Так или иначе, ипохондрию можно определить как избыточно развитый эволюционный механизм выживания, направленный на спасение собственной жизни.
Глава 12
Причины ипохондрических переживаний
Избегание контакта с собой
То, что человеку с ипохондрией его самочувствие кажется главной проблемой, – зачастую является всего лишь вершиной айсберга, скрытая часть которого представляет собой внутренние противоречия, образовавшиеся в результате иррациональных верований, однако человек, как говорится, ищет не там, где потерял, а там, где светло. Действительно, довольно часто ипохондрические переживания выступают для человека способом отвлечения от более серьезных и менее осознаваемых внутренних проблем и внешних конфликтов, возникающих на фоне неудовлетворенных потребностей. Как замечает врач-психотерапевт Д. В. Ковпак, ипохондрия может временно помогать человеку не сталкиваться с внутренней пустотой и чувством неполноценности и избегать контакта с самим собой, ведь, переживая за свое здоровье, человек всегда как будто находится при деле: «Сейчас выздоровею и как начну жить!» В этом отношении человеку, страдающему ипохондрией, даже в ходе психотерапии может потребоваться определенное время для осознания этих более глубоких проблем и смещения фокуса внимания с симптомов на актуальные трудности, которые доселе игнорировались на фоне беспокойств о здоровье.
Компенсация неудовлетворенных потребностей
В этой связи справедливо замечание американского психотерапевта Р. Лихи: «Некоторые пациенты не могут распознать… что действительно не так с их жизнью и отношениями. Они сосредотачиваются на своих… симптомах, а не на межличностных конфликтах, с которыми сталкиваются. Быть озабоченным своими… ощущениями, нежели отношениями с другим человеком, может стать менее угрожающим». В то же время, как подчеркивает клинический психолог Н. А. Власов, отношения, выстраивающиеся вокруг ипохондрических переживаний человека, зачастую являются отражением более глубоких проблем в системе его межличностных взаимодействий. Кстати говоря, избыточное стремление к ведению здорового образа жизни тоже может быть не самым здоровым способом компенсации тех или иных не удовлетворяющихся потребностей или даже в некоторой степени болезненной зависимостью. С другой стороны, специалист по краткосрочной стратегической терапии А. Бартолетти замечает, что «идея о том, что существующий симптом всего лишь прикрывает более серьезную проблему, – один из самых ужасных психоаналитических стереотипов».
Избегание решения актуальных проблем
Тем не менее, практика показывает, что ипохондрия во многих случаях выполняет функцию избегания в самом широком смысле – избегания жизни и решения актуальных проблем. Действительно, довольно часто даже вынужденное переключение внимания с симптомов и ипохондрических страхов на более приятные или важные занятия может приводить к временному исчезновению беспокоящих человека симптомов. Как пишет поведенческий психотерапевт В. Г. Ромек, «иногда, уехав куда-нибудь в Таиланд на пару недель, человек оказывается захвачен новыми впечатлениями, именно там он начинает, наконец, жить счастливой жизнью, но процесс возвращения оказывается тем более болезненным».
Глава 13
Особенности мышления и поведения при ипохондрии
Особенности ипохондрического мышления
Как уже замечалось ранее, в основе различных «видов» тревоги можно обнаружить так называемый базовый страх. В случае с ипохондрией базовый страх может касаться собственной внезапной и скоропостижной смерти (прерывающей жизненные планы), невыносимых физических и моральных страданий (из-за прогрессирующих болезней), инвалидности, «невыносимой» неопределенности, страданий родных и близких (наблюдающих за «угасанием» человека), заключения в психиатрическую больницу и т. д. Непосредственно сама тревога по поводу здоровья вызывается назойливыми тревожными мыслями по типу «а что если?..», которые характеризуются гиперболизацией нежелательного негативного исхода в будущем (например, скоропостижная или мучительная смерть в результате болезни), затрагивают значимые для человека цели и ценности (здоровье и физическое благополучие) и ведут к избыточному (гиперконтролирующему) или, наоборот, избегающему поведению.
Особенности ипохондрического поведения
Действительно, навязчивые ипохондрические переживания очень часто воспринимаются как увеличивающие риски появления болезни, если быстро не погасить тревогу за счет выполнения «спасительных» защитных действий в виде, например, самостоятельного обследования тела, лихорадочного измерения пульса, давления и температуры, мысленного сканирования организма, поиска беспокоящих симптомов в интернете, частых медицинских обследований, настырных звонков своему лечащему или знакомому врачу и т. д. При этом человек с ипохондрией может искать заверений не только у врачей, но и у своих близких и знакомых («Как ты думаешь, это нормальное ощущение?», «У тебя такое было?», «Скажи, что у меня нет этой болезни!»), а сами поиски заверений могут быть скрытыми (скажем, «случайное» упоминание в разговоре с кем-либо пугающего симптома с последующим отслеживанием реакции собеседника). И наоборот, люди с избыточной тревогой о здоровье могут избегать, например, эмоционального стресса и физических нагрузок (чтобы не спугнуть «хрустальное» спокойствие и не навредить «рассыпающемуся на части» организму). Такие люди стремятся к недостижимому идеалу счастливой и спокойной жизни, частые сравнения себя с которым всякий раз оказываются болезненными, поскольку напоминают о несовершенстве собственного самочувствия, что запускает новую волну беспокойств и страданий.
Типичное поведение людей с ипохондрией
Если подробнее рассматривать варианты неадаптивного поведения человека с ипохондрическими переживаниями, можно выделить следующие непродуктивные стратегии, которые только подпитывают тревогу о здоровье:
• частые измерения пульса, давления, температуры, уровня кислорода в крови и т. д.;
• пристальное изучение кожи на наличие трещин, ссадин, родинок, пятен, шишечек и т. д.;
• ощупывание или разглядывание своего тела в зеркале с целью выявления отклонений;
• избыточная фокусировка на любых телесных ощущениях, особенно на необычных;
• мысленное сканирование своего организма на наличие симптомов и дискомфорта;
• выполнение физических упражнений с целью доказать работоспособность организма;
• частые звонки врачам, в скорую помощь и в различные медицинские организации;
• постоянное обсуждение симптомов и переживаний с родными, близкими и друзьями;
• мониторинг своих симптомов на медицинских сайтах и специфических форумах;
• прохождение экспресс-тестов и опросников для самодиагностики в интернете;
• частые навязчивые медицинские обследования и пересдачи одних и тех же анализов;
• обесценивание и дискредитация хороших результатов медицинских обследований;
• попытки получить от близких людей заверения в отсутствии заболеваний;
• отвержение заверений близких и даже врачей в отсутствии болезней и патологий;
• частая смена врачей вследствие неверия в их компетентность или порядочность;
• избегание обращений к врачам и любой информации, связанной со здоровьем и болезнями;
• избегание ежегодных или плановых профилактических медицинских осмотров;
• избегание мест, ассоциирующихся с болезнями и смертью (больница, кладбище и т. д.);
• избегание физической активности, занятий сексом, употребления кофеина и т. д.
Парадоксальное ипохондрическое восприятие
Многие люди с ипохондрией скорее предпочтут точное знание о том, что они заболеют чем-то серьезным, чем жизнь в «невыносимой» неопределенности и неизвестности. Интересно и, на первый взгляд, парадоксально, что люди с тревогой о здоровье часто достаточно спокойно реагируют на реальные медицинские проблемы, при выявлении которых их ипохондрические страхи нередко отходят на второй план – так больший (обоснованный и реалистичный) страх побеждает меньший (необоснованный и преувеличенный). Поэтому в действительности никакого особого парадокса здесь нет, ведь гипотетические проблемы со здоровьем решить невозможно (поскольку иначе требовалось бы достичь стопроцентных гарантий отсутствия любых болезней в будущем, что невозможно), в то время как реальными соматическими недугами человек вполне способен управлять. При этом стоит отметить, что признание имеющегося соматического заболевания вовсе не тождественно обреченному смирению перед лицом неизбежного трагического исхода. Неспроста Дж. Нардонэ и А. Бартолетти замечают, что «при любом течении болезни сохранять надежду, здоровую привязанность к жизни и поиск благополучия является важным терапевтическим фактором, который усиливает эффект действия препаратов даже в тяжелых случаях с неблагоприятным прогнозом».
Формула ипохондрии
Как и любая другая, тревога, вызванная ипохондрическими переживаниями, образуется вследствие преувеличения степени вероятности и серьезности негативных сценариев развития событий (в данном случае болезней), а также в результате недооценки внешних и внутренних ресурсов (способностей совладания с болезнью) и реальных признаков безопасности (в том числе признаков здоровья) (рис. 13).
Рис. 13. Формула ипохондрии
Перфекционизм здоровья
Следует отметить, что автоматически возникающие катастрофические мысли о наличии невыявленного опасного заболевания или возможности заболеть страшной болезнью в будущем являются следствием иррациональных представлений человека о том, что у него «никогда не должно быть неприятных телесных симптомов» и что его самочувствие «всегда должно быть идеальным» или, по крайней мере, «очень хорошим». Чем сильнее человек верит в эти иррациональные представления и перфекционистские стандарты здоровья, тем чаще он будет истолковывать нормальные физиологические проявления здорового функционирования организма (шишечки, пятнышки, родинки, головные боли, учащенное сердцебиение и т. д.) как аномальные события и признаки серьезной болезни и тем чаще будет «находить» у себя неизлечимые заболевания. Говоря иначе, чем выше и «идеальнее» у человека его собственная норма здоровья, тем чаще он будет катастрофизировать любые отклонения от этой завышенной нормы и воспринимать любое несовершенство в работе своего организма как свидетельство или предвестник опасного заболевания.
Утопические идеалы ортохондрии
Таким образом, люди с ипохондрическими переживаниями игнорируют тот факт, что здоровье абсолютно любого человека неидеально и что физиологические симптомы могут быть проявлением неидеального здоровья и, по сути, являться обычным явлением повседневной жизни. Поддерживая иррациональную идею о неизменности физического состояния своего организма, исходящую из механистического восприятия собственного тела, априори «не могущего» иметь никаких дискомфортных ощущений или даже болезней, человек неизбежно будет трактовать любые (даже функциональные) изменения в работе своего тела как катастрофу. Такого рода перфекционистские стандарты в отношении собственного самочувствия и утопические идеалы ортохондрии (абстрактных представлений о полном физическом безмолвии тела) выступают благодатной почвой для развития и поддержания ипохондрии. В этой связи весьма наглядна и уместна метафора Дж. Нардонэ и А. Бартолетти: «Ипохондрик… не принимает человеческую участь, которая нас всех объединяет. Он, словно современный Дон Кихот, воюющий со смертью и заболеваниями, с врагом невидимым, но явным и неизбежным, и в этой борьбе он подвергается… страданию из-за того, что еще (к счастью) не произошло».
Искаженные ипохондрические интерпретации
Варианты искаженных катастрофических интерпретаций соматических проявлений в случае с ипохондрией, речь о которых шла выше, представлены ниже (табл. 3).
Таблица 3
Искаженные ипохондрические интерпретации
Специфическая ипохондрическая логика
Наглядные отличия между логиками человека с избыточной тревогой о здоровье и человека без ипохондрических переживаний, сформулированные на основе материалов выступлений врача-психотерапевта Д. В. Ковпака, проиллюстрированы в приведенной ниже таблице (табл. 4).
Таблица 4
Отличия логик человека без ипохондрии и человека с ипохондрией
Иррациональные верования, поддерживающие ипохондрию
В основе автоматических ипохондрических мыслей (как и в основе любых дисфункциональных автоматических мыслей) лежат различные иррациональные верования – правила (убеждения, выражающиеся в форме долженствований), условные предположения (убеждения, выстроенные по формуле «если…, то…») и отношения (убеждения, раскрывающие определенную позицию человека), касающиеся вопросов здоровья и болезней. Примерами такого рода иррациональных верований могут служить следующие утверждения.
• «Я должен контролировать работу своего организма, а иначе могу пропустить болезнь».
• «Я должен постоянно проверять свои органы, чтобы убедиться, что все в порядке».
• «Я должен осматривать, ощупывать себя и прислушиваться к себе, а иначе заболею».
• «Я должен следить за симптомами, а иначе пропущу страшную болезнь, и будет поздно».
• «Я должен ответственно относиться к здоровью, а иначе произойдет непоправимое».
• «Я должен достичь гарантий в отношении отсутствия у себя возможных заболеваний».
• «Я должен точно знать, насколько вероятно появление этой болезни в моем случае».
• «Я должен знать все новости и разработки по поводу беспокоящей меня болезни».
• «Я ответствен только тогда, когда делаю все возможное для устранения сомнений».
• «Только полное обследование и развернутые анализы могут исключить заболевание».
• «Обследования будут точными только при наличии симптома во время обследования».
• «Если я буду часто обращаться к врачам, то сумею предотвратить опасную болезнь».
• «Если врач направляет меня на анализы и обследования, значит я точно чем-то болен».
• «Большинство врачей некомпетентны, поэтому пропускают серьезные заболевания».
• «Интернет – лучший способ для объяснения симптомов и диагностики заболеваний».
• «Сверка моих симптомов с симптомами болезней в интернете спасает мне жизнь».
• «Поиск симптомов в интернете убеждает меня в их безопасности и снижает тревогу».
• «Если я перестану сверять симптомы в интернете, то моя тревога будет бесконечной».
• «Если я перестану контролировать организм, тревога будет постоянно усиливаться».
• «Я должен всегда чувствовать себя идеально, и мое тело должно быть симметричным».
• «Любые необычные ощущения или изменения облика тела опасны для здоровья».
• «В здоровом организме не должно быть дискомфортных ощущений и симптомов».
• «Если у меня возникают необычные симптомы, значит я болен чем-то серьезным».
• «Если симптом не проходит после приема лекарств, значит у меня серьезная болезнь».
• «Я должен находить точные объяснения любых необычных ощущений в своем теле».
• «Я больше подвержен болезням, чем остальные, а мое здоровье слабее, чем у других».
• «Если я чем-то заболею, то не справлюсь с этим заболеванием или его последствиями».
• «Если я чем-то заболею, то не смогу вынести симптомы и проявления заболевания».
• «Если я чем-то заболею, то стану неинтересен окружающим, и все от меня откажутся».
• «Если я чем-то заболею, то стану обузой для своих близких, и это будет просто ужасно».
• «Если я заболею и умру, то попаду в ад и обреку себя на вечные посмертные мучения».
• «Если я умру, то мои близкие этого не переживут или будут страдать до конца жизни».
• «Если я умру, то никто даже не вспомнит обо мне и не будет сожалеть о моей смерти».
• «Если у меня возникают мысли о болезни и смерти, это предвестник скорой смерти».
• «Если у меня возникают мысли о болезни и смерти, я должен срочно что-то сделать».
• «Если я буду часто думать о болезни, то буду искушать судьбу и на самом деле заболею».
• «Если я буду часто думать о хорошем самочувствии или внешнем виде, то заболею».
• «Если я буду испытывать чрезмерную обиду, то обязательно заболею онкологией».
• «Если я буду избыточно тревожиться, то мое сердце не выдержит такой нагрузки».
• «Если я буду избыточно тревожиться, то мои сосуды лопнут от такого стресса».
• «Если я буду избыточно тревожиться, то сойду с ума и потеряю контроль над собой».
• «Если я буду избыточно тревожиться, то не смогу успокоиться, и тревога будет вечной».
• «Если я не буду беспокоиться о своем здоровье, то не распознаю болезнь вовремя».
• «Если я не буду беспокоиться о своем здоровье, то это значит, что я безответственный».
• «Если я не буду беспокоиться о здоровье, то буду эмоционально не готов к болезни» и др.
Три группы иррациональных верований при ипохондрии
Если обобщить все вышеприведенные примеры иррациональных верований, можно выделить три группы таких искаженных представлений по поводу здоровья и болезней:
• гиперответственность и гиперконтроль – иррациональные верования о необходимости нести ответственность за собственное здоровье и контролировать возможные заболевания;
• катастрофизация и низкая переносимость фрустрации – иррациональные верования о здоровье, «ужасности» и «невыносимости» проявлений болезней и «ужасности» смерти;
• магическое мышление и эмоциональная аргументация – иррациональные верования об опасности тревоги и ее негативном влиянии на физическое и психологическое здоровье.
Порочный круг негативной внутренней картины болезни
Говоря об особенностях мышления и поведения человека с ипохондрией, нельзя не обратить внимание на тот факт, что последний зачастую имеет во всех смыслах достаточно болезненное представление о себе, или, как сказали бы специалисты, внутреннюю картину болезни. Действительно, картина эта у человека, страдающего ипохондрией, часто оказывается очень мрачной, поскольку воспринимает он себя как больного, слабого и беспомощного. По причине таких негативных представлений о себе человек неизбежно воспроизводит соответствующее «болезненное» поведение, говоря иначе, ведет себя как тяжело больной человек. Следствием частого обращения к этим нездоровым стратегиям поведения является усугубление его и без того неидеального (вежливо говоря) эмоционального состояния, которое ведет лишь к усилению беспокоящих человека телесных симптомов, которые, в свою очередь, только подтверждают исходные негативные представления о себе. В результате человек может достаточно долгое время находиться в порочном круге негативной внутренней картины болезни (расстройства) (рис. 14).
