Если диагноз ясен и причины симптомов поняты как психосоматические, это не значит, что можно махнуть на недуг рукой. Во-первых, болит-то по-настоящему. И симптомы портят существование, ограничивают вас или просто мешают наслаждаться жизнью. Во-вторых, боли психологического происхождения запускают в организме определенный механизм, который в будущем может привести к образованию психосоматических заболеваний, сопровождающихся настоящими соматическими симптомами – как, например, гастрит, вызванный психологическими причинами, может перерасти во вполне органическую язву.
История № 9. Хотела изменить мужу – появился герпес на половых губах
Психосоматика проникает и в интимную жизнь. Вот классический пример, описанный в книге «Психосоматическая медицина» (авторы В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад).
«Пациентка, физически крепкая жизнерадостная женщина 33 лет, много лет лечится по поводу множества соматических жалоб (затрудненное дыхание, тяжесть в животе, тахикардия, боль в разных частях тела) у врачей общей практики и специалистов. При обследовании в психосоматической клинике установлено, что ее жалобы находятся в прямой зависимости и внутренней связи с не удовлетворяющей ее семейной ситуацией.
Она родилась в маленьком городе первым ребенком в семье торговца, была привязана к отцу, выросла в атмосфере торговой жизни и в 18 лет должна была выйти замуж за рабочего примерно ее возраста, поскольку забеременела. Пациентка все еще находится под влиянием своих властных родителей, работает в свободное время по дому, не получая за это никакой платы. Своего мужа она считает слабым и скучным.
В процессе групповой терапии удалось переработать и отчасти смягчить ее конфликт между собственными желаниями и совестью, воплощением которого вначале выступал отец, а затем и терапевт. Дело в том, что она заново переживала свою девичью привязанность к обожавшему ее, но теперь женатому мужчине из ее родного города. Не поставив в известность ни родителей, ни мужа, она встретилась с ним однажды и под его нажимом согласилась поехать с ним в конце недели в путешествие с ночевкой в отеле. Во время групповой терапии у нее возникло резкое возбуждение с отказом от контакта с другими пациентами. На следующем сеансе она рассказала о своем запланированном, но не совершенном „ложном шаге“. В ту субботу на ее половых губах появились многочисленные покраснения и пузырьки, которые не позволили вступить в интимную связь, которой она так хотела, но в то же время опасалась.
В типичной конфликтной ситуации часто отмечаются чувство вины, которое возникает из-за конфликта в сексуальной сфере, и страх загрязнения, но могут быть и конфликты иного рода. Люди, склонные к рецидивам простого герпеса, часто имеют и другие психосоматические или невротические синдромы».
История № 10. «Нервный запор» как реакция на равнодушие мужа
«Одна больная несколько дней наблюдалась в клинике внутренних болезней и вышла оттуда с диагнозом „нервный запор“, – пишет в своей книге „Психосоматическая медицина“ Франц Александер (1891–1964), один из ведущих американских психоаналитиков своего времени. – В процессе психоанализа обнаружилась следующая ситуация.
Больная выходила замуж, ожидая большой любви и нежности, но ее муж был художником, чьим основным интересом была работа. Он совершенно не видел эмоциональных потребностей молодой женщины и после женитьбы так же продолжал вести существование наподобие холостяцкого. Молодая жена сильно и сознательно хотела ребенка, но муж отказывал ей в этом по финансовым соображениям, а также потому, что он желал полностью посвятить себя искусству.
Долгое время психоаналитику не удавалось найти никакого подходящего ключа к симптому пациентки, хотя казалось очевидным, что это как-то связано с эмоциональной реакцией женщины на поведение ее мужа. Чтобы получить личное впечатление от ее мужа, психотерапевт пригласил его на интервью. Беседа с мужем подтвердила описание пациентки. Он выглядел как человек, вызывающий интерес, но полностью сосредоточенный на себе, наивный и неискушенный в тонкостях женской психики. Он не мог понять утверждение терапевта о том, что пациентка в сущности не удовлетворена своим браком, хотя сама она не хотела осознавать это и вытесняла свою неудовлетворенность. Она жила с иллюзией счастливого брака и никогда не выражала каких-либо непосредственных жалоб по отношению к своему мужу. Когда она говорила что-либо, звучащее как обвинение в адрес мужа, она делала это шутливым тоном, как если бы это был пустяк, не заслуживающий внимания.
Для того чтобы объяснить мужу, насколько не хватает его жене внимания, психотерапевт использовал пример, с помощью которого пациентка описывала терапевту свою супружескую жизнь: что с первого дня брака муж не давал ей ничего, что можно было бы расценить как знак внимания, – цветы или еще что-нибудь. Интервью произвело глубокое впечатление на мужа, и он покинул кабинет с сознанием вины. На следующий день пациентка сообщила, что первый раз за два года у нее была спонтанная дефекация до момента применения клизмы. И без всякой видимой связи она рассказала, что ее муж принес ей чудесный букет цветов первый раз за все время их супружеской жизни. Катарсическое воздействие этих цветов было удивительным и дало нам первый ключ к пониманию симптома.
Эта женщина использовала инфантильный способ выражения злости по отношению к мужу в качестве ответа на его безразличное поведение. Запор пациентки выражал инфантильную реакцию, которую она не позволяла себе выразить открыто. Таким скрытым и инфантильным способом она выражала свое негодование против равнодушной установки ее мужа. В самом деле, как только ее муж проявил щедрость, она тоже стала щедрой и оставила свое упрямство, то есть свой запор, начавшийся через две недели после свадьбы.
Дальнейший психоанализ подтвердил, что на это раннее инфантильное ядро злости была наложена другая мотивация – а именно желание забеременеть. Запор являлся реакцией на отказ мужа иметь ребенка. Основой этой реакции была бессознательная идентификация ребенка с экскрементом. Пациентка пришла к этому пониманию после сравнительно короткой психоаналитической терапии. Она могла больше не обманывать себя относительно своей глубокой неудовлетворенности поведением мужа, но после того, как она осознала свое негодование, у нее больше не было необходимости выражать его таким скрытым способом. Теперь она стала осознавать свою семейную проблему. После того, как психоанализ завершился, запора больше не было. И то, что через несколько лет после терапии пациентка родила ребенка, возможно, случилось благодаря прочности этого психотерапевтического успеха.
…В дальнейшем было обнаружено, что пациенты, страдающие от депрессии, также подвержены запорам. Эта корреляция вероятна, если учесть эмоциональные установки этих пациентов. Они чувствуют себя отвергнутыми и не имеют каких-либо ожиданий от окружающих. Отсюда тенденция к удерживанию своего „имущества“ в наиболее примитивной форме – кишечного содержимого».
История № 11. Поверил в психологическую установку – и умер
Есть ситуации психологического стресса. Например, Александр М. обратился к врачу с жалобами на боли в области сердца. Доктор осмотрел его и сделал заключение о хорошем состоянии здоровья пациента. А., провожая посетителя, решил его еще ободрить такими словами: «Раньше меня вы не умрете».
Но пациент это замечание принял за чистую монету, и тайно следил за жизнью врача, всегда интересуясь его самочувствием. И вдруг случилось несчастье: доктор погибает в автокатастрофе. И Александр М., узнав об этом, умирает – от ужаса у него остановилось сердце.
Этот трагический случай еще раз подтверждает связь наших мыслей с телом.
История № 12. Путешествие души на тот свет на разведку
А теперь немного о грустном – о видениях людей в момент клинической смерти. Как ни странно, это тоже связано с психосоматикой: умирающее тело шлет сигналы своему мозгу/душе посмотреть, что творится на том свете, вроде как на разведку. И если «все устраивает» (больной чувствует облегчение, радость, покой), тогда и тело готово уйти в мир иной.
Давайте узнаем о путешествиях нашей души.
В старом фильме «Коматозники» в главной роли с Джулией Робертс студенты-медики решили испытать на себе состояние клинической смерти. Один за другим молодые врачи отправлялись в непредсказуемое путешествие по ту сторону жизни. Результаты оказались ошеломляющими: коматозники встретили ТАМ людей, которых они когда-то обидели! (Об актуальной теме «Обиды» при психосоматических расстройствах мы поговорим в последующих главах.)
Что же происходит за те 5–6 минут, пока реаниматоры возвращают умирающего из небытия?.. Действительно ли за тонкой гранью жизни находится загробный мир или это «фокусничает» мозг?.. Серьезные исследования ученые начали в 1970-х годах – именно тогда вышла в свет нашумевшая книга известного американского психолога Раймонда Моуди «Жизнь после жизни». За прошедшие десятилетия им удалось сделать много интересных открытий. На конференции «Клиническая смерть: современные исследования», прошедшей в Мельбурне, медики, философы, психологи и религиоведы подводили итоги изучения этого феномена.
Раймонд Моуди считал, что для процесса «ощущения внетелесного существования» характерны следующие стадии:
• остановка всех физиологических функций организма (причем умирающий еще успевает услышать слова врача, констатирующего летальный исход);
• нарастающие неприятные шумы;
• умирающий «выходит из тела» и с большой скоростью несется по тоннелю, в конце которого виден свет;
• перед ним проходит вся его жизнь;
• он встречает умерших родственников и друзей.
Те, кто «возвращается с того света», отмечают странную раздвоенность сознания: они знают обо всем, что происходит вокруг них в момент «смерти», но при этом не могут вступить в контакт с живыми – теми, кто находится рядом. Самое удивительное, что даже слепые от рождения люди в состоянии клинической смерти часто видят яркий свет. Это доказал опрос более 200 незрячих женщин и мужчин, который провел доктор Кеннет Ринг из США.
Почему так происходит? Ученые, похоже, нашли объяснения загадочным видениям, которые посещают человека в последние секунды жизни.
1. Объяснение фантастическое. Психолог Пайэлл Уотсон считает, что он разгадал загадку. По его мнению, когда мы умираем, то вспоминаем свое рождение! Впервые мы знакомимся со смертью в момент страшного путешествия, которое совершает каждый из нас, преодолевая десятисантиметровый родовой путь, считает он.
– Мы никогда, наверное, точно не узнаем, что происходит в этот момент в сознании ребенка, – говорит Уотсон, – но, вероятно, его ощущения напоминают разные стадии умирания. Не являются ли в таком случае предсмертные видения трансформированным переживанием родовой травмы, естественно, с наложением накопленного житейского и мистического опыта?
2. Объяснение утилитарное. Российский врач-реаниматолог Николай Губин объясняет появление тоннеля проявлением токсического психоза.
– Это в чем-то схоже со сном, а в чем-то с галлюцинацией (например, когда человек вдруг начинает видеть себя со стороны). Дело в том, что в момент умирания части зрительной доли коры больших полушарий мозга уже страдают от кислородного голодания, а полюса обеих затылочных долей, имеющие двойное кровоснабжение, продолжают еще функционировать. В результате поле зрения резко сужается и остается лишь узкая полоса, обеспечивающая центральное, «трубное» зрение.
Почему перед глазами некоторых умирающих проносятся картины всей прожитой жизни?.. И на этот вопрос есть ответ. Процесс умирания начинается с более новых структур мозга, а заканчивается более старыми. Восстановление этих функций при оживлении протекает в обратном порядке: сначала оживают более «древние» участки коры головного мозга, а затем уже – новые. Поэтому в процессе возвращения к жизни человека в его памяти в первую очередь всплывают наиболее стойко запечатлевшиеся «картинки».
Как описывают писатели ощущения во время смерти?
Случай, произошедший с Арсением Тарковским, описан в одном из его рассказов.
Это было в январе 1944 года после ампутации ноги, когда писатель погибал от гангрены во фронтовом госпитале. Он лежал в маленькой, тесной палате с очень низким потолком. Лампочка, висевшая над кроватью, выключателя не имела, и приходилось вывинчивать ее рукой. Однажды, выкручивая ее, Тарковский почувствовал, что его душа спиралеобразно вывинтилась из тела, подобно лампочке из патрона. Удивленный, он взглянул вниз и увидел свое тело. Оно было совершенно недвижимо, как у человека, спящего мертвецким сном. Затем ему почему-то захотелось посмотреть, что делается в соседней палате. Он стал медленно «просачиваться» сквозь стену и в какой-то момент почувствовал, что еще немного – и он уже никогда не сможет вернуться в свое тело. Это его испугало. Он снова завис над кроватью и каким-то странным усилием скользнул в свое тело, как в лодку.
В произведении Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» писатель потрясающе описал феномен клинической смерти: «Вдруг какая-то сила толкнула его в грудь, в бок, еще сильнее сдавило ему дыхание, он провалился в дыру, и там, в конце дыры, засветилось что-то. С ним сделалось то, что бывало с ним в вагоне железной дороги, когда думаешь, что едешь вперед, а едешь назад, и вдруг узнаешь настоящее направление… В это самое время Иван Ильич провалился, увидал свет, и ему открылось, что жизнь его была не то, что надо, но что это еще можно поправить… Жалко их (родных. – Ред.), надо сделать, чтобы им не больно было. Избавить их и самому избавиться от их страданий. “Как хорошо и как просто”, – подумал он… Он искал своего привычного страха смерти и не находил его… Вместо смерти был свет».
…Исследование, проведенное Национальным институтом неврологии, в котором принимали участие 9 крупных клиник, показало: из более 500 «возвращенцев» всего лишь 1 % могли ясно припомнить, что они видели. По мнению ученых, 30–40 % больных, живописующих свои путешествия по загробному миру, – это люди с неустойчивой психикой, страдающие психосоматическими расстройствами.
* * *Казалось бы, связь души и тела очевидна. Однако в наше время психосоматика на медицинских факультетах преподается факультативно – как необязательная дисциплина. И специалистов в этой области не так много.
А ведь еще в древние времена ни один эскулап не сомневался в том, что мысль материальна.
Глава II. Врачи прошлого об этом давно знали
Человек как единое существо: Платон, Сократ, йоги и калокагатия
Что же такое мысль? Мы не можем представить, как она выглядит, не ощущаем ее ни одним из органов чувств. Но некоторые исследователи наделяют ее невероятной властью. Столетиями люди слагали мифы о тех, кто способен был перемещать предметы силой мысли или угадывать намерения других людей. Долгое время эти идеи не признавались наукой, принимались за нечто мистическое.
Сегодня мысль – объект пристального внимания ученых.
Так, например, изучая мышление, ученые пришли к удивительному выводу. Оказывается, стоит только подумать о каком-либо действии, мы заставляем мозг работать, а мышцы напрягаются так, как если бы мы реально его выполняли. Этот секрет наши предки знали еще в глубокой древности. В те далекие времена целители воспринимали человека целостно, не отрывая друг от друга психические и соматические расстройства, а лишь учитывая, какие из них у данного больного выражены больше.
Достоверно известно, что в медицине таких древних стран, как Китай, Индия и Греция, врачи всегда опирались на принцип взаимовлияния телесного и психического. И первым шагом в направлении появления области знаний под названием «психосоматика» была калокагатия.
В Древней Греции идеалы красоты и морали переплетались очень тесно. Речь идет об особом слиянии этического и эстетического. Это соединение красоты и добра, блага.
Вот как этот термин объясняется в «Кратком словаре по эстетике»: «Калокагатия (от древнегреческого kalos – прекрасный и agathos – хороший, нравственно совершенный) – непереводимый термин античной эстетики, обозначающий гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека. Калокагатия является одним из центральных понятий античной эстетики на всех главнейших социально-исторических ступенях ее развития.
Первое упоминание о калокагатии содержится в материалах, относящихся к так называемым семи мудрецам. Солон рекомендует хранить калокагатию – „права вернее клятвы“. Биант же подразумевает под калокагатией внешний вид человека в зеркале, который должен указывать ему на его моральные качества. Пифагорейцы понимали калокагатию как внешнее поведение человека, определяемое его внутренними качествами. В дальнейшем в связи с социальной дифференциацией в античном обществе это общее значение термина калокагатии уточняется и получает разный смысл. Аристократическое понимание калокагатии содержится у Геродота в связи с греческими традициями. У Платона связана с воинскими доблестями, „природными“ качествами или с родовыми особенностями, и др. Позднее термин калокагатия стали применять для обозначения хороших, практичных и расчетливых хозяев.
В конце V века до н. э. в связи с появлением софистики термин употреблялся для обозначения учености и образованности. В этом смысле он применялся не только к софистам, а вообще к людям высокой культуры. Ксенофонт, Платон и Аристотель понимали калокагатию философски. Она выступала у них как некоторого рода гармония внутреннего и внешнего, причем под внутренним понималась мудрость, достижение которой приводило человека к калокагатии. Ксенофонт считал Сократа идеалом гармонического благородства. Причем эту калокагатию он отличал от просто добрых поступков, от добродетели и красоты, так что она являлась чем-то единым и неразделимым. Платон трактовал калокагатию как особого рода соразмерность, а именно как гармонию души и тела. В других случаях Платон связывал калокагатию со счастьем, разумностью, свободной убежденностью, которая не нуждается во внешних законах и заключается в естественном умении правильно пользоваться жизненными благами.
Аристотель при выяснении калокагатии исходил из чувственных и естественных благ (богатство, здоровье и др.), трактуя их как калокагатию. Это есть цельность человеческой личности и величие души. Она свойственна всем людям, но только в разной степени. Дальнейшее развитие индивидуализма и психологизма, происходящее в эпоху эллинизма, привело к тому, что калокагатия стала трактоваться не как нечто природное и естественное, но как результат моральных упражнений и тренировки».
Слово «калокагатия» упоминается и в диалоге «Пир» в отношении тех замечательных людей, которым предназначены речи Сократа. Это также идеал античного воспитания, задача которого – сформировать добродетельную личность. В понятии есть социальный подтекст, ведь калокаготийный человек воплощает волю общества и служит примером для других, представляя собой идеального жителя полиса.
Речь тут идет о красоте бестелесной души в соответствии с платоновским учением о Благе: чем более возвышенными являются помыслы и устремления, тем человек ближе к абсолютному Благу (ближе всех, конечно, философы).
Однако трактовать калокагатию в сугубо бестелесном смысле было бы неверно. Греки придавали огромное значение физической красоте и культуре тела. При этом красивое тело для них – это не просто повод восхититься кубиками пресса у юноши в гимнастике. Это показатель того, насколько культурен и высокоразвит человек в целом. Предполагалось, что идеальный субъект должен быть гармонично развитым и целостным, а строгое разделение на «тело» и «душу», отравлявшее жизнь средневековым людям, было грекам чуждо.
В диалоге Платона «Тимей» высшая добродетель трактуется через соразмерность тела и души: «Между тем все доброе, без сомнения, прекрасно, а прекрасное не может быть чуждо меры. Значит, приходится признать, что и живое существо, долженствующее оказаться прекрасным, соразмерно».
Могучая и великая душа не может «восседать на колеснице слабого и хилого тела», потому-то такой человек не будет прекрасным в целом. Так что «Тимей» велит тем, кто занимается, например, математикой, не пренебрегать гимнастикой, а спортсменам советует музыку и философию. Только тогда человек станет не только прекрасным, но и добрым, – заключает Платон.
И вот еще несколько примеров, которые приводит в своей книге врач-психотерапевт Геннадий Старшенбаум «Психосоматика и психотерапия»:
«В Древней Греции во времена Сократа и Платона (V–IV века до н. э.) психогенные нарушения телесных функций объединяли термином „истерия“ (от греческого hystera – матка), связывая их с „бешенством матки“, поскольку они наблюдались в основном у незамужних женщин; им рекомендовалось вступление в брак.
В „Диалогах“ Платона его учитель Сократ говорит юноше, жалующемуся на головную боль, что для исцеления тела должно лечить и душу, ибо любое зло и любое благо для тела исходит из души, а врачевать душу следует „добрыми речами“. В „Хармидах“ Платон выступает против того, что есть врачи для тела и врачи для души, поскольку одно неотделимо от другого. Там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой.
В Индии с незапамятных времен существует практика йоги, открывающая фантастические возможности саморегуляции человека. Чтобы стать учеником йога, мальчик должен сдать вступительный экзамен. В холодную зимнюю ночь его сажают на берегу реки, раздевают, мочат в студеной воде простыню и окутывают голого. Он должен внушать себе, что ему жарко, пока простыня на нем не высохнет. И так три раза. Справился до утра – готов к настоящему обучению.
Через несколько лет учебы йог уже умеет уменьшать частоту сердцебиения почти до полного исчезновения пульса, уменьшать температуру тела. Дыхание при этом становится практически неопределимым, все функции организма понижаются до уровня, свойственного животному в состоянии зимней спячки. Таким он может быть зарыт в землю заживо на несколько недель.
Чемпион мира по йоге француз Куду – „гуттаперчевый человек“ – демонстрировал такой фокус. Складывался в три погибели и втискивался в прозрачный кубик со сторонами 50 см. А это длина самой длинной – бедренной кости, ее даже йоги складывать не могут. Затем кубик герметизируют и погружают на дно бассейна с водой. Там йог проводит несколько часов практически без воздуха, за счет особого йоговского дыхания – попросту говоря, почти не дыша.
Другой йог по фамилии Шварц в присутствии группы исследователей ввел в левую руку иглу, проткнув кожу, бицепс и вену, а затем по команде остановил в течение трех секунд вызванное проколом кровотечение. В ходе другого опыта он сунул руку в горящий камин и перемешивал ею раскаленные угли, после чего у него не было обнаружено никаких повреждений кожи. Кожа в самогипнозе как бы не замечает огня, ожоговая реакция не запускается. Не зря патофизиологи говорят, что все болезни “организуют” нервы».
Прочитав эти строки, я вспомнила, как моя бывшая коллега решила испытать на себе феномен хождения по раскаленным углям. И вот что у нее получилось.
* * *Когда моя коллега обмолвилась, что из Америки приезжает инструктор, обучающая хождению по огню, у меня непроизвольно вырвалось: «А самой тебе слабо́?» Но когда Таня Лейе согласилась, я, если честно, не поверила. Сжечь себя на костре ради заметки в газете?..
Каково же было мое удивление, когда через некоторое время появляется Татьяна с репортажем прямо… из пламени. Наши люди в огне не горят!..
Вот что она написала.
«Еще с детства я до судорог боюсь холода, ожога от горячего чайника и могу запросто упасть в обморок при виде обычного таракана. Стоит ли говорить, что дама я слабая? Но в один прекрасный день мне сказали в редакции: „Наконец-то для тебя есть настоящее дело!“
Через неделю рано утром меня ждали на подмосковной турбазе, где вместе со всеми желающими я должна была пройтись по раскаленным уголькам. Именно в тот день спозаранку зарядил дождь.
Я закрывала глаза и тут же представляла, как мои мокрые ноги будут шипеть на раскаленных углях, словно сырая котлета в кипящем масле.
– Неужели под дождем пойдем? – спросила я бывшую советскую гражданку Ларису Виленскую, которая в 1979 году уехала в Соединенные Штаты, потому что не могла заниматься на Родине запрещенной в те времена парапсихологией. Теперь Лариса, ставшая за океаном Лорой Фэйт, несколько раз в год приезжает в Россию, чтобы проводить для бывших соотечественников семинары по огнехождению.