Предлагаемый подход не требует значительных затрат энергии и времени, а органично встраивается в школьный контекст, поскольку не только позволяет распознавать проблему и её функционирование, но и указывает специалисту, как сконструировать наиболее подходящее вмешательство посредством процесса исследования, основанного на неординарной логике. Краткие сроки, в которые становится понятно, что делать в самых сложных ситуациях, определяются тем, что специалисты научаются не теряться в интерпретациях и/или поиске виноватых, что, как мы помним, не способствует изменениям и приводит к попаданию в ещё большую ловушку, в дальнейшем усугубляя ситуацию.
Глава 2
Школа: бесконечное количество сконструированных реальностей
Мы то, что мы думаем.
Всё, чем мы являемся, возникает с нашими мыслями.
Нашими мыслями мы творим мир.
БуддаМы всегда ищем объяснений, в то время как в реальности находим лишь представления наших измышлений.
Поль ВалерииУчась в одной и той же школе, у тех же самых учителей, посещая те же уроки и выполняя те же задания, каждый ученик создаёт собственное ведение школьной среды, в которой он ежедневной живёт. Одни любят ходить в школу; другие ходят, потому что должны; третьи же открыто её ненавидят. Почему одна и та же ситуация столь по-разному воспринимается и проживается? Какая реальность истинна? Кто прав? Кто заблуждается?
Пример
Учитель физкультуры Джованна никак не может найти объяснение, почему Джоан придумывает любой повод, чтобы постоянно пропускать её занятия. Поведение этого ученика её очень расстраивает. Во время уроков она настойчиво пытается убедить Джоана посещать занятия, объясняя ему преимущества и удовольствия от двигательной активности. Бесполезно! Мальчик продолжает пропускать физкультуру и, чтобы избежать нравоучений Джованны, он научился ускользать от неё и не приходить в школу именно в те дни, когда есть её уроки. У Джованны, которая работает со страстью и энтузиазмом, прежде не было подобных случаев. Она не может понять, почему Джоан не любит физкультуру, «ведь это так приятно!» Ситуация переросла во взаимную антипатию между учеником и учителем.
Иногда у нас не получается видеть ситуацию иначе, как со своей точки зрения. Восприятие и убеждения, которые позволяют нам создавать и поддерживать представление о себе, могут стать слишком ригидными и препятствовать изменению реальности, усложнять осуществление различных действий и перемещать внимание с того, что было бы логичным совершить, на то, что действительно работает (Fisch, Schangler, 1999). Именно эта динамика происходила между учителем Джованной и учеником Джоаном.
Не существует единственной реальности: не существует абсолютной истины
Нам нравится думать, что нет ничего абсолютного. На основании современной конструктивистской эпистемологии краткосрочное стратегическое вмешательство исходит из допущения, что не существует единственной правильной и объективной реальности, и что есть множество субъективных реальностей (Nardone, Watzlawick, 2005). Конструктивизм позволил перейти к новому способу мышления, он изменил природу реальности. Он поставил под сомнение убеждённость в том, что мир состоит из стабильных структур, чётко определённых и имеющих специфические свойства, существующие независимо от наблюдателя. Согласно конструктивистской теории обучения, индивиды создают новые знания посредством своих взаимодействий, знаний и убеждений, с которыми они соприкасаются (Resnick, 1989). Для конструктивистов всё определяется точкой зрения, и реальность изменяется в зависимости от точки зрения наблюдателя. Индивиды воспринимают и конструируют реальность на основе своего опыта. Реакции или ответы других людей могут подтверждать и укреплять собственное восприятие, или же вызывать контр-реакцию и ослаблять его. С этой точки зрения, реальность рассматривается как результат восприятия. Она является инструментом познания и определяется языковыми структурами, с помощью которых мы описываем и сообщаем то, что воспринимаем (Salvini, 1988). Реальность, в сущности, – это точка зрения, идея, убеждение или вера. Пример этого – случай Джоана, который «невероятно», с точки зрения учителя, ненавидел уроки физкультуры. Чарльз Сандерс Пирс, основоположник семиотики[10]ставит под сомнение концепцию науки как главной дороги к истине. Он определяет науку как бесконечную
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
SEBD – Social, Emotional, Behavioural Difficulties. В дальнейшем изложении материала мы будем – вслед за авторами – использовать эту аббревиатуру.
2
Более подробное описание случая Келли приведено в главе 12 «Примеры конкретных случаев: построение эффективных стратегий вмешательства».
3
Термин «исследование действием» впервые ввёл Курт Левин в 1944 году. Им описывается процесс строгого исследования, которое проводится тем и для того, кто совершает действие. Исследование действием улучшает и/или совершенствует деятельность «исследователя-практика».
4
Краткосрочная стратегическая терапия – психотерапевтическая модель, созданная в Школе Пало Альто (Mental Research Institute (MRI) ⁄ Институт исследований психики)
5
Институт исследований психики Пало Альто был основан в 1958 году в Калифорнии Доном Джексоном и коллегами. Институт считался одним из главных источников материала для исследований по системному взаимодействию, психотерапии и семейной терапии. Фокусом исследования был интеракционистский подход, направленный на лучшее понимание и более эффективное решение индивидуальных и семейных проблем на всех уровнях социальных организаций; кроме того, одной из задач являлось распространение достигнутых результатов (www.mri.org).
6
Термин «кибернетика» был введён математиком Норбертом Винером в 1948 году. Наука изучает механические, физические, биологические, когнитивные и социальные системы. Базовое допущение заключается в том, что функции контроля, регулирования, обмена и обработки информации в организмах и социальных системах соответствуют тем же принципам, что и в механике. Кибернетика применима тогда, когда анализируемая система замыкается в цикл, в котором действие системы порождает изменения в среде. Эти изменения становятся обратной связью и вызывают дальнейшие изменения в системе. Очевидно, что этот процесс основан на циркулярной обратной связи.
7
Теория информации – сфера исследований кибернетики, в которой посредством использования математики (Simon, Stierlin, Wynne, 1985) изучаются формальные аспекты, связанные с передачей, обработкой и хранением информации.
8
Общая теория систем, как и кибернетика, изучает функции и структурные правила, действующие для всех систем, независимо от их устройства. Предпосылки теории систем основываются на идее, что система в своей целостности качественно отличается и действует отлично от суммы единичных элементов системы (Simon, Stierlin, Wynne, 1985).
9
Центр Стратегической терапии (CTS) в Ареццо был основан в 1987 году Джорджо Нардонэ и Полом Вацлавиком. Центр занимается сохранением и развитием модели Школы Пало Альто, www.centroditerapiastrategica.com
10
Согласно теории знаков Пирса, мысль основывается на знаках. Его теория знаков – это теория опыта и познания. Он утверждал, что философия и логика должны быть приведены к опыту, чтобы быть подтверждёнными.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги