А вот что Алексей считает врожденными инструментами прогрессора. Пункт первый:
«Чувство меры – способность субъекта ощущать ту часть Бытия, в которой разворачиваются его текущие мысли и жизненные обстоятельства. Чувство меры – личностно своеобразное чувство, в норме оно должно сочетаться со знанием (с информацией, освоенной в культуре общества), нельзя противопоставлять чувство меры освоенному знанию, как не противопоставляют знанию другие чувства людей: зрение, слух и прочие».
С нашей точки зрения, чувство меры не является врожденным, если не принимать в расчет чисто биологические потребности. То есть, грудной ребенок без всякого обучения со стороны взрослых понимает, когда он насосался достаточно молока и можно блаженно уснуть. Но тот же ребенок, несколько повзрослев, совершенно не понимает, почему нельзя кричать во всю глотку, требуя чужую игрушку в песочнице. Мы считаем, что чувство меры – приобретенный навык, напрямую связанный с формированием границ личности, о которых было сказано в начале главы. Ведь если вспомнить определение меры, то мы увидим следующее: мера – философская категория, означающая единство качественной и количественной определенностей некоторого предмета.[25]
Думаем, что «единство качественной и количественной определенностей» в первую очередь связано с пониманием того, кто есть ты сам, а кто – другие люди. А также с осознанием, как далеко распространяется ваша территория, на которой вы имеете влияние и способны действовать, не нарушая чужие границы.
Теперь перейдем ко второму из названных Алексеем пунктов:
«Совесть – врожденное чувство, чувство взаимосвязи души индивида с Богом замкнутое на бессознательные уровни психики личности. Функциональное назначение совести в психике личности – в диалоге сознания и бессознательных уровней психики упреждающе уведомить индивида, что те или иные его намерения и проистекающая из них деятельность (в том числе и соглашательство с определенными мнениями и деятельностью других людей) – греховны».
Довольно точное определение, но способное вызвать критику со стороны тех, кто еще не пришел к идее Бога и считает себя атеистом либо агностиком. Поэтому мы бы сформулировали несколько иначе.
Совесть – это социальный инстинкт, выражающийся в ощущении взаимосвязи личности с Мирозданием, замкнутый на бессознательные уровни психики человека.
Функциональное назначение совести в психике – обеспечение связи между сознательным и бессознательными уровнями психики. Для упреждающего уведомления индивида, что те или иные его намерения и проистекающая из них деятельность (в том числе и соглашательство с определенными мнениями и деятельностью других людей) – будут иметь разрушительные последствия.
По нашему мнению, совесть вовсе не является врожденной. Если было так, как считает Алексей, то понятие «совесть» присутствовало бы в языках всех народов мира. Тогда как в английском, например, такого понятия просто нет. А значит, у англосаксов нет и совести, поскольку мышление человека формируется через язык. Как установил известный советский психолог Лев Выготский, сперва ребенок учится говорить и лишь после мыслить, оперируя понятиями, значение которых уже знает. Как человек, в чьем языке нет определения совести, опишет упомянутое Алексеем чувство «взаимосвязи души индивида с Богом»? Вопрос риторический.
Наконец, третьим из названных Алексеем понятий стало вот такое:
«Стыд – чувство, уведомляющее о том же, что и совесть, но уже после свершения индивидом дурных поступков, то есть после того, как он проигнорировал предостережение совести, либо после того, как добился того, чтобы “совесть спала” и не мешала ему “жить”.
Совесть и стыд – это два средства, которые позволяют индивиду стать человеком. Если их подавить – получается человекообразная нелюдь, не способная стать человеком до тех пор, пока стыд и совесть не пробудятся вновь».
Стыд, равно как и два предыдущих чувства, тоже отнюдь не врожден. Ребенка обучают тому, что стыдно, а что – нет. Если же этого не сделать, как в случае с детьми-маугли, то понятие стыда такому представителю вида Homo Sapiens Sapiens будет неведомо. То есть, как и совесть, стыд плотно завязан на общественное влияние.
