banner banner banner
Перевернутая логика «Алибабы»
Перевернутая логика «Алибабы»
Оценить:
 Рейтинг: 0

Перевернутая логика «Алибабы»

Перевернутая логика «Алибабы»
Чэнь Гуансы

Чэнь Фэйфэй

Империя «Алибаба» успешно развивалась не только благодаря продуманной бизнес-стратегии, умению руководства держать руку на пульсе и выгодной экономической ситуации, но и «перевернутой» логике основателя «Алибабы» Ма Юня.

Книга расскажет о «перевернутой» традиции компании, тщательно выстроенной корпоративной культуре и об отношении Ма Юня к работе. Здесь он предстанет перед нами не просто как бизнесмен, но как философ, психолог, общественный деятель и просто как человек, умеющий мечтать, и реализовывать свои мечты.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Чэнь Гуансы, Чэнь Фэйфэй

Перевернутая логика «Алибабы»

B&R Book Program

Оформление переплета Любови Пудеевой

© ООО «Международная издательская компания «Шанс», перевод, оформление, 2020

© ООО «Издательство Чжэцзянского университета», 2020 Все права защищены.

Исключительное право на издание и распространение книги «Перевернутая логика «Алибабы» на русском языке предоставлено ООО «Издательство Чжэцзянского университета». Все права защищены. Не допускается копирование и распространение текста без письменного разрешения правообладателя.

© ????????????? ??????????????????

?????????????????????????????

???????????

Предисловие[1 - Информация в книге соответствует году ее написания – 2014. Эпиграф приводится по изданию: Лао-цзы. Дао дэ цзин / Пер. К.Д. Бальмонта // Гимны, песни и замыслы древних. СПб.: Книгоиздательство «Пантеонъ», 1908. С. 135.– Примеч. ред.]

«Перевернутая» метафора

Путь, что есть Путь, то не путь обычный

Истоки «перевернутой» традиции «Алибабы» – стойки вверх ногами – можно проследить до произошедшего однажды инцидента.

В 2003 году сотрудник «Алибабы» заразился атипичной пневмонией. Все работники компании, а это более пятисот человек, были вынуждены разойтись по домам на карантин. Для поддержания здоровья основатель «Алибабы» Ма Юнь порекомендовал своим сотрудникам каждый день обязательно делать стойку на руках. Это упражнение можно выполнять в закрытом помещении без каких-либо тренажеров. После окончания вспышки пневмонии стойка на руках стала отличительным умением всех сотрудников «Алибабы».

Более глубоким смыслом стойку наделили юношеские воспоминания Ма Юня.

В начале 1980-х годов для Китая наступила нелегкая пора: люди были чрезвычайно бедны не только материально, но и в образе мыслей – им не хватало энтузиазма. Тогда Ма Юнь, как и подавляющее большинство китайской молодежи, увлекался культовым японским сериалом «Пылающая атака»[2 - Спортивная драма о волейболе, известна в Китае под названиями «Волейболистки» и «Пылающая юность». После того как китайские волейболистки заняли первое место на Кубке мира, сериал стал чрезвычайно популярен в материковом Китае и Гонконге. Главная героиня – Кодзика Дзюн, – которую воспитывал отец, старается попасть в олимпийскую сборную Японии по волейболу, чтобы встретиться с матерью. В конце концов она достигает поставленной цели. – Здесь и далее, если не указано иное, примеч. пер.]. Будущий бизнесмен был в расцвете сил, любил быть в центре внимания и заступался за обиженных однокашников. Однако его вера в себя заметно пошатнулась из-за двух провалов на гаокао[3 - Экзамен для поступления в высшие учебные заведения в КНР.] и многократных отказов на собеседованиях. В критический момент главная героиня «Пылающей атаки» стала для Ма Юня примером упорства и боевого духа. Эта прекрасная, активная девушка с экрана снова и снова мотивировала юношу, поэтому он решился на третью попытку и сдал экзамен. Годы спустя достигший успеха Ма Юнь, вспоминая тот период, сказал: «Мне кажется, что она [Кодзика Дзюн] повлияла на наше поколение. Я смотрел “Пылающую атаку”, когда учился в старшей школе и готовился к гаокао. Считаю, что она воодушевила наше поколение не отказываться от сдачи экзамена»[4 - Цит. по: Хуа Шэн. Легенда о Ма Юне. Чжунго цзинцзи чубаньшэ, 2009. С. 24.].

Все последующие двадцать лет Ма Юнь помнил о любимом сериале и Кодзике Дзюн. Он специально ездил в Японию на поиски сыгравшей ее актрисы, Араки Юмико. В сентябре 2003 года она приняла приглашение посетить «Алибабу». Ма Юнь поприветствовал идола юности стойкой на руках, которую часто видел в «Пылающей атаке». Он также потребовал от всех сотрудников «Алибабы» заранее начать тренироваться вставать на руки, чтобы их движения и стойки выглядели легко и нескованно. В результате перед актрисой предстала странная, забавная, но полная искренности картина: несколько десятков человек уверенно стояли на руках перед ней – такого результата не могли достичь даже актеры «Пылающей атаки».

Разумеется, стойка на руках не превратилась в способ встречи гостей в «Алибабе», но стала «административной задачей» для сотрудников. Ежегодно все без исключения работники компании проходят аттестацию на умение стоять вверх ногами. Эта аттестация важна ничуть не меньше, чем проверка остальных навыков. Говорят, в «Алибабе» даже существует требование для новых сотрудников: они должны за три месяца научиться стоять на руках, опираясь на стену. Мужчины обязаны продержаться минимум тридцать секунд, женщины – десять, иначе их ждет увольнение. Худой, маленький Ма Юнь и сам является мастером в этом деле – он может стоять на одной руке несколько минут, при этом его лицо не меняет цвет.

Такое диковинное требование Ма Юня можно понять – он верит, что боевой дух, распространяемый «Пылающей атакой», относится не только ко времени его молодости, но и к любой эпохе, к любому человеку. Более двадцати лет жизненных перипетий заставили Ма Юня наделить стойку на руках глубоким смыслом.

«Почему это нужно? Потому что слишком много людей говорили мне “невозможно”. Каждый сотрудник “Таобао”[5 - “Taobao” – платформа, на которой фирмы могут открывать магазины, а клиенты – покупать их товары. Сайт, таким образом, выступает в качестве посредника между продавцами и покупателями. – Примеч. ред.]умеет стоять на руках, я могу делать стойку на одной руке, мы также умеем делать гимнастическую пирамиду, стоя вверх ногами»[6 - Цит. по: Хуа Шэн. Легенда о Ма Юне. С. 25.]. Ма Юнь считает, что нет ничего невозможного: «Если уж я смог встать вверх ногами, то и ты сможешь». В этом и заключается глубокий смысл стойки на руках. Наивысший уровень подобной логики – знаменитое «Правило Ма Юня»: «Если я могу достичь успеха, то и 80 % людей во всем мире могут стать успешными»[7 - МаЮнь. Инвесторы тоже смотрят на дипломы. Такому предприятию, как наше, сложно привлечь инвестиции // Ванъи цайцзин. 22.11.2013.URL http://money.163.com/13/1122/11/9E9I3MR000253G87.html#p=9AOFPU800AK00025 (http://money.163.com/13/1122/11/9E9I3MR000253G87.html%23p=9AOFPU800AK00025)].

Ма Юнь, обычный университетский преподаватель английского языка, абсолютно далекий от IT-сферы, создал «Желтые страницы Китая»[8 - Первая в Китае коммерческая интернет-компания. – Примеч. ред.] и «Алибабу». Он стал первым человеком в китайском интернете, более успешным, чем подавляющее большинство людей с IT-образованием. Нельзя не признать, что в этом чуде «перевернутая» логика Ма Юня сыграла неизмеримую роль. Человек часто невежественен в отношении собственного потенциала. Если он не отдает все силы на реализацию «невозможного», а вместо того поджимает хвост и боится, то никогда не сможет превзойти себя и раскрыть свой потенциал. Способности, которыми он уже обладает, ограничивают воображение, тем самым ограничивая и его будущее.

Ничего не смыслящий в интернете Ма Юнь после своего первого знакомства с сетью в 1995 году решил отказаться от должности преподавателя и создать интернет-компанию. Он говорит: «Вначале у меня не было веры в успех. Я лишь считал, что, занимаясь чем-либо, независимо от результата нужно пробовать прокладывать свою дорогу. Не выйдет – ты можешь повернуть назад. Но если идти по проторенной дорожке, не получится сделать ничего нового, уникального. Я был даже не “слепцом, едущим на слепой лошади”[9 - Устойчивое выражение, означающее, что дело неизбежно закончится неудачей.], я был “слепцом на слепом тигре”»[10 - Имеется в виду, что слепец на слепом тигре – это еще хуже, чем слепец на слепой лошади, потому что тигр не может перевезти наездника. Цит. по: Хуа Шэн. Легенда о Ма Юне. С. 53.]. Перед тем как приняться за новое дело, Ма Юнь не стал говорить себе «невозможно». Он вычеркнул это слово из своего лексикона, избавившись тем самым от всех факторов, ограничивающих фантазию. Вследствие этого перед ним стали возникать чистые, первозданные образы будущего. В этих образах будущее открывалось словно с чистого листа, оно не зависело ни от прошлого, ни от настоящего. Поэтому Ма Юнь увидел, что мир складывается и постоянно изменяется под влиянием самых разных невообразимых и даже невозможных факторов. Так Ма Юнь увидел возможность создания огромной электронной торговой империи, хотя в то время он не знал ни что такое интернет, ни что такое электронный бизнес.

Для Ма Юня стойка на руках – новый способ познания мира: «Каждый человек должен научиться стоять вверх ногами, потому что в таком положении кровь приливает к мозгу, ты иначе смотришь на мир, а при обдумывании проблемы можешь найти немыслимый ранее подход к ее решению»[11 - Цит. по: Шэнь Вэйфэн. «Taobao»: победа стоящих на руках. Чжэцзян жэньминь чубаньшэ, 2007. С. 12.].

Не стоит рассматривать рациональность этого высказывания с физиологической точки зрения, оно лишь отражает другой подход к мировосприятию. Иначе говоря, Ма Юнь нашел способ буквально изменить свою точку зрения и достичь цели – он перевернулся с ног на голову.

Образ мыслей предопределяет степень понимания, кругозор обуславливает облик мира. Изменив угол зрения, можно увидеть все совершенно в другом свете. Например, древнегреческий философ Фалес ходил с высоко поднятой головой. Такая странная привычка хотя и завела его однажды в болото, но помогла увидеть настоящие тайны мира[12 - Фалес Милетский (640/624—548/545 до н. э) – в числе прочих достижений он совершил множество открытий в области астронимии и космологии. – Примеч. ред.]. Когда на Ньютона упало яблоко, он не наклонился в поисках «виновника» происшествия, а запрокинул голову, размышляя, какая сила заставила яблоко упасть. Философы говорят, что только если ты смотришь на свое будущее как на возможность, сможешь точнее и правильнее осознать настоящий облик мира.

Стоя в стойке, нужно поддерживать свое тело руками и даже головой. Цель этого действия не в том, чтобы перевернуть меридианы[13 - Термин китайской медицины; это каналы, которые проходят вдоль тела человека и по которым движется энергия ци.], как это делал Оуян Фэн[14 - Оуян Фэн – герой романа в жанре уся «Волшебный орел и товарищ-рыцарь» Цзинь Юна. По сюжету романа этот герой владеет техникой разворачивания каналов для накопления энергии ци.], а в том, чтобы, коснувшись земли руками, представить себе чистое будущее. У Ма Юня богатое воображение, он чаще витает в облаках, чем ходит по земле. Он захотел создать фирму, занимающуюся интернет-бизнесом и влияющую на весь мир. Однако его компании не нужно стремиться к «высоким технологиям» или гнаться за «иностранным стилем»: она должна быть максимально простой, китаизированной, ориентированной на покупателей. На этапе основания «Алибабы» у Ма Юня было 25 миллионов долларов США венчурных инвестиций. Воодушевившись, он создал за границей массу представительств и бесполезных структур и даже выдвинул лозунг «Вместо того чтобы участвовать в национальной первой лиге, лучше сразу выйти на Кубок мира»[15 - Цит. по: Вэй Синь, ШиХайъэ. Закулисная сторона империи Ма Юня. Синь шиц-зе чубаньшэ, 2013. С. 98.]. Все это оказалось пустой тратой денег, которая не приблизила Ма Юня к его цели. В 2000 году Ма Юнь осознал проблему и немедленно представил программу B2C – “Back to China, Back to Coast, Back to Center” («Вернуться в Китай, Вернуться к Побережью, Вернуться к Центру»). Он сократил количество сотрудников, а головной офис «Алибабы» из Пекина вернул в Ханчжоу. В критический момент свою роль сыграла «перевернутая» логика. Она напомнила Ма Юню, что необходимо обеими руками держаться за родные земли, «отпускать мысли в полет», но оставаться близко к простому народу – ведь чем выше заберешься, тем больнее падать. Это позволило Ма Юню завершить «невозможную» битву за реализацию своих фантазий – «Алибаба» в кратчайшие сроки стала компанией электронной торговли с самым большим потенциалом в Китае. Вскоре она обойдет даже гигантскую американскую электронную торговую площадку «eBay», продолжая использовать «перевернутую» логику: «Несомненно, мы не сможем в лобовую побороть “eBay”, а вот если сменить угол зрения…»[16 - Цзинь Цодао. Стоящий на руках Ма Юнь. 5.01.2017. URL:http://www.gmw.cn/content/2007-01/15/content_536283.htm (http://www.gmw.cn/content/2007-01/15/content_536283.htm)].

«Стойка на руках» – концепция развития «Алибабы» и основа философии Ма Юня, у нее множество толкований и проявлений. Неизменным остается одно: только когда смотришь на мир по-новому, обеими руками касаясь земли, воображение становится свободнее, мечты – ближе, а будущее – отчетливей.

«Перевернутая» коммерческая концепция: «воспользоваться мечом не атакуя; вытянуть руку не двигаясь»

В романах жанра уся[17 - Уся – приключенческий жанр китайского фэнтези, в котором демонстрируются восточные единоборства. – Примеч. ред.] Цзинь Юна изображено несколько особенно сильных и великих персонажей: Фэн Цинъян из «Сяоао цзянху» («Улыбающийся гордый странник»), Дугу Цюбай из книги «Шэньдяо Сялюй» («Волшебный орел и товарищ-рыцарь»), Подметающий землю монах из «Тянлун бабу» («Восемь рас небесных драконов»). Они отнюдь не главные герои, а выдающиеся личности, лишь несколько раз появляющиеся в повествовании. Эти люди – превосходные воины, они добродетельны, но, что более важно, уровень их мышления близок к совершенству. Персонажи вышли за рамки сражений с применением оружия – они не владеют особыми приемами или лучшими мечами, не следуют уникальным концепциям или школам. Эти герои поняли, что мощное, великое искусство есть в каждом обычном движении и поступке. Они прекрасно знают путь Неба и Земли, знают, что в простых вещах скрыты удивительные возможности, что величайшее мастерство не в остроте меча, великий звук – беззвучен, великий образ – бесформен. Суть древней китайской философии – в достижении мастерства посредством постижения всего сущего, преодоления границ и законов вещей и явлений, понимания, как взаимодействуют бытие и небытие, близости к верху совершенства. Ма Юнь – большой поклонник Цзинь Юна. Он подражает Фэн Цинъяну и стремится к полному перевоплощению. Предприниматель надеется, что научится «вытягивать руку не двигаясь», «пользоваться мечом не атакуя» и победит. «Алибаба» сформировалась под действием этой концепции, берущей начало от традиционных китайских учений.

«Рука», поддерживающая «Алибабу»

Стойка на руках – простое упражнение: человек, опираясь на стену, переворачивается вверх ногами. Большая часть здоровых людей способна его выполнить. Ма Юнь делает стойку на одной руке без каких-либо затруднений. Однако по-настоящему понять внутреннее содержание этого упражнения не так просто. Концепция ведения торговли, осознанная Ма Юнем через стойку на руках, по сей день во всех отношениях накладывает отпечаток на развитие «Алибабы». Предприниматель бесчисленное количество раз поддерживал свое тело одной рукой, снова и снова становясь примером для сотрудников, коллег и компании в целом. Однако в жизни Ма Юня существует постоянная «стойка на руках»[18 - Имеется в виду, что Ма Юнь всегда мыслит нестандартно.] – он хочет, чтобы «Алибаба» просуществовала по меньшей мере 102 года: он использует личный, оригинальный, «перевернутый» способ мышления, одной рукой поддерживая компанию.

«Перевернутый» герой – Ма Юнь

Смотреть на мир, стоя вверх ногами, – наша культура, каждый наш сотрудник должен научиться стоять на обеих руках. Несомненно, мы не сможем в лобовую побороть “eBay”, а вот если сменить угол зрения…[19 - Цзинь Цодао. Стоящий на руках Ма Юнь. 5.01.2017. URL: http://www.gmw.cn/content/2007-01/15/content_536283.htm (http://www.gmw.cn/content/2007-01/15/content_536283.htm)]

Для Ма Юня стойка на руках означает использование оригинального и в корне противоположного существующему способа понимания мира и решения проблем.

В глазах людей, привыкших жить «стоя прямо», мир существует согласно некоторым неизменным правилам – например, что нужно обладать определенным количеством опыта, чтобы добиться успеха. Со временем такое видение становится авторитетным и не терпит каких-либо альтернатив.

Однако Ма Юнь, если 90 % людей говорят о чем-то «хорошо», всегда сначала выберет те 10 % «плохого». Когда все борются за успех, двигаясь в одном направлении, Ма Юнь инстинктивно идет в обратном и в глубине души верит, что только его курс правильный.

До «Алибабы» подавляющее большинство компаний, занимающихся электронной торговлей, считало, что модель B2B должна быть нацелена на сотрудничество с крупными предприятиями, а не средними и малыми. Они полагали, что, обслуживая только крупные фирмы, смогут урвать кусочек огромного пирога, и считали это успешным исходом.

Противоположный образ мышления Ма Юня заключается в «окружении города деревней»[20 - Стратегия ведения войны, сформулированная Мао Цзэдуном в 1927 году, то есть в период Гражданской войны между КПК и Гоминьданом. Суть стратегии в том, что КПК должна была создать базу для революции именно в сельской местности с опорой на крестьянство, чтобы накопить силы и после этого завоевать города.], – он не гонится за крупными компаниями. Мао Цзэдун заимствовал опыт опорных баз революции в деревнях: только служа широким группам населения, можно получить долговечную жизненную силу. В Китае и в мире количество мелких и средних предприятий превышает число крупных. Ма Юнь рос в Чжэцзяне, где располагались частные малые и средние компании, и понимал, как тяжело им развиваться. Он считал, что крупные предприятия имеют собственные информационные каналы и много тратят на рекламу, в то время как средние и малые компании больше нуждаются в интернет – продвижении. Поэтому Ма Юнь решил «“оставить кита и поймать креветок” – отказаться от 15 % крупных предприятий и работать только с 85 % средних и малых компаний»[21 - Цит. по: Хуа Шэн. Легенда о Ма Юне. С. 97.]. Это решение в корне противоречило концепциям электронной коммерции того времени.

«Алибаба» задумана как платформа, позволяющая среднему и малому бизнесу получить необходимые для существования ресурсы. Через нее товары экспортируются в любой уголок мира, благодаря чему компании получили достаточно «солнечного света»[22 - Иными словами – «возможности для развития».], а империя Ма Юня окрепла и обрела огромный потенциал к развитию.

Благодаря тому, что «Таобао» работал со средними и малыми предприятиями, его влияние распространилось повсюду. Можно сказать, что он, как муравей, пролезет в любую щель в мире торговли. Поэтому в конце концов компания Ма Юня и вытеснила «толстяка» “eBay” из Китая.

В истории всякий, кто смог завершить великое дело, обладал особым и незаурядным складом ума. И неважно, в чем конкретно заключался тот или иной способ мышления, – каждый шел собственной, уникальной дорогой.

Нестандартное мышление – один из основных факторов успеха необыкновенных личностей. В эпоху Ван Гога реализм был основным жанром живописи и единственным путем, который видели художники. Ван Гог же ощущал окружающее иначе: мир для него приобретал необычные краски благодаря солнечному свету, а в звездном небе появлялись неясность и таинственность из-за мрака в душе художника. Яркие цвета высокой хроматичности[23 - Хроматичность – свойство цвета, которое говорит о его чистоте, то есть в цвете отсутствуют примеси белого, серого и черного. Высокая хроматичность – очень сияющие, живые цвета. – Примеч. ред.] и внутренние переживания художника создали его уникальный мир. Неформальная творческая концепция импрессионизма не подарила успеха картинам Ван Гога при жизни, однако после его смерти особый стиль и гениальные идеи сделали их великими шедеврами живописи и философской мысли.

«Перевернутая» логика Ма Юня в первую очередь заключается в том, чтобы идти своим выдающимся путем, и это стало одним из ключевых ориентиров в развитии «Алибабы». Однако этот ориентир никогда не диктовал Ма Юню, что конкретно ему следует делать и к чему конкретно стремиться.

В начале 1999 года, когда Ма Юнь вернулся из Пекина в Ханчжоу и решил возглавить свою команду сотрудников, прозванную «восемнадцатью архатами[24 - В буддизме архат – человек, достигший полного освобождения и вышедший из «колеса перерождений». – Примеч. ред.]», он не знал точно, чем именно хочет заняться. Основываясь на врожденной интуиции, он неясно увидел образ «перевернутого» мира, ощутил существование скрытой дороги, которая ведет к несметным сокровищам Али-бабы. Сначала Ма Юню было трудно объяснить, что это за путь, но он поверил в себя, решил встать на эту неизведанную дорогу и в конце концов нашел настоящие «сокровища».