Мы видим, что вид людей крайне оживлен и активен, и чувства людей являются источниками движения. Отнимите всю любовь и ненависть, всю надежду и весь страх, всю злость, все усердие и страстное желание – и мир станет в значительной степени неподвижным и мертвым; не будет среди человечества ничего, напоминающего активность или какие-либо серьезные устремления. Именно чувство движет алчным человеком, человеком, жадным до мирской наживы в его достижении цели. Именно чувствами амбициозный человек движется вперед в своей погоне за мирской славой. Именно чувства также побуждают сладострастного человека в своем поиске удовольствий и порочных наслаждений. И как в мирских делах мирские чувства в большей мере являются источником побуждения и действия человека, так и в религиозных делах источником их действий является в значительной степени религиозное чувство.
5. Сердце, поглощенное чувствами
Тот, кто имеет лишь доктринальное знание и размышление, без чувства, никогда не поглощается целиком религией. В самом деле, нет ничего более очевидного, чем тот факт, что дело религии перестает владеть душами людей, если оно перестает волновать их. Есть многие люди, которые часто слышат Слово Божье и при этом слышат о тех вещах, которые бесконечно велики и важны и которые непосредственным образом касаются их, и все, что они слышат, кажется полностью безрезультатным для них и не производит никаких изменений в их нраве и поведении.
Причина в том, что их не волнует то, что они слышат. Есть много тех, кто часто слышит о всемогущей силе, безграничной мудрости и святости Бога, о великих делах Христа, совершенных ради них, и о Его милосердном приглашении; но тем не менее они остаются такими же, какими были прежде, без заметных перемен в себе, будь то в сердце или в практике.
Я смело утверждаю, что никогда не происходила сколько-нибудь значительная перемена в человеке под действием чего-либо, имеющего религиозное свойство, что он когда-либо читал, слышал или видел, если это не тронуло его чувств. Никогда естественный человек не занялся серьезно поисками своего спасения; никогда никто из таких людей не был доведен до состояния вопля о мудрости, возвышения своего голоса в прошении о разумении и молитвенной борьбы с Богом за ниспослание милости; и никогда никто не был смирен и приведен к подножию ног Бога; никогда ни один не был побуждаем бежать от греха, пока его сердце оставалось нетронутым. Одним словом, никогда ничего значительного не совершалось предметами религии в сердце или жизни любого живущего человека, если это сердце не было глубоко тронуто этими предметами.
6. Истинная религия
Священное Писание повсеместно отдает религии очень большое место в чувствах, таких как страх, надежда, любовь, ненависть, желание, радость, печаль, благодарность, сострадание, усердие.
Писание видит источник религии в благочестивом страхе, так что о характере поистине религиозных людей часто говорится, что они трепещут перед Словом Божьим. Страх Божий составляет большую долю истинного благочестия.
Также о надежде на Бога и на обетования Его Слова в Писании часто говорится как об очень значительной части истинной религии. Она упоминается в тексте 1 Кор. 13:13 как одна из трех великих составляющих религии. «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). О ней говорится как о шлеме воина-христианина: «…и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:8). Это надежный и крепкий якорь души (Евр. 6:19).
7. Участие в благословениях
Писание отдает очень большое место религии в чувстве любви – любви к Богу и Господу Иисусу Христу, любви к людям Божьим и к человечеству. Тексты, в которых это ясно показано, бесчисленны и в Ветхом, и в Новом Заветах. Противоположное чувство ненависти, имеющее своим объектом грех, также описывается в Писании как немаловажная часть истинной религии: «Страх Господень – ненавидеть зло» (Прит. 8:13).
Святое желание, проявляющееся в стремлениях, голоде и жажде по Богу и святости нередко упоминается в Библии как важная часть истинной религии. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:1–2). Такое святое желание и жажда души упоминается как то, что приводит человека в состояние истинного блаженства вечной жизни и отмечает это его состояние в начале Нагорной проповеди Христа: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).
Священное Писание также говорит о святой радости как о важном элементе истинной религии. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4). Радость отмечена среди главных плодов Духа благодати: «Плод же духа: любовь, радость…» (Гал. 5:22).
8. Приемлемая и угодная Богу жертва
О религиозной скорби, печали и сокрушении сердца также часто говорится как о немалой части истинной религии. Эти чувства нередко упоминаются как отличительные черты истинных святых и как важная часть их характера: «Блаженны плачущие, – говорит Иисус, – ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Они особенно приемлемы и угодны Богу: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).
Еще одно чувство, которое часто упоминается как то, через наличие которого в большей мере проявляется истинная религия, – это признательность, в особенности если она выражается в благодарности и похвале Богу. Поскольку о ней так много говорится в Псалмах и других книгах Священного Писания, то мне нет необходимости называть определенные тексты.
Далее, Священное Писание часто говорит о сострадании или милости как об очень большой и важной составляющей истинной религии; поскольку в Писании добрые люди названы таковыми на этом основании. Писание выделяет это качество как то, посредством которого особенным образом определяется праведный человек: «…праведник милует и дает» (Пс. 36:21). Проявляя милость, мы чтим Бога: «…чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Прит. 14:31). Это одно из тех великих качеств, которыми наш Спаситель определяет истинно блаженных: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).
9. Что не хватает «тепловатым»
О рвении также говорится как об очень существенной части религии истинных святых. О нем сказано как о важном компоненте, который Христос имел в виду, отдавая Себя для нашего искупления: «…Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14). О нем также говорится как о важной составляющей, которой не хватало тепловатым лаодикийцам (Отк. 3:15–16,19).
Я упомянул лишь несколько библейских текстов из бесчисленного множества, которые тесно связывают религию с чувствами. Отрицать тот факт, что большая часть истинной религии заключена в чувствах, возможно только если взять какой-нибудь другой ориентир для оценки природы религии, а не Библию.
ОТРЫВОК ИЗ БИБЛИИ: ВТОРОЗАКОНИЕ 10:12–22Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо. Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней; но только отцов твоих принял Господь и возлюбил их, и избрал вас, семя их после них, из всех народов, как ныне видишь. Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны; ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской. Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись: Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные дела, какие видели глаза твои; в семидесяти душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь, Бог твой, сделал тебя многочисленным, как звезды небесные.
Вопросы для размышления
Приведенные здесь вопросы можно использовать для обсуждения в малой группе или для личного размышления.
1. Согласно Эдвардсу, что является «источником действий», источником мотивации, стоящей за всем тем, что мы делаем?
2. Подумайте о том времени, когда вы решились включиться в какую-то деятельность (присоединиться к клубу по интересам, заняться новым видом спорта, пойти в церковь). Какими были те «чувства», которые побудили вас к этому?
3. Эдвардс убежден, что «никогда не происходила сколько-нибудь значительная перемена в человеке под действием чего-либо, имеющего религиозное свойство, что он когда-либо читал, слышал или видел, если это не тронуло его чувств». Опишите тот момент, когда вас тронуло какое-нибудь учение или стих Библии, или какая-то проповедь, после чего вы стали меняться.
4. Согласно отрывку из Второзакония 10:12–13, какие «чувства» должны быть в нас, и какие «действия» мы должны выполнять?
5. Начиная с шестого раздела, Эдвардс перечисляет и описывает девять чувств, к которым призывает нас Писание: благочестивый страх, надежда, любовь, святое желание, радость, религиозная скорбь, признательность, сострадание и рвение. Какие из этих чувств вы испытываете больше всего? Рост каких из этих чувств вы хотели бы испытать?
Предлагаемые упражнения
Приведенные ниже упражнения можно делать самому, с духовным другом или использовать в контексте малой группы. Выберите для себя одно или несколько из них.
1. В четвертом разделе Эдвардс пишет, что все мы просто бездействовали бы, если бы не наши чувства. Задумайтесь над теми действиями, которые вы совершали на этой неделе. Запишите их как таковые, без всяких суждений. В конце недели сядьте и запишите рядом с ними те мотивы, которые, вероятно, побудили вас к этим действиям. Старайтесь быть честными, думая о том, зачем вы совершали эти поступки.
2. Взгляните на перечень святых чувств, представленных в разделах с шестого по девятый, и сосредоточьтесь на каком-нибудь одном из них, в котором вы хотели бы расти. Обратите внимание, что каждое из этих чувств основано на Писании. Изучите материал Библии, повествующий об этом конкретном чувстве (например, о надежде), обратите внимание на богословское учение, связанное с этим чувством (например, обетование спасения).
3. Во Второзаконии 10:20–21 Моисей призывает людей бояться Бога, следовать за Богом и славить Его в благодарность за все то, что Бог сделал для них. Как учит Эдвардс, за действием должна стоять мотивация (или чувства), и в данном случае мотивацией к почитанию, страху и прославлению Бога является размышление обо всем том, что Он сделал. Перечислите все то, что Бог сделал для вас. Скорее всего, такой список будет длинным. Посмотрите на этот список, и пусть из ваших уст зазвучит хвала Богу.
4. Поклонитесь Богу на этой неделе. Действительно поклонитесь. В субботний вечер начните подготовку к поклонению. Найдите время для уединения, когда вы могли бы поразмышлять о власти и славе Бога. Задумайтесь о том, как Он любит вас. Пойдите пораньше в церковь и посвятите время поклонению и выражению благодарности Богу. Помолитесь о тех, кто вас окружает, чтобы во время служения Бог достучался и до их сердец. Но прежде всего постарайтесь почувствовать присутствие Бога среди всех вас, пришедших на служение.
Размышления
Джонатан Эдвардс учит, что жизнь, продиктованная интеллектом, и жизнь, продиктованная чувствами, должны быть друзьями, а не врагами. Безо всяких противоречий человек может быть с трезвой головой и нежным сердцем. В действительности же мы должны учиться со своим умом войти в свое сердце и там ждать небесного Шепота. Мы поклоняемся Богу головой и всем своим внутренним миром!
Сегодня мы отчаянно нуждаемся в таком уроке, потому что современный миф учит нас, будто истинная объективность должна быть бесстрастной. Как результат, мы анализируем и разбираем духовную жизнь, совершенно не принимая в ней своего личного участия, и нам кажется, что мы ее понимаем. Но так духовную жизнь постичь невозможно. Мы понимаем через верность. А начинаем мы быть верными и поддерживаем свою верность посредством того, что Эдвардс справедливо называет «святыми чувствами».
Ричард Дж. ФостерДополнительное чтение
Edwards, Jonathan. The Nature of True Virtue. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1960. Книга для тех, кто интересуется философией.
Edwards, Jonathan. The Works of Jonathan Edwards. Edited by Perry Miller. 5 vols. New Haven, CT: Yale University Press, 1959. Эта серия книг является лучшим собранием трудов Эдвардса и содержит больше материала, чем большинство людей способно прочитать. Во втором томе представлен его пятисотстраничный труд «Религиозные чувства», выдержки из которого представлены здесь.
Simonson, Harold. Jonathan Edwards: Theologian of the Heart. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1974. Серьезное толкование творчества Эдвардса с точки зрения как литературы, так и богословия. В отличие от многих исследователей, которые в первую очередь смотрят на влияние Джона Локка, Симонсон утверждает, что более сильное влияние на Эдвардса оказали Кальвин, Августин и в конце концов сама Библия. Также Симонсон со всей серьезностью подходит к теме искренней набожности Эдвардса как основы его жизни и мыслей.
Франциск Сальский
Истинное благочестие
ЗНАКОМСТВО С АВТОРОМФранциск Сальский (1567–1622) родился в знатной семье в замке Саль и позднее учился в иезуитской школе в Париже. Иезуиты учили его культуре античности, еврейскому и греческому языкам, а также жизни в строгой дисциплине. Он также изучал право и гуманитарные науки. В сан священника он был посвящен в 1591 г., несмотря на категорическое несогласие с этим его родителей. В 1602 г. он стал епископом Женевы.
Франциск был плодовитым писателем, чьи труды оказали существенное влияние на церковь. Духовную глубину он умело сочетал с вопросами этики так, как ни до, ни после него не удавалось почти никому. Он был мастером метафор и умел описывать тайны духовной жизни простыми, каждодневными образами, такими как пчелы и молоко, птицы и сахар. Благодаря такому заметному влиянию, Франциск считается одним из «Учителей Западной Церкви».
В представленных ниже выдержках Франциск обращается к «Филотее», женщине по имени, которое буквально означает «любящая Бога».
ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ «РУКОВОДСТВО К БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ»[6]1. Только одно истинное благочестие
Ты стремишься к благочестию, дорогая Филотея, потому что, будучи христианкой, ты знаешь, что эта добродетель особенно приятна Богу. Поскольку небольшие проступки, совершенные в начале пути, по мере движения становятся бесконечно больше, пока уже станет невозможным их исправить, прежде всего остального ты должна узнать, что есть добродетель благочестия.
Но для того, чтобы идти по пути этой добродетели, необходимо с самого начала уяснить себе, что есть истинное благочестие, так как существует множество ложных и суетных представлений о благочестии. Если ты не в силах распознать, какое из них истинно, тебя может с легкостью обмануть и увести прочь следование благочестию отвратительному и суеверному.
2. Призраки благочестия
Художники часто, рисуя женские портреты, делают их похожими на тех женщин, которых они любят. Точно так же многие представляют себе благочестие сообразно с собственными страстями и фантазиями. Тот, кто ценит особенно пост, считает, что соблюдение постов делает человека благочестивым, даже если сердце его и остается нечистым. Сильно заботясь о трезвости, он не смочит своего языка вином или даже водой, однако не преминет напиться крови ближнего своего, унижая его и распуская о нем сплетни.
Другой считает себя благочестивым потому, что ежедневно читает длинные молитвы, хотя после этого он ссорится с домашними и соседями, произнося неприятные, высокомерные и ранящие слова. Кто-то доброхотно вынимает из сумы монету, чтобы дать ее нищему, однако не может извлечь из своего сердца ни капли доброты, чтобы простить своего врага.
Другой прощает своих врагов, однако никогда не платит кредиторам, пока его не принудят к тому силой или же по закону. Все эти люди обычно считаются благочестивыми, но они не таковы в действительности. Жена Давида Мелхола, спасая его от врагов, нарядила статую в одежду Давида и положила ее в кровать, чтобы подумали, что муж болен и лежит в постели. Так некоторые прикрываются внешними делами, которые имеют отношение к благочестию, чтобы люди думали, что они истинно духовны и благочестивы; в действительности же – они лишь статуи или призраки благочестия.
3. Духовная живость
Истинное и живое благочестие, Филотея, предполагает любовь к Богу, оно и есть в сущности не что иное, как любовь к Богу. Однако же это не всегда бывает любовь как таковая. Поскольку божественная любовь украшает душу, она называется благодатью, делая нас угодными Господу. Коль скоро она смягчает душу, наделяя нас способностью творить добро, она называется милосердием. Достигнув той степени совершенства, когда она не только побуждает нас вершить добрые дела, но делать их старательно, часто и своевременно, она называется благочестием.
Страусы никогда не летают, куры летают, но очень невысоко, тяжело и редко. Орлы же, голуби, ласточки летают постоянно, быстро и высоко. Таким же образом и грешники не стремятся лететь к Богу, все их пути на земле и для земли. Люди, которые делают добрые дела, но еще не достигли благочестия, своими добрыми делами приближаются к Богу, но редко, медленно и тяжело.
Люди благочестивые поднимаются к Богу часто, быстро и высоко. Коротко говоря, благочестие – это та духовная проворность, посредством которой в нас действует милосердие или же посредством которой мы сами начинаем действовать быстро, исполненные любви. Так же как задача милосердия в том, чтобы подвигнуть нас к исполнению всех Божьих заповедей в общем и без каких-либо исключений, роль благочестия – в том, чтобы научить нас быть усердными и не медлить с их соблюдением.
Тот, кто не следит за тем, чтобы выполнять все заповеди Божии, не является ни добрым, ни благочестивым, потому что для того, чтобы быть добрым, надо делать дела любви, а для того, чтобы быть благочестивым, надо иметь большую живость и готовность к этим делам.
4. Огонь милосердия
И так как благочестие в значительной степени является совершенной любовью, оно не только делает нас активными и усердными в исполнении всех Божьих заповедей, оно побуждает нас быстро и с полной готовностью делать такие добрые дела, какие мы только можем, даже тогда, когда они не обязательны для нас, а только желательны, т. е. выполнять не только повеления, но и советы. Подобно тому, как человек, который только что оправился после болезни, делает только те шаги, которые ему необходимы, да и то медленно и с трудом, так и грешник, который еще не достиг благочестия, пытается исполнять то, что предписано Богом, но медленно и с усилием. И подобно тому, как совершенно здоровый человек способен не только ходить, но и бегать и прыгать, так и благочестивый не только выполняет предписания, но в состоянии руководствоваться также и советами и высшим вдохновением.
Милосердие и благочестие отличаются друг от друга только как огонь от пламени. Милосердие – это духовный огонь, когда оно разгорается как пламя, оно становится благочестием. Благочестие ничего не добавляет к милосердию, кроме того, что оно делает его живым, действенным и постоянным не только в исполнении заповедей, но и советов и внушений небесных.
5. Мир препятствует святому благочестию
Когда израильтяне были на пути в землю обетованную, многие отговаривали их идти туда, говоря, что воздух там нездоровый, и там нельзя долго жить, что местные жители поедают людей и т. п. Точно так же, дорогая Филотея, мирские люди запугивают тех, кто хочет идти по пути благочестия. Они говорят, что у людей благочестивых всегда сердитые, печальные и скорбные лица, что благочестие создает характеры меланхолические и невыносимые.
