Фамилии друг у друга мы узнаем далеко не сразу, поэтому различать их будем по профессии, по детям, или кто из них где живёт.
* * *Сначала я расскажу про Танечку-регента.
Она профессиональный музыкант, композитор, теоретик музыки и органист по первому образованию. Если верить в существование ангелов, то Танечка очень на них похожа – она реально гений чистой красоты, и голос у неё ангельский. Добавлю ещё, что она очень красивая женщина и почти не меняется с годами.
Мы с ней ровесницы и дружим много лет, она едва ли не единственная из нашего братства, кто вытерпел все мои духовные трансформации. Не скажу, чтобы ей они нравились, вряд ли, но Танечка не перестала со мной общаться. Я понимаю, что это потребовало от неё немалого мужества и гибкости, потому что её собственная вера в Бога нерушима и с годами только крепнет. А я, как ни верти, изменница и предательница всего самого святого для православного человека.
Я высоко ценю этот подвиг дружбы и стараюсь оберегать Таню от лишних сведений о моей жизни, дабы не искушать её лишний раз. Мы давно не касаемся церковных тем, нам всегда есть о чём поговорить и кроме них, но если сейчас она выдержит и прочитает моё повествование до конца, то новых искушений ей не избежать, увы.
Мне очень жаль, но что поделать, я уже не могу остановиться.
А пока я постараюсь рассказать, какой была Танечка более четверти века назад, когда они с мужем Димой появились в лесу в самом начале наших встреч с отцом Георгием.
Я незаметно разглядывала невысокую стройную девушку с тонкими чертами лица – тёмные волосы коротко подстрижены, ярко-жёлтое платье с белым шитьём только подчёркивает явно морской загар красивого медного цвета, светлые глаза на смуглом лице выглядят неожиданно, они не то голубые, не то серые. Рядом с ней симпатичный парень спортивного телосложения, тоже загорелый, очень коротко стриженный, одетый в дорогую фирменную одежду. И оба они совершенно несчастные, нервные и встревоженные.
Ну вот, думаю, мальчик с девочкой поссорились и не знают, как им помириться, вон как долго с ними отец Георгий разговаривает в сторонке. Но к моему изумлению на следующую встречу они приехали с двумя детьми – шестилетней Олей и трёхлетним Борькой. Вдобавок мы оказались почти соседями, это очаровательное семейство обитало в довоенном доме в трёх минутах ходьбы от нас, если срезать путь через дворы.
Так мы и прожили с ними по соседству двадцать шесть лет, и наши дети выросли вместе. Теперь у Тани с Димой уже пятеро внуков, старенькие родители, и очень много семейных хлопот. Самое удивительное, что им удалось сохранить свой брак во время нашего оголтелого неофитского максимализма. Я думаю, что это в большей степени благодаря Диме, его бесконечному терпению и любви к жене, хотя Танечка тоже смогла вовремя притормозить, не то что я.
Но если снова вернуться в то лето 1992 года, когда мы познакомились, то надо сказать, что очень скоро Танечка начнёт петь в Никольском храме, она изучит регентское дело и богослужебный устав, потом организует в воскресной школе детский хор, и все наши дети пройдут через него.
Затем в ближайшие годы в семье Тани и Димы произойдут удивительные чудеса, достойные отдельного повествования. Сейчас я расскажу только о том, как множество раз Танечка приезжала с детским хором то в глухие деревни, то в разбитые храмы, и под ангельское пение её хора там сразу же начинали мироточить иконы на глазах у десятков людей, другие иконы чудесным образом обновлялись или благоухали неземным ароматом так, что ни с каким ладаном не сравнить!
Таких случаев десятки, и нескольким я сама свидетель, и моя дочь, и моя мама, в то время уже не атеистка, но ещё не верующая.
* * *Теперь про Танечку-художницу.
Мы с ней одновременно учились в художественном училище, только на разных курсах, и неоднократно пересекались в разных компаниях и на вечеринках, а потом вдруг с удивлением встретились в лесу на одной из первых сходок нашего братства. Она в тот момент перешла на третий курс училища, до этого проучившись ещё три года в универе на математическом факультете.
Танечка имела баскетбольный рост и стеснялась его, хотя на первых курсах училища она пыталась вышибать клин клином, одеваясь стильно и претенциозно. Она тогда увлекалась авангардным театром, сама играла в студенческих постановках, придумывала для них декорации, костюмы и грим, а в училище появлялась в узеньких брючках со стрелками и в остроносых ботинках, лихо носила мужскую шляпу и яркие шарфы.
Эта Танечка тоже чистейший и добрейший ангел.
Когда она оказалась в Церкви и в нашем братстве, то сначала стала обучать рисованию детей в воскресной школе – она где-то раздобыла гусиные перья, правильно их заточила, и моя Алька до сих пор вспоминает, с каким восторгом они учились у Танечки писать древние славянские буквы настоящим пером, макая его в настоящие чернила, и даже кляксы у них получались самые настоящие!
Вскоре Танечка бросит художественное училище и поступит в только что открывшуюся иконописную школу вместе с моей сестрёнкой Юлей, которая приедет с Урала к нам жить. Всех учащихся из этой иконописной школы отправят на практику расписывать храм женского монастыря в нашем городе. Таня с Юлей буквально через два месяца станут там послушницами и наденут рясы, и вскоре к ним присоединится ещё одна наша Оля-художница, однокурсница Тани по училищу. Все трое не только будут расписывать храм, но и встанут на клирос, они научатся петь и читать на службах. Из них троих только наша Юля в детстве ходила в музыкальную школу, но Танечка ко всеобщему удивлению за послушание выучится петь низким третьим голосом, хотя свой природный голос у неё довольно высокий.
Это очень сложно не только из-за несвойственного ей тембра, но и потому, что партия третьего голоса по мелодии совсем не похожа на первые два. Для того, кто не обучался музыке, это невероятно трудно, каждую партию надо вызубрить наизусть, а их десятки на каждой службе, и сотни в течение года. Но Танечка со всем справится, ведь монастырю нужен третий голос, значит она будет петь так, как надо монастырю.
Говорю же, ангел!
По мере того, как Танечка будет учиться иконописи, её лицо начнёт преображаться и станет совершенно каноническим, именно таким, как положено писать на иконах у святых мучениц и преподобных. Дальше с ней случится ещё одна невероятная трансформация уже на моих глазах – её постригут в иночество с именем Ольга!
* * *И вот тут пора объяснить, кем приходятся друг другу Ольги и Татьяны.
Про Александра Сергеевича Пушкина не зря говорят, что он наше всё! И далеко не случайно он дал такие имена сёстрам Лариным, когда писал «Евгения Онегина» как энциклопедию русской жизни.
Сколько раз приходилось убеждаться, что Ольги и Татьяны – равносильные и равнозначные противоположности во всём, поэтому они всегда притягиваются друг к другу, и очень часто эти два имени встречаются в одной семье. Я знаю десятки Татьян, у которых мамы, дочки или сёстры Ольги и наоборот, а уж близких подруг с такими именами не счесть!
Ольги и Татьяны – абсолютные антиподы даже в церковном календаре, эта мысль пришла ко мне вот только что! Ведь Ольги празднуют свои именины в день святой равноапостольной княгини Ольги 24 июля, а знаменитый Татьянин день бурно отмечается ровно через полгода 25 января!
И в каком бы месяце ни родились носительницы двух имён, но именины у них только в эти дни, потому что веками в церковном календаре святые Ольга и Татьяна были в единственном числе, лишь недавно в святцы добавили дочерей царя Николая Второго.
Раньше мне и в голову не приходило противопоставить Ольгу и Татьяну как лето и зиму, но сравнение очень точное. Вот что значит дружить теперь с шаманами и знать от них про Колесо Года, а также слушать лекции философов насчёт единства и борьбы противоположностей.
Хотя если вспомнить, то мне с детства казалось, что имя Татьяна синего цвета с чуть изумрудным оттенком, как морская волна в глубине, а имя Ольга вспыхивает в темноте красно-малиновым, почти бордовым.
Удивительно, как только что сошёлся ещё один мой внутренний пазл!
Наш отец Георгий считал, что женщины с именем Ольга – самые мощные, яркие и выразительные, их за версту видать. Например, если в храме стоит очередь к причастию, то сразу безошибочно угадывается, какая из женщин подойдёт и назовётся Ольгой, она гвоздём торчит из любой толпы.
Вот здесь я с ним до сих пор полностью согласна, хотя мне приходилось встречать и другой типаж – это Оленьки. Они часто милые блондинки, мягкие, нежные и послушные, но если копнуть поглубже, то за внешним кротким образом скрывается сломанная Ольга, дрессированная родителями или обстоятельствами, но изначально могущественная, как та великая княгиня у Врубеля. И если вдруг такая Оленька осознает себя и восстановит собственные силы, то равной ей не будет, она все преграды нахрен разнесёт!
