первое религиозно-философское обоснование «русской идеи» Соловьев В. С. дал в докладе, который он сделал в Париже в 1888 г. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Для Соловьева В. С. это самопожертвование и разумное самоограничение, развитие общественной свободы, добра, любви и справедливости. Соловьев В. С. уверен, что у каждой нации есть в мире свое предназначение, возложенное на нее Богом, или, как он его называет, ее «вселенская функция», ибо человечество представляет собой некий большой организм, где все части связаны воедино и только на первый взгляд может показаться, что одна из них может быть вполне самостоятельной и независимой. Именно России отведена роль «строителя» Вселенской церкви, а русскому народу, в силу его промежуточного положения между Западом и Востоком, – роль основного, базисного народа для последующего всеобщего объединения народов. Истинная русская идея, – это идея, «засвидетельствованная религиозным характером народа, преобразованная и указанная важнейшими событиями и величайшими личностями нашей истории»[311]. В судьбе русского народа, согласно Соловьеву В. С., главное состоит в том, что он христианский народ, и поэтому он должен «вступить в совместную жизнь христианского мира» и в согласии с другими народами реализовать совершенное и универсальное единство. Русская идея – не что иное, как определенный аспект христианской идеи.