Мы, в отличие от Алексея, предпочли бы вести речь о чувстве меры, совести и стыде не как об «инструментах, позволяющих человеку прогрессировать», а как о внутренних опорах личности. Причина заключается в том, что все названные чувства увязаны с этикой, следуя нормам которой действующий в границах человек получает два важных следствия.
Во-первых, такой человек защищен от негативных событий, поскольку как нормы общественного поведения, так и силы коллективного психического Поля встают на его сторону. И, во-вторых, личность такого человека действительно имеет гораздо больший потенциал развития, нежели личность того, кто ведет себя неэтично, игнорируя и меру, и совесть, и стыд.
Обо всем этом мы еще не раз поговорим на страницах нашей книги.
Интуиция и случайности
Человечество много веков подряд дискутирует о том, что представляет собой интуиция. И до сих пор так и не пришло к единому мнению по данному вопросу, если достижение такого мнения вообще возможно, в чем лично мы сомневаемся. Между тем, интуиция, даже будучи столь неоднозначно трактуемым явлением, вполне применима в прогрессорской деятельности.
На наш взгляд, интуиции в нашей жизни отведено важное место, поскольку она напрямую связана с другими прогрессорскими качествами. Во-первых – с чувством личных границ. И, во-вторых, с уже упомянутым чувством меры.
Мы не станем приводить тут многочисленные определения интуиции, которые вы сами можете легко отыскать в открытых источниках. Вместо этого пройдите по ссылке и посмотрите картинку, которую опубликовал в своем Telegram-канале наш друг и коллега Иван Данилов.
https://t.me/crimsondigest/1226
Если не обращать внимания на то, что она посвящена троллингу либеральных макроэкономистов, то нетрудно увидеть: первое изображение во втором ряду, подписанное «Инсайт», показывает именно интуицию.
Если знание помогает нам выстроить логичную картину мира, то интуиция мгновенно показывает неочевидную связь между двумя фрагментами этой картины, на первый взгляд далекими друг от друга. Карлос Кастанеда в своих книгах называл такую разновидность знания «безмолвным», потому что она приходит без формирования цепи рассуждений. Или же эта цепь формируется настолько стремительно, что проходит мимо сознания, оставаясь в области бессознательного.
Ехидный писатель Виктор Пелевин наделил героя одного из своих романов – Вавилена Татарского[26] – способностью определять по рукам человека, чего этот человек тайно хочет. А появилась у него такая способность после длительной работы продавцом в ночном ларьке, куда покупатели приходили за сигаретами, спиртным и прочими товарами, необходимыми людям, пытающимся найти свое место в жизни в эпоху звериного капитализма 1990-х.
Несмотря на насмешливость формы, в которую Пелевин облек описание упомянутой способности, сам путь формирования интуиции российский литератор подметил верно.
Интуиция – это «шепот нагваля», голос души, пребывающей в постоянной связи со всем сущим. Главная проблема любого человека в том, чтобы услышать этот шепот, который постоянно забивается идущим у нас в голове внутренним диалогом.
Для того чтобы интуиция вновь стала слышна, человеку нужно, во-первых, прекратить выносить скоропалительные суждения обо всем подряд, ограничившись непредвзятым наблюдением. Во-вторых, действовать в границах, развивая эмпатию. И, в-третьих, усиливать спонтанность, производя действия, целью которых не выступает получение корысти.
Тот же Кастанеда называл такие действия «вкладом в человеческий Дух»:
«Хотя действия воинов и преследуют скрытую цель, но она не имеет ничего общего с личной выгодой. Обычный человек действует только тогда, когда есть возможность извлечь для себя какую-то пользу. Воины говорят, что они действуют не ради выгоды, но ради духа.
