Книга 1000 полезнейших советов батюшки - читать онлайн бесплатно, автор Лариса Станиславовна Конева
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
1000 полезнейших советов батюшки
1000 полезнейших советов батюшки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

1000 полезнейших советов батюшки

1000 полезнейших советов батюшки

Автор-составитель Лариса Конева


© Подготовка, оформление. ООО «Харвест», 2007

Введение

В этой книге собраны наставления отца Михаила (Степаненко) († 1999 г.) своим прихожанам и ответы на их вопросы о Боге, Церкви, вере и спасении.

Со дня открытия храма, в котором служил отец Михаил, сложилась такая традиция: каждый воскресный день, после вечернего богослужения, прихожане оставались в храме, на амвон выходил настоятель и отвечал на вопросы прихожан. Его наставления и ответы на вопросы всегда основывались на Священном писании и на мудрости святых отцов. Пронизанные глубоким знанием человеческой души, терпением к ее недостоинствам, мудростью и подлинной любовью, они были обращены ко всем слушавшим. Однако же всем казалось (и было так по существу), что эти наставления обращены лично к каждому из слушателей, потому что каждый находил в них для себя ответ на невысказанные мучительные вопросы или разрешение трудных (порой драматических) жизненных обстоятельств. И со всеми, кто видел и слышал отца Михаила, кто хоть раз общался с ним в узком кругу или один на один, происходило таинственное «преображение»: безо всяких видимых усилий с его стороны словно исчезали время и пространство, переоценивались казавшиеся незыблемыми ценности, неверие и сомнение сменялись «осуществлением ожидаемого и уверенностью в невидимом». Да, так отвечать мог только человек, водимый Духом Божиим.

Мы надеемся, что ответы на вопросы, собранные в этой книге, помогут кому-то разобраться в себе, своей душе, углубиться в оставленное там слово, несущее дух осуществленных всей жизнью отца Михаила евангельских, Христовых, заповедей, и получить этого духа вдвойне… а главное, стать настоящими христианами.

О вере и религии

1. Что такое религия?

Религия (от латинского слова «религаре» – связывать) включает в себя формы, в которые облекается вера (догматы), – молитвословия, обряды, каноны – в этом смысле они являются частью культуры. Для духовной жизни они служат средством общения с Богом и средствами единения верующих. В обыденной речи под словом «религия» часто подразумевают веру.

2. Что такое вера?

Вера – это глубокое убеждение в реальности того, что не дано во внешней очевидности или в исчерпывающем доказательстве (вера в реальности духовного мира, Бога, вера в человека, вера в победу, вера в будущее, в смысл жизни и т. п.).

Вера, по Библии, – это всецелое доверие Богу, убеждение в Его благости, надежда на Него, вера в спасающую силу Христа. (Авв. 2.4; 3.17–19; Рим. 4.3; 5.1; 2 Кор. 5.7; Гал. 2.16).

3. Что такое суеверие?

Суеверие – это религия, выражающаяся в пустой обрядности и в соответствующих этому приемах.

4. Какие вопросы вредны для души?

Как велик Бог? Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого.

5. Что означает «быть глухим, слепым и немым» в вере?

Быть глухим – это значит быть глухим ко всему, что не полезно для души и не созидает спасения. Быть немым – это значит быть немым к злословию, осуждению и обидам. Быть слепым – это значит не обращать внимания на то, что вокруг делается, если оно не может служить к назиданию.

6. Что такое лицемерие в вере?

Лицемерным называется человек, который останавливается только на внешних делах благочестия (посты, поклоны, жесткое ложе для сна, посещения храма и т. п.) и на том основывает свою надежду, в то же время не искореняя своих страстей: самолюбия, гордости, злобы, скупости, самомнения, осуждения, раздражительности и т. п.

7. Как оградить себя от самомнения?

Святой Иоанн Кронштадтский в ответ на этот вопрос раскрыл Библию на 14 главе пророка Исайи, в которой говорится о низвержении денницы – первого ангела – с неба за гордость, прочитал и сказал: «Часто я прибегаю к чтению сей речи пророка и поражаюсь, как легко пасть с высоты духовной до ада преисподнего, и этим чтением предохраняю себя от самомнения». И, действительно, лист Библии был крайне изношен за частым его чтением.

8. Почему православным не нужно соединяться с католиками?

Праведный Иоанн Кронштадтский отвечал на этот вопрос так: «Кто бы из православных не желал соединиться с католиками или лютеранами и быть с ними одно во Христе, одной Церковью, одним обществом верующих! Но кто из этих членов глаголемых Церквей, особенно предстоятелей, именующихся Папами, кардиналами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению. Вот и попробуйте соединиться. Разве можно соединить несоединимое: ложь – с истиной?»

9. Достаточно ли только веры в Бога, чтобы быть настоящим христианином?

Большинство людей на земле считают, что Бог существует. Однако не все они – православные христиане! Если мусульмане тоже верят в Бога, значит, не это делает человека христианином! Поэтому «лишь бы верить» – еще недостаточно. Православный христианин верит в Живого Триединого Бога, и эта вера отражена в «Символе Веры», к которому мы еще вернемся.

10. Молиться Богу – значит быть настоящим христианином?

Конечно, христиане молятся. Но можно молиться и не будучи христианином. Мусульмане молятся пять раз в день. Так что одна только молитва не делает человека православным христианином.

11. Кто с полным правом может говорить с неверующим о вере?

С неверующим безопасно можно говорить тому, кто твердо знает веру; в противном случае неверующий может повредить душе говорящего с ним.

12. Как обрести веру и избавиться от маловерия?

Вера у всех есть. Одни верят, что Бог есть, а другие верят, что Его нет. Для того чтобы избавиться от безбожия, внутри в человеке должна начаться нравственная жизнь. Человек должен покаяться, а когда мы будем каяться, а в особенности молиться, то мы почувствуем Господа около себя или же в себе. Тогда человек никогда уже не будет сомневаться – есть Бог или же нет. Он и так знает, что Господь в нем живет. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8) – так говорит Сам Христос.

Вера – дар Божий; Христос говорит: «Ко Мне никто не придет, если Отец Мой не призовет». Человек сам должен сделать шаг навстречу Богу, ради Господа оставить дурные привычки, страсти. Тогда Господь будет совсем рядом. А Господь нас никогда не оставляет, это мы Его оставляем. Душа наша нераскаянная, в пороках и страстях, находится во тьме, потому она Бога и не видит, и не чувствует. Ее очистить надо.

13. Можно ли праведных мусульман считать верующими в Бога?

В данном случае вопрос заключается в другом: а каков этот их Бог, Аллах то есть? Истинный Бог – это библейский Бог, это Бог, описанный в Библии. Коран же по очень многим вопросам Библии противоречит. То есть, конечно же, мусульмане веруют в Бога, но не в истинного Бога, описанного в Библии, а в Аллаха – придуманного арабским философом Мухаммедом и описанного им в Коране.

14. Как получить духовное прозрение?

Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всем добром, но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцов: «Дай кровь и приими дух». Это значит – потрудись и получишь духовное дарование. А вы дарований духовных ищете и просите, а кровь вам проливать жаль, то есть все хочется вам, чтобы вас никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни разве можно приобрести духовое прозрение?

15. Как себе внимать, с чего начинать?

Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее.

16. Кто может называть себя православным христианином?

Православным христианином может называть себя тот, кто верует в Триединого Бога, повинуется Его святой Церкви и исполняет закон евангельский в повседневной жизни, а православным называется потому, что верует право (правильно). Православный христианин славит Бога так, как написано в Слове Божием (Библии) и как научили нас святые отцы на Вселенских Соборах.

17. Объясните, пожалуйста, почему люди слушают западных проповедников?

Значит, им нравится. Они не знают православия, не хранят веру отцов. Как-то западные проповедники устроили во дворце культуры собрание. На сцене – музыка, скрипка играет, в барабаны бьют, пляска. Закончилось представление, выходят две женщины (преподаватели на пенсии) и говорят: «Какая хорошая новая вера». И повеселиться, и спастись, и о Боге поговорить можно. Как хорошо». Но в Священном писании сказано, что Царство Божие силой берется (Мф. 11.12), туда путь тернист, а тут – молиться не надо, поклоны делать не надо, не надо и посты соблюдать; уверовал – и спасен. Вот как просто! И все оттого, что душа человека исстрадалась по духовности, измучилась, вот она (по неведению) духовный суррогат и принимает.

18. Что такое экуменизм?

В начале XX века началось так называемое экуменическое движение (греч. «ойкумена» – «вселенная»), т. е. движение за создание единой вселенской Церкви. Многие думают: «А что в этом плохого, Сам Господь говорит: «Да будут все едины» (Ин. 17.21). Господь тех призывает, но под Свою защиту, в Дом Господень – Церковь. Экуменисты зовут к другому – к смешению всех христианских и языческих конфессий; не к единению во Христе, а в «божестве», которое объединит в себе и «бога» язычников, и «бога» иудеев, и «бога» мусульман. Разве возможно единение иудеев, не признающих Иисуса Христа, с христианами? Христиан с язычниками, шаманами? Кому же тогда может поклоняться вся эта разноязыкая толпа? Может быть, тому, чье имя антихрист? Наша Православная Церковь две тысячи лет молится о единении всех людей, но с молитвой о единении в православном храме, чтобы все присоединились к Церкви, основанной Самим Господом.

19. Объясните, пожалуйста, почему в православии не практикуется обрезание? Ведь Иисус был обрезанным и, насколько мне известно, никогда не говорил о том, что обрезание надо отменить?

Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы исполнить закон, но не нарушить его. Теперь же нет смысла исполнять то, что некогда было приготовлением к приходу в мир Христа Спасителя. Апостольский Собор, о котором вы можете прочитать в книге Деяний (15:1-29), обсуждал этот вопрос и постановил «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите;…и не возлагать никакого бремени более, кроме сего необходимого».

Совершенно очевидно, что язычникам, неевреям, уверовавшим в Христа, нет никакой необходимости становиться еще и евреями, то есть обрезываться – об этом и было постановление Апостольского Собора, упоминаемого в Деяниях (15:1-29). Ибо, если бы они выполняли обряд обрезания, то есть становились евреями, то они должны были бы исполнять и все другие еврейские обычаи, праздники, и, кроме того, вообще разделить судьбу этого народа, – а в определенные исторические периоды эта судьба была не очень завидной. Это было бы бремя совершенно излишнее и ненужное (Рим. 2.25).

20. Чем в духовном плане отличается обрезание от крещения?

Обрезание – это обряд, касающийся еврейского народа, он был введен Богом для его самоидентификации, чтобы этот народ не растворился среди других народов Земли. Потому что если бы так произошло, то как в конце времен Бог смог бы продемонстрировать Аврааму выполнение, например, Своего обещания размножить его потомство до количества звезд на небе (Быт. 15.5) или дать его потомству землю Ханаанскую? (Быт. 17.8)

Крещение же – это таинство, которое должен совершить человек, уверовавший в Христа, в библейского Бога. Этот человек может быть как евреем, так и неевреем. Таким образом, крещение и обрезание – это два совершенно различных действа, имеющих совершенно разные смыслы, и те, кто говорят, что «обрезание было прообразом крещения» и «крещение заменило обрезание», очевидно, никогда не открывали Библию и не имеют никакого понятия о том, что в ней написано.

21. Есть мнение, что евреям, ставшими христианами, нужно отказываться от своей принадлежности к еврейскому народу, не соблюдать соответствующие праздники и традиции, не обрезывать своих детей и т. д. Что вы скажете по этому поводу?

Эта ересь противоречит Библии (Быт. 17.4-14, Рим. 3.2, 9.3–5). Сказано, что если потомкам Авраама не совершить обряд обрезания, то «истребится та душа из народа» (Быт. 17.14). То есть эта ересь вела к уничтожению еврейского народа, что было явно против воли Божией. Кроме того, эта ересь была очень сильным препятствием для принятия евреями христианства, ибо, не будучи заклеймена Церковью как ересь, она выглядела в глазах евреев как мнение христианское.

Именно эта ересь, исповедуемая государственной религией России времен династии Романовых, и была одной из главных причин гибели Российского государства и падения этой династии. Ибо царская власть проводила соответствующую этой ереси антиеврейскую политику, подводя таким образом Россию под проклятие Божие.

Итак, обрезание и крещение – для евреев, крещение – для остальных.

22. Объясните, пожалуйста, как относится Православная Церковь к протестантским миссионерам, приезжающим проповедовать Евангелие в Россию? И если я, как православный, встречу такого миссионера, как мне к нему относиться?

Считаю, что нужно внимательно слушать протестантских проповедников и проверять по Библии, насколько правильно тот или иной проповедник говорит. Если его слова соответствуют Библии и приводят к лучшему ее пониманию, то польза от такого проповедника огромна. Если же нет, то его можно простить. И только в случае, если он будет противоречить Священному писанию, тогда уже можно прогнать его.

23. Я музыкант и хожу в лютеранский храм играть на органе, но я православный. Можно ли так делать?

В лютеранский храм можно ходить только играть там на органе, но участвовать в религиозных мероприятиях лютеран православному не стоит.

24. Что такое Последний Суд?

Согласно Библии, всякое столкновение человеческой неправды с правдой Божией есть «суд» над миром (Ин. 12.31). Последний Суд, очистив мир от зла, станет рубежом между старым миром и новым этапом бытия, который есть Царство Божие. Мир готовится к Последнему Суду постепенно (Мк. 4.25–29). Но поскольку Суд Божий настигает каждого в решающий момент его жизни, все должны быть готовы к «встрече Господа» (Мф. 24.42–51).

25. Что такое «мука вечная»?

Понятие «муки вечной» (Мф. 25.46) нельзя связывать с бесконечностью во времени. Это состояние последнего и крайнего богопротивления в Откровении (20.14) названо «смертью второй», т. е. окончательной. По мнению многих богословов, это означает отказ от жизни, от бытия, которое дарует Бог, и уход в небытие, в ничто.

26. Что такое «страх Божий»?

«Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 9.10) – так говорит Священное писание. Чтобы обрести страх Божий, себя надо настроить. Каков должен быть страх пред Богом? Не языческий: «Меня Бог накажет!», а сыновний. Дети любят отца, мать и боятся их чем-то оскорбить. Это не подхалимский страх, не животный, а хороший. Точно так же и мы должны иметь страх, боясь оскорбить Господа чем-то. Как его приобрести? В этом поможет исповедь, молитва и рассуждение.

Какое рассуждение? Что Господь нас вызвал из небытия в бытие для вечной блаженной радости. Мы живем на земле, и Он нам дает все: и солнце, и тепло, и дождь, и все необходимое для жизни. Мы на сто процентов зависим от Господа. Он нас любит, потому что Он – источник жизни, источник любви. Так себя настраивая, мы Господа не оскорбим; таким путем и вырабатывается страх Божий.

27. Как стяжать страх Божий?

Должно всегда иметь Бога пред собою. Когда вам досаждают, не спрашивайте никогда «зачем» и «почему». Этого нет нигде в Писании. Там сказано, напротив: «ударят тебя по правой щеке, подставь и левую», а это вот что значит: если бьют вас за правду, то не ропщите и подставьте левую, то есть вспомните свои неправые дела и увидите, что достойны наказания. «Терпя потерпех Господа, и внят ми».

28. Может ли душа умершего человека, не имевшего в земной жизни детей, сохранять желание иметь ребенка? Не мучается ли душа этого человека?

Подобного рода вопрос в свое время был задан Господу нашему Иисусу Христу. У Него спросили, чьей женой после своей смерти будет женщина, имевшая при жизни несколько мужей. Христос сказал, что в будущей жизни не женятся и не выходят замуж, но пребывают, как ангелы на небесах. У ангелов же желаний, подобных высказанному вами, не бывает.

Сами наши желания, в том числе желание иметь детей, откуда берутся? От Бога. Бог дал человеку заповедь размножаться, и, естественно, чтобы выполнять эту Божью заповедь человеку было в радость, Бог снабдил его еще и желанием эту заповедь выполнять! Но, заповедь размножаться действенна для человека только в период его жизни до момента смерти, так как после воскрешения из мертвых размножения уже не будет, – в нем не будет необходимости, ибо к тому времени количество праведников достигнет величины, оптимальной для того, чтобы на обновленной Земле им не было ни тесно, ни скучно.

Соответственно и желание иметь детей дано человеку только в период его жизни до смерти. После смерти душа этого желания не имеет, ибо зачем оно ей, если души детей иметь не могут? После же воскрешения из мертвых это желание у человека также не возникает, ибо зачем оно ему, если размножения уже не будет?

29. Отчего иногда я сомневаюсь в своей вере?

Вероятно, по той причине, что вы не разъясняете себе оснований веры, то есть не читаете священные книги, не узнаете о вере от мудрых, опытных и просвещенных верующих. Поэтому речи неверующих людей застают вас врасплох, оттого вы и колеблетесь в вере.

30. Меня часто спрашивают о вере. Что отвечать?

Если спросят о вере, отвечайте смело правду. «Ты, кажется, зачастила в церковь?» – «Да, потому что нахожу в этом удовлетворение». – «Уж не в святые ли хочешь?» – «Каждому этого хочется, но не от нас это зависит, а от Господа». Таким образом вы отразите неприятеля.

31. Часто можно слышать, что неверующие испытывают непостижимое: как это Бог в Трех Лицах, где находится ад и многое другое, этому подобное? Что им ответить?

По слову Иоанна Лествичника, нельзя испытывать непостижимые судьбы Божий, и кто на это отважится, в том обличается недостаток смирения и избыток горделивости. Евангелие начинается и оканчивается призывом к покаянию. А мы ленимся приносить покаяние и вместо этого беремся исследовать то, что выше нас, и что от нас совсем не требуется.

32. Как нужно правильно говорить другим слово душеспасительное?

Главное – не говорите от себя, а ссылайтесь на Святое Писание и святых отцов. Со смирением и умеренностью обращайте праздные разговоры к назиданию.

33. Как давать советы неверующему родственнику?

Пусть будут ваши советы кроткими и ненавязчивыми, основанными на любви и уважении.

О спасении

34. Что значит спасение?

Спасение – это цель мироздания. Оно означает приобщение твари к высшей божественной жизни. Совершается оно, не упраздняя человеческой свободы. Человек должен сам осознать благо единения с Творцом и принять Его волю. Поэтому спасение – это длительный (по земным меркам) процесс.

Необходимость в спасении вытекает из библейского взгляда, согласно которому природа и человек вопреки воле Творца пребывают во власти «суеты» (т. е. смерти и греха). Тварь «стенает и мучается» по вине «покорившего ее» (Рим. 8.20–22). Под этим «покорившим» обычно понимают духовные силы, по своей воле отпавшие от Творца (сатану). В Библии он нередко изображается в виде чудовища Хаоса, нарушающего гармонию мира (Ис. 27.1). Человек как существо, созданное «по образцу и подобию Божию» (Быт. 1.27), призван был вернуть природу на путь, предназначенный ей Творцом (Рим. 8.19–21). Но человек сам нарушил волю Божию, вняв Змию (один из образов «врага Божия», сатаны (Быт. 3.1). По причине этого (Первородный Грех) среди людей и доныне царствует грех, а с ним – смерть (Рим. 3.23; 5.12). На протяжении истории Помысел и Откровение Божие ограждали человека от полной гибели, а с Приходом Христа миру открылся путь ко спасению.

35. Спасение только ли в том состоит, чтобы не делать зла?

Спасение не в том только состоит, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло.

