Морские набеги, или так называемые походы викингов сделались вскоре преобладающими и повели скандинавов к берегам Немецкого моря, в Британию, к Оркадским и Фарерским островам, в Нидерланды, Францию, Испанию и Португалию, а потом и далее – за Гибралтарский пролив.
Корабль викингов
Мерилом силы для участников в экспедиции было весло в тринадцать локтей длиною, и кто не мог управлять им, не принимался в товарищество. Обыкновенно в поход отправлялись от двенадцати до ста судов. Пираты не только опустошали морские берега, но и проникали иногда во внутренность стран, следуя вверх по течению рек. Если им преграждали обратный выход в море, то они перетаскивали на плечах свои суда, вместе с добычей, к другой реке и спускались по ней в море.
Эти набеги предпринимались на легких ладьях, вмещавших в основном не более 120 человек. Длина ладей варьировалась в основном в пределах от 1,8 до 15 м, однако самая большая, как утверждается, имела длину около 335 м.
На каждого викинга, вернувшегося домой с мешком серебра или добывшего себе надел земли на завоеванных территориях, приходился, по меньшей мере, еще один, изрубленный на куски в битве или умерший от болезни в зимнем лагере. Ясно, что в стремлении стяжать добро, землю и славу викинги охотно шли на отчаянный риск.
Суда нередко погибали от бурь, но смерть на море считалась у скандинавов столь же славной, как и смерть в бою. Корабли викингов сначала не имели парусов, а приводились в движение веслами, которых обыкновенно бывало по пятнадцать пар.
Жены викингов встречают своих мужчин из похода
Скандинавы возвращались из своих набегов со множеством съестных припасов, драгоценностей и невольников. Благодаря последним викинги завозили в свое отечество многие полезные ремесла и искусства.
Морские походы не мешали скандинавам совершать набеги на суше. Так что неудивительно, что при своей изумительной предприимчивости, жажде опасностей и необыкновенной физической силе «северные люди» еще в начале VI века проникли, через Россию, до берегов Черного моря, и под именем варягов поступали на службу греческих императоров, личные телохранители которых долгое время набирались преимущественно из них.
В IX веке набеги викингов стали особенно часты, а условно завершилась эпоха викингов в 1066 году с нормандским завоеванием Англии.
* * *На конец «эпохи викингов» пришлось начало политического объединения скандинавских народов. Приблизительно в середине X века первый король Норвегии Харальд I Прекрасноволосый объединил южные области своей страны, а в Дании всех князей подчинили себе сначала Кнуд I Хардекнуд, а потом его сын Горм Старый.
Харальд I Прекрасноволосый. Худ. Моррис Вильямс (1913)
Сын Горма Старого Харальд I Синезубый в середине 970-х годов воспользовался недовольством норвежцев властью их короля (конунга) Харальда II Серой Шкуры, убил его в бою и распространил власть датчан на Норвегию, правда, ненадолго – с его смертью власть датчан над норвежцами прекратилась.
Шведский король Эрик VI Победоносный в конце своей жизни в первой половине 990-х годов одержал верх над датским правителем Свеном I Вилобородым, но сын Эрика Олаф Шётконунг не сумел удержать завоеваний отца. Свен Вилобородый не только освободился от власти шведов, но в 1000 году вернул датчанам власть над норвежцами, правда, тоже ненадолго – только до своей смерти в феврале 1014 года.
При Олафе II Святом, в 1027 году, уже норвежцы (в союзе со шведами) предприняли попытку завоевания Дании. Провал этой попытки вернул Норвегию под власть датчан и на непродолжительное время дал их королю Кнуду Великому власть над Швецией.
Кнуд (Канут) Великий, сын Свена Вилобородого, был поистине великим правителем. В 1016 году он разбил англичан в битве при Ассандуне. Потом он встретился с новым королем Англии Эдмундом II, и они приняли решение разделить королевство. Однако после скорой смерти Эдмунда Кнуд остался королем всей Англии.
Во время своего правления он разделил Англию по датскому образцу на четыре части: Уэссекс, Мерсию, Восточную Англию и Нортумбрию, тем самым заложив основы английского и британского территориального устройства. А в Дании при нем сложилось особое войско (тинглид) из представителей наиболее знатных семей (зародыш будущего рыцарства), а также началась регулярная чеканка монеты.
Существует легенда о том, что Кнуд Великий очень устал от лести и подхалимства придворных. Однажды один из них сказал, что король мог бы требовать покорности у моря, и тогда Кнуд продемонстрировал невозможность этого, доказав, что не все в силах королей, даже самых великих.
Кнуд Великий и его придворные
Сын Олафа Святого Магнус I Добрый получил корону Дании после смерти бездетного Хардекнуда, единственного законного сына Кнуда Великого, согласно существовавшему между ними договору, что если кто-нибудь из них умрет без наследника, то второй унаследует его трон, что было оспорено двоюродным братом Хардекнуда Свеном II Эстридсеном, сыном сестры Кнуда Великого. Магнус назначил Свена своим наместником в Дании, но в 1043 году Свен отошел от норвежского короля, за что был изгнан Магнусом из Дании. Вернуться в Данию Свен смог лишь после смерти Магнуса в 1047 году. Преемник Магнуса на норвежском троне Харальд III Суровый много лет вел войну со Свеном, но так и не добился победы. С ее прекращением на 30 лет между тремя скандинавскими королевствами установился мир.
Также очень важно отметить и такой факт: на конец эпохи викингов пришлось и начало широкой христианизации скандинавских народов.
Кто же такие викинги?
Так кто же такие были эти самые легендарные викинги?
В книге шведского историка Андерса Магнуса Стриннгольма «Походы викингов» есть такие слова:
«Страна около озера Меларен, на севере до большой реки Дала, впадающей в море близ Эльфкарлеби или по другую сторону его, до лесу Тиннебро, древнего Эдмарда, составляющего границу между Гестрикландией и Хельсингеландией, на западе до реки Саги, или Гефвы, отделяющей Упландию от Вестманландии, и на востоке до впадения Меларена в море, – эта страна, древняя и нынешняя Упландия, составляла в это время три особенных фюлька, или области: Тиундаландию, Аттундаландию и Фьердгундраландию, которая в древних шведских законах носит имя «Фолкланде», земель господствующего народа. То была страна, которую первую занял Один с асами и племенами, ему сопутствовавшими, и назвал «Мангейм», земля мужей. Отсюда, когда для размножившегося народа стало нужно более простора, иногда же и по государственным событиям или по другим причинам, начались переселения в окрестные страны, получившие, по их относительному положению к древнейшему Фолкланду или первоначальному Мангейму, имена Сёдерманландии, Вестманландии, Нордрландии и нижнего государства (Nederriike), Нерике. Эти страны, окружающие озеро Меларен <…> составили Свитьод, землю свеев (шведов)».
Тяжелый текст, явно нуждающийся в пояснениях.
Прежде всего, озеро Ме́ларен (Mälaren) – это третье по величине озеро в Швеции, после озер Венерн и Веттерн. Оно находится рядом со Стокгольмом и соединяется с Балтийским морем через сеть каналов и шлюзов.
Территория около озера Меларен – это была территория, которую первым занял верховный бог Один, отец и предводитель асов.
Соответственно, свеи – это древнегерманское племя, жившее на территории современной Швеции.
Скандинавский воин (викинг)
Собственно, от этнонима «свеи» и происходит название Швеции: Sverige = svea+rige (в переводе со шведского – «государство свеев»). В настоящее время существует абсолютная неясность относительно ареала расселения свеев и хода их исторического развития. Согласно господствовавшим ранее представлениям, центром свеев была область Упландия, расположенная в Средней Швеции. Утверждение о том, что свеи в VI веке подчинили гётов, сейчас поставлено учеными под сомнение. Но точно то, что свеи имели славу опытных мореходов и воинов. Благодаря этому они часто упоминались в древних источниках. А примерно с IX века название «свеи» стало собирательным, тогда как название «гёты» осталось чисто географическим. Впрочем, свеев и гётов достаточно сложно разграничить этнически. В любом случае, в Средние века имя свеев стало синонимом этнонима «шведы».
Отлично, но при чем тут шведы?
Ведь викинги не были шведами? Точнее, они были не только шведами…
По одной из версий, викинги (по-датски – vikinger, по-шведски – vikingar, по-норвежски – vikingene) – это раннесредневековые скандинавские мореходы в VIII–XI веках, совершавшие морские походы и доходившие аж до Северной Африки и Америки. В основной массе это были племена, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и голод.
По религиозной принадлежности викинги в подавляющем большинстве своем были язычниками.
Проблема в том, что письменная культура народов Скандинавии сформировалась только после появления христианства, то есть уже практически на закате эпохи викингов, поэтому большая часть истории викингов не имеет письменных подтверждений. Определенное представление о жизни викингов дают скандинавские саги, однако подходить к подобного рода «источникам» следует, как уже говорилось, с очень большой осторожностью.
Этимология термина «викинг»
Как правило, в скандинавских хрониках термин «викинг» (в его сегодняшнем понимании) не использовался.
Откуда же он произошел?
Большинство историков считает, что термин «викинг» берет свое начало от слова «vík», которое переводится с древненорвежского как «бухта», «залив» или «фьорд». То есть викинг – это якобы «человек из бухты». Или это «тот, кто прячется в бухте». Но в таком случае этот термин может быть применен и к мирным купцам.
Однако существуют и другие версии.
Среди самих скандинавов раньше долгое время преобладало мнение, что этот термин может происходить от названия норвежской исторической области Вик (Viken), что на берегу Осло-фьорда. Однако во всех средневековых источниках жителей Вика называют не «викингами», а иначе – от слова «vikverjar» или «vestfaldingi».
Викинг с мечом
А вот британцы уверяют, что слово «викинг» связано с древнеанглийским словом «wic» (от латинского «vicus»), обозначавшим поселение ремесленников и торговцев. Слово «vicus» употреблялось еще в Римской Империи, и подобные поселения нередко находились на территории военных лагерей.
Существует также версия, что термин этот связан с глаголом «wiking», который ранее на севере Норвегии означал «идти в море для приобретения богатства и славы».
В настоящее время вполне приемлемой считается и гипотеза шведского ученого Фрица Аскберга, который в 1944 году предложил версию происхождения слова «викинг» от древнескандинавского глагола «vikja», что означает «поворачивать», «покидать», «отклоняться». Таким образом, викинги, согласно Аскбергу, – это люди, порвавшие с привычным жизненным укладом. Это изгои, оставившие свою привычную жизнь и отправившиеся в морской поход, чтобы добыть средства к существованию.
Примечательно, что слово «викинг» довольно поздно стало применяться по отношению к людям. Изначально термином «викинг» именовался сам поход (был в викинге, отправился в викинг и т. д.).
По другой версии, выдвинутой шведским исследователем Бертилем Даггфельдтом, слово «викинг» восходит к тому же корню, что и древнескандинавское словосочетание «vika sjóvar», означавшее «отрезок между сменой гребцов». Таким образом, «викингами» изначально могли называть «людей, гребущих посменно».
Термин «vika», скорее всего, появился до начала использования паруса. В этом случае смысл заключался в том, что уставший гребец «удалялся», «сдвигался в сторону», «уступал место» на гребной скамье для отдохнувшего гребца.
Если эта гипотеза соответствует действительности, то «отправиться в викинг» должно было означать прохождение большого отрезка пути, на котором приходится часто менять гребцов.
Мужская же форма «víkingr» обозначала участника такого дальнего плавания, профессионального морехода.
В глазах самих скандинавов слово «викинг» всегда имело отрицательный оттенок. Например, в исландских сагах XIII века викингами называли людей, занятых грабежом и пиратством, необузданных и кровожадных.
По сути, так оно и было. Являя собою пример суровой жизни и мечты о героической смерти, викинги были обыкновенными грабителями, и своим особенным очарованием они обязаны исключительно искусству мореплавания.
Слово «викинг» первоначально относилось к любым дальним мореплавателям, но в период скандинавского морского доминирования оно закрепилось именно за скандинавами. С другой стороны, эта версия никак не соотносится с тем, что слово «викинг» имело негативный оттенок: участников дальних странствий древние скандинавы, напротив, очень уважали.
Джон Каппер в своей книге «Викинги Британии» употребляет слова «викинги» и «норманны» как синонимы, а вот народности он предлагает различать при помощи слов «норвежцы», «даны» и т. п. То есть норманны – это в переводе «северные люди». А если задаться вопросом: «Кем были викинги?», то ответ очевиден: они – пираты-скандинавы эпохи викингов. Причем границы эпохи викингов определить непросто, ибо «у нее нет определенного начала и фиксированного конца».
С другой стороны, есть мнение, что понятия «викинг» и «норманн» отождествлять не следует. Якобы норманны – это народность, в то время как викинги – это, скорее, просто образ жизни. Об этом, в частности, говорят исследователи Фрэнсис Бирн и Теренс Пауэлл. Например, Бирн в своей книге «Новый взгляд на историю Ирландии эпохи викингов» утверждает, что приравнивать к термину «викинг» можно только термин «пират». Потому как именно грабежи являлись основным источником дохода викингов.
Об этом, кстати, так и писали: «основным промыслом викингов стало пиратство», «самыми могущественными и безжалостными пиратами были викинги (или норманны)», «особенно прославились скандинавские пиратские племена – викинги» и т. д.
По мнению британского историка сэра Томаса Даунинг Кендрика, автора книги «История викингов», слово «викинг» происходит от древнескандинавского «víkingr mikill» (хороший мореход). А выражение «отправиться в викинг» было обычным обозначением для морского похода с целью торговли или грабежа.
А вот, например, в 2005 году ирландский историк-медиевист Фрэнсис Джон Бирн указал, что слово «viking» из старонорвежского не выводится, а бытовало в старофризском языке (фризы – это народ, проживавший на территории современных Нидерландов и Германии) еще в VIII веке, то есть до начала эпохи викингов, и обозначало оно пирата.
Варяг Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» (Великий Новгород). Авторы проекта: скульпторы М.О.Микешин, И.Н.Шредер и архитектор В.А.Гартман.
Некоторые историки считают, что варяги – это всего лишь русское обозначение викингов. На самом же деле между варягами и викингами имеются существенные различия.
Прежде всего, понятия «викинг» и «варяг» имеют абсолютно разное происхождение.
Версию о происхождении термина «варяг» одним из первых высказал Сигизмунд фон Герберштейн, дипломат Священной Римской империи, историк и писатель. Он предположил, что наименование «варяг» связано с городом Вагрия, где обитали вандалы. Якобы от названия жителей этого города «вагров» и произошло выражение «варяги».
Много позже русский историк XIX века С.А.Гедеонов посчитал, что слово «warang», означающее «меч» и обнаруженное им в балтийско-славянском словаре Потоцкого, как нельзя лучше подходит на роль первоисточника термина. А вот другие историки связывают «варяга» с древнегерманским «wara» (клятва, обет, присяга).
КСТАТИ
Согласно русским летописям, Рюрик был варягом, правителем Северо-Западной Руси, новгородским князем и родоначальником русской княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей. Существуют разные версии происхождения Рюрика. В частности, ряд исследователей рассматривает его как скандинавского предводителя или правителя, которого славянские племена призвали на княжение, заключив с ним соглашение. Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю (Дания). А еще есть точка зрения, что Рюрик – это вымышленная фигура, и искать его исторический прототип бессмысленно.
Итак, норманны – это народность, а викинги – это образ жизни. Со своей стороны, варяги являлись своеобразным социальным пластом общества: этакие воины по найму, охранявшие границы Византии от набегов тех же викингов.
Также варягами называли мирных купцов, которые возили товар по пути, именуемому в то время «из варяг в греки»[1].
Этническая неоднородность викингов
В старофранцузском языке слова «викинг» и «норманн» – не вполне синонимы. Франки называли норманнами всех «северян», в том числе славян, финнов и т. д.
В Германии X–XI веков викингов называли аскеманнами – «ясеневыми людьми», то есть «плывущими на ясенях» (ascs), так как верхняя обшивка и мачты военных судов викингов делались именно из этого дерева.
Англосаксы называли их данами, независимо от того, приплыли ли они именно из Дании или из Норвегии, Швеции, Исландии, Финляндии…
В Ирландии викингов различали по цвету волос и называли финнгаллами, то есть «светлыми чужеземцами» (если речь шла о норвежцах) или же дубгаллами – «темными чужеземцами» (если речь шла о датчанах).
В Византии в XI веке викингов называли варангами (вэрингами или варягами). Они представляли собой особый отряд на службе у византийских императоров.
На Руси варягами называли выходцев из всей Скандинавии.
Так почему же историк Андерс Магнус Стриннгольм ассоциирует викингов со «страной около озера Меларен» и со Свитьодом, то есть землей свеев (шведов)?
Наверное, не просто потому, что он сам швед по национальности.
Понятно, что верховный бог Один – это образ древнего мифотворчества, равно как и его асы, а также всевозможные ётуны (великаны), дверги (карлики), духи-хранители и валькирии.
Понятно также, что территории около озера Меларен с давних времен заселяли люди. При этом Хольгер Арбман, шведский археолог и один из ведущих специалистов по викингам, утверждает, что для Скандинавии эпоха викингов, на первый взгляд, может представляться «периодом резкого скачка в развитии культуры, но более пристальное изучение археологического материала свидетельствует, что в этот период были сохранены все основные признаки культуры, сложившейся до эпохи викингов».
По мнению Хольгера Арбмана, отдельные хутора и деревни, а также традиции захоронения находились повсюду на территории Скандинавии, и нет оснований для проведения резкого разграничения эпохи викингов от их предшественников. И существует только один признак, способствующий решению этого вопроса. Дело в том, что эпохе викингов было свойственно широкое развитие торговли и, соответственно, становление торговых городов. Плюс появление профессиональных купцов.
В настоящее время мы не располагаем большим материалом о формах постройки, существовавшей в рассматриваемый период, так как дома строились из дерева и не дошли до наших дней. Но представляется вполне вероятным, что население жило как на изолированных хуторах, так и в деревенских общинах, возможно в разных пропорциях в различных частях Скандинавии.
А первые сведения о торговом городе в Скандинавии можно найти в «Анналах франкских королей» 804 года, где описывается вторжение данов (так называется древнегерманское племя, населявшее территорию нынешних Швеции, Норвегии и Дании) под предводительством Готфрида. Сам Готфрид, как сообщает хроника, был родом из Слиесторпа, находившегося на границе между племенами данов и саксов.
Историки полагают, что Слиесторп – это скандинавский Хедебю, располагавшийся в глубине фьорда Шлей, на пересечении торговых путей из бассейна Балтийского моря в бассейн Северного моря и из Каролингской империи в Данию (ныне это север земли Шлезвиг-Гольштейн в Германии).
Несмотря на очевидное органическое сходство, важно не смешивать без разбору шведов, датчан, норвежцев, а после исландцев, называя их «скандинавами» или «викингами». Они были и остались представителями разных этносов несмотря на сравнительную похожесть языков, они имели разные интересы, их образ действия ощутимо различался, даже если судьбе было угодно в те или иные периоды объединять их историю.
Христианизация Скандинавии
Время древней языческой религии закончилось с распространением христианства. Германские племена начали креститься со II–III веков. Тогда крестились вандалы, остготы, вестготы и лангобарды, и христианство у них было арианского толка. Тогда оно считалось ересью. В VI–VII вв. крестилась остальная Германия.
Дольше всего язычество продержалось в Скандинавии и на Руси. В Дании, например, первые короли (конунги) крестились во второй половине IX века, в Норвегии – на рубеже первого и второго тысячелетий, а в Швеции – во второй половине XI века, однако в отдельных деревнях язычество сохранялось вплоть до XIII века.
Христианизация севера шла, главным образом, через город Гамбург, основанный в первой половине X века, который тогда был главным религиозным центром на севере Европы.
Впрочем, имели место попытки крестить скандинавов и ранее – в IX веке.
Город Бирка, лежавший на острове Бьёркё на озере Меларн, сейчас уже не существует. Он пришел в упадок уже приблизительно в XI веке. Но земля – красноречивый свидетель того, чем он когда-то был. «Черная земля», как называют образовавшиеся здесь наслоения, скрывает в себе тысячи могил, остатки домов, монеты, украшения и всевозможные предметы обихода и роскоши. Укрепленный вал окружал город со всех сторон; неподалеку от этого вала находился замок. До сих пор еще сохранились в различных местах на берегу озера сваи – остатки когда-то существовавшей гавани <…> Известно, что в начале IX века в Бирке правил король, но у нас нет сведений о том, как велико было его государство. Зато мы знаем, что народ на «тингах» пользовался большой свободой.
В 829 году миссионер Ансгар (Ансгарий) приплыл в торговый город Бирка, который находился на озере Меларн возле Уппсалы. Там ему удалось крестить несколько свебов (Балтийское море в древности называли Свебским морем).
Ансгар, родившийся в 801 году в Пикардии и названный «Апостолом Севера», сделал попытку насадить в Швеции христианство, но его внедрение заняло продолжительное время.
Ансгар проводит службу с участием Харальда Клака (в центрес мечом) и местных крестьян на принадлежащей Харальду ферме
В июне 826 года король Ютландии Харальд Клак, его супруга, сын и приближенные приняли христианство, и император Людовик Благочестивый повелел Ансгару остаться при них. Он и его друг Антберт сопровождали Харальда в Ютландию. Там они начали с успехом распространять христианскую веру, но в 827 году были вынуждены возвратиться, когда Харальд Клак был изгнан из Ютландии королем Хориком I.
Пробыв некоторое время в Швеции, Ансгар в 831 году был назначен первым епископом в Гамбурге. А когда датские викинги напали в 845 году на Гамбург и разграбили город, Ансгар был вынужден бежать. В 847 году он был назначен епископом в Бремен, откуда с успехом продолжал дело распространения христианства в Дании и Швеции.
Проповедник Ансгар.
Худ. Венцель Торнё (1895)
После отъезда Ансгара, прозванного «Апостолом Севера», миссионерскую деятельность продолжил епископ Гаутберт (он же Симон). В 840 году в Бирке толпа язычников ворвалась в дом, где размещались миссионеры, и разграбила его. Гаутберта связали и «с бесчестьем выгнали из своих пределов».