Священник Павел Константинович Островский
Первые шаги к богу
Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ,
репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
© Текст. П. Островский, 2023
© Фото Ф. Мануилов, 2023
© Оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2023
Предисловие
Сегодня нет такого массового обращения и прихода в Церковь, как 30 лет назад, но, как во все времена, есть люди, которые задумываются о смысле жизни, и многие в результате своих размышлений и поисков приходят к Богу. Думаю, что в первую очередь эта книга рассчитана именно на таких людей: ищущих, пытающихся дойти до сути, задумавшихся о Боге или уже даже осознавших себя верующими, но еще не начавших ходить в храм. Но, возможно, что-то интересное и полезное для себя найдут и прихожане со стажем. Ведь то, что человек давно ходит в храм, еще не говорит о глубине его веры. Увы, у некоторых прихожан, о чем говорится в начале книги, воцерковленность сводится только к хождению в храм по воскресным и праздничным дням, соблюдению постов и вычитыванию утренних и вечерних молитв.
Не для осуждения это пишу. Осуждение другого всегда грех, а в данном случае многие и не виноваты в том, что правила соблюдают или стараются соблюдать, а в суть так и не вникли. Порой за это скорее ответственны мы, священники. Не всегда уделяем новообращенным должное внимание, не объясняем основ веры, сути и смысла духовной жизни. Но дело не в том, кто виноват, а в том, что вера не про правила и обряды, а про смыслы. Разумеется, в любой религии есть правила и обряды, и православие не исключение, но у нас это не цель духовной жизни, а только средства, помогающие человеку бороться со своими грехами, изменять свою жизнь и приближаться к Богу. А все это возможно лишь при условии, что человек не только соблюдает правила, но читает Священное Писание и святоотеческие толкования на него, изучает основы веры, следит за своими мыслями, чувствами, воспитывает их, борется со страстями.
В беседах в реале на телевидении и в интернете я в меру своих скромных возможностей и столь же скромного опыта старался объяснить это людям, ответить на вопросы, которые мне задавали. Книга составлена из расшифровок этих бесед и интервью. Это не учебник, не указание к действию, а размышления и советы, основанные на личном опыте церковной жизни и священнического служения, а также на учении Церкви, и я надеюсь, что они не противоречат этому учению. Давно пришел к мысли, что священник должен в первую очередь думать о том, чтобы не навредить людям своими советами. Надеюсь, что и эта книга никому не навредит, а кому-то, может быть, в чем-то поможет. Особенно людям, только готовящимся прийти в Церковь или начавшим воцерковляться недавно.
С чего начинается путь к Богу
Говорить о приходе к Богу имеет смысл с тем, у кого есть к этому интерес. Может, человек еще и не верит в Бога, но ему эта тема интересна, он ищет смысл жизни, хочет разобраться, дойти до сути. Многим это просто неинтересно. Люди находятся в зоне комфорта, их всё устраивает, они не только не ходят в храм, но до поры до времени даже не задумываются о том, есть ли Бог.
Есть замечательная русская поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Не надо понимать гром как обязательно что-то трагическое. Допустим, человек лежит на пляже, никуда не торопится, отдыхает. Вдруг вдали загромыхало. В жизни человека ничего страшного не произошло, но с пляжа ему придется уйти раньше, чем он планировал.
У меня был знакомый, который жил в зоне комфорта и о вере даже не задумывался, пока не попал в аварию. Небольшая авария, просто в его машину врезалась другая, никто не пострадал, но за рулем той машины, которая врезалась, сидел священник. Мой знакомый начал в душе возмущаться, осуждать (священник, а так неаккуратно ездит), но это возмущение постепенно пробудило в нем интерес. Он стал разговаривать на эти темы, и какой-то процесс пошел.
Еще из школьных задач по математике мы помним, что любой путь идет из пункта А в пункт Б. Путь к Богу не исключение, а вера начинается именно с пути. Сам Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). То есть сначала путь. Верующий человек или нет, если речь идет о взаимоотношениях с Богом, пункт А – это человек, пункт Б – Бог. А пути к Нему у всех разные. Для наглядности представим, что Господь – это Москва (пусть простят меня жители провинции). Значит, пункт Б – Москва, а пункт А у одного Калининград, у другого Астрахань, у третьего Владивосток или Казань… Если посмотрим карту, то увидим, что человеку из Калининграда нужно идти направо, из Астрахани – вверх, а из Владивостока и из Казани налево, но у того, кто идет из Казани, путь будет в разы короче.
Поэтому не надо думать, что, если ты пришел к Богу таким путем, этот путь подходит для всех. Чаще всего это уникальный путь, и каждый должен найти свой. Иначе он просто не сможет настроить навигатор, и тогда всё обречено на провал. Сначала надо определить пункт А – понять, кто я есть, каково мое мировоззрение, чего я хочу. Это требует максимальной честности. Мне кажется, самым замечательным моментом на пути к Богу будет признание: Господи, Ты мне интересен, но я в Тебя не верю. Это касается и людей, которые давно живут церковной жизнью. На самом деле многие из них ходят в храм не ради Господа, не ради вечной жизни, а ради самих себя, потому что им так удобнее, комфортнее. Вот пункт А – адекватное понимание того, каковы на сегодняшний день твои отношения с Богом.
Уместно сравнить это с тем, как начинается знакомство юношей и девушек. Этот пример и с Библией согласуется, потому что там отношения Бога и человека неоднократно описываются как отношения жениха и невесты, где Христос – жених, а человек – невеста. Очевидно, что с первого раза такие отношения сложиться не могут. Для того чтобы девушка познакомилась со своим женихом и вступила с ним в брак (в отношении человека с Богом браком будет крещение или, если человек крещен в детстве, но не получил религиозного воспитания, первая исповедь), у нее должен быть интерес к браку. Если девушка совсем не интересуется семейными отношениями, она и не рассматривает молодых людей вокруг себя как потенциальных женихов.
Или есть такой пример. Молодой человек познакомился с девушкой, приглашает ее на прогулку, а она говорит, что не может, потому что надо подготовиться к семинару (она студентка). В следующий раз, когда он ее приглашает, у нее болит голова, на третий раз – что нужно помочь маме по дому, на четвертый еще какую-то причину находит. После этого даже самый глупый юноша поймет, что он ей неинтересен, и отстанет. Если не поймет, это трагедия для них обоих. Потому что, если молодой человек девушке интересен, она найдет время, чтобы прийти к нему на свидание. Но это еще не брак.
Так и в отношениях с Богом. Когда у тебя появляется интерес к Богу, ты идешь к Нему на свидание: открываешь Писание, Закон Божий, богословские книги. Начинаешь знакомиться, но это еще не вера. У человека думающего, ищущего, скорее всего, будут возникать вопросы, сомнения. Это нормально, потому что воля Божия – это не воля человеческая. У Бога есть свой замысел о человеке, и, когда ты этот замысел узнаёшь, часто рушатся твои собственные замыслы. Если внимательно читать Писание. Один совет Господа богатому юноше раздать свое имение многих смутит. Кто ж захочет продать свою квартиру, а деньги раздать бедным? Вопросы неизбежны.
У Бога есть свой замысел о человеке.
Итак, человек начинает интересоваться, читает Писание, ищет ответы с помощью интернета, кто-то и в реале к священнику приходит с вопросами, и, может быть, интерес будет углубляться, начнут складываться какие-то отношения, и человеку даже захочется принять крещение или, если он был крещен в детстве, пойти на первую исповедь. Но это всё возможно при условии, что человек будет честен перед собой. И добр. Мне очень близки слова преподобного Антония Великого, который говорил, что единственный путь познания Бога – доброта. Если я даже пока не верю в Бога, но хочу познакомиться с Ним, я должен стремиться стать как можно добрее. Человеку по натуре доброму будет чуть проще, а тому, кто по натуре злой, придется приложить больше усилий: стараться примириться с людьми, делать добрые дела. Это будет приближать его к встрече с Господом и повышать шансы на то, что сложатся глубокие отношения.
Напомню притчу о сеятеле:
«И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши слышать, да слышит!
И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.
А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13:3-23).
Очень важно, что семя прорастает и приносит плод. Мало встретиться с Богом, надо, чтобы еще плоды были от этой встречи, а плоды возможны только при наличии доброй почвы. Господь сеет – бросает семечко. Он хочет, чтобы все Его познали, пришли к истине, но на добрую ли почву падает брошенное Господом семя, зависит от человека. Повторяю, главное условие – доброта. Злой человек познать Бога не может. И смелость необходима. Многие так инфантильны, что не привыкли сами принимать решения, привыкли, что за них всё решает кто-то другой: партия, начальник, мама, жена или муж… В отношениях с Богом не получится переложить ответственность на кого-то другого. Никто за человека не сможет пройти его путь. И требуется смелость, чтобы сделать какой-то шаг. Даже для того, чтобы начать читать Евангелие, многим не хватает смелости. Человека, может быть, уже многое не устраивает в его рутинной жизни, он понимает, что надо что-то менять, но не решается и предпочитает страдать, лишь бы не выходить из привычной зоны комфорта. Я не могу посоветовать, что с этим делать, потому что вопрос очень личный. Даже если кто-то обратится ко мне как к священнику за таким советом, я смогу только посоветовать молиться: «Господи, прости мои страхи, прости, что я в Тебя не верю и вообще мне всё страшно, но если Ты есть, дай мне хоть чуть-чуть смелости, чтобы я сделал какой-то шаг».
Путь к Богу у всех разный, но, когда мы встречаемся с Богом, это всегда путь перемен. Не внешних перемен, не перемен быта, а перемены ума – в этом суть покаяния. И когда я говорю о страхе, имею в виду не естественный инстинкт самосохранения, а именно страх перемен. Этот страх часто мешает и людям, которые уже живут церковной жизнью. В храм они ходят, причащаются, но Бог им неинтересен. Даже в церковной среде большинство, включая духовенство, не читают Священное Писание. Полностью не читают. Люди читают только те тексты, которые слышат на воскресных и праздничных богослужениях. Большинство православных христиан (имею в виду воцерковленных) ни разу не прочитали Новый Завет. Если читали Евангелие, уже хорошо, но в Новый Завет также входят Деяния апостолов, апостольские послания, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Апокалипсис более популярен, но его тоже мало кто читал, а большинство слышали о нем из голливудских фильмов. Многих Антихрист интересует больше, чем Христос, и многим везде видится Антихрист, а о том, что об Антихристе написано не только в Откровении, но и во многих других библейских книгах, включая ветхозаветные (например, пророки Даниил и Иезекииль об этом рассуждают), большинство из них даже не знают.
Конечно, глубину веры каждого знает только Господь, потому что внутренний мир другого человека тайна, но, если человек двадцать лет ходит в храм, он читает книги и вообще много чем увлекается, а Писания не читает и не знает вероучения, можно сделать вывод, что ему это неинтересно. Одно дело, если человек не умеет читать или умеет, но не книгочей и вообще простец, доверяющий более опытным людям (в вопросах веры – священнику), то, конечно, он может встретиться с Богом, даже не прочитав Писания или прочитав выборочно. Но если ты по жизни сложный человек, во многих вопросах любознательный, дотошный, а в вере легкомыслен и мало что в ней понимаешь, хотя давно ходишь в храм, велика вероятность, что так и будешь стоять на месте.
Я ЕСМЬ ПУТЬ И ИСТИНА И ЖИЗНЬ (Ин. 14: 6)Господь сказал: «Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб» (Лк. 19:22). Господь будет судить нас не только устами, но и жизнью нашей. И когда Господь говорит про Второе пришествие: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Давайте для наглядности заменим слово «вера» словом «интерес». Вот в чем смысл вопроса, который задает Господь: интересен Я хоть кому-то? Это ключевой вопрос. Что такое вера? Это когда ты уже находишься в личном общении и готов идти за Тем, в Кого веришь. Сначала доверие. Девушка вступает в брак на доверии. Она не знает, что ее ждет в браке, но опыт общения, который уже был, позволяет ей соединить свою жизнь с жизнью этого человека. Она не знает, как будет, но доверяет ему. До веры. Потом приходит вера.
Как человек может идти за Христом, если он Его не знает, не читал о Нем или читал по диагонали?
Как человек может идти за Христом, если он Его не знает, не читал о Нем или читал по диагонали? Он верит в собственного Христа, которого сам себе сочинил. Он не знает, за Кем идет, да и себя не знает. Что будет, если случится какая-то напасть? Вера – это только то, что может быть после испытания. Во время испытания многие отпадают, потому что вера их – дом на песке. Например, недавно мы пережили эпидемию коронавируса, когда все сидели по домам и сам Святейший Патриарх призвал верующих временно воздержаться от посещения храма, молиться келейно. Эпидемия закончилась, а многие бывшие прихожане до сих пор не ходят в церковь. Во время вынужденной самоизоляции они, видимо, решили для себя, что им это не нужно. Не ходил я полгода в храм, не причащался, и ничего со мной не случилось, и тогда зачем мне всё это?
А однажды я общался с молодой женщиной, которая получила богословское образование, но в Бога не верит. Я ее спросил: «Представь такую картину: ты идешь по улице и встречаешь Бога. Теперь ты точно знаешь, что Господь Бог существует. В твоей жизни это что-то поменяет?» Она честно ответила: «Нет. Если я буду с Ним разговаривать, пусть Он идет своей дорогой, а я пойду своей». Вот она стопроцентная атеистка. Многие из тех, кого мы считаем атеистами (и они сами себя считают), на самом деле не атеисты, а пофигисты. Не литературное слово, но именно оно точно определяет их отношение к Богу, к вере. Они просто не задумываются о том, есть ли Бог, им эта тема неинтересна. А моей собеседнице это было настолько интересно, что она даже захотела получить богословское образование, но интерес ее на момент нашей встречи был исключительно культурно-исторический. Смысл ее ответа мне такой: если даже Господь Бог есть, я не хочу, чтобы Он был в моей жизни. Она понимает культурно-историческое значение христианства, хочет расширять свой гуманитарный кругозор, но от Бога отказывается.
А многие люди, которые думают примерно так же, как она, не могут честно признаться не только другим, но и себе, что они атеисты. С другой стороны, есть люди, которые говорят, что они атеисты, но на самом деле, если бы они встретились с Богом, с радостью за Ним пошли бы. На иконе Христа на нимбе есть три буквы, которые означают имя Бога: Я есмь Сущий. Представьте, что вы идете по улице и встречаетесь с Господом, называете ему свое имя, а Он говорит: «Я есть». Может ли человек сказать, что Господь в его жизни есть? Готов ли он, встретив Бога, пойти с Ним дальше? Что значит пойти вместе с Богом? Это значит, что ты должен подвинуться, разделить с Ним дорогу. Невозможно, не подвинувшись, идти вместе. Чтобы разделить дорогу с Богом, нужно впустить Его внутрь себя. Насколько ты подвинешься, настолько Он войдет. Войдет Своей Личностью со Своей волей. Большой вопрос, захочешь ли ты подвинуться.
В молитве «Отче наш» есть такие слова: «Да святится имя Твое». Какое имя ты святишь? Сущий? Оно для тебя свято? Ты радуешься тому, что Бог есть? Не торопись отвечать, что радуешься и что свято, потому что дальше идут слова: «Да приидет Царствие Твое». Помню, я с интересом читал «Гарри Поттера» и сериал смотрел – мне нравилось, как он снят. Ждал, когда выйдет последняя серия «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть вторая», и сам себе представлял, что накануне выхода последней серии Господь мне говорит: «Царство Мое пришло, добро пожаловать в Царство Небесное». А как же последняя серия? Я же не посмотрел! Готов я накануне серии сказать: «Господи, да приидет Царствие Твое»?
Или, допустим, вы тридцать лет выплачивали ипотеку, выплатили, заходите домой и понимаете, что теперь эта квартира ваша, и говорите: «Да приидет Царствие Твое». Сказать-то можете, но хотите вы в этот момент, чтобы Царство Небесное пришло не через много лет, а прямо сейчас?
И еще такие слова есть в «Отче наш»: «Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле». Наблюдая себя и окружающих меня воцерковленных людей, вижу, что воля Божия мало кому интересна. Молитву «Отче наш» все верующие знают наизусть, но живем-то мы, как правило, по совсем другому принципу: да будет воля моя и здесь, и там, и везде. И в Священном Писании самые неудобные места те, в которых говорится о воле Божией. То, что человеку невоцерковленному эти места не нравятся, естественно. Например, апостол Петр говорит: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Петр. 2:19).
А в Нагорной проповеди Спасителя есть такие слова: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Вот какова воля Божия! Многие ли готовы это принять?
Чтобы понять, насколько трудно исполнить волю Божию, надо вспомнить, как молился Христос в Гефсиманском саду: «И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Он исполнил волю Бога Отца, но для этого Ему потребовались огромные внутренние усилия. Он трижды повторил эту молитву. Я, конечно, не ставлю себя на место Христа и не знаю Его переживания в Гефсиманском саду, но этот евангельский фрагмент, на мой взгляд, показывает, как непросто исполнять волю Божию. Исполнить – это пойти за Господом. Если у человека хватает на это решимости и смелости, про такого человека можно сказать, что он верующий. Он идет за Богом, готов исполнить Его волю, потому что верит Ему.
А что такое вера, наверное, проще объяснить на примере веры в человека. Это взаимосвязанные вещи – без веры в человека нет веры в Бога. Если родители говорят своему ребенку, что верят в него, у ребенка сразу вырастают крылья. Но чтобы поверить в ребенка, постепенно давать ему всё больше свободы (которая предполагает и ответственность) и, в конце концов, отпустить его в самостоятельную жизнь, от родителей требуется смелость. Если у родителей не хватит смелости и они будут контролировать каждый шаг взрослеющего и даже повзрослевшего ребенка, он всё равно от них оторвется, но это будет гораздо хуже, болезненнее. В плане человеческих отношений хуже.
В отношениях с Господом Богом так же. Если я Его не впускаю в свою жизнь, что Он может для меня сделать? Ничего, потому что моя воля запрещает Ему. В этом обратная сторона свободной воли. Мы вольны не разрешать Богу что-то делать в нашей жизни. А Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Приходит человек на исповедь и жалуется: у меня, батюшка, ничего не получается. А зачем он мне рассказывает это? Я и так знаю, что ничего не получается. У меня тоже не получается. А у кого получается? Может, потому не получается, что всё пытаемся сделать сами, без Христа, а Христа в нашей жизни нет? Мы боимся впустить Его в свою жизнь, так впустить, чтобы довериться Ему, быть готовыми принять Его волю. Боимся: а вдруг Он пошлет мне тяжелую болезнь или еще какие-то серьезные испытания? Наверное, имеет смысл этот свой страх осознать и как-то пережить. Иначе как дальше идти?
Мне кажется, испугаться, когда ты действительно осознаешь, что Бог есть, нормально. Это адекватная реакция. Царь Соломон говорит: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1:7). А вспомните, как отреагировали жены-мироносицы, когда Ангел им сказал, что Христос воскрес. Идите в Галилею, говорит им Ангел, вы с Ним встретитесь, Он вам это обещал. Христос до страданий Своих говорил: мы идем в Иерусалим, там Меня предадут, будут бить, распнут, Я умру, Меня погребут, в третий день воскресну, встречаемся в Галилее. Всё так и произошло: пришли в Иерусалим, Его предали, распяли, Он умер, Его погребли, жены-мироносицы пришли воздать почести… Не верят в Воскресение. Как в известном еврейском анекдоте. Пришли люди к раввину, говорят: «Ребе, засуха, давно дождя не было, давайте помолимся, чтобы дождь пошел». Раввин отвечает: «Нет, я не буду молиться. Вы не верите, что Господь может это сделать». – «Почему вы так решили?» – «Если бы вы верили, пришли бы с зонтиками».
Если бы мироносицы верили, что Христос воскрес, они пришли бы с цветами, а не с миром, которым собирались помазать погребенного Христа. Ладно не верили, но Ангел является и говорит им: Христос воскрес, идите в Галилею, там встретитесь. То есть исполнилось то, что Христос им обещал. Что сделали жены-мироносицы? В ужасе убежали и никому ничего не сказали. И это нормальная реакция.
Помню, одна девушка вышла замуж, несколько лет не могла забеременеть, а потом забеременела, и для нее было очевидно, что Господь помог. Она пришла ко мне и сказала: «Отец Павел, что же получается. Не просто Бог есть, а вечная жизнь есть. Страшный суд, рай, ад – всё это реально. Если бы я это знала, никогда не вышла бы замуж, не нужны мне никакие дети». Она была в ужасе, а я ей ответил: «Поздравляю! Ты сделала первый шаг на пути к Богу». Это тот самый страх, который начало мудрости. Разумеется, застревать в нем ни в коем случае нельзя, а надо его как-то переживать и двигаться вперед. Но пока человек такой страх не пережил, двигаться ему некуда.
Кто-то, конечно, возмутится: «Отец Павел, что за бред вы несете?» Но подумайте сами: как можно не ужаснуться, когда ты впервые осознаёшь, что есть вечная жизнь?
Апостол Павел любил Христа и говорил: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21). Но при этом он же говорил: «Страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10:31). Это естественный страх: страх неизвестности, страх вечности, ужас осознания того, насколько незначительной становится эта жизнь, со всеми нашими трудами, целями, достижениями и неудачами. Суета сует. Только декорации, внутри которых ты находишься и можешь себя проявлять по заповедям Христовым. Как говорит апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:12–13). Бедность и богатство в равной степени испытания, в изобилии даже сложнее, потому что теряешь берега.