banner banner banner
Перевернутая логика «Алибабы»
Перевернутая логика «Алибабы»
Оценить:
 Рейтинг: 0

Перевернутая логика «Алибабы»


Подлинный успех обязательно достигается новым путем, требует от человека смелости и мудрости пойти в противоположном принятому направлении. Низкий, худой, странной наружности Ма Юнь – это стоящий вверх ногами герой. В тесном сетевом мире он похож на Оуян Фэна, который стремительно мчится, держа в руках новый мир, принадлежащий всем нам. Ма Юнь не идет по проторенным дорогам.

Когда нужно действовать, он становится непредсказуемым и несокрушимым, словно Фэн Цинъян, считавший, что высочайшее мастерство ведения боя – это отсутствие каких-либо устойчивых приемов, так как в таком случае атаку невозможно отразить.

Рассматривая «перевернутый» мир как новый

Каждый человек должен научиться стоять вверх ногами, потому что в таком положении кровь приливает к мозгу, ты иначе смотришь на мир, а при обдумывании проблемы можешь найти немыслимый ранее подход к ее решению[25 - Цит. по: Шэнь Вэйфэн. «Taobao»: победа стоящих на руках. Чжэцзян жэньминь чубаньшэ, 2007. С. 12.].

«Перевернуть» – вовсе не означает просто поставить все с ног на голову. Когда смотришь на мир вверх ногами, нужно воспринимать мир как нечто неизведанное, иначе не сможешь понять «перевернутую» логику «Алибабы». Стойка на руках – элементарное упражнение, но изучение нового, «перевернутого» мира – глубокая философия.

Инициатива Ма Юня – не простое предложение заниматься физкультурой на работе и даже не призыв верить своим убеждениям. Он открыл скрытое значение стойки на руках и сделал его основой коммерческой концепции «Алибабы».

В конце 1990-х годов, когда подавляющее большинство китайцев еще не знало, что такое интернет, Ма Юню посчастливилось соприкоснуться с ним в США. Эта новинка не заставила ничего не понимающего в IT Ма Юня растеряться. Наоборот, он увидел не туманную, неясную концепцию, а новый мир – мир свободы, созданный с помощью интернета, и над этой свободой даже у Бога нет власти. Тогда будущий бизнесмен еще не знал, как использовать эту находку, но понимал, что в интернете кроются большие возможности.

В 2014 году в одной из своих речей Ма Юнь упомянул, что в будущем общество перейдет из эпохи IT (информационных технологий) в эпоху DT (технологий данных) – он снова увидел «перевернутый» мир. С развитием интернета предприятия разных размеров собрали колоссальное количество данных через собственные сетевые платформы. В этих реестрах есть множество записей о покупательских привычках и психологии интернет-пользователей, их жизненном настрое и даже об эстетических предпочтениях. Владеть этими данными – значит контролировать потребительское и бытовое поведение потенциального клиента. В дальнейшем встанут вопросы о том, как использовать эту информацию и как с ее помощью сотворить новый мир, как когда-то Ма Юнь, используя интернет, создал мир сетевой торговли. Он предвидит эти изменения, и «Алибаба» принимает меры по опережающему вхождению в эпоху DT.

Рассматривая новый, «перевернутый» мир, нужно привыкнуть к искусным размышлениям и горячо полюбить их. Знаменитый физик Майкл Фарадей заметил, что бегущий по проводу ток вызывает отклонение магнитной стрелки, и подумал: а если сделать наоборот? Сможет ли магнит заставить ток в проводе прийти в движение? Так он изобрел электродвигатель. Затем ученый подумал: электроэнергия создает магнетизм – а что наоборот? «Перевернутый» результат показал, что магнит тоже создает электричество, вследствие чего Фарадей создал генератор. Ученый разглядел новый мир в привычных, повседневных мелочах и воплотил его в реальность, ознаменовав третью промышленную революцию.

Ма Юню всегда нравились философские размышления. Он не только испытывает глубокий интерес к понятию тайцзй[26 - Тайцзи («Великий предел») – концепция китайской философии, которая отражает идею беспредельного начала и причины появления сил инь и ян.]в традиционной китайской культуре, но часто читает «Дао дэ цзин»[27 - Основополагающий трактат даосского учения, авторство приписывается Лао-цзы. Время создания согласно традиции – V в. до н. э., по современным данным – IV–III вв. до н. э.] и другие основополагающие трактаты традиционной китайской философии. Он погружается в глубокие раздумья, закрываясь в древних храмах, где накапливает живые, точные и глубокие воззрения и мысли. Это наделило его достаточной мудростью и способностями, чтобы в повседневной жизни смотреть на «перевернутый» мир и видеть в нем новое.

Хотя Ма Юнь дал оригинальное толкование успеху «Алибабы», он не считает, что создал иную культуру. Наоборот, по его мнению, культура и мудрость существуют с незапамятных времен и нуждаются в пробуждении – работа его компании нацелена именно на это. В этом и заключаются амбиции Ма Юня, который рассматривает «перевернутый» мир не как другой, а как новый мир со своими правилами – это его конечная цель, достигаемая с помощью выполнения стойки на руках.

В 2004 году Ма Юнь был включен в «десятку великих бизнесменов провинции Чжэцзян». Награду ему вручил знаменитый режиссер Чжан Цзичжун со словами: «Во всемирной паутине довольно тесно, но Ма Юнь смог протиснуться в первые ряды – потому что у него оказалось подходящее телосложение…»[28 - Цит. по: Чэнь Вэй. Кто такой Джек Ма / Пер. Ф. Сергеевой. М.: Шанс, 2016. С. 59.]. Настоящий смысл этого юмористического высказывания в том, что Ма Юнь посчитал ниже своего достоинства подстраиваться под существующий уклад сетевого бизнеса со множеством конкурентов. Он видел сетевой мир по-своему и создал уникальный концепт.

«Незнание» побеждает знание

Это то, чем я хочу заняться по возвращении на родину. Сейчас я не знаю, [как реализовать идею][29 - Цит. по: Хуа Шэн. Легенда о Ма Юне. С. 83.].

В феврале 1999 года Ма Юнь принял приглашение посетить «Азиатскую конференцию по электронной торговле» в Сингапуре. Там он быстро обнаружил, что почти все участники мероприятия – европейцы и американцы, а все прецеденты, обсуждаемые в зале, произошли в США, поэтому это вовсе не «азиатская» конференция. Ма Юнь понял, что китайская электронная коммерция не может быть создана по западному образцу, Китай не должен идти американской дорогой. Тогда он встал со своего места и сказал, что 80 % азиатских предприятий – малый и средний бизнес, поэтому китайское B2B должно иметь собственную специфику. Кто-то тут же спросил: «Какой же тогда должна быть “Азиатская конференция по электронной торговле”, по-вашему?» Ма Юнь ответил: «Это то, чем я хочу заняться по возвращении на родину. Сейчас я не знаю». Как только его голос стих, присутствующие расхохотались.

Чтобы публично объявить на международной конференции «я не знаю» в отношении дела, которым хочешь всерьез заняться, нужно обладать не только смелостью, но и мудростью.

Когда человек познает новую информацию или принимает какую-либо точку зрения, то может сознательно переносить ее на все, что видит, и на основе выработанных ранее критериев давать оценку другим вещам. Это привычные действия эрудита, так он проявляет себя. Однако подобное мышление уничтожает воображение и подавляет творческие способности. Такой однобокий взгляд глубоко ошибочен и мешает реализоваться всем возможностям.

Ма Юнь часто и откровенно признается, что чего-то не знает. Как-то раз один интернет-пользователь спросил о том, какой же проблемой будет заниматься Ма Юнь после того, как «Алибаба» придет к успеху. Ма Юнь ответил: «По правде говоря, у “Алибабы” множество проблем. Каждый день мы решаем накопившиеся вопросы, но постоянно встречаемся с новыми. Такова жизнь, ты вынужден стоять к ней лицом, вести дела непросто. Что же такое неразрешимые проблемы – этого я, если честно, не знаю. Однако считаю, что для нас самое важное – это лучше понимать клиентов, чтобы лучше их обслуживать». В 2006 году Ма Юнь решил разделить «Али-бабу» на пять отделов: информационного потока, фондовой сети, логистической сети, сети данных и беспроводной сети. Он назвал их «Пять пальцев Дамо»[30 - Бодхидхарма, основатель чань-буддизма. В Китае известен также под именем Дамо.] – это «Большой план “Алибабы”», охватывающий электронную торговлю всего Китая и даже мира. И хотя Ма Юнь был в нем совершенно уверен, однако в ключевых моментах сомневался: «Если меня спросят о том, как будет выглядеть этот план в 2012 году, я отвечу, что не знаю. Однако скажу, что в 2012 году вам покажется, что вы верите в него все больше и больше. Эта вера основывается на том, что, может, завтра, а может, и через полгода мы еще раз устроим реорганизацию»[31 - Цит. по: Группа «Алибаба». Внутренний диалог Ма Юня с сотрудниками. Хунци чубаньшэ. 2013. С. 78.].

В произведении «Лунь Юй» («Суждения и беседы») говорится:

Учитель сказал:

– Ю, научить ли тебя тому, что такое знание?

То, что знаешь, считай знанием.

То, что не знаешь, считай незнанием. Это и есть знание[32 - Конфуций. Суждения и беседы «Лунь юй» / Науч. перевод с кит., вст. ст. и комм. А. Е. Лукьянова; поэтич. пер. В. П. Абраменко. М.: Шанс, 2019. С. 46.].

Речь идет об особом отношении к знанию. В откровенном признании себя «незнающим» есть глубокая мудрость. Будучи «незнающим», ты не осмеливаешься ограничить будущее рамками установленной модели, не оцениваешь новые вещи лишь по личному опыту, а задействуешь воображение, творчество и мышление. Человек без большого запаса знаний и опыта описывает и создает вещи с помощью такой же фантазии, как у детей. В итоге «незнание» создаст нечто совершенно новое, что будет полностью соответствовать требованиям и тенденциям современности, и эта уникальная вещь вызовет заслуженную похвалу.

Когда корреспондент американского журнала “Business Week” спросил Ма Юня о причине создания интернет-компании, тот ответил: «Интернет – это отрасль, не нуждающаяся в опыте»[33 - Цит. по: Хуа Шэн. Легенда о Ма Юне. С. 138.]. Это знаменитая фраза, но многие понимают ее неправильно. В отличие от традиционных отраслей промышленности интернет является новой индустрией. Он развивается в ногу со временем, гораздо быстрее, чем сам человек. Поэтому не следует говорить об опыте работы в интернете – ведь интернет почти всегда идет впереди человека.

Конечно, опыт – это условие и капитал успеха, но также и преграда. Он способен незаметно убить самое изобретательное воображение, переделав свежие идеи на старый лад. Как вечно новая отрасль, интернет не нуждается в опыте и даже в знаниях, поскольку только чистое и оригинальное воображение способно создавать. Именно так «незнание» побеждает знание.

Неформальный новаторский метод: затворничество и молчание

На самом деле я – это ты, а ты – это я. Я вместо тебя делаю бизнес, а ты за меня совершенствуешься в монастыре. Когда я так думаю, у меня на душе намного спокойнее[34 - Цит. по: Чэнь Вэй. Кто такой Джек Ма. С. 108.].

Ученик, помощник и близкий друг Ма Юня Чэнь Вэй в книге «Кто такой Джек Ма[35 - Английский вариант имени Ма Юня.]» описал новаторский метод своего начальника: затворничество и молчание.

Давний друг Ма Юня – наставник Юэчжэнь, настоятель монастыря Юнфу в Ханчжоу. Говорят, в молодости он был очень похож на Ма Юня, в результате появилось изречение:

«На самом деле я – это ты, а ты – это я. Я вместо тебя делаю бизнес, а ты за меня совершенствуешься в монастыре».

Трудящийся в мире бизнеса Ма Юнь никогда не забывал о другом себе – человеке в монастыре. Каждый раз в минуты усталости или растерянности он уходил в горы, затворялся в храме и ни с кем не разговаривал. Обет молчания – это буддийская практика. Считается, что сансара – результат троякой кармы: телесной, словесной, мысленной. Если устранить эту троякую карму, то удастся сбросить узы мирской суеты. Одна из главных целей молчания – уменьшить использование речи во вред, разорвать все контакты, прекратить бесполезные размышления о земных желаниях.

В июне 2008 года Ма Юнь пришел на гору Цзиньюнь города Чунцин, где три дня пробыл взаперти, не сказав ни слова. В то время он только завершил в Ханчжоу конференцию на высшем уровне по B2B, на которой выдвинул концепцию «облачных вычислений»[36 - Обеспечение удобного сетевого доступа к общему фонду ресурсов. – Примеч. ред.]. Несмотря на множество возражений, Ма Юнь стоял на своем и сказал последнее слово, прежде чем принял обет молчания: «Я сам не знаю, какую роль будут играть облачные вычисления в будущем и насколько большую, но я знаю, что мы должны немедленно этим заняться. Потом это обязательно поможет малому и среднему бизнесу»[37 - Цит. по: Чэнь Вэй. Кто такой Джек Ма. С. 111.]. После завершения конференции Ма Юнь отправился в Чунцин, чтобы «принять обет молчания», временно пресечь бесполезные размышления о мирских желаниях и хладнокровно оценить собственные слова и действия.

Как-то один знаменитый режиссер сказал актеру: «Если ты долго держишь рот на замке, говорить начинают твои глаза»[38 - Там же. С. 112.]. Это значит, что при длительном молчании пробуждаются мысли и подлинные знания, которые невозможно уловить в обычное время.

Известно, что после того, как Будда Шакьямуни отказался от престола и ушел от мирской суеты, он многие годы вел аскетическую жизнь, но не мог сбросить путы жизненных страданий, старости, болезни, смерти. Однажды под деревом бодхи он разделил траву, сел и, безмолвствуя, со спокойным сердцем погрузился в размышления. Когда первые лучи утреннего солнца озарили все вокруг, Будда Шакьямуни прозрел. Он постиг истинный облик жизни человека, овладел высочайшим уровнем мудрости и всеведения Будды.

Затворничество и молчание позволяют Ма Юню понять суть круговорота процветания и упадка явлений и вещей в китайской культуре, а применение этих знаний в торговле – самая эффективная конкурентная стратегия. В июле 2009 года, в преддверии десятой годовщины «Алибабы», предприниматель вновь отправился на гору Цзиньюнь, чтобы обдумать тот длинный путь, который прошла компания. Ма Юнь сделал вывод, что в будущем электронная коммерция будет не «электронной» и не «коммерцией»: «В первые десять лет “Алибаба” строилась из небытия, а в следующие десять лет должна к нему вернуться. Это небытие должно быть вездесущим»[39 - Цит. по: Чэнь Вэй. Кто такой Джек Ма. С. 116.].

Великий звук беззвучен, великий образ бесформен, настоящее – вездесуще. Оно заключается не в грандиозности внешнего вида и не в престиже, а в способности все «влагой напоить живою»[40 - Ду Фу. Весенней ночью радуюсь дождю / Пер. А. Гитовича // Поэзия эпохи Тан (VII–X вв.). М.: Художественная литература, 1987. С. 211–212.] – незаметно изменять образ человеческой жизни, превратившись в своеобразную стимулирующую силу для более культурного и рационального развития общества. Лишь достигнув этого, «Алибаба» сможет считать себя вездесущей.

Нам неизвестно, что именно осознал Ма Юнь в период затворничества в июне 2008 года, но мы можем обнаружить некоторые намеки в следующих событиях.

В августе 2013 года официальное число серверов группы компаний «Алибаба» достигло заоблачной величины в пять тысяч. Благодаря этому «Алибаба» стала первым в Китае предприятием с независимыми крупномасштабными НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на счетно-вычислительных площадках и первой в мире компанией, поставляющей за границу услуги облачного программирования 5K – в настоящее время подобными технологиями обладают только такие высокотехнологичные IT-компании, как “Google” и “Facebook”. В начале 2014 года в письме, касающемся стратегии будущего, Ма Юнь упомянул, что облако – ключевое звено мобильного интернета, а цель «Алибабы» в ближайшие десять лет – создание базовой инфраструктуры для развития китайской предпринимательской деятельности в эпоху статистики.

На фоне учредителей, окончивших знаменитые университеты, имеющих заграничное образование и опыт работы во всемирно известных предприятиях, Ма Юнь – «деревенщина». Он не окончил известный вуз и не занимал руководящую должность в крупной компании. Ма Юнь, в отличие от многих других предпринимателей, постоянно занимается самосовершенствованием, например практикует затворничество и молчание. Он не только специально выкраивает время для уединения в древних храмах, но и практикует его дома. Рост «Алибабы» неотделим от сильных личностных качеств Ма Юня, многие из них кажутся заурядными, но в реальной среде жесткой конкуренции именно они легли в основу жизнеспособной стратегии предприятия, а появились благодаря размышлениям во время обета молчания.

Критерии успеха

Я надеюсь, пять лет спустя уже никто не будет говорить об электронной коммерции, поскольку она станет в нашей жизни [такой же незаменимой] как электрическая лампа, как ТВ[41 - Цит. по: Жэнь Чжэнхэ. Стратегия предприятия «Алибаба». Шэньчжэнь: Хайтянь чубаньшэ, 2010. С. 53.].

Поверьте, современной молодежи трудно вообразить жизнь без «Таобао», а подавляющее большинство людей не может представить мир без “Microsoft”. Влюбленные часто выражают свои чувства фразой: «Без тебя мне не жить». Это показатель того, как сильны их чувства. Так же и для Ма Юня эталоном успеха «Алибабы» является ее «незаменимость».

В сентябре 2004 года на пятую годовщину «Алибабы» компания огласила стратегию перехода от «Встречи в “Алибабе”» («Meet at “Alibaba”») к «Работе в “Алибабе”» («Work at “Alibaba”»). Ма Юнь сказал: «В “Алибабе” нет чуда, в “Таобао” тоже. На протяжении пяти лет мы работали в направлении «Встреча в “Алибабе”», пять лет спустя хотим заняться «Работой в “Алибабе”», собираемся превратить “Алибабу” в центр продаж, рынка, финансов и скопление человеческих ресурсов. Все это “Алибабе” могут передать клиенты, мы будем существовать и развиваться вместе с китайскими средними и малыми предприятиями»[42 - Там же.].

«Алибаба» похожа на водохранилище: «Встреча в “Алибабе”» собирает людей в водозаборе, а «Работа в “Алибабе”» подразумевает установку водных коммуникаций «семье» каждого клиента, позволяя компании, словно водопроводной воде, автоматически «приходить» в руки пользователей, превращаясь в предмет повседневного спроса. 9 сентября 2011 года на VIII Глобальном саммите по сетевой торговле Ма Юнь в очередной раз отметил, что через десять лет в Китае не будет электронной коммерции, так как она раз и навсегда станет основой коммерции других предприятий, неотъемлемой частью работы всех компаний.

«Алибаба» идет по пути «близости к народу» от создания электронной торговой площадки, необходимой каждому бизнесмену, до ситуации, когда «никто не будет говорить об электронной торговле», а также до полного отсутствия электронной коммерции. Компания хочет стать просто «инструментом» в ежедневной работе каждого клиента, рассеяться и не иметь формы, быть такой же привычной, но необходимой, как электрическая лампа и телевидение.

Есть известная многим история. Два торговца один за другим отправились в незнакомое место продавать тапочки. Первый торговец заметил, что местные жители совсем их не носят, сильно опечалился и быстро вернулся восвояси, опасаясь, что никто не купит его товар. Второй же торговец очень обрадовался этому наблюдению. Он подумал, что откроет этим людям Америку, ведь все нуждаются в тапочках. В скором времени местные жители оценили такую обувь, скупили весь товар у второго торговца и с тех пор больше не могли обходиться без тапочек.

В 1995 году, когда Ма Юнь планировал создать интернет-компанию, окружающие беспрерывно критиковали его: «Что это [интернет] вообще, в конце концов, такое? В Китае о нем никто не слышал! Никто не говорит, что Интернет – это плохо и у него нет перспектив, но для Китая эта игрушка слишком нова… У нас это никто не воспримет»[43 - Цит. по: Чэнь Вэй. Кто такой Джек Ма. С. 29.]. Ма Юнь же, как второй торговец из истории, пришел туда, где никто не носит тапочки, чтобы распродать их. Это оказалось правильным решением: хотя китайцы не были хорошо знакомы с интернетом, вскоре он им обязательно бы понадобился – их жизнь, работа, учеба и развлечения стали неотделимы от интернета. Ма Юню нужно было сделать что-то, что встроит интернет в жизнь людей, и он создал «Алибабу», ставшую одной из основателей «эпохи сети» в Китае.

Приводящий бытие в небытие, существующее в несуществующее, Ма Юнь озвучил то, что действительно желает воплотить в реальность. В 2006 году он захотел разделить «Алибабу» на «Пять пальцев Дамо», а в 2011 году, когда «Тао-бао» достиг определенной ступени развития, Ма Юнь объявил о желании поделить и его на три части: «Таобао молл»[44 - “Tmall” – сервис по продаже товара потребителям производителями. – Примеч. ред.], «Таобао шанчэн»[45 - “Taobao Marketplace” – торговля потребителей между собой.] и «Итаован»[46 - “eTao” – электронный сервис и поисковая система, ориентированная на потребительский рынок.]. Причина такого решения в том, что бизнесмен предвидел изменения в сетевой электронной коммерции: «Самый большой вклад “Таобао” за эти годы – превращение интернет-покупок из простой моды, развлечения, из дополнительной опции в жизненную необходимость. Однако сейчас пользователей больше не удовлетворяют различные услуги, которые предоставляют “Таобао” и электронная торговля, их потребности стали индивидуальными и специализированными»[47 - Цит. по: Группа «Алибаба». Внутренний диалог Ма Юня с сотрудниками. С. 118.]. Разделение «Таобао» позволяет компании более эффективно делать свои услуги частью повседневной жизни людей.

23 июля 2012 года группа компаний «Алибаба» снова была поделена – в этот раз на семь частей, – а 10 января 2013 года Ма Юнь, пристрастившийся к созданию подразделений, снова «взялся за нож» и «разрезал» ее на 25 частей. Все эти решения преследовали одну цель: превратить «Алибабу» в постоянно совершенствующуюся экосистему. Смысл разделения заключался в том, что «Алибаба» должна стать подобной самой природе, от которой зависят наши жизни. Однако для этого следует «напоить ее живой влагой». Ведь в природе ростки деревьев, цветы и травы взрастают только при наличии воды и солнечного света.