Регула 40
У ВСЕХ ЛЮБОВЬ ПОЛУЧИТЬПолучать похвалу от многих – великое дело, а быть всеми любимым и более того. Хотя счастье тому и помогает, но искусство все действо во оном имеет, и что счастье зачинает, то наука совершает, однако одних заслуг к получению склонности не довольно. Кто желает любимым быть, тому надобно самому любить, и эта любовь более сильна в самом действии, чем добрыми словами получается.
Учтивость есть политическое волхвование высоких персон. Прежде нужно руку к великому делу, а потом к перу протянуть и взаимно бумагу с шпагою употреблять. И у историков нужно склонности искать; для того что они бессмертно прославляют великие дела.
Регула 41
НИЧЕГО ЧЕРЕЗ МЕРУ НЕ ХВАЛИТЬМудрого человека дело, чтобы никогда гордо и тщеславно не говорить, поскольку такие разговоры всегда правде или мудрости вредят. Тщеславие посрамляет похвалу, тем что открывает недостаток ума того, кто говорит. Излишние похвалы причиняют любопытство и уязвляют желание, так что если достоинство не сходно с похваленною вещью, то злоба общая, восстав против обмана, хваленое и хвалившего приведет в посмеяние. Чего ради умному человеку весьма осторожно в похвале поступать надобно, зная, что превосходство очень редко, чтобы через это и своего малого почтения не лишиться. Тщеславие подобно лжи, а кто им возносится, того за лживого самохвала почитают.
Регула 42
О ВИДЕВзор есть некоторая тайная сила высочества природного, а не от прикрасы или притвору приходящая. Ему всяк повинуется, а сам не ведая как. И уступает силе натуральной другого, не зная за что. Эти сильные дарования имеющие персоны, князья по заслугам и львы по праву рождения. Они пленяют сердце и язык многих людей тем, что их почитать принуждают. Которые из этих людей имеют потребные к тому достоинства, те на то родились, чтобы им быть властями политическими, и этим своим высоким видом получают то, чего другие через многие труды и старания иметь не могут. Эта сильная власть зачата от натуры, а совершена от науки. Кто ее имеет, тот все получил.
Регула 43
ПРОСТО ГОВОРИТЬ, А УМНО ДУМАТЬПлыть против течения и попасть в беду никогда к успеху не бывает, ибо так как никто на беду, кроме Сократа, не отважился. Спор принимается как оскорбление, поэтому этим уничтожается рассуждение другого. Противники умножаются от поношения, а более от хулящих. Мало людей правды знают, а ложное мнение почти от всех принимается. О разумном не нужно потому рассуждать, что он говорит, для того что он иногда слыша от других сказывает, хотя в себе и иначе мыслит. Умный всячески поношения избегает, и других никогда не поносит и чем более рассуждение к переговорам его принуждает, тем больше он от того воздерживается, поскольку мысль – вещь свободная и ни от кого принуждена быть не может. Молчание всегда есть правило премудрого, а хотя он со временем и откроется, то весьма немногим умным и верным людям.
Регула 44
СОГЛАШАТЬСЯ С ВЕЛИКИМИ ЛЮДЬМИЛюбить великих – есть первая добродетель и тайное побуждение, от природы данное таким, которых она хочет произвести в великое достоинство. Есть сходство сердец и нравов, которое великое действие, неразумная подлость приписывает волхвованию. Эта симпатия на одном почтении не останавливается, но достигает и до благоволения, а от благоволения приходит к любви, которую склоняет без речей и все получает без просьбы.
Есть две склонности: одна действующая, а другая страждущая, и чем она сильнее, тем благополучнее бывает человек. Немалое искусство, чтобы знать, как этой любовью пользоваться, поскольку без нее ничто не действительно.
Регула 45
РАССУЖДАТЬ ПОЛЕЗНОЕРассуждение не должно быть принужденное, ниже объявленное. Всякую лесть нужно скрывать, поскольку она подозрительна, а предосторожность таит для того, что она другим противна. Когда лукавство очень властвует, то неусыпно усугубляй бодрость свою, однако ж так скрытно, чтобы людей в сомнение и неверность не привести. Знай, что подозрение побуждает отмщение и принуждает искать всяких способов злобы, о которых и подумать нельзя, размышление о состоянии вещей – великая помощь действию, и нет лучшей пробы доброго разума, как быть рассудительным, ибо самое совершенство дел зависит от того искусства, с которым они сделаны.
