Книга Духовная классика. Избранные произведения для самостоятельного и группового чтения - читать онлайн бесплатно, автор Richard J. Foster. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Духовная классика. Избранные произведения для самостоятельного и группового чтения
Духовная классика. Избранные произведения для самостоятельного и группового чтения
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Духовная классика. Избранные произведения для самостоятельного и группового чтения

2. Льюис К. С. убежден, что путь к жизни, отданной Богу, начинается у нас каждое утро. На этой неделе приложите осознанные усилия, чтобы отвергнуть зов вашего обыкновенного «я» сразу же после пробуждения и вместо этого прислушаться к Богу, дав Ему возможность вести и направлять каждую вашу мысль, каждое ваше слово. Положите рядом с кроватью и у зеркала в ванной небольшие карточки с напоминанием: «Кого я слушаю?» или «Кто управляет моей жизнью?». Это поможет вам начинать очередной день с мирного настроя подчинения Богу.


Размышления

Разница между Божьими и нашими делами нигде не проявляется так отчетливо, как в процессе перемен и преображения человека. Мы смотрим на конкретные действия, Бог смотрит на нас. Мы трудимся извне вовнутрь, Бог трудится изнутри вовне. Мы пытаемся, Бог преображает.

Джим Смит, мой помощник в составлении этих духовных чтений, почерпнул много полезного из трудов К. С. Льюиса и из этого отрывка в частности. Он пишет: «За чтением этой главы меня настигло раскаяние. Было сложно продолжать читать. Я вдруг понял, что идет не так: за исходную точку я все время принимал свое обычное „я“. Я пытался сохранить в неприкосновенности свое „я“ и свои желания. Христос был лишь простым приложением к моему „я“. Прочитав этот отрывок, я решил каждый день проживать, осознанно прислушиваясь к голосу Христа и впуская в свою жизнь мое новое „я“ – то, что дает мне Христос».

Пусть же Бог трудится в этом чтении, чтобы делать то же самое в вашей и моей жизни.

Ричард Дж. Фостер

Дополнительное чтение

Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии. – М.: Эксмо, 2021. Собрание семи историй, одновременно увлекательных и назидательных. Эти удивительные истории можно читать вслух своим детям, чтобы и родители, и их дети могли узнать и почерпнуть для себя много полезного.

Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство. – М.: Дом надежды, 2008. Собрание трех серий радиобесед: «Во что верят христиане», «Христианское поведение» и «За пределами личности». Эта книга является прекрасным трудом, отстаивающим христианский путь. Обязательна к прочтению.

Клайв Льюис. Размышления о псалмах. – М.: Эксмо, 2011. Вдумчивые размышления над проблемами серьезного духовного чтения Псалтири.

Клайв Льюис. Письма Баламута. Баламут предлагает тост. – М.: АСТ, 2020. Советы старшего беса младшему по искусству искушения. В книге содержатся удивительные мысли о жизни веры.

Клайв Льюис. Космическая трилогия. – М.: Эксмо, 2011. Состоит из трех томов: «За пределы безмолвной планеты», «Переландра» и «Мерзейшая мощь». Эти три книги написаны в жанре научной фантастики и полны мудрости, богословских мыслей и увлекательных приключений.

Клайв Льюис. Настигнут радостью. Темная башня (авторский сборник). – М.: АСТ, 2021. История обращения Льюиса от атеизма к христианству.

Даллас Уиллард

Цена отсутствия ученичества

ЗНАКОМСТВО С АВТОРОМ

Даллас Уиллард (1935–2013) родился в Буффало, штат Миссури, и рос в сравнительно небогатой семье. В 1955 г. он женился на Джейн Лейкс, вместе они воспитали двоих детей, Джона Самуила и Ребекку.

Даллас рано начал преподавать и заниматься научной работой и выбрал сферой своих исследований философию. Он преподавал в Университете штата Висконсин, а позднее – в Университете Южной Калифорнии, где и работал до самой смерти. За эти годы он показал себя выдающимся толкователем философии Гуссерля и, в частности, философской системы, известной как «феноменология».

