Книга 1000 полезнейших советов батюшки - читать онлайн бесплатно, автор Лариса Станиславовна Конева. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
1000 полезнейших советов батюшки
1000 полезнейших советов батюшки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

1000 полезнейших советов батюшки

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно Апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: «А когда он в последний раз был на службе?» – «Где-то полгода назад». – «Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права». Церковь отпевает только своих православных прихожан. Есть Апостольское правило: «Если человек не был три воскресенья подряд без уважительной причины на службе, то он отлучается от Церкви и находится вне церковной ограды». Уже демоны имеют над ним власть. Поэтому-то люди, не посещающие церковные службы, так страдают и мучаются. Злые духи, как волки, как львы, рыскают, ища кого бы поймать. И находящийся вне церковной ограды человек, становится их легкой добычей. Как же они терзают и мучают эти души! И эта душа, не зная Любви Господа, не знает где искать защиты. Человек обращается к бабкам, экстрасенсам, колдунам, чародеям – ищет помощи. И когда они ей «помогают», еще больше демонов входит в душу, и она, бедная, связанная по рукам и ногам, никак не может вырваться из рук диавола. И такие люди живут только земной жизнью, стараются взять от этой жизни все – поесть, поспать, удовлетворить свои страсти и похоти. А умрут, думают они, так за могилой ничего нет – рассыпятся в прах земли, и все кончено… И таким людям надо объяснять, рассказывать о Боге, надо помогать спасаться.

43. Как спасаться тем людям, которые живут там, где нет церкви?

Если у этих людей есть возможность выехать туда, где есть действующая церковь, то надо использовать ее. Но если нет такой возможности и физических сил у старушки доехать до церкви, надо к больным, умирающим, страждущим вызвать священника. Собраться всем желающим исповедаться и причаститься, написать письмо правящему архиерею в епархию и просить прислать священника со Святыми Дарами.

44. Много хочется успеть сделать, но не хватает времени. Как правильно выбрать главное для души, для ее спасения? Что читать?

Все земные заботы надо отбросить. Утром встали, прочитали утренние молитвы, главу из Евангелия, две из Апостола, раз пятьсот – молитв Иисусовых. Это мы получаем заряд на весь день. На первое место надо всегда ставить спасение души, и тогда все наши земные заботы управит Сам Господь. Все успеем – невидимо поможет Господь. А когда у нас на первом плане заботы мирские, житейские, тогда нет ни спасения души, ни удачи в делах житейских. Все рушится – нет Божиего благословения на наших делах, на наших трудах. Нет Божиего благословения и в праздники работать. Смотрите: у нас в стране этих земельных угодий – миллионы гектаров, а хлеб и продукты закупаем в других странах. Почему? Да потому, что со злословием, матами сеем, со злословием урожай убираем. Да еще и водители почти все работают в пьяном виде. Тракторист вытащит бутылку, глотка два-три сделает и дальше едет, постоянно глотает и глотает. В трезвом виде они редко когда бывают. И так вся страна живет…

В течение дня, что бы мы ни делали, надо постоянно читать Иисусову молитву. Когда спать ложимся, надо прочитать вечерние молитвы. Если же будет потребность еще что-то читать, то можно по кафизме из Псалтыря читать, каноны и акафисты. Никогда ни с кем не спорьте, не возмущайтесь, не ругайтесь. Надо быть везде и всегда спокойными и ровными. Читать правило можно и в транспорте, и во время обеденного перерыва. В обществе находясь, не обязательно креститься. Читайте, а Господь, видя тайное, воздаст явно Своей благодатью.

45. Могут ли быть спасены нехристиане?

Приобщение к божественной жизни имеет свои градации и ступени. Поэтому всюду, где есть вера и любовь, оно осуществляется в той или иной степени. Однако полнота спасения достигается через общение со Христом Спасителем (Ин. 14.6).

46. Истинное спасение можно найти лишь в монастыре?

Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других – в миру. Святитель Николай Мирликийский ушел в пустыню, чтобы подвизаться там в посте и молитве, но Господь приказал идти в мир. «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод», – сказал Спаситель. Святые Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову – и Христос не оставит вас.

47. Как распознать омертвение души?

Верный признак омертвения души – это уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.

48. Как узнать, куда попала душа близкого человека после его смерти?

После смерти родственника обычно близкие хотят знать, какова участь его души. Особенно женщин это интересует. Это желание знает диавол, и он может показать умершего человека в хорошем состоянии, в белых одеждах, может утешить. Но святые отцы строжайше запрещают желать видеть во сне умершего. Почему? Если мы увидим его (как его покажет бес) во святых, то у нас прекратится желание за него молиться, мы будем думать, что он уже в раю. А на самом-то деле это не так. Поэтому Господь не желает, чтобы мы пытали о том, где находятся души умерших.

Это нам не полезно знать. Нам надо молиться, а Бог Сам управит. Но, бывает, для поддержки духа некоторым Господь показывает участь души. У одной дочери умер отец, и она увидела его мертвым. Она начала сильно молиться за него, и ей снова было показано, что он потихоньку стал оживать. Она постоянно подавала на Божественную литургию в его поминовение, и через сорок дней она увидела, что он встал с одра болезненного – весь в язвах. Она снова несколько лет молилась, и Господь показал ей – эти язвы начали заживать. Она молилась еще, и однажды она увидела отца в белых одеждах; он улыбнулся и сказал: «Спасибо, дочь, тебе за твои молитвы, за милостыни, за Псалтырь – за все доброе».

49. Могут ли попасть в рай люди нецерковные, но жившие по совести?

Совесть – это голос Божий в нашей душе. Человек, который никогда в жизни не был в церкви, Богу не молился, не может жить по совести. Совесть у каждого человека есть, но она бывает сожженная, парализованная, усыпленная. Когда совесть спит, кажется, что мы живем хорошо.

Но живем ли мы по совести? Да мы в это время являемся страшными преступниками против законов Божиих, мы находимся на службе не у Бога, а у диавола, потому-то диавол и нашептывает: «Все у тебя в порядке, ты живешь по совести».

50. Как происходит очищение грешника в аду?

Когда церковь молится за усопшего, родные подают милостыню, поминают его в своих домашних молитвах, душа его постепенно переходит из одного слоя ада в другой. И по усиленной молитве Церкви эта душа может быть избавлена от адских мук.

51. Что такое бессмертие в православии?

Понятие о том, что дух человека не разрушается со смертью тела, присуще всем религиям. Из живых существ только человек жаждет бессмертия. Даже атеизм пытается создать его суррогат в виде «бессмертия в делах и памяти потомков». Сами свойства человеческого духа, нематериального и внепространственного по природе, наводит на мысль о неподвластности его материальному закону распада. Мифическая форма учения о посмертии уже у античных мудрецов сменилась философской. С тех пор идею бессмертия поддерживают и развивают подавляющее большинство мыслителей на протяжении всей истории философии.

Библия учит не просто о бессмертии духа, а о грядущем воскресении (Дан. 12.2–3; Ин. 11.24–26; Откр. 20.12–13). Созданный как существо, связующее два плана бытия (духовный и телесный), человек в преобразованном мире не останется только духом. Он обретет просветленную плоть, подобную плоти воскресшего Иисуса (1 Феф. 13.1-17; 1 Кор. 15.22–26; 42–44; 51–55).

52. Есть ли правда на земле?

Правда есть. Эта Правда записана в Священном писании. Но говорят, что эту Правду распяли, и Она воскресла. И кто найдет Бога, тот найдет на земле и Правду. Кто будет читать постоянно Священное писание и исполнять заповеди Божии, тот будет являться носителем Правды.

53. Как не сбиться с пути истины?

Поверяйте самого себя каждодневно: что вы посеяли на счет будущего века, пшеницу или терние? Испытавши себя, настройтесь к исправлению на следующий день и таким образом всю жизнь проводите. Если плохо проведен был день настоящий, так что вы ни молитвы порядочно Богу не приносили, не сокрушались сердцем, не смирились в мысли, ни милостыни или милостыню никому не сделали, не простили виноватого, не стерпели оскорбления, напротив же того, не воздержались от гнева, не воздержались в словах, пище, питии или в нечистых мыслях ум свой погружали, – все это, рассмотрев по совести, осудите себя и положитесь на следующий день быть внимательнее во благое и осторожнее в злое.

54. Как долог духовный путь?

Ко всему нужно принуждение и терпение. Вот если подан обед и вы хотите покушать и ощущаете вкусный запах, все-таки сама ложка вам не поднесет кушанья. Нужно понудить себя, встать, подойти, взять ложку и тогда уже кушать. И никакое дело не делается сразу – везде требуется терпение.

55. Имеет ли значение в деле спасения рассуждение?

Когда нет духовного рассуждения, то всякие добрые дела могут быть бесполезными для нашего спасения. Если человек берется за подвиг выше меры своих духовных сил, если берется за дело, которое не нужно, и не делает того, что нужнее и полезнее, или делает нужное не так, как бы подобало, то не замечает, как под его доброе дело подкрадывается враг и наделяет верующего тщеславием, корыстолюбием и самомнением.

56. Кто спасется: тот, кто много знает о Законе Божием, но не исполняет, или тот, кто не знает, но исполняет?

На Небо входит не тот, кто много читал или выучил наизусть, но тот, кто ведет чистую и беспорочную жизнь во Христе, хотя бы и читать не умел.

57. Как быть христианину, если высокая должность мешает ему жить по воле Бога и спасать душу?

Если высокая должность мешает жить по Богу и спасать свою душу, то ее следует оставить. Лучше быть попроще, но спастись. Что пользы вам, если вы весь мир приобретете, а душу свою погубите.

58. Почему мои знакомые стали холодны ко мне после того, как я стал на путь спасения?

Святитель Тихон Задонский писал, что когда он посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его стали вдали от него. Поэтому чем вы более будете приближаться к Богу, тем они более будут отдаляться.

59. Когда придет Царство Божие?

До наступления этого воцарения мировой гармонии, Царства Божия, в мире еще властвуют противящиеся Богу силы. Христианин не должен гадать о временах и сроках, когда придет Царство Божие «в силе»; даже Иисус во время Своих земных страданий скрыл это от Себя (Мф. 24.14; Лк. 13.21). Однако как и суд Божий, так и Царство Божие – это не только тайны будущего. Они присутствуют уже здесь, в нашей жизни, предваряя новый преображенный мир (Мф. 12.28; Лк. 9.27; 16.21). Любой, кто дерзает объявить день и год конца света, – обманщик и враг православия.

60. По каким признакам определяется конец света?

Господь не лишил нас указаний на время Страшного Суда. Он дал нам признаки, по которым можно сделать вывод о приближении последних времен. Основываясь на словах Христа (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21), апостола Павла (2 Фес. 2) и Иоанна Богослова (Апокалипсис), можно в качестве этих признаков указать следующее:

* проповедь Евангелия по всему миру;

* появление многочисленных лжепророков, творящих разнообразные «чудеса» для прельщения людей, и лжехристов – тех, кто выдает себя за Христа;

* войны – великие и малые;

* упадок общественной нравственности через умножение в мире беззаконий;

* эпидемии страшных болезней, землетрясения;

* раздор и церковные смуты, появление наглых ругателей церкви;

* всеобщее изнеможение людей от страха грядущих бедствий;

* оскудение любви друг ко другу.

В завершение бедствий, перед вторым пришествием появится антихрист – враг Христа и полная Его противоположность (греч. «анти» – «вместо», «против»). Он будет вознесен на вершину власти мировым иудейством и объединит под свое владычество на три с половиной года все страны и религии. Подготовку появления антихриста, совершаемую в мире силами тьмы, апостол Павел называет тайной беззакония. Владычество антихриста будет временем великих скорбей, невидимых доселе гонений на Церковь. Конец ему положит Сам Господь, Который со славою придет на землю, как молния, видимая от востока до запада (Мф. 24.27). Перед вторым пришествием на небе появится Крест – знамение Божие, видимое всем. Тогда исполнятся сроки существования нашего мира и настанет вечное Царство Славы Божией.

