«У нас дома есть целая книга с картинами библейских мест»-вмешалась в разговор Ксения,– отец её купил, когда я еще училась в школе. Он мне всегда её показывал, рассказывал отдельные библейские сюжеты и все надеялся – все то, нарисованное, увидеть вживую».
«Да и у нас есть несколько таких альбомов, и черно-белых фото, и цветных картинок. И дед, и отец Степана, часто нам их показывали,– -добавила Ольга.
«Вот давайте и определимся, что нам предстоит сделать и посетить за два месяца, – продолжил разговор Степан. Начнем сразу с главного. Нам нужно обязательно увидеть тот чудесный Небесный огонь, что сходит на Землю накануне Дня Пасхи –Воскресения Господня. Это наш главный божественный праздник и очень желательно присутствовать при этом. По церковному календарю, Пасха в этом году выпадает на 5 мая. Значит, необходимо успеть совершить все основные наши паломнические движения, до Пасхи. То есть, на это нам можно использовать весь апрель месяц. Сюда войдут примерно две недели хода по морю, от Одессы, до Палестины, день на доставку по железной дороге, до Иерусалима, несколько дней на устройство, отдых и ознакомление с самим Иерусалимом, русскими подворьями и храмами на месте размещения.
На все это уйдет где-то дней 20-25. За 10 дней, оставшихся до Пасхи – вполне можно успеть посетить и Вифлием, место рождения Спасителя, город недалеко от Иерусалима, судя по карте, и побывать в самом древнем городе на Земле –Иерихоне, а также на Мертвом море, где, говорят, такая соленая вода, что тело не тонет, и грязи очень полезные, а потом- искупаться в знаменитой реке Иордан. Может быть – удастся пройти по крестному пути Иисуса к месту казни, и посетить другие святые места. Главное – чтобы, в Великую субботу, перед Пасхой, мы были или в храме Гроба Господня, или возле него, в момент схождения Небесного Огня.
После разговения на Пасху, думаю, нам уже не стоит дальше передвигаться по Палестине, главное мы к этому времени, уже постараемся увидеть, на все остальные просмотры и посещения, у нас просто не хватит времени, поэтому будет лучше- день-два отдохнуть и готовиться к отправке домой, ближайшим рейсом парохода. Опять день на дорогу до Яффы (порта) и две неизвестных недели пути морем до Одессы. Таким образом, мы, если все будет нормально, к концу мая –можем быть дома. Меня такой вариант -вполне устраивает. Да, мой родственник в Тирасполе еще сказал, в этот, Юбилейный год, ожидается массовый наплыв паломников, именно в Пасхальный период.
Мало того, значительная масса паломников, из тех, кто намеревается встретить Пасху в Иерусалиме, уже находится там, ещё с Рождества Христова, надеясь пробыть на Святой Земле весь Великий Пост, и ещё, -многие из них останутся там до 21 мая, то есть до дня 25- летия основания Императорского Православного Палестинского Общества, чтобы присутствовать на объявленных по всей стране Юбилейных мероприятиях по этому поводу, именно в Иерусалиме. Кто знает, -будут ли ещё отмечаться подобные Юбилеи в будущем, поэтому, многие желают попасть на них в этот Юбилей».
«Я это вам напомнил – добавил Степан,– к тому, что по мнению моего родственника, а он имеет информацию о уже поступивших в Одессу заявках от многих губерний, -наплыв паломников в этом году, будет исчисляться не одной тысячей человек; и заранее известно, что мест для их приема, будет, как минимум в два раза меньше. То есть, если надумаем туда ехать – надо поторопиться и, в нашем случае, – это надо делать сразу, в начале апреля месяца, чтобы потом не скитаться по халупам местных бедуинов, а успеть найти нормальное жилье в одном из восьми, находящихся там, русских подворий. Что скажешь по этому поводу, ты, Семен?».
«А что я скажу -поддержал кума Семен, – Главное, что я понял, это то, что мы причем –все (он посмотрел на довольные лица женщин), уже согласились с тем, что Степан и я, – станем в этом году паломниками на святую Землю. Что вполне можем себе позволить два месяца отлучки от дома, и именно в период – апрель-май месяцы. Что мы не будем замахиваться, как некоторые наши отдельные верующие, отправляющиеся в паломничество, на посещение большого количества тех, действительно святых мест, по принципу- «как можно больше, раз я уже здесь». Нам это не подходит, да и времени на это надо потратить в 5-6 раз больше или вообще остаться там, надолго. Значит,– надо наметить все практические и другие вопросы, так или иначе связанные с такой поездкой, и- серьезно готовиться. Чтобы действительно с началом апреля месяца,– двинуться в путь».
« Раз так- Степан обратился к Семену, – давай мне свой паспорт, я на той неделе буду в Тирасполе, передам документы родственнику, – пусть постарается получить на нас Свидетельства для получения загранпаспортов». Чтобы закончить разговор о предстоящей поездке – остановились на том, что как только будут получены Свидетельства от уездного исправника, об их «благонадежности», – друзья сразу поедут в Одессу за Паломническими книжками, и там уже более подробно выяснят отдельные моменты, связанные с этим самым паломничеством. Конкретно, точно, по деталям, срокам и, естественно, по предстоящим затратам, чтобы знать, сколько и чего можно и нужно брать с собой. Два месяца все-таки, и не близкий свет. На том тему поездки на Святую Землю – закрыли.
Мужики начали обсуждать свои текущие деловые вопросы, а Ксения стала уговаривать Ольгу – пожить у них с детьми, если мужья уедут, сколько будет надо. Ольга ничего не имела против этого и сказала, что на всякий случай, заранее приготовит все необходимое, себе и детям, чтобы потом не терять времени на сборы. После обеда заречные гости отбыли домой.
Во второй половине февраля , Степан привез Семену Свидетельство от уездного исправника, оставил у него и свое, все равно, мол, отсюда будем вместе выезжать в Одессу, договорились, что в ближайшее воскресение, поездом поедут в Одессу, там переночуют у родственников, с таким расчетом, чтобы в понедельник, пораньше, попасть к местному уполномоченному ИППО и приобрести «Паломнические книжки». Договорились, что Степан приедет в Слободзею , в ночь на воскресение, а потом уже люди Семена, доставят друзей на Тираспольский вокзал.
В понедельник, уже – возле вокзала, в Одессе, друзья наняли извозчика. Попался относительно молодой парень, веселый такой, на вид. Когда Семен спросил его: «Ты знаешь, где принимает уполномоченный по вопросам паломничества?», тот широко улыбнулся: «Дядя, вы меня -таки обижаете….Да это в Одессе знает любой биндюжник. А я все же извозчик и при железнодорожном вокзале! Да и тот уполномоченный у нас один на весь город, а хотят к нему попасть многие из приезжих! Садитесь! Не пожалеете!».
Приехали довольно быстро. Парень подвез их прямо к крыльцу большого красивого дома, выскочил из каретки, обежал её вокруг, ловко опустил складную металлическую лесенку из трех ступенек, и широко развел руками: «Ваш выход, уважаемые господа, – вам сюда!» – и указал на большую, украшенную резьбой, дверь. Получил оплату за проезд, благодарно кивнул головой и быстро уехал.
«Начало хорошее, – заметил Семен, -посмотрим, как будет дальше,» и потянул на себя ручку входной двери, пропуская вперед Степана. В большом вестибюле, их встретил пожилой мужчина, скорее всего – привратник и спросил, чего они изволят. Узнав, что они прибыли к Уполномоченному ИППО, попросил следовать за ним, затем- открыл нужную дверь и пригласил войти.
Помещение, куда друзья вошли, -было довольно просторным. По обеим боковым сторонам стояло с десяток стульев, напротив, в стене – была еще одна дверь, скорее всего в другую комнату, а справа от неё, метрах в двух, за тяжелым письменным столом, сидел лысоватый мужчина, и большой « цыганской» иглой, сшивал какие-то бумаги. Он приподнял голову, кивнул в ответ на приветствие и, повернув голову в сторону стульев, – жестом- пригласил сесть. После выяснилось, что он помощник- секретарь Уполномоченного ИППО.
Друзья посидели пару минут для приличия. Семен встал, подошел к столу секретаря, как бы нечаянно дотронулся до угла крышки, оставив на столе серебряный царский рубль, тихонько спросил: «Уважаемый, а Господин Уполномоченный сегодня принимает?». Секретарь, не поднимая головы, легко смахнул монету в ящик стола и, подобревшим голосом, произнес: «Да, принимает, у него как раз сейчас посетитель в кабинете. А вы, по какому вопросу?». « Мы по поводу приобретения паломнических книжек»– ответил Семен. «Значит, – придете – ко мне. Но надо вначале вам переговорить с начальником, документы представить, разрешение получить. Надеюсь – у вас есть с чем к нему зайти?. А куда вы желаете отправиться, если не секрет?»-вошел в разговор секретарь. «На Святую землю, в Иерусалим» – разом ответили посетители.
«Это похвально. Очень похвально. В этом году, довольно много поклонников отправилось туда, еще до Рождества Христова, а вы, я так понимаю, – желаете побывать там, в период празднования Воскресения Господня?»-участливо спросил секретарь.
«Да, именно так. Просто у нас времени другого нет, а желание есть и очень большое»-ответил Семен и добавил:– «Скажите, а вы сами там не бывали, на Святой Земле?. Хотелось бы узнать, хоть какие-то конкретные детали из прошедших уже паломнических путешествий, что там, как там, что может ждать нас на этом пути и чего лучше избежать при этом?».
«По правде сказать- мне там бывать не довелось» -начал секретарь, – но за годы работы здесь, пришлось многое увидеть и услышать по этой теме, даже не выходя из этого кабинета. Причем, как правило, к нам сюда приходят какие-то негативы, то есть, большинство такого, чем недовольны паломники, пользующиеся нашими услугами. Те, для кого в паломнической поездке –все было хорошо и комфортно, к нам, чаще всего, больше не заглядывают, а вот те, кто где-то – в чем-то пострадал или просто посчитал, что пострадал –те идут к нам. Мы же отвечаем за эти процессы. То кого-то обокрали, то завлекли и обманули, то кто-то не рассчитал свои финансовые возможности и не может – ни вернуться домой, ни проживать там, то болезни, то замерзшие, то утопленники и т.д. .
Вся великая Россия пытается вытолкнуть через одесское «горлышко», своих паломников за рубеж, а люди-то разные, причем -очень разные, а вот за их возвращение –несет ответственность ИППО, в том числе, – и наше отделение. Вот будете говорить с Уполномоченным- он вам, возможно, и больше чего-то поведает. Потом все равно придете ко мне- еще поговорим»– и секретарь продолжил подшивать свои бумаги.
Открылась дверь, из кабинета начальника вышел посетитель. Уполномоченный крикнул в раскрытую еще дверь: «Следующий!». Тут случилась заминка: – когда посетитель вышел и закрыл за собой дверь, Семен и Степан поднялись и направились к начальнику. Но, когда Семен увидел и узнал выходящего посетителя, то невольно воскликнул: «Наум! А ты откуда здесь?!». Но, так как задерживаться было нельзя, Семен, взялся за ручку двери и сказал в сторону вышедшего мужчины: «Наум, ты извини, – подожди меня, пожалуйста, здесь, выйду- поговорим!», затем вместе со Степаном вошли к Уполномоченному. Тот проверил их документы, что-то написал, вызвал секретаря, дал ему какие-то указания, тот, вместе с документами друзей, вышел в приемную.
Уполномоченный задал несколько уточняющих вопросов, получил на них ответы, а затем – подробно ответил на вопросы потенциальных паломников, Семена и Степана. Дал несколько практических советов. Во-первых, сказал Уполномоченный, надо еще до начала поездки, понять и даже почувствовать, что вокруг вас, все эти два месяца, на которые вы отважились отправиться из дома, да и из родной страны, вас будут окружать абсолютно посторонние, чужие люди. Из разных уголков России, молодые и старые, веселые и грустные, добрые и не очень. Могут быть среди них -просто обманщики, воры и проходимцы, для которых паломничество – лишь ширма, прикрытие. У них на это путешествие –свои планы и намерения. Будет много женщин, их всегда среди паломников- большинство, -тоже разных, и среди них могут быть опять же не самые лучшие представительницы этого пола.
Нельзя показывать с самого начала, что у вас нет или мало денег, но нельзя и показывать, что у вас их много. Проходимцы-люди ушлые, опытные, они все эти нюансы давно изучили и опробовали. Они следят за каждым вашим действием и даже движением. Смотрят, кто во что одет, кто что кушает, покупает и даже – сколько жертвует на разные нужды. Если человек не идет пешком, к примеру, а нанимает ослика или лошадь – он сразу привлекает внимание таких людей. Да и на пароходе – лучше(в этом плане) плыть третьим классом, чтобы там тоже не привлекать особо внимание. Мы сейчас комплектуем группы по пароходам.
Советую, в этот, ранневесенний период, не устраиваться в пристройках на верхней палубе. Это для лета подходит, а в начале апреля там не очень комфортно, может быть ветрено, сыро и холодно. Лучше в это время -находиться в трюмных помещениях. Летом там – душно, а весной -терпимо. Скажу еще (по- секрету): уже на пароходе, добрые ребята из экипажа, за небольшую доплату- могут организовать почти каютные условия, чтобы вам не толкаться на нарах в трюме. Кстати, лучше прибыть в Одессу за несколько дней, до отплытия.
Мы принимаем паломников со всей страны, единицы только минуют Одессу и выезжают из Батуми, Таганрога и других морских портов. Но это действительно –единицы. А для приема паломников из других губерний, в нашем городе есть три основных приютных места, их называют «Подворья». Это- как бы гостиничные представительства от греческих Афонских монастырей, – Пантелеймоновского, Алексеевского и Ильинского. Первое удобство– в том, что все они расположены рядом с железнодорожным вокзалом. В каждом из подворий – просторные помещения для приема приезжающих поклонников, где те могут спокойно переждать время, необходимое для оформления недостающих документов, комплектования групп по пароходам, которые, хотя и имеют примерные расписания движения, (но те расписания, как правило, еще не раз уточняются по разным причинам, погодным, техническим и т.д.), а также – решения и других вопросов .
На подворьях – обученный, и исполнительный персонал, способный исполнить желания паломников, вплоть до сопровождения с вещами к пароходу и даже устройство на пароходе. Там- очень приличная кухня, рядом- несколько оборудованных бань и постирочных помещений, где приезжие могут привести себя в порядок. Каждое подворье имеет свой храм, где ежедневно идут богослужения, что тоже очень удобно для прибывших верующих. Наше Общество (ИППО)-не имеет своих помещений или «подворий» в Одессе для приема паломников, нет в этом необходимости. Зачем создавать ненужную конкуренцию, тем более, что греческие подворья неплохо справляются со своей частью этой непростой работы. Мы как бы разделили проблему на две основные части: Они(подворья)– принимают и размещают прибывающих паломников, Мы- (ИППО)-занимаемся их отправкой из Одессы, курируем пребывание на Святой Земле, до самого возвращения в наш город, а потом, они, при необходимости, могут снова пользоваться услугами «подворий», пока смогут отправиться домой».
«Вы, наверное, не будете пользоваться услугами этих подворий?»– обратился Уполномоченный к нашим друзьям.
«Нет, спасибо, – ответил Семен, – у нас здесь родственники живут. Мы приедем, конечно же, дней за пять раньше, уточним все вопросы, но находиться у нас есть где».
«У нас четко отработанные отношения с Российским Обществом Торговли и Пароходства»– добавил Уполномоченный, – мы для подтверждения провоза нашего паломника, отрываем талоны, как приложение к билету, в основных пунктах остановок судов, туда – Константинополе, Афоне и Яффе, а потом -в обратном порядке. По этим талонам, мы по факту рассчитываемся с пароходством за перевоз каждого паломника. Так- наиболее правильно и честно.
Очень осторожно рекомендую обращаться с арабами, и перевозчиками –лодочниками, и продавцами; не поддаваться на слезные уговоры монахов, особенно греческих монастырей, они способны в виде пожертвований, раздеть вас догола. Не покупайте сразу какие-нибудь разные безделушки -поделки, присмотритесь, поторгуйтесь, делайте вид, что вам это не интересно. В общем, при всем вашем послушании –будьте всегда предельно бдительными.
Очень хорошо, что вас двое, из одного места, да еще и друзья, как я понял. В этом случае -это уже полдела. И -помните –полученная у нас Паломническая книжка, – будет вашим главным сопроводительным (подтверждающим)документом на все время вашего паломничества. Загранпаспорт, который вы получите при отплытии из Одессы- это документ правовой, государственный, а Книжка- Документ рабочий, повседневный, считайте его за главный в данной ситуации. С Богом, уважаемые господа! Надеюсь, что эту непростую поездку вы проведете с пользой, не только для себя, но и для своих семей и ваших земляков.
«И еще -добавил Уполномоченный, – как совет. Надеюсь, вы будете соблюдать правила Великого Поста, который будет проходить во время вашего паломничества?.Не буду напоминать о куреве, употреблении спиртных напитков и скоромной пище. Это вы сами знаете. Просто советую не набирать в дорогу объемных и низкокалорийных продуктов, тех же сухарей, пирожков разных видов, соленостей, меда и т.п. , так как эти виды быстро портятся, привлекают различных вредителей, тараканов, муравьев и даже крыс, которых полно на торговых судах. Думаю – вы найдете способы более разумного и здорового питания на это время и уверен – ничего с вами не случится. Сейчас секретарь принесет ваши «Книжки» и я вам их вручу. Он же вам разъяснит ваши дальнейшие действия».
