Книга Скандинавия. Полная история - читать онлайн бесплатно, автор Зергиус Ванкукер. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Скандинавия. Полная история
Скандинавия. Полная история
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Скандинавия. Полная история

Вспышка антихристианских настроений совпала с разгромом в этом же году викингами Гамбурга. В Гамбурге были разграблены церкви, что в сознании язычников могло быть воспринято как проявление слабости христианского бога, не способного защитить свои святилища.

Когда Ансгар в следующий раз приехал в Бирку в 852 году, король сказал ему, что избиение миссионеров было учинено не по его воле, это был обычный погром. Так неудачно закончилась попытка крестить шведов.

Вообще даже первые конунги, принявшие крещение, оставались язычниками и соблюдали все те же обычаи, что и их отцы, то есть так же приносили жертвы, доставляли еду к капищам и по-особенному хоронили мертвых.


Отреставрированный памятник Роллону в Руане (Франция)


Например, Роллон (Хрольф Пешеход), создатель Нормандского герцогства, перед смертью в 932 году подарил церкви много земель и в то же время принес в жертву богу Одину сто быков, чтобы обеспечить себе место в Вальхалле. А простой народ еще долгое время соблюдал древние традиции (на Руси, кстати, феномен двоеверия сохранялся до XIII века, и на Западе он тоже имел место).

Семена христианства, насажденные Ансгаром (Ансгарием) и его преемниками, были истреблены, когда, в конце IX века Горм Старый изгнал из Дании остальных князей и объединил страну под своим владычеством. Ненавидя христианское учение, Горм старался искоренить его в своем государстве, убивая его последователей.


Горм Старый узнает о смерти своего сына Кнуда.

Худ. Август Карл Вильгельм Томсен


Но вот сын создателя Дании как государства Горма Старого – Харальд I Синезубый – был первым конунгом, который крестился. Его крестили в 965 году миссионеры из Германии. По преданию у него болели зубы, и эти миссионеры нашли способ вылечить его болезнь, и тогда он решился на крещение.


Харальд Синезубый


Таким образом, в 965 году при Харальде Синезубом Дания первой из скандинавских стран официально приняла христианство.


Свен I Вилобородый


Харальд первым построил церковь на месте языческого храма, который приказал соорудить его отец, и перенес тела своих родителей из кургана в церковь. Однако до окончательного утверждения христианства в Дании было еще далеко, потому что следующий конунг был язычником – Свен I Вилобородый, незаконнорожденный сын Харальда Синезубого.

Окончательно христианство в Дании победило лишь в начале 1080-х годов, при Кнуде IV Святом. Этот правитель стремился к укреплению королевской власти, опираясь на церковь. Он потребовал сурового соблюдения церковных праздников. Он даровал подарки церквям в Далби, Оденсе, Роскилле, Виборге и в Лунде. Как покровитель церкви он стремился активизировать сбор десятины. В мае 1085 года Кнуд пожертвовал деньги на строительство Кафедрального собора Лунда, а также предоставил церкви большие участки земли. Но потом вдруг вспыхнуло восстание, и Кнуд IV был вынужден бежать, сначала в Виборг, а затем в Оденсе. 10 июля 1086 года Кнуд и его люди укрылись в церкви Святого Албана в Оденсе. Повстанцы ворвались в церковь и убили Кнуда вместе с его братом Бенедиктом прямо перед алтарем.


Древнейшее в Скандинавии изображение Иисуса Христа. Х век. Рунический камень из Еллинга (раскрашенная версия).

Национальный музей Дании


Потом в Дании в течение нескольких лет свирепствовал неурожай, и это было воспринято как Божья кара за убийство в церкви. Затем появились слухи о чудесах на его могиле. Все это способствовало канонизации Кнуда IV в 1101 году.

Первую неудачную попытку крестить норвежцев предпринял Хакон I Добрый, но он умер в 961 году, погибнув от смертельной раны в битве у Фитьяра. Так что первым королем в Норвегии, принявшим крещение, стал Олаф Трюггвасон – в 998 году. В том же году он отправил священника по имени Тангбранд в Исландию, чтобы распространить христианство, но от него оказалось мало пользы: он крестил всего несколько островитян и совершил убийство, после чего быстро вернулся обратно.


Прибытие Олафа Трюггвасона в Норвегию.

Худ. Петер Николаи Арбо (1860)


Олаф Трюггвасон ревностно насаждал христианство. Он крестил норвежские провинции Вик, Агдир и Рогаланд. От него крещение принял первооткрыватель Америки Лейф Эриксон, а тот привез из Норвегии епископа в Гренландию и крестил ее.

В 1000 году Олаф Трюггвасон крестил весь свой народ, а через год крестились исландцы. Между исландцами-язычниками и исландцами-христианами дела доходили до вооруженных стычек, в частности, на тинге (народном собрании) в 1001 году между ними произошел бой, после этого старейшины узаконили христианство как вторую религию, а чуть позже язычество запретили вовсе.


Король Олаф сокрушает языческих идолов


В Швеции первым крестился Олаф Шётконунг, сын Эрика VI Победоносного, но сам народ долгое время еще оставался языческим.

Отметим, что в скандинавских странах (кроме Дании) христианизация шла медленно. Здесь ни одному конунгу не могла и прийти в голову мысль крестить массы язычников, загоняя их в реку «аки стадо», а если бы такая мысль и пришла, осуществить ее не было возможности: масса, по обычаю вооруженных свободных общинников-крестьян (бондов), была включена в языческий культ, тесно связанный с сельскохозяйственным циклом.

Однако на рубеже тысячелетий утверждение христианства было предопределено и в Скандинавии, и на Северной Руси. В последней языческим центром власти и торговли, престольным градом являлся Новгород.


Место крещения Олафа Шётконунга возле церкви в Хусаби (провинция Вестергётланд, Швеция)


При внедрении христианства королям приходилось бороться со старой знатью, которая стояла за язычество, а христианство нужно было королям для централизации государства и обоснования своей верховной власти. Дело в том, что в христианстве утверждалось, что вся власть идет от Бога, власть короля священна и не нужно ей противиться. В этом плане христианство являлось религией зарождающегося государства, знаменующей важный этап человеческой цивилизации.

Наиболее решительно вел христианизацию в своей стране Олаф II Святой. Норвежские короли Олаф Трюггвасон и Олаф Святой действовали порой даже жестоко. Они боролись с недовольными бондами, отбирали у них земли, уничтожали древние капища и храмы. У Олафа Святого возник даже языческий мятеж в 1029 году, и он был вынужден бежать в Новгород со своим сыном Магнусом, родившимся в 1024 году.

Ярослав Мудрый и Ирина (шведская принцесса Ингигерда, дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга) радушно приняли короля. Они отговорили его от скорого возвращения с горсткой сторонников в Норвегию. Олаф с интересом знакомился с Новгородом – с тем самым Хольмгардом, о котором он слышал от путешественников, торговцев, воинов и скальдов.

Несмотря на радушный прием, Олаф испытывал тоску по родине. С течением времени он решил сложить с себя достоинство монарха, уехать в паломничество и закончить жизнь в Святой Земле. Но он был вразумлен посланным во сне видением: венец христианского монарха снимается только вместе с головой, а потому король должен вернуться и сразиться с язычниками. Если он не одержит военной победы, но падет под знаменем креста, то станет «вечным конунгом Норвегии», святым покровителем родины.

Сомнения отпали. Король и его люди, пробыв на Руси год (1029–1030), собрались в путь. Ярослав и Ирина снабдили их всем необходимым. Было решено оставить Магнуса на Руси до установления мира и порядка в Норвегии. На попечении княгини мальчик был в безопасности.

Корабли Олафа вышли в Балтику и, остановившись у Готланда, прибыли в Швецию. Там король Анунд Якоб (вероятно, уже предупрежденный сестрой из Новгорода) помог норвежскому собрату оружием, снаряжением и даже выделил военный отряд. Олаф двинулся в свой последний поход – навстречу гибели в битве у Стикластадира (29 июля 1030 года). В этой битве Олаф Святой был убит своими врагами – норвежскими бондами и лендерманами, поддерживавшими датского короля Кнуда Великого.


Гибель Олафа Святого при Стикластадире.

Худ. Петер Николаи Арбо (1859)


После смерти отца малолетний Магнус был усыновлен Ярославом Мудрым и воспитывался в его семье. Проживал он в основном в Новгороде. А через несколько лет после трагедии Стикластадира в Ладогу прибыл корабль с делегацией норвежской знати. Начавшиеся в Новгороде переговоры делегатов с князем и княгиней и последовавшие события могли бы составить захватывающий литературный сюжет.

Послы просили отпустить с ними Магнуса для возведения его на престол и водворения порядка в Норвегии. Переговоры затянулись из-за беспокойства Ярослава и Ирины о судьбе мальчика в объятой раздорами стране. Однако на карту было поставлено слишком многое. После длительных споров договоренность была достигнута на особых условиях, выдвинутых княгиней. Двенадцать представителей норвежской знати должны были дать клятвы верности Магнусу в такой формулировке, которая очень редко применялась в Скандинавии: она налагала огромную ответственность, а в случае нарушения клятвы – несмываемый позор.

Для отрока Магнуса (ему еще не исполнилось 12 лет) наступило время расставания с Русью. Не позже весны 1036 года его корабли прибыли в Швецию. Там встречи с ним ожидали родные, друзья и знатные сторонники, а вскоре приветствовала вся Норвегия, а ставленники Кнуда Великого не стали сопротивляться и бежали. Знать была довольна подарками и посулами Ярослава и Ирины. Радовался и народ: принц из-за моря представлялся ему в каком-то особом ореоле.

После смерти Кнуда Великого норвежская знать также провозгласила Магнуса королем. А после смерти в 1042 году Хардекнуда, единственного законного сына Кнуда Великого, он получил и датскую корону.


Король Магнус Добрый


Царствование Магнуса оставило неизгладимый след в истории и в благодарной памяти людей, присвоивших ему имя Магнуса Доброго. Этот король был достоин и своего отца, и своей замечательной воспитательницы, княгини Ирины. Несмотря на непродолжительность его пребывания на престоле (к тому же первые годы отрок должен был руководствоваться советами более опытных людей), это время явилось «точкой перевала» в христианизации Норвегии, когда новые верования стали широко распространяться. Магнус Добрый осознал полную несовместимость кровной мести с жизнью христианского сообщества, что и выразилось в законах Норвегии. Большое значение имел разгром язычников с южной Балтики, пытавшихся остановить христианизацию Скандинавии.


Харальд Суровый. Фрагмент витража в соборе Святого Магнуса (Керкуолл, Оркнейские острова)


Младший брат Олафа Святого Харальд III Суровый завершил христианизацию в Норвегии. Он служил при дворе у византийского императора (его отряд входил в элитное наемное войско, известное как «Варяжская стража»), храбро сражался с сарацинами на острове Сицилия и в Северной Африке, посетил Иерусалим. Он был один из первых северных рыцарей, служивших христианской религии. На Руси он женился на дочери Ярослава Мудрого Елизавете (Олисаве) и в 1044 году вернулся на родину в Норвегию. Харальд III Суровый погиб в 1066 году в битве при Стамфорд-Бридже при попытке завоевать английский трон. И с его гибелью прекратился трехвековой период вооруженной экспансии скандинавских правителей – эпоха викингов.

В Швеции же с ее мощным слоем бондов процесс христианизации шел медленнее. Там проходила интеграция южных областей, населенных гётами (гаутами). В результате свеи и гауты сформировали шведскую нацию. И эта централизация власти помогала христианизации, в частности, укреплению церковных структур. Так, например, уже в следующем XII веке и в Норвегии и в Швеции можно было видеть предстоятелей церкви в сане архиепископа, несколько епископов, а в датском городе Лунде – архиепископа, примаса всей Скандинавии. Церковная зависимость от Гамбурга завершилась.

Но христианизация шведов шла с большим трудом, и Швеция оказалась последней страной, принявшей христианство, не только в Скандинавии, но и среди всех стран Западной Европы, принявших католичество на разных этапах существования.

В Швеции первым крестившимся конунгом, возможно, был Эрик VI Победоносный. Его сын Олаф Шётконунг продолжил дело отца, но не добился решающего успеха в крещении своего народа, однако это дело суровыми мерами продолжил его сын Якоб.

Когда Якоб в 1022 году был провозглашен конунгом, подавляющее большинство населения Швеции было языческим, и Якоба принудили принять древнешведское династическое имя Анунд. Во внутренней политике Анунд Якоб проводил жесткую линию по насаждению христианства и укрепления королевской власти в Швеции. Все несогласные либо устранялись физически, либо изгонялись из страны.

К тому времени в Скандинавии распространилась церковная культура восточного типа – отчасти под влиянием Византии. И это не удивительно, так как мы знаем, что в Византии служил Харальд III Суровый, который даже бывал в Иерусалиме.

Стоит еще упомянуть, что культ Олафа Святого был чтим также и в Новгороде, так как там было много норвежцев и вообще скандинавов. Там имелась часовня, построенная в честь Олафа, и, что интересно, туда ходили молиться не только скандинавы, но и русские, и не было там раздоров. Посещение этой часовни продолжалось вплоть до завоевания Новгородской республики Иваном III в XV веке.

Теперь несколько слов об оборотной стороне христианизации. Так же как и на Руси, так же как и практически везде, в Скандинавии христианизация проходила с насилиями и кровопролитием.

Видные миссионеры, такие как Виллиброрд (бенедиктинский монах, с именем которого связано обращение в христианство Фризии) и Бонифаций (Винфрид), прославившийся как «Апостол всех немцев», при крещении собственноручно уничтожали капища, вырубали священные рощи и истребляли идолов. Естественно, когда уничтожали родовые капища, на которых поколения за поколениями совершали обряды, это вызывало гнев у народа и ответную реакцию. Само сопротивление новообращенных христиан, сохранявших приверженность к язычеству, нередко принимало острые формы в виде убийства миссионеров и разрушения церквей.

Распространение христианства среди язычников в раннем Средневековье дало церкви новый тип мученика – миссионера, погибшего от рук язычников. Главным источником о ходе распространения христианства среди населения являлись жития служителей церкви.

Христианство насаждалось преимущественно сверху и встречало более или менее явное сопротивление масс населения. Сопротивление новой религии возглавляли жрецы, они противостояли священникам.

Олаф Трюггвасон, а потом и Олаф Святой казнили много колдунов и жрецов, потому что они противостояли распространению новой религии.

Когда в Уппсале строился христианский храм, то уничтожили священную рощу, а в 1087 году, при Инге I Старшем, уничтожили знаменитый языческий «Двор богов». Это был решающий удар по прежней религии – древний уппсальский «Двор богов» был сожжен, а до этого Инге застал врасплох и убил Блот-Свена, последнего языческого конунга Швеции, а также его сына Эрика, жреца храма. Спалив языческий храм в Уппсале, Инге уничтожил и другие места поклонения языческим богам.

Сам Инге был ревностным христианином и проводил активную христианизацию Швеции. Он основал и первый монастырь Швеции – Врета (Vreta Kloster), где и был похоронен.

Точный год основания этого монастыря неизвестен. Известно лишь, что первоначальные здания сгорели в начале XIII века, но были перестроены, а в 1289 году в присутствии короля Магнуса III была освящена новая церковь. Аббатство Врета было домом бенедиктинских монахинь до 1162 года, а потом оно было превращено в цистерцианский женский монастырь. Первой цистерцианской настоятельницей была Ингегерд, сестра Карла VII.

Помимо Инге Старшего, там захоронены короли Филипп, Инге Младший и Магнус II, а также принцы Рагнвальд (сын Инге Старшей) и Суне. Монастырь служил школой для дочерей правящих семей Швеции и знати.


Памятник над могилой Инге I Старшего


Как мы видим, переходное время от падения традиционной религии к эпохе окончательного утверждения христианства в Швеции было отмечено серьезными и продолжительными внутренними раздорами.

В Норвегии также частично церкви строились на месте старых храмов, а частично – на месте уже давно разрушенных древних языческих храмов.

Окончательно христианство в Норвегии установил Сигурд I Крестоносец, сын Магнуса III Босоногого. В 1107 году он отправился в крестовый поход, поддержав войсками Иерусалимское королевство крестоносцев. Он сражался в Лиссабоне, на многочисленных островах Средиземноморья, в Палестине, посещал Иерусалим и Константинополь.


Король Сигурд I Крестоносец вступает в Константинополь.

Худ. Герхард Петер Франц Мюнте (1899)


И все бы хорошо, но при нем для крестьян новая религия стала обременительна еще и в материальном плане, так как церковь накладывала на них очень большие «десятины». Если во времена язычества жрецам платили один процент годового дохода, это шло только на то, чтобы им самим прокормиться и выжить. А церковь облагала народ значительными платежами, в самих церквях встречалась золотая утварь, а в источниках нередко отмечают, что епископы не всегда подавали пастве пример высоконравственного образа жизни, проводя время в пьянстве и разврате и так заканчивая свой жизненный путь. Народ поднимался на борьбу с церковной эксплуатацией, причем иногда доходило до таких зверств, как вырезание креста на головах захваченных священников.

Таким образом, в борьбе с новой религией язычество в Скандинавии держалось до начала XII века, а славянское язычество – до второй половины XII века.

В Скандинавии в 1103 году, при Эрике I Добром, в Лунде было учреждено первое архиепископство, и церковь стала независимой от архиепископа Гамбурга-Бремена.


Памятник епископу Абсалону в Копенгагене


А в 1168 году пал город Аркона на острове Рюген с центральным храмом Святовита (Свентовита) – бога богов у части западных славян. Этот крестовый поход возглавил датский король Вальдемар I Великий, сын датского принца Кнуда Лаварда и киевской княжны Ингеборги Мстиславны, правнук Киевского Великого князя Владимира Мономаха. Позже Вальдемар был назван святым, но это не помогало ему в течение двадцати лет взять этот город. А его воинственный советник и епископ Абсалон (или Аксель) приказал разрушить храм Святовита (Свентовита). И Аркона тоже была разрушена, а Абсалон (Аксель) основал на острове двенадцать церквей, и Рюген вошел в состав епископства Роскилле.

Как викинги первыми открыли Америку

Как известно, Христофор Колумб открыл Америку в 1492 году, и многие до сих пор уверены, что именно он открыл для европейцев Новый Свет. Но это не так: викинги (а это тоже европейцы, только северные) посетили некоторые территории Северной Америки за пять веков до Колумба.

Прогресс кораблестроения у викингов (раннесредневековых скандинавских мореходов-язычников, живших на территории современных Дании, Швеции и Норвегии) сделал возможным их плавание не только по Балтийскому морю, но и в водах Средиземного моря. Ходили викинги и по Северной Атлантике.

В VIII веке викинги уже вовсю грабили побережья Англии, Ирландии и Франции. Потом некоторые викинги отправились искать удачи «в западных морях»: они заселили Оркнейские, Шетландские, Гебридские, Фарерские острова, а также остров Мэн.

Во главе первопроходцев стоял знатный норвежец Ингольф Арнарсон, который переселился в Исландию в конце IX века. Переселился со своей семьей и дружиной, и это он основал в «ледяной стране» первые поселения.


Прибытие Ингольфа в Исландию.

Худ. Иохан Петер Раадсиг (1850)


Ингольфа Арнарсона принято называть «самым знаменитым из всех первопоселенцев, поскольку он прибыл в необитаемую страну». Он основал Рейкьявик, и считается, что он и его троюродный брат Хьёрлейв были вынуждены оставить Норвегию в 874 году из-за распри с ярлом (племенным вождем) Атли Тощим. Причем Хьёрлейв после первой же зимовки был убит своими рабами-ирландцами, но Ингольф отомстил за него.

А вот открыли Исландию, как принято считать, два скандинава: Гардар (швед, который случайно попал на остров во время своего путешествия к Гебридам) и Наддод (норвежец, живший на Фарерских островах и возвращавшийся на родину в Норвегию). Это персонажи из древних саг. Соответственно, нельзя безоговорочно верить в рассказанные о них истории.

Кстати говоря, некоторые историки утверждают, что ирландские монахи-отшельники селились в Исландии задолго до шведов и норвежцев. А посему имеется версия, что это они, зная о существовании острова и посещая его, показали викингам дорогу туда.


Эрик Рыжий


Родившийся в Норвегии Эрик Рыжий, получивший такое прозвище из-за цвета волос и бороды, в 980-е гг. закрепился еще дальше – в Гренландии. Его отцом был Торвальд Асвальдссон, который в правление короля Харальда Прекрасноволосого вместе с семьей был изгнан из Норвегии за убийство и поселился в Исландии. Сын пошел по стопам отца и был приговорен к трехлетнему изгнанию из Исландии за два убийства. В одном случае он убил соседа, который не желал вернуть взятую в долг лодку, в другом – отомстил за своих рабов, убитых другим викингом.

В соответствии с приговором, Эрик Рыжий решил отплыть на запад и добраться до земли, которую в ясную погоду можно увидеть с вершин гор западной Исландии. Она лежала на расстоянии 280 километров от исландского берега. Согласно сагам, раньше, в 900-х гг., туда плавал норвежец Гуннбьёрн Ульфссон, сын Ульфа Вороны.

Якобы этот человек направлялся из Норвегии в Исландию, однако из-за шторма корабль отбросило к западу, в результате чего ему и его команде открылась новая земля. Ее стали называть Гуннбьёрновыми островками. Они точно не локализованы, но, по-видимому, речь в данном случае может идти об одном из архипелагов к северо-востоку от Гренландии. Таким образом, Гуннбьёрн Ульфссон вполне может считаться первым европейцем, увидевшим берега Америки.

Когда это было, если было?

Точная дата этого события не определена. Различные источники датируют это так: примерно от 876 до 933 гг.

А вот Эрик Рыжий отплыл на запад в 982 году. Отплыл вместе с семьей, слугами и скотом. Лед помешал ему высадиться на берег, и он был вынужден обогнуть южную оконечность острова, так что он высадился в месте Юлиансхоб (Какорток).

На протяжении трех лет своего изгнания Эрик Рыжий не встретил на острове ни одного человека, хотя во время своих путешествий вдоль побережья он доходил до острова Диско, далеко на северо-запад от южной оконечности Гренландии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Удивительно то, что Гренландия (Groenland или Groenaland) переводится как «Зеленая земля». Относительно уместности такого названия до сих пор продолжаются споры (в настоящее время 84 % поверхности Гренландии занято ледником, что ограничивает область человеческого заселения узкими прибрежными полосами). Одни исследователи считают, что в те далекие времена климат в этих местах был мягкий, и прибрежные районы юго-западной части острова действительно были покрыты густой травянистой растительностью. Другие утверждают, что такое название было выбрано «с рекламной целью» – чтобы привлечь к острову больше поселенцев. Забавно, но Исландия, название которой переводится как «Ледяная земля», на самом деле гораздо меньше похожа на сплошную глыбу льда, чем Гренландия.