Книга Перевернутая логика «Алибабы» - читать онлайн бесплатно, автор Чэнь Гуансы. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Перевернутая логика «Алибабы»
Перевернутая логика «Алибабы»
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Перевернутая логика «Алибабы»


В произведении «Лунь Юй» («Суждения и беседы») говорится:

Учитель сказал:

– Ю, научить ли тебя тому, что такое знание?

То, что знаешь, считай знанием.

То, что не знаешь, считай незнанием. Это и есть знание[32].


Речь идет об особом отношении к знанию. В откровенном признании себя «незнающим» есть глубокая мудрость. Будучи «незнающим», ты не осмеливаешься ограничить будущее рамками установленной модели, не оцениваешь новые вещи лишь по личному опыту, а задействуешь воображение, творчество и мышление. Человек без большого запаса знаний и опыта описывает и создает вещи с помощью такой же фантазии, как у детей. В итоге «незнание» создаст нечто совершенно новое, что будет полностью соответствовать требованиям и тенденциям современности, и эта уникальная вещь вызовет заслуженную похвалу.

Когда корреспондент американского журнала “Business Week” спросил Ма Юня о причине создания интернет-компании, тот ответил: «Интернет – это отрасль, не нуждающаяся в опыте»[33]. Это знаменитая фраза, но многие понимают ее неправильно. В отличие от традиционных отраслей промышленности интернет является новой индустрией. Он развивается в ногу со временем, гораздо быстрее, чем сам человек. Поэтому не следует говорить об опыте работы в интернете – ведь интернет почти всегда идет впереди человека.

Конечно, опыт – это условие и капитал успеха, но также и преграда. Он способен незаметно убить самое изобретательное воображение, переделав свежие идеи на старый лад. Как вечно новая отрасль, интернет не нуждается в опыте и даже в знаниях, поскольку только чистое и оригинальное воображение способно создавать. Именно так «незнание» побеждает знание.

Неформальный новаторский метод: затворничество и молчание

На самом деле я – это ты, а ты – это я. Я вместо тебя делаю бизнес, а ты за меня совершенствуешься в монастыре. Когда я так думаю, у меня на душе намного спокойнее[34].

Ученик, помощник и близкий друг Ма Юня Чэнь Вэй в книге «Кто такой Джек Ма[35]» описал новаторский метод своего начальника: затворничество и молчание.

Давний друг Ма Юня – наставник Юэчжэнь, настоятель монастыря Юнфу в Ханчжоу. Говорят, в молодости он был очень похож на Ма Юня, в результате появилось изречение:

«На самом деле я – это ты, а ты – это я. Я вместо тебя делаю бизнес, а ты за меня совершенствуешься в монастыре».

Трудящийся в мире бизнеса Ма Юнь никогда не забывал о другом себе – человеке в монастыре. Каждый раз в минуты усталости или растерянности он уходил в горы, затворялся в храме и ни с кем не разговаривал. Обет молчания – это буддийская практика. Считается, что сансара – результат троякой кармы: телесной, словесной, мысленной. Если устранить эту троякую карму, то удастся сбросить узы мирской суеты. Одна из главных целей молчания – уменьшить использование речи во вред, разорвать все контакты, прекратить бесполезные размышления о земных желаниях.

В июне 2008 года Ма Юнь пришел на гору Цзиньюнь города Чунцин, где три дня пробыл взаперти, не сказав ни слова. В то время он только завершил в Ханчжоу конференцию на высшем уровне по B2B, на которой выдвинул концепцию «облачных вычислений»[36]. Несмотря на множество возражений, Ма Юнь стоял на своем и сказал последнее слово, прежде чем принял обет молчания: «Я сам не знаю, какую роль будут играть облачные вычисления в будущем и насколько большую, но я знаю, что мы должны немедленно этим заняться. Потом это обязательно поможет малому и среднему бизнесу»[37]. После завершения конференции Ма Юнь отправился в Чунцин, чтобы «принять обет молчания», временно пресечь бесполезные размышления о мирских желаниях и хладнокровно оценить собственные слова и действия.

Как-то один знаменитый режиссер сказал актеру: «Если ты долго держишь рот на замке, говорить начинают твои глаза»[38]. Это значит, что при длительном молчании пробуждаются мысли и подлинные знания, которые невозможно уловить в обычное время.

