3. Функция опоры
Положение мыщелков[9] височно-нижнечелюстного сустава зависит от высоты эмали зубов, а с мыщелками соседствует улитка среднего уха и рецепторы внутреннего уха, то есть вестибулярный аппарат.
Ухо и вестибулярный аппарат
Зубы в норме при смыкании образуют прямую линию, параллельную горизонту, и являются совместно с вестибулярным аппаратом «подошвой», опорой для верхней части туловища.
Поэтому при поднятии тяжести или выпрямлении тела стискиваются зубы или отдельные бугры. Если эмаль стерта, а прикус деформирован, то человек выпрямляется с напряжением в позвоночнике, что вызывает грыжи позвоночных дисков.
4. Функция дыхания и глотания
При потере эмали зубы как опора занижаются, и нижняя челюсть задвигается назад, сдавливает дыхательное и глотательное горло, а также щитовидную железу. Поэтому могут проявляться дисфункция щитовидной железы, спазмы при глотании, спазмы латеральной мышцы, часто по ошибке диагностируемые как неврит тройничного нерва.
Человек подсознательно выдвигает голову вперед для снятия сдавливания горла, при этом спазмируются задние мышцы шеи, позвоночные и сонные артерии. Возникают шейный остеохондроз, головокружения, головные боли, повышается риск инсульта.
5. Функция антистресса
Природа заложила в нас специальный механизм, с помощью которого мы можем сбросить накопленный за день стресс, обнулить напряжение. Проявляется он во сне: человек стискивает зубы, стучит или скрипит ими. Это работают жевательные мышцы, обеспечивая нам эмоциональную разрядку, чтобы, проснувшись, мы чувствовали себя отдохнувшими и готовыми к заботам нового дня.
Зубы со стертой эмалью в неправильном прикусе не могут полноценно снимать стрессы и эмоции. Напряжение накапливается, что проявляется в виде неврозов, панических атак, гипертонии, язвы желудка.
Именно невозможность сбросить напряжение приводит к тому, что дети с неправильным прикусом больше устают, хуже учатся. У них могут наблюдаться психосоматические расстройства, вегетососудистая дистония.
Проблемы стоматологии
Функциональная стоматология, ставя во главу угла связь зубочелюстного аппарата с различными системами организма, занимается изучением вышеописанных и других нарушений. Но на сегодняшний день в вузах нет программы по функциональной стоматологии, а тем более программы изучения человека как изначально идеального, тонко созданного и способного самовосстановиться и самоизлечиться.
Программа обучения, опирающаяся на теорию Дарвина, не воспитывает в студентах логическое мышление и умение находить первопричину всех болезней. На выходе из вуза мы имеем специалиста, во-первых, с очень ограниченным врачебным мировоззрением, во-вторых, убежденного в том, что снятие симптомов – единственно возможный и единственно верный способ помощи пациентам. Но главное, студенты выпускаются из вузов с патологически равнодушным подходом к пациенту как к объекту, обреченному на болезнь: «это у вас генетическое, это состав слюны такой, ну что вы хотите – и у ваших бабушки и дедушки был такой прикус, это врожденное несоответствие нижних и верхних зубов, это адаптация в процессе эволюции». Этот перечень можно было бы продолжать до бесконечности, так как под адаптацию, наследственную предрасположенность и возрастные изменения можно списать любой недуг, начиная с момента рождения человека.
Стандартная стоматология со всеми общепринятыми теориями зашла в тупик, а ее методы лечения человека как эволюционной ветви обезьяны привели к потере зубов и имплантации.
Имплантация – это результат неэффективности предыдущего лечения пациента!
Импланты были предложены в эпоху плоского нёба, когда условия для жевания были совершенно другими, и стояли, можно сказать, вечно. Сегодня же при все более и более сужающихся челюстях срок службы имплантов сокращается: неправильная работа жевательных мышц выводит их из строя задолго до истечения срока гарантии. Чтобы хоть как-то компенсировать это, стали подсаживать кость, то есть выпрямлять узкий альвеолярный гребень хирургическим путем. И теперь подсадка кости – одно из основных направлений имплантологии.
На фоне отторжения имплантов выражаются надежды на выращивание зубов из зачатков зуба зародышей младенцев, как ноу-хау в развитии стоматологии. Для любого общества это направление опасно.
Чем грозят населению России изменения в зубомышечном органе молодых поколений?
В последние годы в военкоматах констатируют вегетососудистую дистонию и сколиоз у 100 % призывников, все это – признаки неправильного прикуса.
Все дети в какой-либо мере уже страдают хроническими насморками, аденоидами и искривлением носовой перегородки, что напрямую связано с нарушением носового дыхания и сужением верхней челюсти.
Из-за нарушения линии смыкания зубов спортсмены могут получить травму позвоночника.
«Молодеют» такие заболевания, как инсульт, дисфункция щитовидной железы, гипертония, язва желудка, старческий маразм.
Активная работоспособность и социальная уверенность в обществе напрямую зависят от состояния зубных рядов, эстетики улыбки. Большинство людей в России мало улыбаются из-за некрасивых зубов, что порождает унылую атмосферу на улицах.
Теряется правильное произношение при разговоре, что может приводить к затруднению понимания говорящего. В свою очередь, человек с дефектом дикции может стесняться себя, быть неуверенным.
Продолжение тупикового развития стоматологии в сторону выращивания зачатков зубов может привести к предвзятому скринингу (комплексу обследований) беременных и увеличению числа абортов на поздних сроках беременности (6–7 месяцев) для извлечения фолликулов с зубами из челюстей плода! Крайне опасное направление для человечества.
Лечение по концепции «Человек изначально идеален»
Концепция «Человек изначально идеален» основывается на принятии человека с идеальным строением, имеющего организм, способный к самовосстановлению и самоизлечению. Лечение и профилактика по этой концепции опираются на простые и логичные решения функциональной стоматологии.
Сужение челюстей и стираемость эмали рассматриваются не как генетическое изменение в процессе эволюции, а как страдания идеального организма из-за влияния нарушенной экологии и других негативных внешних условий.
В лечение входит:
• восстановление стертой эмали до нормальной анатомии зуба методами реставрации;
• ночное ношение капы-корректора MIKATA из мягкого силикона для релаксации мышц;
• восстановительная работа с жевательными мышцами и языком. Основными правилами являются жевание с открыванием губ, то есть вертикально, и положение кончика языка за бугром нёба.
Основные принципы концепции «Человек изначально идеален»
• Человек – изначально идеальное творение природы, Бога.
• Зубы «запрограммированы» стоять в идеальном ряду.
• Каждый зуб образуется в зародышевом фолликуле идеальной анатомической формы.
• Верхний и нижний антагонисты формируются отдельно на верхней и нижней челюстях соответственно, но идеально подходят формами, как ключ к замку.
• Если внешние воздействия привели к сужению верхней челюсти и наклону альвеолярных гребней внутрь, зубы не адаптируются, а стираются и изнашиваются при смыкании и находятся в состоянии «сжатой пружины».
• При освобождении зубных рядов от давления мышц «пружина» расслабляется, и зубы сами занимают свое место при условии возвращения им правильной анатомической формы.
• Лечение и результаты стабильны.
Если опираться на эти принципы, то лечение зубов в наших клиниках должно быть организовано совсем иначе. Лечение аномалий любого прикуса по концепции «Человек изначально идеален» проводится в любом возрасте и в срок от 6 до 12 месяцев, причем такое лечение обходится без рецидивов.
Чтобы правильно организовать подход к лечению зубов, необходимо пересмотреть классификацию прикусов. Мной предлагается вариант, который даст максимально верный анализ состояния прикуса у пациента.
