banner banner banner
Основы знаний по ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
Основы знаний по ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
Оценить:
 Рейтинг: 0

Основы знаний по ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач


2.6.4. Функциональная структура информационного обеспечения прогнозирования[82 - Петров В. М. Функциональная структура информационного обеспечения прогнозирования научно-технического прогресса. – Прогнозирование научно-технического прогресса и его влияние на сокращение цикла «исследование – производство». Материалы краткосрочного семинара 17—18 апреля. – Л.: ЛДНТП, 1987. – с 35—38.].

2.7. Особенности инструментов ТРИЗ, применяемых в не технических системах[83 - Альтшуллер Г. С. Современное состояние теории решения изобретательских задач//Г. С. Альтшуллер, Г. М. Фильковский. – 1975 – 44 с., г. Баку – Деп. В ЧОУНБ 14.01.88 №340Померанец М. С. Приложение принципов ТРИЗ к анализу некоторых нетехнических систем. – Методология и методы технического творчества. Тезисы докладов и сообщений к научно-практической конференции. – Новосибирск: АН СССР СО, 1984. —. 99—100. Рубин М. С. О влиянии земных условий на развитие техники. – Методология и методы технического творчества. Тезисы докладов и сообщений к научно-практической конференции. – Новосибирск: АН СССР СО, 1984. —. с. 54—55. Альтшуллер Г., Рубин М. Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и технике. – Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество), с. 221—236. http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=3470 (http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=3470).Альтшуллер Г. С. 2-ой Съезд Ассоциации ТРИЗ в г. Петрозаводске, 1991 г., стенограмма выступления. http://www.altshuller.ru/engineering14.asp (http://www.altshuller.ru/engineering14.asp).Амнуэль П. Р. РТВ – это очень просто! Курс лекций по развитию творческого воображения и теории решения изобретательских задач для начинающих, 1999 год.].

2.7.1. ТРИЗ в науке[84 - Альтшуллер Г. Как делаются открытия: (Мысли о методике научной работы). – Баку, 1960. – 12 с. Злотин Б. Зусман А. Использование аппарата ТРИЗ для решения исследовательских задач. – Кишинев, 1985, 12 с. (рукопись). Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г. С. Альтшуллер, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филатов. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.– 381 с. (c. 123—132). Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. – Кишинев: МНТЦ «Прогресс», Картя Молдовеняскэ,1991, 204 с.Митрофанов В. В., Соколов В. И. О природе эффекта Рассела. – Физика твердого тела, 1974г., т. 16, №8, с. 24—35. Митрофанов В. В. По следам возбужденной молекулы. – Техника и наука, 1982, №2. Митрофанов В. В. От технологического брака до научного открытия. – Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998. – 395 с. Кондраков И. М. Алгоритм открытий? – Техника и наука, 1979, №11. Головченко Г. Г. О ветроэнергетике растений. – Физиология растений, 1974, т. 21, вып. 4. c. 861—863.].

2.7.2. ТРИЗ в бизнесе[85 - Рубин М. С. Об использовании инструментария ТРИЗ в банковском деле. Краткий отчет о семинаре по ТРИЗ с сотрудниками «Текобанка» в Петрозаводске, 1993 г. Опубликовано в «Журнале ТРИЗ», №11, 1996 г. http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=3614 (http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=3614).Сибиряков В. Стратегическое планирование на основе ТРИЗ. – Ключевые технологии, №0, июнь 1998 г., с 21—22.].

2.7.3. ТРИЗ в социально-технических системах[86 - Альтшуллер Г., Рубин М. Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и технике. – Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество), с. 221—236.].

2.7.4. ТРИЗ в биологии[87 - Лихачев А. Ю. Особенности построение банка данных по медицинским эффектам с учета принципа целостности. Некоторые системные и философские вопросы построения банка данных по медико-биологическим эффектам. – Тезисы докладов III-й Всесоюзной конференции «Автоматизация поискового конструирования и подготовка инженерных кадров» АПК-83. – Иваново, 1983. – с. 134—135. Захаров И. С. О законах биологических систем. – Журнал ТРИЗ, 1/96 (№11), с. 32—33. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ (Учебное пособие) Авт. сост. В.И.Тимохов. – С. Петербург: Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС». 1996.– 105 с. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху. Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии. Книга для учителей и учащихся. Рига. – 1993. – 124 с. Злотин, Б. Л. Зусман А. В. Эволюционный мозг. Пример методики теории решения исследовательских задач. Доклад Петрозаводск, 1985. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. – Кишинев: МНТЦ «Прогресс», Картя Молдовеняскэ,1991, 204 с. (с. 78 – 86).].

2.7.5. ТРИЗ в искусстве и литературе[88 - Злотина Э. С. Синтез интуитивного и системного в творчестве. – Методология и методы технического творчества. – Новосибирск, 1984, с. 36—37. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (с. 23, 87—88, 122—123). Злотин Б. Л., Зусман А. В, Вишнепольская С. «Петя и Дедал» – изобретательские сказки. 22 выпуска в газете «Юный Ленинец» с 1985 по 1989 годыМурашковска И., Мурашковский Ю. М. «Искусство» от слова «техника». – Журнал ТРИЗ, Т.1, №1/90, с.55—64. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. – Кишинев: МНТЦ «Прогресс», Картя Молдовеняскэ, 1991, 204 с. (с, 69 – 71, 185 – 195). Флореску Р. С. Приемы фантазирования в изобразительном искусстве. – Журнал ТРИЗ, Т.3, 2/92, (№6) с. 69—77. Злотина Э. С. Закономерности развития музыкальных форм. – Технология творчества, №1, 1999,с. 9—14. http://trizminsk.org/e/245003.htm (http://trizminsk.org/e/245003.htm).].

2.7.6. Закономерности развития коллективов[89 - Злотин Б. Л., Зусман А. В. Основы теории развития коллективов. Доклад и круглый стол по теме в Миассе в 1986 году, было распечатано и разослано, у меня есть электронные материалы. Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. – Кишинев: Лумина, 1988, 271 сАльтшуллер Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В. Теория и практика решения изобретательских задач. Методические рекомендации. – Кишинев, 1989. – 127 с. (с. 58—68). Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. – Кишинев: МНТЦ «Прогресс», Картя Молдовеняскэ, 1991, 204 с. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. Филатов В. И. Профессия – поиск нового. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.– 195 с.Злотин Б. Л., Зусман А. В., Каплан Л. А. Закономерности развития коллективов. – Кишинев: МНТЦ «Прогресс», 1990.].

3. ТРИЗ и развитие личности.

3.1. Развитие творческого воображения[90 - Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. 2-е изд. – М: Московский рабочий, 1973, с. 23—47. http://www.altshuller.ru/triz/levels.asp (http://www.altshuller.ru/triz/levels.asp).Altshuller G. The Innovation Algorithm. TRIZ, Systematic Innovation and Technical Creativity. Technical Innovation Center, Inc. Worcester, MA, 1999. 312 p., ISBN 0964074044 (p. 37—55). Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. – 347 с. (ротапринт). Гарина-Домченко А. Н., Галышева А. С., Злотин Б. Л., Канер В. Ф., Литвин С. С., Петров В. М. Учебно-методические материалы по основам технического творчества для средних профессионально-технических училищ. – Л.: ВНИИ Профтехобразования. 1979. – 212 с. Альтшуллер Г. С. Эта удивительная фантазия – Техники и наука. – 1980, №5. – с. 26 – 27. http://www.altshuller.ru/rtv/rtv10.asp (http://www.altshuller.ru/rtv/rtv10.asp).Злотин Б., Литвин C. Урок фантазии. Альманах «Хочу Всё Знать», Л., Детская Литература, 1980. Жуков Р. Ф., Петров В. М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.76—86). http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm (http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm). Жуков Р. Ф., Петров В. М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с. Злотин Б., Литвин C. Фантазия по формулам. Альманах «Хочу Всё Знать», Л., Детская Литература, 1984. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (с. 124—131). Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. – Кишинев: Лумина, 1988, 271 с.Злотин Б. Л., Зусман А. В. Изобретатель пришел на урок. – Кишинев: Лумина, 1990, 246 с.].

3.1.1. Психологическая инерция. Приемы борьбы с психологической инерцией[91 - Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 224 с. (с. 151—162)].

3.1.2. Управление психологическими факторами в процессе решения задач.

3.1.3. Роль воображения. Система упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).

3.1.4. Роль научно-фантастической литературы (НФЛ) в развитии творческого воображения. Методика работы с НФЛ. Прогностические функции научно-фантастической литературы.

3.1.5. Оператор РВС (параметрический оператор)[92 - Альтшуллер Г. С. «Начнем с увеличения в Миллиард раз…» (эпизод четвертый) – Селюцкий А. Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 162—165). Жуков Р. Ф., Петров В. М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.76—86). http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm (http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm). Жуков Р. Ф., Петров В. М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.[1] Альтшуллер Г. С. Маленькие-маленькие человечки (эпизод первый). Подозрительно простая задача (эпизод пятый) – Селюцкий А. Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 151—155, 165—166).Альтшуллер Г. С. Метод ММЧ, или некоторые хитрости, подсказывающие, как изменять технический объект. – «Техника и наука», 1981, №5. – с.18. http://www.altshuller.ru/triz36.asp (http://www.altshuller.ru/triz36.asp).Альтшуллер Г. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. – Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество).Жуков Р. Ф., Петров В. М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.76—86). http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm (http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm).Жуков Р. Ф., Петров В. М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.].

3.1.6. Метод моделирования «маленькими человечками» (МММЧ)[93 - Альтшуллер Г. С. Маленькие-маленькие человечки (эпизод первый). Подозрительно простая задача (эпизод пятый) – Селюцкий А. Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 151—155, 165—166). Альтшуллер Г. С. Метод ММЧ, или некоторые хитрости, подсказывающие, как изменять технический объект. – «Техника и наука», 1981, №5. – с.18. http://www.altshuller.ru/triz36.asp (http://www.altshuller.ru/triz36.asp).Альтшуллер Г. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. – Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.– (Техника-молодежь-творчество). Жуков Р. Ф., Петров В. М. Современные методы научно-технического творчества (на примере предприятий судостроительной промышленности). Учебное пособие. – Л.: ИПК СП, 1980. – 88 с. (с.76—86). http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm (http://trizfido.narod.ru/00/petrov.htm). Жуков Р. Ф., Петров В. М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.].

3.1.7. Фантограммы[94 - Альтшуллер Г. С. Фантограммы: (Упражнения по развитию воображения). – Баку, 1972. – 5 с. (рукопись). Жуков Р. Ф., Петров В. М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.].

3.1.8. Метод золотой рыбки (метод разложения и синтеза фантастических идей)[95 - Альтшуллер Г. С. Еще раз о золотой рыбке (эпизод третий). – Селюцкий А. Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 158—162). Жуков Р. Ф., Петров В. М. Совершенствование стиля работы изобретателей. – Л.: ИПК СП, 1982. – 38 с.].

3.1.9. Ступенчатое конструирование[96 - Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. – 347 с. (ротапринт).].

3.1.10. Метод ассоциаций[97 - Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. – 347 с. (ротапринт).].

3.1.11. Метод тенденций[98 - Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. – 347 с. (ротапринт).].

3.1.12. Метод скрытых свойств объекта[99 - Злотин Б. Развитие творческого воображения. – Л., 1976. – 70 с. (рукопись)Злотин Б., Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебное пособие для II курса УИР. – Л.: ЛОП НТО «Машпром», 1977. – 72 с. (рукопись). Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебно-методическое пособие для инженеров и изобретателей. – Л. 1978. – 98 с. (рукопись).].

3.1.13. Взгляд со стороны[100 - Злотин Б. Развитие творческого воображения. – Л., 1976. – 70 с. (рукопись)Злотин Б., Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебное пособие для II курса УИР. – Л.: ЛОП НТО «Машпром», 1977. – 72 с. (рукопись). Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебно-методическое пособие для инженеров и изобретателей. – Л. 1978. – 98 с. (рукопись).].

3.1.14. Изменение системы ценностей[101 - Злотин Б. Развитие творческого воображения. – Л., 1976. – 70 с. (рукопись). Злотин Б., Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебное пособие для II курса УИР. – Л.: ЛОП НТО «Машпром», 1977. – 72 с. (рукопись). Литвин С. Развитие творческого воображения. Учебно-методическое пособие для инженеров и изобретателей. – Л. 1978. – 98 с. (рукопись).].

3.1.15. Ситуационные задания[102 - Альтшуллер Г. С. На пыльных тропинках далеких планет (эпизод второй). – Селюцкий А. Б., Слугин Г. И. Вдохновение по заказу. Уроки изобретательства. Петрозаводск: Карелия, 1977, 190 с. (с. 155 -158).].

3.1.16. Приемы фантазирования (приемы генерирования фантастических идей)[103 - Амнуэль П. Научно-фантастическая литература. Учебное пособие для инженеров и изобретателей. Баку: ОЛМИ, 1974. – 347 с. (ротапринт).].

3.1.17. Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2»[104 - Альтов Г. Амнуэль П. Шкала «Фантазии-2». – Свердловск: ВИПК Минцветмет., 1982. – с. 9 сАльтшеллер Г. Шкала «Фантазии» (к занятиям по развитию творческого воображения). – Свердловск: ВИПК Минцветмет., 1982. – с. 5 с.].

3.2. Теория развития творческой личности (ТРТЛ) и жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ)[105 - Альтшуллер Г. С., Верктин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. – Кишинев: МНТЦ «Прогресс» – Картя молдовеняскэ, 1990. – Ч.1. – 1990.– 237 с. Ч.2. – 1990. – 71 с. Альтшуллер Г. С., Верктин И. М. Как стать еретиком: Жизненная стратегия творческой личности. – Как стать еретиком / Cост. А. Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – с. 9—184. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Идеальная творческая стратегия: концепция «максимального движения вверх» и перечень актуальных разработок. – Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. – Минск: Беларусь, 1994 г. – с. 453 – 468 http://www.altshuller.ru/trtl/trtl2.asp (http://www.altshuller.ru/trtl/trtl2.asp)Альтшуллер Г. С. Учить талантливому мышлению. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск.: Наука, 1986, 209 с. (С. 173—186) http://www.altshuller.ru/trtl/trtl1.asp (http://www.altshuller.ru/trtl/trtl1.asp)Альтшуллер Г. С. Фонд достойных целей. 1985 http://www.altshuller.ru/trtl/trtl4.asp (http://www.altshuller.ru/trtl/trtl4.asp)Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Введение в ЖСТЛ http://www.altshuller.ru/trtl/heretic1.asp (http://www.altshuller.ru/trtl/heretic1.asp)Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Перечень ходов ЖСТЛ. – Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. – Минск: Беларусь, 1994 г. – с. 479. http://www.altshuller.ru/trtl/heretic2.asp (http://www.altshuller.ru/trtl/heretic2.asp)Альтшуллер Г. С. О системе А. А. Любищева. Баку, 1978 http://www.altshuller.ru/engineering3.asp (http://www.altshuller.ru/engineering3.asp)Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Задачник по курсу ТРТЛ. Баку, 1987 http://www.altshuller.ru/trtl/trtl0.asp (http://www.altshuller.ru/trtl/trtl0.asp)Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. «Порча» школы ход внешних обстоятельств. – Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. – Минск: Беларусь, 1994 г. – С. 300. http://www.altshuller.ru/trtl/trtl65a.asp (http://www.altshuller.ru/trtl/trtl65a.asp)Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Заключение. – Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. – Минск: Беларусь, 1994. – с. 469 – 474 http://www.altshuller.ru/trtl/heretic0.asp (http://www.altshuller.ru/trtl/heretic0.asp)].

3.2.1. Основные качества творческой личности.

3.2.2. Достойная Цель. Критерии ДЦ.

3.2.2.1. Фонд ДЦ. Дебют.

3.2.3. Рациональная программа жизни ТЛ.

3.2.4. Как обеспечить высокий к. п. д. интеллектуальной деятельности? Творческая личность: техника самоконтроля.

3.2.5. Умение держать удар.

3.2.6. Идеальная жизненная стратегия ТЛ.

notes

Примечания

1

Работы, входящие в эту категорию должны быть подтверждены публикациями или другими документами утвержденными Г. С. Альтшуллером

2

Работы, входящие в эту категорию должны быть подтверждены публикациями или другими документами утвержденными Г. С. Альтшуллером

3

Альтшуллер Г. С. «Икар и Дедал». Комплекс учебных программ для школ НТТМ и подготовки преподавателей. – Баку, 1985. – 37 с.

4

Литвин С. С., Кислов А. В., Герасимов О. М. Программа курса «Методы научно-технического творчества» Международного Университета научно-технического творчества (МУНТТР) Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург: МУНТТР, 1997. – с. (Согласовано – Президент МАТРИЗ – Г. С. Альтшуллер. Утверждено – Ректор МУНТТР – В. В. Митрофанов). Программа опубликована в «Журнал ТРИЗ», №2 (15) апрель 2006. – С. 40—45).

5

Кислов А. В., Юдин Ю. А. Программа учебного курса «Инновационная технология проектирования на базе ТРИЗ и ФСА». – Санкт-Петербург: Invention Machine Corporation – Инженерный центр «Изобретающая Машина», 1998. – С. 5. (Согласовано – Вице-президент Invention Machine Corporation Президент Инженерный центр «Изобретающая Машина» – C. С. Литвин. Утверждено – Президент МАТРИЗ – Г. С. Альтшуллер).

6

Содержание учебников Бориса Злотина и Аллы Зусман раскрывают содержание программ Кишиневской школы:

Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии. – Кишинев: Лумина, 1988, 271 с.