Книга Внутренний ребёнок - читать онлайн бесплатно, автор Азалия Шафран
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Внутренний ребёнок
Внутренний ребёнок
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Внутренний ребёнок

Азалия Шафран

Внутренний ребёнок

Я любовью тебя окружу, я на веки связан с тобой,

на крылах я тебя унесу и омою святою водой…

Ангел Хранитель


Саша сидела на скамейке над обрывом – своём любимом месте – и смотрела, как подъёмные краны, поворачиваясь то в одну, то в другую сторону, работают в порту. Самодельная скамейка – доска и пара камней, защита от посторонних глаз – кусты и гараж. Здесь уютно, безопасно, и даже немного романтично.

В порту – и днём, и ночью – всё время что-то грохочет, полязгивает, поскрипывает. Видно, как по территории ездят автомобили и перемещаются малюсенькие человечки.

Можно сидеть и часами смотреть на блестящее море, залитое солнцем, или небо, усыпанное звёздами, настолько близкое, что кажется, будто до него можно дотянуться рукой.

Саша жила в небольшом городке на берегу моря. В пятиэтажном доме на втором этаже в двухкомнатной квартире с мамой, братом и отчимом. У Саши были темно-русые волосы, которые она убирала в хвост. Из одежды предпочитала чёрные джинсы и клетчатые рубашки, а свитера с единорогами и фатиновые юбки не переносила на дух.

Саша часто приходила на своё секретное место. Особенно, когда была на кого-то зла или обижена, или, когда просто хотела побыть в одиночестве, как сейчас.

Она достала из рюкзака толстую тетрадь, положила на колени, открыла и написала:

«4сентября 2012 г.

Меня зовут Курашевич Александра Олеговна, мне 14 лет. Я учусь 9 «Б» классе. Мой телефон ХХХХХХХХ, моя аська ХХХХХХХ. Да, аська, как бы старомодно это не звучало».

В августе папа подарил Саше айфон на День рождения, она тогда очень обрадовалась:

– Ух ты, айфон? Супер!

Но мама накануне разбила свой самсунг и поэтому забрала у Саши айфон. Сказала, что нечего в школу ходить с таким дорогим телефоном, и отдала ей свою старую нокиа-раскладушку. Когда Саша попыталась возмутиться, мама заявила:

– Глупости, нормальный телефон. Зачем выделяться? Зато никто завидовать не будет.

– Надо мной смеяться будут, – со слезами на глазах сказала Саша. – У нас с такими никто не ходит!

– Вот и хорошо, – ответила мама. – Зато старшеклассники не отберут.

Мама лишила её папиного подарка. Несправедливо! Саша обиделась, но сделать ничего не могла. Папа собирался переезжать в другой город, и ему было не до Сашиных проблем. Поэтому она ему ничего не сказала. К тому же она не хотела его огорчать. Он ведь покупал, старался, деньги большие тратил.

Молча проглотила обиду и всё.

На мамином телефоне стояло приложение icq – аська. Саша вначале посмеялась, какая мама «древняя», ведь все давно перешли на ватсап. Хотела удалить аську, но потом передумала, на всякий случай, вдруг когда-нибудь пригодится.

Саша склонилась над тетрадью и продолжила делиться своими переживаниями.


Из дневника Саши Курашевич:

«Не думаю, что кому-то покажу свой дневник. В интернете вести дневник ненадёжно – аккаунт можно взломать или вычислить. А тетрадь я всегда могу спрятать от посторонних глаз. Да и кому она интересна? Одноклассники не отрываются от своих телефонов, переписываются в соцсетях. А мама… Как вышла второй раз замуж, ей стало всё равно, что происходит в моей жизни. Она даже школьными оценками не интересуется.

Единственный человек, которого я люблю, это папа. Но он уезжает. В другой город. Открывать бизнес. И из-за этого я очень, очень и очень переживаю! Если он уедет, я останусь совсем одна».


Саша часто выходила из дома и гуляла по городу до наступления темноты. Бывала на набережной и на своём любимом обрыве, сидела, смотрела на море или записывала свои мысли в дневник. Да, бумажный. Да, это не модно. Зато надёжно, как считала Саша. Да и кому интересны бумажные тетрадки?

Да, можно вести дневник в интернете анонимно. Но Саша вообще никому не хотела раскрывать свои тайны. Ей не хотелось, чтобы незнакомые люди лезли в её жизнь. Саша считала, что бумажный дневник надёжней. Всегда с ней.

В прошлом году всё было по-другому, она не чувствовала себя одиноко. Ходила на каратэ, дружила с Миленой. С папой виделась регулярно. Начала встречаться с Виталиком Беловым. И, наверное, многие ей завидовали. Наверное, им не нравилась эта дружба.

Когда зарождаются первые чувства между мальчиком и девочкой, это что-то очень светлое, хрупкое. Нельзя мешать! Те, кто поумнее, понимают и отходят в сторону. Но есть и такие, кто хочет испортить, сломать. Вот и их отношения сломали. Вмешались. Зачем? Ну, нельзя трогать, ну, не ваше это. Чужое!

Саша вспомнила, как Виталик пришёл к ней на занятия по каратэ и сказал, что тоже хочет заниматься. А потом, после занятий, он закинул её рюкзак себе на плечо и проводил Сашу домой. С того момента Виталик стал ухаживать за ней, ходить вместе с ней на занятия.

На День рождения он подарил ей розового зайца с большими ушами. Так мило!

Виталик никогда не приставал к Саше, не делал намёков на что-то большее. Они просто дружили, общались, переписывались, гуляли вместе, танцевали на школьной дискотеке. Виталик даже не пытался её поцеловать, но Саше на тот момент этого было и не нужно.

До этого она ещё ни разу не была влюблена по-настоящему. Не испытывала сильного чувства, которое могла бы назвать любовью. Отношения с мальчиками Сашу не особо интересовали. Ей нравилось учиться, изучать что-то новое. Она любила литературу. Вела дневник и сочиняла стихи.

Саша тогда раскрылась, поверила Виталику. А он её предал.

На прощальной дискотеке на танец его пригласила Ира Мирошенко. Она повисла у него на шее, а потом начала целовать. Поначалу Виталик хотел её оттолкнуть, но всё-таки ответил на поцелуй и даже крепче прижал к себе. Саша тогда отвернулась и выбежала из актового зала. Пошла на обрыв, долго гуляла, переживала, плакала.

После случая с Виталиком Саша попросила маму перевести её в другую школу. Но мама ответила:

– Это лучшая гимназия в городе!

И отказалась переводить.

Мама ничего не знала про Виталика. А папа знал. Он тогда очень поддержал Сашу. И купил ей айфон.

А потом начались летние каникулы. Они с папой поехали на Чёрное море. Потом Саша отдыхала в деревне у бабушки. И Саша совсем забыла про Виталика. Увидела его только осенью на школьной линейке. И даже удивилась, что чувства прошли. Ей казалось, что он ей абсолютно безразличен.

Виталик, увидев Сашу, стушевался и покраснел. Но рядом стояла бойкая Ира. Она держала его под ручку и что-то говорила ему на ухо. Получается, что Ира увела у Саши парня. Но почему-то это её абсолютно не заботит. Да, он ей нравился весной. А сейчас нет.

Саша закрыла тетрадь и встала со скамейки.

Смеркалось. В порту зажгли фонари. Пора возвращаться домой… а там – мама, отчим, двухлетний брат Славик. Хорошо, что у неё есть своя комната, в которой она может закрыться и никого туда не пускать. Хоть мама и грозится, что брат к ней скоро переедет, Саша сопротивляется всеми силами, и пока удаётся отстаивать свою территорию. Она с нетерпением ждала выходных, чтобы увидеться с папой.

Пришла домой. Отчим с мамой опять ругаются. Между ними бегает маленький Славик, но они его совсем не замечают.

Саша сняла куртку и кроссовки.

– Ты забыла погулять с собакой, – сказала мама, когда она открыла дверь своей комнаты.

– Я выходила с ней после школы! – возмутилась Саша.

– Перед сном тоже нужно выгуливать, – ответила мама и протянула поводок.

Найда появилась у них недавно. Друг отчима переехал жить за границу, собаку с собой не взял, попросил присмотреть своего друга Валеру. Тот не смог ему отказать, хотя терпеть не мог животных.

Выгуливать собаку отправляли Сашу, так как мама возилась со Славиком, а отчим целый день был на работе.

Саша успела привязаться к Найде, хотя старалась этого не допускать. Она понимала, что собака в их доме временно. Дядя Валера не хотел её оставлять, всё грозился отдать кому-нибудь, собака раздражала его.

Найда это чувствовала, поэтому, когда он приходил с работы, она забивалась под кровать в Сашиной комнате и сидела там, пока её не звали есть или не брали на прогулку.

Саша пристегнула поводок к ошейнику и вышла с собакой на улицу.

В это время по набережной ходил молодой человек в белых кедах, узких джинсах и серой куртке-ветровке. Это его первое знакомство с городом. Они приехали сюда с женой из столицы.

Ветер. Море. Как не привычно, что рядом море, и нельзя искупаться. Потому что холодно. Вообще непривычно быть на море в межсезонье. Как-то это… неправильно, что ли. Не хватает тепла, раскалённого солнца и людей на пляже. Люди, конечно, изредка появляются либо парочками, либо по одиночке.

Город, по сравнению с Москвой, казался кукольным.

Здесь как-то всё слишком тихо. По-бытовому. По-простому. И проблемы все житейские, обыденные.

Ну, это, конечно, не Москва, оживлённая, неумолкаемая, бурлящая в любое время дня и ночи.

На город опускалась ночь, зажглись фонари.

Как же здесь всё-таки тихо и уединённо. Можно сидеть на берегу или смотреть на волны. Можно медитировать или читать книгу. Скучно это всё! Надоело. Пора идти домой, а желания нет. Там тёща, тесть и беременная жена. Нет, жену-то он любил… А вот родственники… Почему-то ему казалось, что его невзлюбили.

Он смотрел на тёмное море и вдыхал осенний воздух. Его удивляли спокойствие и тишина, неспешный ритм провинциального городка, местные жители. Всё, абсолютно всё, разительно отличалось от шумной Москвы. И в этом заключалась вся суть. Здесь можно было расслабиться, отдохнуть от столичной жизни. Смотришь на море и чувствуешь простор и свободу.

Он ушёл с набережной, поднялся по широкой лестнице и свернул в переулок. Удивительно! Как же здесь непривычно темно. Фонари освещали только центральные улицы и перекрёстки, а остальной город погрузился во тьму.


Из дневника Саши Курашевич:

«Родители много чего не понимают. Они считают себя самыми умными. Им кажется, что они знают обо мне всё-всё, в том числе и то, что для меня должно быть лучше. Но это не так. Я совсем другая. Не такая, как они.

Они никогда меня не поймут, если будут думать и решать за меня. Со мной можно разговаривать на равных, а не как начальник с подчинёнными. Им никто не давал права мной распоряжаться как своей собственностью. Они не имеют права заставлять меня делать то, чего я не хочу! Я имею право на собственное мнение».


Саша училась в престижной гимназии, утопающей в зелени.

Утром она пришла в школу одной из первых. Саша смотрела в окно и ждала начала урока.

Затем появилась Милена – бывшая Сашина подруга. Да, точно – бывшая. И ходит она теперь под ручку с Ирой Мирошенко. И строит глазки мальчикам, особенно Ярославу. Саша лишь заметила при ней, как Ярослав изменился за лето. И всё! Подруга зацапала его себе. А ведь Саша даже не сказала, нравится он ей или нет.

Обычно девочки в школе ходили парами или компаниями. Объединялись по принципу сильный плюс слабый. Саша себя слабой не считала, поэтому не хотела соперничать в паре, но также ей было бы не интересно со слабой подружкой. У неё не было желания кого-то подавлять. Она не хотела таскать за собой «собачку» – более слабую девочку. Ей нравились принципы равенства и партнёрства. Но такой подружки в классе не оказалось.

Раньше Саша дружила с Миленой. Но в этом году Милена выбрала более сильного лидера и стала её «собачкой». Поэтому Саша предпочла ходить одна, нежели примкнуть к какой-либо компании. Ей не нравилось, когда её пытались подавить или заставить подчиняться. Не нравилось идти на поводу у большинства. Ведь чаще всего то, что предлагалось, было глупым и бессмысленным.

Расставание с подругой Саша восприняла стойко, и всё-таки её чувства были задеты. Может, они с Миленой и не были близкими подругами, но они общались, делились секретами, даже сидели за одной партой на некоторых уроках.

Милена, увидев Сашу, опустила глаза и прошла мимо неё.

«Всё понятно», – подумала Саша.

Если терять, то всех сразу!

Подошли одноклассницы Лиза с Соней – неразлучные подружки.

– Ты видела нового учителя физики? – спросила Лиза.

– Нет, а что? – ответила Саша.

– Он клё-оо-вый! – сказала Соня. – Все девчонки от него в восторге.

Саша пожала плечами. Какое ей дело до нового учителя?

Прозвенел звонок, и школьники зашли в кабинет.

Несмотря на то, что это был выпускной год, мало кто серьёзно относился к выбору профессии.

Милена вела блог и мечтала стать фэшн-моделью. Она любила фотографироваться и делать селфи. Её привлекала индустрия моды и красоты. Поэтому учёбу она считала не обязательной и относилась к ней спустя рукава. В отличие от её родителей, которые хотели, чтобы она стала маркетологов и поехала учиться в Москву. Милена с их мнением не спорила, потому что столица была и её целью. Поэтому она делала вид, что согласна с предками и маркетолог – её заветная мечта.

Некоторые одноклассники мечтали стать блогерами, нигде не учиться и зарабатывать кучу денег.

Виталик хорошо учился. Он не был круглым отличников, но по физике и математике у него были пятёрки. С выбором профессии ещё не определился, собирался остаться в школе до одиннадцатого класса.

Ира Мирошенко не задумывалась о поступлении и экзаменах. Её больше интересовали мальчики и тусовки.

Саша тоже не определилась с профессией. Она любила историю и литературу, но не понимала, кем сможет работать в будущем. На самом деле, сейчас ей было совсем не до этого. Саша хотела уехать из дома и не важно, куда. Если бы ей предложили комнату в общежитии, она согласилась бы на любую специальность. Но папа обещал забрать её к себе в Краснодар, и Саша не знала, где будет учиться.

За лето одноклассники так изменились, повзрослели. Стали крутыми и амбициозными и даже немного жестокими.

Саша взрослеть не хотела. Она оказалась не готова к тем переменам, которые произошли в её жизни за последнее время. Поэтому главным желанием её было, чтобы всё оставалось, как прежде. Чтобы рядом был папа. И чтобы мама вела себя, как раньше. Чтобы не было никакого дяди Валеры…

Но это невозможно.

А ведь ещё несколько лет назад всё было по-другому. Они общались с мамой как подружки. Но как только появился дядя Валера, мама перестала её замечать.

Она Сашу не чувствовала, не понимала. И даже не пыталась понять! Мама считала себя умнее всех и делала только то, что считала нужным. Она никогда не шла на уступки и навстречу Саше. Принимала решения за неё. Часто ставила перед фактом, не спрашивая мнения, не советуясь, не интересуюсь её желаниями.

«Может, так поступают все взрослые?» – задавалась вопросом Саша, но всё равно ей это было не понятно.

Отношения с папой были иными. Он всегда был главным для Саши. Папа мог запретить что-то или разрешить, и Саша его слушалась и даже не думала возражать. Правда, он совсем к ней не придирался и очень редко что-то запрещал. Он спокойно относился к Сашиным желаниям, и не пытался её переделать или изменить.

Поэтому Саше было с ним хорошо, а с мамой трудно.

Ещё недавно она большую часть времени проводила у папы. У неё были ключи от его квартиры. Саша приходила туда после школы и сидела до самого вечера, пока папа не возвращался с работы домой. Изредка она оставалась у него ночевать. Но в последнее время он был занят в связи с переездом, и они не виделись.


Из дневника Саши Курашевич:

«Я часто чувствую боль других людей. Я вижу, когда им плохо, когда они страдают. И мне самой становится не по себе. Но мне почему-то никто не верит, говорят, что я всё выдумываю.

Я испытываю стыд. Порой мне кажется, что во всех бедах и несчастьях, которые происходят с моими близкими людьми, виновата я».


После школы она пришла домой, пообедала, сделала уроки. Вечером, когда дядя Валера пришёл с работы домой, мама позвала всех за стол. Даже Славика в детский стульчик усадила.

Это так непривычно, сидеть с мамой и отчимом за одним столом. Саша и забыла, когда это было в последний раз. Мама всё последнее время была занята Славиком, поэтому ела мимоходом, на ходу, в перерывах, когда Славик спал. Дядя Валера обедал на работе, а по вечерам его кормила мама отдельно от всех, так как Саша ела раньше, а мама – когда успевала. Иногда дядя Валера с мамой ходили в гости, но это было до того, как появился Славик.

А сейчас все сидели за одним столом. Саша тайком подкармливала собаку – незаметно кидала под стол кусочки хлеба.

– А что вы с Миленой не общаетесь? – неожиданно спросила мама. – В прошлом году так хорошо общались, уроки вместе делали, созванивались, гуляли…

Саша промолчала. Не хотела затрагивать больную тему.

– Милена такая хорошая девочка, – продолжала мама. – Недавно встретила Ингу, её маму, она нас в гости пригласила.

– Я не пойду, – заявила Саша.

– Почему? – удивилась мама. – Вы поссорились?

Саше захотелось крикнуть, что это не её дело, что Милена предательница и тупая курица, которая стала собачкой Иры Мирошниченко, и теперь постоянно таскается за ней и поддакивает. Но Саша этого не сказала. Да и какая разница маме, всё равно она не поймёт.

Как-то раз в прошлом году Саша разоткровенничалась и проболталась, что Алёнку – подружку со двора – обижает мама. Она накричала на неё из-за математики и била тетрадкой по лицу.

Но Сашина мама не поверила.

– Алёнка всё выдумала. Ни за что не поверю, что её мама может на кого-нибудь голос повысить, а уж руку поднять тем более. И вообще она очень интеллигентная. А вот твоя Алёна…

Саша тогда промолчала. Понимала, что спорить бесполезно. Почему взрослые не доверяют детям? Ведь дети говорят правду и почти никогда не врут.


Из дневника Саши Курашевич:

«В школе полный бардак. У нас заболела классная руководительница, а ещё учительница по математике. Учительница по русскому и литературе ушла на курсы повышения квалификации. Из-за этого у нас в школе появились пропуски и замещения занятий. Учителя устали, ученики тоже. Никто не хочет учиться. Утром просыпаешься и думаешь, какой смысл идти на три урока, если потом опять будешь болтаться без дела?».


Нина Семёновна – их классная руководительница – заболела накануне своего Дня рождения. Саша подумала, ведь это обидно, когда у тебя праздник, а ты на больничном. И написала об этом в школьном чате. Предложила купить цветы и подарок и поздравить учительницу на дому.

Одноклассники идею поддержали. Стали обсуждать. Саше пришла идея записать поздравительное видео. И тут выступила Ира.

– У меня есть знакомый блогер из ютуба. Давайте попросим его помочь со съёмкой, – написала она.

Все идеи, которые бы Саша не предлагала, Ира отметала напрочь. Большинству же было всё равно. Они и правда считали, что мнение блогера из ютуба круче Сашиного только потому, что он блогер, а она нет.

Саша обиделась. Какая разница, выкладывает она видео в соцсети или нет. Дело ведь не только в этом, но и в здравом смысле. Можно и самим придумать, написать сценарий, сделать так, чтобы понравилось всем. Но никто не хотел напрягаться, заморачиваться.

В итоге сделали так, как предлагала Ира. Взяли готовый контент и отсняли по шаблону. Просто потому, что так модно, и все так делают. Подарки и цветы купили Соня и Лиза.

Ира забрала всё лидерство себе. Приписала чужие заслуги. Саше стало обидно, и на съёмки ролика она не пошла. Когда её в этом упрекнули в этом Соня и Лиза, Саша ответила:

– Вообще-то я тоже участвовала в организации.

– Да? И что же ты сделала? – спросили они.

Саша хотела объяснить, что изначально это были её идеи и с видео, и поздравлением, и цветами. А потом по лицам девчонок поняла, что это бессмысленно. Подумала, какая разница? Зачем кому-то что-то доказывать, разве это что-то изменит? Ей всё равно не верят и не ценят её усилия. И что бы она ни сделала, это не будет засчитано.

Хорошо ли хвастаться и выставлять себя на показ? Сашу в детстве учили, что надо быть скромнее. Не гордиться собой и своими заслугам. Это не скромно. А теперь что же, получается, Сашу не замечают? А тот, кто громче кричит о себе и красуется, оказывается чуть ли не героем, хотя он ничего не сделал.

Как сделать так, чтобы завоевать авторитет и уважение в коллективе?

Саше показалось, что она выскочка и всех бесит, раздражает. Что её не принимают. Возможно, она преувеличивала, и в классе к ней относились нормально, спокойно. Но Саше в последнее время стало казаться, что её не ценят, не воспринимают, что она слабая, не такая как все. Возможно, одноклассники чувствовали её сомнения в себе, и относились соответствующе. Но это касалось девочек.

