Вечером мы снова пошли гулять по городу и даже нашли общие темы для разговора.
Игорь оказался интересным собеседником.
Так как времени у меня на учебу не оставалось, то к экзамену, который должен был состояться на следующий день, я не подготовилась.
В записке, которую я сунула в дверь комнаты, где спал Игорь, я сообщила, что не знаю, во сколько приду после экзамена домой.
Соответственно, экзамен я чуть не завалила, поставили тройку.
Иду в раздевалку техникума самая последняя, грустно…
Смотрю: девочки гурьбой стоят и шушукаются.
А все потому, что видят Игоря, который стоит с букетом гвоздик… как потом он признался, что все, сколько было в ведре у бабульки, он скупил (то ли 33, то ли 35 штук).
А парень ожидает кого-то из нашей группы, так как экзамен только мы сдавали в этот день.
И пока девочки думают, кому предназначены цветы, Игорь подходит ко мне и говорит, что он меня поздравляет со сдачей экзамена.
Мне так неловко, что кто-то видит нас вместе (он же одет «с иголочки» – весь фирменный и симпатичный), что я вместо того, чтобы порадоваться от души и сказать спасибо, произнесла: «ай, экзамен сдала на тройку», а Игорь просто ответил, что это же хорошо…
Все, наверное, были в шоке.
В тот же день мы с Игорем общались, как будто уже не было какой-то неловкости, но я заметила, что он грустит.
Спросила о причине, и он ответил, что хочет сходить в гости к Андрею, но если только вдвоем со мной.
Я согласилась, и мы пошли к его сослуживцу.
Андрей сказал, что никогда меня не встречал, отчего я еще больше «воспрянула духом».
Но удивил один момент: когда Андрей поставил на стол спиртное, Игорь отказался выпить, а Андрей засмеялся и сказал: «Мне бы такую девушку…»
Дело в том, что я никогда не пробовала спиртное, и у меня паническая боязнь пьяных. И не важно, сколько выпито и насколько пьян человек. Боюсь и все…
Игорь мне в письме как-то написал, что он не употребляет спиртное и не курит.
И что однажды что-то произошло, ему было на душе плохо, он выкурил полсигареты и ходил целый день, как пьяный. Я верила ему.
Прекрасно посидели за столом, пообщались, в том числе и на тему музыки.
Так как Игорь последние три года не был в Союзе, то не знал, кроме группы «Мираж» и «Ласкового мая», что слушает молодежь.
И Андрей предложил сходить в гости к своему однокласснику Яну, чтобы переписать песни группы «Кино».
Я не фанат Виктора Цоя, но некоторые песни мне нравились из-за текста.
Например, в песне «Восьмиклассница» Цой показал правило счастливых отношений от лица мужчины, спев: «… Мне легко с тобой, а ты гордишься мной».
Так и быть, пойдем к однокласснику.
Мы двинулись в путь.
Ян жил неподалеку. Это был симпатичный приветливый высокого роста молодой человек.
В серванте стояла фотография, где он в армии с золотым аксельбантом на военной форме.
Ян рассказал, что поступал в военное училище, но не прошел по конкурсу, и пришлось поступить в наш местный институт.
Встретил Ян нас очень хорошо, сразу Игорь с Андреем начали переписывать песни Цоя на магнитофон Игоря, который он привез из Германии.
А Ян включил фильм по телевизору, принес мне семечки щелкать во время просмотра, угощал огромными яблоками…
Фильм назывался «Долгая дорога в дюнах».
Ян подсел ко мне на диван и спросил, верю ли я в любовь с первого взгляда и чтобы вот так, как в фильме, раз – и на всю жизнь.
Я очень хотела посмотреть фильм и не придала особого значения этим вопросам, чего не сказать об Игоре. Как только он услышал подобное, сразу пропало желание переписывать песни «Кино», и Игорь сказал, что мы собираемся домой.
Как я ни пробовала уговаривать досмотреть фильм, Игорь был непреклонен: досмотреть можно и дома.