Рис. 14. Порочный круг негативной внутренней картины болезни (расстройства)
Глава 14
Феномен поликлинического лабиринта
Бесконечный каскад обследований
Выставляя человеку псевдодиагноз соматоформного расстройства (или той же пресловутой вегетососудистой (нейроциркуляторной) дистонии, или дисфункции вегетативной нервной системы), врачи зачастую не объясняют пациенту, что на самом деле с ним происходит, или, что тоже случается, объясняют так красочно или заумно, что человеку становится только хуже. А из-за того, что избыточная тревога проявляется многогранно, множеством соматических симптомов, на которых и фиксируется человек, он начинает блуждать в поликлиническом лабиринте, переходя от одного врача к другому и тратя все больше денег, сил и времени на все новые и новые бессмысленные (и зачастую дорогостоящие) обследования, что, естественно, не приводит ни к обнаружению причин симптомов, ни к их исчезновению. Действительно, в силу того что при неизменно высоком уровне тревоги симптомы могут видоизменяться и «перескакивать» на другой орган, человек обращается к новым врачам (неврологам, кардиологам, эндокринологам, гастроэнтерологам), подозревая патологию в соответствующих органах и системах организма и не подозревая, что беспокоящие его симптомы имеют сугубо эмоциональную (психологическую), а не органическую природу. Таким образом, не получая однозначных сведений и заветных гарантий полного физического здоровья (и даже получая утешающие результаты анализов), человек продолжает настойчиво обследовать свой «многострадальный» и продолжающий «барахлить» организм.
Скитания по разным специалистам
Скитания человека по поликлиническому лабиринту затягиваются также из-за того, что каждый врач может полагать, что источник всех бед беспокоящегося за здоровье человека находится именно в подвластном его специализации органе, и видеть только телесный компонент эмоциональных расстройств, ошибочно узнавая в каждом человеке «своего» пациента. Бывает и обратная ситуация, когда врач действительно не знает, чем может быть полезен пациенту (поскольку по его медицинскому профилю человек абсолютно здоров), и «отфутболивает» его к другому специалисту, а тот, в свою очередь, – к третьему и так далее. Когда тот или иной врач не находит у человека ничего такого, что могло бы быть причиной его плохого самочувствия (или просто устает от назойливости ипохондрического пациента), и отправляет его к коллегам, человек продолжает блуждать по поликлиническому лабиринту, меняя специалистов под стать меняющимся симптомам. Слоняясь по коридорам поликлиник, больниц и платных медицинских центров в поисках «истины», человек попутно растревоживает себя мыслями о том, что врачи не направляли бы его к другим специалистам или на новые обследования, если бы были точно уверены в том, что он полностью здоров.
Поиск гарантий и определенности
Или же человек может думать о том, что его заболевание настолько серьезное и сложное, что врачи попросту скрывают от него настоящие результаты обследований из-за нежелания расстраивать его или в силу незнания того, как лечить эту «мутную» болезнь. Для избыточного пекущегося о своем здоровье человека все получается как в анекдоте с элементами черного юмора: «Вот как умрете, тогда и приходите!» Перемещаясь от специалиста к специалисту, сдавая одни анализы за другими, проводя все новые и новые (более углубленные и всесторонние) обследования и осуществляя иные виды медицинского «шопинга», человек стремится получить «окончательные» и «точные» сведения о своем полном физическом здоровье в настоящем или даже в будущем. Однако чем больше человек обращается за медицинскими заверениями в надежде все-таки достичь несуществующих гарантий и устранить неопределенность в сфере здоровья, тем, во‑первых, больше находит некритичных отклонений, по поводу которых начинает дополнительно переживать, тем, во‑вторых, больше получает противоречивой информации о своем здоровье, что также не добавляет спокойствия, и тем, в‑третьих, больше ложно убеждается в наличии у себя пока что невыявленной (или даже неизвестной медицине!) серьезной болезни, что только подпитывает его навязчивые ипохондрические сомнения.
Парадоксальная ипохондрическая логика
Так работает парадоксальная ипохондрическая логика: «Если какую-то болезнь нельзя подтвердить, значит, нельзя и исключить ее (скрытого) наличия!» Необходимо отметить, что избыточные медицинские обследования могут приводить не только к дополнительным переживаниям (когда у человека находят безвредное, но страшно звучащее отклонение), но и к ненужным медицинским интервенциям (когда это безвредное отклонение начинают лечить и даже оперировать, что может приводить к новым, более серьезным медицинским проблемам или напрасной трате сил и денег). Так или иначе, чем больше человек ищет медицинских заверений посредством сдачи различных анализов, обращения за «вторыми» («третьими», «четвертыми» и т. д.) мнениями врачей, прохождения многочисленных обследований и поиска причин симптомов в интернете, тем больше он утрачивает контакт с собственным организмом и тем больше перестает доверять своим физическим ощущениям. Иными словами, за счет поиска медицинских заверений человек неосознанно стремится убежать от своих симптомов в сферу рациональных объяснений и диагнозов, где нет места дискомфортным ощущениям. Также любопытно, что человек с психосоматическими симптомами зачастую демонстрирует двойственное отношение врачам и обследованиям: с одной стороны, он боится, что у него могут обнаружить какое-то неизлечимое заболевание, а с другой – стремится пройти как можно больше анализов и процедур.