banner banner banner
Стопа балерины
Стопа балерины
Оценить:
 Рейтинг: 0

Стопа балерины


Индивидуальное развитие можно условно разделить на периоды, последовательные циклы процессов развития и роста организма.

Первый период – с 3 до 7 лет. Развитие происходит с 3 до 4,5 лет, а рост – с 4,5 до 7. Второй период – с 8 до 12 лет – начало пубертатных процессов. Развитие – с 8 до 9, а рост – с 10 до 12 лет. Третий – с 13 до 16 лет – завершение пубертатных процессов. Развитие – в 13 лет, а фаза роста – 14-16 (Сонькин В. Д.).

В каждом возрастном периоде выделены две фазы. Первая связана с торможением ростовых процессов и формированием новых качественных характеристик, вторая – с ускорением роста. Один из основных принципов физиологии развития – периодичность! Но не единственный.

Еще один принцип развития – периоды повышенной чувствительности, или сенситивные периоды. Эти периоды были хорошо описаны нобелевским лауреатом Конрадом Лоренцом и советским психологом Львом Семеновичем Выготским.

Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции. В какие-то периоды своего развития ребенок все будет схватывать на лету, а в какие-то его не заставишь это сделать. Существуют окна для благоприятного восприятия входящей информации, зависят они от созревания нервной системы. Очень важно именно в сенситивный период обучать ребенка определенному умению.

Головной мозг у ребенка развивается через получение разных стимулов со своих рецепторов – датчиков, расположенных в глазах, языке, носу, коже. Я уже писал об этом ранее. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков головного мозга. Знание этих периодов позволяет создать вокруг ребенка подходящую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга.

Сенситивный период сенсорного развития (в том числе и прикосновение) длится с 0 до 5,5 лет (М. Монтессори). Это то время, когда головной мозг ребенка будет развиваться при получении новых сенсорных стимулов. Один из них – прикосновение. Вот почему так важно гладить своего ребенка, трогать его разными предметами, позволять малышу бегать по разной поверхности: этот период подобные раздражители важны для развития. Важны для формирования карты тела, на основании которой он будет выполнять движение.

Сенситивный период движений длится от 1 мес. до 4 лет. Это то время, когда головной мозг ребенка открыт к развитию через двигательную активность. Время, когда нужно уделять больше внимания подвижным играм, а еще лучше – с прикосновениями (прятки, пятнашки). Если мы посмотрим на стопу новорожденного, то увидим, что она совершенно плоская. Стопа будет адаптироваться, в том числе приобретая арочное строение, особенно в сенситивный период. Когда, переходя в вертикальное положение, головной мозг ребенка открыт к этому, он начнет менять строение стопы для получения рессорной функции.

Каждый из сенситивных периодов требует особого внимания со стороны родителя и педагога для оптимального развития функции.

Все это вместе взятое приведет к повышенной специфичности реакции. То есть головной мозг научится различать разные стимулы и по-разному на них реагировать. Выполнять более тонкие и точные движения, тратя на это меньше мозговой энергии.

Подводя промежуточный итог, необходимо заметить, что степень зрелости, сформированности стопы – это уровень и завершенность каждого этапа развития, и это кладет пределы тех педагогических и иных воздействий, которые мы можем оказывать на детский организм, не причиняя ему вреда.

Рассмотрим более подробно этапы формирования стопы, а также моменты, на которые следует обращать больше внимания.

Как я уже писал ранее, ребенок рождается с плоской стопой. И в этот момент головной мозг ребенка как чистый лист, карта тела еще абсолютно не сформирована. И тут ему требуется помощь в виде различных прикосновений. Чем больше внешних раздражений сейчас получает головной мозг от стопы, тем более развитой она будет в дальнейшем.

Далее к году ребенок начинает вставать на ноги, он уже сам может рисовать свою карту тела, ходя по разной поверхности, а также получая информацию от мышц, поддерживающих его вертикальное положение и принимающих участие в движениях стопы. Ребенок растет, стопа постепенно адаптируется, открыты сенситивные периоды, которые усиливают интерес головного мозга к этой информации.

Ближе к трем годам начинает формироваться арочное строение стопы, это объясняется первым периодом развития стопы, она перестраивается, чтобы приобрести рессорную функцию, структура меняется. Все это происходит поэтапно, сначала головной мозг рисует карту тела, а потом меняет форму стопы, адаптируя ее под новую функцию. Если же мы в этот момент уменьшаем поступление информации в мозг, например, ограничивая подвижность (супинатор) либо нося обувь с жесткой подошвой, то мы ограничиваем возможность движений стопы либо получения разной информации от поверхности. Тем самым не даем головному мозгу ребенка необходимой информации для его полноценного развития. Я думаю, что уже становится понятно, к чему я клоню: нельзя ограничивать развитие ребенка, лишая его оптимальных условий.

С 4,5 до 7 лет идет период роста. Стопа еще достаточно податлива, так как все зоны роста еще открыты, очаги окостенения только формируются. В это время лучше не внедрять специальных упражнений, так как в период роста функциональное развитие менее эффективно, если не сказать, что вообще не эффективно. Моменты активного роста и так являются большим стрессом для организма ребенка. Если мы вспомним график, где мы обсуждали адаптацию к раздражителю (рис. 1), то станет понятно, что в периоды роста важно сохранить то функциональное состояние, которого удалось добиться в периоды развития. Иначе получится слишком большой уровень воздействия на головной мозг, что приведет к срыву адаптации. А в современном мире актуально ставить детей на пуанты в этом возрасте, основываясь лишь на мнении педагога о готовности стопы ребенка, что крайне неверно и несет в себе опасность для здоровья. Поэтому в этот период следует оставлять ту нагрузку, которая и была до его начала, то есть общефизическую. Это подвижные игры.

Далее – 8-9 лет, когда следует больше времени уделять развитию новых навыков. Это тот момент, когда нужно готовить стопу к смещению массы тела на поперечный свод. Сейчас головной мозг и стопа ребенка готовы к этому. Кости стопы уже достаточно плотные, связочный аппарат уже может достаточно уверенно поддерживать структуру стопы. Упражнения для увеличения балетного подъема не окажут такого выраженного негативного эффекта, как еще пару годами ранее. Поэтому самое время этим заниматься активно. Начало изучения пальцевой техники, при выполнении всех требований, возможно к концу этого периода (история, теоретические основы, постановка стопы, но не выполнение элементов на пуантах и тем более не исполнение вариаций). Здесь необходимо заложить хорошую базу новых навыков, чтобы закреплять их в дальнейшем.

Период активного роста – 10-12 лет – должен быть посвящен тренировке стабильности стопы, так как помимо активного роста стремительно увеличивается масса тела ребенка, что оказывает дополнительное воздействие на стопу. Именно поэтому нужно добавить стабилизации, чтобы сохранить тот баланс стабильности и мобильности, которого удалось добиться в 8-9 лет. В этот период обычно стремительно возрастает физическая нагрузка, а стопа, как конечное звено кинетической цепи, должна ее компенсировать. Пассивное увеличение балетного подъема не приветствуется в этот период, поскольку стопа и так резко увеличивается в размерах, оказывая повышенное воздействие на связочный аппарат.

Далее период развития новых навыков – 13 лет. Стопа к этому моменту должна быть достаточно мобильна и стабильна. Время развивать контроль, выполнять специальные упражнения на нестабильной поверхности для улучшения проприоцепции, координации движений. Если до этого периода стопа развивалась гармонично, то сложно что-то испортить. Сейчас опорно-двигательный аппарат ребенка готов почти к любой нагрузке.

И, наконец, период 14-16 лет, когда идет половое созревание: важно сохранить полученные навыки и возможности своего тела. Зоны роста уже понемногу начинают закрываться, костная ткань становится более плотная, организм почти завершает свое формирование. Важно сохранить правильную технику выполнения элементов, закрепляя тысячами повторений. Нервная система становится более совершенной, следовательно, сохранять контроль постановки стопы получается все проще.

Конечно, это примерные этапы формирования стопы. Все очень индивидуально, но основные принципы физиологии развития игнорировать нельзя. Внедрение специальных упражнений с переносом массы тела на поперечный свод у детей 3-5 лет, несомненно, приведет к неприятным состояниям либо заболеваниям стопы. Так как головной мозг не готов к такой нагрузке, так как кости стопы еще мягкие и податливые – все это понемногу отложит свой отпечаток, по капельке. Но, цепляясь одно за другое, это повлияет на нормальную биомеханику движения. На взаимосвязь костей, связок, мышц, на привычные стереотипно повторяющиеся движения, что в свою очередь будет влиять на самое первое звено – структуру (анатомию).

ГЛАВА 3. Биомеханика движений стопы

Все анатомические образования (кости, связки, мышцы) собраны в единую структуру, которая позволяет выполнять определенные функции. Отдельное знание анатомических образований, конечно, необходимо, но куда важнее знать, как они друг с другом взаимодействуют.

Далее станет понятно, что тренировка отдельных мышечных групп (изолированные упражнения) не приведет к ожидаемому результату, если речь идет о качестве движения. Всю анатомию необходимо воспринимать как подвижную структуру со своими закономерностями и взаимосвязями. Взаимосвязями, позволяющими распределять коэффициенты инерции, силу гравитации и т. д.

Объяснить взаимодействие структурных элементов стопы будет проще со стороны геометрии, представленной в тенсегрити-моделях. Они достаточно хорошо описаны многими авторами. С их помощью объясняется сочетание мобильности и стабильности опорно-двигательного аппарата.

Тенсегрити-модель, в отличие от моделей сжатия и натяжения, позволяет распределять силу воздействия и остается устойчивой во внешней среде.

Сами по себе тенсегрити-модели более упругие, что позволяет им приспосабливаться к окружающему миру. При оказании давления на один из углов этой модели вся структура перестроится, чтобы адаптироваться к новым условиям. Не напоминает стопу?

Если вспомнить анатомию стопы, где мы говорили про функцию движения, позволяющую адаптироваться к поверхности, и опорную функцию, позволяющую удерживать всю массу тела, становится понятно, насколько точно тенсегрити-модель может описать биомеханику движения стопы.

Для более полного понимания разделим мышцы на синергисты и антагонисты.

Синергисты – это мышцы либо мышечные группы, выполняющие однонаправленное движение в определенном суставе. Например, передняя большеберцовая и задняя большеберцовая, они обе концентрически будут выполнять супинацию стопы – функция одной дополняет функцию другой. Антагонисты – это мышцы либо мышечные группы, выполняющие противоположное движение в определенном суставе. Например, обе большеберцовые мышцы выполняют супинацию, а обе малоберцовые мышцы выполняют пронацию стопы – функция одной мышечной группы полностью противоположна функции другой.

Тенсегрити-модель будет стабильна при выполнении нескольких условий. Во-первых, это целостность всех структурных элементов (кости, связки, мышцы), а во-вторых, баланс элементов, работающих на сжатие (кости, связки), с элементами, работающими на растяжение (мышцы-антагонисты).

Одним из принципов сохранения здоровья опорно-двигательного аппарата, стопы в том числе, является взаимоотношение мышц-антагонистов. Как мы уже знаем, это мышцы, выполняющие противоположную функцию. Есть даже такое понятие, как «пара сил». То есть мышцы-антагонисты должны быть примерно равной силы, или получится, что одна мышечная группа будет «перетягивать» другую, и это нарушит принципы тенсегрити, что приведет к потере стабильности структуры. Следовательно, это негативно скажется на функции того или иного региона тела.

Если же описывать модель стопы проще, необходимо сделать акцент на возможные движения стопы и голеностопного сустава и определить те самые тенсегрити-модели на конкретных примерах.

Голеностопный сустав имеет одну степень свободы, то есть в нем возможно движение только в одной плоскости. И это будет сгибание и разгибание стопы относительно костей голени.

Сгибание в голеностопном суставе мы будем называть flex, когда расстояние между костями голени и стопой уменьшается. А разгибанием будет pointe, когда это расстояние увеличивается. Но, что интересно, на стопе движения пальцев и движения в суставах стопы будут называться наоборот. Сгибание пальцев (вытягивание) будет называться pointe, а разгибание пальцев (сокращение) – flex. Это особенность обозначения движения в суставах.

Объем движений зависит от нескольких факторов. Во-первых, это костные ограничители, во-вторых, натяжение связок и, в-третьих, мышечный фактор.

Сгибание в голеностопном суставе может ограничиваться за счет костного контакта между таранной и большеберцовой костями, также за счет натяжения капсульно-связочного аппарата и за счет повышения мышечного тонуса икроножной мышцы (рис. 18).

Разгибание в голеностопном суставе, то есть вытягивание стопы, может ограничиваться за счет костного контакта, но тут уже задний край большеберцовой кости контактирует с таранной костью, ограничивая дальнейшее движение. Точно так же как и в сгибании, разгибание может ограничить капсульно-связочный аппарат, но уже в передней поверхности сустава. И повышенный мышечный тонус мышц-сгибателей стопы, расположенных на передней и наружной поверхности голени (рис. 16).

Рисунок 16 – Факторы, ограничивающие сгибание и разгибание в голеностопном суставе

Если мы вспомним строение голеностопного сустава, то зададимся интересным вопросом: «Почему голень состоит из двух костей?» Все очень просто: это необходимо, чтобы подстраиваться под строение тарана. Таранная кость имеет неравномерную суставную поверхность, которая чуть шире спереди и уже сзади. Это сделано для того, чтобы обеспечить повышенную стабилизацию голеностопного сустава при повышении осевой нагрузки во время шага. Когда происходит максимальное сгибание в голеностопном суставе, таранная кость под силой оказываемого давления прижимается к берцовым, тем самым немного раздвигая их, так как ее передний край более широкий. Эта конструкция очень стабильна и является результатом тысячелетней адаптации к прямохождению. Но когда стопа разгибается, контакт между берцовыми и таранной костью становится меньше из-за сокращения ее задней части. И тут в работу включается задняя большеберцовая мышца, которая берет свое начало от обеих берцовых костей и направляется через голеностопный сустав к стопе. Тут ее функция очень важна, так как она начинается от обеих костей голени и активно участвует в разгибании стопы (вытягивании) вместе с трехглавой мышцей голени. Результатом ее сокращения будет сближение костей голени при разгибании голеностопного сустава, тем самым берцовые кости будут плотно обхватывать таранную (рис. 17).

Рисунок 17 – Влияние задней большеберцовой мышцы на кости голени

Это важно в положении demi-pointe и pointe. Особенно это нужно понимать, когда дается осевая нагрузка в раннем возрасте. Пока ладьевидная кость не закончила свое окостенение, лучше избежать выполнения элементов на пальцах и полупальцах, так как это может сформировать два ядра окостенения ладьевидной кости, что в итоге сформирует добавочное костное образование с внутренней части стопы и может негативно сказаться на стабильности голеностопного сустава в положении pointe.

Многие авторы называют голеностопный сустав самым крупным суставом стопы, то есть не выделяют его отдельно. Так как к таранной кости не прикрепляется ни одной мышцы, все они проходят мимо нее и крепятся к окружающим костям.

В этой главе, рассматривая биомеханику движений стопы, мы тоже поговорим об этих суставах совместно.

Большинство суставов стопы работают в плотном взаимодействии. Это необходимо для равномерного распределения тех сил, что действуют на стопу во время опоры. Вес тела, который передается по всей нижней конечности, приходит в таранную кость, откуда рассеивается по всей стопе. Поэтому она имеет арочное строение (рис. 18).

Вся масса тела будет распределяться на 3 точки. Половина нагрузки с таранной будет направлена на задний отдел стопы к пяточной кости, где на ее подошвенной стороне и будет располагаться первая точка опоры. А другая половина нагрузки рассеивается на передний отдел стопы, распределяясь 2:1, две части нагрузки на первый плюснефаланговый сустав и одна часть на пятый плюснефаланговый сустав. Эта треугольная структура позволяет равномерно рассеивать нагрузку на всю площадь стопы. Неадекватное распределение нагрузки влечет за собой повышенный стресс и потенциально негативно сказывается на всей структуре.

Суставы стопы адаптированы для изменения формы и величины сводов, чтобы она могла спокойно подстраиваться к разной поверхности. Таким образом, они выполняют важную амортизационную задачу.

Рисунок 18 – Арочное строение стопы

Кроме того, эти суставы могут ориентировать положение стопы в пространстве, чтобы подошва имела оптимальную установку в отношении плоскости опоры независимо от положения костей голени и степени наклона поверхности.

Стопа имеет три степени свободы, то есть возможны трехплоскостные движения. Это пронация и супинация.