Придя домой, естественно, ни о каком фильме не могло быть и речи, так как мне нужно было писать курсовую работу. В то время еще не было компьютеров, и работа выглядела как обычная общая тетрадь формата А4. На одной странице пишет Игорь – переписывает с книги «от сих до сих», а на другой странице – рядом – пишу я.
В этот момент и сказал Игорь:
– Знаешь, куда мы завтра пойдем?
– Куда?
– В ЗАГС.
Мое молчание, очевидно, означало «да».
На следующий день я ушла на практику в техникум, а Игорь сходил сам в ЗАГС, так как предполагал, что заявление у нас не примут.
Дело в том, что у него на руках был загранпаспорт, где не указано, состоит ли он в браке и какая у него прописка. Паспорт Игоря находился в Смоленске в военкомате.
Как и думалось, в ЗАГСе ответили, что Игорь должен привезти свой паспорт, только в этом случае нас распишут.
Когда я позвонила с практики домой спросить, как у Игоря дела, он рассказал, что покормил мою сестру (как всегда, гречневая каша и яичница) и съездил за билетами на вокзал.
Пришла домой, а Игоря – нет.
Вдруг – звонок в дверь.
Открыла, а Игорь протягивает мне коробочку, по ходу объясняя, что зашел в ювелирный магазин и увидел, как парень покупает кольцо девушке, тут же надевает ей на палец и предлагает выйти за него замуж.
Игорю это очень понравилось, и он тоже решил поступить таким же образом.
Кольцо было необычное; по крайней мере, для меня, никогда не имевшей дел с золотом… да и вообще никогда не было у меня никаких колец. А это было в форме колоска.
Ничего у меня даже не екнуло в душе, не умела я радоваться таким красивым и романтичным вещам, в то время еще не научилась.
Но Игоря это ничуть не обидело, его вообще все приводило в восторг, что касалось меня, и он радовался за нас двоих.
Забегая вперед, скажу, что Игорь не раз делал так, что увидит что-то интересное или красивое: будь то платье или босоножки, – у него отменный вкус, – и покупает мне; а когда я спрашивала, как он узнал размер, то отвечал, что увидел похожий типаж девушки и попросил примерить к себе, и всегда угадывал.
Но вот Игорь уехал, мне было грустно, – настроение, как погода, зимнее.
Тогда же в стихотворении прочитала:
«Все было против нас:
метель, заносы, и телефона прерванная связь…»
Именно в то время почему-то отказывали в междугородных звонках. Письма тоже не приходили.
Чтобы не грустить, я ушла с головой в учебу, которая должна была скоро закончиться, что означало вступление во взрослую жизнь: работа, работа, работа.
А пока я писала усиленно курсовую и дипломную работу, была занята на практике, очень много читала – дел было невпроворот. И, слава богу, находила себя чем занять.
Спустя время, пришла телеграмма.
Игорь приехал, мы сходили в ЗАГС и подали заявление.
Случилось это все как-то обыденно, будто ты не принимаешь серьезное решение, которое может все изменить в твоей жизни, а так… будто пишешь черновик и можно в любой момент времени все пересмотреть и переделать. А ведь, на минуточку, хотелось всегда, чтобы это было раз и навсегда.
Понимание всей ситуации приходит много позже, когда сполна ты можешь ощутить себя счастливым просто потому, что рядом с тобой такой необыкновенный человек…
Чем же необычен и отличается от многих других, – спросите.
А все просто… он принимает тебя таким, какой ты есть… со всеми твоими достоинствами (уж не знаю, какими именно) и недостатками.
