Семен не сказал, что у них есть еще в запасе некоторое количество напитка, решил, что впереди еще много времени – успеем. Поблагодарили Мирона за заботу о вещах и вообще за все сразу. На прощание, Мирон сказал, что завтра должны пройти длинный и не совсем приятный по навигации пролив Дарданеллы и выйти в вэлыке морэ Эгейское. Та то морэ ще хуже тих Дарданел! Там килька тысяч островив накыдано! Нэ дно, а якась польова борона зубата, що на спыни лэжить! Шо хочь можна очикуваты!. Мирон пошел по своим делам, а друзья еще погуляли по прогулочной палубе и тоже отправились на отдых.
Как бы то ни было, а счет пошел уже на дни. Ко всему привыкает человек, особенно к хорошему, приятно, когда нет неприятного….
Семен лежал на спине, подложив руки под голову, и думал. Как там дома дела идут, как -жены и дети. Тоже ведь переживают за нас. Вроде бы и уверены в нас самих, и в то, что постараемся обходить что-то ненужное, но все равно, наверное, – переживают. Так мы, люди устроены, в большинстве своем, тем более наши родные люди. Пока, слава тебе Господи, идет все нормально. И люди попадаются нормальные, тот же Мирон, да и земляки – Наум с Милой. Привыкают друг к другу. Те , двое послушниц, с Оренбуржья, очень хорошие, порядочные. Повезло нам на попутчиков. Как они восторженно разглядывали окружающее великолепие в храме Святой Софьи!, да и в Патриаршьем Правлении
Вроде бы Наум с Милой и другой веры, а я смотрел со стороны, как они стояли в православном храме с раскрытыми ртами!. Выходит и их зацепило вниманием величие нашей веры. Такая красота! .Такое изящество! А ведь построен тот же храм св. Софьи, – полторы тысячи лет назад!. Вряд ли этот храм выглядел сразу после постройки , бледнее, чем сегодня! Не зря говорят, что наш киевский князь, Владимир, как увидел такое величие, такую красоту и, такое отношение к Православию, так сразу решился на крещение Руси!.
Понятно, что в эти храмы и дворцы вложены очень большие средства. И каждая денежка в этих стенах и в начиненной роскоши- все это пришло от людей, а не упало с неба. Где-то, кто-то сам дал, кто-то что-то пожертвовал, у кого-то просто отняли, не зря же монахи сами говорят, да и историки пишут об этом, что многие элементы зданий, да, собственно- многое – лучшее, было перевезено откуда-то, даже из других регионов и захваченных Византийской империей, стран. Но ведь это было сделано, не только ради каких-то сиюминутных амбиций, а для престижа великой империи, но – через Веру, Православную, наиболее справедливую (по мнению правителей Византии).
Все – таки и тогда были умные люди! Они поняли, что просто силой, как делалось обычно в нашем мире, – собрать, подчинить и сплотить людей во что-то единое, подчиненное какой-то великой цели- невозможно. Силой можно подчинить только животных. А животных, наделенных разумом, то есть – людей, силой не объединишь. Нашли способ- через религию. Основой существования и процветания бывшей Великой Византийской империи, стала, в первую очередь Православная религия, как самостоятельная ветвь Христианства, вроде бы связанная единым мировым корнем со второй его ветвью -Католической. но хватило этого ресурса всего лишь на 1000 лет. Религиозная основа для государства, не стала, да и не могла стать, монолитной (постоянной) опорой, и это при всего двух ветвях , того же Христианства! А сколько существовало на Земле самостоятельных религий до и после Христианства! Так случилось и с Византией.
Пришли другие люди, другой веры, со своим Богом. Как будто богов может быть много –и все разрушили, предали забвению. Наверное –это грех, возможно даже кощунство в религиозном плане, в сознании людей, когда в одном и том же храме, затирают, забивают, замазывают отдельные места и сверху наносят какие-то другие , даже противоположные, надписи и рисунки. Да и храм меняет название! Была тысячу лет Церковь, а теперь зовется Мечеть!?. Никуда не годится. Если ты пришел в чужую страну, прекрасно жившую без тебя тысячу лет, и физически уничтожил её, так уже доканчивай свое злое дело до конца. Не надо уничтожать людей другой веры, им до тебя кто-то вдолбил ту веру, как и тебе когда-то вдолбили твою, выдав её, как самую правильную, от самого Правильного, и они здесь ни при чем.