Классификация прикусов профессора Т.В. Бондаревой
1-й класс – Верхняя челюсть не сужена
2-й класс – Верхняя челюсть сужена
1-й подкласс – альтернативная опора создается верхними зубами на нижнюю губу;
2-й подкласс – альтернативная опора создается нижними зубами на верхнюю губу;
3-й подкласс – альтернативная опора создается антагонистами зубов в перекрестье.
Подклассы даются на переходный период от классификации Энгля для взаимопонимания между стоматологами. На план лечения подклассы не влияют.
Результативность лечения
Клинически концепция «Человек изначально идеален» используется более 17 лет.
При восстановлении правильного прикуса по данной концепции у пациентов:
• проходят головные боли, мигрени, головокружения, шейный остеохондроз, «невриты» тройничного нерва, неврозы, панические атаки, спазмы в горле, жжение и сухость языка;
• стабилизируется состояние в полости рта. В течение нескольких лет не появляются оголенные шейки зубов, чувствительность эмали, кариозные полости, сколы эмали;
• у детей исправляется сколиоз.
На приеме у стоматолога
В этой главе я хочу обобщить все пункты концепции «Человек изначально идеален» (в дальнейшем буду называть ее просто концепцией) и рассказать, как они реализуются на практике во время конкретного приема, какими принципами руководствуется врач и какова доля участия в лечении самого пациента. Итак, добро пожаловать на прием к стоматологу!
Задачи стоматолога
Дорогие коллеги, давайте сразу договоримся, что перед нами в зубоврачебном кресле сидит не сломанная игрушка и не робот, у которого заржавел или выпал винтик, и ни в коем случае не представитель тупиковой ветви эволюции, а идеальное творение Бога. И нам с вами доверено вернуть человека в состояние, данное ему изначально, – это и есть наша главная цель.
Возвращение к идеалу
Что я подразумеваю, когда называю человека идеальным творением? Это значит до самых мелких нюансов продуманное, совершенно скроенное и функционирующее биологическое существо, у которого все системы сбалансированы, дополняют друг друга, взаимодействуют и зависят друг от друга. В основе этого совершенного равновесия – симметрия. Она и является первым признаком нашей идеальности. Издавна слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония, совершенство, красота». Еще Аристотель в IV веке до н. э. говорил: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного». А римский врач Гален, живший во II веке до н. э., понимал симметрию как уравновешенность и покой души.
Восстановить симметрию – первая задача стоматолога, работающего по концепции. Верхняя и нижняя уздечки губ должны совпадать и располагаться по центру относительно вертикальной оси симметрии нашего лица и тела. И остается добавить два контрольных признака: один – проекция нестертой верхушки верхнего клыка – находится между нестертыми верхушками нижних клыка и премоляра. Второй – проекция медиального (переднего) нестертого бугра верхнего первого моляра (шестого зуба) – находится между щечными нестертыми буграми нижнего шестого зуба.
Второй закон в концепции – зубы всю жизнь должны сохранять правильную, заданную анатомическую форму.
Как мы, врачи, понимаем, какая именно форма нормальна, правильна для зуба? Существует эталон, по образу и подобию которого скроены все наши зубы, – клык. Он определяет размер всех зубов. При этом нижние зубы стоят вертикально «заборчиком», а верхние – слегка расклешенно. Если мы, взяв за образец клык, воссоздадим стершиеся и поврежденные зубы, с обязательным соблюдением разницы в их расстановке в верхнем и нижнем рядах, то точно угадаем норму.
При соблюдении первых двух условий – симметричного расположения и правильной анатомической формы – автоматически выполняется третье условие: при смыкании шестого и седьмого зубов (моляров) размыкаются передние зубы. Норма – когда передние зубы, то есть зона улыбки – от пятого зуба слева до пятого справа, – не сомкнуты плотно, верхние зубы как будто висят в воздухе, не соприкасаясь с нижними. Высокие задние зубы – это фундамент, обеспечивающий целостность системе. Задние зубы должны жевать пищу без участия передних, резцы и клыки при жевании не должны изнашиваться.
