4.6. Путешествия во времени
У Nike[33] 226 миллионов подписчиков в Instagram. Почти все Reels в аккаунте – это истории спортсменов. Знаменитости рассказывают о своем детстве и о победах и трудностях на пути к успеху.
Любая человеческая история – это путешествие во времени вместе с персонажем, особенно в формате видео.
Результаты использования продуктов относятся к этой же категории. Самая очевидная идея: «до и после». От вашей фантазии зависит, как вы обыграете результаты. Устроите многосерийное реалити-шоу или вовлечете зрителей снимать истории, запуская собственный челлендж.
Nike на своем канале приоткрывает завесу тайны новых технологий спортивной обуви и одежды в будущем.
Покажите, как менялся продукт, город, страна или чья-то жизнь из прошлого в настоящее. Пофантазируйте, как объект или явление может развиваться в будущем. Продемонстрируйте это.
Сеть спортивных залов Gymshark[34] иллюстрирует преображения своих клиентов. Не просто в формате «до и после». Они собирают в единый ролик месяцы или годы работы персонажа над своим телом.
Поделитесь хронологией важного события в жизни компании. СМИ любят показывать хронологии: подборки кадров с места происшествий в едином дайджесте. СМИ часто применяют этот прием для освещения последствия разрушений после стихийных бедствий.
4.7. Покажите таланты
Показывайте таланты и скиллы. В офисе – необычные умения работников. Среди потребителей – успехи клиентов. Запускайте челленджи, поощряйте фанатов.
Челленджи и показ талантов – основной формат сети спортивных залов Gymshark с 3,5-миллионным TikTok.
Компания выкладывает короткие видео со спортсменами, поднимающими тяжести и выполняющими сложные или необычные упражнения.
Некоторые образцы ловкости сопровождаются надписями «А вы так сможете?» или «Кто-нибудь любит это упражнение?».
Заслуживает внимания жанр дружеских соревнований. Три спортсменки держатся руками за перекладину, на экране появляется надпись «Кто продержится дольше». Сначала одна отпускает руки, затем другая соскальзывает. Третья объявляется победительницей. Такой формат с первых секунд вовлекает и заставляет смотреть до конца (хочется увидеть, кто победит).
Corey Funk[35] в Snapchat постит челленджи и трюки, иногда опасные, но привлекающие подписчиков, которых почти 350 тысяч. Ведущий с друзьями катается с самодельных горок, прыгает в озеро с трамплина на велосипеде, ныряет в водонапорную башню, дрифтует на машине. Хорошо, он хотя бы не советует все это повторять.
Самое популярное и страшное видео – прыжок девушки в воду с высоты. От удара о поверхность она явно потеряла сознание, но блогер сказал, что в тот день впервые спас чью-то жизнь. Это слегка утешает. Он и сам оказался в больнице после очередного трюка. Однако неприятности не отвратили любителей экстрима от ведения блога.
Модель и певица Арина Данилова[36] вернулась в VK, где у нее 300 тысяч друзей, после блокировок других соцсетей. Арина поет на 5 языках и вовлекает зрителей, предлагая ответить, какой язык они услышали первым в дуэте. Арина устраивает голосования среди подписчиков за собственное лучшее фото. Снимает в разных локациях, даже в метро, где людно и шумно.
Публика с древних времен любит цирк, фокусы и дрессированных собачек. Покажите ей шоу.
4.8. Рейтинги и подборки
Для СМИ рейтинги – популярный формат. А для брендов?
Не обязательно выдумывать рейтинги с участием вашего продукта. Сложно принимать решения о собственном расположении в рейтинге. Поставите себя на первое место – скажут, обманываете. Выберете второе или третье – тоже странно, мазохизм какой-то.
Пробуйте публиковать рейтинги по смежным сферам. Если вы продаете автомобили, то охватить целевых клиентов удастся через рейтинг автозаправок.
Канал СМИ Медиакорсеть[37], прошедший акселератор «Кроссплатформенная редакция», выпустил «Топ самых загрязненных водоемов в Башкирии», видео сняли на природе, что усилило погружение в тематику. В другом ролике ведущая искала плюсы отремонтированной уфимской набережной. А о минусах она пообещала рассказать в конце, мотивировав любопытных досмотреть до конца.
Если вам все же хочется выпустить рейтинг с собой на первом месте среди конкурентов – закажите коллаборацию у независимых криэйторов.
Подборки – другая неиссякаемая тема в жизни редакций СМИ. В любом непонятном случае пиши подборку. Столкнулись автомобили на перекрестке? Решение – подборка аварий на этом перекрестке за год.
Рассталась звездная пара? Размещаем подборку самых драматичных расставаний звездных пар. Чиновника поймали на взятке? Пишем о 5 крупнейших взятках в регионе.
MTV[38] в Snapchat выпускает подборки фактов о звездах. Например, о 10 селебрити, у которых недавно появилась новая татуировка. Канал предлагает обсудить звездные тату и выбрать, какая посетителю понравилась больше.
Урбанист Варламов[39] снял вполне бытовую подборку в своей квартире о вещах, которыми он никогда не пользовался: куча кнопок на стиральной машине – потому что он нажимает только одну, расческа – потому что кудри невозможно расчесать, второй носок – потому что он не может найти первый.
В коммерческой сфере группировки не менее популярны.
Кому как не модным брендам монтировать подборки? У них есть масса готового материала, отснятого на подиумах. Команда Gucci[40] очевидно берет записи модных показов и склеивает супердинамичные подборки из них.
Похоже, бэкстейдж фотосессий тоже становится материалом для коротких видео.
Подборки расширяют воронку для просеивания целевой аудитории корпораций и брендов. Если вы продаете детские товары, расскажите о 10 безопасных маршрутах для прогулки с ребенком в городе. Если вы юрист, поведайте о самых странных решениях судов или преступлений за последний месяц или год. Если вы производите автомобильные шины, грех не снять подборку лучших (или худших дорог) в стране.
Сеть магазинов Target креативит на стыке подборок и «до и после». На экране появляются две копии девушки, в одной и той же юбке. Над первой подписано “cutie” (милашка), над второй “baddie” (злодейка). Остальные предметы гардероба ритмично появляются на героинях в соответствии со стилем. Так магазин показывает универсальность модели юбки.
Канал «Старбакс»[41] предлагает подборки кофе на все случаи жизни. Например, 5 видов кофе с молоком меньше 150 калорий. В рубрике «Мой любимый кофе из “Старбакс”» обычные люди и селебрити делятся, какие напитки из сети кофеен они предпочитают и почему.
Подборки вовлекают, потому что наш мозг склонен к систематизации. Мы любим, когда разнородное объединяется в стройную систему. Таблица Менделеева, например, считается эталоном гениальности в области структурирования. По той же причине люди обожают определять свое место в мироустройстве через гороскопы, психоматрицы, виды темперамента и группу крови.
Вместе с тем рейтинги в сочетании с вовлекающей силой подборок обладают эффектом геймификации. Зритель не просто изучает перечень, объединенный по какому-то, пусть даже странному признаку. Он, как за соревнованием, следит за ранжированием.
Нелогично досмотреть рейтинг самых красивых пляжей с 10-го до 3-го места и свайпнуть, не увидев победителей рейтинга. Этим и хороши рейтинги. Интрига и эмоциональный накал ближе к концу не ослабевают, а усиливаются. В качестве бонуса посетители, согласные и несогласные с распределением мест в авторском топе, будут спорить в комментариях.
4.9. Отзывы, тесты и опросы
СМИ опрашивают людей на улицах об общественных проблемах, очевидцев – о происшествиях, а экспертов – по темам узкой специализации. Коммерческие компании собирают с лояльных клиентов отзывы. Не забывайте брать юридическое разрешение на использование записей людей в рекламе. Наиболее яркие фрагменты превращаются в видосы для соцсетей.
Клиенты Cult Beauty[42] (бренд косметики) делятся своими историями на канале компании. Отзывы даются в виде ответа на необычный вопрос. Например: «Расскажите историю ухода за кожей, за которую вам стыдно больше всего». Такой подход удерживает зрителя в первые секунды, интригует: как может быть стыдно за уход за кожей?! Видео досматривают – хочется узнать развязку живого эмоционального рассказа.
Бренд нижнего белья Lounge[43] публикует трогательные истории клиентов. В одной из них плюс-сайз модель начинает повествование с: «Я реально готова сейчас расплакаться». Как не вовлечься в такую искренность?
Необычный способ подачи клиентского опыта – тесты. Бренд посуды Le Creuset играет с подписчиками: «Как вас характеризуют ваши покупки в Le Creuset?». Ведущая демонстрирует комплекты посуды и отмечает, какие типы личностей их приобретают.
Формат тестов хорошо раскручивается на желании самоопределения, отношения себя к группе. Работает тот же механизм, который подталкивает проходить психологические тесты. Большинству захочется досмотреть и определить, к какой категории тестирующие отнесли его и согласен ли он с этим.
4.10. События из календаря
Каждый день у кого-то праздник, если верить календарю. Конечно, не стоит скатываться до ежедневных поздравительных речей. Но можно обыграть тематику праздника с продуктом или новостями дня.
В момент написания этой главы шел месяц Рамадан. Модный бренд Asos выпустил креатив со скромной, но стильной одеждой для мусульман для ношения в период поста. Ребята охватили массив зрителей, исповедующих ислам. Они не просто продемонстрировали уважение к их традициям, но и уместно предложили свои продукты.
Бренд нижнего белья Lounge в своем TikTok выпустил милый пост с чашкой кофе и указал, сколько дней осталось до лета. Обратный отсчет до праздника – эффективный прием. А лето – чем не праздник?
«Старбакс» к рождеству подготовил историю «Как повторно использовать стаканы из-под кофе». Ведущая делится лайфхаками, как из рождественских стаканов смастерить чудесные украшения для дома.
Если относиться к видеоконтенту как к непрекращающемуся шоу, нужно эксплуатировать любые подхоящие праздники. Полезно для канала создавать собственные события. Любой день может стать особенным. И это работает не только на позитивных эмоциях. Используйте негативные явления, но с осторожностью и тактом. Чтоб не ранить ничьи чувства.
4.11. Реакции
Однажды я запускала челлендж о недопустимости съемки за рулем. Поводом выступило видео уважаемого мной автора. Пришлось фоном пустить его ролик и изложить суть челленджа. Кстати, кое-кто из блогеров на автомобиле начал парковаться ради съемки, если идея пришла во время вождения.
Если кто-то из селебрити ярко высказался или повел себя как-то необычно или недопустимо – сделайте реакцию. Прокомментируйте, согласитесь, опровергните или раскритикуйте. Наверняка селебрити ведет свой блог. Запишите реакцию в том же сервисе, где он есть, а потом распространите на остальные свои площадки.
В Zen «Новых Известий»[44] ведущая эксплуатировала эмоциональный образ плачущей в сторисе девушки, как повод рассказать о замене, придуманной для заблокированного в России Instagram (Русграм, которым никто не пользуется).
Реагируйте на комментарии. Отмечайте, какие вопросы чаще задают, чем обеспокоены зрители. Креативьте по этим темам. Из комментариев можно не только собрать контент-план, но и найти неплохую фактуру и тезисы для сценариев.
Как-то раз я выложила креатив, где назвала «кринжем дня» ролики депутата Федота Тумусова[45] и мэра Вологды Сергея Воропанова[46]. Политики поучаствовали в челлендже с маской Грув Стрит. Комментаторы меня захейтили. Они объяснили: это вовсе не кринж, политики молодцы, а видосы – годные. Пришлось записать видеоответ, чтобы заявить, что кринж дня – это я. Я неточно употребила слово «кринж». Получилось глупо, но поучительно.
У Siberian Teacher чуть ли не каждый второй ролик – это ответ на комментарии. Ведущая возмущена: «Почему вы, зрители, не оставляете тему про астрономию и продолжаете задавать вопросы, в то время как на канале есть более интересные темы, например проблемы секуального характера между Марией-Антуанеттой и ее муженьком?»
В ответ на «Где продолжение? Обожаю ваш канал (100 500 сердечек)» блогерка выдает вторую часть видео про китайские опиумные войны. И делает предположения о том, можно ли было спасти последнего русского императора от кровавого расстрела в ответ на комментарий о Николае II.
В условиях общественного запроса на новую искренность реакции и общение с аудиторией должны стать любимыми источниками идей для криэйтора.
4.12. Советы
Дайте советы зрителям в меняющихся условиях. Если, конечно, вы эксперт в теме. Хотя сегодня у нас все – эксперты по любой острой теме.
Курс валют штормит. Что делать? Куда вкладывать? Продавать или покупать? Как всегда внезапно наступила зима – как это повлияет на бизнес? Подорожал бензин: чем вы можете помочь пострадавшим от этого? Принят новый закон: чем это выгодно вашим фоловерам?
После того, как TikTok запретил постинг россиянам, тот же TikTok мгновенно заполнился лайфхаками: «Публиковать все еще можно: вот инструкция».
«Новая газета»[47], как запрещенное в России СМИ, признанное иностранным агентом, начала давать советы подписчикам: «Что делать, если полиция пытается проверить ваш телефон?».
Сразу после начала военной операции на Украине в городских пабликах российских регионов начали появляться посты с картами бомбоубежищ. Продукт оказался востребованным.
Из-за блокировки Instagram и экономических потрясений в стране тематические паблики росли: как видео, так и текстовые. Я подписалась на телеграм-чат с экономическими обзорами, где было 500 человек, а через пару недель стало 5 000. Telegram – не рекомендательная система, подписчиков привлечь в нем сложнее. Но контент оказался своевременным, и аудитория выросла в 10 раз за считаные дни.
Советы и лайфхаки по профильной теме расширяют воронку ЦА для брендов узкой направленности. Салон красоты может рассказывать об уходе за собой, питании и здоровье. Страховая компания – дать лайфхаки по безопасности при работе на кухне.
Адвокат Майк Манделл[48], называющий себя юристом номер 1 в соцсетях, генерирует универсальный контент. Юридический ликбез по законам США доступным языком. За счет просторы, юмора и широты тематики адвокат сумел заработать 6 млн фоловеров. Наверняка многие из них конвертируются в клиентов.
Особенно хороши советы на злободневные темы. Разузнайте, о чем беспокоится ваша аудитория. Изучите статистику (wordstat и google.trends). Читайте комментарии, делайте выводы: о чем чаще и обстоятельнее дискутируют люди.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Организация, запрещенная на территории РФ.
2
Внесен Минюстом в список иноагентов. https://www.youtube.com/c/vdud
3
https://www.instagram.com/omsk__55/reels
https://www.tiktok.com/@gorodomsk55
https://vk.com/clips/news_gorod55
https://zen.yandex.ru/gorod55.ru
https://www.youtube.com/watch?v=MI872pTOTDo&list=UUSHutipR6mPB2f0Vcqmzh05uw
4
https://www.tiktok.com/@olga_efrem
5
https://www.tiktok.com/@khaby.lame
6
https://www.tiktok.com/@leo_veles
https://www.instagram.com/leo_veles
7
https://www.youtube.com/channel/UCNeeUAMyWLQ-o30iPAc5B0g
8
https://www.tiktok.com/@alex_tabak
https://m.vk.com/id11595686?recs=1
https://www.instagram.com/alex_tabachkova
9
https://www.snapchat.com/add/lizaaliz202282
https://www.youtube.com/c/Лиза Анохина
https://www.tiktok.com/@anokhinalz
https://vk.com/anokhina.liza
10
https://www.tiktok.com/@happikishow
https://www.youtube.com/channel/UCMiRVWikc6vZ3Gqtdg7VfNg
11
https://www.tiktok.com/@vikk.try
12
https://www.instagram.com/normani
13
https://www.youtube.com/c/iamcardib
14
https://www.instagram.com/chloebailey
15
https://www.tiktok.com/@emilymariko
16
https://www.instagram.com/jamiejukesuk
17
https://www.tiktok.com/@ssmaaaryy
18
https://www.instagram.com/yangge
https://www.youtube.com/channel/UC5DaKT07cNtiDLHERa0P3kg
https://www.tiktok.com/@yanggemadeinchina
https://t.me/yanggemadeinchina
19
https://www.tiktok.com/@golyakov_
https://t.me/mtnasvyazi
20
https://www.tiktok.com/@sonyakisa8
21
https://www.instagram.com/biryukova__official/?hl=ru
https://vk.com/vbiryukova98
https://www.tiktok.com/@biryukova98
22
https://www.tiktok.com/@hawronya
https://instagram.com/hawrosha_girl
23
https://www.tiktok.com/@cnn
24
https://www.tiktok.com/@target
25
https://story.snapchat.com/p/b0734e4d-7e13-4803-b819-bd6545cea800
https://www.tiktok.com/@mashable
http://instagram.com/Mashable
https://www.youtube.com/user/mashable
26
https://www.tiktok.com/@vovabless
https://t.me/easyinvesthub
https://www.youtube.com/watch?v=qeSjpJGJQpM
27
https://www.instagram.com/siberianteacher
https://www.tiktok.com/@siberian_teacher
28
https://www.tiktok.com/@gavrilinaa
https://t.me/Gavril1nna
29
https://vk.com/asos
https://www.tiktok.com/@asos
30
https://www.tiktok.com/@ryanair
https://twitter.com/Ryanair
https://www.instagram.com/ryanair
31
https://www.tiktok.com/@theoreoofficial
https://www.youtube.com/oreo
https://www.instagram.com/oreo
32
https://www.instagram.com/lecreuset
https://www.tiktok.com/@lecreuset
https://www.youtube.com/channel/UC8XQASLdAywtn3Sdt4fdMiw
33
https://www.instagram.com/nike
https://www.youtube.com/user/NIKE
https://www.tiktok.com/@nike
https://vk.com/nike
34
https://www.tiktok.com/@gymshark
https://www.instagram.com/gymshark
https://forbusiness.snapchat.com/inspiration/gymshark
35
https://www.snapchat.com/add/coreyfunk
36
https://vk.com/id230302965
37
https://zen.yandex.ru/mkset.ru
https://youtube.com/channel/UCFqiaLyPLdtAYbvK01wNaLQ
https://vk.com/clips/mksetru
https://instagram.com/ufa_news24
https://l.likee.video/p/8c1b1y
38
https://www.snapchat.com/add/mtv
https://vk.com/mtvru
39
https://www.youtube.com/c/ivarlamov
https://www.tiktok.com/@ivarlamov
40
https://www.tiktok.com/@gucci
https://www.snapchat.com/add/gucci
41
https://www.snapchat.com/add/starbucks
https://www.tiktok.com/@starbucks
42
https://www.tiktok.com/@cultbeauty
https://www.instagram.com/cultbeauty
43
https://forbusiness.snapchat.com/inspiration/lounge-underwear
https://www.tiktok.com/@lounge
44
https://zen.yandex.ru/newizv.ru
45
https://www.instagram.com/fedot_tumusov
https://www.tiktok.com/@fedot_tumusov
46
https://vk.com/sergeyvoropanov
https://www.tiktok.com/@sergeyvoropanov
47
https://www.tiktok.com/@novayagazeta
https://t.me/novaya_europe
48
https://www.instagram.com/lawbymike
https://www.tiktok.com/@lawbymike
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги