Нам возразят, что среди успешных политиков и карьеристов можно обнаружить немало нарциссов. Это так, даже если вместо «народного» списка нарциссических свойств взять симптомы, описанные в этой книге. Однако это не позволяет утверждать, что нарциссизм стал причиной политического или карьерного успеха.
Во-первых, если уж говорить о «спектре элитных психопатологий», то среди руководителей гораздо чаще встречаются эпилептоиды (если делать срез по психопатическому регистру) и навязчивые невротики (если резать по гораздо более адаптивному невротическому регистру). Вторым эшелоном идут конформоиды и когнитивно простые, «ведь нынче любят бессловесных». В IT-сфере вершин достигаются малые группы лиц с легкой степенью шизоидности (после завершения очередного проекта превращающихся в аддиктоидов) с параноидом во главе и командным талисманом в виде молодой истероидной или гипертимной особы.
Во-вторых, более вероятно, что нарциссическая симптоматика развивается уже после триумфа. И здесь причинно-следственная связь просматривается достаточно ясно. Человек просто «бесится с жиру» или пытается скомпенсировать чувство вины перед вчерашними коллегами. Коллеги превращают начальника в нарцисса, пытаясь угодить и выслужиться. Для политиков этот вопрос особенно актуален. Мало кто может сохранить здравую психику, получая материальные подарки и выслушивая потоки лести. «Фрустрировать можно и изобилием», как говорит психоаналитик Д. С. Рождественский. Поток навязчивого социального одобрения создает вокруг «триумфатора» пассивно-агрессивную среду, которая создает предпосылки к разнообразной симптоматике, в том числе нарциссической. Наконец, чиновник или политик, включаясь в коррупционные цепочки, испытывает колоссальную тревогу. Чудом оставшись на свободе после массовых посадок, чиновник сомневается в своем праве на существование, что является содержанием экзистентной тревоги (5.1) – симптома сугубо нарциссического. Не в меньшей степени такая ситуация стимулирует у «триумфатора» тревогу кастрационную (4.1). Продолжая пожинать запретные плоды, политик боится, что его возьмут за известное место, как следует покрутят активы и оторвут мандат.
Глава 2. Победителей не диагностируют
2.1. Успех как стигма
Большая часть психоаналитических исследований Фройда – это попытка понять взаимодействие социального и психического24. Общество Нового времени обладало структурой и традициями, потворствующими патогенезу невротических расстройств. В прошлом веке человек инициировал гонку со временем, открыв дорогу расстройствам хронотическим25. Современный социум ставит под сомнение возможность человека конвертировать финансовый, творческий и политический успех во власть над собой и другими, что ставит перед психикой принципиально новые задачи.
Говоря о конвертации успеха во власть, необходимо начать с феномена свободной речи. Свободная речь – состояние, когда субъект высказывает истину о самом себе, не боясь богов и судей. Счастлив тот, кто в кругу друзей практикует свободную речь. Феномен свободной речи является отправной точкой психоанализа и античных практик заботы о себе26. Современное общество устроено так, что, продвигаясь вверх по иерархии, человек лишается права на свободную речь. Одна неосторожная шутка – и стайка невменяемых активистов обвинит вас в сексизме, расизме, гомофобии. Отвернутся коллеги, рекламодатели разорвут контракты. Нет, они не поддерживают леволиберальную повестку. Они просто трусы. И в этом симбиозе трусливой массы и агрессивных душевнобольных меньшинств подлинная свобода становится невозможной.
Свободой обладает масса, неполноценные, бюрократы, паразиты, психически больные особи, мигранты, предатели. Лишь разумный успешный волевой гражданин отлучен от свободы. Сословие, в XIX веке приложившее столько усилий для слома старого общества и построения нового свободного мира, с удивлением обнаружило себя на политической периферии. Более того, этому сословию со всех сторон объясняют, что его – сословия – не существует вовсе. Попробуйте в политической дискуссии сослаться на интересы среднего класса. Вам тут же объяснят, что никакого среднего класса нет или что в условиях капитализма он с необходимостью растворяется в бедности.
На политической сцене считается дурным тоном быть представителем успешных обывателей. Защищать природу, бедноту, меньшинства, Отечество как таковое – сколько угодно. Но заботиться об интересах бизнеса или науки? Что вы, как можно. Давайте лучше повысим пособия, материнский капитал, МРОТ. О том, за чей счет банкет, как-то скромно умалчивают. Но попробуйте выступить с заявлением, что ни вы лично, ни государство не заинтересованы в бесконтрольном размножении маргинальных слоев населения. Вас заклюют, уволят, а то и под суд отдадут. Ситуация одинаково плачевна и в США, и в Европе, и в России. С точностью до священных коров и мер воздействия. В нашей стране сложился культ бедноты, которую необходимо ублажать пособиями и бесплатной медициной. В США это феминистки и BLM. В Европе – сгнивший салат из зеленых, красных, профсоюзов и кебабом сверху.
В любом случае, наблюдается один паттерн. Слом иерархии, осуждение и даже ненависть к успешным людям. Если вы много зарабатываете, то в глазах масс вы жулик, а в глазах государства – безропотный спонсор бесконечных благотворительных акций.
Складывается парадоксальная ситуация. Человек больше не заинтересован в сверхдоходах, в достижении успеха. Притом не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы разбогатеть. Сегодня монетизировать можно буквально всё. Свою награду найдет и упорный труженик, и любитель жесткой конкуренции, и первооткрыватель новой ниши. Однако положение этих достойных граждан крайне шаткое и незавидное. Они всегда крайние.
В любом государстве вы можете лишиться всего капитала: быстро или медленно, явно или под соусом законности. Дефолты, мошеннические схемы, рейдерские захваты, таргетированная инфляция, политиканские санкции… И, конечно, налоги. Возможность в любой момент лишиться доходов, репутации, контрактов и накоплений – колоссальный источник тревоги. Неудивительно, что, желая опредметить тревогу, средний класс раз за разом соглашается на очередное меньшее зло, очередной сомнительный компромисс: будь то повышение налогов или очередные механизмы регулирования бизнеса. Под предлогом «социальной справедливости», пользуясь покорным молчанием успешных граждан, популисты высасывают финансовую кровь из сосудов страны.
Внедряется культ вины за сам факт обладания деньгами, за высокий уровень доходов. В масс-медиа образ успешного гражданина регулярно очерняется: он и потомок белых угнетателей, и дитя патриархата, и эксплуататор, и обманщик. Человек, не различая голос пропаганды в потоке информационного шума, бессознательно соглашается с непростительностью своего успеха.
Попытка оспорить сложившийся порядок вещей, дать дискурсивный отпор навязанным эгалитаристским ценностям находится под жестким запретом. Тот, кто не хочет сочувствовать слабым, обречен на остракизм со стороны как молчаливого народа, так и самозваной элиты. Его просто бросают на растерзание агрессивным меньшинствам.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Дело идет к тому, чтобы сделать из людей разобщенных, страдающих невротическими расстройствами индивидов с постоянным измененным состоянием сознания» – глава СВР, Сергей Евгеньевич Нарышкин, июнь 2019.
2
Практические рекомендации по психической самозащите от патогенных особей собраны в моей брошюре «Карательный психоанализ. Пособие для поступающих по-своему».
3
Персонаж платоновского диалога «Софист».
4
И в нём ничто – ни близкое, ни даль – Не может утолить грызущую печаль. Гёте, «Фауст».
5
В киноадаптации «Возвращения короля» армия мёртвых сражалась непосредственно под стенами Минас-Тирита, в оригинале функция мертвецов состояла в устрашении противника.
6
Подробнее о мифах пустоты и их влиянии на хоррор-культуру написано в моей книге «Пустота порождающая».
7
Функтор, или диспозитив власти, – в данном контексте следует понимать в том значении, в котором использовал эту категорию Мишель Фуко в цикле лекций «Психиатрическая власть».
8
Автор не разделяет классификации Мак-Вильямс и других аналитиков, особо выделяющих пограничный регистр.
9
Концептуальная модель комплекса Хроноса, в самых общих чертах, изложена автором в книгах «Либидо с кукушкой» и «Лишняя хроносома».
10
Ценностная стратегия – стиль и образ деятельности, осуществляемой субъектом в ответ на несовпадение его идеалов с реальностью.
11
Freud. Entwurf einer Psychologie, 1895.
12
Сельвини-Палаццоли, Босколо. «Парадокс и контрпарадокс», глава 4.
13
Чибисов. Путеводитель по психопатам
14
Фройд. Экономические вопросы мазохизма
15
Freud. Über die weibliche Sexualität, 1931
16
Рождественский Д. С. В пространстве переноса
17
Контрперенос – бессознательное встраивание клиента в бессознательные фантазии аналитика.
18
Фройд. Вытеснение
19
С авторской классификаций психопатий и гипотезе о нейрофизиологической предрасположенности к виктимному поведению можно ознакомиться в книге «Путеводитель по психопатам».
20
Сама концепция шизофреногенной матери более не может считаться научной, так как была доказана генетическая природа шизофрении. Однако термин сохранил актуальность как обозначение специфического отношения матери к ребенку и его отцу.
21
Einav L., Yariv L. What’s in a Surname? The Effects of Surname Initials on Academic Success // Journal of Economic Perspective, Vol. 20, No. 1, p.175—188 (2006).
22
Pluchino A., Biondo A.E., Rapisarda A. Talent vs Luck: the role of randomness in success and failure // Advances in Complex Systems, Vol. 21, No. 03n04, 1850014 (2018).
23
Granovetter M. S. The strength of weak ties // American Journal of Psychology, 1973, 78 (6), pp. 1360—1380.
24
Фройд. «Тотем и табу», «Психология масс», «Неловкость в культуре».
25
Автор выделяет в отдельный, хронотический, регистр психотическую симптоматику, имеющую принципиально не органическое происхождение.
26
Наиболее полное ретроспективное исследование практик свободной речи и заботы о себе принадлежит Мишелю Фуко. Результаты изложены в лекционных и семинарских циклах: «Герменевтика субъекта», «Мужество истины», «Управление собой и другими».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги