Книга Бесполезные мысли. Как преодолеть тревогу за здоровье, навязчивые сомнения, беспокойства о будущем и сожаления о прошлом - читать онлайн бесплатно, автор Павел Федоренко. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Бесполезные мысли. Как преодолеть тревогу за здоровье, навязчивые сомнения, беспокойства о будущем и сожаления о прошлом
Бесполезные мысли. Как преодолеть тревогу за здоровье, навязчивые сомнения, беспокойства о будущем и сожаления о прошлом
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Бесполезные мысли. Как преодолеть тревогу за здоровье, навязчивые сомнения, беспокойства о будущем и сожаления о прошлом

– «Если симптом не проходит после приёма лекарств, значит у меня серьёзная болезнь»;

– «Я должен находить точные объяснения любых необычных ощущений в своём теле»;

– «Я больше подвержен болезням, чем остальные, а моё здоровье слабее, чем у других»;

– «Если я чем-то заболею, то не справлюсь с этим заболеванием или его последствиями»;

– «Если я чем-то заболею, то не смогу вынести симптомы и проявления заболевания»;

– «Если я чем-то заболею, то стану неинтересен окружающим, и все от меня откажутся»;

– «Если я чем-то заболею, то стану обузой для своих близких, и это будет просто ужасно»;

– «Если я заболею и умру, то попаду в ад и обреку себя на вечные посмертные мучения»;

– «Если я умру, то мои близкие этого не переживут или будут страдать до конца жизни»;

– «Если я умру, то никто даже не вспомнит обо мне и не будет сожалеть о моей смерти»;

– «Если у меня возникают мысли о болезни и смерти, это предвестник скорой смерти»;

– «Если у меня возникают мысли о болезни и смерти, я должен срочно что-то сделать»;

– «Если я буду часто думать болезни, то буду искушать судьбу и на самом деле заболею»;

– «Если я буду часто думать о хорошем самочувствии или внешнем виде, то заболею»;

– «Если я буду испытывать чрезмерную обиду, то обязательно заболею онкологией»;

– «Если я буду избыточно тревожиться, то моё сердце не выдержит такой нагрузки»;

– «Если я буду избыточно тревожиться, то мои сосуды лопнут от такого стресса»;

– «Если я буду избыточно тревожиться, то сойду с ума и потеряю контроль над собой»;

– «Если я буду избыточно тревожиться, то не смогу успокоиться, и тревога будет вечной»;

– «Если я не буду беспокоиться о своём здоровье, то не распознаю болезнь вовремя»;

– «Если я не буду беспокоиться о своём здоровье, то это значит, что я безответственный»;

– «Если я не буду беспокоиться о здоровье, то буду эмоционально не готов к болезни» и др.

Три группы иррациональных верований при ипохондрии

Если обобщить все вышеприведённые примеры иррациональных верований, можно выделить три группы таких искажённых представлений по поводу здоровья и болезней:

– гиперответственность и гиперконтроль – иррациональные верования о необходимости нести ответственность за собственное здоровье и контролировать возможные заболевания;

– катастрофизация и низкая переносимость фрустрации – иррациональные верования о здоровье, «ужасности» и «невыносимости» проявлений болезней и «ужасности» смерти;

– магическое мышление и эмоциональная аргументация – иррациональные верования об опасности тревоги и её негативном влиянии на физическое и психологическое здоровье.