Доктор Уиллард – известный философ, на счету которого более тридцати публикаций. Он также человек глубокой веры и христианских убеждений. Притом что он мог вести беседу с любым из великих мыслителей нашего времени, я (Ричард Фостер) был просто потрясен, наблюдая за тем, как он делился истинами благой вести с простыми людьми. Например, когда я нес пасторское служение в одной небольшой церкви в Южной Калифорнии (которую посещали Даллас и Джейн), я был тронут, наблюдая глубокие и неподдельные дружеские отношения, которые Даллас имел с необразованным, но благочестивым строителем. Еще более трогательно было молиться вместе с Далласом Уиллардом и разделять красоту его искреннего общения с Отцом, смиренного духа и сострадания к этому миру.

Представленные ниже выдержки взяты из его книги «Духовные навыки». В ней автор стремится заложить основу понимания того, как Бог меняет изнутри человеческую личность, все больше сообразовывая нас с Христом, и как мы сами участвуем в этом процессе. Кроме того, автор показывает, какую роль в этом процессе играем мы сами. Данный конкретный отрывок говорит о проблеме «учеников без ученичества», характерной для современной церкви.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ «ДУХОВНЫЕ НАВЫКИ»

1. Ученичество: только для суперхристиан?

Слово «ученик» встречается в Новом Завете 269 раз. Слово «христианин» мы видим там только три раза, и впервые оно появляется, когда речь идет об учениках… Новый Завет – это книга об учениках, написанная учениками и предназначенная для учеников Иисуса Христа.

Но дело здесь не только в слове. Гораздо более важен здесь тот факт, что жизнь, которую мы видим в самой ранней церкви, – это жизнь особой личности. Все гарантии и блага, которые Евангелие открывает человечеству, предполагают именно такую жизнь и не имеют никакого смысла без нее. Ученик Иисуса – это не улучшенная или сверхмощная модель христианина в уплотненном, рельефном и аэродинамическом корпусе для скоростной езды по прямому и узкому пути. На страницах Нового Завета он предстает самым базовым способом передвижения в Божьем Царстве.


2. Ученики без ученичества

По крайней мере несколько десятилетий церкви на Западе не считали ученичество непременным условием того, чтобы считаться христианином. Человеку не нужно быть или намереваться стать учеником для того, чтобы быть христианином, и можно оставаться христианином безо всяких признаков того, что ты идешь к ученичеству или растешь в нем. Современные американские церкви не ставят следование Христу, Его примеру, духу и учению необходимым условием членства – как в начале, так и в продолжении служения в деноминации или поместной церкви. Всякое исключение лишь убеждает людей в обоснованности этого правила, делая его еще более выпуклым. Насколько можно судить по находящимся на виду современным христианским организациям, ученичество остается совершенно необязательным. ‹…› Церкви полны «учеников без ученичества», как их назвал Джесс Муди. И большинство проблем в современных церквах проистекает из того, что их члены так и не приняли для себя решения последовать за Христом.

Не лучше обстоят дела и с утверждением о том, что Христос есть Господь: в настоящее время Его господство в жизни стало такой же дополнительной опцией, как литые диски или стерео оборудование в автомобиле. Вы можете обойтись и без него. И – увы! – совершенно неясно, что бы вы делали с ним. Послушание и обучение послушанию не имеют вразумительного теоретического или практического единства со спасением в том виде, как его рисуют современные представления о благой вести.


3. Великие упущения из Великого Поручения

Это привело и к совершенно другой модели Великого Поручения, отличной от той, которую оставил Иисус. Приоритетная цель, которую Он определил для ранней церкви, – это использование всей Его неограниченной силы и власти для воспитания учеников. ‹…› Как только появлялись новые ученики, именно их необходимо было крестить во имя Отца, Сына и Святого Духа. Во время такой подготовки они учились дорожить всем тем, «что Я повелел вам». Христианская церковь первого столетия стала результатом исполнения этого плана роста церкви – результатом, который сложно превзойти.