Также надо помнить о том, что если днем передние зубы стиснуты, то ночью, когда включается функция сброса стресса, происходит их выламывание, влекущее трещины эмали, сколы режущих краев, оголение шеек и возникновение чувствительности зубов. Эти симптомы – крик о помощи. Они сигнализируют, что необходимо повысить задние зубы, а вернее, восстановить их правильную анатомическую форму, чтобы не было ненужного контакта.
Дипломатическая миссия
Наряду с восстановлением правильной анатомической формы каждого зуба, стоматолог, руководствующийся концепцией «Человек изначально идеален», назначает ношение капы-корректора MIKATA. Этому ортодонтическому аппарату посвящена целая глава во второй части книги, поэтому сейчас я не буду подробно описывать, что она собой представляет и как работает. Единственное, что надо понимать, – сама по себе капа-корректор не давит на зубы (как это делают, например, брекеты) и не влияет на их положение в ряду. Она расслабляет мышцы, которые перестают жать на зубы с такой неистовостью, что зубы, если б только могли, загрызли бы своих притеснителей. Пользуясь перемирием, инициированным капой-корректором, зубы стараются (и небезуспешно!) занять свое собственное место. Ну и, наверное, радуются, что им удастся, наконец, выспаться.
И хорошее настроение не покинет больше вас
Знание каждым зубом своего места и стремление его занять еще раз подтверждает, что в нас заложена совершенная функциональная система. Если бы этой изначальной идеальности не было, то легкий силиконовый корректор вряд ли оказался бы способен за год-полтора (а именно столько в среднем длится наше лечение) исправить «генетические» изменения в организме.
На примере моих пациентов, закончивших лечение 7–8 лет назад, могу сказать, что отдаленные результаты настолько стабильны и баланс тела настолько восстановлен, что в дальнейшем стоматолог этим людям, как правило, и не нужен. Пациенты отмечают, что на протяжении всех лет после лечения отсутствуют головные боли и остеохондроз, зато есть хорошее настроение и освобождается большое количество энергии для других дел.
Фотография на память
Обязательной частью диагностики у меня является фотографирование пациентов. Вернее, их челюстей. Делаю я это, как вы понимаете, не для того, чтобы потом на досуге полюбоваться результатами своего труда. Так для чего же это делается? Помимо возможности фиксировать промежуточные итоги этапов лечения в динамике, снимок помогает выявить реальное положение зубов в ряду. Как говорится, в действительности все совсем не так, как на самом деле. Например, визуально мы наблюдаем, что один из зубов выбивается из ряда, торчит наружу. А при детальном изучении фотографии челюсти становится ясно, что только этот единственный зуб и стоит правильно, а все остальные наклонены внутрь. И нам надо не заваливать «торчащий» зуб внутрь, а наоборот – расширять челюсть, чтобы остальные зубы заняли правильную позицию рядом с тем, который пока что «один в поле воин». И если бы не фотодиагностика, то ни доктор, ни пациент так и не смогли бы увидеть эту проблему. Только на фотографии нёба сверху видны асимметрия челюстей, перекосы, наклоны зубов.
Задачи пациента
Зубного врача вызывают по телефону. Возвратившись, он спрашивает ассистента:
– Есть еще пациенты?
– Да, есть один. Он у вас в кабинете.
– Почему же вы не готовите инструменты?
– Так он заперся изнутри…
Думаю, что эта шутка будет актуальной до тех пор, пока люди не перестанут относиться к себе как к жертве и оттягивать визит к врачу до последнего, когда лицо стоматолога ассоциируется у них исключительно с неимоверной болью и инквизиторскими пытками.
Пациент нового поколения
Могу сказать с полной ответственностью, что люди, которые идут лечиться по моей методике, – носители совсем иного, сознательного взгляда на свое здоровье. Они – пациенты нового поколения. Если раньше человек занимал пассивное положение, никак не участвовал в лечении и не контролировал его, то в нашем случае он – активный участник процесса. Напомню, что отправная точка концепции – утверждение, что организм является единой самовосстанавливающейся системой. Таким образом, именно он и выполняет главную целительную, выравнивающую работу. Необходимое условие запуска механизма – придать зубам правильную анатомическую форму и восстановить прикус. При этом восстановление прикуса не всегда связано только с выравниванием зубного ряда.
Стандартная стоматология, когда говорит об аномалии прикуса, имеет в виду скученность зубов и неправильное положение нижней челюсти. Общепринятая классификация по Энглю делит нарушения прикуса на классы: второй класс – это когда передние верхние зубы выдаются вперед, третий класс – когда, наоборот, вперед выходят нижние зубы. Согласно этой классификации, вид аномалии прикуса определяется положением нижней челюсти. Для методики, основанной на концепции, прикус определяется углом верхней челюсти, которая представляет собой парную кость, а также деформацией черепа.
Да-да, у человека и у животных верхние челюсти парные, как крылья бабочки, они соединяются над носовой перегородкой, составляя нижние части глазниц. Поэтому лицо теряет симметрию, если один глаз выше другого, угол рта при улыбке поднят, одна щека в тонусе, а другая нет.
Нёбо в норме должно быть плоским, на нем идёт шов, где смыкаются верхние челюсти. А если угол смыкания закрыт? Тогда нёбо становится «готическим», поднятым в нижнюю стенку носовой полости.
Исправление прикуса по методике на миофункциональном корректоре MIKATA подразумевает исправление деформации черепа, которая вызвана изменением угла соединения двух половинок верхней челюсти и обязательно сопровождается искривлением носовой перегородки.
В любом возрасте наши две половинки верхней челюсти подвижны, и угол между ними должен быть как можно более плоским. Когда на консультации я говорю о том, что мы будем исправлять прикус, у пациента порой возникает недоумение: зубы ровные, нижняя челюсть стоит правильно, что же здесь надо исправлять? Но тем не менее я демонстрирую ему деформацию по двум верхним половинкам челюсти – асимметрию лица, асимметрию по десневому краю на верхней челюсти, и именно эту деформацию мы исправляем. Обычно срок работы с прикусом составляет один год.
Школа пациента
Так как восстановление организма – обоюдная работа врача и пациента, то человек, включаясь в эту работу, словно бы заново начинает узнавать себя и свой организм, проходит определенную школу, где есть все соответствующие компоненты: уроки, домашние задания, срезы знаний и даже подсказки, а в финале – заслуженный аттестат зрелости.
Домашнее задание
В повседневной жизни от пациента требуется выполнять три обязательных пункта поведения:
• пользоваться миофункциональной капой-корректором MIKATA (постоянно носить не надо, достаточно спать в ней ночью);
• восстановить правильное положение языка и следить за его соблюдением, накачать мышцу языка и воспитать в себе привычку держать кончик языка на середине нёба;
• осуществлять вертикальные движения мышц во время жевания. Для того чтобы обеспечить вертикальное жевание, есть надо, слегка приоткрыв губы, и не перетирать пищу, как жерновами, а делать зубами по вертикали рубящие движения, напоминающие работу овощерезки.
Самостоятельная работа
Во время лечения пациент приходит на контрольный осмотр раз в месяц, и врач отмечает, что за это время сделал сам организм. А организм все это время, и правда, не сидит без работы: он выравнивается, убирает деформации, расслабляет мышцы. Помощь врача на этом этапе заключается в корректировании сделанных ранее реставраций зубов, чтобы процесс восстановления мог идти дальше, и фотографировании данного состояния.
Ура, каникулы!
По окончании этапа лечения пациент переводится на свободное посещение стоматолога. Обычно в течение долгого времени человеку стоматолог вообще не нужен – бывает, что пациент приходит раз в три-четыре года просто на осмотр или для внесения незначительных поправок.
Пользуйтесь подсказками
Еще один пункт, о котором не должен забывать пациент ни во время, ни после лечения, – самоконтроль. Состояние свободы, когда передние верхние и нижние зубы не касаются друг друга, быстро становится для него привычным, так как это и есть норма, правильное с точки зрения устройства организма положение. И когда пациент чувствует, что идет лишний контакт, он сам понимает, что норма нарушена. На первых порах самое важное – не пропустить подсказку, потому что мозг хотя и воспринимает сигналы о помощи, но, если ничего не может сделать, отключает связь с органом. И тогда начинаются местные изменения тканей, например, зуб ломается, то есть мышцы ломают эмаль, чтобы убрать возникший контакт. По окончании лечения такое случается крайне редко, но все-таки контроль со стороны пациента необходим.
Как осуществить самоконтроль и понять, что у вас возникает контакт передних зубов при смыкании? Есть простой, доступный всем способ – с помощью небольшой полоски тонкой фольги. Попробуйте проложить ее между верхними и нижними передними зубами и сожмите челюсти. В норме фольга должна легко проходить сквозь образовавшуюся щель, а контактировать с зубами только в области моляров – 6-го и 7-го зубов. Если передние зубы удерживают полоску, то вам пора к стоматологу – восстанавливать высоту опорных зубов.
У пациента, который разделяет мою точку зрения, что норма дана нам от природы, меняется и отношение к своим зубам, и критерий качества жизни. Если раньше он приходил к врачу, когда возникала боль или дырка в зубе, то теперь, пройдя лечение по концепции, он понимает необходимость посетить стоматолога уже тогда, когда появился легкий контакт в области премоляров – 4-го и 5-го зубов. Его ничего не беспокоит, и нет никакой боли, но пациент знает, что контакт – это неправильно, он влечет за собой риск серьезных патологий. Я не случайно назвала сигнал о возникновении контакта подсказкой, предупреждением – вовремя обратившись к стоматологу, пациент избежит появления проблем с зубами в зоне улыбки.
Если все зубы сохраняют правильную анатомическую форму, передние зубы не контактируют, днем не стучат во время жевания, а ночью ничего не выламывается, то даже когда нам будет 80 или 90 лет, а может быть, и все 120, у нас будет все та же молодая улыбка, как у двадцатилетних! Такова цена этого вопроса.
Часть II. Зубы и здоровье
Все, что нужно знать о себе назубок
I. Как ухаживать за зубами
Зубы – жемчуг нашего организма
Зубы часто сравнивают с жемчугом. И это неслучайно. Причем повод для аналогии дают не только белизна, гладкость и сияние, но и сходство состава (бусина из раковины на 86 % состоит из карбоната кальция, а зуб на 98 %). Но это не все сходство.
Давайте вспомним, как рождается жемчужина. Песчинку, попавшую в раковину, моллюск слой за слоем обволакивает перламутром. Примерно так же медленно и постепенно происходит процесс вызревания зубов. Когда мы говорим «растут зубы», то представляем привычную картинку, схожую с ростом цветка. Сажая в землю семечко, мы знаем, что сначала у него формируется корень, а потом образуются стебель, листья и плоды. С зубами все происходит с точностью до наоборот: «вершки» и только затем – «корешки».
Сначала прорезывается коронковая часть, от которой начинает расти нервно-сосудистый пучок – пульпа. Поверхность челюстных костей рыхлая, а основание плотное. Но нервно-сосудистый пучок проникает в самую глубь – до верхне- или нижнечелюстного нерва (в зависимости от челюсти), соединяется с ним и заканчивает формирование твердой оболочки корня.