Краткая концептуализация ипохондрического тревожногорасстройства*

Для того чтобы человек, который обратился за помощью к когнитивно-поведенческому терапевту, мог увидеть системные связи между различными уровнями собственного мышления и поведения и получить полную картину своего эмоционального расстройства, на определённом этапе терапии составляется когнитивная концептуализация, учитывающая взаимодействия между глубинными убеждениями (фундаментальными представлениями человека о себе, других и мире), промежуточными убеждениями (правилами, условными предположениями и отношениями, выработанными с целью совладания с глубинными убеждениями), компенсаторными стратегиями (привычками поведения, вытекающими из условных предположений и направленными на совладание с негативными глубинными убеждениями), а также автоматическими мыслями и эмоциональными, телесными, поведенческими реакциями. Когнитивная концептуализация (по Дж. Бек) позволяет получить представление о причинах возникновения и механизмах поддержания беспокоящих человека проблем и обычно составляется на основе трёх примеров триггерных для человека ситуаций. Однако для большей ясности и наглядности ниже приводится её упрощённый вариант – краткая концептуализация ипохондрического тревожного расстройства (рис. 16):


Рис. 16. Краткая концептуализация ипохондрического тревожного расстройства

Порочный круг негативной внутренней картины болезни

Говоря об особенностях мышления и поведения человека с ипохондрией, нельзя не обратить внимание на тот факт, что последний зачастую имеет во всех смыслах достаточно болезненное представление о себе, или, как сказали бы специалисты, внутреннюю картину болезни. Действительно, картина эта у человека, страдающего ипохондрией, часто оказывается очень мрачной, поскольку воспринимает он себя как больного, слабого и беспомощного. По причине таких негативных представлений о себе человек неизбежно воспроизводит соответствующее «болезненное» поведение, говоря иначе, ведёт себя как тяжело больной человек. Следствием частого обращения к этим нездоровым стратегиям поведения является усугубление его и без того неидеального (вежливо говоря) эмоционального состояния, которое ведёт лишь к усилению беспокоящих человека телесных симптомов, которые, в свою очередь, только подтверждают исходные негативные представления о себе. В результате человек может достаточно долгое время находиться в порочном круге негативной внутренней картины болезни (расстройства) (рис. 17).


Рис. 17. Порочный круг негативной внутренней картины болезни (расстройства)

ГЛАВА 14. КРИТЕРИИ И ВИДЫ ИПОХОНДРИИ*

Критерии ипохондрического тревожного расстройства*

Выше мы достаточно подробно описали основные признаки и проявления ипохондрии, однако для полноты картины укажем также те критерии, на которые ориентируются специалисты для определения или подтверждения у человека именно тревожно-ипохондрического синдрома. К таким критериям, согласно официальным диагностическим руководствам, относятся следующие:

– чрезмерное беспокойство о наличии или возможности серьёзной болезни, сохраняющееся несмотря на нормальные результаты медицинских обследований и заверений врачей;

– хроническое выраженное эмоциональное напряжение и дистресс;

– наличие лёгких соматических симптомов и синдромов (совокупности симптомов);

– дисфункциональное поведение (избыточное или избегающее);

– существенные нарушения функционирования в различных сферах жизни (личной, социальной, семейной, учебной, трудовой, бытовой, творческой и т.д.);

– наличие избыточной озабоченности здоровьем на протяжении как минимум полугода.

Три вида ипохондрии*

Опираясь классификацию ипохондрических переживаний, описанную в трудах Дж. Нардонэ и А. Бартолетти, ниже мы в адаптированном виде приводим три основных вида ипохондрии, описываем специфические особенности каждого из них, а также обозначаем характерные для каждой формы ипохондрии неадаптивные стратегии поведения:

– фобическая (избегающая) – ипохондрия, характеризующаяся конкретными, устойчивыми и чётко определёнными страхами заболеть потенциальной болезнью в будущем; для этого вида ипохондрии характерно избегающее поведение, например, избегание обращений к врачам, проведения медицинских обследований, сдачи анализов, медицинской информации и потенциально «заразных» мест и ситуаций (больниц, поликлиник, туалетов, путешествий, физических контактов с людьми и т.д.);

– классическая (катастрофическая) («генерализованная» ипохондрия) – ипохондрия, характеризующаяся сменяющимися страхами вследствие мигрирующих симптомов, которые катастрофически интерпретируются как признаки уже имеющейся болезни (в данном случае страх заболеваний и смерти превалирует над дискомфортом из-за соматических симптомов); для этой формы ипохондрии характерно избыточное (гиперконтролирующее) поведение, вариантами которого являются мысленное сканирование организма, визуальный и тактильный осмотр тела, частые измерения пульса, давления или температуры, чрезмерные обследования, поиск заверений у врачей и близких, интернет-сёрфинг, обсуждение симптомов и страхов и т.д.);

– обсессивная (соматическая) (скрытая форма ипохондрии) – ипохондрия, характеризующаяся сфокусированностью на интенсивно проявляющихся телесных симптомах и болях, интерпретирующихся как признаки уже имеющейся болезни (в данном случае дискомфорт из-за соматических симптомов превалирует над страхом заболеваний и смерти); для представленного типа ипохондрии характерно избыточное (гиперконтролирующее) и избегающее поведение, например, мысленное сканирование организма, чрезмерные обследования с целью обнаружения причин симптомов, избыточное лечение, поиск заверений, обсуждение симптомов и страхов, избегание физических нагрузок, гиперконтроль питания и т.д.)

Типы фобической (избегающей) ипохондрии*

Если рассматривать фобическую, или избегающую, форму ипохондрии более подробно, то можно условно выделить пять ключевых её проявлений:

– кардиофобия – страх внезапной и скоропостижной смерти или серьёзного физического ущерба от инфаркта, инсульта или других проблем с сердечно-сосудистой системой; вариантами поведения в данном случае могут быть избегание или гиперконтроль сердцебиения или артериального давления, измерения пульса и давления, чрезмерные обследования, избегание физических нагрузок, избегание посещения мест, в которых невозможно получить медицинскую помощь, гиперконтроль питания и др.;

– патофобия (нозофобия) – страх заболеть определённой болезнью в будущем (превалирует над дискомфортом от возможных соматических симптомов); вариантами поведения в данном случае могут быть избегания визита к врачам, проведения медицинских обследований, сдачи анализов, медицинских процедур, медицинской информации, потенциально «заразных» мест и ситуаций, болеющих людей, физических контактов с окружающими и др.;

– ятрофобия – страх страданий в результате инвазивных медицинских процедур, а также людей и предметов из медицинского мира; поведенческой стратегией в этом случае, как правило, является избегание (визита к врачам, проведения медицинских обследований, сдачи анализов (особенно крови), медицинских процедур (чаще стоматологических или хирургических), приёма лекарств (чаще из-за страха побочных эффектов), медицинской информации и др.);

– танатофобия – страх наступления смерти в любой момент времени, согласно «предопределённости судьбы» или в конкретный день или возраст (этот страх нередко связан с опытом утраты близкого); стратегией поведения в этом случае является избегание любых стимулов, ассоциирующихся с заболеваниями или смертью, например, памятных траурных дат, медицинской информации, трагических новостей, разговоров о смерти, похорон и др.;

– анозогнозия – отрицание реально существующей болезни как крайняя форма страха заболеваний и смерти; типичными вариантами поведения в этом случае являются игнорирование физических симптомов существующего заболевания, продолжение осуществления противопоказанных врачом действий, игнорирование приёма прописанных врачом лекарств, демонстративно-провокативное рискованное поведение и др.

Основные виды патофобии (нозофобии) *

В свою очередь, в патофобии (нозофобии), являющейся одним из «подвидов» фобической, или избегающей, ипохондрии, можно условно выделить несколько наиболее часто встречающихся конкретных фобических страхов:

– канцерофобия – страх заболеть раковыми заболеваниями;

– гермофобия (мизофобия) – страх заболеть вирусными болезнями;

– спидофобия – страх заразиться ВИЧ/СПИДом;

– дементофобия – страх заболеть дегенеративными заболеваниями;

– лисофобия (психохондрия) – страх заболеть психическими заболеваниями (страх сойти с ума).

Порочный круг патофобии*

Как уже описывалось выше, вследствие страха заболеть определённой болезнью человек может использовать избегающую модель поведения, уклоняясь от посещения врачей, проведения необходимых медицинских обследований, процедур и анализов и прохождения профилактических медицинских осмотров. Такое попустительское отношение к своему здоровью увеличивает риски реального заболевания, возможное появление симптомов которого при таком подходе может снова игнорироваться или даже полностью отрицаться, как в случае с анозогнозией. Так человек может попасть в порочный круг патофобии (рис. 18).


Рис. 18. Порочный круг патофобии

Виды ипохондрии: резюме*

Несмотря на условность и ограниченность подобного рода классификаций, тем не менее, целесообразно суммировать вышерассмотренные виды и подвиды ипохондрии в единой схеме. Итак, избыточное беспокойство по поводу здоровья можно условно дифференцировать на фобическую (избегающую) ипохондрию (в свою очередь подразделяющуюся на кардиофобию, патофобию, ятрофобию, танатофобию и анозогнозию), классическую (катастрофическую, или «генерализованную») ипохондрию, а также обсессивную (соматическую, или скрытую форму ипохондрии). При этом последний вид ипохондрии де-факто можно отождествить с соматоформным (психосоматическим) расстройством (рис. 19). Однако о тонкостях отличия ипохондрии от других ментальных состояний мы ещё подробно поговорим далее.


Рис. 19. Виды ипохондрии (сводная схема)

Вторичная ипохондрия*

Необходимо понимать, что наличие ипохондрического тревожного расстройства отнюдь не исключает существования реальных органических патологий и заболеваний (равно как и наоборот). К тому же нередки случаи, когда ипохондрия формируется на фоне перенесённого ранее серьёзного заболевания или эмоционального расстройства, когда человек беспокоится о потенциальном возвращении нежелательной неприятной симптоматики (в этом случае речь идёт о так называемой вторичной ипохондрии). При этом оправданные переживания человека о здоровье на фоне имеющейся серьёзной болезни или патологии некорректно называть проявлениями ипохондрии. Нельзя не отметить, что вторичная ипохондрия также может развиться вследствие употребления психоактивных веществ, нередко вызывающих, как отмечают сами люди, «необычные», «смутные», «отчуждённые» и «странные» ощущения. Наконец, вторичная ипохондрия нередко образуется и в силу особенностей профессии человека, предполагающей особое внимание к телу, ведущее к повышению у человека чувствительности в отношении любых изменений во внешнем виде или работе организма, трактующихся как признаки болезни (к представителям такого рода профессий относятся артисты, актёры, певцы, танцоры, спортсмены и т.д.).

ГЛАВА 15. ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ИПОХОНДРИИ И ДРУГИХ

МЕНТАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ*11

Отличия ипохондрического и соматоформного расстройства*

Таб. 5. Отличия ипохондрического и соматоформного расстройства

Отличия ипохондрического и панического расстройства*12

Таб. 6. Отличия ипохондрического и панического расстройства

Отличия кардиофобии при ипохондрическом и паническом расстройствах*13

Таб. 7. Отличия кардиофобии при ипохондрическом и паническом расстройствах

Отличия ипохондрического и обсессивно-компульсивного расстройства*14

Таб. 8. Отличия ипохондрического и обсессивно-компульсивного расстройства

Отличия ипохондрического и генерализованного тревожного расстройства*

Таб. 9. Отличия ипохондрического и генерализованного тревожного расстройства

Отличия ипохондрического и депрессивных расстройств*1516

Таб. 10. Отличия ипохондрического и депрессивных расстройств

Отличия ипохондрического расстройства и соматического бреда*

Таб. 11. Отличия ипохондрического расстройства и соматического бреда

ГЛАВА 16. ФЕНОМЕН ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ЛАБИРИНТА

Бесконечный каскад обследований

Выставляя человеку псевдодиагноз соматоформного расстройства (или той же пресловутой вегетососудистой (нейроциркуляторной) дистонии или дисфункции вегетативной нервной системы), врачи зачастую не объясняют пациенту, что на самом деле с ним происходит, или, что тоже случается, объясняют так красочно или заумно, что человеку становится только хуже. А из-за того, что избыточная тревога проявляется многогранно, множеством соматических симптомов, на которых и фиксируется человек, он начинает блуждать в поликлиническом лабиринте, переходя от одного врача к другому и тратя всё больше денег, сил и времени на всё новые и новые бессмысленные (и зачастую дорогостоящие) обследования, что, естественно, не приводит ни к обнаружению причин симптомов, ни к их исчезновению. Действительно, в силу того что при неизменно высоком уровне тревоги симптомы могут видоизменяться и «перескакивать» на другой орган, человек обращается к новым врачам (неврологам, кардиологам, эндокринологам, гастроэнтерологам), подозревая патологию в соответствующих органах и системах организма и не подозревая, что беспокоящие его симптомы имеют сугубо эмоциональную (психологическую), а не органическую природу. Таким образом, не получая однозначных сведений и заветных гарантий полного физического здоровья (и даже получая утешающие результаты анализов), человек продолжает настойчиво обследовать свой «многострадальный» и продолжающий «барахлить» организм.

Скитания по разным специалистам

Скитания человека по поликлиническому лабиринту могут затягиваться также из-за того, что каждый врач может полагать, что источник всех бед беспокоящегося за здоровье человека находится именно в подвластном его специализации органе, и видеть только телесный компонент эмоциональных расстройств, ошибочно узнавая в каждом человеке «своего» пациента. Бывает и обратная ситуация, когда врач действительно не знает, чем может быть полезен пациенту (поскольку по его медицинскому профилю человек абсолютно здоров), и «отфутболивает» его к другому специалисту, а тот, в свою очередь, – к третьему и так далее. Когда тот или иной врач не находит у человека ничего такого, что могло бы быть причиной его плохого самочувствия (или просто устаёт от назойливости ипохондрического пациента), и отправляет его к коллегам, человек продолжает блуждать по поликлиническому лабиринту, меняя специалистов под стать меняющимся симптомам. Слоняясь по коридорам поликлиник, больниц и платных медицинских центров в поисках «истины», человек попутно растревоживает себя мыслями о том, что врачи не направляли бы его к другим специалистам или на новые обследования, если бы были точно уверены в том, что он полностью здоров.

Поиск гарантий и определённости

Или же человек может думать о том, что его заболевание настолько серьёзное и сложное, что врачи попросту скрывают от него настоящие результаты обследований из-за нежелания расстраивать его или в силу незнания того, как лечить эту «мутную» болезнь. Для избыточного пекущегося о своём здоровье человека всё получается как в анекдоте с элементами чёрного юмора: «Вот как умрёте, тогда и приходите!» Переходя от специалиста к специалисту, сдавая одни анализы за другими, проводя всё новые и новые (более углублённые и всесторонние) обследования и осуществляя иные виды медицинского «шоппинга», человек стремится получить «окончательные» и «точные» сведения о своём полном физическом здоровье в настоящем или даже в будущем. Однако чем больше человек обращается за медицинскими заверениями в надежде всё-таки достичь несуществующих гарантий и устранить неопределённость в сфере здоровья, тем (во-первых) больше находит некритичных отклонений, по поводу которых начинает дополнительно переживать, тем (во-вторых) больше получает противоречивой информации о своём здоровье, что также не добавляет спокойствия, и тем (в-третьих) больше ложно убеждается в наличии у себя пока что невыявленной (или даже неизвестной медицине!) серьёзной болезни, что только подпитывает его навязчивые ипохондрические сомнения.

Парадоксальная ипохондрическая логика

Так работает парадоксальная ипохондрическая логика: «Если какую-то болезнь нельзя подтвердить, значит нельзя и исключить её (скрытого) наличия!» Необходимо отметить, что избыточные медицинские обследования могут приводить не только к дополнительным переживаниям (когда у человека находят безвредное, но страшно звучащее отклонение), но и к ненужным медицинским интервенциям (когда это безвредное отклонение начинают лечить и даже оперировать, что может приводить к новым, более серьёзным медицинским проблемам или напрасной трате сил и денег). Так или иначе, чем больше человек ищет медицинских заверений посредством сдачи различных анализов, обращения за «вторыми» («третьими», «четвёртыми» и т.д.) мнениями врачей, прохождения многочисленных обследований и поиска причин симптомов в интернете, тем больше он утрачивает контакт с собственным организмом и тем больше перестаёт доверять своим физическим ощущениям. Иными словами, за счёт поиска медицинских заверений человек неосознанно стремится убежать от своих симптомов в сферу рациональных объяснений и диагнозов, где нет места дискомфортным ощущениям. Также любопытно, что человек с психосоматическими симптомами зачастую демонстрирует двойственное отношение врачам и обследованиям: с одной стороны, он боится, что у него могут обнаружить какое-то неизлечимое заболевание, а с другой – стремится пройти как можно больше анализов и процедур.

Безрезультатная гипердиагностика

Неспроста ещё античный философ Гераклит замечал, что люди обращаются к врачам для того, чтобы избавиться от страданий, но при этом боятся страданий, которые врачи могут причинить. Однако не только переживающий за своё здоровье человек, но даже и сам врач может говорить о необходимости проведения дополнительных обследований и обращения к другим специалистам (либо по причине искреннего желания помочь, либо в силу страха возможных обвинений в халатности со стороны пациента или начальства, либо с целью хотя бы на время избавиться от постоянно жалующегося пациента). Таким образом, человек продолжает допытывать самых разных специалистов, прося заверений и навязчиво требуя более точных и развёрнутых обследований, что зачастую приводит к столкновению с «отвергающим», «поверхностным», «высокомерным» и «холодным» отношением со стороны врачей, устающих от достаточно специфической и весьма непростой коммуникации с ипохондрическим пациентом. Однако каждый раз возобновляя свои крестовые походы по врачам в поисках более эмпатичных специалистов и компетентных объяснений симптомов, человек в результате очередных обследований не находит ничего такого, что могло бы быть органической причиной его симптомов. Не подтверждаются и опасения о страшных болезнях.

Усиление ипохондрических сомнений

В итоге человек может прийти к выводу, что все врачи – идиоты, ничего не смыслящие в медицине, или что у него невероятно сложный или пока ещё неизвестный науке случай – синдром, который впоследствии назовут его именем (вероятно, посмертно). Возможен и такой вариант, когда человек начинает подозревать, что он сам сошёл с ума, поскольку врачи в один голос говорят, что с ним всё в порядке, а он всё равно продолжает испытывать неприятные симптомы. Сомнения в собственном соматическом благополучии могут подогреваться неоднозначной и противоречивой медицинской информацией, полученной от разных врачей, сочувствующих знакомых, у которых «были такие же состояния», и, конечно, из интернет-ресурсов. Но даже однозначная информация об отсутствии болезней, которая по идее должна развеять все сомнения человека, часто дискредитируется им: «Врач не понял всей тяжести моего состояния!», «Специалист не дослушал мой рассказ до конца, и поэтому мог что-то упустить!», «Врач говорил о том, что я здоров, недостаточно убедительно!» и т. д. Недостаточно убедительные (с точки зрения человека) слова врача («С вами всё хорошо, но если что-то будет беспокоить, то приходите») могут восприниматься человеком как повод для очередных опасений: «Врач считает, что я всё-таки недостаточно здоров!»