Книга Стопа балерины - читать онлайн бесплатно, автор Денис Каблуков. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Стопа балерины
Стопа балерины
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Стопа балерины

Впрочем, движения – это только одна из функций стопы, про которые мы говорили в начале главы. Вторая функция – это опора, как раз таки которая и страдает у представителей этой прекрасной профессии. И в большинстве случаев стабильность стопы нарушается не из-за анатомических дефектов, а из-за отсутствия должного контроля. Но к этому вопросу мы будем возвращаться еще не раз.

Как устроены голеностоп и стопа человека?


Сейчас мы разберем элементарную анатомию, чтобы представлять, какие структурные элементы присутствуют в стопе человека.

Строение голеностопного сустава

Это сустав между костями голени и стопой. Состоит он из трех костей – это две берцовые и таранная кости. Большеберцовая кость, располагаясь с внутренней стороны голени, вместе с малоберцовой, расположенной с наружной стороны голени, образуют берцовую вилку, которая сочленяется с верхней поверхностью таранной кости стопы (рис. 5).


Рисунок 5 – Кости, формирующие голеностопный сустав


Связочный аппарат голеностопного сустава (рис. 6) в основном представлен коллатеральными связками, расположенными с внутренней и наружной стороны сустава. С внутренней стороны располагается дельтовидная связка, которая представлена несколькими пучками. Начинается дельтовидная связка от внутренней лодыжки и далее расходится книзу веером к нескольким костям стопы (таранной, пяточной, ладьевидной). С наружной стороны располагаются три связки, которые берут свое начало от наружной лодыжки и направляются к костям стопы. Это передняя и задняя таранно-малоберцовые, которые прикрепляется к таранной кости, и пяточно-малоберцовая связка, которая прикрепляется к пяточной кости. Кроме того, там располагаются передняя и задняя связки голеностопного сустава, которые берут свое начало на большеберцовых костях и прикрепляются к таранной кости спереди и сзади, но эти связки – это больше утолщение капсульного аппарата, чем полноценное анатомическое образование. Связочный аппарат голеностопного сустава будет обеспечивать стабильность, которая так необходима для распределения нагрузки на стопу.






Рисунок 6 – Связочный аппарат голеностопного сустава. Внутренняя сторона (слева), наружная сторона (справа)


Не менее существенной является информация и про связочный аппарат костей голени: когда дальше мы будем разбирать биомеханику работы голеностопного сустава, мы поймем, насколько важную функцию выполняют связки костей голени сыграют. Есть два межберцовых сочленения – верхнее и нижнее. Причем нижняя передняя и задняя межберцовые связки удерживают кости голени не в непосредственном контакте, давая им возможность определенного движения (рис. 7). Это будет необходимо для более выраженной стабилизации голеностопа во время осевой нагрузки.




Рисунок 7 – Межберцовые связки

Строение стопы


Стопу можно разделить на три отдела: задний, средний и передний.

Задний отдел стопы состоит из двух костей: пяточной и таранной. Средний отдел сформирован пятью костями: ладьевидной, кубовидной и тремя клиновидными костями. И передний отдел стопы состоит из пяти плюсневых и фаланговых костей (две в первом пальце и по три в каждом остальном). Таким образом, стопа насчитывает 26 основных костей. Но есть и дополнительные кости, например, сесамовидные. Они находятся в толще сухожилий и на стопе располагаются с подошвенной стороны первого плюснефалангового сустава (рис. 8).


Рисунок 8 – Кости стопы с названием


Выделяют два крупных сустава стопы – это Шопаров и Лисфранков суставы. Первый расположен между задним и средним отделом стопы, а второй – между средним и передним (рис. 9). Эти суставы позволят стопе совершать комбинированные движения в трех плоскостях.





Рисунок 9 – Кости стопы, разделённые на отделы


У обычного человека сустав Лисфранка почти неподвижен, что сильно отличает его от сустава балерины. Когда мы будем говорить о формировании балетной стопы, основной разговор пойдет о таранно-ладьевидной и медиальной межкостной клиновидно-плюсневой связке (связка Лисфранка), от которой будет зависеть выраженность подъема (рис. 10).



Рисунок 10 – Связка между таранной и ладьевидной, и клиновидной и 2-й плюсневой костью


Связки, удерживающие сустав Шопара, имеют огромное значение, являясь статическими стабилизаторами продольной арки стопы. Также в поддержании продольного свода принимает участие длинная подошвенная связка, которая идет от пяточной кости к основаниям 2-5 плюсневых костей.

Сочетание костных структур со связочным аппаратом формирует достаточно стабильную модель стопы человека, которая будет приводиться в движение за счет мышц. Нормальная анатомия у всех примерно одинаковая. Это в процессе эксплуатации анатомия может перестраиваться, приспосабливаясь к определенным условиям, даже на уровне структуры (костей).

Мышцы голени и стопы


Мышцы, расположенные на голени, можно разделить на несколько групп: передняя, наружная, задняя и глубокие мышцы.

Передняя группа включает в себя, пожалуй, самую важную мышцу для поддержания нормального положения стопы – это передняя большеберцовая мышца. Она берет свое начало от большеберцовой кости и идет по передней поверхности голени, а прикрепляется уже с внутренней стороны стопы к медиальной клиновидной и первой плюсневой кости. Концентрически она будет выполнять супинацию стопы, сгибание голеностопа и, вместе с задней большеберцовой, приведение стопы. Изометрически будет поддерживать оптимальную арку продольного свода и стабилизировать стопу. Эксцентрически участвовать в необходимой пронации для выполнения рессорной функции стопы. Следующая мышца – это длинный разгибатель пальцев, который берет свое начало также на передней поверхности голени, но ближе к стопе разделяется на 4 отдельных сухожилия, идущих по тыльной стороне стопы и прикрепляющихся к 2-5 пальцам. Концентрически выполняет разгибание 2-5 пальцев. Еще одна мышца на передней поверхности голени – длинный разгибатель большого пальца. Начинается она на передней поверхности голени, проходит по тыльной части стопы и прикрепляется к первому пальцу. Концентрически выполняет разгибание 1 пальца (рис. 11).



Рисунок 11 – Мышцы передней группы


Есть еще одно интересное образование на стопе – удерживатель сухожилий разгибателей, под которым проходят все мышцы передней группы. Получается, что все сухожилия этой мышечной группы на стопе вынуждены располагаться вплотную: именно это является одной из причин возникновения болей в среднем отделе стопы, о чем мы будем говорить далее.

Наружная группа мышц голени включает в себя две мышцы: длинную и короткую малоберцовые. Начинаются они обе на наружной поверхности голени, проходят сзади наружной лодыжки, огибая ее, далее идут вдоль пяточной и кубовидной костей, и далее длинная пересекает подошву в косом направлении, прикрепляясь к медиальной клиновидной и 1 плюсневой костям, а короткая прикрепляется к 5 плюсневой кости. Концентрически обе выполняют разгибание голеностопа, пронацию и отведение стопы (рис. 12).



Рисунок 12 – Наружная мышечная группа


Задняя группа мышц голени состоит из двух мышц: икроножной и камбаловидной. Их часто называют трехглавой мышцей голени, так как они имеют одно общее сухожилие – ахиллово, или пяточное сухожилие, которое прикрепляется к пяточной кости. А далее очень важно: икроножная мышца, поднимаясь по задней поверхности голени, пересекает коленный сустав и прикрепляется к подколенной фасции бедренной кости, а камбаловидная доходит до верхней трети голени и там крепится к малоберцовой кости (рис. 13). Концентрически они выполняют разгибание в голеностопном суставе. Изометрически удерживают голеностоп в положении demi-pointe. Эксцентрически контролируют плавность сгибания голеностопа (приземление после прыжка, plie).




Рисунок 13 – Задняя мышечная группа


Глубокий слой мышц голени состоит из длинного подошвенного сгибателя пальцев, длинного подошвенного сгибателя большого пальца и задней большеберцовой мышцы. Длинный подошвенный сгибатель пальцев начинается на задней поверхности большеберцовой кости, проходит четырьмя отдельными сухожилиями до 2-5 пальцев. Концентрически выполняет сгибание 2-5 пальцев. Длинный сгибатель 1 пальца начинается от задней поверхности малоберцовой кости, проходит по подошвенной части стопы и далее между сесамовидными костями у основания 1 пальца, где крепятся к первому пальцу. Концентрически выполняет сгибание 1 пальца. Длинные сгибатели пальцев, располагаясь в глубоком мышечном слое на задней поверхности голени, выполняют функцию, полностью противоположную функции длинных разгибателей пальцев, располагающихся на передней поверхности голени. Задняя большеберцовая мышца берет свое начало от задней поверхности большеберцовой и малоберцовой костей, далее проходя сзади и книзу от наружной лодыжки через подошвенную часть стопы, прикрепляется к ладьевидной, клиновидным и 2-4 плюсневым костям. Концентрически производит разгибание голеностопа, приведение стопы, сближает берцовые кости друг к другу. Изометрически удерживает стопу от пронации, особенно в положении demi-pointe. Эксцентрически – контролирует оптимальное положение суставов стопы и голеностопа при выполнении plie, releve (рис. 14).




Рисунок 14 – Глубокий слой мышц


Мышцы, расположенные на самой стопе, можно разделить на тыльные и подошвенные мышцы. Они визуально приведены на рисунке 15. Отдельно описывать их не вижу смысла, скажу только, что мышцы на тыльной стороне стопы связаны с разгибанием пальцев, а на подошвенной стороне – со сгибанием пальцев, отведением и приведением 1 пальца. Выделить можно мышцу, отводящую 1 палец, так как она напрямую участвует в увеличении продольного свода.




Рисунок 15 – Мышцы стопы. Тыльная поверхность слева, подошвенная – справа


Нормальная анатомия стопы человека будет не сильно отличаться от нормальной анатомии стопы балерины. Но функционально мы будем видеть две абсолютно разные структуры. Важно, чтобы тот функционал стопы балерины развивался без выраженного вреда для структуры стопы, поскольку сильное изменение структуры будет нести в том числе и негативные последствия. Эти последствия будут мешать и в жизни, и в профессии.

Минимизировать влияние профессиональных движений на формирование структуры стопы вполне возможно. Для этого нужно разобраться в этапах формирования стопы: с какого возраста и какие движения выполнять можно, а какие нет.

ГЛАВА 2. Этапы формирования стопы


Будущая балерина рождается обычным ребенком, и её стопа точно такая же, как и у нормального ребенка. Далее уже под воздействием специальной физической нагрузки мы можем наблюдать интересные изменения в подвижности суставов стопы. Степень выраженности этих изменений будет зависеть от многих факторов. В том числе и врожденные особенности соединительной ткани, и интенсивность специальных упражнений, и возраст, в котором эти упражнения внесены в программу подготовки, и специальная балетная обувь (пуанты), в которой выполняются упражнения. Каждый из приведенных выше факторов окажет влияние на формирование стопы, какой-то меньше, какой-то больше.

Детский и подростковый возраст характеризуется достаточно серьезными и внешними, и внутренними изменениями. Данные трансформации эти связаны с ростом и развитием ребенка.

Индивидуальное развитие детского организма подчиняется принципам физиологии. Среди них – этапность, разные темпы развития (гетерохронность), периоды повышенной чувствительности (сенситивность), биологическая надежность и так далее.

Индивидуальное развитие анатомических особенностей стопы под воздействием физической нагрузки будет иметь системную, а не биологическую природу. Целью тренировки стопы у балерины является: расширение функционального диапазона (подвижность, контроль); повышение биологической надежности (стабильность); достижение максимальной производительности (оптимальный контроль со стороны нервной системы). А следствием тренировки будет: перестройка структуры стопы (адаптация); повышение надежности системы в процессе специфической нагрузки (стабилизация), повышение эффективности функций (экономия ресурсов нервной системы).

Правильно построенная система развития стопы защитит организм от ненужных изменений в структуре, что сохранит ее здоровье и долголетие.

Понятия «рост» и «развитие», хоть их и принято упоминать вместе, являются совершенно отдельными. Процессы роста – это количественные изменения, а процессы развития – качественные. Говоря про физическое развитие ребенка, мы часто мысленно ставим знак равенства между процессами роста и развития. Но в итоге эти процессы имеют разные целевые функции и ведут к появлению двух разных рядов следствий. Хотя именно совместно процессы роста и развития приведут к формированию здоровой балетной стопы.

Следствиями роста будут: увеличение размеров стопы, увеличение массы мышц. А следствиями развития будут: формирование стопы, повышение эффективности функций, повышение надежности структуры. Думаю, разница заметна. P. S. Для развития стопы совершенно бесполезно увеличивать мышечную массу, «качая» стопу с резинкой, так как это следствие роста, а не развития!

Неравномерность роста ребенка вовсе не случайна. Это природой заложенные механизмы количественной и качественной перестройки. На уровне целого организма эти периоды чередуются. Еще в 1966 году выдающийся советский цитолог Л. Н. Жилкин сказал: «Работающая клетка не делится, а делящаяся клетка не работает». Другими словами, рост и развитие – два совершенно несовместимых процесса. Это автоматически приводит к периодизации роста или появлению ростовых скачков у детей, когда ребенок активно растет, то есть клетки делятся. И появлению периодов развития, когда рост останавливается и преобладает качественное изменение (функциональные).

Индивидуальное развитие можно условно разделить на периоды, последовательные циклы процессов развития и роста организма.

Первый период – с 3 до 7 лет. Развитие происходит с 3 до 4,5 лет, а рост – с 4,5 до 7. Второй период – с 8 до 12 лет – начало пубертатных процессов. Развитие – с 8 до 9, а рост – с 10 до 12 лет. Третий – с 13 до 16 лет – завершение пубертатных процессов. Развитие – в 13 лет, а фаза роста – 14-16 (Сонькин В. Д.).

В каждом возрастном периоде выделены две фазы. Первая связана с торможением ростовых процессов и формированием новых качественных характеристик, вторая – с ускорением роста. Один из основных принципов физиологии развития – периодичность! Но не единственный.

Еще один принцип развития – периоды повышенной чувствительности, или сенситивные периоды. Эти периоды были хорошо описаны нобелевским лауреатом Конрадом Лоренцом и советским психологом Львом Семеновичем Выготским.

Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции. В какие-то периоды своего развития ребенок все будет схватывать на лету, а в какие-то его не заставишь это сделать. Существуют окна для благоприятного восприятия входящей информации, зависят они от созревания нервной системы. Очень важно именно в сенситивный период обучать ребенка определенному умению.

Головной мозг у ребенка развивается через получение разных стимулов со своих рецепторов – датчиков, расположенных в глазах, языке, носу, коже. Я уже писал об этом ранее. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков головного мозга. Знание этих периодов позволяет создать вокруг ребенка подходящую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга.

Сенситивный период сенсорного развития (в том числе и прикосновение) длится с 0 до 5,5 лет (М. Монтессори). Это то время, когда головной мозг ребенка будет развиваться при получении новых сенсорных стимулов. Один из них – прикосновение. Вот почему так важно гладить своего ребенка, трогать его разными предметами, позволять малышу бегать по разной поверхности: этот период подобные раздражители важны для развития. Важны для формирования карты тела, на основании которой он будет выполнять движение.

Сенситивный период движений длится от 1 мес. до 4 лет. Это то время, когда головной мозг ребенка открыт к развитию через двигательную активность. Время, когда нужно уделять больше внимания подвижным играм, а еще лучше – с прикосновениями (прятки, пятнашки). Если мы посмотрим на стопу новорожденного, то увидим, что она совершенно плоская. Стопа будет адаптироваться, в том числе приобретая арочное строение, особенно в сенситивный период. Когда, переходя в вертикальное положение, головной мозг ребенка открыт к этому, он начнет менять строение стопы для получения рессорной функции.

Каждый из сенситивных периодов требует особого внимания со стороны родителя и педагога для оптимального развития функции.

Все это вместе взятое приведет к повышенной специфичности реакции. То есть головной мозг научится различать разные стимулы и по-разному на них реагировать. Выполнять более тонкие и точные движения, тратя на это меньше мозговой энергии.

Подводя промежуточный итог, необходимо заметить, что степень зрелости, сформированности стопы – это уровень и завершенность каждого этапа развития, и это кладет пределы тех педагогических и иных воздействий, которые мы можем оказывать на детский организм, не причиняя ему вреда.

Рассмотрим более подробно этапы формирования стопы, а также моменты, на которые следует обращать больше внимания.

Как я уже писал ранее, ребенок рождается с плоской стопой. И в этот момент головной мозг ребенка как чистый лист, карта тела еще абсолютно не сформирована. И тут ему требуется помощь в виде различных прикосновений. Чем больше внешних раздражений сейчас получает головной мозг от стопы, тем более развитой она будет в дальнейшем.

Далее к году ребенок начинает вставать на ноги, он уже сам может рисовать свою карту тела, ходя по разной поверхности, а также получая информацию от мышц, поддерживающих его вертикальное положение и принимающих участие в движениях стопы. Ребенок растет, стопа постепенно адаптируется, открыты сенситивные периоды, которые усиливают интерес головного мозга к этой информации.

Ближе к трем годам начинает формироваться арочное строение стопы, это объясняется первым периодом развития стопы, она перестраивается, чтобы приобрести рессорную функцию, структура меняется. Все это происходит поэтапно, сначала головной мозг рисует карту тела, а потом меняет форму стопы, адаптируя ее под новую функцию. Если же мы в этот момент уменьшаем поступление информации в мозг, например, ограничивая подвижность (супинатор) либо нося обувь с жесткой подошвой, то мы ограничиваем возможность движений стопы либо получения разной информации от поверхности. Тем самым не даем головному мозгу ребенка необходимой информации для его полноценного развития. Я думаю, что уже становится понятно, к чему я клоню: нельзя ограничивать развитие ребенка, лишая его оптимальных условий.

С 4,5 до 7 лет идет период роста. Стопа еще достаточно податлива, так как все зоны роста еще открыты, очаги окостенения только формируются. В это время лучше не внедрять специальных упражнений, так как в период роста функциональное развитие менее эффективно, если не сказать, что вообще не эффективно. Моменты активного роста и так являются большим стрессом для организма ребенка. Если мы вспомним график, где мы обсуждали адаптацию к раздражителю (рис. 1), то станет понятно, что в периоды роста важно сохранить то функциональное состояние, которого удалось добиться в периоды развития. Иначе получится слишком большой уровень воздействия на головной мозг, что приведет к срыву адаптации. А в современном мире актуально ставить детей на пуанты в этом возрасте, основываясь лишь на мнении педагога о готовности стопы ребенка, что крайне неверно и несет в себе опасность для здоровья. Поэтому в этот период следует оставлять ту нагрузку, которая и была до его начала, то есть общефизическую. Это подвижные игры.

Далее – 8-9 лет, когда следует больше времени уделять развитию новых навыков. Это тот момент, когда нужно готовить стопу к смещению массы тела на поперечный свод. Сейчас головной мозг и стопа ребенка готовы к этому. Кости стопы уже достаточно плотные, связочный аппарат уже может достаточно уверенно поддерживать структуру стопы. Упражнения для увеличения балетного подъема не окажут такого выраженного негативного эффекта, как еще пару годами ранее. Поэтому самое время этим заниматься активно. Начало изучения пальцевой техники, при выполнении всех требований, возможно к концу этого периода (история, теоретические основы, постановка стопы, но не выполнение элементов на пуантах и тем более не исполнение вариаций). Здесь необходимо заложить хорошую базу новых навыков, чтобы закреплять их в дальнейшем.

Период активного роста – 10-12 лет – должен быть посвящен тренировке стабильности стопы, так как помимо активного роста стремительно увеличивается масса тела ребенка, что оказывает дополнительное воздействие на стопу. Именно поэтому нужно добавить стабилизации, чтобы сохранить тот баланс стабильности и мобильности, которого удалось добиться в 8-9 лет. В этот период обычно стремительно возрастает физическая нагрузка, а стопа, как конечное звено кинетической цепи, должна ее компенсировать. Пассивное увеличение балетного подъема не приветствуется в этот период, поскольку стопа и так резко увеличивается в размерах, оказывая повышенное воздействие на связочный аппарат.

Далее период развития новых навыков – 13 лет. Стопа к этому моменту должна быть достаточно мобильна и стабильна. Время развивать контроль, выполнять специальные упражнения на нестабильной поверхности для улучшения проприоцепции, координации движений. Если до этого периода стопа развивалась гармонично, то сложно что-то испортить. Сейчас опорно-двигательный аппарат ребенка готов почти к любой нагрузке.

И, наконец, период 14-16 лет, когда идет половое созревание: важно сохранить полученные навыки и возможности своего тела. Зоны роста уже понемногу начинают закрываться, костная ткань становится более плотная, организм почти завершает свое формирование. Важно сохранить правильную технику выполнения элементов, закрепляя тысячами повторений. Нервная система становится более совершенной, следовательно, сохранять контроль постановки стопы получается все проще.

Конечно, это примерные этапы формирования стопы. Все очень индивидуально, но основные принципы физиологии развития игнорировать нельзя. Внедрение специальных упражнений с переносом массы тела на поперечный свод у детей 3-5 лет, несомненно, приведет к неприятным состояниям либо заболеваниям стопы. Так как головной мозг не готов к такой нагрузке, так как кости стопы еще мягкие и податливые – все это понемногу отложит свой отпечаток, по капельке. Но, цепляясь одно за другое, это повлияет на нормальную биомеханику движения. На взаимосвязь костей, связок, мышц, на привычные стереотипно повторяющиеся движения, что в свою очередь будет влиять на самое первое звено – структуру (анатомию).

ГЛАВА 3. Биомеханика движений стопы


Все анатомические образования (кости, связки, мышцы) собраны в единую структуру, которая позволяет выполнять определенные функции. Отдельное знание анатомических образований, конечно, необходимо, но куда важнее знать, как они друг с другом взаимодействуют.

Далее станет понятно, что тренировка отдельных мышечных групп (изолированные упражнения) не приведет к ожидаемому результату, если речь идет о качестве движения. Всю анатомию необходимо воспринимать как подвижную структуру со своими закономерностями и взаимосвязями. Взаимосвязями, позволяющими распределять коэффициенты инерции, силу гравитации и т. д.

Объяснить взаимодействие структурных элементов стопы будет проще со стороны геометрии, представленной в тенсегрити-моделях. Они достаточно хорошо описаны многими авторами. С их помощью объясняется сочетание мобильности и стабильности опорно-двигательного аппарата.