Регула 46
ОБУЗДАТЬ ЗЛОБУМы привыкли ненавидеть любого человека напрасно и временами не зная, кто он таков, кого ненавидим. А иногда это грубое омерзение и на великих персон нападает. Чего ради мудрость эта злобу должна побеждать, так как ничто нас более не губит, как ненависть тех, которых бы нам по правде любить нужно было. Насколько славно в согласии быть с великими, настолько бесчестно напрасную на них иметь ненависть.
Регула 47
ВСЯКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ИЗБЕГАТЬЭто есть главнейшее правило премудрости. В пространстве далеких мест и в широте важных дел такое великое расстояние, что нескоро увидишь конец того пути, в который нужно идти. Умные люди ни во что добровольно не вступают и как можно до разрыва не допускают, зная, что от случая свободнее убежать, чем из него с честью выйти. Лучше от искушения убежать, чем его победить, так как за одним малым искушением всегда другое большее следует, и обыкновенно погибель с ним приходит. Есть такие люди, что от своей природы, а иногда и по натуральной погрешности нации, во всякое дело вмешиваются и безрассудно вступают. Премудрый весьма этого избегает, чтобы лучше ничем не быть обязанным, чем в этом успех иметь. Хотя к началу чего иногда приступит, однако же от исполнения этого действием весьма себя охраняет.
Регула 48
ЧЕЛОВЕК ВЕЛИКОГО ОСНОВАНИЯЧто более кто имеет основания, тем совершеннее человек. Внутреннее всегда вдвое наружного быть должно. Есть много таких людей, что кроме стен ничего не имеют, чего ради дом их за недостатком фундамента совершен быть не может. Сени представляют дом, а передняя – все палаты. Такие не имеют ничего твердого или на чем бы основаться можно было. На первом комплименте, весь разговор с ними закончится, затем что они в начальном разговоре так скоро поскачут, как неаполитанские лошади, а потом вдруг остановятся и замолчат. Слова скоро иссохнут, если разум бесплоден. Таким легко обмануть тех людей, которые, подобно им, ничего кроме виду не имеют. А разумных уже весьма трудно провести, для того что они немедленно узнают, что сперва упомянутые люди внутри пусты.
Регула 49
БЛАГОРАССУДНЫЙ И ПРОЗРИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКОн всем обладает, а им никто и никогда не может обладать. Его испытание так глубоко проходит, что разум других совершенно узнает, и взглянув на человека, познает, что в нем. Угадывает его состояние и самые сокровенные тайны. Такой остр к рассуждению, медлен к осуждению, благорассуден в получении пользы и удобен ко всему.
Регула 50
НИКОГДА К САМОМУ СЕБЕ ПОЧТЕНИЯ НЕ ТЕРЯТЬ.Человеку таким должно быть, чтобы самому перед собою не краснеть. Делам своим никакого правила, кроме собственной совести, не надобно. Человек повинен более своему природному страху, чем всем заповедям благодарить, а для того, что он его удерживает от всякого зла.
Честный человек не так боится суда со всеми властями, как опасается повредить свою честь и добрую совесть. Кто самого себя боится, тот может многие школы учить.
Регула 51
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКДоброе избирание высокий смысл значит; а одного ума с наукой к благополучному житию недовольно, так как нет такого совершенства, в котором бы какого-то недостатку не было. Избрание лучшего – двойная польза разуму. Многие имеют ум высокий и знание от науки полученное, а когда придет до избирания лучшего, тогда все их науки пропадают, и сами они не знают, за что лучше взяться. Чего ради доброе избирание, великий дар от Бога.