Однажды попалось на глаза стихотворение в Интернете:
Я думала, что главное в погоне за судьбой —Малярно-ювелирная работа над собой:Над всеми недостатками,Которые видны,Над скверными задатками,Которые даны,Волшебными заплатками,Железною стенойДолжны стоять достоинства,Воспитанные мной.Когда-то я так думалаПо молодости лет.Казалось, это главное,А оказалось — нет.Из всех доброжелателей никто не объяснил,Что главное, чтоб кто-нибудьВот так тебя любил:Со всеми недостатками,Слезами и припадками,Скандалами и сдвигамиИ склонностью ко лжи —Считая их глубинами, считая их загадками,Неведомыми тайнами твоей большой души.Конечно, я не устраивала скандалов и припадков у меня не наблюдалось, не замечала за собой и ложь, но что бы ни происходило, – сразу слезы… ну и, конечно, характер обидчивый, не зря же мама говорила, что кому-то достанется такое добро.
А Игорь по приезду от меня своей маме рассказывал, какой у меня взгляд, какие бывают разного цвета глаза в зависимости от освещения и настроения.
Даже я сама об этом не знала.
Нам можно было пожениться еще 23 февраля.
Но мы расценили так, что просто не успеем подготовиться к свадьбе, и что нам хочется торжественно в субботу, – в выходной, а не в будний день.
Идем по дороге домой, и вдруг слышим, – кто-то нас догоняет: «Лена… Лена…» Остановились, а это Ян. Спросил, что мы ходили подавать заявление? А регистрация когда? А пригласите меня на свою свадьбу. Игорь наотрез отказывается: у нас будут лишь родные и друзья. На что Ян предлагает быть фотографом; Игорь отвечает, что у него есть свой фотоаппарат, и он сам прекрасно фотографирует. Ян не сдается: как ты будешь фотографировать, ведь ты же жених. Против этого аргумента Игорь не устоял и решил-таки пригласить Яна на нашу свадьбу.
При этом Ян дал понять, что знает от Андрея, при каких обстоятельствах мы познакомились, и заметил, что если бы я хоть когда-нибудь выходила гулять на улицу, мы бы обязательно пересеклись, и уже не нужно бы было Игорю ехать так далеко.
Мы сходили с Игорем в несколько мест, где можно было купить свадебное платье, но все было не то. Я в то время была очень щупленькой, и свадебное платье, большей частью, выглядело как бальное, то есть, – моей фигуре и росту не очень подходило.
К тому же я все время боялась ввести в какие-то материальные траты будущего жениха (почему будущего – потому что мне все виделось, будто со стороны и как будто не со мной происходит, мы все еще мало разговаривали друг с другом, стеснялись).
Договорились со знакомой взять у нее напрокат свадебное платье и на следующий день, неся ей 25 рублей, зашли в магазин, где Игорь увидел платье, которое было сшито аккурат на мою фигуру. Он попросил его примерить. Я его одела, а снять не могу. И не могу сказать ему, – стесняюсь и примета плохая: не должен жених видеть невесту в свадебном платье до свадьбы. В итоге просто попросила позвать продавцов, чтобы они помогли мне снять платье, а Игорь заверил, что поможет мне снять его после свадьбы: очень понравилось оно ему. И стоило как раз 25 рублей.
На следующий день купили и фату по такой же стоимости, и обручальные кольца самые тоненькие, чтобы не вводить Игоря в материальные траты, но конечно об этом я ему не говорила (и о своей мечте – кукле на капоте машины), как и он мне не сказал, что по их обычаю невеста дарит жениху на второй день рубашку, – решил приобрести ее сам.
А я сама потом съездила и купила платье на второй день, когда Игоря рядом не было.
Затем мы вдвоем сходили и каждого из моих родных и друзей пригласили на свадьбу лично.
Нужно было решить вопрос со свидетелями.
Со стороны Игоря уже было известно, что свидетеля он привезет из Смоленска – это его друг детства Сергей.
А с моей стороны я думала о Майе – да-да, о той подружке, которой я предлагала сходить на дискотеку, а она отказалась. И тут она мне звонит по телефону домой и говорит, что все обдумала, хочет сходить потанцевать.
Во время разговора со мной рядом находился Игорь, и я сказала Майе, что завтра к ней приду да не одна; в общем, ожидает ее сюрприз.
Пришли в гости к подружке. Познакомила:
– Игорь
– Майя
Очень приятно.
Стали разговаривать о том, о сем.
Начинаю замечать, что Майя с интересом поглядывает на Игоря, и понимать, что не представила его, как своего молодого человека. Игорь просит пить, Майя удаляется на кухню, а Игорь говорит, чтобы мы быстрее договаривались насчет свадьбы. Может, и он тоже заметил и неловко себя чувствовал, – не знаю.
Но факт: в момент, когда Игорь держал в руках стакан с соком, я сообщаю Майе, что мы женимся и хотим, чтобы на нашей свадьбе она была свидетельницей, прозвучал ответ «нет». «Не солоно хлебавши» мы уходим.
На следующий день звонит Майя, извиняется… Для нее было шоком узнать, что еще вчера – образно говоря – мы были одиноки, а тут я привела парня, и она думала, что может к ней знакомиться, – вдруг это мой брат.
В то время не было понятия «девичник» (да и Игоря куда деть, если он издалека) и позвали моих подруг Майю и Оксану.
С ними пришла знакомая им (но незнакомая мне) девушка, благодаря которой я испытала какое-то доселе неведомое чувство ревности.
А именно – девушка Игорю «строила глазки», постоянно поправляла свою прическу… теперь, уже будучи совсем взрослой, я могу сказать, что она флиртовала с ним.
Настроение мое было преужасное, я была просто в унынии.
Соответственно, и не улыбалась, как это делала девушка, будто это не мой был предсвадебный девичник.
Только спустя десятки лет, переписываясь с Оксаной, я призналась о причине моего настроя, чему она удивилась, так как на тот момент решила, что просто у меня мандраж перед свадьбой – из нас троих я первая выходила замуж, чужая девушка не в счет, я не знала даже ее имени.
Игорь много нас фотографировал и тоже не был в курсе моего плохого настроения; сказать точнее, он его не замечал.
Он был счастлив, что мы подали заявление и не за горами наша свадьба.
Кстати, мой отец всегда шутил, что замуж меня отдаст только за того, кто умеет на чем-нибудь играть.
Дело в том, что у него было хобби – игра на фортепиано, на гитаре или в шахматы.
Когда приходили в гости какие-нибудь ребята, отец мне намекал, что неплохо бы было мне обратить на кого-либо внимание… особенно на того, кто может сыграть с ним партию в шахматы.
Пианистов или гитаристов как-то не наблюдалось.
Я всегда отнекивалась: тот маленького роста или еще что-то говорила… на это отец отвечал, что «в кровати все равны». Но так далеко в будущее я не заглядывала.
Когда отец спросил у Игоря, на чем он может играть, то будущий жених пошутил: «на нервах».
Как бы там ни было, но в техникуме дали обходной лист.
В одной из граф значилась городская библиотека, в которой я ранее брала книгу и ее у меня украли.
Я не знала, какой найти выход из создавшейся ситуации, что приводило меня в ужас – диплом я не получу.
Игорь, узнав, что вопрос можно решить, оплатив стоимость книги в 10-тикратном размере, меня успокоил и все «организовал», чем привел в восхищение…
Была зима, в квартире очень холодно, и особенно в той комнате, где ночевал Игорь.
Однажды мама сказала, что ей жаль хлопця, занесла в комнату, где спала я с младшей сестрой на диване, раскладушку и точка.
Как мы с Игорем ни отказывались (стесняемся же, хотя и подали заявление в ЗАГС), мама стояла на своем: «жаль хлопця».
Наступила ночь.
Сначала мы с сестрой улеглись спать и выключили свет, потом зашел Игорь и тоже улегся в темноте на раскладушку, – в двух шагах от нас.
Какое-то время мы лежали молча, нам не спалось.
И тут Игорь захотел что-то мне сообщить.
Сказал шепотом, что сейчас подойдет ко мне.
На это я ответила: хорошо, только пусть укутается в одеяло, так как у нас в техникуме была лекция (о чем была лекция, я Игорю не стала уточнять, но вообще-то лекция была о том, что можно забеременеть и иногда ничего для этого не делая, – похоже, я не очень внимательно слушала лектора).
Стоило Игорю встать с раскладушки, подойти ко мне и присесть на край дивана, как младшая сестра вскочила и сказала, что все расскажет родителям. И убежала к ним в комнату.
Игоря чуть удар не хватил: в чужом доме так опозориться, – ведь неизвестно, что подумал ребенок. Он метнулся обратно на раскладушку.
Вернулась сестра и улеглась на диване.
Я спросила, что сказали родители, она обиженно ответила: «Мама сказала: «Видвэрнысь и нэ дывысь».
К свадьбе все было уже готово, что касалось моего наряда, но не хватало красивых бутоньерок. Их у нас в городе не было, а без них Игорь не хотел.
Также он имел такое телосложение, что не подобрать свадебный костюм, и Игорь решил съездить домой в Смоленск, чтобы купить все остальное и необходимое.
Перед отъездом мы уже вовсю были влюблены, просто летали на крыльях и даже целовались.
А знаешь, все еще будет,Южный ветер еще подуетИ весну еще наколдует,И память перелистает,И встретиться нас заставит,И встретиться нас заставит,И еще, меня на рассветеГубы твои разбудят… Вероника Тушнова…Капелькой дождя смоет нашу грусть,
Ты сегодня не со мною, ну и пусть,
Утренний звонок украдет рассвет,
Впереди у нас с тобою сотни лет.
Мы будем вместе, я знаю,
Таких, как я – не бывает,
Таких, как ты – не теряют,
Мы будем вместе, я знаю!…
Точную дату приезда Игоря в мой город я не знала, но ждала его, верила… как может быть иначе.
Но ничего от него не было: ни писем, ни звонков, хотя обещали друг другу писать и звонить.
Так, в первый весенний день я сижу на кухне, ем суп, и слезы капают в тарелку.
Напротив сидит отец и говорит, что если сегодня Игорь не приедет, то, скорее всего, можно его уже не ждать.
На мои протесты отец поясняет, что это жизнь: у такого интересного парня в каждом городе может быть по невесте, которой так же покупают свадебное платье и фату.
Звонок в дверь. Я иду открывать.
Передо мной стоит Игорь с чемоданом.
Я отступаю назад со словами: «Это ты, все-таки приехал…» Игорь в смятении, что я передумала выходить за него замуж.
Позже, уже придя в себя… оба… Игорь рассказал, что как только приехал, пробовал позвонить по межгороду, но не соединяли. Пытался несколько раз и сам, но никак не получалось дозвониться.
Игорь сразу напечатал фотографии с нашего «девичника», отправил в одном из трех писем, которые посылал мне по почте в разное время и которые благополучно пришли этим же вечером все вместе.
В письмах Игорь сообщал, что шесть часов стоял в кассу за билетами в Минске, и дома был уже в пять часов утра, сразу сел печатать фотографии.
Прошли еще только сутки, а он уже очень по мне скучает, что все время меня ему не хватает и даже не знает, что делать без меня.
Игорь писал, что купил к нашей свадьбе костюм серый, рубашку белую, туфли серые, галстук он дома подобрал из тех, что раньше привез из ГДР, бутоньерки для нас и для свидетелей и пока с лентами для них затруднение, но он поищет или сошьет из ткани (судя по тому, что ленты на свидетелях были, Игорь решил этот вопрос), что поедет и купит шампанское.
Также Игорь сообщал, что ездил устраиваться на работу: был в нескольких местах, но отказали. Тогда поехал к зятю на работу и там написал заявление, – будет работать водителем.
Нужно было поторопиться с трудоустройством, так как требовалось предоставить справку с работы мужа, если мне нужно было взять открепление по месту распределения в Днепропетровске. Кроме этого, предъявить справку с того места, в котором я буду работать поваром в Смоленске, а также справку с места жительства мужа (что у него есть жилье, в котором я буду проживать, – ведь я как-никак молодой специалист и через время по закону имею право на получение своего жилья).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги