Во время проведения праздничного мероприятия особенно важен тот момент, что гостей необходимо вовлекать в игры, не прибегая к уговорам и принуждению. Возможно, под давлением гость и согласится поиграть, но не получит от этого удовольствия и уж точно на глаза ведущему больше не захочет попасться.
Но для того чтобы участниками было как можно большее количество присутствующих, ведущий должен подготовить и вовремя предложить увлекательные занятия. Лучше предлагать игры с простыми правилами и без особенных заумных задач, так как праздник на то и праздник, чтобы отдыхать.
Игры должны быть оригинальными и не очень известными публике, с использованием атрибутов, соответствующих празднику. Если это Новый год, то пусть будут елочные украшения, мишура и серпантин. Очень хорошо, если ведущий подготовит сценарий развлечений заранее, но строго следовать ему совсем не обязательно, возможность импровизировать по ходу празднества нужно всегда иметь в виду. Тогда это поможет вовлечь в игру либо в любое другое развлечение как можно больше участников. Для этого у ведущего должно быть в запасе много всевозможных вариантов игр и развлечений из собранной им коллекции.
При большем количестве желающих играть в предложенную вами игру важно никого не обидеть отказом и дать возможность всем поучаствовать, если не в этом развлечении, так обязательно в другом. Это позволит всем сохранить хорошее настроение. И уж если игра увлекла гостей и они не хотят ее прерывать, то ни в коем случае не стоит настаивать на ее завершении.
Предлагаемые в нашей книге сценарии можно использовать как на вечеринке в кругу друзей, так и на официальном банкете. Сценарии можно расширять, дополнять, сокращать по собственному усмотрению, однако желательно выдерживать единую структуру и тематическую линию праздника.
Если вы решили проводить масштабное корпоративное торжество, значит вы достигли определенного очень важного этапа развития вашей компании. Сотрудники должны понять, что здесь работать почетно и престижно.
Ваши коллеги должны хорошо отдохнуть и получить удовольствие. Поэтому коллектив вашей организации должен быть главным действующим лицом внутреннего праздника и активно вовлечен в процесс его подготовки.
Очень часто организаторы корпоративных вечеринок сталкиваются с затруднениями, решая вопрос о возможности приглашения супругов и членов семей сотрудников. Решение этого вопроса в первую очередь зависит от традиций компании. Если принято праздновать корпоративные торжества со вторыми половинами, и это не вызывает принципиального отторжения – следует поддерживать эту традицию. Если таких традиций нет и праздники компания отмечает исключительно собственным коллективом, где сотрудникам хорошо и комфортно, то и не стоит вводить новшества. Приглашение супругов накладывает на организатора и заказчика дополнительные хлопоты и обязанности.
Во-первых, из-за этого подорожает праздник, хотя в некоторых компаниях предлагают заплатить за вторую половину, если, например, вся фирма уезжает дня на два в загородный дом отдыха. Во-вторых, в коллективах создается определенный микроклимат: допускаются неформальные, почти дружеские отношения между представителями противоположных полов, возможен легкий флирт и заигрывания, и иногда это наиболее важный стимул для сотрудника к участию в празднестве.
В любом случае, если вопрос не упирается в ограниченный бюджет, компания должна дать работнику право выбора: с кем ему приходить. И он сам должен разобраться в этом вопросе. Так или иначе, «пришельцы» не смогут существенно скорректировать ход корпоративного торжества. Хороший праздник должен увлечь их и расположить к компании, в которой работает супруг либо супруга.
Прекрасно, если в фирме существуют традиции отмечать какие-то календарные даты, периодически выезжать за город или совершать «культпоход» в театр. Хорошо, если кроме дня рождения фирмы и календарных праздников существуют еще какие-либо связанные с деятельностью компании праздничные даты: день получения фирмой первого заказа, собрание по итогам года, сдача баланса, профессиональный праздник и т. д. Главное, чтобы дата обладала определенным смыслом!
В календарные праздники не стоит устраивать открытые вечеринки, на которые приглашаются люди, опосредованно связанные с деятельностью фирмы – клиенты, поставщики, кредиторы. Устраивать корпоративные праздники в Новый год или 8 марта не только можно, но и нужно!
Особые праздники – дни рождения сотрудников. Поздравление сотрудника с днем рождения должно стать приятной обязанностью руководителя, думающего о будущем компании. Но стоит ли поздравлять индивидуально каждого работника?
Все зависит от особенностей коллектива и его численности. Если в коллективе не много сотрудников, то поздравлять нужно каждого из них. Руководитель должен сказать сотруднику несколько теплых слов и преподнести небольшой подарок. Подчиненные ценят такие жесты начальства.
Если коллектив организации исчисляется несколькими десятками человек, то нет смысла поздравлять каждого работника. Можно, например, раз в месяц устраивать День именинника. Руководителю коллектива стоит иметь базу данных не только по дням рождения подчиненных, но и по их семьям. Сделать это нетрудно, наверняка в отделе кадров есть эти данные. Сотрудники очень лояльно относятся к начальству, которое не забывает передать открытку жене или игрушку ребенку в день рождения. В американских компаниях подобным мелочам придают огромное значение, постоянно обновляя базы данных о семьях и родственниках работников.
Если праздничный вечер вы устраиваете прежде всего для сотрудников фирмы, то не стоит приглашать представителей других компаний, даже если вы с ними тесно работаете. Скорее всего, гости будут чувствовать себя «не в своей тарелке» в чужом коллективе. Кроме того, присутствие высоких гостей праздник, задуманный как «домашний», превратит в обычное официальное мероприятие.
Особое внимание стоит уделить пригласительному билету. Оригинально оформленные пригласительные (ни в коем случае не купленные в ближайшем киоске) показывают отношение руководства к своему коллективу, говорят о солидарности компании, вызывают интерес к мероприятию.
На праздник следует приглашать всех, кто работает на вашем предприятии. При этом равенство сотрудников должно подчеркиваться в течение всего вечера. Если не хотите обидеть людей, соберите всех в одном зале.
Если вы планируете проводить во время праздничного вечера конкурсы, призов должно быть с избытком. Рассчитывайте на то, что каждый гость должен получить по призу, и смело умножайте на два. Тогда вы не попадете в ситуацию, при которой некоторые гости получили по нескольку призов, а другие – ничего.
Не стоит разыгрывать серьезные дорогие призы на Новый год и Рождество: это требует больших затрат и может вызвать зависть. Ситуаций, когда главный приз «по счастливой случайности» получает кто-то из высшего руководства или семьи начальства, быть не должно! В случайность никто не поверит, даже если лотерея проводилась честно. В отношении конкурсов требование одно: не переборщите! Для 3—4-часового вечера достаточно 3–5 основных и 2–3 дополнительных конкурсов.
И еще раз напомним – без общей концепции вечера, под которую будет выстраиваться вся программа, без проработанной концепции корпоративное мероприятие грозит превратиться в обычное застолье, где скучающие люди едят и безучастно смотрят на сцену.
Корпоративное мероприятие уже давно не дань моде, а мощный инструмент формирования атмосферы в коллективе, повышения лояльности и эффективности персонала.
Завершить праздник уместно выступлением «звезды» и дискотекой. Существуют две «опасности», которые следует учитывать при подготовке программы: приглашение музыкальной «звезды» грозит тем, что ваш праздник станет ее очередным концертом, а чрезмерная увлеченность «караоке» превратит мероприятие в концерт самодеятельных певцов из вашего коллектива.
Оформление праздника
Вы можете использовать в оформлении праздника фитодизайн, воздушные шары, световые эффекты, театральные декорации.
Фитодизайн – создание цветочных композиций считается одним из старейших видов искусства. Составление букетов требует большого мастерства, чувства цвета и стиля, тонкости восприятия и знания «языка цветов». Обладая этим качеством, современные флористы способны создать композицию в любом стиле от традиционного букета из роз и орхидей до волшебной сказки из синих пармских фиалок, белой азалии, розовой глицинии и веток самшита.
Для каждого торжества предусмотрено свое оформление. При этом профессиональный флорист может украсить цветами более 100 праздников – и не разу не повториться. Помните, что фитодизайн – самый эффективный способ превратить любое неказистое помещение в волшебный дворец для праздничного бала.
Оформление воздушными шарами – также одно из самых популярных направлений современного «праздничного» дизайна. Воздушные шары уместны не только для детских праздников и свадебных торжеств, но и для презентаций, показов, корпоративных юбилеев, шоу-программ. Популярность воздушных шаров объясняется быстрым и ярким преображением места, где проходит торжество (праздник или свадьба). «Воздушная фигура» – звезда, арка, сердце, букет, гирлянда – прекрасно вписывается в окружающий интерьер и становится неотъемлемой частью праздничного мероприятия.
В последнее время на праздниках часто используют взрывающийся воздушный шар. Представьте себе – во время кульминации праздника (церемония награждения, разрезание торта), над головой гостей взрывается огромный, полтора метра диаметром, воздушный шар, из которого кружась падают на пол лепестки роз или конфетти… Значительный плюс в оформлении зала воздушными шарами – низкая цена материала (воздушных шаров). На сегодняшний день воздушные шары – самая востребованная услуга в области оформления праздника.
Если позволяют возможности, не забудьте предусмотреть световые эффекты, особенно на время танцевальной программы. Игра света и тени всегда будила в человеке самые тайные фантазии. Современное оборудование позволяет наполнить праздничную ночь кружащимися огнями, отблесками огня, сиянием лазерных лучей, разноцветными искрами и вспышками… Пирамида из бокалов, наполненная шампанским, окруженная загадочным облаком сладкого яблочного или лимонного дыма, подсвеченная легким голубым мерцающим светом снизу и прозрачным золотым светом сверху, сделает праздник незабываемым.
Декорации – атрибут театральный. Однако их можно использовать и для оформления корпоративного торжества. Применение декораций, конечно, эффектно, но довольно дорого. Праздничное оформление special events – это мощный инструмент создания настроения. Все, от входа и фойе до столов для фуршета и сцены, должно создавать у гостей мероприятия необходимый организаторам настрой.
О подарках
Следует отдельно сказать несколько слов о подарках в рабочем коллективе, их выборе, способе преподношения. Очевидно, что не все подходит для подарка сотруднику. Подарки в деловой среде не должны выходить за ее рамки. На знаменательных для всех праздниках, таких как 23 февраля, в качестве обязательного подарка в различных организациях может быть простая открытка с пожеланиями для сотрудников фирмы от ее директора. Это не только повысит сплоченность всего коллектива, но и приподнимет авторитет руководителя в глазах его подчиненных. Для сотрудников фирмы будет еще приятнее, если в такой день они получат поздравительную открытку, написанную от руки и с личной подписью руководителя фирмы.
Подарки, которые всегда уместны и которые можно дарить каждому – цветы, сладости, фрукты, вино, книги, письменные принадлежности; изделия из стекла, хрусталя, серебра, кожи, керамики, металла. Из более ценных подарков можно назвать произведения изобразительного искусства: картины, акварели, миниатюры, уникальные издания книг и т. д. Даря книгу, нужно знать, какой литературой интересуется тот, кому она предназначена. А вообще книгу можно дарить, как и цветы, по любому поводу.
Подарок часто имеет чисто символическое значение – это своеобразная форма выражения внимания и уважения. При скромной стоимости подарок, сделанный со смыслом, может обрести огромную ценность для того, кому он преподнесен.
Вручив подарок, скромно выслушивают слова благодарности, не вступая в обсуждение. Принимать подарки тоже нужно тактично. Если подарок передают лично, его сразу же распаковывают в присутствии подарившего, выражают удовлетворение и благодарят. Невежливо отложить подарок в сторону, не взглянув на него.
Самый приятный подарок – это подарок-мечта, по разным причинам неосуществленная. Остается только выяснить, о чем мечтает тот, кого вы собрались поздравлять, желательно задолго до праздника, и постараться приобрести, красиво упаковать, а затем эффектно преподнести подарок-мечту. Возможно, такой подарок не самый дешевый и его можно купить в складчину с коллегами, заранее договорившись об этом.
Также можно договориться и о покупке подарка, части которого в целом составят один грандиозный комплект. Предположим, один из гостей купит набор бокалов и других предметов из хрусталя, другой – чайный или кофейный сервиз, третий – столовые приборы, четвертый и пятый – столовый сервиз и т. д. Если будут подбираться предметы одного производителя или очень гармонирующие друг с другом, то в целом получится красивый и ценный подарок.
Выбрать подарок для малознакомого человека – не легкое занятие, но если вы не только коллеги, но и друзья, то задача намного упрощается. Все зависит от средств, которыми вы располагаете, от знания предпочтений и наклонностей одариваемого, а также от степени дружбы. Самые близкие друзья могут позволить себе подарить интимные подарки (предметы туалета, белье). Если вы знаете увлечения одариваемого, то, возможно, вы захотите пополнить его коллекцию японских спиннингов или французских шляпок.
Очень хороши подарки, сделанные своими руками, особенно если вы достигли совершенства в изготовлении, скажем, вязаных вещей, или хорошо рисуете, или виртуозно владеете оргтехникой и можете изготовить коллаж или фотомонтаж.
Конечно, лучше всего, если вы преподнесете что-нибудь нужное или желанное. Намного легче выбрать подарок, если давно знаешь человека, его вкусы и наклонности. Даже когда вы хотите сделать подарок просто так, без всякого повода, постарайтесь доставить своим выбором удовольствие этому человеку. В жизни много возможностей приносить радость окружающим, и делать это можно не только по праздникам, но и в будни.
О цветах
Цветы преподносят в качестве подарка или дополнения к нему по любому поводу. Что уж говорить про празднование 8 марта! В этот день без цветов никак не обойтись.
Цветы дарят по поводу какого-нибудь торжества, когда они считаются неотъемлемым атрибутом подарка, и просто так – тогда подарок будет намного приятнее. Если вы знаете, что ваш букет будет не единственным, то вставьте в него небольшую открытку с поздравлениями – тогда ваш букет лучше запомнится. В зависимости от того, кому предназначается букет, подбирают определенный вид цветов, их цвет и даже упаковку. Имеют значение возраст, социальный статус и характер человека, которому преподносят букет.
В знак примирения подарите астры, белые гвоздики или букет из цветов аниса, вербены и даже веточку ежевики. Если вы желаете кому-то сделать комплимент, то букетиком васильков вы подчеркнете в человеке его деликатность и изящество; розовой акацией – элегантность; цветком миндаля – веселость и признание в том, что этот человек – душа вашего общества; белой лилией или махровыми гвоздиками вы засвидетельствуете признание талантливости и необычайной внутренней красоты.
В букетах для молодых людей преимущественно используются контрастные сочетания и насыщенные тона. Молодым девушкам лучше дарить цветы в бутонах. Букет, предназначенный человеку среднего возраста, должен быть выдержан в более спокойных тонах. Женский букет желателен в одной цветовой гамме с оберткой. Букет из розовых цветов уместен в любой обстановке.
При покупке букета думайте о человеке, которому он предназначается. Иногда и маленький букетик подснежников может передать больше нежности и теплоты, чем большой букет пышных роз. Можно дарить и один крупный цветок или ветку. Представьте, что вы уже вручаете цветы дорогому человеку, – и тогда не ошибетесь с выбором.
Организация корпоративного празднования Нового года
Встреча Нового года для всех людей – самый радостный, светлый и, что очень важно, семейный праздник, в отличие от западных стран, где таким праздником является Рождество. И встречаем мы Новый год обычно дважды: в рабочем коллективе и дома, но это не считая, конечно, известного и удивляющего весь мир обычая встречать Старый Новый год.
Организация корпоративного Нового года практически ничем не отличается от организации любого другого коллективного торжества, за исключением лишь только того момента, что все подготовительные мероприятия необходимо начинать на 7—10 дней раньше, чем обычно. Все варианты проведения праздника в рабочем коллективе следует предусмотреть наперед, в противном случае может получиться так, что вы не сможете найти подходящего для вашей компании места или ведущего идр.
Рекомендация: неплохо соблюдать меру и в праздничном украшении рабочих мест: нарядная елка в офисе на Новый год наверняка поднимет настроение, но «елочный базар» в каждом кабинете вряд ли создаст благоприятное впечатление у ваших посетителей.
Подарки, поздравительные открытки, конечно, должны получить все сотрудники. Как их вручить? Возможностей много – можно развесить их на новогодней елке или поручить это сделать «домашнему» Деду Морозу. Можно спрятать их в разноцветные чулки и предложить с помощью наводящих вопросов отгадать, кому именно должен быть вручен этот подарок.
Одеваться на новогоднее торжество нужно так, чтобы деловой костюм можно было легко превратить в праздничный при помощи мелких деталей – яркого галстука или легкого шарфика. Для создания праздничного настроения вполне хватит и какой-нибудь мелочи: незатейливая маска, колпак, носики, ушки и прочие атрибуты карнавального костюма. Этого будет достаточно, чтобы люди веселились от души, отвлекшись на время от повседневных забот.
Несомненно, стимулом к дальнейшей творческой работе послужат премии по итогам года. Получив такое вознаграждение, сотрудники фирмы просто преображаются на глазах. В итоге мероприятия подчиненные должны понять, что лучший новогодний подарок – возможность работать в вашей прекрасной фирме.
Организация корпоративного празднования юбилея или дня рождения
День рождения, а тем более юбилей, – значимый праздник не только для сотрудников компании, но и для ее клиентов и партнеров. Очередной год жизни фирмы позади. Многое сделано, много еще предстоит сделать. Да, вы хорошо поработали. Теперь можно так же хорошо погулять. Обсудить успехи и дальнейшие планы развития можно на грандиозном празднике в честь юбилея компании. Это должно быть яркое и запоминающееся событие, чтобы каждый гость почувствовал значимость праздника. Пригласите не только сотрудников, но и партнеров, важных клиентов, журналистов. Поддержите имидж компании, сделайте так, чтобы о вас знали и говорили!
Юбилей компании, ее презентация, PR-мероприятие по поводу дня основания фирмы – организация этого события должна быть безукоризненной, потому что на подобных мероприятиях, как правило, присутствуют не только сотрудники и коллеги компании, но и ее потенциальные клиенты и компаньоны, возможно, даже спонсоры. Именно поэтому организация и проведение данного мероприятия требуют профессионального подхода, всесторонней подготовки и точного расчета.
В интересах вашего же предприятия обратиться за помощью в организации подобного праздника к людям, которые качественно и профессионально подготовят торжество. Назначьте день, определите количество приглашенных, примерную сумму расходов, и к назначенному часу вам предоставят помещение в любой точке земного шара, сценарий, необходимое оборудование, таланты в любой области шоу-культуры и все, что вы еще пожелаете. У вас должен быть сценарий безупречного праздника, от всего этого зависит авторитет вашей компании в глазах ваших деловых партнеров и конкурентов.
Проведение корпоративных юбилеев стало хорошей традицией в каждой успешной компании. Обычно подобные мероприятия проводятся в ресторанах, на природе или просто на рабочем месте. Корпоративный юбилей улучшает микроклимат компании и повышает активность и работоспособность коллектива.
Чем же можно увлечь и развлечь на таком мероприятии?
Тем, кто занимается организацией подобных мероприятий, стоит взять на вооружение ряд полезных (для поддержания корпоративного духа) и увеселительных (для хорошего настроения) способов сплочения коллектива.
Существует множество способов развлечения коллектива, например, проведение различных игр и соревнований, главное условие – задания не должны требовать особой подготовки участников.
Можно пригласить к вам на праздник артистов самых различных жанров. Можно организовать праздничную программу, в которой могут быть задействованы ведущие, популярные артисты, исполнители, клоуны, иллюзионисты, ростовые куклы, фокусники, диджеи, артисты эксклюзивного жанра и другие участники шоу-программы.
Ваших коллег порадуют костюмированные вечеринки, в которых участвуют сами сотрудники фирмы. Оригинальным решением будет организация и проведение корпоративного праздника и корпоративной вечеринки в стиле пиратских гулянок или «Чикаго 30-х», которые создадут необычное праздничное настроение и останутся в памяти каждого сотрудника надолго.
Потрудитесь, чтобы на вашем корпоративном празднике были хорошая музыка и свет. Можно организовать дискотеку, провести видео– и фотосъемку.
Для того чтобы все участники празднования юбилея остались довольны и хорошо отдохнули, лучше всего доверить организацию мероприятия людям, которые занимаются этими вопросами профессионально. В этом случае никто не будет обременен заботами по подготовке и проведению торжества и все получат истинное наслаждение от коллективного отдыха.
На основе полученной информации о компании для вас разработают стилистику праздника. Будь то «Средневековый бал» или богемная «Голливудская вечеринка», «Мафиозная сходка» или «Бразильский карнавал», ретро-вечер в стиле кинофильма «Служебный роман» или рок-н-ролльная вечеринка, выбор стилистики определит атмосферу всего праздника.
Для создания подлинной атмосферы в соответствии с выбранной стилистикой огромное значение имеет грамотный подбор помещения. Для банкета в духе XVIII века может быть предложен ресторан в стиле барокко, для ковбойского вечера предлагается мексиканский салун, а для вечеринки 60-х – ресторан в стиле ретро.
Для праздника любого формата современные пиар-агентства могут пригласить артистов самых разнообразных этнических направленностей: русской народной, цыганской, африканской, украинской, латиноамериканской, нанайской, шотландской; различных музыкальных стилей: 60-е, 70-е, 80-е, поп, латино, рок-н-ролл, классика, джаз; всех жанров: бармен-шоу, цирковые артисты, шоу-балет, перфоманс, вокал, пародисты, боди-арт, файр-шоу.
Сценарии новогоднего праздника
Новогодний сценарий № 1
На сцене появляются мужчины в бане:
Пора-пора-порадуемся на своем веку
Мы сауне и пару и крепкому пивку.
Пома-пома-помахивая веничком дубовым,
Судьбе не раз шепнем «Мерси боку».
4-й: Эх! Красота! Хорошая традиция перед праздником в баньке попариться.
3-й: Да, мы традиции не нарушаем.
2-й: Ну, по 100 грамм.
1-й: За нас!
3-й: Главное, чтобы шеф не появился, мы же на дежурстве сегодня.
4-й: Да он в мэрии, я у Тамары Ивановны пять раз уточнял.
3-й: Ага! Прошлый раз он тоже был в мэрии, да успел нас застукать.
1-й: Ну ты сейчас «накаркаешь».
3-й: Тьфу, тьфу. (Стучит по крышке стола.)
2-й: Ну что, еще по одной?
Заходит Шеф.
Шеф: Так! Это вы так дежурите? Почему опять в бане?
4-й: Станислав Владимирович! У нас телефоны с собой. А здесь по производственному вопросу…
Шеф: Какой производственный вопрос можно решать в бане?
4-й: Мы разрабатываем тактику выполнения плана социально-экономического развития предприятия.
Шеф: Не понимаю. Почему в бане?
4-й: План-то напряженный, в запарке придется работать, вот мы и адаптируемся в приближенных условиях.
Шеф: А спиртное зачем?
3-й: Для тренировки закрепления будущих успехов.
Шеф: Еще успехов нет, а вы уже закрепляете. Так, после праздника, 1 числа в 11.00 доложите мне о выработанной вами тактике выполнения плана.
Шеф уходит.
3-й: Ну, наконец, пронесло.
2-й: Ну что, еще по одной?