36. Когда происходит спасение человека?

Спасение свершается, когда воля Божия встречается с согласием в человеке на волю Божию. А когда мы свою волю ставим поперек воли Божией, получается крест, и начинаются страдания.

37. Что мешает нам оставить грех и обратиться к Богу?

Безволие. Это исправляется преданием себя воле другому (духовника). Вот и святые отцы преимущественно боролись против своей воли.

38. Тот, кто все время говорит об Иисусе Христе – спасенный человек?

Поговорить об Иисусе Христе любят многие. О Нем говорят историки, учителя, проповедники разных вероучений и христианских церквей, но далеко не всегда они при этом уверены, что все сказанное о Христе в Библии – правда. Эти люди лишены дара Божиего – веры. Некоторые любители поговорить на самом деле искажают образ Иисуса, пытаясь «приспособить» Его к своему образу мыслей и своим запросам, не понимают истинного исторического и библейского значения Иисуса. А это лишает их права называться православными христианами.

39. Как спастись?

Должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов». Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть «так исполните Закон Христов». Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной. Соблюдайте и главные заповеди Господни: «не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждены будете; отпущайте, и отпустится вам». Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что творение совершается между страхом и надеждою.

40. Кто лишится Царствия Небесного?

Те, кто сами его присвоили себе, будучи без духа Христова.

41. Можно ли спастись без исполнения своих мирских обязанностей?

Святой Феофан Затворник говорил о том, что сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое – от Бога, так и то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется.

42. У меня тяжело больна мама. Мне хочется, чтобы она спаслась. Что нужно для этого сделать?

Я хочу вам рассказать, как готовят себя в потусторонний мир монахи. Они, если чувствуют, что исход души скоро, начинают готовить себя к самому главному событию всей жизни. Соборуются, а перед этим таинством исповедуются за всю жизнь (как бы заново всю жизнь переживают), часто причащаются, со всеми примиряются. Если есть у них какие-нибудь вещи, раздают их с просьбой о молитвенной памяти.

Те, кто живет в миру, если они находятся при смерти в больницах, ожидают помощи от ближних. Надо поговорить с ними о Боге, о том, что ни одна нечистая душа не войдет в Царство Божие, что все Небо радуется о едином кающемся грешнике; помочь этому человеку вспомнить грехи, начиная от юности, так, чтобы на душе ничего не оставалось. Если человек еще способен к покаянию, пригласите священника, который его поисповедует и пособорует. В таинстве соборования прощаются человеку те грехи, о которых он забыл. Когда больной человек покаялся во всех грехах и пособоровался, он может уже достойно принять в себя Тело и Кровь Христовы.

Самое главное для уходящего в тот мир – со всеми примириться. Как ценно иметь много знакомых верующих людей. Когда душа перейдет в тот мир, за нее многие будут молиться. Чрезвычайно важна молитва в первые дни по смерти. В эти дни душа особенно нуждается в молитвенной помощи – церковной и домашней (очень важно ее поминовение на Божественной литургии и на панихиде). Поминают умершего во время чтения Псалтыря, а также при раздаче милостыни за него. Очень много грехов снимается при раздаче милостыни. В сороковой день над душой совершается частный суд, то есть предварительный. Душа получает место в обителях рая или ада. Эта душа тоже нуждается в наших молитвах. Даже если она вошла в райские обители. Если Церковь молится за эту душу, то ей с каждым разом в раю будет все лучше и лучше. А если душа попала в мучения, то и там ей с каждой молитвой будет легче. И Церковь вымаливает этих людей; их участь может быть смягчена или даже перерешена. Потому-то и нуждаются в молитвах души ушедших. Человек, перешедший из нашего мира в тот мир, сам за себя уже не может молиться. Он ждет молитв родственников, молитв Церкви. Несчастны те люди, которые не знают этой великой тайны – молитвы Церкви. Они не ходят в Церковь, не знают Бога, умирают – и никто никогда их не помянет в молитве церковной. Все потому, что они сами нецерковные.