Дух прислушивается только тогда, когда тот, кто к нему обращается, говорит жестами. Эти жесты не означают знаки или телодвижения – это действия истинной непринужденности, действия величественности, юмора. В качестве жестов духа маги проявляют все лучшее в себе и молча предлагают это абстрактному». [27]
Вот с помощью таких жестов сперва становится слышна, а затем усиливается интуиция.
Действовать без ожидания награды; делать то, за что вас даже не похвалят, потому что вы сами никому об этом не скажете, – путь к укреплению интуиции, к получению информации от реальности, говорящей с нами на языке жизненных обстоятельств.
Такой подход может быть применен к чему угодно. Ходить в спортзал – и не выкладывать селфи в соцсеть. Бегать по утрам – и не хвастаться этим перед друзьями. Начать зарабатывать больше – но не показывать это путем демонстративного потребления. Делать женщинам искренние комплименты – но не даже рассчитывать получить от них номер телефона, не говоря уж о сексе. Помогать старушкам, донести пакеты до лифта – и не считать, что ваши действия дают право считать себя выше других.
Данный метод усиления интуиции годится чуть ли не для любой человеческой деятельности. И, применяя его, практикующий через некоторое время обнаружит, что начал лучше понимать других людей, потому что не носится с собственным «эго». А понимание других людей, эмпатия – чисто прогрессорское качество. Которое может быть применено, в том числе, и в решении сложных профессиональных вопросов.
То есть, интуиция – это еще одно оружие в арсенале прогрессора. И мы бы даже сказали: неотъемлемая часть прогрессорского образа жизни. Потому что люди, у которых с интуицией худо, обычно не способны и к созидательной деятельности.
«Молчание – золото», – говорили древние, и мы иногда повторяем за ними. А еще они говорили: «Знающий – не говорит, говорящий – не знает» и что: «Слово изреченное есть ложь».
Мы применяем все это и к себе. И потому, когда старались вместе с единомышленниками по «Клубу экспериментальной истории» сформулировать базовые положения Пути Прогрессора, то осознавали, что тем, кто уже идет по нему, никакие формулировки, по большому счету, не нужны. А вот тем, кто лишь задумывается над таким переходом, слова могут и пригодиться. Ведь люди привыкли к словам, ибо они дают человеку возможность почувствовать себя осведомленным и вообразить, что он контролирует ход вещей. Тогда как реальный контроль заключается в отказе от контроля, а интуиция – в отказе от нескончаемого умничанья ради преподнесения себя в выгодном свете.
Человек, достигший мудрости через интуицию, предпочитает словам действия, держит локус контроля у себя, а фокус внимания – на окружающем мире.
При таком раскладе он зачастую знает, как обстоят дела вокруг, не нуждаясь в объяснении того, каким образом получил свое знание.
В споре по теме интуиции Руслану как-то написали, что нельзя отказываться от языка. Многие именно так воспринимают напоминание о том, что «молчание – золото». Процитируем нашу единомышленницу Нину Рубштейн, с которой Руслан вел переписку по этой теме:
«Мы с вами на одних концепциях выросли. Но с одним не соглашусь (как давно идущий и преподающий): слова важны как конструкторы мировоззренческих схем. То, как человек говорит, отражает его мышление, механизмы мышления, фокусы внимания, ценностные позиции, объем и системность.
Слушающий воспринимает эти схемы и под их влиянием может совершенствовать свои. Вопрос не в передаваемой информации как «начинке» речи, а в самой форме, в конструкции мышления.
Прогрессор и обычный человек мыслят разными объемами и разными конструкциями, связанными с разным уровнем системного мышления. Как учитель я всю свою почти тридцатилетнюю практику тружусь над созданием словесных схем, которые бы максимально точно дали ученику картинку, которая изменит его мышление в сторону более объемного, связного и системного».
Ни один из нас вовсе не отрицает важности слов. Руслан лишь сказал, что для понимающего суть прогрессорства – действия важнее формулировок. Но для того, кто лишь начинает переход на Путь Прогрессора, определения, конечно же, ценны и имеют значение.
Полагаем, вы согласитесь с тем, что нельзя рассматривать какие-либо формулировки в отрыве от личности того, кто их провозглашает. Нина вот воздействует на своих учеников, прежде всего, силой личности – имиджем, профессионализмом, объективной социальной значимостью. А это означает, что ее действия важнее формулировок. Уже хотя бы потому, что Нина изначально начала действовать, чтобы стать преподавателем, а уж затем, используя обретенный опыт, облекла его в формулировки.
То же самое мы можем сказать и одноклубнику Виталию Мальцеву, написавшему:
«Какими бы мы были, если бы не пользовались словами? Может, умели бы общаться без слов, а может, стали бы как обезьяны. Другой вопрос, что люди иногда говорят, когда и слова-то не нужны, и наоборот, молчат, когда стоило бы сказать. Язык формирует наше мышление, карту смыслов. Интуиция предлагает решения, которые могут лежать вне ее, не требуют осмысления, интуиция – чувство правильности решения. Полагаться только на чувства, как и только на разум – крайности. Горизонт оптимальных решений находятся аккурат где-то посередине, в сочетании».
Но мы ведь вовсе не предлагаем отказаться от слов. А лишь указываем, что ими зачастую стараются подменить действия. Чего стоит избегать.
Как-то прочли в одной из колонок Виктора Мараховского такие строки:
«Современные нам “голоса миллениалов” можно было бы издевательски назвать “Поколением Голосов Поколения”, потому что подавляющее большинство тех из них, кто продает поколенческие рефлексии, прячется за какое-то феноменальное количество слов и понятий-маркеров. Я недавно нашел совершенно гальванический пример в виде 35-лет-него юного дарования, достижения которого перечислены в Википедии (статья, написанная, безусловно, самим дарованием, является, строго говоря, главным его достижением): “Выросла в Подмосковье, окончила школу, работала копирайтером в московских рекламных агентствах, с 2008 по 2012 год жила в Манчестере, Ливерпуле, Лондоне, Афинах. В 2016 году окончила сценарный факультет Московской школы нового кино, читает лекции по сценарному мастерству”.
То есть юное дарование стремительно катапультировалось из учащихся ремеслу в преподаватели ремесла, миновав скучный реальный труд. Еще оно написало хоррор-роман о непонятой девочке, которая отомстила всем окружающим, детям и взрослым (скрупулезно перечисляются все шорт-листы всех премий, которые роман чуть было не получил)». [28]
Научилось ли упомянутое в цитате тридцатипятилетнее как-быдарование жонглировать словами? Наверняка. Но цену этим словам, учитывая отсутствие реального опыта написания тех же сценариев, вы можете себе представить. Именно о таких моментах мы и говорим, когда цитируем древнюю мудрость: «Слово изреченное есть ложь».
Человек еще в раннем детстве проходит ту стадию, когда овладение речью помогает ему научиться важному искусству мышления. Дальнейшим шагом, шагом из детства во взрослость, должно выступать умение держать рот на замке.
Как минимум, когда речь заходит о потоке недопереваренных мыслей, который инфантильные люди так и норовят вывалить на первого встречного. Особенно в интернете. И уж тем более многим следует научиться помалкивать, когда они не разбираются в вопросах, о которых взялись выносить суждения.
Подмена фактов нескончаемым потоком кривых-косых интерпретаций – одна из ключевых проблем современной нам эпохи, которую тот же язвительный Мараховский обозвал «медиазоем».
Ясность мышления и умение формулировать мысли невозможно развить путем нескончаемой болтовни. Конструкция мышления базируется, в том числе, на понимании, когда следует промолчать, вспомнив изречение: «При недостатке фактов воздержись от суждения». В этом – ценность молчания.
Молчащий экономит энергию и концентрирует внимание, получая возможность довести до конца сложные цепочки рассуждений. Чтобы затем высказать единомышленникам нечто чеканное и помогающее им расширить карту смыслов.
В ходе обсуждения прогрессорства нам часто задают вопросы, на которые в современном материальном мире сложно найти однозначные ответы. Но сам факт того, что люди, относящие себя к прогрессорам, постоянно находятся в поиске ответов на самые разные темы, говорит об их целеустремленности. Интуиция – один из важных вопросов, о ней, наверное, задумывался каждый человек. Еще одним таким же вопросом является случайность.
«Случайность – это непознанная закономерность». Кому только не приписывают авторство этой фразы – от Георга Гегеля до Фридриха Энгельса, а вообще нечто подобное говорили еще древнегреческие философы. Как прогрессору учитывать случайности?
«Случай – это псевдоним Бога, когда Он не хочет подписываться под своим собственным именем», – сказал однажды Анатоль Франс. И тут мы считаем нужным напомнить о несекретном оружии прогрессорства, речь о котором шла в предыдущей главе. Таким оружием выступает отчетливое чувство личных границ и умение действовать, не переступая их. То есть понимание того, где заканчивается сфера вашего влияния и начинается воля другого человека, которую следует считать неприкосновенной. Действия в границах помогают прогрессору внимать языку жизненных обстоятельств, о котором тоже шла речь в одной из предыдущих глав.
И вот на стыке этих двух тем как раз находится, лично для нас, тема случайностей. Тут можно долго вести речь о том, что случайности – не случайны, но это такая область, теоретизирование в которой стоит на весьма зыбкой почве. Поэтому мы ограничимся кратким описанием используемого практического подхода.
Мысли, намерения, поступки и эмоции людей не висят в неком безвоздушном пространстве. Все это находится в общем психическом Поле, наполненном энергетическими фигурами разной степени могущественности. Такая фигура есть у каждого человека, ее следует сознательно выращивать и сохранять от разрушения, поскольку именно она определяет наше влияние на других людей.
Сильные, величественные поступки, сделанные в рамках собственного «красного поля», то есть в границах, растят наши фигуры. И вырастая, они привлекают как спонтанное внимание других людей, так и потоки энергии, генерируемые самим Полем.
Известный по блогу в «Живом Журнале» московский психолог Марина Комиссарова, вслед за средневековыми алхимиками, зовет эту энергию «Королевой». А Король, который есть внутри каждого из нас, не что иное, как наша Воля, способная силой поступков привлекать непостоянную Королеву, делая часть ее энергии нашей.
Если смотреть на вопрос случайностей с такого ракурса, то можно прийти к выводу, что неожиданные и как бы случайные события – это реакция Поля на рост нашей фигуры.
И тогда получается следующее: мы не способны управлять случайностями напрямую.
То есть, как если бы находясь на охоте, мы не могли знать, из-за какого куста выскочит кролик и выскочит ли он вообще. Такое незнание – обыденность для жизни. Но при этом мы способны собственными действиями значительно увеличить вероятность появления кролика, который пойдет нам на ужин. Для чего следует опираться на себя и стремиться к тому, что Карлос Кастанеда называл «безупречностью».
Мы понимаем приведенный термин так: безупречность – это полное выкладывание сил, максимально эффективный, без оглядки на жалость к себе, способ действия в каждой конкретной ситуации.
Выражаясь иначе – отсутствие привычки действовать кое-как, спустя рукава, на отцепись.
Именно безупречная манера действий – без прилипания к людям или ситуациям, без присвоения результатов до их достижения, без нытья и самосожалений – и дает нам возможность воспользоваться благоприятными случайностями. Но это лишь возможность, а не гарантия. И чтобы воспользоваться ею, надо иметь высокий запас спонтанности, быть текучим, а не иметь привычку действовать шаблонно.
Цепь удачных случайностей, которые часто идут как бы волной, может стать лестницей человека к социальному успеху. Но точно так же, цепь неудачных случайностей может стать лестницей вниз, если человек разрушил свою фигуру слабыми поступками, если ему постоянно жаль себя и лень напрягаться, если он стремится вести паразитический образ жизни.
Поле, энергия, Королева всегда на стороне тех, кто отважно сражается на выбранном участке фронта жизни. И таким людям, безо всяких ожиданий с их стороны, подворачиваются «случайности», которые не подворачиваются инфантильным слабакам.
Надеяться на удачу – нельзя, ибо следует полагаться лишь на свои возможности и собственные силы. Но не воспользоваться удачей, если она сама открылась тебе – признак закостенелости.
И свидетельство того, что это был разовый благоприятный случай, как бы аванс, повторная выдача которого вряд ли состоится. Поэтому будем же внимательны, уважаемые читатели.
Случай – он всегда где-то неподалеку.
Часть вторая
Родина для прогрессора
«У воина нет ни чести, ни достоинства, ни имени, ни семьи, ни родины. Есть только жизнь, которую нужно прожить», – писал Карлос Кастанеда. Отличие прогрессора от гностиков Мезоамерики в том, что у него есть и честь, и достоинство, и имя, и семья, и Родина. И все это как раз плотно связано с жизнью, которую нужно прожить.
Несмотря на то, что из определения прогрессорства следует, что зона интересов прогрессора – весь земной шар, наша Родина имеет для него огромное значение. Причина заключается в том, что для любой социальной деятельности нужна материальная база. А ее можно получить только опираясь на людей, говорящих на одном языке с вами. Именно потому самая патриотично настроенная часть российской элиты плотно стоит «на земле» в плане привязки к реальному сектору экономики.
Российская власть, как и любая другая, неоднородна. Она состоит из множества группировок, которые зачастую даже не обозначены какими-то названиями. Вряд ли кто-то употребляет термины «кириенковцы» или «володинцы», как в 1990-е говорили о бандитах «солнцевские» или «ореховские». То время ушло, сейчас так уже не принято. Обычно в среде политологов и прочих околовластных формирователей дискурса на публику говорят о «либеральном крыле» и «силовом крыле» российской власти. Но это слишком упрощенная картина. На деле властные группировки опираются на конкретные финансово-промышленные группы, ведущие бизнес, дающие прибыль и позволяющие выделять ресурсы на борьбу за увеличение сферы влияния.
В России есть мощный ВПК, который выполняет гособоронзаказ, а также ведет экспорт дорогостоящей и востребованной продукции. Есть атомная промышленность. Есть гигантские аграрные холдинги, усилившиеся после начала санкционной войны и активно захватывающие зарубежные рынки. Есть нефтянка, с которой все начиналось в конце 1990-х, когда к власти пришел Путин и понемногу стал оттеснять олигархов ельцинского периода. Приведенный список далеко не полон, но даже по нему нетрудно сделать вывод, что властных группировок в нашем государстве явно больше двух.
И это мы назвали только легальные отрасли экономики. Нам трудно судить, насколько в России развиты нелегальные. Например, мы сомневаемся, что ведущие группировки отечественной элиты опускаются до участия в таком прибыльном деле, как торговля наркотиками. Между тем, для западной элиты этот бизнес – один из ключевых.
Вот, например, что писало в августе 2020 года по теме американское агентство Bloomberg:
«Американская компания Avantor Inc. поставляет уксусный ангидрид, необходимый для производства героина и метамфетамина. Avantor Inc., базируется в пригороде Рэднора, штат Пенсильвания, недалеко от Филадельфии.
Недавно компания купила столетний бренд J. T. Baker.
Мажоритарные владельцы Avantor Inc.: Goldman Sachs Group Inc. и частная акционерная компания New Mountain Capital, основатель которой Стивен Клински три года работал в Goldman Sachs.
В Афганистане, ведущем в мире производителе героина, обладание любым количеством уксусного ангидрида является преступлением, и он доступен только на черном рынке. Цены там достигли примерно $400 за литр, сообщает ООН. В Мексике канистра Avantor стоила репортеру Bloomberg менее $18 за литр.