Книга Перевернутая логика «Алибабы» - читать онлайн бесплатно, автор Чэнь Гуансы
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Перевернутая логика «Алибабы»
Перевернутая логика «Алибабы»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Перевернутая логика «Алибабы»


Чэнь Гуансы, Чэнь Фэйфэй

Перевернутая логика «Алибабы»

B&R Book Program

Оформление переплета Любови Пудеевой


© ООО «Международная издательская компания «Шанс», перевод, оформление, 2020

© ООО «Издательство Чжэцзянского университета», 2020 Все права защищены.


Исключительное право на издание и распространение книги «Перевернутая логика «Алибабы» на русском языке предоставлено ООО «Издательство Чжэцзянского университета». Все права защищены. Не допускается копирование и распространение текста без письменного разрешения правообладателя.


© 浙江大学出版社有限责任公司 俄语翻译版经浙江大学出版社有限责任公

司授权于全球市场独家出版发行。保留一切权利。未经书面许可,

任何人不得复制、发行。

Предисловие[1]

«Перевернутая» метафора

Путь, что есть Путь, то не путь обычный

Истоки «перевернутой» традиции «Алибабы» – стойки вверх ногами – можно проследить до произошедшего однажды инцидента.

В 2003 году сотрудник «Алибабы» заразился атипичной пневмонией. Все работники компании, а это более пятисот человек, были вынуждены разойтись по домам на карантин. Для поддержания здоровья основатель «Алибабы» Ма Юнь порекомендовал своим сотрудникам каждый день обязательно делать стойку на руках. Это упражнение можно выполнять в закрытом помещении без каких-либо тренажеров. После окончания вспышки пневмонии стойка на руках стала отличительным умением всех сотрудников «Алибабы».

Более глубоким смыслом стойку наделили юношеские воспоминания Ма Юня.

В начале 1980-х годов для Китая наступила нелегкая пора: люди были чрезвычайно бедны не только материально, но и в образе мыслей – им не хватало энтузиазма. Тогда Ма Юнь, как и подавляющее большинство китайской молодежи, увлекался культовым японским сериалом «Пылающая атака»[2]. Будущий бизнесмен был в расцвете сил, любил быть в центре внимания и заступался за обиженных однокашников. Однако его вера в себя заметно пошатнулась из-за двух провалов на гаокао[3] и многократных отказов на собеседованиях. В критический момент главная героиня «Пылающей атаки» стала для Ма Юня примером упорства и боевого духа. Эта прекрасная, активная девушка с экрана снова и снова мотивировала юношу, поэтому он решился на третью попытку и сдал экзамен. Годы спустя достигший успеха Ма Юнь, вспоминая тот период, сказал: «Мне кажется, что она [Кодзика Дзюн] повлияла на наше поколение. Я смотрел “Пылающую атаку”, когда учился в старшей школе и готовился к гаокао. Считаю, что она воодушевила наше поколение не отказываться от сдачи экзамена»[4].

Все последующие двадцать лет Ма Юнь помнил о любимом сериале и Кодзике Дзюн. Он специально ездил в Японию на поиски сыгравшей ее актрисы, Араки Юмико. В сентябре 2003 года она приняла приглашение посетить «Алибабу». Ма Юнь поприветствовал идола юности стойкой на руках, которую часто видел в «Пылающей атаке». Он также потребовал от всех сотрудников «Алибабы» заранее начать тренироваться вставать на руки, чтобы их движения и стойки выглядели легко и нескованно. В результате перед актрисой предстала странная, забавная, но полная искренности картина: несколько десятков человек уверенно стояли на руках перед ней – такого результата не могли достичь даже актеры «Пылающей атаки».

Разумеется, стойка на руках не превратилась в способ встречи гостей в «Алибабе», но стала «административной задачей» для сотрудников. Ежегодно все без исключения работники компании проходят аттестацию на умение стоять вверх ногами. Эта аттестация важна ничуть не меньше, чем проверка остальных навыков. Говорят, в «Алибабе» даже существует требование для новых сотрудников: они должны за три месяца научиться стоять на руках, опираясь на стену. Мужчины обязаны продержаться минимум тридцать секунд, женщины – десять, иначе их ждет увольнение. Худой, маленький Ма Юнь и сам является мастером в этом деле – он может стоять на одной руке несколько минут, при этом его лицо не меняет цвет.

Такое диковинное требование Ма Юня можно понять – он верит, что боевой дух, распространяемый «Пылающей атакой», относится не только ко времени его молодости, но и к любой эпохе, к любому человеку. Более двадцати лет жизненных перипетий заставили Ма Юня наделить стойку на руках глубоким смыслом.

«Почему это нужно? Потому что слишком много людей говорили мне “невозможно”. Каждый сотрудник “Таобао”[5]умеет стоять на руках, я могу делать стойку на одной руке, мы также умеем делать гимнастическую пирамиду, стоя вверх ногами»[6]. Ма Юнь считает, что нет ничего невозможного: «Если уж я смог встать вверх ногами, то и ты сможешь». В этом и заключается глубокий смысл стойки на руках. Наивысший уровень подобной логики – знаменитое «Правило Ма Юня»: «Если я могу достичь успеха, то и 80 % людей во всем мире могут стать успешными»[7].

Ма Юнь, обычный университетский преподаватель английского языка, абсолютно далекий от IT-сферы, создал «Желтые страницы Китая»[8] и «Алибабу». Он стал первым человеком в китайском интернете, более успешным, чем подавляющее большинство людей с IT-образованием. Нельзя не признать, что в этом чуде «перевернутая» логика Ма Юня сыграла неизмеримую роль. Человек часто невежественен в отношении собственного потенциала. Если он не отдает все силы на реализацию «невозможного», а вместо того поджимает хвост и боится, то никогда не сможет превзойти себя и раскрыть свой потенциал. Способности, которыми он уже обладает, ограничивают воображение, тем самым ограничивая и его будущее.

Ничего не смыслящий в интернете Ма Юнь после своего первого знакомства с сетью в 1995 году решил отказаться от должности преподавателя и создать интернет-компанию. Он говорит: «Вначале у меня не было веры в успех. Я лишь считал, что, занимаясь чем-либо, независимо от результата нужно пробовать прокладывать свою дорогу. Не выйдет – ты можешь повернуть назад. Но если идти по проторенной дорожке, не получится сделать ничего нового, уникального. Я был даже не “слепцом, едущим на слепой лошади”[9], я был “слепцом на слепом тигре”»[10]. Перед тем как приняться за новое дело, Ма Юнь не стал говорить себе «невозможно». Он вычеркнул это слово из своего лексикона, избавившись тем самым от всех факторов, ограничивающих фантазию. Вследствие этого перед ним стали возникать чистые, первозданные образы будущего. В этих образах будущее открывалось словно с чистого листа, оно не зависело ни от прошлого, ни от настоящего. Поэтому Ма Юнь увидел, что мир складывается и постоянно изменяется под влиянием самых разных невообразимых и даже невозможных факторов. Так Ма Юнь увидел возможность создания огромной электронной торговой империи, хотя в то время он не знал ни что такое интернет, ни что такое электронный бизнес.

Для Ма Юня стойка на руках – новый способ познания мира: «Каждый человек должен научиться стоять вверх ногами, потому что в таком положении кровь приливает к мозгу, ты иначе смотришь на мир, а при обдумывании проблемы можешь найти немыслимый ранее подход к ее решению»[11].

Не стоит рассматривать рациональность этого высказывания с физиологической точки зрения, оно лишь отражает другой подход к мировосприятию. Иначе говоря, Ма Юнь нашел способ буквально изменить свою точку зрения и достичь цели – он перевернулся с ног на голову.

Образ мыслей предопределяет степень понимания, кругозор обуславливает облик мира. Изменив угол зрения, можно увидеть все совершенно в другом свете. Например, древнегреческий философ Фалес ходил с высоко поднятой головой. Такая странная привычка хотя и завела его однажды в болото, но помогла увидеть настоящие тайны мира[12]. Когда на Ньютона упало яблоко, он не наклонился в поисках «виновника» происшествия, а запрокинул голову, размышляя, какая сила заставила яблоко упасть. Философы говорят, что только если ты смотришь на свое будущее как на возможность, сможешь точнее и правильнее осознать настоящий облик мира.

Стоя в стойке, нужно поддерживать свое тело руками и даже головой. Цель этого действия не в том, чтобы перевернуть меридианы[13], как это делал Оуян Фэн[14], а в том, чтобы, коснувшись земли руками, представить себе чистое будущее. У Ма Юня богатое воображение, он чаще витает в облаках, чем ходит по земле. Он захотел создать фирму, занимающуюся интернет-бизнесом и влияющую на весь мир. Однако его компании не нужно стремиться к «высоким технологиям» или гнаться за «иностранным стилем»: она должна быть максимально простой, китаизированной, ориентированной на покупателей. На этапе основания «Алибабы» у Ма Юня было 25 миллионов долларов США венчурных инвестиций. Воодушевившись, он создал за границей массу представительств и бесполезных структур и даже выдвинул лозунг «Вместо того чтобы участвовать в национальной первой лиге, лучше сразу выйти на Кубок мира»[15]. Все это оказалось пустой тратой денег, которая не приблизила Ма Юня к его цели. В 2000 году Ма Юнь осознал проблему и немедленно представил программу B2C – “Back to China, Back to Coast, Back to Center” («Вернуться в Китай, Вернуться к Побережью, Вернуться к Центру»). Он сократил количество сотрудников, а головной офис «Алибабы» из Пекина вернул в Ханчжоу. В критический момент свою роль сыграла «перевернутая» логика. Она напомнила Ма Юню, что необходимо обеими руками держаться за родные земли, «отпускать мысли в полет», но оставаться близко к простому народу – ведь чем выше заберешься, тем больнее падать. Это позволило Ма Юню завершить «невозможную» битву за реализацию своих фантазий – «Алибаба» в кратчайшие сроки стала компанией электронной торговли с самым большим потенциалом в Китае. Вскоре она обойдет даже гигантскую американскую электронную торговую площадку «eBay», продолжая использовать «перевернутую» логику: «Несомненно, мы не сможем в лобовую побороть “eBay”, а вот если сменить угол зрения…»[16].

«Стойка на руках» – концепция развития «Алибабы» и основа философии Ма Юня, у нее множество толкований и проявлений. Неизменным остается одно: только когда смотришь на мир по-новому, обеими руками касаясь земли, воображение становится свободнее, мечты – ближе, а будущее – отчетливей.

«Перевернутая» коммерческая концепция: «воспользоваться мечом не атакуя; вытянуть руку не двигаясь»

В романах жанра уся[17] Цзинь Юна изображено несколько особенно сильных и великих персонажей: Фэн Цинъян из «Сяоао цзянху» («Улыбающийся гордый странник»), Дугу Цюбай из книги «Шэньдяо Сялюй» («Волшебный орел и товарищ-рыцарь»), Подметающий землю монах из «Тянлун бабу» («Восемь рас небесных драконов»). Они отнюдь не главные герои, а выдающиеся личности, лишь несколько раз появляющиеся в повествовании. Эти люди – превосходные воины, они добродетельны, но, что более важно, уровень их мышления близок к совершенству. Персонажи вышли за рамки сражений с применением оружия – они не владеют особыми приемами или лучшими мечами, не следуют уникальным концепциям или школам. Эти герои поняли, что мощное, великое искусство есть в каждом обычном движении и поступке. Они прекрасно знают путь Неба и Земли, знают, что в простых вещах скрыты удивительные возможности, что величайшее мастерство не в остроте меча, великий звук – беззвучен, великий образ – бесформен. Суть древней китайской философии – в достижении мастерства посредством постижения всего сущего, преодоления границ и законов вещей и явлений, понимания, как взаимодействуют бытие и небытие, близости к верху совершенства. Ма Юнь – большой поклонник Цзинь Юна. Он подражает Фэн Цинъяну и стремится к полному перевоплощению. Предприниматель надеется, что научится «вытягивать руку не двигаясь», «пользоваться мечом не атакуя» и победит. «Алибаба» сформировалась под действием этой концепции, берущей начало от традиционных китайских учений.

«Рука», поддерживающая «Алибабу»

Стойка на руках – простое упражнение: человек, опираясь на стену, переворачивается вверх ногами. Большая часть здоровых людей способна его выполнить. Ма Юнь делает стойку на одной руке без каких-либо затруднений. Однако по-настоящему понять внутреннее содержание этого упражнения не так просто. Концепция ведения торговли, осознанная Ма Юнем через стойку на руках, по сей день во всех отношениях накладывает отпечаток на развитие «Алибабы». Предприниматель бесчисленное количество раз поддерживал свое тело одной рукой, снова и снова становясь примером для сотрудников, коллег и компании в целом. Однако в жизни Ма Юня существует постоянная «стойка на руках»[18] – он хочет, чтобы «Алибаба» просуществовала по меньшей мере 102 года: он использует личный, оригинальный, «перевернутый» способ мышления, одной рукой поддерживая компанию.

«Перевернутый» герой – Ма Юнь

Смотреть на мир, стоя вверх ногами, – наша культура, каждый наш сотрудник должен научиться стоять на обеих руках. Несомненно, мы не сможем в лобовую побороть “eBay”, а вот если сменить угол зрения…[19]

Для Ма Юня стойка на руках означает использование оригинального и в корне противоположного существующему способа понимания мира и решения проблем.

В глазах людей, привыкших жить «стоя прямо», мир существует согласно некоторым неизменным правилам – например, что нужно обладать определенным количеством опыта, чтобы добиться успеха. Со временем такое видение становится авторитетным и не терпит каких-либо альтернатив.

Однако Ма Юнь, если 90 % людей говорят о чем-то «хорошо», всегда сначала выберет те 10 % «плохого». Когда все борются за успех, двигаясь в одном направлении, Ма Юнь инстинктивно идет в обратном и в глубине души верит, что только его курс правильный.

До «Алибабы» подавляющее большинство компаний, занимающихся электронной торговлей, считало, что модель B2B должна быть нацелена на сотрудничество с крупными предприятиями, а не средними и малыми. Они полагали, что, обслуживая только крупные фирмы, смогут урвать кусочек огромного пирога, и считали это успешным исходом.

Противоположный образ мышления Ма Юня заключается в «окружении города деревней»[20], – он не гонится за крупными компаниями. Мао Цзэдун заимствовал опыт опорных баз революции в деревнях: только служа широким группам населения, можно получить долговечную жизненную силу. В Китае и в мире количество мелких и средних предприятий превышает число крупных. Ма Юнь рос в Чжэцзяне, где располагались частные малые и средние компании, и понимал, как тяжело им развиваться. Он считал, что крупные предприятия имеют собственные информационные каналы и много тратят на рекламу, в то время как средние и малые компании больше нуждаются в интернет – продвижении. Поэтому Ма Юнь решил «“оставить кита и поймать креветок” – отказаться от 15 % крупных предприятий и работать только с 85 % средних и малых компаний»[21]. Это решение в корне противоречило концепциям электронной коммерции того времени.

«Алибаба» задумана как платформа, позволяющая среднему и малому бизнесу получить необходимые для существования ресурсы. Через нее товары экспортируются в любой уголок мира, благодаря чему компании получили достаточно «солнечного света»[22], а империя Ма Юня окрепла и обрела огромный потенциал к развитию.

Благодаря тому, что «Таобао» работал со средними и малыми предприятиями, его влияние распространилось повсюду. Можно сказать, что он, как муравей, пролезет в любую щель в мире торговли. Поэтому в конце концов компания Ма Юня и вытеснила «толстяка» “eBay” из Китая.

В истории всякий, кто смог завершить великое дело, обладал особым и незаурядным складом ума. И неважно, в чем конкретно заключался тот или иной способ мышления, – каждый шел собственной, уникальной дорогой.

Нестандартное мышление – один из основных факторов успеха необыкновенных личностей. В эпоху Ван Гога реализм был основным жанром живописи и единственным путем, который видели художники. Ван Гог же ощущал окружающее иначе: мир для него приобретал необычные краски благодаря солнечному свету, а в звездном небе появлялись неясность и таинственность из-за мрака в душе художника. Яркие цвета высокой хроматичности[23] и внутренние переживания художника создали его уникальный мир. Неформальная творческая концепция импрессионизма не подарила успеха картинам Ван Гога при жизни, однако после его смерти особый стиль и гениальные идеи сделали их великими шедеврами живописи и философской мысли.

«Перевернутая» логика Ма Юня в первую очередь заключается в том, чтобы идти своим выдающимся путем, и это стало одним из ключевых ориентиров в развитии «Алибабы». Однако этот ориентир никогда не диктовал Ма Юню, что конкретно ему следует делать и к чему конкретно стремиться.

В начале 1999 года, когда Ма Юнь вернулся из Пекина в Ханчжоу и решил возглавить свою команду сотрудников, прозванную «восемнадцатью архатами[24]», он не знал точно, чем именно хочет заняться. Основываясь на врожденной интуиции, он неясно увидел образ «перевернутого» мира, ощутил существование скрытой дороги, которая ведет к несметным сокровищам Али-бабы. Сначала Ма Юню было трудно объяснить, что это за путь, но он поверил в себя, решил встать на эту неизведанную дорогу и в конце концов нашел настоящие «сокровища».

Подлинный успех обязательно достигается новым путем, требует от человека смелости и мудрости пойти в противоположном принятому направлении. Низкий, худой, странной наружности Ма Юнь – это стоящий вверх ногами герой. В тесном сетевом мире он похож на Оуян Фэна, который стремительно мчится, держа в руках новый мир, принадлежащий всем нам. Ма Юнь не идет по проторенным дорогам.

Когда нужно действовать, он становится непредсказуемым и несокрушимым, словно Фэн Цинъян, считавший, что высочайшее мастерство ведения боя – это отсутствие каких-либо устойчивых приемов, так как в таком случае атаку невозможно отразить.

Рассматривая «перевернутый» мир как новый

Каждый человек должен научиться стоять вверх ногами, потому что в таком положении кровь приливает к мозгу, ты иначе смотришь на мир, а при обдумывании проблемы можешь найти немыслимый ранее подход к ее решению[25].

«Перевернуть» – вовсе не означает просто поставить все с ног на голову. Когда смотришь на мир вверх ногами, нужно воспринимать мир как нечто неизведанное, иначе не сможешь понять «перевернутую» логику «Алибабы». Стойка на руках – элементарное упражнение, но изучение нового, «перевернутого» мира – глубокая философия.

Инициатива Ма Юня – не простое предложение заниматься физкультурой на работе и даже не призыв верить своим убеждениям. Он открыл скрытое значение стойки на руках и сделал его основой коммерческой концепции «Алибабы».

В конце 1990-х годов, когда подавляющее большинство китайцев еще не знало, что такое интернет, Ма Юню посчастливилось соприкоснуться с ним в США. Эта новинка не заставила ничего не понимающего в IT Ма Юня растеряться. Наоборот, он увидел не туманную, неясную концепцию, а новый мир – мир свободы, созданный с помощью интернета, и над этой свободой даже у Бога нет власти. Тогда будущий бизнесмен еще не знал, как использовать эту находку, но понимал, что в интернете кроются большие возможности.

В 2014 году в одной из своих речей Ма Юнь упомянул, что в будущем общество перейдет из эпохи IT (информационных технологий) в эпоху DT (технологий данных) – он снова увидел «перевернутый» мир. С развитием интернета предприятия разных размеров собрали колоссальное количество данных через собственные сетевые платформы. В этих реестрах есть множество записей о покупательских привычках и психологии интернет-пользователей, их жизненном настрое и даже об эстетических предпочтениях. Владеть этими данными – значит контролировать потребительское и бытовое поведение потенциального клиента. В дальнейшем встанут вопросы о том, как использовать эту информацию и как с ее помощью сотворить новый мир, как когда-то Ма Юнь, используя интернет, создал мир сетевой торговли. Он предвидит эти изменения, и «Алибаба» принимает меры по опережающему вхождению в эпоху DT.

Рассматривая новый, «перевернутый» мир, нужно привыкнуть к искусным размышлениям и горячо полюбить их. Знаменитый физик Майкл Фарадей заметил, что бегущий по проводу ток вызывает отклонение магнитной стрелки, и подумал: а если сделать наоборот? Сможет ли магнит заставить ток в проводе прийти в движение? Так он изобрел электродвигатель. Затем ученый подумал: электроэнергия создает магнетизм – а что наоборот? «Перевернутый» результат показал, что магнит тоже создает электричество, вследствие чего Фарадей создал генератор. Ученый разглядел новый мир в привычных, повседневных мелочах и воплотил его в реальность, ознаменовав третью промышленную революцию.

Ма Юню всегда нравились философские размышления. Он не только испытывает глубокий интерес к понятию тайцзй[26]в традиционной китайской культуре, но часто читает «Дао дэ цзин»[27] и другие основополагающие трактаты традиционной китайской философии. Он погружается в глубокие раздумья, закрываясь в древних храмах, где накапливает живые, точные и глубокие воззрения и мысли. Это наделило его достаточной мудростью и способностями, чтобы в повседневной жизни смотреть на «перевернутый» мир и видеть в нем новое.

Хотя Ма Юнь дал оригинальное толкование успеху «Алибабы», он не считает, что создал иную культуру. Наоборот, по его мнению, культура и мудрость существуют с незапамятных времен и нуждаются в пробуждении – работа его компании нацелена именно на это. В этом и заключаются амбиции Ма Юня, который рассматривает «перевернутый» мир не как другой, а как новый мир со своими правилами – это его конечная цель, достигаемая с помощью выполнения стойки на руках.

В 2004 году Ма Юнь был включен в «десятку великих бизнесменов провинции Чжэцзян». Награду ему вручил знаменитый режиссер Чжан Цзичжун со словами: «Во всемирной паутине довольно тесно, но Ма Юнь смог протиснуться в первые ряды – потому что у него оказалось подходящее телосложение…»[28]. Настоящий смысл этого юмористического высказывания в том, что Ма Юнь посчитал ниже своего достоинства подстраиваться под существующий уклад сетевого бизнеса со множеством конкурентов. Он видел сетевой мир по-своему и создал уникальный концепт.

«Незнание» побеждает знание

Это то, чем я хочу заняться по возвращении на родину. Сейчас я не знаю, [как реализовать идею][29].

В феврале 1999 года Ма Юнь принял приглашение посетить «Азиатскую конференцию по электронной торговле» в Сингапуре. Там он быстро обнаружил, что почти все участники мероприятия – европейцы и американцы, а все прецеденты, обсуждаемые в зале, произошли в США, поэтому это вовсе не «азиатская» конференция. Ма Юнь понял, что китайская электронная коммерция не может быть создана по западному образцу, Китай не должен идти американской дорогой. Тогда он встал со своего места и сказал, что 80 % азиатских предприятий – малый и средний бизнес, поэтому китайское B2B должно иметь собственную специфику. Кто-то тут же спросил: «Какой же тогда должна быть “Азиатская конференция по электронной торговле”, по-вашему?» Ма Юнь ответил: «Это то, чем я хочу заняться по возвращении на родину. Сейчас я не знаю». Как только его голос стих, присутствующие расхохотались.

Чтобы публично объявить на международной конференции «я не знаю» в отношении дела, которым хочешь всерьез заняться, нужно обладать не только смелостью, но и мудростью.

Когда человек познает новую информацию или принимает какую-либо точку зрения, то может сознательно переносить ее на все, что видит, и на основе выработанных ранее критериев давать оценку другим вещам. Это привычные действия эрудита, так он проявляет себя. Однако подобное мышление уничтожает воображение и подавляет творческие способности. Такой однобокий взгляд глубоко ошибочен и мешает реализоваться всем возможностям.

Ма Юнь часто и откровенно признается, что чего-то не знает. Как-то раз один интернет-пользователь спросил о том, какой же проблемой будет заниматься Ма Юнь после того, как «Алибаба» придет к успеху. Ма Юнь ответил: «По правде говоря, у “Алибабы” множество проблем. Каждый день мы решаем накопившиеся вопросы, но постоянно встречаемся с новыми. Такова жизнь, ты вынужден стоять к ней лицом, вести дела непросто. Что же такое неразрешимые проблемы – этого я, если честно, не знаю. Однако считаю, что для нас самое важное – это лучше понимать клиентов, чтобы лучше их обслуживать». В 2006 году Ма Юнь решил разделить «Али-бабу» на пять отделов: информационного потока, фондовой сети, логистической сети, сети данных и беспроводной сети. Он назвал их «Пять пальцев Дамо»[30] – это «Большой план “Алибабы”», охватывающий электронную торговлю всего Китая и даже мира. И хотя Ма Юнь был в нем совершенно уверен, однако в ключевых моментах сомневался: «Если меня спросят о том, как будет выглядеть этот план в 2012 году, я отвечу, что не знаю. Однако скажу, что в 2012 году вам покажется, что вы верите в него все больше и больше. Эта вера основывается на том, что, может, завтра, а может, и через полгода мы еще раз устроим реорганизацию»[31].