Получив Паломнические книжки, Семен со Степаном, поблагодарили Уполномоченного за содействие и советы, пообещав, по возвращению в Одессу из Иерусалима, обязательно посетить его еще раз.
После этого, получили информацию от секретаря, когда, куда и с чем, им надо будет прибыть для регистрации, получения загранпаспорта и уточнения времени прибытия к месту отправления судна из Одессы.
Еще раз, поблагодарив секретаря за общение, и, получив от него некоторые справочные материалы, связанные с предстоящей поездкой, друзья, вместе с Наумом, ожидавшим все это время в приемной, вышли в вестибюль. Присели на длинную, почти во всю стену скамью-канапе, с мягкой, обитой коричневой замшей, спинкой.
«А ты как очутился здесь?» –обратился Семен к Науму, как к старому знакомому. Они действительно давно знали друг друга, по общению на Новом одесском рынке. Наум, вместе со своей матерью, Фаиной, уже лет десять работали на этом рынке –«билетёрами», то есть -ходили по торговым рядам и брали плату за право торговли, подтверждая это выдачей квитка- билета. Наум был еврей по матери, значит – «настоящий». Отец у него был грек, Наум его не знал и никогда не видел, жили они вдвоем с матерью недалеко от рынка. Смуглый худощавый, низкорослый Наум и- квадратная, полтора –на полтора метра, Фаина, были неотъемлемой частью рынка. Их знали все – и продавцы, и покупатели. Знал их обоих и Семен, за многие годы – часто приходилось общаться по разным поводам и не только связанным с их работой.
В последние пару лет, Семен редко стал сам выезжать на одесские рынки, больше работал по оптовой торговле, через одесских родственников, по линии Ксении, и не был в курсе базарных новостей, поэтому удивился , увидев Наума в этом доме. Поинтересовался сразу -как там мать его поживает, что нового случилось на рынке и почему он пришел сюда, ведь люди его веры, насколько известно- не очень часто бывают православными паломниками.
«Мамы уже больше года, как нет на этой земле –сокрушенно ответил Наум- пока она была, меня не трогали, а как только ее не стало – начались придирки, откровенные издевательства. Потом- вообще меня перевели уборщиком в рыбный павильон….А с месяц тому назад, накануне Нового года, у ворот рынка ко мне подошел прилично одетый незнакомый молодой человек, назвал меня Наумом, предложил переговорить. Судя по разговору, я понял, что он обо мне собрал какие-то сведения, то есть многое про меня знает и про мои проблемы- тоже.
Назвал себя Соломоном, сказал, что за ним стоит какая-то серьезная организация, вроде как сионистская. Что они, мол, сейчас занимаются агитацией среди еврейского населения, не только в России, в пользу переезда на постоянное место жительства на «землю обетованную», в нынешнюю Палестину. Пообещал там содействие в жилье и трудоустройстве. Вроде бы там, в Палестине, уже есть наши люди, которые и встретят, и на первых порах в чем-то обязательно помогут. А то мол, в Одессе погромы пошли, обижать начали евреев, но это –только цветочки, а дальше – всем вам светит «дальняя дорога» – сделают черту оседлости – за Уралом, в лучшем случае. А тебе, в твоем нынешнем положении – что терять, кроме еще больших неприятностей.
Дал мне три дня на размышление. А через три дня, -снова нашел меня, и знаешь, Семен, ты можешь смеяться, но я-таки согласился!. Соломон одобрил мое решение и посоветовал пройти вопросы переезда, через это самое ИППО. Во-первых- это проще, ведь мне главное – выехать в Палестину официально. Во-вторых –билеты дешевле почти в два раза, в-третьих -прямой рейс на пароходе, без пересадок. Да и полученная мною паломническая книжка- действительна в течении года, и я, в случае чего –могу вернуться назад, в Одессу, ведь и обратный билет, уже оплаченный мною сейчас- тоже будет действительным в течение года. Все нормально, Семен, как ты думаешь?. Да, а ты чего здесь- тоже пошел в паломники или- как я, в переселенцы? Только не говорите никому об этом, а то еще не выпустят меня отсюда!»– доверчиво попросил он Семена.
«Ну что ты, Наум, ты же меня хорошо знаешь!,– улыбнулся Семен.-« я очень сожалею за твою маму, добрая была женщина, умная и справедливая. Её даже боялись многие на рынке и не зря. А ты раз решился на такое, – пусть тебе Бог помогает!. Только не слишком доверяйся тем «агитаторам», слушать то их – слушай, а поступай, как знаешь, как чувствуешь, то есть так, как надо, по-человечески. А давай (он уже обратился к Степану), друг мой, заедем куда-нибудь в теплое место, да обмоем наши полученные Паломнические книжки, заодно и продолжим разговор о предстоящем для нас путешествии. Как, Наум, – ты не возражаешь?!». Потом все вместе вышли на улицу «ловить» извозчика.
Посидев более двух часов в чайной, они обсудили некоторые вопросы, связанные непосредственно с поездкой. Договорились, что Наум еще раз наведается к секретарю Уполномоченного ИППО и договорится, чтобы его включили в список пассажиров парохода, на котором будут идти Семен со Степаном, потому как он уже был записан на рейс, на месяц раньше. Наум сам предложил друзьям принять его в свою компанию, для поездки в начале апреля., те – согласились. Вместе -так вместе.
Когда уже выпили по пару рюмок, Наум, вдруг высказал мысль, что нынешние погромы в Одессе, наверное, дело не только каких-то националистов-черносотенцев, а и тех подстрекателей, типа его нового знакомого, Соломона, которые специально запугивают народ, вызывая обоюдную вражду и подталкивая к переезду в Палестину и в другие места.
В подтверждение этого, он сказал, что их бывший, ныне изгнанный , дворник, Митрофан, по пьяни хвалился, как ему дали рубль, чтобы он поджег часовую будку Бени Бернштейна, а когда она сгорела – добавили еще два рубля….Скорее всего эти наши единоверцы, рассуждал Наум, сами заваривают кашу, глупые бандиты- продолжают, а всю вину на власть и на националистов, сваливают. Но, заявил он в завершение, -наверное они имеют силу, кто-то их поддерживает и, – понизив голос –добавил, не зря, тот, мой знакомый, дал мне что-то в виде пароля: «Если кто-то (там, в Палестине) спросит, скажешь – я от Соломона, и все –тебя примут». «И еще -добавил Наум- Чувствую. Не я один дал согласие перебраться в Палестину. Пока я ходил по разным учреждениям, видел немало знакомых одесских лиц. А они просто так по таким местам – ходить не будут.
После чайной, друзья завезли Наума, куда он пожелал, договорились с ним о дне и месте встречи, напомнили о том, чтобы успел во время переоформить свою запись в ту команду на пароход, куда были записаны Семен и Степан, и, чтобы -следил за всеми одесскими новостями, касающимся паломничества; заехали на Привоз, потом на Новый рынок, посмотрели интересующие их цены, купили домой подарки и поехали на Слободку , к родственникам. Домой –завтра, на поезде.
Одесские родственники были приятно удивлены решением Семена, да и Степана, которого тоже хорошо знали и пожелали друзьям счастливого пути, такого нелегкого, но такого знакового не только для них, а и для всех их родных и близких людей. Такое бывает в семье один раз в жизни, да и то -не в каждой семье.
Уже за ужином друзья поделились причинами, которые подтолкнули их на принятие столь необычного решения, а потом – перешли к более прозаическим текущим делам. Дело идет к Пасхе, и надо постараться подкормить Одессу слободзейскими продуктами….
Глава третья
Два месяца прошли в напряженной подготовке к отъезду. Приведены были в порядок все хозяйственные и торговые дела. Это не шутка –две с лишним тысячи верст только по морю!. А море -есть море, там и бури , и штормы, и камни подводные у берегов Палестины. Люди чужие. Вера другая. Неприятности могут появиться с любой стороны….
Семену, в общей суете, в голову все стремилась попасть коварная мыслишка: «И что ты там потерял в той Палестине?. Ну, есть такие библейские места, Святые места, но не для всех ведь людей! И разве те, кто там побывал- стали – умнее, чище, благороднее, удачливее и более верующие, чем те, кто там не был!?. Что это принесет тебе, кроме риска для жизни и дополнительных расходов?». Семен отгонял от себя эту коварную, в принципе – обоснованную мысль, но она нет-нет- да проявлялась, как бы падала откуда-то. Ведь никто ему со стороны ничего подобного не говорил, значит, это в нем самом шла какая-то внутренняя борьба, между душой и разумом.