Регула 52
НИКОГДА НЕ ГНЕВАТЬСЯСобою обладать великое дело. Это творящий имеет сердце царское и нрав великодушный, поскольку крепкого человека очень трудно на гнев подвигнуть. Страсти суть бури душевные, и когда они восстанут, то дух весь болеет. Если же эти ветры до рта дойдут, тогда честь в наибольшем страхе бывает. Чего ради так твердо человеку собою владеть надобно, чтобы сердитым в счастье, а безрассудным в несчастье не прослыть. Кто эту страсть побеждает, того в похвалах непобедимым прославляют.
Регула 53
ПРИЛЕЖЕН И РАЗУМЕНЧто разум с рассуждением на мере поставил, то прилежание немедленно исполняет. Безмерная поспешность есть пристрастие таких безумных, которые, не рассмотрев бед и не рассудив страхов, во всякое дело мечутся без памяти, а иногда и премудрые многим расположением и медлительностью своей погрешают, потому что остановка временем великие дела упускает, а скорое исполнение – мать счастью. Тот много сделал, кто по слову Александрову на завтра ничего не оставил, и это Августово слово [слушай, но с разумом] немалую важность в себе заключает.
Регула 54
ИМЕТЬ КРОВЬ ЗА НОГТЯМИКогда лев мертв, то зайцы на него нападать не боятся, а великодушные люди шуток не любят. Кто впервые не будет противиться, тому в другой раз трудно сопротивляться и от часу хуже будет, для того что сначала всякую трудность легко победить, а в конце уже весьма невозможно. Великодушие разума превосходит храбрость телесную; чего ради оно всегда в такой готовности как шпагу иметь надобно, чтобы ей при случае оборониться, поскольку тем защищается честь. Многие люди имели великие добродетели, но за недостатком сердца сочтены за мертвых, всегда пребывая погребенными в темноте забвения. Не без причины соединила природа в пчелах мед и жало, а в телах кость и жилы, но это для того сделала, чтобы и нрав по этому примеру имел кротость, смешанную с великодушием, а сладость, силою растворенную.
Регула 55
ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕКНе иметь суеты и безмерного к чему желания есть знак пространного и великодушного сердца. Кто собою обладает, тот скоро другими господствовать будет. Человеку надобно прежде великий путь времени пройти, пока он к центру случая достигнет. Через разумную медленность дозревают секреты и намерения. Костыль времени – более действа иметь, чем булаву Геркулеса, и Бог сам не казнит нас жезлом, но временем, а фортуна долготерпеливых с процентом награждает.
Регула 56
УСМАТРИВАТЬ ДОБРЫЙ СЛУЧАЙЭто получается счастливою остротою, которую не только ничто не останавливает, но ниже самое приходящее со стороны счастье не удерживает. Иные долго думая, ни в какой обман себя не дают; а другие ни о чем не мысля, во всем способе получают. Есть такие противные нравы, которые в замешательстве наилучший успех получают. А это еще великое удивление, когда они что нечаянно сделают, то изрядно, а что рассудив и подготовясь учинят, то худо и негодно бывает; и если им в тот час чего не удастся, то уже никогда не сделается. Такие люди всегда имеют похвалу, поскольку тонкость мыслей и успехи дел их объявляют, что они превеликую остроту имеют. Торопливость есть мать счастья, и дела нечаянные происходят от ума высокого. Поскольку всему, что нечаянно, а разумно сказано или сделано бывает, почтение отдавать надобно. Того ради всякое нечаянное дело, кстати учиненное и вымышленное, похвалы достойно, так как что поспешно и счастливо, то двойную похвалу заслужило. Острота разума помогает медленности глубокого рассуждения. И все, что приходит вскорости, то упреждает советы.
Таким людям ничего нет бессчастного, поскольку они вместо предрассуждения всегда присутствие разума имеют. Нечаянные случаи принимаются за превосходство ума и себе похвалу привлекают неволею. Дела посредственные невымышленные кажутся лучше, чем нарочно составленные высокие намерения.
Регула 57
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ БЕЗОПАСНЕЙШИЕВсе изрядное временно, а все, что поспешно сделано, то скоро разрушается. Чему долго быть, то нужно долго делать, поэтому все на совершенство смотрят. Несовершенное ничто не долговременно, а глубоким рассуждением учиненное все вечно. Что дорого стало, то великою ценою продается, как и самые лучшие металлы, самые тяжелые.
Регула 58
СМОТРЯ ПО ЛЮДЯМ ПОСТУПАТЬНе надобно в знании со всеми равняться, прилагать больше того труда, как случай потребует, также не оказывать никакого излишества в науках и силах своих. Добрый сокольник никакой другой прикормки птицам не дает, кроме той, которой их поймать может. Ты весьма от суетного самохвальства хранись и всего не презирай, иначе тем потеряешь хвалу. Надо всегда что-нибудь нового в запасе иметь, с чем бы завтра появиться можно было; постольку всякий день новую пробу имеет. Этим способом всегда в кредите и хвале будешь, а больше тем, если никому границ своего острого разума не покажешь.
Регула 59
ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО ЛЮБЯТ И О НЕМ СОЖАЛЕЮТКто в дом счастья воротами забав входит, тот обыкновенно оттуда калиткой печалей выходит, чего ради большее искусство в том состоит, чтобы оттуда счастливо выйти, чем с всенародной похвалою войти. Это обыкновенная доля людей счастливых, что они всегда начало очень благополучное, а конец печальный имеют. Не в том подлинное благополучие, чтобы иметь от людей похвалу вовремя входу, поскольку сей прибыток все имеют; но сие главнейшая трудность, чтобы ту ж самую похвалу во время исходу получить. Весьма мало таких сыщется, кого б сожалели, редко случается, чтоб фортуна исходящих провожала. Поскольку как она привыкла ласкательным и лестным лицом принимать входящих, так равно имеет обычай с гордостью и повернувшись спиною провожать исходящих.
Регула 60
ДОБРЫЙ СМЫСЛИные родятся умными и от часу умнее становятся, будто бы уже они на половине пути совершенства были. Рассуждение с летами и искусством приходит, чего ради такие люди разумнейшие бывают. Они легкомысленность, как искушение своей мудрости, в великом омерзении имеют, а тем более в случаях дел статских, которые по своей крайней важности великой и весьма надежной тайности требуют. Такие люди должны быть в знатнейших статских чинах или, по крайней мере, советниками главных правителей государства.
Регула 61
ПРЕУСПЕВАТЬ В НЕЗАУРЯДНОСТИЭта великая отмена во многих добродетелях. Ни одного из великих не найдется, в котором бы главнейшего порока не было. Посредственность не очень великий способ к похвалам. Превосходство в высоком достоинстве отменяет от подлости; и возносит славу человека достойного. Прославишься в низком чину, подобно тому как бы быть великому в малых. В чем больше забавы, в том меньше славы. Превосходство в вещах высоких подобно самовластию, которое, возбуждая похвалу, от всех любовь получает.
Регула 62
ИМЕТЬ ДОБРЫХ СЛУГМногие в употреблении разума на зло признают свое удовольствие. Пункт чести опасен, и бессчастного конца достоин. Добродетель министра умножает славу государя его. Как честь, так и бесчестье, учиненное образу, восходит на первообразное. Слава всегда почитает начало, и никогда о том не говорит, что он имел плохих слуг, но только об одном человеке упоминает, добр или зол кто был. Чего ради слуг и министров весьма осторожно избирать нужно, поскольку от них зависит бессмертная слава.
Регула 63
ПРЕВОСХОДСТВО ПЕРВЕНСТВАЕжели незаурядность помогает первенству, то оно вдвое славно, быть первому в подходе – великая прибыль, поскольку тем ровные карты выиграешь. Многие бы в своем чине славными были, если бы другие в том их не опередили. В разделе славы первые имеют право старшинства, а другим малая часть из того достается, но и в том еще спор бывает. Это последним немалая печаль, а для того что люди будут думать, будто они во всем другим последуют. Самые мудрые всегда ищут новой дороги, по которой бы им прийти к совершенству славы, но таким образом, чтобы мудрость к тому предводителем была, так как разумнейшие новостью дел написали себя в реестр героев. Некоторые лучше хотят быть первыми второго класса, чем вторыми первого ранга.
Регула 64
ЗНАТЬ, КАК СЕБЯ ОТ ПЕЧАЛИ ХРАНИТЬКак разумная жена человеку – самое главное благополучие в жизни, так это знание – самое полезное искусство в обхождении. Худые ведомости ни к слушанью, ни к сказанию негодны. Никому, кроме полезных, ворот отворять не нужно.
Есть такие люди, что ушей своих кроме льстецов и ласкателей никому не отворяют; иные ложные ведомости охотно слушают, а другие и одного дня без ссоры прожить не могут, подобно, как Митридат без яда. Великое зло – всю жизнь свою печалиться, но дать другому забаву, в каком бы тесном обязательстве кто с кем ни был. Никогда не надобно против самого себя грешить во угодность тому, кто о чем советует тебе, а сам того избегает.
Чего ради это, в подлинное себе наставление приняв, не делай никому такого угождения, из которого бы тебе самому печаль произойти могла, поскольку лучше другого отпустить с неудовольствием, чем самому в печали остаться.
Регула 65
ДОБРОЕ ЗНАНИЕ В ВЕЩАХОно так же, как и разум, с годами растет. Острый ум поощряет желание, желание умножает наслаждение, а по пространству остроты делается вывод о доброте знания. К удовольствию сильной остроты великого способу потребно, так как здоровый желудок многих яств, так высокий разум славнейших вещей требует. Преизрядные диковины боятся совершенного в себе искусства, а наибольшие совершенства не смеют прогневать знающего. Поскольку совсем совершенных вещей очень мало, того ради на них похвалою весьма скупо быть должно. Знание больше всего получается в компаниях и через многое с человеком, знающим обхождение, заимствуем его знание, а это немалое счастье, кто с такими людьми обходится. Всякими мерами берегись, чтобы ничего не ругать, поскольку то крайнее безумство и безобразие злейшее худого знания есть. Многие бы желали, чтобы Бог сотворил другой свет и иные красоты, только для одного удовольствия глупой их фантазии.
Регула 66
ПРЕЖДЕ ВЗЯТЬ СВОИ МЕРЫ, А ПОТОМ ДЕЙСТВИЕМ ИСПОЛНЯТЬМногие смотрят больше на власть, чем на случаи, однако же власть за бесчестье – не весьма надежная порука, а образа обыкновенно злое следствие получает. Победитель ни о чем ответ давать не должен, мало таких людей, которые правду и обстоятельства узнать могут, но всякий рассуждает по случаю, чего ради никто своей чести не теряет, если в чем успевает, счастливый конец все дело венчает, какие бы кто на это способы ни употреблял. Немалая мудрость, кто умеет искусство противным искусством победить, если иначе желаемого получить нельзя.
Регула 67
ЧИНЫ СЛАВНЫЕ ПРЕДПОЧИТАТЬБольшая часть похвалы о вещах от удовольствия других зависит. Как зефир – цветам, так почтение – добродетелям, пища и жизнь. Есть чины всеми хвалимые, а другие хотя и высоки, однако никто их не ищет. Первые получают любовь от всех, поскольку их весь свет видит. А другие хотя и очень велики, но за своим неудобством меньше прославляются. Между их обладателями есть победители наиславнейшие, через это короли Арагонские, прославясь, получили титулы великодушных героев. Чего ради добродетельному человеку такие чины избирать нужно, где бы можно было от всех бессмертную славу получить. Одни почитают достоинства трудные лучше славных, что хотя и немногие, однако самые избранные люди весьма хвалят, так как это им приятнее, чем похвала многой подлости, которая великие предприятия называет удивлением.
Регула 68
ЛУЧШЕ ВРАЗУМИТЬ, ЧЕМ НАПОМНИТЬ.Иногда нужно напомнить, а в другое время нужно посоветовать. Некоторые могли бы изрядные вещи сделать, если бы о том думали, и тогда им добрый совет очень нужен, поскольку тем все, что им полезно, напомнить могут. О нужном твердый разум и скорое рассуждение иметь есть главнейший талант человека; поскольку этим недостатком многие дела уничтожаются. Разумному должно свечу носить, а несмышленому нужно искать свет ее. Первый в себе умерен, а второй нет, поскольку разумному довольно того, чтобы он незнающему только дорогу указал.
Регула 69
НЕ БЫТЬ ПОДЛОГО НРАВАВеликий тот человек, кто подлых обычаев на себя не принимает! Это немалая мудрость, чтобы о себе самом рассуждать, также знать и упреждать свой собственный нрав, чтобы можно было преодолеть большие трудности и тем различие между природою и наукою совершенно узнать. Познание себя есть обращение на истину, бывают такие монстры невежества, которые на одном часу изменяя мнения и нравы свои, вступают в вещи весьма противные и жестокости собою обладать допускают, которая не только волю, но разум и рассуждение портит.
Регула 70
УМЕТЬ ОТКАЗАТЬНе всякому все давать. Умный отказ такая же великая важность, как знание позволить. Этот пункт владеющим особенно нужен, поскольку приятный и учтивый их отказ лучше грубого обещания. Иные просящих тотчас не тем встречают, и то их лучшее слово, а хотя уже потом и все по просьбе их сделают, однако же просящие сначала грубо им сказанное: «Нет», – это дарование неприятно принимают. Прямо на отказ ничего говорить не нужно, чтобы тем людей в отчаяние не приводить, но всегда часть надежды для услаждения горести будущего отказа оставлять следует.
Учтивость всегда может наполнять пустое место милости, а добрые слова награждают недостаток благодеяния. «Нет» и «Да» скоро сказать можно, но прежде нужно долго подумать, нужно ли и как их выговорить?
Регула 71
НЕ БЫТЬ НИ НЕПОСТОЯННЫМ, НИ БЕСПОРЯДОЧНЫМ В ПОСТУПКАХ СВОИХ.Разумный человек никогда нравом или пристрастием в это прегрешение не впадает, но в добром всегда равным пребывает, а это есть знак доброго рассуждения. Хотя человек временами в чем-то и изменится, однако это больше для перемены дел и случаев делает, зная, что всякое непостоянство премудрости противно. Есть такие люди, которые всякий день в себе так переменны, что разум имеют каждый день, а волю и поступки ежечасно. Что им вчера было противно, то сегодня приятно, и для того всегда от своих дел и поступков отрекаются, что они сами не свои.
Регула 72
НЕРЕШИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКНерешительность хуже злого решения. Вода в стоянии больше, чем от течения портится. Много таких нерешительных людей, что без принуждения ничего не делают, а происходит сие не от тупости ума, [которой в себе остр и смел], но больше от природной их медлительности. Знание в размышлении полезного – есть примета великого разума, а это уже и того более, чтобы о каком деле твердое намерение получить. Кто ни в каком рассуждении не останавливается, тот рожден к великим чинам, поскольку острота понятия и твердость рассуждения облегчают знание и исполнение всяких дел такого острого ума, и все, что до рук его дойдет, то уже конечно им сделано будет. Один из сих премудрых целому свету закон предписал. Такие люди все смело делают, поскольку счастье их во всем охраняет.
Регула 73
НАЙТИ ИЗВИНЕНИЕЭто есть поспешная острота разумных людей, которые одним забавным словом из великого лабиринта выходят. Одна их приятная усмешка великих ссор избегает. Этим славнейший из генералов полагал основание своей славы. Слово эквивочное, [то есть такое, которое в двояком смысле и на обе стороны толковать можно], всякую противность приятно украшает. Никому ясно не открываться есть мудрость и наибольшая безопасность в свете.
Регула 74
НЕ БЫТЬ НЕПРИСТУПНЫМДикие звери бегают от человека, а трудный доступ есть прегрешение таких людей, у которых честь изменила нравы. Отбиванием народа никогда в кредит прийти невозможно. Каждый взору этих жестоких тигров страшится, а кто по несчастью своему до них какое дело имеет, тот к ним на аудиенцию, словно как на бой со львами идет, имея больше страха и трепета, чем предосторожности. Когда такие люди высоких чинов не имели, то ко всем ездили и всех приятно принимали, а получив знатные достоинства, ни на кого уже и не смотрят. Достоинство их требует благоприятности ко всем, а злонравие и гордость их от всех людей отвращает, и так для отмщения этой злобы, нужно их одних оставить, чтобы не имея обхождения с людьми, только безумнее были.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».