Известно, что после того, как Будда Шакьямуни отказался от престола и ушел от мирской суеты, он многие годы вел аскетическую жизнь, но не мог сбросить путы жизненных страданий, старости, болезни, смерти. Однажды под деревом бодхи он разделил траву, сел и, безмолвствуя, со спокойным сердцем погрузился в размышления. Когда первые лучи утреннего солнца озарили все вокруг, Будда Шакьямуни прозрел. Он постиг истинный облик жизни человека, овладел высочайшим уровнем мудрости и всеведения Будды.

Затворничество и молчание позволяют Ма Юню понять суть круговорота процветания и упадка явлений и вещей в китайской культуре, а применение этих знаний в торговле – самая эффективная конкурентная стратегия. В июле 2009 года, в преддверии десятой годовщины «Алибабы», предприниматель вновь отправился на гору Цзиньюнь, чтобы обдумать тот длинный путь, который прошла компания. Ма Юнь сделал вывод, что в будущем электронная коммерция будет не «электронной» и не «коммерцией»: «В первые десять лет “Алибаба” строилась из небытия, а в следующие десять лет должна к нему вернуться. Это небытие должно быть вездесущим»[39].

Великий звук беззвучен, великий образ бесформен, настоящее – вездесуще. Оно заключается не в грандиозности внешнего вида и не в престиже, а в способности все «влагой напоить живою»[40] – незаметно изменять образ человеческой жизни, превратившись в своеобразную стимулирующую силу для более культурного и рационального развития общества. Лишь достигнув этого, «Алибаба» сможет считать себя вездесущей.

Нам неизвестно, что именно осознал Ма Юнь в период затворничества в июне 2008 года, но мы можем обнаружить некоторые намеки в следующих событиях.

В августе 2013 года официальное число серверов группы компаний «Алибаба» достигло заоблачной величины в пять тысяч. Благодаря этому «Алибаба» стала первым в Китае предприятием с независимыми крупномасштабными НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на счетно-вычислительных площадках и первой в мире компанией, поставляющей за границу услуги облачного программирования 5K – в настоящее время подобными технологиями обладают только такие высокотехнологичные IT-компании, как “Google” и “Facebook”. В начале 2014 года в письме, касающемся стратегии будущего, Ма Юнь упомянул, что облако – ключевое звено мобильного интернета, а цель «Алибабы» в ближайшие десять лет – создание базовой инфраструктуры для развития китайской предпринимательской деятельности в эпоху статистики.

На фоне учредителей, окончивших знаменитые университеты, имеющих заграничное образование и опыт работы во всемирно известных предприятиях, Ма Юнь – «деревенщина». Он не окончил известный вуз и не занимал руководящую должность в крупной компании. Ма Юнь, в отличие от многих других предпринимателей, постоянно занимается самосовершенствованием, например практикует затворничество и молчание. Он не только специально выкраивает время для уединения в древних храмах, но и практикует его дома. Рост «Алибабы» неотделим от сильных личностных качеств Ма Юня, многие из них кажутся заурядными, но в реальной среде жесткой конкуренции именно они легли в основу жизнеспособной стратегии предприятия, а появились благодаря размышлениям во время обета молчания.

Критерии успеха

Я надеюсь, пять лет спустя уже никто не будет говорить об электронной коммерции, поскольку она станет в нашей жизни [такой же незаменимой] как электрическая лампа, как ТВ[41].

Поверьте, современной молодежи трудно вообразить жизнь без «Таобао», а подавляющее большинство людей не может представить мир без “Microsoft”. Влюбленные часто выражают свои чувства фразой: «Без тебя мне не жить». Это показатель того, как сильны их чувства. Так же и для Ма Юня эталоном успеха «Алибабы» является ее «незаменимость».

В сентябре 2004 года на пятую годовщину «Алибабы» компания огласила стратегию перехода от «Встречи в “Алибабе”» («Meet at “Alibaba”») к «Работе в “Алибабе”» («Work at “Alibaba”»). Ма Юнь сказал: «В “Алибабе” нет чуда, в “Таобао” тоже. На протяжении пяти лет мы работали в направлении «Встреча в “Алибабе”», пять лет спустя хотим заняться «Работой в “Алибабе”», собираемся превратить “Алибабу” в центр продаж, рынка, финансов и скопление человеческих ресурсов. Все это “Алибабе” могут передать клиенты, мы будем существовать и развиваться вместе с китайскими средними и малыми предприятиями»[42].

«Алибаба» похожа на водохранилище: «Встреча в “Алибабе”» собирает людей в водозаборе, а «Работа в “Алибабе”» подразумевает установку водных коммуникаций «семье» каждого клиента, позволяя компании, словно водопроводной воде, автоматически «приходить» в руки пользователей, превращаясь в предмет повседневного спроса. 9 сентября 2011 года на VIII Глобальном саммите по сетевой торговле Ма Юнь в очередной раз отметил, что через десять лет в Китае не будет электронной коммерции, так как она раз и навсегда станет основой коммерции других предприятий, неотъемлемой частью работы всех компаний.

«Алибаба» идет по пути «близости к народу» от создания электронной торговой площадки, необходимой каждому бизнесмену, до ситуации, когда «никто не будет говорить об электронной торговле», а также до полного отсутствия электронной коммерции. Компания хочет стать просто «инструментом» в ежедневной работе каждого клиента, рассеяться и не иметь формы, быть такой же привычной, но необходимой, как электрическая лампа и телевидение.

Есть известная многим история. Два торговца один за другим отправились в незнакомое место продавать тапочки. Первый торговец заметил, что местные жители совсем их не носят, сильно опечалился и быстро вернулся восвояси, опасаясь, что никто не купит его товар. Второй же торговец очень обрадовался этому наблюдению. Он подумал, что откроет этим людям Америку, ведь все нуждаются в тапочках. В скором времени местные жители оценили такую обувь, скупили весь товар у второго торговца и с тех пор больше не могли обходиться без тапочек.

В 1995 году, когда Ма Юнь планировал создать интернет-компанию, окружающие беспрерывно критиковали его: «Что это [интернет] вообще, в конце концов, такое? В Китае о нем никто не слышал! Никто не говорит, что Интернет – это плохо и у него нет перспектив, но для Китая эта игрушка слишком нова… У нас это никто не воспримет»[43]. Ма Юнь же, как второй торговец из истории, пришел туда, где никто не носит тапочки, чтобы распродать их. Это оказалось правильным решением: хотя китайцы не были хорошо знакомы с интернетом, вскоре он им обязательно бы понадобился – их жизнь, работа, учеба и развлечения стали неотделимы от интернета. Ма Юню нужно было сделать что-то, что встроит интернет в жизнь людей, и он создал «Алибабу», ставшую одной из основателей «эпохи сети» в Китае.

Приводящий бытие в небытие, существующее в несуществующее, Ма Юнь озвучил то, что действительно желает воплотить в реальность. В 2006 году он захотел разделить «Алибабу» на «Пять пальцев Дамо», а в 2011 году, когда «Тао-бао» достиг определенной ступени развития, Ма Юнь объявил о желании поделить и его на три части: «Таобао молл»[44], «Таобао шанчэн»[45] и «Итаован»[46]. Причина такого решения в том, что бизнесмен предвидел изменения в сетевой электронной коммерции: «Самый большой вклад “Таобао” за эти годы – превращение интернет-покупок из простой моды, развлечения, из дополнительной опции в жизненную необходимость. Однако сейчас пользователей больше не удовлетворяют различные услуги, которые предоставляют “Таобао” и электронная торговля, их потребности стали индивидуальными и специализированными»[47]. Разделение «Таобао» позволяет компании более эффективно делать свои услуги частью повседневной жизни людей.

23 июля 2012 года группа компаний «Алибаба» снова была поделена – в этот раз на семь частей, – а 10 января 2013 года Ма Юнь, пристрастившийся к созданию подразделений, снова «взялся за нож» и «разрезал» ее на 25 частей. Все эти решения преследовали одну цель: превратить «Алибабу» в постоянно совершенствующуюся экосистему. Смысл разделения заключался в том, что «Алибаба» должна стать подобной самой природе, от которой зависят наши жизни. Однако для этого следует «напоить ее живой влагой». Ведь в природе ростки деревьев, цветы и травы взрастают только при наличии воды и солнечного света.

Фактически Ма Юнь вывел критерии успеха индустрии электронной коммерции: лишь став вездесущей и без временных границ, электронная торговля будет успешной, пусть даже она сама как отрасль уже рассеется и не будет иметь формы. Ма Юнь говорит: «Я постоянно думаю, что мы – компания, которая оказывает услуги другим людям, а не какое-нибудь высокотехнологичное предприятие, так как в представлении потребителя чем выше технология, тем дальше она от него»[48]. Лишь предоставляя услуги подавляющему большинству населения, можно постепенно улучшить уровень жизни людей, помочь с повседневными заботами. Это обратный ход мысли: компания не стремится превратиться в своего рода монархию, которая владеет огромными террториями (по мнению большинства людей, это критерий успеха предприятия), а устремляется к влиянию, незаметному, но способному изменить жизнь людей одной эпохи.

Весело работать, усердно жить

Почему нужно весело работать, усердно жить? Потому что если ты не будешь серьезно относиться к жизни, она тоже не будет серьезно относиться к тебе; а если ты несчастлив в рабочее время, то не сможешь привносить новое, даже в усердной работе не будет открытий. Когда труд приносит тебе радость, ты приходишь на работу и уходишь по собственному желанию. Заканчиваешь работу – хорошо, ты счастлив. Прошу уйти того, кто несчастен в своей работе, так как это не твоя ошибка. Когда говорят «усердно работать, весело жить», я не могу согласиться с этим[49].

Сотрудникам одного предприятия было очень тяжело работать – они не могли разграничить работу и жизнь. Тогда они обратились за советом к Ма Юню: как решить эту ситуацию, как начать серьезно работать и весело жить? Ма Юнь вел свой рассказ полчаса, но ему казалось, что делал он это безрадостно. Внезапно бизнесмен ощутил: все изложенное было пустой болтовней, так как он никогда не разделял свою работу и жизнь. Его мышление оказалось противоположным: усердно жить и весело работать.

Ма Юнь – очень веселый человек и любит слушать анекдоты. У его помощника Чэнь Вэя есть весьма важная обязанность: собирать различные байки и передавать их начальнику. Говорят, когда Ма Юнь отправился в Шэньчжэнь на собрание, он, несмотря на занятость, позвонил помощнику, чтобы послушать подготовленные шутки, и покатывался со смеху, распугав девушек, что ели поблизости. Ма Юнь не только любит слушать анекдоты, но и сам подшучивает над людьми различными способами. Например, он хорошо знаком с режиссером Чжан Цзичжуном, и сказать, что у них обоих некрасивая каллиграфия – ничего не сказать. Как-то раз их пригласили участвовать в церемонии открытия Всекитайского чемпионата по шахматам. Перед выходом на сцену нужно было обмакнуть кисть в тушь и написать иероглифы. Ма Юнь пришел первым, быстро начертал несколько иероглифов и обнаружил, что они совершенно нечитаемы. Тогда он подписал свое творение именем «Чжан Цзичжун». После этого Ма Юнь снова сделал надпись, еще более неприглядную, вовсе не подписал ее и сразу же проскользнул в зал. Через некоторое время он услышал, как сзади громко прокричал Чжан Цзичжун: «Я этого не писал! Накалякали какую-то ерунду и подписались моим именем! Это все Ма Юнь!»[50].

Даже в самых серьезных ситуациях Ма Юнь ведет себя озорно. В июле 2009 года он снова отправился в Чунцин на гору Цзиньюнь, чтобы запереться там и хранить молчание. Во время затворничества нельзя видеться с посторонними, только с «защитниками буддийской веры», которые помогают с приготовлением еды и ее подачей, при этом вся пища пресная. Однажды Ма Юнь плохо поел и захотел дать распоряжение Чэнь Вэю, что находился под горой, тайком принести ему вкусностей, но так, чтобы об этом не узнал находящийся рядом «защитник буддийской веры». В результате появился словесный шифр: «О вкусах либо хорошо, либо ничего. Пять твоих протяни, бык не выжил, лист разорви пополам, посылка безбрачному кулинару, пусть всегда помнит: человек плотояден»[51]. Его помощник догадался, о чем послание, после того как вглядывался в него полдня[52] – на самом деле Ма Юнь «не насытился» и хотел донести следующее: «Здесь готовят ужасно. Возьми два куска вяленой говядины, заверни, спрячь под одеждой и отнеси монаху, который следит за готовкой. Пусть он каждый раз добавляет в еду мясо»[53]. Как-то вечером во время уединения Ма Юнь внезапно вышел наружу со словами, что хочет отведать легкую закуску перед сном. Чэнь Вэй очень удивился, так как затворничество еще не закончилось. Тогда Ма Юнь пояснил: «Я считаю, раз мне хорошо – значит, достаточно. Все это время в одиночестве мне было очень спокойно. Корпорация скоро будет праздновать свой юбилей, и пока я сидел взаперти, я отчетливо понял, какой должна быть новая бизнес-культура»[54].

Ма Юнь не только ежеминутно напоминает себе, что нужно весело работать и усердно жить, но и никогда не забывает указывать сотрудникам следовать этому «первому принципу» компании. В документе о премиальных выплатах работникам за 2013 год Ма Юнь отметил: «Мы неплохо поработали в 2012 году, все тяжело трудились. “Усердно живите и весело работайте”, хорошенько встретьте Новый год, хорошенько потратьте деньги, хорошенько попутешествуйте. Купите домочадцам стоящие подарки, заключите побольше сделок с продавцами на “Таобао”»[55].

Это и есть веселая работа и усердная жизнь Ма Юня. В этой радости Ма Юнь не забывает ни на минуту о своем деле. Несмотря на то, что во время затворничества он украдкой ел и выходил, это уединение принесло ему огромные результаты: он придумал основное направление будущего развития «Алибабы» – из бытия в небытие. Он также пришел к мысли сделать из «Алибабы» «самую счастливую компанию», а не «компанию лучшего работодателя», так как последняя имеет оттенок классового антагонизма. Еще Ма Юнь догадался: Сунь Сымяо[56] считался в Древнем Китае «царем лекарств» не потому, что владел искусством врачевания на наивысшем уровне, а благодаря тому, что обладал лучшей медицинской этикой. Он – «великий народный врач». Ма Юнь осознал, что величие предприятия заключается не в размере активов, а в значении его для общества. Не нужно смотреть, насколько высоко искусство торговли компании, необходимо обратить внимание на величину ее коммерческой нравственности. Это и есть направление жизненной борьбы, принятое Ма Юнем.

Логотип группы компаний «Алибаба» – смеющийся знак @, напоминающий сотрудникам сохранять радость и улыбку. Ма Юнь говорит: «Чтобы увидеть, хороша ли компания, не нужно считать, сколько в ней выпускников известных университетов; необходимо смотреть на то, работают ли тут подчиненные как сумасшедшие, с улыбкой ли они возвращаются домой»[57]. «Усердно жить и весело работать» – простая перестановка слов несет в себе атмосферу инноваций, легкости и энергии, это «перевернутая» культура «Алибабы». Она предлагает новое отношение к работе и к жизни и, возможно, в корне противоречит нашим базовым представлениям, однако такая «мятежная» концепция обладает немалой силой. Через беспечные шутки и неугомонность становится понятной причина постоянного роста «Алибабы»: стоящий вверх ногами получает Поднебесную.

Меч, объехавший весь мир

Самое знаменитое пристрастие Ма Юня – романы жанра уся. Говорят, что в его кабинете расположилась экспозиция с немалым количеством мечей, среди которых есть реквизит, подаренный режиссером Чжан Цзичжуном. Эти мечи переезжают вместе с офисом Ма Юня. Иногда он расхаживает с каким-нибудь мечом по компании, и тогда сотрудники называют его «настоящим удальцом с рек и озер, [который] ни на минуту не расстается со своим мечом-кормильцем»[58]. На самом деле он действительно держит в руках «острый меч» – концепцию основания предприятия, меч без формы, используемый незаметно. Полагаясь на него, Ма Юнь объездил весь мир и добился большого успеха, не обладая при этом специальными познаниями в IT-сфере.

Меч Фэн Цинъяна

Мой самый любимый персонаж из романов Цзинь Юна – Фэн Цинъян. Когда-то я использовал это имя в качестве псевдонима, в нашей компании многие имеют вымышленные имена. Мне нравятся две черты личности Фэн Цинъяна: первая – он учитель и не горит желанием выходить в люди, однако воспитал Линху Чуна; вторая – то, что в его “победе без движения скрыто действие”, он превзошел все искусство фехтования. Особенно увлекательной кажется «победа без движения со скрытым действием», когда отсутствие движения изначально было действием, то есть последнее действие происходит без движения, но при этом является им[59].

Ма Юнь всегда преклонялся перед Фэн Цинъяном из произведения «Сяоао цзянху», даже как-то пробовался на эту роль в одноименном телесериале, и хотя он оставил свои попытки из-за отсутствия опыта актерской игры, это ничуть не повлияло на его любовь к Фэн Цинъяну. Этот герой на горе Хуашань размышлял над старшим поколением Улиня, людьми, которые возникали как духи и исчезали как призраки среди скал. Он всего несколько раз появлялся в повествовании, чтобы обучить Линху Чуна наивысшему уровню фехтовального искусства – «бою без приемов». Фэн Цинъян преодолел различия между школами, а также ограничения всех боевых приемов, заменив наисложнейшее искусство фехтования наипростейшим «отсутствием приемов», достигнув вершин военного дела и философии.

Существует два понимания креативности: первое – оригинальный способ выделиться, скрупулезно придерживаясь правил, одержать победу с помощью различных неожиданных, специально разработанных приемов; второе – новаторство, построенное не на приемах, а на мышлении. Это философский путь, путь понимания процветания и упадка вещей и явлений, а также действия в соответствии с этим подходом. Новаторство первого типа – всего лишь сообразительность, мыслить так значит одерживать небольшие победы сейчас, но не достигать масштабных успехов; новаторство второго типа – это мудрость, которая необязательно всегда и везде будет бороться за первое место, однако непременно достигнет успеха во всей Поднебесной. Креативность первого вида – всего-навсего меч невежды, хвастовство своими способностями, невозможность скрыть «убийство» мысли; а второй вид – меч Фэн Цинъяна, притупившийся, но прочный, невзрачный, способный одержать победу без боя, обуздать врага незаметно.

И без слов понятно, что в руках Ма Юня – меч Фэн Цинъяна. А тот меч, что держит Фэн Цинъян, фактически не является мечом, он может быть чем угодно – цветы, травы, ветви и листья одинаково подходят на эту роль. В группе компаний «Алибаба», особенно на начальном этапе, не было никакого великого деятеля, «потрясшего Небо и всколыхнувшего Землю», а также особенного фона – все люди там самые обычные, но при этом талантливые. Ма Юнь говорит, что сотрудники в «Алибабе» весьма просты, однако они занимаются самыми необыкновенными делами. Во время создания «Алибабы» Ма Юнь осознал, что владение предприятием с помощью контрольного пакета акций недопустимо, так как это подобно битве с мечом в руках: самое большее, что можно им сделать, – это ранить тело противника, но не сокрушить его сердце. Ма Юнь захотел отлить «бесформенный» меч: «С первого дня у меня не возникало мыслей об управлении контрольным пакетом акций, я не хотел в одиночку главенствовать над другими. Эта компания нуждается в распределении прав долевой собственности, только так акционеры и сотрудники будут обладать большей уверенностью и энтузиазмом»[60]. «Каждый сотрудник владеет акциями, а самое большое количество акций сосредоточено в руках менеджеров. Это научная концепция, мы не восточный семейный бизнес»[61].

Таким способом Ма Юнь не только добился создания своеобразного продукта или объекта, он, что более важно, получил команду, коллектив работников, в высшей степени одобряющих корпоративную культуру корпорации. Говорят, когда Ма Юнь произносил речь за границей, один иностранец все никак не мог поверить в такие «сумасшедшие» идеи и действия. Тогда бизнесмен пригласил его в «Алибабу» на экскурсию. После ее завершения иностранец сказал, что все понял, и Ма Юнь поинтересовался, что же именно. Иностранец ответил: «Все из-за того, что тут работают такие же сумасшедшие, как и ты»[62].

По представлению Ма Юня, в конечном счете «Алибаба» тоже может стать бестелесным мечом. Сейчас «Алибаба» – огромная империя, масштабная и могущественная, однако не к этому стремится Ма Юнь. Он надеется, что в будущем компания перейдет из бытия в небытие, рассеется и не будет иметь формы, но сможет «незаметно обуздать врага». Для него это и есть настоящий успех.

Главный принцип: никогда не сдаваться

Мне кажется, самый большой опыт в жизни – это ни в коем случае не сдаваться, нужно смело идти вперед, притом непрерывно создавать новое и преодолевать, превосходить себя, пока не найдешь правильное направление. К тому же, по моему мнению, существует более важный момент: наша сегодняшняя уверенность перед лицом будущего возникла в результате жестокого опыта, который мы вынесли за предыдущие пять лет, и мы убеждены, что завтрашний день будет еще более беспощадным[63].