Не нравится тебе церковь, где захваченные тобой люди, молились, и не своим правителям, а своему Богу, для них единому на свете – так разрушь её, а свой храм поставь отдельно, там, где тебе будет угодно, и ты тоже там будешь молиться своему богу, а не своим правителям. Но не надо сталкивать лбами двух богов в одном храме!, кто знает, может твой бог, окажется слабее того, которому молились, живущие здесь люди, до этого! Ради чего тогда ему молиться!?. Много во всем этом есть непонятного, необъяснимого и, на мой взгляд, – ненужного. Такого, что не приближает человека к Богу, скорее -наоборот. Так думаю я, простой верующий человек, не какой-то там религиозный фанатик и созерцатель, а труженик-производитель. В человеке все должно быть дозировано, умеренно, даже набожность.
Не знаю, как кому- размышлял дальше Семен- но мне не нравятся откровенные пропагандистские переигровки даже в таком деле, как религия. Когда были в Патриаршьем дворце вчера, увидел кольцо, вмурованное в одну из колонн. Монах сказал, что его привезли из Иерусалима . Именно за это кольцо , мол, привязывали Христа, перед распятием или после ареста. Не знаю, может действительно , то кольцо привезли со Святой Земли, а не подобрали где-нибудь на базаре в Константинополе, но уже само его вмонтирование в колонну дворца, почему-то отбило у меня всякую охоту слушать монаха дальше.
Во всем этом, что обидно для меня, как православного человека: Показывая (за деньги) что-то великолепное, сохранившееся из старины, новые хозяева не говорят при этом, что все это построено и раскрашено не ими, а до них, другими людьми, которых они завоевали грубой силой, и частично уничтожили, частично рассеяли, а это, мол, -то , что от них осталось, смотрите. Сами такое мы сделать – не способны.
И весь вчерашний день, не знаю, как Степан, но я чувствовал как никогда чужим, в чужой стране. Нет, никто меня не обижал, никто надо мной не смеялся, наоборот – все пытались со мной быть предельно вежливыми, но какое-то отчуждение постоянно присутствовало. И от этих красных фесок везде и вокруг, –голова кругом шла.
А монахи с подворий – турок хвалят, говорят – честные, порядочные, вежливые. Может быть, и так. А вот русских, особенно – моряков, ругают: где какой шум, драка, пьяный кто-то валяется- там обязательно -русские матросы.
Интересно было при посещении Живоносного источника. Конечно, источник тот замечательный, но – сколько к нему всяких чудес присовокупили!: И слепых исцеляет, и хромых лечит и лежачих поднимает и т.п..
«Степан! –скажи мне честно- ты веришь в Чудеса? Вон о скольких чудесных исцелениях нам вчера поведали у того источника?!»–обратился он к Степану.
Тот тоже лежал с раскрытыми глазами и думал, наверное, о том же, что и Семен. «А знаешь, Сеня, а я в это верю! Люди зря не скажут, ведь не каждый источник называют Живоносным. Наверное –Заслужил!. Я вообще верю, что чудеса бывают на свете, та даже со мною бывало такое иногда, что, кроме как чудом и не объяснишь. Да ты и сам немало случаев знаешь и про себя, и про близких, да и чужих людей!».
«Ты прав, Степан. И я тоже верю, что чудеса бывают. Разные могут быть причины чудес, но они- таки бывают! Иногда простые, иногда сложные, чаще смешные- Семен сел на матрац, оперся спиной о переборку и поведал другу, возможно и быль, которую когда-то на отдыхе, рассказал ему наш слободзейский батюшка.
Когда он учился в семинарии, естественно, одним из главных предметом у них был Закон Божий. Читал им этот предмет , уже пожилой архиерей, один из самых давних в истории семинарии и самых «нелюбимых», как преподаватель.
Пришел он как-то в аудиторию и сказал, что сегодня будет особая тема : «Чудо Господне». Прочитал лекцию, особого энтузиазма тема у семинаристов не вызвала, понятно- четвертый курс, они уже многое прошли по другим предметам, прямо или косвенно связанным с текущей жизнью (биологией, зоологией, химией, физикой. естествознанием). Батюшка спрашивает: «Дети мои, а все-таки, как вы относитесь к такому явлению, как Чудо Господне?. Вот ты, например, Шишкин, как ты понимаешь это самое Чудо?».
Шишкин несколько замялся и отвечает: «Ну, наверное, чудо бывает, существует!».
«Вижу- ты не веришь в то, что говоришь, Шишкин. А вот смотри –батюшка открывает закладку на какой-то странице книги:– в таком-то селе, в таком-то году, золотых дел мастер, полез на церковную колокольню, делать ремонт кровли. Сорвался и упал с такой высоты на землю. И- ничего! Встал – и пошел. Это не Чудо по-твоему, Шишкин?»
«Это -случайность!» -быстро ответил Шишкин.
Батюшка встал, подошел поближе, нашел в той книжке нужное место, и громко и четко продекламировал: «Так вот знай, Шишкин, через время он снова полез на колокольню и снова упал, -батюшка сделал солидную паузу, – и снова -ничего! Это ли не Чудо?».
«Это похоже на совпадение! – отреагировал на случай Шишкин.
Батюшка весь побагровел, и уже не заглядывая в книжицу, чуть ли не закричал: «А ты знаешь то, что он и в третий раз туда полез и опять упал- и ни царапины! Что это по-твоему- не Чудо!?».
«Так это уже привычка, батюшка! Для него». –уже тихо промолвил Шишкин, понимая, что теперь он стал врагом преподавателя, навсегда, даже после семинарии.
Друзья посмеялись, начали вспоминать разные «чудесные» истории из своей жизни, потом Семен произнес: «Знаешь, Степа, человек по натуре своей, всегда стремится к Чуду. Ну, так интересно ему. Он, живое существо, не понимает, что самое великое чудо на свете- это он сам!. Он старается взять в плен то Чудо, не задумываясь, чье оно, его или принадлежащее кому-то другому, а чудо, наоборот, чаще всего, берет в плен его самого. В этом и есть смысл самой Жизни, потому, что Жизнь земная, не зависимо от вида, это и есть Оно-ЧУДО. И -неважно, где она теплится –во мне, тебе, какой-нибудь рыбке или в растении, лишь бы она была, воспроизводилась – продолжалась.
Я, конечно, не верю в это нагромождение небылиц о чудесных местах, чудотворцах-людях, и разных там амулетах, заговорах-приговорах, о которых говорят и убеждают нас все, кому не лень. Нет, я просто верю в Чудо, верю в Человека, и верю в Жизнь, потому как сам есть её частичка. И это здорово! А еще, -я верю в тебя, Степа, друг ты мой единственный!».
Степан тоже сел на своем дома матраце, покачался в такт корабельной качке и вдруг как-то так проникновенно произнес: «Семен! А все-таки, какие мы с тобой неблагодарные люди, не по отношению к другим, а по отношению к самим себе! Как-то никогда об этом не задумывался, а вот сейчас вдруг стукнуло в голову. Мы даже не представляем себе, может оно так и надо, конечно, – что, и кто, мы с тобой – друг для друга!?. Мы- не братья, в любом колене, даже не родственники!. Просто друзья, с первых сознательных дней своей жизни. И никто нас не сводил, не соединял, не заставлял, даже не представлял друг другу. Сами представились. А ты можешь себе представить, что меня у тебя нет!?». «Я -НЕТ, А -ты? -вставил Семен». «И я – тоже!– разом выхлопнул Степан – а ведь мы, действительно, сколько уже лет, целых полвека, этого не замечаем. Живем и живем, вроде бы так и надо, а на себя, на нас самих, не хватало времени взглянуть повнимательнее. Мы с тобой о других всегда думали, для других всегда делали, и о других заботились. Да и сейчас, делаем то же самое, в этом самом походе на Святую Землю. Может это и есть наш с тобой жизненный Крест, как у того Иисуса, Господа нашего?. Только нам полегче будет, двое нас, а он был один, и за всех людей мучился. Все-таки здорово, Сеня, что мы с тобой пустились в это путешествие! Пусть только оно пройдет так, как лучше!».
«Спасибо тебе, Степа, за исповедь, – серьезно проговорил Семен, – «я могу повторить твои слова один к одному, в обратном порядке! А знаешь, друг ты мой дорогой, что я думаю по всему этому, вместе взятому?. Вот мы с тобой выпячиваем, выдвигаем, как главное, – сам факт (процесс) нашего паломничества. А ведь не это для нас сейчас главное, Степа. Главное – в том, что мы с тобой, два верных друга, путешествуем вместе. Да, сегодня наш путь на Святую Землю, так мы решили, а завтра -мы можем отправиться в другое место или места, и все равно главное и тогда будет то, что это МЫ с тобой туда отправимся, а куда, что и как- это уже не главное, а производное от нашего желания! Это –правда, Степан и никуда мы от неё не денемся! А сейчас –только можно в очередной раз поблагодарить Господа Бога, что мы есть, что мы двигаемся в нужном направлении, что рядом с нами оказались хорошие люди – и еще, тоже главное, -нас ждут, Степа!».
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера: