Книга Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов - читать онлайн бесплатно, автор Анна Борисовна Бену. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов
Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов

Во всяком случае, Мудрая Черепаха лишь немного времени потратила на то, чтобы задуматься. Ну, вот ровно столько, чтобы шагнуть отсюда и сюда. Раз-два! И она схватила свою самую большую и самую лучшую в мире калебасу и… изо всей силы швырнула ее на землю. На камень. Острый.

Вот так!

И калебаса разлетелась на куски. На кусочки. На мелкие. На мельчайшие. На вот такие – крохотные!

И вместе с калебасой, да-да, вместе с калебасой разлетелась по сторонам, по всей земле мудрость, которую с таким старанием Мудрая Черепаха собирала долгие-долгие годы.

И она не огорчилась. Не разгневалась. Она не жалела. Ни чуточки. Ни капельки не жалела Мудрая Черепаха о случившемся. Я же вам сказал, это была самая мудрая из всех самых мудрых черепах. И она увидела. Она поняла. И она решила. И поступила так, как велит мудрость.

Вы хотите, чтобы я сказал, что она увидела, поняла и решила?

Тогда слушайте! Я отвечаю вам.

Мудрая Черепаха увидела, что даже у самой глупой Курицы, которая не понимает самых простых слов, и у той может найтись крупица мудрости.

Мудрая Черепаха поняла, что всю мудрость мира нельзя целиком упрятать даже в самую большую и самую лучшую калебасу на свете.

Мудрая Черепаха поняла, что мудрость не может принадлежать одному, – уж если она мудрость, то должна быть у всех.

Мудрая Черепаха поняла, что мудрость нельзя забрать у другого, как нельзя плодоносящее дерево лишить плодов. Ведь все равно, после того как соберешь урожай, оно принесет новые плоды.

И, наконец, Мудрая Черепаха поняла, что даже самая мудрая из мудрых Черепах может ошибаться, как все на этом свете, на этой земле, в этом мире.

И она сказала себе:

– Не так страшно, если ты ошибешься, главное – вовремя все понять, решить и поступить в конце концов правильно.

И она поступила так, как ей подсказала ее, Мудрой Черепахи, мудрость. Она разбила свою калебасу на мелкие куски и рассеяла по всей земле драгоценнейшие крупицы мудрости.

– А исправлять мир, – решила она, – должна не одна Черепаха, даже если она самая мудрая, а все, кто его населяет.

И поэтому каждый, кто не побоится труда, пусть наклонится к земле да поищет ее, эту мудрость, – и всегда найдет то, что ищет. Если только не поленится, конечно.

Вот и вся сказка. Она была. Она ушла. Только остались мы все, кто слушал ее. Но мы тоже наделены мудростью. Кто крупицей, а кто полон ею до краев. Ну, а я скажу вам так. Если вы тоже хотите собрать мудрость в самую лучшую калебасу, в самую большую из тех, какую найдете, – собирайте. Потому что, обещаю вам, я отнесу ее Мудрой Черепахе, и она не поленится взобраться на самое высокое дерево (теперь, когда Гвинейская Курица ее научила, она сможет сделать это!), на самую его вершину, и сбросит оттуда на землю вашу калебасу вместе с мудростью, чтобы она не томилась в бутылке, а, как и подобает мудрости, разлетелась по всему миру, сделав его еще мудрее, еще лучше, еще совершеннее!

И так должно быть и будет всегда.


Эту сказку можно воспринимать буквально – она прекрасна сама по себе. Можно задавать вопрос черепахи детям на групповых и индивидуальных занятиях. Мудрость есть не только у взрослых и опытных – она есть у любого человека любого возраста. Важно задать вопрос! Моя сказкотерапия родилась из вопросов детям и из ответов на них.

Путешествуя по миру, я задавала детям разных стран два основных вопроса:

– Где живет добро?

– Где живет зло?

И как вы думаете, какие ответы я получила? Одни и те же! От детей из разных стран.

– Здесь! – и дети кладут руку на грудь.

– И здесь! – показывают на голову.

Дети разных культурных традиций отвечают одинаково – зло живет в человеке, в душе, в его чувствах и мыслях. Но и добро живет там же – в чувствах и мыслях.

Следующий вопрос, который я задаю:

– Если добро и зло в нас, то с кем борется главный герой? Где живет этот Кощей, дракон, демон Раввана, змей Апоп и т. д.? – И вот здесь дети совершают главное открытие:

– Получается, что герой борется с самим собой!

После этого открытия дети начинают прекрасно расшифровывать язык символов сказки и мифа. И это очень увлекательный путь собственного преображения! Путь вопросов – как у мудрой африканской черепахи – это путь извлечения на свет сокровищ!

Я делюсь ответами, которые были рождены из вопросов, заданных детям, студентам, и из тех вопросов, которые я задавала мудрым книгам, самой себе и миру. Если вам понравится путь сказкотерапии, то, работая с другими, прежде, чем дать ответ – сначала задайте вопрос. Это важно. Это и есть ключ к сказкотерапии! Самый главный ключ – умение задать вопрос. А те ответы, которые родятся из вопроса – придут из нашего общего коллективного бессознательного, из поля архетипов. И вы можете получить гораздо больше, чем знали до того, как задали вопрос. Каждый ответивший внесет свое богатство, свою драгоценную грань. Из вопросов рождаются новые открытия.

Сказку «Мудрая Черепаха» можно рассмотреть как наше внутреннее пространство – нашу вселенную мыслей и чувств, как то, что происходит в сфере анимуса – мыслей и духа. И в сфере анимы – эмоций. Черепаха – мудрая часть анимы. Вы знакомы с желанием сделать мир совершенным? С мыслями о несправедливости жизни? Эти мысли периодически будоражат человечество, вызывая попытки создать рай на земле, уничтожив то, что мешает раю. А если бы прежде, чем перекраивать внешний мир, люди обратились к мудрости архетипа своей черепахи-анимы, то начали бы менять мир с самих себя, с поиска своей мудрости.

Предлагаю прожить архетипы животных из этой сказки, чтобы извлечь и осознать в самих себе их ресурсную силу и мудрость. Если образ какого-то животного вам неприятен, просто пропускайте, не погружаясь в путешествие.

Практика: Путешествия к архетипам льва, леопарда, слона, зайца, орла, паука, курицы, черепахи

В каждом из нас живет архетип льва – царя. Что значит быть царем своей жизни? Быть творцом своей реальности? Задумал – сделал. Быть царем – хозяином своих мыслей и чувств, быть в ответе за свои проявления. Попробуйте закрыть глаза и представить, что вы вошли в теплое волшебное озеро, которое наполняет вас силой жизни, и выходите на берег – львом. Ощутите свои сильные лапы. Отряхните свою пышную гриву, почувствуйте, как мириады брызг разлетаются в разные стороны. Как ноздрями вы чувствуете воздух и запахи? Как видите мир глазами льва? Что чувствуете, когда идете вперед, когда скачете по прерии? Запомните чувства льва – хозяина прерий. Снова войдите в озеро с целительной водой жизни – почувствуйте, как образ льва растворяется и вы вновь возвращаетесь в свое тело. Вы наполнены силой хозяина жизни. И выходите из озера обновленные.

В каждом из нас живет архетип леопарда – клыки, когти, прыжок – способность отстаивать свои границы, умение видеть цель и достигать ее. Невозможно всегда быть хорошим для всех. Удобный человек часто наступает на горло своей песне – своему свободному леопарду-Колумбу, мечтающему открыть свою «Америку». Архетип леопарда помогает достигать своих желанных горизонтов, огибая все препятствия, перепрыгивая через них, двигаясь по пути к своей мечте. Чтобы ощутить силу леопарда, закройте глаза и подойдите к волшебному озеру, окунитесь в него, насладитесь его волшебной целебной водой. Вы выходите из озера – почувствуйте свои лапы, отряхните свою пятнистую шкуру, ощутите силу мышц вашего гибкого изящного тела. И стремительно, легко совершите прыжок. Исследуйте свои возможности, взбираясь на ветви дерева и быстро передвигаясь по саванне. Запомните силу леопарда. Вы вновь входите в волшебное озеро, и образ леопарда растворяется, вы снова чувствуете свое тело, ощущаете силу бело-золотой энергии воды, питающей ваше тело, дарующей ему ресурс.

Далее черепаха подошла к слону, – его мудрость в силе и спокойствии. Совершите путешествие к архетипу слона. Повторите путешествие к водам озера, почувствуйте, как выходите из озера, ощутите, какие огромные у вас ноги, силу каждого шага, свой хобот и его возможности, свои большие уши. Поиграйте хоботом с водой. Какое чувство у вас рождается? Помашите ушами, создавая вокруг себя ветер. Пройдитесь по зеленой траве. Поднимите хобот к деревьям, срывая листья, цветы, бананы. Что вы чувствуете, как воспринимаете мир? Как смотрите на других животных? Запомните это чувство. И вновь вы входите в озеро, и образ слона растворяется, вы снова в своем теле. Воды озера питают вас своей силой любви и принятия.

В каждом из нас живет и архетип зайца. Это быстрота реакций, чуткий слух – наша интуиция. Вы снова входите в озеро и выходите, ощущая свои пушистые заячьи лапки, свою пушистую мордочку и длинные усы, свои длинные уши, стоящие торчком. Вы прислушиваетесь к малейшим шорохам. Попробуйте побарабанить лапами по твердой земле. Попробуйте поскакать на своих пружинящих лапах из стороны в сторону. Зайцы – мастера путать следы и умеют бегать по извилистой, ломаной траектории, делать неожиданные выпады в совершенно другую сторону, чтобы обмануть противника. Что вы чувствуете, когда скачете по лесу? Когда прислушиваетесь к возможной опасности? Когда барабаните лапами по земле и деревьям? Запомните это чувство. Вы снова входите в озеро, образ зайца растворяется, и вы вновь оказываетесь в своем теле. Вода жизни питает его силой.

На смену зайцу в сказке пришел орел. И архетип орла тоже живет в нас – это сила свободы полета. Закройте глаза. Вы вновь находитесь у озера, входите в него, ныряете и выныриваете орлом. Вы взлетаете над водой, все выше и выше поднимаясь в небеса. Ощутите свои перья, ветер навстречу, острый клюв, разрезающий пространство. Острый взгляд, способный различить с огромной высоты каждую травинку, рыбу под водой, мышку в поле. Попробуйте взмыть еще выше, перекувырнуться, камнем упасть вниз и, не долетая до земли, – снова взлететь и парить кругами над озером и деревьями. Куда хочется лететь? Что чувствуете во время полета? Запомните это чувство. Вы приближаетесь к озеру, погружаетесь в воду, образ орла растворяется, и вы вновь чувствуете свое тело. Волшебная вода питает его своей силой.

Черепаха подошла к пауку. И этот архетип живет в нас – это способность хранить секреты, молчать о своей силе. В этой сказке черепаха взяла в качестве мудрости хитрость паука. Если его образ вам неприятен, то не нужно совершать путешествие к архетипу паука, просто пропустите.

Вновь вы у озера и выходите из него, ощущая многочисленные паучьи лапки и тельце, висящее на них. Попробуйте взобраться на травинку, а потом на дерево, сплести паутину. Вы в центре своей паутины – своего ковра, вы никуда не спешите и смотрите вокруг. Какое чувство возникает, когда вы находитесь в центре сплетенного вами ковра? Какая сила у вас есть? Запомните эту силу – молчаливого хозяина ковра своей жизни. Вы спускаетесь на ниточке к озеру, ныряете в него, и образ паука растворяется. Вы вновь ощущаете свое тело, плывете в бело-золотом озере, наслаждаясь его любящей энергией, чистотой, радостью, вдохновением.

Последняя героиня, которую встретила черепаха – гвинейская курица. И этот архетип живет в нас – простая житейская практичность и умение наслаждаться. Вы вновь у озера, ныряете, расслабляетесь и выходите на берег, ощущая птичьи лапки, погружающиеся в песок, крылья, клюв. Стряхиваете брызги, расправляя крылья и уютно складываете их на спине. Нежитесь на солнышке, подогнув под себя одну лапку, полуприкрыв глаза. Как вы ощущаете мир, себя и пространство? Какое чувство у вас возникает? Запомните его. Вы снова погружаетесь в воду, образ курицы растворяется, и вы вновь плывете в этой целительной воде, ощущая свои руки и ноги, наслаждаясь свежестью и силой этой волшебной воды, наполняющей ваше тело.

Пришла очередь архетипа черепахи – это терпение, постепенное проникновение в тайны мира и в свои собственные, способность погружаться в темноту утробы – защитный панцирь, чтобы там получить ресурс и заново выйти из своей темноты в свет рождения. Это архетип мудрой защиты себя и своего мира. Закройте глаза. И вот вы снова у озера, погружаетесь в него и выныриваете, ощущая себя внутри крепкого панциря, раздвигая четырьмя лапами воду, вы плывете к берегу, медленно выбираетесь, ощущая шорох песка нижней стороной панциря. Но песок панцирю не помеха. Вы постепенно поднимаетесь на берег, продвигая вперед тело, спрятанное в надежный панцирь. Ощутите солнечные лучи, ласкающие ваш глянцевый щит, прохладу земли под вашими лапами. Как вы видите мир? Как воспринимаете других живых существ? Хочется ли куда-то спешить? Где ваша цель? И где ваш дом? Вы видите красивые цветущие акации и решаете отдохнуть в их тени, вдыхая аромат цветов. Вы забираетесь в свой домик – внутрь панциря втягивая лапы и голову и, уютно расположившись в приятном темном пространстве, засыпаете. А проснувшись, вытягиваете голову и лапки наружу – к свету солнца и цветущим акациям над головой. Какое чувство вы испытываете? Запомните это ощущение. Вы направляетесь вниз, к озеру, и погружаетесь в воду. Вы плывете легко и чувствуете, как образ черепахи растворяется и вы вновь ощущаете свои руки и ноги. Плывете в своем теле на спине, распластавшись на воде, ощущая, как растворяется напряжение в теле, как тело питается силой жизни.

Я – автор метода «Путешествий к архетипам по сказкам и мифам» и обучаю студентов практикам терапевтических путешествий за ресурсной силой.

В конце каждой сказки вы найдете практику. Это либо путешествие к архетипам, либо различные методики и аффирмации. Теперь эта книга – рабочий инструмент, где есть теория и практика.

Глава 1

О чем говорят мифы и сказки?


Умея интерпретировать волшебные сказки и мифы, мы получаем ключи к разрешению психических и жизненных проблем. Помимо освобождения от «заклятья болезни» сказки несут правильный образец, архетипическую модель поведения. В них заложен и смысл бытия, как в глобальном понимании – цель жизни отдельного человека, так и цепь смыслов каждого текущего момента.


Жизнь – это миф, сказка, с их положительными и отрицательными героями, волшебными тайнами, ведущими к познанию самих себя, взлетами и падениями, борьбой и освобождением своей души из плена иллюзий. Поэтому все, что встречается на пути, – загадка, заданная нам судьбой в виде Медузы Горгоны или дракона, лабиринта, ковра-самолета, от разгадки которой зависит дальнейшая мифологическая канва нашего бытия. В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где мудрость – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа… Человек – это миф. Сказка – это ты…

Анна Бену

Почему сказки и мифы бессмертны? Умирают цивилизации, исчезают народы, а сказания, мудрость мифов и легенд вновь и вновь оживают и волнуют нас. Что за притягательная сила сокрыта в их глубинах?

Почему в нашей реальности мифы и сказки не теряют своей актуальности?

Что самое реальное в мире для тебя, читатель?

Для каждого человека самое реальное на свете – это он сам, его внутренний мир, его надежды и открытия, его боль, поражения, победы и достижения. Разве волнует нас что-либо больше, чем то, что происходит с нами сейчас, в данный период жизни?

В этой книге я рассматриваю сказки и мифы как сценарии жизни каждого из нас. Это про наших Жар-птиц мудрости и Змеев Горынычей иллюзий повествуют старинные сюжеты. Это о нашей победе над хаосом повседневных препятствий рассказывают древние мифы. Поэтому сказочные сюжеты бессмертны и дороги нам, они увлекают нас в новые путешествия, побуждают к новым открытиям их тайн и самих себя.

Многие исследователи сказки и мифа выявляют различные их аспекты, различные способы интерпретации, взаимообогащающие друг друга. Владимир Пропп рассматривает сказки с точки зрения народных верований, обряда, ритуала. Карл Густав Юнг и его последователи – с точки зрения архетипического опыта человечества. Юнг утверждал: именно благодаря сказкам можно наилучшим образом изучать сравнительную анатомию человеческой психики. «Миф – это естественная и необходимая ступень между бессознательным и сознательным мышлением» (К. Г. Юнг).

Американский исследователь мифов Джозеф Кемпбелл считает мифы источником развития, информации и вдохновения человечества: «Миф – это тайные врата, через которые неистощимая энергия космоса изливается в культурные достижения человека. Религии, философские учения, искусство, социальные установления первобытных и современных людей, базовые открытия науки и технологии, даже наполняющие наш сон сновидения – все это капли из волшебной кипящей чаши мифа».

Индийский философ XX века Ананда Кумарасвами говорит о мифе: «Миф воплощает собой теснейшее сближение с абсолютной истиной, какое только может быть выражено в словах».

Джон Френсис Бирлайн, американский исследователь мифов в книге «Параллельная мифология» пишет: «Мифы – древнейшая форма науки, размышления о том, каким образом возникла Вселенная… Мифы, взятые сами по себе, проявляют удивительное сходство между культурами различных народов, разделенных огромными расстояниями. И эта общность помогает нам увидеть за всеми различиями красоту единства человечества… Миф – это своего рода уникальный язык, описывающий реалии, лежащие за пределами наших пяти чувств. Он заполняет пропасть между образами подсознания и языком сознательной логики».

А. Н. Афанасьев с удивительным постоянством видит во всех мифах и волшебных сказках природные явления: солнце, тучи, гром и молнии. Прометей – это огонь молнии, прикованный к скале-туче. Злобный Локи в германской мифологии – тучи и гром. Бог Агни в индийской мифологии – «окрыленная молния». «Кочерга – эмблема молниеносной палицы бога Агни, помело – вихря, раздувающего грозовое пламя». Крылатый конь – вихрь; Баба-яга, летающая на метле-вихре, – туча. Хрустальная и золотая гора – небо. Остров Буян – весеннее небо; могучий дуб острова Буяна, так же как и чудесное дерево Валгаллы – туча. Все драконы и змеи, с которыми борются герои – тоже тучи. Девица-краса – красное солнце, похищаемое змеем – символ зимних туманов, свинцовых туч, а освободитель девицы – герой-молния, разбивающая тучи. Чудо-юдо рыба-кит, золотая рыбка и щука Емели, исполняющая желания, – туча, наполненная плодотворною влагой жизнедающего дождя и т. д.

«Миф – это символическая история, раскрывающая внутренний смысл вселенной и жизни человека» (Алан Уотс, английский писатель и западный комментатор дзен-буддистских текстов).

Наиболее объективное исследование сказочно-мифологического мышления древних народов можно совершить, синтезируя опыт многих авторов.

Анализируя сказки далее, мы увидим, что женское начало – это сфера эмоций, душа, а мужское – сфера логоса, разума. Чудовище, змей, дракон – символ хаоса, неосознанной агрессии, инстинктов, которые стремятся поглотить неразумную деву – эмоции, душу. Но сфера разума побеждает это негативное начало и освобождается от него. Если использовать терминологию Фрейда, то Герой – это «Я» человека, сознательное разумное ядро личности. Знания о том, как победить хаос и какими средствами, как одержать победу над чудовищем и освободить деву – психоэмоциональную сферу, – дает герою «Сверх-Я». Само же чудовище – это «кипящий котел инстинктов».

Мирча Элиаде считает героев сказочно-мифологических миров рожденными сферой подсознания. «Подсознательное, как его называют, гораздо поэтичней и философичней, мистичней, чем сознательная жизнь… Подсознание населено не одними только чудищами: там скрываются также боги, богини, герои и феи; да и чудища подсознания тоже мифологичны, они продолжают исполнять те же функции, что отведены им во всех мифах: в конечном счете, они помогают человеку полностью освободиться, завершить свое посвящение». М. Элиаде считает способность к мифотворчеству, сновидения, грезы наяву силами, возносящими обусловленное человеческое существо в духовный мир, куда более богатый, чем замкнутый мирок его «исторического момента».

Швейцарский психоаналитик, ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц утверждает, что волшебные сказки находятся вне культуры, вне расовых различий, являясь интернациональным языком для всего человечества, для людей всех возрастов и национальностей. Мария-Луиза фон Франц отвергает теорию происхождения сказки из ритуала, обряда, считая основой сказки архетипический опыт человечества. Она полагает, что как сказка, так и ритуал происходят из архетипического опыта.

Немецкий исследователь и психоаналитик Фридель Ленц рассматривает сказку как внутреннюю историю жизни каждого из нас, где все персонажи – это различные качества и начала человека. «Сказки – это выраженные в образах внутренние судьбы и пути развития отдельного человека». Фридель Ленц, проанализировав многие европейские сказки, дает интерпретацию символов, встречающихся в них. Она дает символику ландшафтов, служб и профессий, одежды, украшений, оружия, растений, сказочно-мифологических существ и т. д. Фридель Ленц утверждает, что сказка похожа на маленькую драму, которая разыгрывается на нашей внутренней сцене, где персонажи в облике человека – душевно-духовные силы, персонажи в облике животных – влечения и инстинкты, а ландшафты – внутреннее место действия. Она также рассматривает человека с точки зрения трехчленного деления на тело, душу и дух, так называемую трихотомию, имевшую силу в Европе вплоть до IX века. Создатели сказок основывали их на учении о трехчленном человеке, понятийно сформулированном еще Аристотелем. «Дух человека, его вечная энтелехия, его “я” появляются в мужском образе, и все подчиненные ему силы представляются как мужские. Душа открывается в образном языке всех народов как женское существо, и все душевные качества появляются в женских образах. Тело, как защищающая оболочка, являет себя в виде дома, замка, хижины, башни».

Таким образом, умея интерпретировать волшебные сказки и мифы, мы получаем ключи к разрешению психических и жизненных проблем. Помимо освобождения от «заклятья болезни» сказки несут правильный образец, архетипическую модель поведения. В них заложен и смысл бытия, как в глобальном понимании – цель жизни отдельного человека, так и цепь смыслов каждого текущего момента. В каждое мгновенье нашей жизни мы делаем выбор, определяющий, будем ли мы заколдованы его ошибкой – и тогда нужно будет искать волшебные средства – мысли, силу воли, терпение и упорство – на пути к освобождению. Либо, делая изначально правильный выбор, мы пожинаем радость открытий, творчества, счастье. Но в любом случае расстраиваться по поводу ошибки не стоит – посмотрим на мифы и сказки: герои, прежде чем совершить подвиги, идут «налево», а затем, исправляя содеянное, становятся победителями. На пути к победе мы, как и герои сказки, получаем волшебные предметы – волшебный опыт, драгоценное познание нашего пути, нашей жизни и самих себя.

В сказках и мифах показан путь взросления героя и героини – смерти и нового рождения, путь инициации. Инициации бывают возрастные – когда меняется тело, меняются наши роли. Возрастные инициации – подростковые, когда у девочек появляются месячные, у мальчиков ломается голос. Роды у женщины – это также изменение тела и тоже смерть и новое рождение – как матери. И завершающая инициация – окончание менструального цикла, менопауза. В этой книге мы рассмотрим женские инициации, но и мужских коснемся.

И второй вид инициаций, который я выделяю – это травмирующие события жизни, которые могут остаться травмой и болью, а могут стать окном в инициацию, дверью к преображению. И сказки народов мира нам об этом говорят: как травму превратить в драгоценный опыт, в инициацию, а затем – родиться в новой ипостаси.


Глава 2

Стихии: Огонь


Огонь – устремленные в небо языки пламени, поглощающие материю, возвращающие формы в мир первообразов, мир идей. Сжигая материю, огонь дает свет и тепло, уничтожает нечистое, обеззараживает, очищает. Танец огня напоминает кропотливую работу мысли, которая танцует с отражением вещей, претворяя отпечатки окружающего мира в бессмертные образы воплощенных идей.



Наше тело состоит из 4-х стихий – земли, воды, воздуха и огня. Наша плоть ткется в утробе матери и рождается из воды – материнского лона в воздух и свет. Рождение – наша первая неосознанная инициация, а познание четырех стихий – наша осознанная инициация, которую я предлагаю подробнее рассмотреть, отвечая себе на вопросы: «Кто есть я?», «Какой я?»