Саша два года ходила на каратэ. И мальчики в классе её за это уважали. Она обращалась к ним по имени, а не по фамилии. И при общении не смотрела на них свысока, не строила из себя непонятно кого. Да, мальчики относились к ней хорошо, но нравились им другие девочки. Всем, кроме, Виталика…

А вот девочки почему-то её не особо любили. Может, потому, что они конкурируют между собой? И считают её опасной соперницей? Оценивают друг друга, кто лучше, кто хуже. Между девчонками всё время конфликты, разборки. Борьба за мальчиков. Конкуренция. Я лучшая, я красивая. Я круче всех.

А Саша была индивидуалисткой, сильной и независимой. Она была интересной, разносторонне развитой, начитанной. Больше дружила с мальчиками, нежели с девочками. И, по большому счёту, ей всегда было наплевать на тех, кто ей завидовал. В прошлом году Саша была единственной девочкой в классе, которая гуляла с мальчиком. А в этом году Сашиного парня забрала себе Ира Мирошенко…

Саша вспомнила, как весной папа ей говорил:

– Не передавай себя. Не сдавай своих позиций. Не позволяй обществу или коллективу выбивать, прогонять тебя с твоего места. Не прячься, не уходи в тень. Если у тебя что-то забрали, отняли, не тушуйся. Если это принадлежит тебе, борись, верни себе обратно. А если изначально не принадлежало, то это не твоё. Твоё от тебя никуда не уйдёт. Оно останется с тобой. И никто, слышишь, никто не сможет это забрать. Только ты сама можешь отступить, уступить, сдаться. А это нельзя ни в коем случае делать. Никогда.

Но Саша его тогда не послушала и не стала бороться за Виталика, а потом и за Милену. Она оставила их, отошла в сторону.

Саша переживала – папа не звонил целую неделю. Это было на него непохоже. Он обещал, что Саше придёт его провожать, когда он будет садиться в поезд.


Из дневника Саши Курашевич:

«Вчера мои одноклассники довели учительницу до слёз. Я не могла на это равнодушно смотреть. Но и сделать что-то, чтобы это прекратить, тоже не могла. Что я им скажу, если все мои слова они воспримут только как нудные поучения? А ведь на самом деле расстроили учительницу. Она плакала. Какой бы «плохой» она не была в глазах учеников, ей тоже может быть больно. Неужели они этого не понимают? Нельзя так с людьми!».


В понедельник Саша стояла у кабинета физики в ожидании урока и записывала свои мысли в дневник. Она сильно переживала из-за вчерашней истории.

Это Виталик подговорил одноклассников, чтобы сорвать урок Светлане Анатольевне – учительнице математики. Светлана Анатольевна была очень воздушной и мечтательной. Совсем не похожая на математичку с жёстким характером. Она искренне любила свой предмет и хотела привить детям такую же любовь, считала, что дети должны хотя бы стремиться понять математику. Но школьники над ней посмеивались и всерьёз не воспринимали. И только угроза завалить госэкзамены заставляла их хоть что-то учить и делать домашние задания.

Светлана Анатольевна стремилась быть справедливой, ставить оценки объективно, никому не давала спуску, и это тоже не добавляло ей популярности.

Впрочем, были и такие, кто спокойно относился к математике и самой учительнице. Да и не плохая она. Просто очень любит свой предмет и хочет донести знания до учеников. А их это раздражает.

Сорвали урок. И рады, гордятся собой, будто подвиг совершили.

Первым встал Виталик, сказал "Достала ваша математика" и вышел из класса, а за ним все остальные по одному.

Последней осталась Саша. Она растерялась и не знала, как поступить. Ведь если не пойдёт со всеми, скажут, что она предательница назовут учительской подлизой или кем-то похуже. Саше не хотелось разборок с одноклассниками, но и обижать учительницу было неправильно.

Светлана Анатольевна тихонько плакала, отвернувшись к окну. Саша не знала, как её утешить, какие найти слова.

Ей было жаль учительницу, она видела, как та переживала. Почему-то одноклассникам это показалось весело и забавно. Но Саша так не считала. Ей было гадко на душе за то, что обидели хорошего человека.

Неожиданно её осенило, она вскочила, сказала – "Простите, Светлана Анатольевна!" – и выбежала из класса.