И подобно тому, как Иисус Навин и Халев протестовали, утверждая, что земля обетованная хороша и прекрасна и что обладание ею принесет радость и блаженство, точно так же Святой Дух устами всех святых и Самого Господа свидетельствует о том, что благочестивая жизнь есть жизнь прекрасная и счастливая.
6. Они превращают его в мед
Мир видит, что благочестивые люди постятся, молятся, терпят оскорбления, ухаживают за больными, помогают бедным, бодрствуют, сдерживают свой гнев, подавляют свои страсти, лишают себя чувственных удовольствий и совершают другие дела подобного рода, которые кажутся тяжелыми и суровыми.
Но мир не видит внутреннего благочестия сердца, которое все эти дела обращает в приятные, легкие и желанные. Посмотри на пчел: они находят на тимьяне горький сок, а превращают его в мед, такова их особенность.
О, мирские люди! Много горечи есть в борьбе с самим собою, но вся эта горечь обращается в сладость и утешение. Огонь, пламя, колеса и мечи казались мученикам цветами и ароматами, потому что они были благочестивы. И если благочестие может усладить жестокие муки и самую смерть, то оно может тем более украсить дела добродетели.
7. Духовный сахар
Сахар делает более приятным вкус незрелых плодов и смягчает остроту перезревших. Благочестие – это как бы духовный сахар. Оно облегчает горечь страданий и подает утешение. Оно уничтожает печаль бедных и тщеславие богатых, отчаяние презираемого и высокомерие того, кто пользуется почетом, грусть того, кто находится в одиночестве и рассеянность того, кто находится в обществе.
Оно дает тепло в холодную зиму и освежающую росу в жаркое лето. Оно знает, как обойтись с успехом и как пережить нужду. Оно помогает сердцу человека почти одинаково принимать честь и презрение и делает равно полезными удовольствие и боль, исполняя нас удивительной сладостью.
8. Разные степени любви
Посмотри на лестницу Иакова, ибо она изображает собою благочестивую жизнь. С двух сторон она ограждена перилами, это молитва, призывающая Божью любовь свыше, и Таинства, которые передают ее нам. Ступеньки – это различные степени любви, по которым душа восходит от одной добродетели к другой, спускаясь делами благочестия для помощи ближнему или созерцанием поднимаясь до единения с Богом в любви.
9. Ангельские сердца
Посмотри, прошу тебя, на тех, кто находится на лестнице. Это люди с сердцами ангелов или ангелы в человеческом теле. Они все кажутся юными, так как они полны духовной бодрости и силы. У них есть крылья для того, чтобы летать, и они возносятся к Богу в молитве, но у них также есть ноги, чтобы ходить среди людей в святости и любви.
Лица их радостны и прекрасны, ибо они принимают все кротко и сострадательно. Их голова, руки и ноги открыты, потому что их мысли, действия и привязанности имеют только одну цель – угодить Богу. Остальная часть их тела покрыта легким и прекрасным платьем, потому что они связаны с миром и мирскими вещами, но чисто и искренно, касаясь их слегка, поскольку заставляют обстоятельства. Таковы благочестивые люди.
10. Дух сладости
Поверь мне, дорогая Филотея, благочестие – это самое нежное и сладостное из всего того, что есть на свете. Оно – царица добродетелей, потому что оно есть совершенство любви. Если любовь – молоко, то благоговение пред Богом – сливки. Если любовь – росток, то благочестие – цветок, если любовь – сверкающий драгоценный камень, то благочестие есть самое его сверкание. Если любовь имеет аромат, то этот аромат есть благочестие, аромат, который утешает людей и радует ангелов.
11. Разные формы благочестия
Разные формы принимает благочестие дворянина, ремесленника, слуги, князя, вдовы, девушки, замужней женщины. Кроме того, оно должно соответствовать силам, занятиям и обязанностям каждого человека.
Филотея, истинное благочестие нигде не приносит никакого вреда, но все в нас совершенствует. Когда оно противоречит природным наклонностям человека, оно, без сомнения, приобретает ложный характер. «Пчела, – говорит Аристотель, – извлекает из цветков мед, не принося им никакого вреда», оставляя их такими же целыми и свежими, какими нашла вначале. Истинное благочестие еще лучше. Оно не только не вредит призванию или занятию человека, но украшает и благословляет его. Любые драгоценные камни приобретают более изысканный блеск, будучи погруженными в мед, каждый сообразно своему цвету. Так и каждый род занятий обретает большее достоинство, соединяясь с благочестием. Забота о семействе становится более мирной, любовь супругов приобретает большую искренность, служение своему господину становится более верным, и так же любая профессия облекается в большую славу и достоинство.