Но в план Христа вмешались исторические перемены: «Делайте новообращенных (в особую веру и практику) и крестите их во имя членства в церкви». Такое положение приводит к невыполнению двух важных принципов Великого Поручения. В первую очередь мы перестаем делать учеников, делать из людей воспитанников Христа. Кроме того, мы не проводим наших новообращенных через то обучение, которое помогло бы им все больше и активнее совершать то, на что наставлял нас Иисус.

Эти два упущения связаны между собой. Не делая из новообращенных людей учеников, мы не сможем научить их жить так, как жил и учил Христос. Это не то, на что они подписывались. Когда потом они сталкиваются с примером и учением Христа, реакцией на это становится если и не сопротивление или нежелание, то, по крайней мере, замешательство: Как нам это понять? Какое они имеют к нам отношение?


4. Ученичество тогда

Когда Иисус жил среди людей, с ученичеством все обстояло гораздо проще. Это значило, что надо было просто ходить с Ним, слушать Его наставления, быть Ему послушным, подражать Ему. Никаких заочных курсов тогда не было. Все знали, что нужно делать, и чего это будет стоить. Симон Петр воскликнул: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мк. 10:28). Ученики надолго покинули свои семьи и работу, чтобы пойти вслед за Иисусом, в то время как Он ходил от места к месту, проповедуя, показывая и объясняя всевластие Бога. Ученикам нужно было быть с Ним, чтобы учиться делать то, что делал Он.

Представьте себе такое сегодня. Как бы отреагировали на это решение члены наших семей, наши работодатели и сослуживцы? Наверное, они бы посчитали, что мы не больно-то заботимся о них или даже о самих себе. Думал ли так Зеведей, когда смотрел, как два его сына уходят из семьи, чтобы присоединиться к Иисусу (Мк. 1:20)? Спросите любого отца, оказавшегося в подобной ситуации. И когда Иисус говорил, что для того, чтобы последовать за Ним, человеку нужно уйти от всего самого дорогого – семьи, «всего, что имеет», «и самой жизни своей» (Лк. 14), Он утверждал простой факт: это единственная дверь в ученичество.


5. Ученичество сейчас

Хотя такое ученичество обходилось дорого, оно все же имело предельно ясный и однозначный смысл. Сегодня же механика совсем другая. Мы не можем буквально находиться с Ним так, как первые ученики. Но приоритеты и намерения – сердце или внутренний настрой – учеников остаются неизменными навеки. В сердце каждого ученика живет желание, и должна быть решимость или твердое намерение. Ученик Христа в первую очередь испытывает желание быть подобным Ему…

При наличии такого желания, обычно порожденного жизнью и словами тех, кто уже находится на пути Истины, необходимо еще и принять решение: решение посвятить себя тому, чтобы стать подобным Христу. Учеником является тот человек, который, испытывая желание быть подобным Христу и, следовательно, пребывающий в «вере и практике», систематически и неуклонно преобразовывает всю свою жизнь в соответствии с этой целью. Посредством этих действий даже сегодня тот, кто пребывает в учении Христа, становится Его последователем или учеником.

И если мы намерены стать похожими на Христа, это будет очевидным для всех внимательных людей, которые нас окружают, как и для нас самих. Конечно, современному ученику нет необходимости оставлять свою семью и работу, чтобы присоединиться к Иисусу в Его странствиях по земле. Но мы можем стать Его настоящими учениками, если будем любить своих врагов, благословлять проклинающих нас, идти два поприща со своими притеснителями – иначе говоря, конкретными действиями доказывать реальность внутренних преображений, порождающих в нас веру, надежду и любовь. Такие поступки – осуществляемые настоящим учеником Христа с явной благодатью, миром и радостью – делают ученичество в наши дни не менее очевидным и скандальным, чем в те давние времена покинутых семей. Но всякий, кто станет на путь Истины, сможет это почувствовать, и тогда он или она убедится в том, что ученичество совсем не является чем-то страшным или шокирующим.


6. Цена отсутствия ученичества

В 1937 г. Дитрих Бонхёффер подарил миру свою книгу «Цена ученичества». Это была прекрасная отповедь «простому христианству» или «дешевой благодати», но при этом автор вовсе не отрицал – скорее, даже, подтвердил – представление об ученичестве как о трудоемком духовном процессе, доступном только тем, кто к этому призван. Здесь также было совершенно справедливо отмечено, что невозможно стать учеником Христа, не отвергнув все то, к чему мы тянемся в нормальной человеческой жизни, и что тот человек, который практически не думает о том, насколько знаменитым будет его имя в этом мире, имеет все основания для того, чтобы задуматься, каково его или ее положение перед Богом. Однако цена отсутствия ученичества является куда более дорогой – даже если мы будем говорить только о его земной жизни – чем цена, заплаченная за право ходить с Иисусом.

За отсутствие ученичества платить приходится душевным покоем, жизнью, приходящей к нам посредством любви, верой, которая помогает нам все видеть в свете Божьей власти, осуществляемой ради добра, надеждой, которая остается неколебимой, несмотря ни на какие тяжкие обстоятельства, способностью поступать правильно и противостоять силам зла. Короче говоря, той жизнью с избытком, ради которой Иисус пришел на землю (Ин. 10:10). Иго Христа, в конце концов, является инструментом освобождения и власти для тех, кто живет в нем с Ним и учится смирению и покорности сердца, порождающими покой для души… Правильная перспектива состоит в том, чтобы понимать, что следование Христу является не просто необходимостью, но и проявлением высших человеческих возможностей, а также жизнью в ее истинном свете.

ОТРЫВОК ИЗ БИБЛИИ: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ 28:16–20

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.


Вопросы для размышления

Приведенные здесь вопросы можно использовать для обсуждения в малой группе или для личного размышления.

1. Даллас Уиллард обращается к церквям со страстным призывом делать упор на ученичество (обучение новообращенных людей жизни в соответствии с заповедями Иисуса), а не просто на членство (когда новых христиан предоставляют самим себе сразу после того, как они присоединились к церкви). В свете этих двух подходов опишите свой церковный опыт.

2. Согласно третьему разделу, что представляют собой два великих упущения из Великого Поручения? Прочитайте отрывок Евангелия от Матфея 28:16–20 и обратите внимание на то, что именно сказал Иисус.

3. Уиллард говорит, что ученик Христа «в первую очередь испытывает желание быть подобным Ему (Христу)». Кому из людей вы хотели бы «быть подобным», и что вы делали для того, чтобы стать похожим на каждого из них?

4. Существует множество разговоров о том, чего стоит быть учеником. Согласно шестому разделу, чего стоит отсутствие ученичества?

5. Уиллард пишет: «И если мы намерены стать похожими на Христа, это будет очевидным для всех внимательных людей, которые нас окружают, как и для нас самих». Что изменилось бы в вашей жизни, если бы вы направили все свои силы на то, чтобы стать подобным Христу? Какова была бы реакция всех тех, кто вас окружает?


Предлагаемые упражнения

Приведенные ниже упражнения можно делать самому, с духовным другом или использовать в контексте малой группы. Выберите для себя одно или несколько из них.

1. На этой неделе постарайтесь запомнить выдающуюся фразу Уилларда о цене отсутствия ученичества («За отсутствие ученичества платить приходится душевным покоем…»). Запишите ее на отдельной карточке и носите с собой. Настройте себя на жизнь в мире, любви, вере, надежде, способности поступать правильно и на жизнь с избытком.

2. Уиллард перечисляет то, что мы можем делать сегодня, и что является заповедью Христа и действиями того, кто подобен Христу (пятый раздел). Приложите усилия на этой неделе к тому, чтобы любить своих врагов, помолившись за них, благословлять тех, кто проклинает вас, и пройти два поприща с теми, кто, возможно, притесняет вас.

3. Иисус поручил Своим последователям «соблюдать все, что Я повелел» (Мф. 28:16–20). Прочитайте Евангелие от Матфея и перечислите все то, что Иисус заповедал нам делать. Ваш перечень станет своего рода мозаикой того, какой должна быть жизнь христианина согласно Иисусу.

4. Поразмышляйте над господством Христа. Задумайтесь над своей жизнью и тем, насколько она действительно находится под властью Иисуса. Вместо мыслей о том, чего вам будет стоить посвящение Христу этих сторон жизни, подумайте, насколько высокую цену вы платите за то, чтобы сохранить эти стороны жизни под своей собственной властью.


Размышления

Вероятно, самой большой болезнью сегодняшней церкви являются уверовавшие в Христа люди, которые не являются учениками Христа – налицо явное противоречие в терминах. Эта болезнь определяет все остальные стороны жизни в церкви и по большому счету является главной причиной низкого духовного уровня наших поместных собраний.

Чтобы противостоять такому печальному положению дел, нам необходимо решить, что, несмотря на то, что делают другие, мы идем под опеку Иисуса Христа, нашего вечного Спасителя, Учителя, Господа и Друга. Мы стремимся вести такой образ жизни, который вел Он – не рабскую имитацию, а общий ее курс. Молитва, уединение, простота и служение станут отличительными чертами нашей жизни.

Мы можем сделать гораздо больше, чтобы победить наше «христианство, лишенное ученичества» – Иисус, наш вечный Учитель, укажет нам путь.

Ричард Дж. Фостер

Дополнительное чтение

Даллас Виллард. Слышать Бога. – М.: Триада, 2016. Помогает нам думать не о том, каких действий Бог хочет от нас, а о том, чтобы стать такими людьми, какими Бог хочет нас видеть, что и помогает нам ответить на вопрос о том, что мы должны делать.

Willard, Dallas. Logic and the Objectivity of Knowledge. Athens: Ohio University Press, 1984[4]. Исследование и критика «феноменологии» Эдмунда Гуссерля, которую Уиллард существенным образом отличает от «лингвистического анализа». Книга предназначена только для тех, кто серьезно интересуется философией.

Willard, Dallas. Renovation of the Heart. Colorado Springs, CO: NavPress, 2002. Виллард Д., Симпсон Д. Обновление характера. Духовное преображение через Христа. Упрощенное издание бестселлера «Обновление сердца». – М.: Золотые страницы, 2016. В книге говорится о том, как мы можем возрасти в нашем хождении с Христом, сбросить с себя греховные привычки, все больше соответствовать характеру Христа. Уиллард называет божественный процесс, который «приводит каждую частицу нашего естества, работая изнутри, в гармонию с волей Бога или Царством Божьим», преображением духа.

Даллас Уиллард. Духовные навыки. Как Бог преображает жизнь человека. – М.: Религиозная Организация «Евангельский Христианский Центр Апостола Павла», 2018. Эта книга показывает нам, как чисто практически мы можем быть подобными образу Христа. В книге процесс спасения представлен не только в контексте прощения грехов, но и как общее преображение всей нашей жизни. Она показывает «следование Христу» не какой-то пустой фразой, а удивительной реальностью, преисполненной неповторимым содержанием. Она призывает нас взять на себя простое ярмо и легкое бремя Христа, что разительным образом отличается от нелегкого ярма и тяжелого бремени отсутствия ученичества.

Джонатан Эдвардс

Поглощенность сердца

ЗНАКОМСТВО С АВТОРОМ

Джонатан Эдвардс (1703–1758) был пастором-конгрегационалистом и ключевой фигурой «великого пробуждения» XVIII в. Он считается одним из величайших богословов Америки. Родившись в Коннектикуте и получив образование в Йельском университете, он в течение двадцати трех лет нес служение в церкви в Нортгемптоне, штат Массачусетс. Позднее он стал миссионером для индейцев в Стокбридже. В 1758 г. он был провозглашен президентом Принстонского университета, но умер спустя всего несколько недель после того, как занял этот пост.

Эдвардс разработал теологию христианской духовности, в которой он соединил философию Локка и свое собственное кальвинистское богословие. Главным для него был вопрос: Как мы можем определить присутствие Святого Духа? Христианство, согласно Эдвардсу, – это дар Божий, но он посвятил всю жизнь тому, чтобы выработать принципы, по которым мы могли бы определить, есть ли в нас этот дар. Главной темой его трудов, как это видно из приведенного ниже материала, является важность религиозных «чувств», которые он определил как страсти, заставляющие волю действовать.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ «РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА»[5]

1. Поглощенность сердца

Та религия, которой требует Бог, и которую Он приемлет, не состоит в слабых, вялых и безжизненных желаниях, поднимающихся лишь чуть выше состояния безразличия. Бог в Своем Слове настаивает на том, чтобы мы прилагали все старание, «духом пламенели», и чтобы наше сердце было решительно занято религией: «…духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11).

«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор. 10:12). Это такая пламенная и решительная поглощенность сердца религией, которая является плодом истинного обрезания сердца или истинного возрождения и которая имеет обетования жизни: «…и обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор. 30:6).


2. Святое чувство

Если мы несерьезны в религии, и наши наклонности и воля не имеют сильного проявления, мы – ничто. Предмет религии настолько существен, что не может быть соответствия проявлений нашего сердца ее природе и важности, если они не являются решительными и сильными. Ни в чем другом сила действий наших наклонностей не требуется так настоятельно, как в религии; и ни в чем другом так не отвратительна тепловатость.

Истинная религия – всегда мощное явление; и ее сила выражается в первую очередь в ее внутренних проявлениях в сердце, которое является ее главным и первоначальным вместилищем. Отсюда истинная религия названа силой благочестия, в отличие от ее внешней видимости, которая является ее видом: «…имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5). Дух Божий в тех, кто имеет здравую и прочную религию, – это Дух мощного святого чувства, и поэтому сказано, что «дал нам Бог духа… силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7).

И о таких, когда они получают Духа Божьего с Его освящающим и спасительным влиянием, сказано, что они «крещены Духом Святым и огнем» (Деян. 1:5), по причине силы и жара тех проявлений, которые Дух Божий вызывает в их сердцах и посредством которых о сердцах под действием благодати можно сказать, что они горят в них, как было сказано об учениках (Лк. 24:32).


3. Проявление воли

Дело религии время от времени сравнивается с занятиями, показывающими, что наши сердца заняты Богом. Такие метафоры как «бегущие на ристалище», «борющийся с Богом», «стремящийся к почести высшего звания» и «воюющий с сильным врагом», часто используются для описания упражнений, которыми мы всецело увлечены.

И хотя истинная благодать имеет различные степени, и есть некоторые, кто – только младенцы во Христе, в которых проявление наклонности и воли к божественному и небесному сравнительно слабо, тем не менее у каждого, кто имеет силу благочестия в своем сердце, наклонности и сердце направлены к Богу и божественному с такой силой и решительностью, что эти святые проявления преобладают в нем над всеми плотскими или естественными чувствами и имеют силу преодолеть их.

Ибо каждый истинный ученик Христа любит Его превыше отца или матери, жены и детей, братьев и сестер, домов и земель, даже больше своей собственной жизни. Отсюда следует, что где есть истинная религия, там есть мощные проявления наклонности и воли к божественным объектам; но из того, что было сказано прежде, ясно, что решительные, энергичные и ощутимые проявления воли – это не что иное, как чувства души.


4. Источники действия

Такова природа человека, что он очень неактивен, кроме случаев, когда на него оказывает влияние какое-либо чувство: любовь или ненависть, желание, надежда, страх или что-либо другое. Мы видим в этих чувствах источники, которые приводят людей в движение во всех жизненных делах и побуждают их во всех их стремлениях; это то, что двигает людей вперед и увлекает их во всех их мирских делах.