61. Близки ли мы ко дню Страшного суда?

Точно сказать нельзя, но многие признаки конца мира полностью или частично сбываются на наших глазах. А подвижник благочестия XX века иеромонах Серафим (Роуз), отвечая на этот вопрос, говорил: «Сейчас уже позже, чем вы думаете».

62. В день суда потребуется отчет только ли за праздное слово?

В день суда потребуется отчет не только за праздное слово, но также и за праздное и напрасно услышанное слово.

63. Разъясните, пожалуйста, фразу «мы в нашей жизни отмаливаем уже умерших». Мы не знаем, попадут ли их души в рай или ад. Но если душа человека попадает в рай, а после второго пришествия Христа будет принято окончательное решение насчет наших душ, то могут ли души тех людей, которые сейчас пребывают в раю, потом попасть в ад? Ведь тогда уже никто не сможет их отмолить. Также, как можем мы узнать, куда попали души наших родственников? Если люди делали добрые дела, но не во имя Христа (были неверующими), есть ли у них шанс попасть в рай?

Решение о том, куда пойдет человек после всеобщего воскрешения мертвых – на обновленную Землю (рай) или в магму Земли (ад) – принимается не нами, а Богом. Мы можем лишь с некоторой долей вероятности угадывать Божие решение: например, если человек верил в Бога, старался не делать зла и делать добро, то можно с некоторой степенью уверенности предсказать, что он скорее пойдет в рай, нежели в ад. Но на сто процентов мы это предсказать не можем, так как мы не видим сердце человека, мы лишь судим по его внешним проявлениям – словам и делам, а внешние проявления не всегда, не на сто процентов являются выражением внутренних убеждений. Так, главные враги Христа, евангельские фарисеи внешне были очень набожны, а внутренне «исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23.28).

64. Как правильно размышлять о муках вечных?

Старец Арсений Афонский учил: «Не нужно думать, что непременно мы осуждены будем, а нужно надеяться на великое милосердие Божие, хотящее всех спасти».

65. Что означает «беседа с душою»?

Непременно надо каждый день уделять несколько времени на размышление о том, что, может быть, близок уже час, в который душа наша должна разлучиться с телом, – и какая судьба ожидает ее по выходе из тела? Такое размышление, такая «беседа с душою» побудит нас подумать о душе своей и о ничтожестве всего земного, скоропреходящего и заставит стремиться духом к небесному.

66. Полезно ли думать об аде?

Расскажу вам об одном старце, который, сознавая себя грешным, каждое утро, как проснется, сходил умом ко грешникам во ад, представляя тамошние муки, вечное томление, скрежет зубов и др., и молился об избавлении от них. Старцы признали это полезным и сказали: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

67. Как избавиться от вечных мук?

Кто хочет избавиться вечных страшных мук, тому надо с благодарностью претерпевать здешние скорби и всякую болезнь и страдание, какими бы Господь ни наказал по премудрости Своей ради нашего спасения.

68. Какая цель у врага нашего спасения?

Враг нашего спасения единственно тем и занимается, что всеми способами старается отвлечь нас от Бога и забрать, убить наше время. Он-то знает истинную его цену. Он непрестанно наблюдает за нашим умом, чтобы не пришел он в согласие с Богом. Он закрывает будущее (вечность) и память о смерти, чтобы мы не возлюбили Бога.

69. Слышал, что умершие на Светлой седмице попадают в Царствие Небесное. Так ли это?

Да, но не все получают эту благодать, а только те, кто носил крест, в Великом посту причащался, каялся, жил благочестиво, тот действительно сподобляется блаженной жизни. А кто этого не имел, тот ее не получит.

70. В каком случае душа может быть избавлена от воздушных мытарств?

Только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час кончины или получить христианскую кончину в неделю Светлого Христова Воскресения.

О Боге

71. Говорят, что Бога нет…

А куда Он делся? Много тысяч лет Он был и вдруг Его не стало? Может быть, Его атеисты заменили и назвали природой?

Если все создала природа, значит, было такое время, когда ее не было, а если ее не было, то как она могла создаться? Надо подняться на одну ступеньку выше и задать себе вопрос: а кто так разумно устроил все в природе? Человеческому разуму это не подвластно, это может только Высший Разум. Этим Высшим Разумом является Господь.

Бог – это не дедушка с бородой, который летает за облаками. Господь – это Чистейший Дух. Бога никто никогда не видел, но Он часто открывался и открывается людям. В нашей жизни много такого, что мы не можем увидеть, осязать, но знаем, что это есть: так, мы не видим свой разум, не видим любовь, не видим, что весь эфир заполнен радиоволнами, не видим несущиеся в пространстве мысли человеческие… И чтобы узнать, что есть любовь, надо полюбить, чтобы «увидеть» радиоволны и даже мысли, нужен специальный аппарат. Так и в духовной жизни: когда человек повернется ко Господу, настроит свой аппарат – душу, он «увидит» Бога, узнает Его и получит множество свидетельств тому, что Господь есть.

72. Отчего многие не видят и не слышат Бога?

Оттого, что все интересы этих людей сосредоточены на наслаждениях и зрелищах, которые поглощают всю жизнь. Нужно ли после этого удивляться, что они не видят и не слышат Бога?

73. Почему некоторые христиане отрекаются от Христа?

В настоящее время открыты христианские храмы, совершается богослужение, но вот грустное явление: многие без мук и препятствий отпадают от Христа.

74. Как произносить имя Бога?

Праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Как осторожно надобно выговаривать слова о Боге, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога Слова со Отцом и Святым Духом».

75. Что такое печаль по Богу и печаль мира?

Печаль по Богу – скорбь о том, что нарушаются заповеди Божии; а печаль мира сего – скорбь о потере богатства или близкого человека.

76. Я хочу приблизить себя к Богу. Как это сделать?

В этом состоит весь долг каждого христианина, но это совершается чрез исполнение заповедей Божиих, которые состоят в любви к Богу, ближнему и врагам. Читайте Евангелие, там найдете путь и истину. Сохраняйте православную веру и уставы святой Церкви, поучайтесь в писаниях церковных пастырей и учителей и соображайте жизнь свою по их учениям. Но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы. Советую стараться обращать внимание ваше на дела любви к ближним: в отношении к матушке вашей, супруге и детям, заботе о воспитании их в православной вере и доброй нравственности, к подчиненным вам людям и ко всем ближним. Святой апостол Павел, исчисляя разные виды добродетелей и подвигов самоотвержения, говорит: «Аще сотворю сие и сие, любве же не имам, ни кая польза ми есть».

77. Как правильно любить Бога?

Для достижения совершенной чистоты и любви к Богу нельзя иметь привязанности, даже так называемой духовной, ни к какому человеку, ни к какой вещи. Любите всякого (человека) ближнего совершенной любовью, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желайте постоянного видения или присутствия любимого человека, не томитесь и не услаждайтесь мыслью о нем.

78. Всякое ли единомыслие угодно Богу?

Должно знать, что не каждое единомыслие полезно; только то, которое по воле Божией.

79. Образование мирское приближает ли к Богу?

К сожалению, образованность мирская не приносит духовных ценностей.

80. Человек, дожив до старости, не чувствует Бога. В чем причина?

Причина одна – этот человек всю жизнь служил своим страстям: питал их, лелеял, и места для Бога в его душе нет. Поэтому человек и не чувствует Бога. «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17.21), – говорит Христос. Еще здесь, на земле, начинается оно. Когда душа уязвляется божественной любовью, начинается небесная жизнь в душе. Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что наша жизнь подобна колесу, которое катится по земле, – одна точка соприкасается с землей, а все остальные стремятся к Небу. Когда человек начинает жить для вечной жизни, для Бога, то у него только одни мысли – как угодить Господу, как Его не оскорбить, не обидеть. Вот тогда у человека начинается новая интересная жизнь, жизнь в полноте, с Господом.

81. Почему мы называем Бога единым?

Потому что Высшее Начало одно. В той или иной степени Оно познается почти во всех верованиях, но наиболее полно – в библейской религии. По одним представлениям, единый Бог слит с единым мирозданием, неразделен с ним (пантеизм), согласно другим – Бог всецело отделен от мира (деизм). Христианство учит о Божестве, которое по Своей природе несоизмеримо с творением и бесконечно от него отличается, но в то же время Его силы («энергии») пронизывают мир.

82. Почему мы называем Бога Отцом?

* Потому что Он есть Начало и Глава всего (Ис. 9.6; 63.16; Иер. 31.9).

* Потому что в слове «отец» заключены понятия о любви, заботе и защите.

* Потому что так называл Его Иисус Христос, подчеркивая как Свое особое отношение к Нему, так и любовь к людям (Мф. 11.27), которые усыновлены Им (Рим. 8.15).

83. Почему мы называем Бога Творцом?

Потому что Он дал бытие Вселенной Своим творческим актом, создал ее по Своей воле, приведя «из небытия в бытие». Творец и творение качественно различны: бытие как таковое принадлежит Богу, а тварь его получила от Бога (Быт. 1.1; Пс. 8). Библия отрицает, что мир по природе причастен Божеству (как думают пантеисты).

84. Что такое «видимое и невидимое»?

«Видимой» частью творения называется его материальный аспект (он «видим» не только для органов чувств, но и для различных способов научного познания). К «невидимой» – относится весь духовный мир, включая дух человека.

85. Как создавалась Вселенная?

Вера не учит нас этому. Утверждая, что процесс творения шел от простого к сложному, от низшего к высшему, она, однако, предоставляет человеческому разуму самому исследовать конкретные пути и законы этого процесса. По наиболее прочно утвердившейся концепции, Вселенная создавалась путем развития (эволюции).

86. Противоречит ли учение о творении человеческому разуму?

Сам разум может прийти к мысли о необходимости для мира – столь сложного – Причины, достаточной, чтобы вызвать его к бытию (Рим. 1.19–20). Конфликты между верой и разумом возникли в истории по причине неправомерного смещения этих двух путей постижения реальности. Вера обращена к невидимому, духовному, а разум – к материальному аспекту бытия. Поэтому, например, религиозное сознание принимает любую концепцию космогонии или антропогенеза, если только она не вторгается «на чужую территорию», то есть в область духа. При этом в цельное христианское мировоззрение вполне могут вписываться те или иные достижения науки и философии, образуя гармоничный синтез веры и знания.

87. Что означает фраза Христа о том, что Он принес «меч на землю», чтобы разделить сына с отцом, дочь с матерью и пр. (Мф. 10.35)?

Нужно сказать, что та любовь, которая связывает воедино семейство, у христиан основана не на страсти или привычке, а на любви ко Христу и этой любовью освящается: поэтому сказано, что «кто любит отца, или мать, сына, или дочь» более, нежели Христа, тот недостоин Его (Мф. 10.37). Оттого то Господь и говорит, что Он принес «меч на землю», чтобы разделить сына с отцом, дочь с матерью, так как многие, непросвещенные духовно родственники будут требовать и требовали того, чтобы их любили и слушались более, чем Христа, и чтобы ради их не исполняли закона Христова; таким образом, для христианина «домашние его становились врагами» (Мф. 10.36) его спасения. В таких случаях для истинного христианина нет колебаний и выбора между земной любовью к человеку и небесной ко Христу, так как Христос есть Солнце Правды, – Он Истина и Жизнь, без Него же мука вечная. С готовностью христианин перенесет и мучение за Христа даже от руки своих родственников (Мф. 10.21).