О том, как притягиваются Ольги и Татьяны, и как они взаимно друг друга дополняют, можно рассказывать очень долго, но вот ещё один пример в качестве иллюстрации – у моей подруги Танечки-регента дочь Ольга, и ещё сама Таня кавалер-дама, награждённая церковным орденом святой княгини Ольги, его вручили за руководство детским хором Никольского храма. Хор многократно становился победителем и лауреатом всяческих фестивалей, смотров и конкурсов, как столичных, так и международных. Танечка четверть века положила на этот хор, и орден княгини Ольги заслужила сполна, вот только пенсия за её певческий подвиг не дотянула даже до минимальной, пришлось ей писать унизительное прошение в Пенсионный фонд.
Но здесь и сейчас я не об этом, пора закончить рассказ о другой Танечке.
Так вот, попробуйте представить, что должно произойти после того, как Танечку-художницу постригут в иночество с именем Ольга, а ещё одна монастырская певчая Оля станет инокиней Татьяной. К тому времени я окажусь с ними на одном клиросе в одном хоре, и на моих глазах произойдёт эта удивительная трансформация – примерно за год Татьяна переплавится в Ольгу и наоборот.
Сейчас я сказала бы, что такое радикальное изменение можно сравнить лишь с переменой пола, но тогда подобные кощунственные образы мне в голову ещё не приходили.
А потом я буду наблюдать, как наша Олечка-художница станет Ангелиной и окончательно лишится сходства со своей святой, неистовой княгиней Ольгой. Она реально приобретёт ангельские черты лица, будет сиять мягкой полуулыбкой, но вскоре впадёт в депрессию, а потом заболеет всерьёз, и Юля моя заболеет, и наша матушка Ольга.
Но про шизофрению в монастырях я расскажу позднее.
Вера, Надежда, Любовь
Я продолжаю писать портреты мои духовных сестёр, но начну эту историю с рассказа о моём сильнейшем искушении, о беспредельном и сокрушительном отчаянии, которое накрыло меня в конце сентября 1992 года, когда на праздничной службе в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, наш отец Георгий вдохновенно изложил в своей проповеди их житие.
История не для слабонервных.
Если коротко и нормальным языком, то в первые века во время гонений на христиан некая мать-фанатичка София сама отвела своих маленьких дочерей к правителю-язычнику, перед которым девочки Вера, Надежда и Любовь исповедали свою веру и претерпели мучения за Христа. Мать наблюдала бесчеловечные пытки и находилась рядом до самой смерти дочерей, ободряя их, чтобы девочки никак не сбежали и не передумали отправиться на небо. Сама София осталась жива, никто её даже пальцем не тронул, но она тоже считается мученицей.
Понятно, что в житии всё совсем иначе описано, я лишь коротко передаю популярнейший церковный сюжет.
И тогда, и сейчас эта история кажется мне совершенно безумной, и при этом я стараюсь выбрать самые мягкие выражения для моих чувств. Но отец Георгий вместе со святыми отцами восхищался добродетелью Софии, её подвигом истинной веры, мол, именно так проявляется подлинная духовная материнская любовь! И как же сильно она отличается от нашей плотской и грешной любви к своим детям!
Как сейчас помню – конец литургии, полный храм народа, отец Георгий в кровавом облачении с крестом в руках вещает с амвона, вокруг толпа празднично одетых именинниц, все вздыхают, крестятся и кивают, соглашаясь с проповедником, а у меня под платком волосы стоят дыбом, мои мозги плавятся, и в них красным пунктиром пульсирует мысль: «Я чего-то не понимаю… Чего-то я не понимаю… Я одна ничего не понимаю… Вон все вокруг всё понимают, а я одна ни-че-го!»
В дальнейшем мне придётся совершить над собой чудовищное усилие и насилие над здравым смыслом, когда сначала я просто выключу в голове оценочное суждение, потом заставлю себя думать, что это педагогическая история, но со временем всеобщая психопатия окружающих захватит меня, и я в ней утону с головой. И тогда, пусть ненадолго, но я постараюсь принять идею, что святая мученица София, чьё имя переводится как «Премудрость Божья» совершила всё же материнский подвиг, а не преступление, которое ей не простил бы ни один уголовный кодекс ни в одной цивилизованной стране, какой бы христианской она ни считалась.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги