– Всех алгоритмов, по которым наша душа влияет на тело, никто на сегодняшний день не вычислил – настолько они многообразны и сложны, – высказывает свое мнение отец Пётр из Московской патриархии. – Конечно, некоторые стороны этой связи очевидны даже на уровне повседневности: например, мы никогда не протянем руку к еде, от которой «с души воротит». Точно так же «воротит с души» и по отношению к некоторым, даже знакомым людям. Однако религиозная истина свидетельствует, что связь души и тела всеобъемлющая. И думает, и чувствует не мозг, как утверждают материалисты, а именно душа, реагирующая на окружающий мир с помощью мозга и сердца. Это утверждение находит в последнее время все большее подтверждение даже в ортодоксальной медицине. Все большее количество наших заболеваний медики относят к разряду психосоматических, то есть их причины следует искать не в физиологии, а в психике. А слово это, произошедшее от греческого «психо», и переводится как «душа».
А вот как оценивают деятельность Фрейда нынешние специалисты.
Доктор медицинских наук Алексей Бобров в своей статье «Проблема психосоматических соотношений и некоторые методологические вопросы психопатологии» пишет:
«Большинством специалистов разделяется мнение о том, что корни направления психосоматики лежат в сформулированных Фрейдом взглядах на конверсионную истерию. Он, в частности, пришел к заключению, что неприемлемые или непереносимые для субъекта эмоциональные состояния вытесняются из сознания и вместо естественного телесного выражения начинают проявляться в символической форме через нарушение соматических функций, то есть – через конверсию. При этом соматические симптомы во многом рассматривались как невербальный по форме и архаичный по сути призыв о помощи.
В начале XX века эти идеи подверглись существенному пересмотру. Оказалось, что рассматривать большинство соматических заболеваний как результат вытесняемых побуждений и переживаний было бы чрезмерным упрощением, которое мало что дает клинической практике».
Со времен Фрейда превращение психологических симптомов в двигательные и чувствительные нарушения, не соответствующие ожидаемой локализации и имеющие символическое значение, называется конверсией (от латинского conversion – превращение, изменение). Защитное удаление из сознания нежелательных переживаний составляет «первичную выгоду» симптома. Имеется также «вторичная выгода» от нарушенных функций, позволяющая избегать неприятных обязанностей и получать внимание.
Для больных конверсионными (псевдоневрологическими, истерическими) расстройствами характерны эгоцентризм, самовнушаемость и внушаемость, аффективно-непоследовательное мышление, патологическая лживость, демонстративно-шантажное поведение, склонность к беспорядочным полупроизвольным ситуационным реакциям. Им свойственны аггравация (от латинского aggravation – отягощение, утяжеление) – произвольные попытки усилить симптоматику и симуляция (от латинского simulation – видимость, притворство) – намеренное изображение определенной болезни.
Сеченов: «Все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение»
Немецкий психиатр Вильгельм Гризингер в своем учебнике 1845 года писал: «Психическая жизнь человека, так же как и животных, начинается в органах чувств и находит свое окончательное проявление в движениях. Переход чувственного возбуждения в двигательный акт совершается по плану рефлекторного действия, сопровождаемого сознанием или без этого последнего».
Эту идею в 1863 году развил русский физиолог И. М. Сеченов в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга»:
«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение. Чтобы помочь читателю поскорее помириться с этой мыслью, я ему напомню рамку, созданную умом народов и в которую укладываются все вообще проявления мозговой деятельности, рамка это – слово и дело. Под делом народный ум разумеет, без сомнения, всякую внешнюю механическую деятельность человека, которая возможна лишь при посредстве мышц. А под словом уже вы, вследствие вашего развития, должны разуметь, любезный читатель, известное сочетание звуков, которые произведены в гортани и полости рта при посредстве опять тех же мышечных движений.
Итак, все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение. Вопрос чрез это крайне упрощается. В самом деле, миллиарды разнообразных, не имеющих, по-видимому, никакой родственной связи, явлений сводятся на деятельность нескольких десятков мышц (не нужно забывать, что большинство последних органов представляет пары, как по устройству, так и по действию; следовательно, достаточно знать действие одной мышцы, чтобы известна была деятельность ее пары). Кроме того, читателю становиться разом понятно, что все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами: одушевленность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц – акта, как всем известно, чисто механического. С этим не может не согласиться даже самый заклятый спиритуалист. Да и может ли быть в самом деле иначе, если мы знаем, что рукою музыканта вырываются из бездушного инструмента звуки, полные жизни и страсти, а под рукою скульптора оживает камень. Ведь и у музыканта, и у скульптора рука, творящая жизнь, способна делать лишь чисто механические движения, которые, строго говоря, могут быть даже подвергнуты математическому анализу и выражены формулой. Как же могли бы они при этих условиях вкладывать в звуки и образы выражение страсти, если бы это выражение не было актом чисто механическим?»
Ясперс: телесные галлюцинации
В 1914 году немецкий философ Карл Ясперс, ведущий представитель экзистенциализма, в своем классическом труде «Общая психопатология» провел разделение психосоматических синдромов, которое послужило основой для большинства последующих классификаций. В первую группу синдромов он отнес соматические ощущения, которые существуют или могут быть вызваны у любого человека. Для них характерны недифференцированность, слабая осознаваемость, они не имеют никакой телесной основы или отражают соматические процессы с грубым искажением, либо являются не столько ощущениями, сколько продуктом воображения. Ясперс включил в эту группу синдромов боли без органической основы, психогенную анестезию, телесные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
«Вторая группа охватывает перманентные соматические явления, сопровождающие любую психическую активность, например, физиологические проявления эмоций, – пишет психиатр-психотерапевт высшей категории Геннадий Старшенбаум. – Третья группа – соматические болезни, зависящие от психической сферы. К этой группе относятся:
• Обмороки и психогенные припадки, возникающие при сильном волнении.
• Функциональные расстройства различных органов, психогенные нарушения менструального цикла, зрения, голоса, слуха, а также „псевдоневрологические“ проявления (тремор, тики, заикание).
• Соматические заболевания, зависящие от состояния души. Для осуществления своего воздействия душа использует уже ослабленные органы. Примером таких расстройств служит язва желудка или бронхиальная астма.
• Расстройства „комплексного инстинктивного поведения“. К ним относятся писчий спазм, сексуальные дисфункции, нарушение потоотделения, эндокринные нарушения и колебания веса у психически больных».
* * *Группа риска все больше пополняется людьми, чья работа связана с повышенной ответственностью. Более чем у трети авиадиспетчеров обнаруживается язва желудка. Каждый второй хирург в США умирает от инфаркта миокарда, не дожив до 50 лет. Гипертония широко распространена среди учителей, банковских служащих, машинистов локомотивов, летчиков и телефонисток крупных коммутаторов. Примерно треть больных сердечно-сосудистыми заболеваниями на самом деле страдают маскированной депрессией и нуждаются в лечении антидепрессантами в сочетании с психотерапией.
По данным различных авторов в психотерапевтической помощи нуждаются до 90 % соматических больных. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выявили, что от 30 до 40 % пациентов, обращающихся к врачам-интернистам, нуждаются не в терапевтической помощи, а в ПСИХОтерапевтической, и по их прогнозам количество таких пациентов к 2024 году возрастет вдвое. Причем если в европейских странах в амбулаторной практике в настоящее время выявляется 35–40 % детей с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, то в России – 68 %.
Глава III. Парадоксальные исследования психосоматики: тайны воды, секреты шаманов и хилеров
Выше я уже рассказала, как мысль человека может воздействовать на тело, возникновение и течение болезни, а в итоге и на судьбу. Но это еще не все, на что способен наш мозг! Вы даже не представляете, как он влияет на все, что нас окружает.
Даже вода реагирует на то, о чем ты подумал
Вода: две молекулы водорода и одна кислорода – всего-то… Но о ней с древних времен складывают легенды, сказки, мифы. Она всегда была панацеей от неизлечимых болезней до несчастной любви у знахарей и экстрасенсов. А уже в XXI веке эта жидкость начала удивлять и ученых своими чудесными свойствами.
Так, известный японский врач альтернативной медицины, сотрудник Йокогамского университета Масару Эмото обнаружил, что вода способна реагировать на человеческие мысли. В России вышла его книга «Послание воды», ставшая мировым бестселлером: она переведена на 23 языка!..
Некоторые представители официальной науки считают исследования доктора Эмото спорными и даже скандальными. Но альтернативных версий, отвергающих его гипотезу, до сих пор никто не выдвинул.
Итак, о том, что вода может находиться в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном, – человечество знало всегда. Но лишь недавно было обнаружено еще одно: информационное. Ученые из разных стран мира почти одновременно выдвинули поразительную гипотезу: вода – это некая мыслящая субстанция. Она способна воспринимать, копировать, сохранять и передавать информацию – даже такую тонкую, как человеческая мысль, слово и эмоция.
Фантастической эта идея казалась лишь на первый взгляд.
– Одним из поводов, подтолкнувших меня на исследования памяти воды, послужил странный случай, – рассказывает доктор Масару Эмото. – Еще в 1956 году в одной закрытой лаборатории по разработке средств массового уничтожения в Юго-Восточной Азии началась работа над созданием сильнейшего бактериологического оружия нового поколения. Свойства, которыми это оружие намеревались наделить, специалисты обсуждали на одном из многочасовых секретных совещаний. Но неожиданно оно прервалось. Всех участников увезли в госпиталь с симптомами сильнейшего пищевого отравления. Расследование сразу же зашло в тупик, потому что, кроме воды, находящейся в графинах на столах, ученые ничего не употребляли. Воду проверили – никаких вредных примесей.
В отчете так и записали: причиной отравления стала обыкновенная вода. Я не сомневаюсь, что так и было. Но с одной оговоркой: вода каким-то образом впитала «ядовитую» информацию – со слов людей. Ее молекулы расположились так, что структурно создали отраву. Словно бы вода взбунтовалась против чудовищных экспериментов. Хотите верьте, хотите нет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги